Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Требования. Управление требованиями

IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology определяет требования как:

  1. Условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей;
  2. Условия или возможности, которыми должна обладать система или системные компоненты, чтобы выполнить контракт или удовлетворять стандартам, спецификациям или другим формальным документам
  3. Документированное представление условий или возможностей для п. 1 и 2

Какие требования бывают

Требования к ПО состоят из трех уровней — бизнес-требования, требования пользователей и функциональные требования. Вдобавок каждая система имеет свои нефункциональные требования. Модель на рис. ниже иллюстрирует способ представления этих типов требований.

Бизнес-требования(business requirements)

Бизнес-требования (business requirements) содержат высокоуровневые цели организации или заказчиков системы. Как правило, их высказывают те, кто финансируют проект, покупатели системы, менеджер реальных пользователей, отдел маркетинга. В этом документе объясняется, почему организации нужна такая система, то есть описаны цели, которые организация намерена достичь с ее помощью. Мне нравится записывать бизнес-требования в форме документа об образе и границах проекта, который еще иногда называют уставом проекта (project charter) или документом рыночных требований (market requirements document). Определение границ проекта представляет собой первый этап управление общими проблемами увеличения объема работ.

Требования пользователей (user requirements)

Требования пользователей (user requirements) описывают цели и задачи, которые пользователям даст система. К отличным способам представления этого вида требований относятся варианты использования, сценарии и таблицы «событие — отклик». Таким образом, в этом документе указано, что клиенты смогут делать с помощью системы.

Функциональные требования (functional requirements)

Функциональные требования (functional requirements) определяют функциональность ПО, которую разработчики должны построить, чтобы пользователи смогли выполнить свои задачи в рамках бизнес-требований. Иногда они называются требованиями поведения (behavioral requirements), они содержат положения с традиционным «должен» или «должна»: «Система должна по электронной почте отправлять пользователю подтверждение о заказе».
Функциональные требования документируются в спецификации требований к ПО (software requirements specification, SRS), где описывается так полно, как необходимо, ожидаемое поведение системы.

Системные требования (system requirements)

Системные требования (system requirements) - это высокоуровневые требования к продукту, которые содержат многие подсистемы. Говоря о системе, мы подразумеваем программное обеспечение или подсистемы ПО и оборудования. Люди — часть системы, поэтому определенные функции системы могут распространяться и на людей.

Бизнес-правила (business rules)

Бизнес-правила (business rules) включают корпоративные политики, правительственные постановления, промышленные стандарты и вычислительные алгоритмы. Бизнес-правила не являются требованиями к ПО, потому что они находятся снаружи границ любой системы ПО. Однако они часто налагают ограничения, определяя, кто может выполнять конкретные ВИ, или диктовать, какими функциями должна обладать система, подчиняющаяся соответствующим правилам. Иногда бизнес-правила становятся источником атрибутов качества, которые реализуются в функциональности. Следовательно, вы можете отследить происхождение конкретных функциональных требований вплоть до соответствующих им бизнес-правил.

Нефункциональные требования

Нефункциональные требования описывают цели и атрибуты качества. Атрибуты качества (quality attributes) представляют собой дополнительное описание функций продукта, выраженное через описание его характеристик, важных для пользователей или разработчиков. К таким характеристикам относятся:
* легкость и простота использования
* легкость перемещения
* целостность
* эффективность и устойчивость к сбоям
* внешние взаимодействия между системой и внешним миром
* ограничения дизайна и реализации. Ограничения (constraints) касаются выбора возможности разработки внешнего вида и структуры продукта

Характеристика продукта (feature)

Характеристика продукта (feature) — это набор логически связанных функциональных требований, которые обеспечивают возможности пользователя и удовлетворяют бизнес-цели. В области коммерческого ПО характеристика представляет собой узнаваемую всеми заинтересованными лицами группу требований, которые важны при принятии решения о покупке — элемент маркированного списка в описании продукта.

Какими характеристиками должны обладать хорошие требования?

Характеристики качества превосходных требований:

- Полнота . Каждое требование должно полно описывать функциональность, которую следует реализовать в продукте. То есть оно должно содержать всю информацию, необходимую для разработчиков, чтобы тем удалось создать этот фрагмент функциональности. Если вы понимаете, что данных определенного рода не хватает, используйте пометку «TBD» (to be determined — необходимо определить) на полях как стан-
дартный флаг для выделения такого места. Восполните все пробелы в каждом фрагменте требований, прежде чем приступать к конструированию этой функции.

- Корректность . Каждое требование должно точно описывать желаемую функциональность. Для соблюдения корректности необходима связь с источниками требований, например с пожеланиями пользователей или высокоуровневыми системными. Требования к ПО, которые конфликтуют с родительскими требованиями, нельзя считать корректными. Однако основная оценка здесь— за представителями пользователей, вот почему им или их непосредственным заместителям необходимо предоставлять требования для просмотра.

- Осуществимость. Необходима возможность реализовать каждое требование при известных условиях и ограничениях системы и операционной среды. Чтобы не придумывать недостижимые положения, обеспечьте взаимодействие разработчиков с маркетологами и аналитиками требований на период всего извлечения требований. Разработчики реально оценят, что можно выполнить технически, а что нет, или что сделать можно, но при дополнительном финансировании. Инкрементальная разработка и подтверждающие концепцию прототипы позволяют проверить осуществимость требования.

- Необходимость . Каждое требование должно отражать возможность, которая действительно необходима пользователям или которая нужна для соответствия внешним системным требованиям или стандартам. Кроме того, оно должно исходить от лица, которое имеет полномочия на запись положения. Отследите каждое требование вплоть до стадии сбора мнений пользователей, когда выявлялись варианты использования,
бизнес-правила или другие источники.

- Назначение приоритетов . Назначьте приоритеты каждому функциональному требованию, характеристике или варианту использования, чтобы определить, что необходимо для каждой версии продукта. Если все положения одинаково важны, менеджеру проекта будет трудно справиться с уменьшением бюджета, нарушением сроков, потерей персонала или добавлением новых требований в процессе разработки,
Дополнительная информация В главе 14 назначение приоритетов обсуждается в деталях.

- Однозначность . Все читатели требований должны интерпретировать их одинаково, но естественный язык зачастую грешит многозначностью. Пишите документацию просто, кратко и точно, применяя лексику, понятную пользователям. «Ясность»— цель качества требований, связанная с точностью: читатели должны четко понимать каждое положение. Занесите все специальные и запутанные термины в словарь.

- Проверяемость . Попробуйте разработать несколько тестов или примените другие приемы для проверки, например экспертизу или демонстрации, чтобы установить, действительно ли в продукте реализовано каждое требование. Если требование не проверяется, вопрос его корректной реализации становится предметом заключения, а не целью анализа. Неполные, несогласованные, невыполнимые или двусмысленные требования также не проверяются.

Какими характеристиками должны обладать спецификации требований?

Набор требований, составляющий спецификацию, должен отвечать характеристикам:

- Полнота . Никакие требования или необходимые данные не должны быть пропущены.

- Согласованность . Согласованные требования не конфликтуют с другими требованиями такого же типа или с высокоуровневыми пользовательскими, системными или бизнес-требованиями. Несогласованность документов следует устранить до начала процесса разработки. Вы не всегда знаете, какое именно положение некорректно (если какое-то некорректно), пока не выполните исследование. Рекомендуется записывать автора каждого требования, чтобы узнать, кто его высказал, если конфликт все-таки будет обнаружен.

- Способность к модификации . Необходимо обеспечить возможность переработки требований, если понадобится, и поддерживать историю изменений для каждого положения. Для этого все они должны быть уникально помечены и обозначены, чтобы вы могли ссылаться на них однозначно. Каждое требование должно быть записано в спецификации только единожды. Иначе вы легко получите несогласованность, изменив только одно положение из двух одинаковых. Лучше используйте ссылки на первоначальные утверждения, а не дублируйте положения. Модификация спецификации станет гораздо легче, если вы составите содержание документа и указатель. Сохранение спецификации в базе данных коммерческого инструмента управления требованиями сделает их пригодными для повторного использования.

- Трассируемость . Трассируемость, или возможность для анализа, можно реализовать как в направлении назад, к первоисточникам, так и вперед, к элементам дизайна и исходному коду, который его реализует, а также к вариантам использования, которые позволяют проверить корректность, реализации. Трассируемые требования помечены соответствующими идентификаторами. Они записаны в структурированной, детализированной форме, в противоположность параграфам в длинной повествовательной форме. Избегайте слипания множества требований в один ком, отдельные требования можно трассировать к различным элементам дизайна и кода.

Источник uml2.ru

Требования к программной системе часто классифицируются как:

Функциональные требования – это перечень сервисов, которые должна выполнять система, причём должно быть указано, как система реагирует на те или иные входные данные, как она ведёт себя в определённых ситуациях и т.д. В некоторых случаях указывается, что система не должна делать.

Нефункциональные требования описывают характеристики системы и её окружения, а не поведение системы. Здесь также может быть приведён перечень ограничений, накладываемых на действия и функции, выполняемые системой. Они включают временные ограничения, ограничения на процесс разработки системы, стандарты и т.д.

Требования предметной области характеризуют ту предметную область, где будет эксплуатироваться система. Эти требования могут быть функциональными и не функциональными.

Нефункциональные требования не связаны непосредственно с функциями, выполняемыми системой. Они связаны с такими интеграционными свойствами системы, как надёжность, время ответа или размер системы. Кроме того, нефункциональные требования могут определять ограничения на систему, например на пропускную способность устройств ввода-вывода, или форматы данных, используемых в системном интерфейсе.

Многие функциональные требования относятся к системе в целом, а не к отдельным её средствам. Это означает, что они более значимы и критичны, чем отдельные функциональные требования. Ошибка, допущенная в функциональном требовании, может снизить качество системы, ошибка в нефункциональных требованиях может сделать систему неработоспособной.

Вместе с тем нефункциональные требования могут относиться не только к самой программной системе: одни могут относиться к технологическому процессу создания ПО, другие – содержать перечень стандартов качества, накладываемых на процесс разработки.

Нефункциональные требования отображают пользовательские требования: при этом они основываются на бюджетных ограничениях, учитывают организационные возможности компании-разработчика и возможность взаимодействия разрабатываемой системы с другими программными и вычислительными системами, а также такие внешние факторы, как правила техники безопасности, законодательство о защите интеллектуальной собственности и т.п.

Все нефункциональные требования делятся на три большие группы:

Требования к продукту. Описывают эксплуатационные свойства программного продукта. Сюда относятся требования к производительности системы, объёму необходимой памяти, надёжности (определяет частоту возможных сбоев в системе), переносимости системы на разные компьютерные платформы и удобству эксплуатации.

Организационные требования. Отображают политику и организационные процедуры заказчика и разработчика ПО. Они включают стандарты разработки программного продукта, требования к реализации ПО (т.е. к языку программирования и методам проектирования), выходные требования, которые определяют сроки изготовления программного продукта, и сопутствующую документацию.

Внешние требования. Учитывают факторы, внешние по отношению к разрабатываемой системе и процессу её разработки. Они включают требования, определяющие взаимодействие данной системы с другими системами, юридические требования, следование которым гарантирует, что система будет разрабатываться и функционировать в рамках существующего законодательства, а также этические требования. Последние должны гарантировать, что система будет приемлемой для пользователей или заказчика.

Написание технического задания — один из первых этапов работы над проектом. Он предваряет разработку самой системы. В техническом задании мы описываем предметную область, существующую инфраструктуру Заказчика, требования к создаваемому функционалу, а также нефункциональные требования. Получившийся документ необходим как бизнес-пользователю для того, чтобы он убедился в том, что все его пожелания к будущей системе учтены, так и нам, чтобы оценить стоимость разработки системы.

Стоит отметить, что в повседневной аналитической работе мы стараемся избегать термина «Техническое задание». Этот термин слишком перегружен смыслами и часто неясно, что за ним стоит. Мы используем термины «Бизнес-требования» (BRD — Business requirements document), «Функциональные требования» (FRD – Functional requirements document) и Технико-архитектурные требования (TAD – Technical Architecture document). Однако здесь, чтобы не усложнять описание, мы будем использовать именно термин «Техническое задание». Документ, который мы в большинстве случаев используем для взаимодействия с заказчиками состоит на 70% — из бизнес-требований, на 20% из функциональных требований и только на 10% — из технико-архитектурных требований. Конечно, эта пропорция варьируется в зависимости от специфики и технической сложности системы.

Главным фактором успеха при разработке технического задания является правильно выстроенная коммуникация с заказчиком. Ведь задача аналитиков состоит в том чтобы фактически произвести операцию brain-dump, и результаты расположить на бумаге в структурированном виде. При этом очень важно (1) разговаривать с заказчиком на одном языке, чтобы тому не приходилось разжевывать очевидные для специалиста понятия предметной области и (2) уметь правильно слушать.

Приведем ниже принципы, которыми мы руководствуемся при написании технического задания, и проиллюстрируем их выдержками из разработанного нами технического задания на многокомпонентную систему баннерной рекламы для крупной Интернет-компании.

Структура технического задания

Каждое техническое задание содержит несколько обязательных разделов. В них определяется назначение документа, терминология, общий контекст проекта. Обычно первая часть документа выглядит так:

Если в начале документа даётся общая, концептуальная информация о разрабатываемой системе, то во второй, основной части документа, детально прописываются бизнес-требования и существенные для оценки стоимости разработки функциональные требования к системе.

В разделе «Терминология» технического задания на баннерную систему мы определяем такие понятия как Показы, Клики, CTR, Охват, Частота контакта, Файл бронирования и т.п, а в разделе «Общий контекст» — описываем основные бизнес-процессы компании-заказчика, относящиеся к размещению баннерной рекламы, а также — системное окружение, текущие роли менеджеров компании и права доступа. Стоит отметить, что в данном конкретном случае система строилась не на пустом месте. Ранее менеджеры компании использовали другую, отличную от нашей, систему размещения баннерной рекламы. В противном случае — анализ ролей и прав доступа был бы скорее всего вынесен в отдельную главу.

7. Система размещения баннеров
8. Взаимодействие с биллингом
9. Banner Engine
10. Техническое описание компонента Banner Engine

Самый объемный раздел описываемого нами технического задания – «Система размещения баннеров»; он посвящён ядру разрабатываемой системы и содержит все требования непосредственно к системе управления рекламными местами. Учитывая специфику данного проекта, мы посвятили отдельный раздел взаимодействию баннерки с биллинговой системой. Также в отдельный раздел мы выделили требования к достаточно независимой компоненте сбора и отображения статистической информации, которая является для заказчиков рекламных кампаний и менеджеров рекламных агентств едва ли не основным компонентом системы.

Отдельный раздел технического задания описывает требования к компоненту Banner Engine, отвечающему за показ баннеров, учёт статистики, её обработку и сохранение в виде, пригодном для дальнейшего анализа и построения отчетов.

Это – технически самый сложный и самый высоконагруженный компонент баннерной системы. В ТЗ мы включили раздел, содержащий некоторые технические и архитектурные детали, связанные с работой Banner Engine. Прежде всего, это позволяет минимизировать риски при оценке стоимости разработки системы, ведь в зависимости от выбранной архитектуры трудоемкость может отличаться в разы.

Каждое техническое задание отличается по размеру, числу иллюстраций, количеству версий. Для примера, документ на баннерку представлен на 44 страницах и содержит 15 иллюстраций. Процесс подготовки этого документа занял около месяца и включал около 8 итераций с заказчиком.

Бизнес vs Функциональные требования

В техническом задании регистрируются как бизнес-требования к системе, так и функциональные требования:

— Бизнес-требования представляют собой описание того, ЧТО должна делать система на языке бизнес-пользователя. Бизнес-требования, в частности должны быть понятны руководителю, не имеющему технической подготовки и опыта.

— Функциональные требования представляют собой описание того, КАК те или иные действия осуществляются в системе. На этапе разработки технического задания функциональные требования обычно фиксируются только для наиболее сложных блоков проекта. Углубление в сложные зоны позволяет снизить риски при последующей оценке проекта. Обычно функциональные требования включают блок-схемы, диаграммы состояний, потоковые диаграммы, и дополняются макетами наиболее сложных экранов.

Пример бизнес-требования:

«Для рекламной кампании важно максимально точно отслеживать лимит показов, чтобы избежать финансовых потерь, связанных с показом баннеров сверх оплаченного лимита. Помимо этого, возникает задача ограничить показ одного баннера одному пользователю, например — не больше N раз в день».

«Для решения этой задачи [какой – см. выше] предполагается использовать внешний сервис, к которому баннерные сервера будут обращаться при каждом показе баннера. Поскольку данный сервис является точкой отказа, баннерные сервера должны корректно обрабатывать ситуацию когда внешний сервис недоступен или отвечает с задержками».

Обычно мы включаем

Техническое задание содержит описание ролей и основных пользовательских сценариев в разрабатываемой системе.

Роль: Администратор

Пример функционального требования:

«После добавления новой площадки в системе, администратор должен создать связанные с ней рекламные места. При создании рекламного места должны указываться площадка, тип места, поддерживаемый формат баннеров, размер, частота показов (для статических мест). После создания рекламного места оно становится доступным для менеджеров, размещающих рекламу.

Техническое задание содержит требования к интеграции разрабатываемой системы с другими внешними и внутренними системами, используемыми заказчиком.

В контексте технического задания на баннерную систему, это – интеграция с системами управления сайтом компании, биллинга, аутентификации и хранения данных пользователей.

«Система баннерной рекламы связана с тремя внешними модулями, функционирующими в окружении компании: системой управления сайтом компании, системой биллинга и системой аутентификации и хранения данных пользователей». Каждый показ баннера сопровождается запросом от системы управления сайтом к баннерной системе. Эти системы, кроме того, используют общие идентификаторы площадок и рекламных мест, а также согласованные имена параметров таргетирования».

В техническое задание мы обычно включаем глоссарий , разъясняющий значения специальных терминов, используемых в документе. Очень важно точно определить значение терминов, которые в дальнейшем используются в документе.

«Размещение (единица размещения, строка медиаплана) – это сущность, объединяющая баннер, который необходимо показывать, рекламное место, на котором будет показан баннер, а также правила показа. Правила показа определяют период размещения, параметры таргетирования, лимиты размещения, веса и т.п. Фактически, все рекламные кампании состоят из размещений».

Частота контакта – количество уникальных пользователей, посмотревших рекламный баннер определенное число раз. Например, частота контакта 5 – количество уникальных пользователей, каждый из которых посмотрел данный рекламный баннер не менее 5 раз. Частота контакта 1 = Охват.

Основные принципы

При написании ТЗ мы стараемся максимально использовать графические материалы для наглядного и сжатого представления информации. Одна диаграмма зачастую в состоянии заменить несколько страниц текста. В данном контексте, мы видим своей целью т.н. рисование ТЗ , т.е. представление всех более-менее сложных фрагментов системы в графическом виде и использование текста в качестве комментариев к графическим материалам.

У руководителей предприятий обычно нет времени на изучение многостраничных технических требований. Просмотр изображений даёт наглядное представление об основных характеристиках разрабатываемой системы. Как следствие, улучшается коммуникация между бизнес-пользователем и нами и растет качество самих требований.

Cледующая схема, иллюстрирующая структуру рекламных кампаний и взаимосвязь между основными понятиями в рамках рекламных кампаний, сэкономила нам несколько страниц текста.

По необходимости, мы используем в ТЗ прототипы избранных экранов системы (functional wireframes), которые, не являясь окончательными, демонстрируют базовый блок функциональности пользовательского интерфейса.

Вот такой прототип экрана редактирования рекламной кампании был включен в ТЗ на систему баннерной рекламы.

Прототипы, уже на стадии разработки, дают заказчику понять, как именно будет выглядеть интерфейс системы.

Требования должны быть написаны «живым человеческим» языком , понятным бизнес-пользователю в т.ч. руководителю высшего звена, не обладающему техническими навыками; в них должен содержаться минимум технической терминологии. Чем быстрее пользователь «вникнет» в содержания технического задания, тем более эффективно будет выстраиваться наше с ним общение.

Опыт в предметной области

Большое значение при создании технического задания имеет опыт разработки похожих систем. Он помогает быстрее вникать в бизнес-процессы и потребности заказчика, делать «по аналогии» многие вещи, которые ранее казались бы нам сложными. Накопленный опыт в области управленческих бизнес-систем, крупных интернет-проектов, финансовых систем, e-commerce систем позволяет нам применять свои знания в отношении каждого последующего проекта, которым мы занимаемся. До того, как получить заказ на систему баннерной рекламы, упомянутую выше, мы уже занимались разработкой нескольких баннерных систем. Мы хорошо знали, как работают баннерки, знали характерную терминологию этой предметной области. На основании нашего опыта работы с другими баннерными системами, мы предложили заказчику довольно много упрощений, оригинальных решений, не только в сфере технологий, но и бизнеса.

Несмотря на то, что проблема ведения электронной археологической документации появилась давно. В России подобные проекты всё еще являются редкостью, большая часть разработок в этой области носит локальный характер, а опубликованных материалов практически нет. До сих пор нет системы, которая бы удовлетворительно автоматизировала ведение полевого журнала. В отсутствие такой системы неизбежны огромные затраты времени на выполнение неквалифицированной, но очень ответственной работы квалифицированными специалистами.

Данная система очень сильно упрощает процесс ввода информации в отчет, и поэтому данное приложение имеет большую актуальность.

  1. Функциональные требования к программному продукту

В базе хранятся не только сами описания и иллюстрации, но и шаблоны, задающие формат хранения материалов, определяющие интерфейс ввода/вывода и представление материала вразличного типа отчётах. Шаблоны описывают 3 компоненты: MVC – model, viewer, controller.

На рисунке 7 изображены доступные действия для пользователей ПС.

Пользователь должен иметь возможность:

    создавать, изменять, просматривать и удалять шаблоны для генерации отчётов.

    добавлять данные для составления отчёта.

    применять шаблоны для генерации отчётов.

    редактировать и просматривать сгенерированные отчёты.

    создаватьи редактировать картографические схемы и планы.

    применять темы оформления web-приложения.

Рисунок 7

    1. Функциональные требования к онлайн – карте

    Добавление на карту специальных отметок.

    Сохранение карты в формате JPGи сохранение отметок в видеXML.

    Возможность загрузки карты по отметкам XML.

На рисунке 8 изображена файловая схема онлайн–редактора с подробным описанием функций и входных и выходных данных для всех файлов.

Рисунок 8

  1. Характеристика выбранных программных сред и средств

Скриптовый язык программирования общего назначения – PHP5 (PHPHypertextPreprocessor); PHP – язык написания скриптов, которые встраиваются непосредственно в гипертекстовые файлы и исполняются на Web-сервере.

HTML (HyperTextMarkupLanguage) – стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство веб-страниц содержат описание разметки на языке HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами и отображается в виде документа в удобной для пользователя и понятной форме.

XML(eXtensibleMarkupLanguage);XML– язык разметки, определяющий ряд правил кодировки в формате, удобном для чтения как человеку, так и программным средствам. СпецификацияXML1.0 и ряд других стандартов это открытые стандарты заданыеW3C(WorldWideWebConsortium).

SQL(StructuredQueryLanguage)SQL– узконаправленный язык программирования, созданный для управления данных в системах управления реляционными базами данных.

JSON(JavaScriptObjectNotation);JSON– Открытый стандарт форматирования текста, удобного для пользователя, для передачи объектов состоящих из пар «атрибут-значение».JSONприменяется для приёма и передаче данных между серверами,web-приложением и сервером, как альтернативаXML.

Каскадные таблицы стилей – CSS3 (CascadingStyleSheets); CSS – технология описания внешнего вида документа, написанного языком разметки. CSS используется как средство оформления веб-страниц в формате HTML и XHTML, но может применяться с любыми видами документов в формате, включая XML и XVL.

Средства скриптового языка – JavaScript; JavaScript – скриптовый язык объектно-ориентированного программирования. JavaScript обычно используется как встраиваемое средство выполнения данных. В веб-программирование JavaScript применим в качестве средства динамического изменения веб-страницы.

Технология AJAX(AsynchronousJavaScriptandXML);AJAX– набор взаимосвязанных техникweb-разработки, позволяющие создавать асинхронныеweb-приложения. При помощиAJAXweb-приложение может асинхронно(в фоновом режиме) отправлять и получать данные, никак при этом не вмешиваясь в процесс отображения текущегоHTMLдокумента. Не смотря на наличие стандартаXMLв названии, данные могут быть различного типа.

Технология AJAJ(AsynchronousJavaScriptandJSON);AJAJ– это технология аналогичная технологииAJAX, однако в отличии отAJAXпередаются данные типаJSON.

Библиотека jQuery; – набор функций и инструментов, облегчающие поиск и манипулирование элементов на страницеHTML-документа, а так же ряд других возможностей, такие как анимация элементов, обработка событий и облегченныйAPIдля работы сAJAXилиAJAJ.

GIMP (GNU ImageManipulationProgram);GIMP– графический редактор, предназначенный для редактирования фотографий, который также применяется для создания дизайнаweb-сайтов.

AdobePhotoshop– растровый графический редактор, предназначеный для работы с изображениями различных видов. Предлагает богатый функционал для создания дизайнаweb-сайтов.

Notepad++ – Текстовый редактор, поддерживающий работы с несколькими файлами одновременно используя вкладки, а так же ряд дополнений необходимых для написания и отладки исходного кода программ.

XAMPP(X(cross)ApacheMySQLPHPPerl);XAMPP– Набор серверных приложений для созданияweb-приложения. Включает в себяweb-серверApache, СУБДMySQL, интерпретаторPHPиPerl, а так же множество других программных средств.

WAMP(WindowsApacheMySQLPHP);WAMP– Набор серверных серверных приложений для созданияweb-приложения. Включает в себяweb-серверApache, СУБДMySQL, интерпретаторPHP.

FileZilla – FTP-сервер(File Transfer Protocol). Удобный и простой в настройке и обращенииFTP-сервер, используется для хранения, скачивания и загрузки файлов наweb-серверApache.

ChromeDeveloperTools– Набор инструментов для отладкиweb-приложения, содержится вweb-браузереGoogleChrome. Позволяет выполнять отладкуJavaScriptиDOMкода.

GoogleMapsAPI–APIпредоставляемый корпорациейGoogleдля работы с динамическими картамиGoogleMaps. Имеет широкий функционал, позволяющий расставлять на карте маркеры с пользовательскими изображениями, выбирать и фиксировать позицию на карте, наносить рисунки на карту, отображать метки и информацию и многое другое.

GoogleMapsStaticAPI–APIпредоставляемый корпорациейGoogleдля работы со статическими картамиGoogleMaps. Предоставляет возможность выбора определенной части карты с помощью заданных параметров координат и параметра масштабирования.

YandexMapsJSv2 –APIпредоставляемый компаниейYandexдля работы с динамическими и статическими картамиYandexMaps. В отличии отAPIGoogleMapsимеет более удобный способ отправки параметров при помощиXML-документа.

EmbarcaderoDelphi2010 –IDE(IntegratedDevelopmentEnviroment) для создания консольных, оконных,webи мобильных приложений. Содержит компилятор для языкаObjectPascal, диалект языкаPascal.

HTML2Canvas– библиотека дляJavaScript, позволяет производит «снимок экрана» текущей страницы на основеDOMHTML-документа.

Значительной популярностью при разработке автоматизированных систем в настоящее время в России пользуется универсальный язык моделирования (Unified Modeling Language - UML). Несмотря на безусловные плюсы, использование UML сопряжено с рядом трудностей методического характера, на которые мы хотели бы обратить внимание читателя. Прежде всего, в UML вводится собственный понятийный аппарат, в рамках которого традиционные термины и понятия, связанные с созданием автоматизированных систем и используемые в течение десятилетий, заменяются на термины и понятия, не нашедшие пока в полной мере отражения в международных и отечественных стандартах в области информационных технологий.

Особенно это касается базового элемента языка UML "Use Case", который трактуется отечественными переводчиками как "вариант использования", "прецедент". При этом контекст, в котором переводится термин, не учитывается. Несмотря на то, что понятие активно используется уже довольно давно - путаницы возникает все больше и больше. Так, участники некоторых Интернет- форумов дошли до того, что сравнивают "Use Case" с техническим заданием. По мнению авторов, все это обусловлено стандартным описанием UML, не связанным с процессом разработки автоматизированных систем (АС), а также упущенной возможностью при переводе оригинала такое сопоставление произвести. К тому же существующие современные методики создания программных систем от ведущих мировых производителей, основанных на использовании UML и других нотациях, к сожалению, большинству отечественных разработчиков в оригинале просто не доступны.

Как печальный итог, использование терминов и понятий UML, по существу представляющих собой ошибки отечественных переводчиков, в недостаточной мере знакомых с процессами создания АС, привели к тому, что в различных средствах информации появились статьи, книги, модели и прочие источники, имеющие откровенные ошибки в трактовке процессов, моделей, документов, связанных с созданием АС. Особенно это явно проявилось при описании предметной области и определения требований к АС.

В данной статье представлен способ описания функциональных требований к АС и ее функций с использованием стандартов в области информационных технологий, современных методологий создания АС, и диаграмм "Use Case Diagram" и "Actvity Diagram" универсального языка моделирования UML 2.0. Авторы рассчитывают, что использование "Use Case" в контексте определения требований в соответствии со стандартами создания АС приобретет большую ясность.

Итак, рассмотрим процесс определения требований согласно действующим отечественным стандартам.

При использовании стандартов создания АС в соответствии с на стадии "Техническое задание" в документе техническое задание (ТЗ) фиксируются функциональные и нефункциональные требования к АС. АС разрабатывается на стадии "Эскизное проектирование" и "Техническое проектирование", описание автоматизируемых функций АС производится на стадии "Техническое проектирование".

При разработке АС в соответствии с должны быть отслежены связи между функциональными требованиями к системе и функциями системы, их реализующими. Функции системы в свою очередь должны быть детально описаны.

В табл. 1. представлены стадии работ по созданию АС и документы, формируемыми на стадиях, связанных с описанием требований и функций .

Как видно из табл. 1, создание АС на стадиях 3-5, подразумевает подготовку:

    технического задания;

    предварительной схемы функциональной структуры системы (эскизное проектирование);

    окончательной схемы функциональной структуры (техническое проектирование);

    описания автоматизируемых функций системы.

Таблица 1. Стадии создания АС и документы, связанные с требованиями к АС и функциями, их реализующими

№ стадии по ГОСТ 34.601-90

Наименование
стадии по ГОСТ 34.601-90

Документы, модели, создаваемые на стадиях по

ГОСТ 34.602-89,
ГОСТ 34.201-89

ГОСТ, в котором описан документ

Техническое задание

Техническое задание (ТЗ)

Эскизное
проектирование

Схема функциональной структуры

РД 50-34.698-90 п. 2.3.

Техническое
проектирование

Схема функциональной структуры

Описание автоматизируемых
функций

РД 50-34.698-90 п. 2.5

В соответствии с ТЗ на АС есть документ, оформленный в установленном порядке и определяющий цели создания АС, требования к АС и основные исходные данные, необходимые для ее разработки, а также план-график создания АС.

В ТЗ определяются:

    требования к системе в целом;

    требования к функциям (задачам), выполняемым системой;

    требования к видам обеспечения.

Функциональные требования к системе определяют, действия системы, которые она должна выполнять. Функциональные требования реализуются через функции системы . Под функцией АС подразумевается совокупность действий АС, направленная на достижение определенной цели или аспект определенного поведения системы , а под задачей - функция или часть функции АС, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида .

Не функциональные требования есть ограничения, накладываемые на работу системы, и стандарты, которым должна соответствовать система .

В схеме функциональной структуры отображаются элементы функциональной структуры АС (подсистемы АС), автоматизированные функции и (или) задачи (комплексы задач), совокупности действий (операций), выполняемых при реализации автоматизированных функций только техническими средствами (автоматически) или только человеком.

В описании автоматизируемых функций приводят:

    перечень подсистем АС с указанием функций и (или) задач, реализуемых в каждой подсистеме;

    описание процесса выполнения функций;

    необходимые пояснения к разделению автоматизированных функций на действия (операции), выполняемые техническими средствами и человеком.

Теперь рассмотрим определение требований с использованием понятия "Use Case". Как уже говорилось ранее, в стандарте UML отсутствует привязка к стадиям создания АС, однако, производители CASE - средств для работы с UML и методологий использования UML, как правило, предлагают схожие подходы к работе с требованиями.

Рассмотрим, например, подход компании Sparx System, являющейся производителем инструментария Еnterprise Architect, поддерживающим создание моделей предметной области и АС с использованием UML 2.0. Ими предложен шаблон модели требований, представленный на рис. 1. На рис. 2 представлен пример модели требования с использованием шаблона.

Как видно из шаблона модели требований и его примера для моделирования требований предлагается использовать элемент UML "Requirement". Для моделирования функций системы предлагается использовать элемент "Use Case". При этом элемент "Use Case" в описании UML, представленном в инструменте Еenterprise Architect, трактуется следующим образом: "Use Case elements are used to build Use Case models . These describe the functionality of the system to be built. Use Case Model describes a system"s functionality in terms of Use Cases".

Другими словами, элемент "Use Case" используется для построения модели "Use case Model". Модель "Use case Model" используется для описания функциональности системы.

Под функциональностью системы в соответствии с понимается совокупность свойств программного средства, определяемая наличием и конкретными особенностями набора функций, способных удовлетворять заданные или подразумеваемые потребности.

В спецификациях OMG UML (UML Superstructure Specification, v2.0, p. 17) элемент "Use Case" определяется как: "The specification of a sequence of actions, including variants, that a system (or other entity) can perform, interacting with actors of the system".

Другими словами, элемент "Use Case" определяет последовательность действий системы, которые она может выполнять, включая ее взаимодействие с пользователем системы.

Рис. 1. Способ моделирования требований к системе

Рис. 2. Пример реализации требования

В дополнении к сказанному выше, хотелось представить определение модели "Use Case Model" из популярного в нашей стране и за рубежом процесса разработки систем Rational Unified Process компании IBM: "The use-case model is a model of the system"s intended functions and its environment …" (рис. 3).

Рис. 3. Определение модели "Use Case Model"

Модель "Use case Model" есть модель предполагаемых функций системы и ее окружения, и служит контрактом между клиентами и разработчиками. Модель используется как существенные входные данные в деятельности по анализу, проектированию и тестированию.

В табл. 2 представлено сравнение определений схемы функциональной структуры в соответствии с ГОСТ и модели "Use Case Model", функции системы и элемента "Use Case" в соответствии с описанием UML 2.0.

Таблица 2. Сравнение определений моделей и их элементов

Определение схемы функциональной структуры

Определение модели "UseCaseModel"

В схеме функциональной структуры отображаются элементы функциональной структуры АС (подсистемы АС), автоматизированные функции и (или) задачи (комплексы задач), совокупности действий (операций), выполняемых при реализации автоматизированных функций только техническими средствами (автоматически) или только человеком

Если требуется в разделе указывается время выполнения функции. Время формирования отчета не должно превышать 5 сек.

Если требуется в разделе указывается требования к надежности выполнения функции.

Если требуется, в разделе указывается требования к характеристики необходимой точности выполнения функции.

Если требуется, в разделе указывается требования к достоверности результатов выполнения функции.

Связи с другими функциональными требованиями

Если требуется, в разделе указываются связи между требованиями.

Данный шаблон рекомендуется использовать при создании документа "Описание автоматизируемых функций" и схемы функциональной структуры. Использование шаблона существенно облегчит понимание требований системы и их реализации, как со стороны заказчика, так и со стороны разработчика, что позволит в свою очередь уменьшить количество ошибок, связанных с неправильно определенными требованиями.

В заключении нам хотелось бы отметить, что перед применением UML для описания предметной области и систем необходимо изучить методики бизнес моделирования и разработки систем, которые предполагается использовать, и лишь затем перейти к созданию соглашений по моделированию с использованием UML. На наш взгляд, это конструктивный путь позволяющий избежать методических проблем, связанных с трактовкой терминов, а также обеспечить эффективное использование возможностей UML.

Список литературы

    ГОСТ 34.601-90 "АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. СТАДИИ СОЗДАНИЯ";

    ГОСТ 34.602-89 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ";

    ГОСТ 34. 201-89. ВИДЫ, КОМПЛЕКТНОСТЬ И ОБОЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПРИ СОЗДАНИИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ;

    ГОСТ 34.003-90. "АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ";

    IBM/RATIONAL UNIFIED PROCESS;

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-2002. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. УРОВНИ ЦЕЛОСТНОСТИ СИСТЕМ И ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ;

    РД 50-34.698-90. "АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ";

    ГОСТ 28806-90. ГОСТ КАЧЕСТВО ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ;



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме