Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Белорусско российская граница на машине. Как россия и белоруссия дошли до восстановления границы

Российско-белорусская граница может преподнести неподготовленному человеку много неожиданностей. В первую очередь следует знать, что требования к путешественникам зависят от способа передвижения и возраста туристов. Впрочем, вне зависимости от того, добираетесь ли вы один или с семьёй, на самолёте, поезде или личном автомобиле, для прохождения таможенного контроля вам потребуются документы. Процесс их проверки можно ускорить, если вы «дружите» с электронными устройствами.

Основные правила

Перед тем как пересечь границу с Белоруссией, следует определиться со способом передвижения. Содержание пакета документов зависит от того, какое транспортное средство вы предпочли для поездки. Путешественники родом из России, в том числе прибывающие транзитом из Украины, стран СНГ и прочих государств, расположенных на материке Евразия, добираются до Белоруссии тремя способами:

  • на поезде;
  • на самолёте;
  • на автомобиле (или мотоцикле).

Какой бы вариант ни был избран, абсолютно для всех желающих попасть в Беларусь остается актуальным вопрос о визе. Если вы гражданин страны, входящей в СНГ, этот документ вам не потребуется. Так что можете не беспокоиться, если являетесь гражданином одного из государств:

  • Россия;
  • Украина;
  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Молдавия;
  • Туркменистан;
  • Таджикистан;
  • Узбекистан.

Кроме того, перед поездкой необходимо проверить, есть ли у вас запрет на выезд . Мы рекомендуем качественный сервис невылет.рф, который поможет узнать информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и проч., а также оценить вероятность запрета вылета за границу.

Достаточно предъявить заграничный или внутренний паспорт. А вот гражданам прочих государств предстоит оформить въездную визу, собрав пакет документов и обратившись в консульство.

В целом пересечение границы Россия – Белоруссия на поезде - самый лёгкий способ: сотрудники иммиграционной службы не останавливают поезда, чтобы устроить досмотр личных вещей пассажиров и свериться с документами. Так что официальные бумаги вам потребуются не на границе, а на вокзале при посадке.

А вот водителям и тем, кто собрался не доехать, а долететь до Белоруссии, потребуется пройти таможенный контроль. В любом случае, если вы законопослушный гражданин, уладить формальности не составит труда. Задержать на границе могут лишь в одном случае - если на вас распространяется запрет на выезд из Российской Федерации (или другого государства).

Таможенный контроль: суть процедуры

Таможенный контроль на границе России и Белоруссии - вынужденная мера, призванная обеспечить безопасность населения страны. Так что на границе у вас проверят паспорта и документы на транспортное средство, а если дело происходит не на трассе, а в аэропорту - досмотрят багаж и, возможно, зададут несколько вопросов о содержимом чемоданов и сумок.

На самом деле таможенным контролем правильно называть только процедуру декларации средств или товаров. Всё, что касается досмотра вещей, - это контроль безопасности. Но многие путешественники не видят разницы между этими понятиями. Поэтому мы расскажем обо всех процедурах, которыми сопровождается переход границы Белоруссия – Россия.

Таможенный контроль в аэропорту

Как сообщает официальный сайт Минского аэропорта, белорусскую таможню можно пройти двумя способами - по «зелёному» и «красному» коридорам. «Зелёный» коридор, то есть проход для пассажиров, не собирающихся декларировать наличные либо товары, доступен всем, чьи вещи не представляют особенной ценности. Но если вам необходимо получить документ, подтверждающий, что вы перевезли груз за границу, или если у вас с собой наличные либо таможенные чеки, стоимость которых превышает 10 000 долларов США, придётся воспользоваться «красным» коридором. В остальном людям, прибывшим в Белоруссию по воздуху, необходимо пройти стандартные процедуры, такие как:

  • регистрация на рейс;
  • получение талона на посадку;
  • сдача багажа;
  • досмотр перед полётом;
  • пограничный контроль (проверка личных документов и законности пересечения границы).

Естественно, вышеперечисленные правила касаются путешественников, уже улетающих из Белоруссии. Но отправляясь за рубеж, люди проходят подобные процедуры и в аэропортах родной страны. Поэтому не рискуйте и не надейтесь на лазейки в законах: не стоит утаивать от сотрудников иммиграционной службы наличие у вас крупных сумм денег и тем более пытаться вывезти запрещённые предметы или вещества.

Проверка документов у автомобилистов

Пройти проверку документов на границе, если вы едете на собственном автомобиле (или даже мотоцикле), не так сложно. Но иногда из-за наплыва путешественников, технологических сбоев, аварий или просто погодных условий на границе образуются многокилометровые очереди. Поэтому перед тем как приехать к границе, следует прочитать новости и, исходя из полученной информации, выбрать самый удобный маршрут. А ещё - проверить, чтобы при вас были:

  • внутренний или заграничный паспорт;
  • международные права;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • страховой полис.

Если на вашем автомобиле установлены особые средства радио- и спутниковой связи, при вас должно находиться специальное разрешение на их использование. К счастью, обыкновенных навигаторов и видеорегистраторов это не касается. Зато существует другая трудность: получение так называемой «зелёной карты», необходимой всем, кто пересекает границу на транспортном средстве, зарегистрированном не в Республике Беларусь.

«Зелёная карта»

Документ, который принято называть «зелёной картой», позволяет путешественнику легально пересекать границы многих государств и просто ездить по другим странам. Она не нужна тем, кто собирается арендовать автомобиль в официальном пункте проката. Но если вы запланировали путешествие на собственном транспортном средстве, перед поездкой нужно воспользоваться одним из трех способов получения карты:

  • в родной стране в центре страхования;
  • на границе Белоруссии (процедура займёт 10–15 минут без учёта ожидания в очереди);
  • онлайн.

Оформление «зелёной карты» - не просто формальность. Если за рубежом с вами произойдёт ДТП и вы будете не виноваты в сложившейся ситуации, вам выплатят компенсацию, исходя из норм, принятых страной посещения. И даже если вы сами нарушите правила, уплатить штраф с подобным документом будет гораздо проще. Вам не придётся изъясняться на чужом языке, разбираясь с сотрудниками дорожных служб, - страховая компания предложит инструкции, как исчерпать инцидент.

Если с вами едет ребёнок

Правила пересечения границы Белоруссия - Россия для несовершеннолетних немного отличаются от взрослых. Поскольку детям до 14 лет по законам РФ паспорта не выдают, потребуется другой документ, подтверждающий личность. В такой роли могут выступить:

  • свидетельство о рождении;
  • заграничный паспорт;
  • свидетельство об усыновлении.

Если малыш едет за границу не с родителями, нужна нотариально заверенная доверенность на сопровождающего. В исключительных случаях ребёнка, достигшего 14-летнего возраста, могут отправить в Белоруссию и одного. Для этого необходимо написать соответствующее разрешение.

Пограничная зона: временное пребывание автомобилистов

На границе России и Белоруссии существует 19 пунктов пересечения, где можно пройти паспортный и таможенный контроль. Также вы можете добраться до страны через территории других государств, но перед этим стоит узнать, потребуются ли вам дополнительные документы. Что касается самой Республики Беларусь, если вы едете через это государство в другое, специальную транзитную визу можете не оформлять. В таблице вы найдете перечень всех пограничных пунктов, а где они находятся, подскажет карта (начиная с России, пункты отмечены против часовой стрелки).

Страна, с которой граничит Белоруссия Название пограничного пункта
Россия Веселовка–Сеньковка
Селище 1-е–Камень
Перелевка–Верхличи
Самотевичи–Медведи
Смольки–Беляни
Горня–Осинка
Звенчатка–Понятовка
Коськово–Клюкино
Ляды–Красный
Редьки–Красное
Лиозно–Рудня
Колышки–Узгорки
Стайки–Сеньково
Шлыки–Дрозды
Езерище–Лобок
Краснополье–Стайки
Горбачево–Клиновое
Юховичи–Долосцы
Кострово–Байдаково
Латвия Бигосово–Патерниеке
Урбаны–Силене
Литва Видзы–Тварячус
Мольдевичи–Адутишкис
Лынтупы–Попяляке
Котловка–Лаворишкес
Лоша–Шумкас
Каменный Лог–Мядининкай
Клевица–Уряляй
Геранены–Кракунай
Бенякони–Шальчининкай
Дотишки–Эйшишкес
Поречье–Латежарис
Привалка–Райгардас
Польша Брузги–Кузница Белостоцка
Берестовица–Бобровники
Песчатка–Половцы
Козловичи–Кукурыки
Варшавский мост–Тересполь
Домачево–Славатыче
Томашовка–Пулемец
Украина Олтуш–Пища
Мокраны–Доманово
Мохро–Дольск
Невель–Прикладники
Верх Теребежов–Городище
Глушкевичи–Майдан Копищанский
Новая Рудня–Выступовичи
Александровка–Вильча
Комарин–Славутич
Новая Гута–Новые Ярыловичи

Возле всех этих пунктов формируется очередь на российско-белорусской границе. Вы можете за незначительную плату (560–700 рублей в зависимости от дня недели) ускорить процесс, заранее зарегистрировавшись онлайн. Зайдите на и займите место в очереди, указав желаемый час: это можно сделать хоть за 90 дней до поездки, но не позже чем за 3 часа.

Автомобилистам на заметку

Если вы оформили «зелёную карту» и прошли пограничный и таможенный контроль, считайте, что граница России и Белоруссии на машине успешно преодолена. Но в какую сумму это вам обойдётся, зависит от места регистрации автомобиля, а также от дороги, которую вы выбрали. Обратите внимание, что трасса М-1/Е30 (Брест (Козловичи) – Минск – граница РФ) считается платной для некоторых категорий водителей. На 2019 г. от обязательного сбора на этой дороге освобождены владельцы транспортных средств из стран Таможенного союза из собственно Белоруссии, а также России, Казахстана, Армении и Киргизии.

Если ваша машина или мотоцикл зарегистрированы в другой стране, вам придётся заплатить по 3 евро на каждом из четырёх пунктов взимания платы. Ставка увеличится, если высота автомобиля превышает 210 см.

Преодолевая границу на грузовой машине, приготовьтесь заплатить:

  • если у автомобиля две оси - 4 (если вы из страны Таможенного союза) или 5 евро (в остальных случаях);
  • три оси - 10 евро;
  • четыре оси - 15 евро.

Пересечение границы Россия – Белоруссия: Видео

Мы в очередной раз собираемся на машине в Европу. В этом году уже ездили в апреле в Минск, в мае в Голландию, а в июне в Норвегию. Но летом-осенью случилось обострение неадекватных политических и торговых действий со стороны России, в связи с чем я решила выяснить вопрос прохождения границы Россия-Беларусь и Беларусь-Польша. Меня регулярно спрашивают:"Как в Европе относятся к русским и к машинам с русскими номерами?". Нормально относятся. Глупости про дрязги между людьми только по телевизору показывают (актеров за деньги они нанимают что ли?). Вобщем, кто хочет путешествовать на своем любимом автомобиле - удачи! У вас все получится. Правда, есть тонкости в порядке прохождения таможни.

Трасса М1, дорога Москва-Брест, май 2014.

Итак, в прохождении границы со стороны беларусов большую роль играет человеческий фактор. Могут придраться к следующим вещам и заставить отдать или оплатить за:
- перевес личных вещей более 50 кг на человека (интересно, а аптечку и огнетушитель тоже будут взвешивать?);
- более 3 л алкоголя любой крепости на человека (пропадает смысл везти алкоголь всем друзьям);
- более 3 комплектов похожих вещей на человека (считается уже коммерческой партией и подлежит декларированию с уплатой налога);

Новости по автогранице Беларуси -

Если кто-то возвращается из Европы после долгой поездки со своими сменными шинами (например, переобулся на летние и везет свои зимние), то второй комплект использованных шин заставят оплатить или выкинуть. По белорусским правилам на 1 человека положено 4 шины. За лишние (запасные) колеса таможенники просят заплатить из расчета 4 евро/кг;

На границе могут спросить какая часть вещей ввозилась с собой, а какая - куплена в Европе. Потому что будут в качестве коммерческой партии рассматривать именно европейские покупки. Мы, например, везли все покупки с чеками, потому что думали воспользоваться taxfree, но увидев очередь, в последний момент отказались. И возврат 5000 р. был уже неважен по сравнению с возможностью пройти наконец эту чертову границу и выспаться. Тогда мы проходили таможню 7 часов и были удостоены детального досмотра в отдельном помещении с собакой и вытряхиванием всех вещей. Мы доказывали, что все вещи в машине - для личного использования, а чеки и этикетки в наличии только потому, что рассчитывали на процедуру возврата налогов. Мы ехали через зеленый коридор и никаких пошлин не платили, поскольку ввозили личные вещи и вещи б/у. Главное - чтобы не было перевеса более 50 кг и покупки были бы на сумму не более 1500 евро . Иначе нужно платить 4 евро за каждый кг перевеса.

На границе могут спросить сколько бензина в топливном баке. Скажут, что вы ввозите топливо в другую страну для перепродажи и заставят оплачивать этот ввоз. Это относится к белорусской и литовской границе.

Белорусы, если видят машину, возвращающуюся из Европы, тут же спрашивают про наличие мясных продуктов. Если есть - отбирают. Это касается и свежего мяса, и колбасы. Если вы с собой везете той-терьера - прекрасно! Скажите, что 20 кг свежего мяса - на корм собаке.

Сейчас Россия с Беларусью не решили вопрос про ввоз в РФ мясной и птичьей продукции, поэтому русские таможенники имеют права отобрать белорусские мясные продукты и птицу . Причем список мясных фабрик не уточняется. Количество фабрик меняется раз в неделю . На границе России и Беларуси вновь введены таможенные посты . Таможенники имеют право досмотра не только грузовых, но и легковых автомобилей. Беларусы задерживают российские фуры для досмотра . Со стороны России на трассе М1 уже скопилась 15-км очередь.

Трасса М1 на территории Баларуси. Май 2014 г.

Отдельные поводы для досмотра:
Критерии, в соответствии с которыми сотрудники органов пограничной службы в автодорожных пунктах пропуска информируют должностных лиц таможенных органов о выявленных в "зеленом" коридоре транспортных средствах и товарах, въезжающих в Республику Беларусь с 4 июня 2013 года:

1. Пересечение Государственной границы Республики Беларусь транспортным средством более 1 раза в течение 8 суток;

2. Нахождение в транспортном средстве 4 и более лиц;

3. Наличие в салоне или багажном отделении транспортного средства сумок, чемоданов, пакетов, коробок, мешков, тюков и других предметов, в которых могут находиться товары, крупногабаритных товаров длительного пользования, в том числе бывших в употреблении;

4. Пересечение Государственной границы Республики Беларусь транспортным средством, имеющим 8 и более посадочных мест, включая водителя, а также грузопассажирскими и грузовыми транспортными средствами;

5. Транспортное средство зарегистрировано на территории иностранного государства.

В целях выполнения данного порядка:

при выявлении в "зеленом" коридоре транспортного средства, соответствующего указанным критериям, сотрудникам органов пограничной службы, в соответствии с п.27 Инструкции о порядке взаимодействия государственных контрольных органов при пропуске через Государственную границу Республики Беларусь физических лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска, утвержденной постановлением Госпогранкомитета и ГТК от 31 октября 2011 года №25/47, информировать должностное лицо таможни с передачей ему контрольного талона.

С сайта Таможенного комитета Беларуси:

Допускается ввоз без уплаты таможенных платежей следующих категорий товаров:
в сопровождаемом и несопровождаемом багаже:

1. Товаров для личного пользования...., таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1 500 евро (авиатранспортом - 10 000 евро), и общий вес которых не превышает 50 килограммов, ....;

2. Бывших в употреблении товаров для личного пользования согласно приложению 4 к Соглашению, временно ввозимых иностранными физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза, независимо от стоимости и веса, но в количествах, определенных данным приложением;
....
7. Товаров для личного пользования независимо от стоимости и веса, ввозимых обратно в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), после их вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза, при условии подтверждения их вывоза.

Документами, подтверждающими вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза являются:
пассажирская таможенная декларация, оформленная в установленном законодательством порядке;
документы, подтверждающие факт производства или приобретения данного товара на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан или Российской Федерации (паспорт изделия, гарантийный талон, чек и другие); .....

Б/У товары могут ввозить без пошлин на время только иностранцы, а резиденты таможенного союза - только с документами, подтверждающими, что они их вывезли:)....
Видимо, так с секонд-хэндом батька борется...:)....

Действительно, законодательство Таможенного союза предусматривает возможность отдельного государства-члена устанавливать свой порядок подтверждения факта вывоза (например, чеков о приобретении товаров на территории ТС). Однако в белорусском исполнении, при очевидности факта временного вывоза, это говорит лишь о глупости либо этих конкретных белорусских таможенников, либо ГТК Беларуси. После обнародования таких фактов Лукашенко действительно добьется того, что поток автотранзита в Европу пойдет в обход Беларуси - через Прибалтику, Финляндию или Украину.

С 15 января 2015 г. на территории Беларуси в зимнее время обязательны зимние шины . Наконец-то! Видимо уже устали объяснять водителям, что нужно переобуваться.

Про пересечение границы Беларуси на автомобиле - http://autotraveler.ru/belarus/peresechenie-granicy-belarusi.html#.VJkiZcIRTA

Беларусь, май 2014, цветут рапсовые поля. Въезжаем в Брестскую область.

1. Выехали в 11:30. Полный бак 95.
2. 17:30, перед платной дорогой долили до полного бака (ПТК на 1000 руб.), но можно и не делать этого: в РБ теперь принимают рубли, Евро, Доллары.
3. На выезде из России за платную дорогу отдано 220 руб. (Обратно ехать очень осторожно, так как платная в сторону России вся разбита - ямы такие что колесо уходит со свистом)
4. Сразу за шлагбаумом России - проверка паспортов и документов на машину. Из машины не выходим.
5. Последняя заправка в Белоруссии (Михалишки) - заливаемся еще на 20 Евро
6. В Белоруссии можно нигде не останавливаться. Платы за пользование дорогами уже вроде как нет.
7. Подъехали к границе РБ - не выходим из машины, показываем паспорта, получаем талон.
8. Далее по зеленому коридору: паспортный контроль (все гуськом с паспортами к окошку, на талон ставят штамп о выезде из РБ) и проводят досмотр машины. В этот же момент забирают талон.
9. На въезде в Литву - доезжаем до шлагбаума и останавливаемся на STOP линии. Ждем зеленого. Проезжаем обеззараживающую яму.
10. Подъезжаем по зеленому коридору (крайний левый ряд): паспортный контроль, штамп в визе, осмотр машины. Ждем когда откроют шлагбаум.
11. Выезжаем за шлагбаум, ждем когда опять загорится зеленый, и мы в Литве. Итого, в Вильнюс приехали около 2:30 по местному времени (на 1 час меньше). Все понравилось. Отдыхали на озерах с двумя малышами, гуляли в центре.

Обратно едем так:
1. Выезд в 14:00. На выезде было где-то четверть бака. На одометре 137125
2. Подъехали к границе - встали не четко на STOP линии перед шлагбаумом, нам сделали замечание - сдавали назад.
3. После того как шлагбаум открылся - подъезжаем в красном коридоре на паспортный контроль и проверку машины. Затем DutyFree.
4. На въезде в РБ - опять по левому краю, проверка паспортов и машины, талон. Ждем открытия шлагбаума.
5. Забрали талон открыли шлагбаум и вот в 15:45 мы снова в РБ.
6. На заправке в Михалишках РБ заливаем до полного 95 (1300 р.)
7. На выезде из РБ - показали паспорта, из машины не выходим.
8. 20:09 - проехали Опочку, заплатили 220 р., въехали в Россию. Ехать аккуратно. ДЫРЫ на платной дороге такие, что в Опочке несколько шиномонтажек открылось ((.
9. В Пушкине были в 2:25. Бензина на нуле. На одометре 137934.

Беларусь, май 2014, цветут рапсовые поля.

Отдельная история про параноидальных таможенников при поездке из Украины через Беларусь в Литву - http://travel-fanat.livejournal.com/55474.html
"Для транзита через Беларусь мне пришлось пересечь две границы и соответственно четыре таможни. Украина-Беларусь, Беларусь-Литва. Украинских автолюбителей-новичков здесь поджидают несколько капканов..."

С прохождением границы на пост-советском пространстве все непросто... Самая милая таможня была русско-финская. Санаторий:) Все быстро, просто и удобно. Удачи вам в автомобильных путешествиях. Да здравствует разум, да сгинет маразм!

Иностранные граждане не могут въезжать в Россию через границу Беларуси — между странами попросту нет международных пунктов пропуска, которые необходимы, чтобы жители третьих стран могли законно попадать в РФ. Для многих информация об этом стала новостью, хотя подобное предусмотрено еще договорами 1995 года, а .

КПП "Красное – Редьки"

Корреспонденты Sputnik отправились на границу Беларуси и России — своими глазами увидеть, как живет приграничье сегодня, и поговорить с местными жителями о том, снуют ли в лесах гастарбайтеры.

Маршрут первый. КПП "Красное — Редьки"

Самый загруженный пропускной пункт между Беларусью и Россией расположен между деревнями Красная горка и Редьки. Через него идет трасса Брест — Москва, поэтому популярность маршрута легко объяснима.

Проехали через границу мы спокойно: никто не останавливал для проверки паспортов, но ведь и ехали мы на машине с белорусскими номерами.

© Sputnik / Виктор Толочко

Слышавшие про ситуацию на границе смоляне рассказали: у большинства въезжающих на машинах паспорта все же проверяют. Введен паспортный контроль и для автобусных маршрутов, а иногда пограничная служба выставляет посты и у железной дороги.

"Слышал об истории: поляков развернули на "Красной горке", они решили схитрить и проехать границу на электричке. Но на российской стороне их все равно задержали, ведь они попали в страну незаконно", — поделился воспоминаниями местный житель.

© Sputnik / Виктор Толочко

Собеседник Sputnik высказал мнение: часть иностранцев, особенно среди тех, кто едет в поисках работы, пытаются проникнуть в Россию объездными путями.

Маршрут второй. ГП Красный — деревня Ляды

Жители Смоленщины знают: самый популярный маршрут в обход КПП на Красной горке — проехать через поселок городского типа Красный, мимо деревни Б. Добрая, и въехать уже в белорусскую деревню Ляды.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Там всегда контрабандисты шастали раньше", — рассказал мужчина средних лет.

В самом поселке Красный ни о местных контрабандистах, ни о гастарбайтерах из восточноевропейских стран не слышали. Продавец в местном магазинчике просто развела руками: сказала, что иностранцы к ней как не заходили, так и не заходят, поэтому она ничего рассказать не может.

Несколько километров от поселка в сторону границы — маленькие деревни, в которых в основном живут скотоводы.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Белорусов свободно пускают, а иностранцев — нет. Официального перехода здесь нет, но пограничники иногда выставляют и здесь свои посты. Граждан других стран разворачивают — армян, грузин, украинцев… Если грузин задерживают — так и арестовывают на несколько суток. Такое уже около года, как я помню, во всяком случае, для украинцев и грузин. Про то, что нельзя ездить и европейцам, услышала недавно совсем", — поделилась женщина.

На бизнесе нововведения не отразились: здесь страховались в основном граждане Беларуси.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Когда выставляют пограничников — стоят иногда и сутками, все въезжающие паспорта проверяют. Но такое было уже давно: два года назад, когда украинцы хлынули в объезд, чтобы работать в России. Их и разворачивали. Ездили целыми автобусами, всех останавливали и потом разворачивали. Что в прошлом году было… По 15-20 автобусов стояли и ждали, пока проверят. И потом им нужно было уезжать", — заключила собеседница Sputnik.

Маршрут третий. Объездов нет

В Лядах на белорусской стороне об изменении порядка пересечения границы говорить не хотели — оправдывали тем, что все вопросы нужно задавать россиянам, а "мы здесь ничего не видели". Более разговорчивыми оказались жители российской деревни Б. Добрая.

© Sputnik / Виктор Толочко

"Пограничники обычно у нас чуть дальше, за деревьями стоят. Часто вижу, что автобусы стоят — проверяют. И разворачивают часто. Останавливают и машины, и автобусы — всех", — рассказала местная жительница, вышедшая наблюдать за пасущимся стадом.

По словам женщины, сотрудники погранслужбы выставляют посты на всех дорогах вдоль границы, время от времени курсируют по деревням и ближайшим населенным пунктам. "Объехать так, чтобы их не было, было бы сложно", — заключила собеседница агентства.

Маршрут четвертый. Законный

Когда появятся международные пункты пропуска в Беларуси — неизвестно. Пока приехавшему по трассе Брест — Москва иностранцу остается только делать крюк в сотню километров, чтобы попасть в Россию через границу с Латвией или Украиной.

© Sputnik / Виктор Толочко

Sputnik побеседовал с научным руководителем конференции по приграничному сотрудничеству, которая прошла в Смоленске на минувшей неделе. Проректор по научной работе СГУ Александр Катровский — доктор географических наук, который особое внимание уделяет проблемам развития приграничных территорий.

"Многие хотят приехать в Катынь — это святое для поляков место. Но не могут напрямую, к сожалению, вынуждены объезжать. Я думаю, вопрос можно было бы решить и введением единой визовой политики — мы давно об этом говорим и выступаем за подобные шаги", — поделился со Sputnik Катровский.

На этой неделе госпогранкомитет и государственный таможенный комитет Республики Беларусь (РБ) приняли к рассмотрению петицию граждан, требующих полностью перекрыть белорусско-российскую границу и вернуть таможенный и пограничный контроль.

«Отсутствие таможенного и пограничного контроля на границе нашего государства с Российской Федерацией угрожает экономической и общественной безопасности нашей страны. Согласно данным МВД РБ, более 60% контрабандного товара экспортируется именно из Российской Федерации», — говорится в петиции, поданной жителем Могилева Антоном Косцовым. В документе речь идет о «паленой» водке, наркотиках и даже сутенерах, которые свободно пересекают границу двух союзных государств и угрожают жизни и здоровью белорусских граждан.

Это далеко не первая петиция такого рода. Неожиданностью стало то, что белорусские власти впервые отнеслись к инициативе всерьез. Под петицией о пограничной российской угрозе стоит подпись 551 человека.

Реакция белорусских ведомств отражает обострившийся диалог между Минском и Москвой относительно пограничного вопроса. Проблема стала неожиданно актуальной с осени. Тогда выяснилось, что жителям Литвы стало намного сложнее въехать в «континентальную» Россию (то есть не в Калининградскую область). Большинство литовцев попадали в РФ через Белоруссию, однако российские пограничные органы запретили пропускать граждан ЕС на свою территорию через Республику Беларусь. По новым требованиям, если они хотят попасть в РФ, то должны пересекать границу с территории Литвы, Латвии или Эстонии.

Впрочем, подобные меры распространились и на граждан других стран, в том числе тех, кто считается однозначно дружественными к Москве. Например, гражданин Казахстана, живущий в Витебской области, не мог въехать в Россию через КПП «Красная Горка» под Смоленском. Он должен ехать за 350 км в международный пункт пропуска в Брянской области.

Все три страны — Россия, Белоруссия и Казахстан — входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который позиционирует себя как открытое и свободное пространство для стремительного и современного развития экономик всех стран-участниц. Но ЕАЭС сам по себе, а пограничные правила, получается, тоже сами по себе.

Исключений не предусмотрено и для дипломатов. Это на собственном опыте узнал посол ЕС в России литовский дипломат Вигаудас Ушацкас.

В сентябре он на автомобиле отправился в Россию по хорошо знакомому маршруту — через Белоруссию, однако на границе его развернули и сказали ехать через Латвию, то есть сделать крюк в 500 км.

«Дальнобойщики буянить умеют»

«Проблема появилась неожиданно, на ровном месте. Никто никого не предупреждал. Просто россияне вдруг начали следовать пограничным правилам, о которых сами же не вспоминали два десятка лет, — рассказал «Газете.Ru» Владислав Замировский, менеджер одной из белорусских транспортных компаний. — И поверьте, все пока обходится без громких скандалов только потому, что сделано исключение для дальнобойщиков и пассажиров международных рейсов. Иначе были бы и массовые протесты, и блокада автотрасс грузовыми фурами. Дальнобойщики буянить умеют. А вы представляете, что означает перекрыть трассу М1 (Москва — Минск — Брест. — «Газета.Ru»)?»

Новые правила не касаются большегрузных автомобилей, поскольку их транзит регулируется специальными квотами на перевозки. Тем не менее РФ сократила количество пунктов пропуска, через которые грузоперевозчики из третьих стран могут пересекать белорусско-российскую границу.

Теперь это только те трассы, на которых есть стационарные российские пограничные посты. Пересечение грузовыми фурами границы в других местах карается штрафом 2 тысячи российских рублей.

Пограничный контроль на границе между Белоруссией и Россией был ликвидирован в 1995 году, когда вступил в силу Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между странами. Однако с тех пор пограничные ведомства и МИДы двух стран так и не согласовали правила въезда для граждан третьих стран. На протяжении 20 лет никто не видел в этом проблемы, и иностранцы свободно ездили по своим делам в Россию через Белоруссию.

«За минувшие два десятилетия получила распространение бизнес-практика, когда предприниматели из Польши и Литвы создают свои производства в Белоруссии. Например, в свободных экономических зонах. Но основной рынок сбыта для этих производств — в России, — разъясняет белорусский политолог Андрей Аксенов. — Соответственно, им приходится часто ездить между своей страной, Белоруссией и Россией».

«Раньше, насколько я знаю, многие даже российские визы не делали — хватало белорусской. Но теперь, даже имея в паспорте визу РФ, им не так просто смотаться по делам, скажем, из Гомеля в Смоленск. Между городами три сотни километров, а ехать теперь приходится более чем за тысячу — чтобы через международный пункт пропуска», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».

По словам эксперта, так как больше всего от нововведения страдают граждане Литвы и Польши, именно министерства иностранных дел этих стран направили ноту России.

Посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас, в свою очередь, встречался с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным. Тот заверил, что разберется с этой проблемой.

«Если в ближайшее время все не вернется на круги своя, то Белоруссия фактически потеряет часть транзита по своей территории. А еще — свой имидж «мостика» между Россией и Евросоюзом. И это самый болезненный удар для нынешнего руководства страны», — резюмирует Андрей Аксенов.

^Взаимное непонимание

Как теперь выясняется, в Москве и Минске понятие «открытая граница» трактуют по-разному.

Власти Белоруссии исходят из того, что без уточняющих положений действует принцип, по которому белорусско-российская граница открыта для всех. В России, однако, считают, что при отсутствии международных договоренностей действуют внутренние законы. А в РФ законы предполагают, что все иностранцы должны пройти обязательный пограничный и таможенный контроль на въезде и выезде. Правда, в этой ситуации не очень понятно, почему данная норма начала действовать именно сейчас.

«Граждане зарубежных стран пересекают границу Белоруссии в международных пунктах пропуска, проходят соответствующий контроль, получают при этом миграционные карты общего с Россией образца. Мы считаем эти процедуры полностью достаточными для дальнейшего беспроблемного движения иностранцев по общему пространству Союзного государства, как это было последние 20 лет, — сказал на одном из брифингов пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик. — В любом случае сейчас вопрос лежит в плоскости усовершенствования договорно-правовой базы, а не введения какой-то инфраструктуры».

Вопрос транзита граждан третьих стран через Белоруссию в Россию обсуждался в конце ноября в Минске на переговорах министров иностранных дел двух стран, однако конкретных договоренностей они не достигли.

Как рассказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, наличие в паспорте действующей российской визы — недостаточный фактор, чтобы попасть в Россию. По закону сделать это можно только через международные пункты пропуска. «Но мы очень давно продвигаем идею единого визового пространства Союзного государства», — отметил Лавров.

Пока, по словам главы МИД РФ, обсуждается соглашение о взаимном признании виз Белоруссии и России.

«Да, террористы являются реальным фактом, есть нарастание угрозы, это нельзя отрицать. Но если мы с Белоруссией выработаем единую визовую политику, у нас будет на 100% скоординировано, кому выдавать, а кому не выдавать визу, тогда эта проблема сама по себе отпадет. Пока надо вырабатывать временные, промежуточные меры», — считает Лавров.

Как пояснил далее российский министр, вероятно, вопрос будет решаться через открытие временных пунктов пропуска для иностранных граждан на белорусско-российской границе. Он отметил, что весь комплекс этих вопросов будет рассматриваться на заседании межгосударственной рабочей группы. Ее заседание было намечено на начало декабря, но пока никаких сообщений о начале работы не поступало.

В свою очередь, белорусский министр иностранных дел Владимир Макей подчеркнул, что в рамках Союзного государства открытые границы очень важны, но проблему передвижения граждан третьих стран необходимо срочно решать. «Таких проблем в наших отношениях быть не должно», — заявил он.

Лавров отшутился. Мол, «третьим странам» надо просто вступать в Союзное государство, и тогда проблема пересечения белорусско-российской границы для них снимется сама.

«Я думаю, это одно из проявлений общей напряженности в отношениях между Минском и Москвой, которую мы видели на протяжении всего 2016 года. Как только Минск начал шантажировать россиян ростом цен на транзит нефти через Белоруссию на Запад, российская сторона увидела проблему там, где не видела ее два десятка лет. То есть в отсутствии международных пунктов пропуска на границе, — считает белорусский политолог Антон Кисленок. — А ведь проблему можно было решить намного проще. Например, через взаимное признание виз для целей транзита». Этот механизм, созданный в рамках СНГ, применялся и российской, и белорусской сторонами, но в начале 2000-х именно Москва от него отказалась.

В 2018 году для того чтобы въехать в Беларусь, виза и миграционная карта по-прежнему не требуются. При пересечении границы надо предъявить заграничный или национальный российский паспорт. Визовый режим у РБ установлен со странами, не включенными в СНГ.

Детям до 14 лет нужно иметь с собой свидетельство о рождении, а от 14 до 18 – свой документ, удостоверяющий личность. Если ребенок едет только с отцом или матерью, российская пограничная служба потребует показать доверенность от второго родителя. То же самое предусмотрено, когда несовершеннолетний въезжает в страну в сопровождении чужих людей.

Транзит через Белоруссию

Чтобы пересекать границу с республикой проездом на самолете или поезде, оформлять транзитную визу не понадобится. Направляясь в другое государство, граждане РФ могут беспрепятственно находиться на территории РБ. Им будут нужны только разрешительные документы на въезд в финальную точку маршрута.

Если россияне следуют через Белоруссию на поезде с целью туризма, прохождение пограничного контроля для них не предусмотрено.

Проезд для детей младше 5 лет при отправлении с белорусских железнодорожных станций бесплатный, если с родителями в поездке присутствует лишь один несовершеннолетний. В противном случае билет будет стоить 35% от цены взрослого. Ребенку до 10 лет путешествовать по железной дороге одному в РБ запрещено.

Стоимость поездки зависит от перевозчика. Например, цена на перелет ребенка до 2 лет самолетом белорусской компании «Белавиа» составляет 10% от полного билета, а для несовершеннолетних до 12 лет делается скидка 25%. На транспорте общественного назначения в РБ дети ездят бесплатно. Российский полис медстрахования считается недействительным в Беларуси, но в экстренных случаях там оказывают медпомощь.

В Белоруссию на авто

Если в качестве транспорта для поездки через границу выбран автобус или автомобиль, нужно соблюдать определенные требования. Жителям РФ будет необходимо представить документ о наличии разрешения на управление этой машиной.

В случае пребывания в республике более 30 дней регистрироваться там не нужно. Белорусский медицинский полис россиянин может также не оформлять. Водить автомобиль в этой стране по закону можно с 18 лет, а мопед или скутер – с 16, конечно, если есть удостоверение.

Переезд через границу на авто предполагает, что у водителя с собой:

  • права;
  • документ о регистрации транспорта;
  • страховой полис на авто.

Перед тем как пересечь рубеж, нужно получить зеленую карту. Это страховой полис гражданской ответственности за автомобиль в пределах других государств, его аналог – наш ОСАГО. По этой бумаге владельцу авто будут компенсированы имущественные убытки и расходы на лечение, если произойдет несчастный случай.

Оформление «зеленой» карты возможно непосредственно при въезде на территорию РБ или заблаговременно.

Если иностранец окажется в республике без этого документа, его оштрафуют на 200 долларов.

Цена зеленой карты на машину (легковую) сроком действия в две недели составляет около 800 р., а страховка на год составит примерно 5000. Желательно получить упомянутую карту до пересечения границы, на этом можно сэкономить.

Система «Грин Кард» действует в 40 странах, так что данная процедура является обычной для многих современных граждан. Единственная разница: цена на страховку с учетом полного покрытия, действительную только в пределах СНГ, в 3 раза дешевле.

Таможенный контроль

Пересечение границы с Белоруссией – процесс не сложный, однако досмотр личных вещей и багажа никто не отменял. Иностранным гражданам необходимо заполнять и таможенную декларацию, ее лучше взять с собой перед отъездом из РБ.

Чтобы не оплачивать пошлину, на территорию Беларуси можно произвести провоз:

  • табачной продукции весом менее 200 грамм либо табак до 250 г.;
  • алкоголь – крепкие напитки до 2 литров, пиво – 1 л.;
  • наручных часов в количестве одной штуки;
  • меховых и кожаных изделий – максимум 3 единицы;
  • ювелирные украшения – до 5 ед.;
  • предметов личного пользования весом до 50 кг, а также ценой до 1500 евро, а на самолете – до 10 000;
  • коллекционных монет из недорогих металлов;
  • автомобильных шин до 4 штук на 1 путешественника;
  • видео- и аудиозаписывающей техники, пылесосов;
  • домашних и охотничьих животных, при наличии у них необходимых справок и прививок.

Белорусская таможня не пропустит:

  • аудиозаписи, а также электронную или печатную информацию, небезопасную для государства и угрожающую здоровью и психологическому состоянию его граждан;
  • наркотики и взрывчатые вещества;
  • предметы культурно-исторической ценности;
  • огнестрельное оружие, если оно не является военным, личным или спортивным со специальным разрешением;
  • лом, металлические отходы разного вида;
  • животных и растения из Красной книги республики;
  • дикорастущие растения, использующиеся в медицине.

Граница между РФ и Беларусью пока не считается закрытой, поэтому при прохождении через пропускной пункт приезжих не очень скрупулезно досматривают. Однако стоит быть внимательными и соблюдать законы, проходя пограничный и таможенный контроль.

Как изменился пропускной режим?

Ранее автовладельцы, проезжающие через границу между странами, с проблемами не сталкивались. Реальные проверки не осуществлялись, могли даже не спросить документы. Порядок въезда изменен 1 февраля в 2017 года по приказу главы российского ФСБ Бортникова о введении пограничной зоны. Эту бумагу опубликовали на информационно-правовом сайте.

Теперь устанавливается время и место пересечения границы между Россией и Белоруссией, а также предупреждающие знаки о наличии пограничного поста.

Рассмотрим пересечение белорусами границы с РФ. Допустим, иностранные граждане едут автобусом из Витебска в Смоленск. Чтобы приобрести проездной билет, кассиру предоставляется документ, удостоверяющий личность, причем с отметкой о белорусском или российском гражданстве. Перед пунктом пропуска почти не собираются очереди из машин.

Паспортный и таможенный контроль производится обязательно, в редких случаях из транспорта высаживают для проверки даже людей, у которых есть вид на жительство в РБ. Такие правила введены с 2016 года.

Еще недавно пересечь белорусско–российскую границу гражданам РФ можно было беспрепятственно даже пешком, но ситуация в мире стала совсем иной.

Теперь через рубеж между двумя государствами нельзя ездить представителям третьих стран, поскольку там не установлены международные пропускные пункты. Иностранцы имеют право проезда в страну либо через Латвию, либо через КПП «Новые Юрковичи», имеющий статус международного и находящийся вблизи российской, белорусской и украинской границ.

В приграничную зону попал город Рудня (РФ). Теперь, чтобы приехать туда за покупками, белорусам потребуется разрешение, что экономически невыгодно для бизнеса.

Контрольно-пропускные пункты

Рассмотрим основные обходные варианты проезда между странами:

  1. КПП Красное – Редьки. Этот маршрут самый загруженный, поскольку там проходит трасса из Бреста в Москву. Он располагается между двумя деревнями – Редьки и Красная Горка.

У многих приезжающих на автомобиле документы все равно проверяют, а временами устанавливают погранпосты и у железнодорожных путей.

Другие иностранцы, прежде всего те, кто еду на заработки, пытаются доехать до Белоруссии по объездной дороге.

  1. ГП Красный – Ляды. Жители Смоленской области знают, что самый простой обходной маршрут такой: проезд мимо поселения Красный и деревни Большая Добрая в с. Ляды (Белоруссия). В этом районе находится филиал страховой компании. По свидетельствам ее работников, изменения в приграничной зоне пока не отразились на бизнесе, поскольку клиентами были в основном граждане РБ.

Как считают специалисты, нужно быстрее решать вопрос о российско-белорусской границе, что станет выгодным для жителей обеих стран. Такого же мнения придерживаются работники придорожного сервиса, заправок и кафе, поскольку среди их посетителей стало меньше иностранцев, а это может снизить прибыль.

Постоянное место жительства – Белоруссия

Гражданам других государств, планирующим переехать в республику, необходимо получение ВНЖ. Именно этот документ позволяет постоянно находиться в РБ на законных основаниях.

Но прежде чем оформить вида на жительство, понадобится разрешение на постоянное пребывание.

Чтобы его получить, потребуются следующие бумаги:

  • внутренний либо заграничный паспорт;
  • заявление;
  • автобиографическая характеристика;
  • документ на жилье, где мигрант будет зарегистрирован (например, договор аренды квартиры);
  • медицинское заключение о том, что нет угрожающих обществу заболеваний;
  • 4 фотоснимка в цвете;
  • квитанция о том, что оплачен государственный сбор в сумме 700 руб.

Получив разрешение, можно заняться оформлением вида на жительство, предоставляемое на период до 2 лет, но не более чем до конца действия паспорта иностранца, с которым был осуществлен въезд в РБ. После повторного обращения возможно получение ВНЖ на 5 лет, который необходим при обучении и ведении бизнеса на территории республики.

Трудоустройство в Беларуси

Чтобы работать в РБ, национальный язык учить необязательно, так как русский там также является государственным. Важно оформить временную прописку, которую могут предоставить родные, знакомые либо арендодатели квартиры. Жилплощадь в государстве является доступной, так как стоимость на недвижимость там невысока.

Документы о высшем и среднем образовании, полученные в России, принимаются и в Белоруссии, а российский трудовой стаж насчитывается. Ждать высоких заработков в РБ не придется, доходы там ниже российских, но и затраты на проживание гораздо меньше.

Люди, много лет пребывающие в республике, могут рассчитывать на получение гражданства. Однако законами Беларуси не разрешается наличие второго подданства, так что пользоваться и белорусским и российским паспортами невозможно.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме