Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Силы привлекаемые для ликвидации чс. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситу-ациям. К ликвидации ЧС в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские фор-мирования.

В очагах поражения проводят спасательные и другие неотлож-ные работы, которые включают: разведку маршрутов движения формирования Гражданской обороны и участков работ; локали-зацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий; вскрытие разрушенных, поврежденных защитных сооружений и спасение людей; санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промыш-ленных объектов и т.д.

Другие неотложные работы обычно включают прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водо-проводных, канализационных, технологических сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом, и т.д.

Спасательные и другие неотложные работы проводят непре-рывно, в любую погоду, до полного их завершения. Для органи-зации этих работ решением начальника ГО ЧС создается группи-ровка сил и средств. При чрезвычайных ситуациях федерального масштаба в работу включаются аэромобильный спасательный отряд МЧС России.

В качестве технических средств используют как объектную технику (бульдозеры, самосвалы, автогрейдеры, экскаваторы и др.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований.

Технология проведения спасательных и других неотложных работ зависит от характера разрушений зданий и сооружений, комму-нально-энергетических сетей и радиационно-химического зара-жения территории.

В первую очередь проводят работы по устройству проходов и проездов к разрушенным зданиям, заводским сооружениям, где находятся люди. Затем приступают к поиску и освобождению из-под завалов пострадавших. Спасательные группы начинают поиск с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооруже-ний, подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий. Далее обследуют весь без исключения участок спасательных работ.

Спасение людей начинают с тщательного осмотра завала с привлечением кинологов с собаками, приборов, а также с опроса очевидцев. При этом устраняют условия, способствующие обру-шению отдельных конструкций. Принимаются меры к установ-лению связи с попавшими в завалы. Деблокирование производят разными способами: устраивают лазы, разбирают завалы, проде-лывают проходы с боку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов.

При этом всегда нужно помнить, что использование тяжелой техники для ликвидации завалов резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Пострадавших выносят на руках, плащах, брезенте, одеялах, а также волоком и на носилках. После оказания первой медицин-ской помощи людей эвакуируют. Эффективность спасательных работ зависит от своевременности спасательных работ.

К другим неотложным работам относятся ремонт и отключение поврежденных коммунально-энергетических и технологических сетей. Поврежденные системы теплоснабжения отключают от внешней сети задвижками на вводах в здания и в теплоцентрах. Очень важно отключить газовые сети на любых магистралях за пределами и внутри зданий и т. д.

Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спа-сательными формированиями.

Очень важно при тушении пожара как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе при-нять правильное решение по их локализации и тушению.

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением огня эвакуируют людей.

Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и границы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий ЧС.

Работам по ликвидации очагов поражения сильнодейству-ющими ядовитыми веществами (СДЯВ) предшествуют (или про-водятся одновременно) мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшение интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят ра-боты по:

    ограничению и приостановлению выброса СДЯВ;

    обваловыванию мест разлива СДЯВ;

    сбору разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости;

    постановке отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха;

    изоляции зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощению ядовитых веществ адсорбентами.

После проведения этих мероприятий проводят обеззараживание территории и санитарную обработку населения и личного состава спасательных формирований.

Обеззараживание включает дезактивацию, дегазацию, дезин-фекцию, дератизацию, демеркуризацию и т. д.

Под дезактивацией понимают механическое и физико-хими-ческое удаление радиоактивных веществ (РВ) с поверхностей различных предметов, а также очистку от них воды.

Обеззараживание техники и транспорта производится на стан-циях обеззараживания, располагаемых обычно в автохозяйствах или в пунктах контроля и обработки, расположенных на выездах из зараженных зон.

Дезактивацию воды проводят фильтрованием, перегонкой, отстаиванием или с помощью ионообменных смол.

Упакованное продовольственное и пищевое сырье дезактиви-руют путем обработки или замены зараженной тары, а неупако-ванное - путем снятия зараженного слоя.

Дегазация - процесс удаления или разложения отравляющих веществ (ОВ) и СДЯВ до нетоксичных продуктов. Для нейтрали-зации опасных химических веществ, находящихся в газообраз-ном состоянии (хлор, аммиак, сероводород, фосген), на пути дви-жения облака СДЯВ устанавливают водные завесы.

Удаление СДЯВ и ОВ проводят путем механического срезания и засыпки грунта.

Для нейтрализации СДЯВ на одежде, снаряжении используют физико-химические способы - кипячение и обработку паром. Эффективность нейтрализации СДЯВ и ОВ оценивается полно-той дегазации.

Санитарная обработка - комплекс мероприятий по механи-ческой очистке и обеззараживанию одежды и обуви, а также кож-ных покровов людей, пораженных в результате загрязнения РВ, СДЯВ и бактериальными веществами. Санитарную обработку личного состава формирований и населения проводят в санитарно-обмывочных пунктах, создаваемых на базе бань, санпропускников, душевых, а также на специальных обмывочных площадках.

Существует два вида санитарной обработки - полная и час-тичная.

Частичную обработку проводят непосредственно в очаге пора-жения для предотвращения вторичного инфицирования людей. Полной санитарной обработке подвергают личный состав форми-рований и эвакуированное население после выхода из загрязненных зон.

Дезинфекция - процесс уничтожения и удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде. Дезинфекцию проводят физическим, химическим, физико-химичес-ким и биологическим способами. Основным является химический способ.

Дезинсекция - процесс уничтожения насекомых, сельскохо-зяйственных вредителей, осуществляемый физическими, хими-ческими и биологическими способами.

Дератизация - профилактические и истребительные меро-приятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний.

Демеркуризация - удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.

2. Определение материального ущерба и числа жертв

Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промышленных объектов) и косвенного ущербов (недополученный доход, товары, материальные ценности).

Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило, при проведении комплекса спасательных работ или после них.

Восстановление работоспособ-ности предприятия может быть первоочередное или капитальное. Первоочередное может выполняться силами самого предприятия, создающего для этой цели восстановительные бригады.

В проекте восстановления освещаются следующие вопросы:

Объем работ по восстановлению с расчетом потребностей в рабочей силе, материалах, строительной технике, оборудовании, деталях, инструменте;

Оптимальные инженерные решения по восстановлению работоспособности предприятия;

    календарный план или сетевой график восстановительных работ, очередность восстановления цехов, исходя из важности их в выпуске основной продукции;

    состав восстановительных бригад и др.

Методика определения сроков проведения восстановительных работ изложена в СН 440-72.

Для определения прямого ущерба необходимо знать стоимость основных фондов производства до и после момента наступления ЧС. Их разность и есть размер прямого материального ущерба. Для его определения необходимо располагать данными о степени поражения объекта. Она определяется исходя либо из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади, либо числа пораженных элементов этого объекта к их общему числу. По-скольку предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объекте невозможно, то применяют стохастическую основу для определения степени поражения объекта. Для площадного объекта (отношение фасадной ширины объекта к его глубине не превышает 2:1) она является математическим ожиданием случайной величины, которая может принимать различные значения при соответствующих вероятностях.

Учебная литература

1. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ 1997/2000/2003/2004

2. «О гражданской обороне» № 28 ФЗ 1998

3. Постановление Правительства РФ № 794 2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

II . Основы военной службы

Тема 9. Основы обороны государства. Военная служба - осо-бый вид федеральной государственной службы

Лекция 9. Основы обороны государства. Военная служба - осо-бый вид федеральной государственной службы

Время – 2 ч.

Учебные вопросы:

1. Национальная безопасность Российской Федерации.

2. Современные угрозы Национальная безопасность Российской Федерации.

3. Основы обороны государства.

1. Национальная безопасность Российской Федерации

Каждое государство имеет свои интересы, которые являются главными для всего общества, его социальных слоев, для всех людей, какой бы национальности они ни были, какого бы веро-исповедания ни придерживались. Такие интересы называются на-циональными. Национальные интересы Российской Федерации - это достояние и ценности нашего общества. Они затрагивают по-литические, экономические, территориальные, экологические и иные сферы жизнедеятельности людей, всего государства.

Наша Родина - одно из крупнейших многонациональных го-сударств, имеющее многовековую историю, культуру, богатые тра-диции. В силу особенностей своего расположения Россия являет-ся важнейшим геополитическим пространством между Европой и Азией. Одновременно она служит и своеобразным полигоном, где соприкасаются интересы развитых и развивающихся стран, мусульманского и христианского миров.

Россия обладает значительным экономическим и научно-тех-ническим потенциалом, большими запасами сырья и ресурсов. Огромное пространство, занимаемое Россией, выходы в Мировой океан предоставляют ей уникальные возможности прямого воздействия на мировые и региональные процессы. Без всего стороннего учета своих национальных интересов, их поддержки и защиты Российское государство не сможет играть активную и самостоятельную роль в мировой политике.

Национальные интересы России определяют основные цели страны, формируют задачи внутренней и внешней политики. Во внутренней политике национальные интересы направлены на обеспечение гражданского мира, национального согласия, террито-риальной целостности, правопорядка.

Военная безопасность является составной частью национальной безопасности и определяется как обеспеченность и устойчивое со-стояние защищенности личности, общества и государства от воен-ных угроз. Россия готова вести свои дела в сфере военной без-опасности на началах взаимного доверия, равенства, уважения суверенитета и территориальной целостности государств, равно-гарантированной безопасности.

В современных условиях угроза прямой военной агрессии в тра-диционных формах против Российской Федерации и ее союзни-ков снижена. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях уси-ливаются потенциальные угрозы военной безопасности Россий-ской Федерации и ее союзникам. В их числе - усиление нацио-нального, этнического и религиозного экстремизма, активизация сепаратизма, распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки.

С окончанием «холодной войны» произошел распад нескольких геополитических оболочек, ранее окружавших Российскую Федерацию и выполнявших, в том числе и защитную функцию. Столь масштабная деформация геополитического пространства обозначила для России новые группы военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше по отношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такой системы, а точнее её ядро, будет составлять борьба за ресурсы, благополучное экономическое и жизненное пространство.

К первой группе военных угроз , наиболее опасных для РФ, следует отнести международный терроризм.

К началу 90-х годов ХХ века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. Только за десять лет они совершили около 7 тыс. актов международного терроризма, от которых пострадало более 11 тыс. человек, а государствам, на территории которых были осуществлены, нанесен большой материальный и моральный ущерб.

Для России это относительно новые угрозы, к адекватному парированию которых она в полной мере пока не готова. Опыт проведения широкомасштабной контртеррористической операции в Дагестане и Чечне показал, что данная группа военных угроз представляет, реальную угрозу безопасности и будет носить продолжительный характер.

Вторая группа военных угроз безопасности Российской Федерации обусловлена миротворческой деятельностью государств и военных блоков, характер которой не укладывается в существующие международно-правовые рамки.

Идея предотвращения развязывания военных конфликтов и их регулирования коллективными усилиями на региональном уровне под эгидой ООН высоко оценена и правильно воспринята большинством государств мира. Однако США и их ближайшие союзники по НАТО пытаются использовать многонациональные миротворческие силы для установления своего контроля в зонах жизненно важных интересов.

Третья группа военных угроз безопасности РФ сосредоточилась в непосредственной близости от России – на постсоветском пространстве.

Так, на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии сконцентрировались очаги этнополитической напряженности, сохраняется зона потенциальных вооруженных конфликтов.

Четвертая группа военных угроз может аккумулироваться внутри РФ – в субъектах Федерации. Разрушение духовности, ослабление экономических связей регионов и резкая социальная дифференциация порождают сепаратизм, являются благоприятной средой для создания незаконных вооруженных формирований, что представляет угрозу федеративному единству и безопасности России. Нарастающие масштабы приобретает космополитизм, а в качестве ответной реакции на него – национализм.

Пятая группа военных угроз будет исходить от зарубежных государств и военно-политических блоков, располагающих ядерным потенциалом «сдерживания-устрашения» и силами общего назначения, обладающими «стратегической мобильностью» и способными вести «высокотехнологичные» военные действия. Их развернутые и постоянно боеготовые группировки войск (сил) будут и в новом тысячелетии оставаться потенциальной военной угрозой безопасности РФ.

Шестая группа военных угроз исходит от развивающихся стран, располагающих массовыми армиями. По оценкам зарубежных специалистов, их вооруженные силы хорошо оснащены, боеготовы и способны решать стратегические задачи. Эти государства намерены добиваться своих целей, их военный потенциал представляет весомую силу, с которой Россия должна считаться.

Седьмая группа военных угроз определяется политикой и практическими действиями тех «пороговых» и «околопороговых» государств, которые, стремясь овладеть ракетно-ядерными технологиями, игнорируют основополагающие международно-правовые акты в области нераспространения ракетных и ядерных технологий, уровень данных военных угроз может существенно возрасти в случае создания такими государствами баллистических ракет с дальностью действия, позволяющей наносить удары по территории РФ.

В рамках практически заново формируемой системы военных угроз для Российской Федерации необходимо обратить внимание на изменение содержания прежних угроз и их распределение по трем сферам вооруженной борьбы.

Военные угрозы на континентальном пространстве. Эти угрозы будут, определятся новыми стратегическими целями, задачами применения группировок сухопутных войск и их боевыми возможностями. В начале нового тысячелетия их численность в зарубежной части Евразии остается высокой.

Военные угрозы в мировом океане. Военные угрозы с морских направлений во многом обусловлены особенностями геостратегического положения страны. Россия имеет выход к трем океанам – Атлантическому, Северному Ледовитому и Тихому, её территорию омывают 12 морей. Протяженность российской морской границы почти в три раза превышает сухопутную.

Военные угрозы в воздушном и околоземном космическом пространстве Военные угрозы в этих сферах определяются дальнейшим совершенствованием иностранными государствами военно-воздушных сил и способов их применения, ростом средств воздушно-космического нападения, планами развертывания элементов ПРО в околоземном пространстве и способностью блокирования выхода в космос Российской Федерации противоспутниковым оружием, нарушением функционирования российской системы предупреждения о ракетном нападении.

Росту военных угроз, их масштабов и вероятности реализации косвенно будут способствовать новые особенности развития информационной, духовной, правовой, экологической и других сфер.

В ближайшей перспективе информационная сфера становится «питательной средой» для роста новых военных угроз. Информационный шантаж, дезинформация, монополизация информации одной стороной, разрушение информационного ресурса государства через внедрение компьютерных вирусов могут выступать в роли их мощного катализатора.

Вероятность реализации военных угроз, как внешних, так и внутренних, во многом определяется состоянием духовной сферы . Факторами роста военных угроз для России в этом аспекте являются притупление чувства патриотизма, утрата престижа военной службы и других духовных ценностей. Имеет место разрушение традиций и самобытности русской культуры. Возрастает число религиозных сект экстремистской направленности.

Состояние отношений в экологической сфере может также оказать воздействие на формирование военных угроз. Факты загрязнения окружающей среды стали предметом озабоченности многих государств. Аварии, катастрофы, и последствия непродуманной экономической деятельности приобретают все более угрожающие масштабы. Критическое состояние окружающей среды, по оценкам, в третьем тысячелетии может стать причиной межгосударственных конфликтов, в том числе и военных.

Военные угрозы безопасности РФ усиливаются под воздействием нерешенных проблем в правовой сфере . Наиболее опасными следует считать те, которые ведут к размыванию единого правового пространства федерации. Например, практика принятия до недавнего времени отдельными субъектами Российской Федерации нормативно-правовых актов и решений, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству.

культуре . 4. Программа по физической культуре для учащихся...
  • Физическая культура студента под редакцией профессора доктора педагогических наук

    Список учебников

    ... физической культуры : физическое воспитание; физическое развитие; профессионально-прикладная физическая культура ; оздоровительно-реабилитационная физическая культура ; фоновые виды физической культуры ; средства физической культуры . Физическая культура ...

  • Физическая культура студента

    Документ

    Реабилитационная физическая культура ; * фоновые виды физической культуры ; * средства физической культуры . 5. Физическая культура в структуре профессионального образования. 6. Физическая культура личности студента. 7. Физическая физическим развитием, б) физическим воспитанием, в) физической культурой , г) физическими упражнениями. Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на...

  • Российской системе предупреждений и действий приходится решать в чрезвычайных ситуациях огромное количество задач во всех сферах деятельности: это и проблемы экологии, и оказание гуманитарной помощи тем, кто пострадал от стихийных бедствий, катастроф, аварий, вооружённых конфликтов как в России, так и за её пределами, это и информационное обеспечение зон ЧС, создание подразделений быстрого развёртывания, чтобы силы и средства РСЧС помогали людям во всех чрезвычайных ситуациях, где бы они ни произошли.

    Ответственность

    Руководят гражданской обороной в лице глав (руководителей) предприятий, организаций, учреждений, ведомств министерств, в республиках, областях, краях, автономных образованиях, городах и районах, министерствах и ведомствах, в организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от формы собственности. Силы и средства РСЧС находятся полностью в ведении этих людей.

    Руководители по должности являются начальниками ГО и несут персонально ответственность за осуществление и организацию мероприятий ГО, за создание накопленных фондов коллективных и индивидуальных средств защиты и обеспечение сохранности их. Также они отвечают за все силы и средства РСЧС, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации на объектах, которые находятся на подведомственных объектах и территориях. Управления по делам ЧС и ГО созданы на основе бывших штабов ГО.

    Структура

    В структуру РСЧС включены ведомственные, функциональные и территориальные подсистемы. Территориальные - тех республик, которые находятся в составе РФ, краёв и областей - подразделены на звенья по административно-территориальному делению, а руководство - комиссии по ЧС или другие органы, которые должны выполнять их функции. Силы и средства РСЧС ими планируются, разрабатываются, затем осуществляют действия по предотвращению ЧС. Там же создаются и оснащаются силы для ликвидании возможных ЧС и их последствий. Действуют они самостоятельно, если масштабы ЧС не вышли за пределы территорий, находящихся под их ведомством. Рабочий орган каждой комиссии по ЧС (КЧС) - Управление по делам ЧС и ГО.

    Что касается функциональных подсистем, то это органы управления, которым подчиняется весь состав сил и средств РСЧС министерств и ведомств. Они решают задачи непосредственно наблюдения и контроля относительно природной среды, следят за потенциально опасными объектами. В их компетенции создание резервных фондов, защита населения, локализация и ликвидация ЧС. Отдельные функциональные подсистемы могут включать в себя органы управления, а также силы РСЧС нескольких ведомств и министерств РФ со схожими или дополняющими друг друга задачами. Ведомственные же подсистемы созданы во всех министерствах и ведомствах для предупреждения ЧС на подведомственных объектах и ликвидации их.

    Управление

    Силы и средства РСЧС подразделяются на местный (территориальный), региональный и федеральный - эти три уровня функционируют в управлении РСЧС. Региональный уровень появился в связи с делением РФ на девять частей, он нужен для того, чтобы управлять войсками ГО, координировать взаимодействие территориальных, республиканских, краевых и областных органов власти при возникновении как местных, так и глобальных чрезвычайных ситуаций. Начальники ГО имеют аппарат - штабы, где работают и должностные лица, не освобождённые от основных обязанностей, и штатные работники.

    Такой состав сил и средств РСЧС - штабы управления, которые имеют строго прописанные обязанности. Они организуют и обеспечивают непрерывное управление ГО при авариях, стихийных бедствиях и катастрофах, своевременно оповещают службы, формирования, служащих, рабочих и всё население населённых пунктов, прилегающих к зоне возникновения ЧС, разрабатывают план гражданской обороны, осуществляют защиту трудового коллектива, обучают личный состав всех формирований гражданской обороны, а также рабочих и служащих. Силы ГО и РСЧС постоянно поддерживают готовность для действий в обстоятельствах любых чрезвычайных ситуаций.

    Подразделение служб

    Проведение спасательных работ подразумевает подготовку к разнообразной неотложной деятельности, для этого силы и средства РСЧС подразделяются на специальные соответствующие службы.

    • Охрана общественного порядка.
    • Связь и оповещение.
    • Противопожарная служба.
    • Медицинская служба.
    • Служба убежищ и укрытий.
    • Противохимическая и противорадиационная защита.
    • Автотранспортная служба.
    • Служба снабжения (материально-техническая).

    Это самые необходимые образования, где участвуют силы РСЧС, но далеко не все. Их количество определяет начальник ГО того или иного объекта, учитывая специфику предприятий, наличие и так далее.

    Задачи

    Чтобы выполнить силы и средства должны быть направлены в первую очередь на организацию оповещения населения и информирование его, на защиту населения и проведение мероприятий по защите территории. Одновременно силы РСЧС ликвидируют чрезвычайную ситуацию. Затем нужно приступить к населению. Главной задачей всегда остаётся постоянное проведение обучения населения, подготовка специалистов и руководящего состава.

    Помимо этого, необходимо большое внимание уделять пропаганде роли, которую играют силы и средства системы РСЧС в безопасности региона и страны. Таковы основные задачи каждого подразделения ГО и ЧС. У федеральной исполнительной власти всегда есть специально подготовленные и аттестованные силы и средства ликвидации РСЧС, которые предназначены сугубо для предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций. Если использовать их как единую государственную систему, материальные и людские потери можно свести до минимума.

    Наблюдение и контроль

    Первое подразделение сил и средств ГО и ЧС занимается надзором за состоянием АЭС, мостов, котлов, газовыми и электрическими установками и другими важными объектами. Кроме этого, силы и средства наблюдения осуществляют от Министерства экологии контрольно-инспекционную деятельность, анализируют состояние потенциально опасных объектов и природной среды, несут ветеринарную службу, поддерживают сеть лабораторного контроля гражданской обороны, а также наблюдения за качеством пищевого сырья и продуктов питания. Здесь же находится служба предупреждения о стихийном бедствии.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций

    Второе подразделение включает в себя соединения и части МВД, МО, МЧС, а также невоенизированные формирования гражданской обороны, силы и средства других министерств и ведомств, государственных органов или негосударственных, расположенных на территории РФ. Основой являются войска ГО, поисково-спасательные службы и части МЧС, находящиеся в постоянной готовности. В составе МЧС наряду со спасательными бригадами появляются и воздушно-десантные - мобильные и эффективные.

    Спасательные отряды

    Первое в стране формирование, которое состоит из высококлассных профессионалов, - аэромобильный Государственный Центральный спасательный отряд, оперативно реагирующий на техногенные и природные катастрофы. Он не только на территории страны снискал славу, но и за её рубежами.

    На любой континент отряд прибывает быстро и в течение нескольких недель может работать автономно, помогая устранить последствия оползней, землетрясений и других стихийных бедствий. Людей извлекают из-под земли, обломков или руин и сразу оказывают медицинскую помощь. Отряд может дать одновременно несколько групп спасателей для разных регионов как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.

    Министерства и ведомства

    Силы быстрого реагирования есть и у министерств, и ведомств: пожарные и у Министерства путей сообщения, например. МВД обеспечивает сохранность материальных ценностей и правопорядок в экстремальных ситуациях, охраняет важные объекты, организует, если нужно, пропускной режим или оцепление. МЧС ведает, помимо прочего, противопожарной службой, которая не только тушит пожары, но и устраняет последствия аварий на химических предприятиях, спасая людей и материальные ценности.

    ФСБ обеспечивает государственную безопасность при чрезвычайных ситуациях на режимных объектах РФ и при оказании помощи другим государствам. Минздрав - подсистема РЧСЧ, тоже имеющая собственную службу экстренной помощи при ЧС. Минатом, Минтопэнерго, Министерство сельского хозяйства тоже располагают силами и средствами РСЧС в виде контролирующих обстановку на территориях потенциально опасных объектов, ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций, располагают лечебницами, лабораториями.

    РОСТО

    Правоприемница ДОСААФ - РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация) - тоже является учредителем ассоциации спасательных формирований, среди которых группы и отряды добровольных спасателей - парашютно-десантные, аэромобильные, подводные, автотранспортные, связисты. Все субъекты РФ создают и оснащают силы и средства РСЧС. В каждом городе, районе, на каждом объекте есть свои подразделения ГО и ЧС. Где бы ни произошли авария, стихийное бедствие или катастрофа, силами и средствами РСЧС можно распорядиться мгновенно.

    К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят:

    • · войска гражданской обороны;
    • · поисково-спасательную службу МЧС России;
    • · военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
    • · формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
    • · формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
    • · военизированные службы Росгидромета по активисту воздействию на гидрометеорологические процессы;
    • · формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
    • · специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
    • · аварийно-технические центры Минатома России;
    • · службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
    • · восстановительные и пожарные поезда МПС России;
    • · аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота. Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.

    К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:

    • · службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
    • · формирования Госсанэпиднадзора России;
    • · ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
    • · службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;
    • · геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделения Минатома России;
    • · учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуаций;
    • · учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

    Силы и средства РСЧС

    Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

    Силы и средства РСЧС подразделяются на:

    • -- Силы и средства наблюдения и контроля;
    • -- Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.

    В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам расположенным на территории России.

    Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды.

    Ведь в столице России сконцентрировано свыше тысячи объектов, в том числе немало потенциально опасных. Круглый год переполнены людьми девять железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, принимают и отправляют грузы и пассажиров несколько речных портов. По многим улицам перевозят ядовитые и взрывоопасные вещества, горючие жидкости применяемые в технологических процессах современного производства.

    Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо и пропускной режим. В ведении МВД находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

    Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

    Министерство здравоохранения это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям.

    Минпром, Минтопэнерго, Минатом все они имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

    Газоспасательные, горноспасательные, аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.

    Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями занимающимися обеззараживанием. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, по ликвидации эпизоотий и эпифитотий; они следят за ситуациями природного и экологического характера.

    Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), встав правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов). При советах ОСТО в девяти регионах на сегодня есть более 300 таких подразделений.

    Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы не произошла авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

    В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

      военизировавные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

      формирования и учреждения Всероссийской Службы Медицины Катастроф;

      формирования ветеринарной службы и службы защиты растений;

      военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;

      формирования ГО Российской Федерации;

      специально подготовленные силы других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

      аварийно-технические центры Министерства по атомной энергетике;

      службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов авиационной службы России;

      восстановительные и пожарные поезда МПС России;

      аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота и речного флота России.

    2. К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

      службы и организации наблюдения и контроля федеральных органов исполнительной власти;

      формирования санитарного надзора Минздрава России;

      ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

      службы наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья;

      геофизическая служба Российской академии наук;

      служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

      подразделения Министерства по атомной энергетике;

      космические средства наблюдения;

      учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

    Для приведения в готовность все этих сил и средств необходимо затратить определённое время.

    Поэтому особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые организуют и проводят работу по ликвидации последствий ЧС первыми.

    В их состав входят:

      Войска гражданской обороны;

      Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

      Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд,

      Поисково-спасательные службы (ПСС);

      Центр специального назначения (Москва);

      Авиация МЧС России;

      Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

      Силы и средства органов внутренних дел;

      Нештатные аварийно-спасательные формирования организаций создаваемые решениями их руководителей.

    Остановимся на самых оперативных формированиях.

    Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, пред­назначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

    Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяю­щие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пора­женных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их от­правки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромо­бильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждаю­щихся в немедленной помощи.

    В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходи­мых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиацион­ных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения. Отряд эффективно реаги­рует на ЧС самого различного характера.

    Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков регио­нальных поисково-спасательных служб и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тысяч человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тысяч спасателей-общественников.

    Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спаса­тельных работ в ЧС, оказания пораженным первой медицинской помощи и их эва­куации в лечебные учреждения, проведения профилактических мероприятий, направ­ленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

    Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудовани­ем: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радио­локационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска по­страдавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения анало­гичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новей­ших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ.

    Формирования поисково-спасательных служб способны в сроки от 15 минут до 2 часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.

    Центр специального назначения создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвида­ция связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с по­вышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехни­ческих работ. На Центр возложены следующие задачи:

      проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности;

      проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с ис­пользованием легководолазного снаряжения;

      оказание пораженным медицинской помощи;

      выполнение подрывных и пиротехнических работ;

      осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;

      обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при ЧС.

    В состав Центра входят подразделения: горноспасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехниче­ских); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населе­ния; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

    Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее струк­тур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:

      проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;

      осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы; обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздуш­ных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;

      осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказа­ния медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудо­вания и ценностей из зон бедствия.

    Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, на­ходящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.

    В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации лег­ких, средних и тяжелых вертолетов.

    В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС, решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей территории, устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

      режим повседневной деятельности - при нормальной производственно промышленной, радиационной, химической, биологической и другой обстановке;

      режим повышенной готовности - при ухудшении обстановки или при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

      режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

    Вопрос № 4. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС.

    Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также сохранение здоровья людей, сокращения размеров ущерба окружающей среде, материальных потерь в случае их возникновения.

    Данный комплекс включает:

    Организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоя­нием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

      прогнозирование ЧС;

      оценку риска возникновения ЧС;

      организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;

      организацию и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

      участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;

      планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, на­правленных на предупреждение ЧС;

      создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защи­ты населения и территорий от ЧС;

      экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;

    При уже возникшей чрезвычайной ситуации выполняются мероприятия по ликвидации ЧС.

    Ликвидации ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зоне ЧС и направленные на спасение жизни, сохранение здоровья людей.

    Ликвидации ЧС включает:

      локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее ис­точника;

      ограничение или запрет доступа в зону ЧС;

      рассредоточение или эвакуация из зоны ЧС;

      укрытие в защитных сооружениях;

      обеспечение средствами индивидуальной защиты;

    Зона ЧС – это территория, на которой сложилась чрезвычайная обстановка.

    Заключение

    Практически все регионы России могут пострадать от различных природных и техногенных катаклизмов. Не является исключением и Волгоградская область.

    Из производственных сфер деятельности в нашей области наибольшего внимания заслуживают так называемые “химически-опасные” объекты с производством и хранением аварийно-опасных химических веществ (хлор, аммиак и др.).

    “Химически-опасными” городами области являются:

      город Волгоград, в котором расположено более 20 химически-опасных объектов.

      город Волжский - 6 химически-опасных объектов.

      г. Камышин -5 химически-опасных объектов.

    Кроме этого химическую опасность могут представлять железнодорожные станции, а также железнодорожные магистрали, где накапливаются, провозятся железнодорожные цистерны с различными химическими веществами.

    В зоне опасного химического заражения, в отдельных случаях, могут оказаться до сотен тысяч человек.

    В соседних регионах имеются объекты ядерной энергетики - это в Воронежской или Ростовской областях, соответственно на территории области возможно выпадение радиоактивных осадков, загрязнение почвы, воды, продуктов растениеводства и животноводства.

    При ЧС на этих объектах заражению подвергнется территория нескольких районов области (а именно, Чернышковского, Котельниковского, Суровикинского, Октябрьского, Калачевского) с проживающим населением более 60 000 чел.

    Кроме этого в Волгоградской области имеется большое количество пожароопасных объектов.

    По территории области проходят магистральные нефте- и газопроводы:

      Самара – Тихорецк,

      Ср. Азия – центр,

      Уренгой – Челябинск – Новопсков и другие, местного значения.

    Среди пожароопасных объектов можно выделить Тракторный завод, Элеватор, завод Ермана, Лесобаза, Хим.пром (“Каустик”), Нефтеперерабатывающие завод, базы.

    В ряде районов области ежегодно наблюдаются случаи туляремии, геморрагической лихорадки, острых желудочно-кишечных заболеваний (в том числе холеры), малярии, лептоспироза. К тому же, на сопредельной с областью территории Казахстана, имеются природные очаги чумы.

    Из стихийных последствий местных условий заслуживают внимания следующие ситуации:

      в весеннее время подъем паводковых вод, выход из берегов рек (Иловля, Медведица, Хопер, Дон), затопление более 60 населенных пунктов с населением около 300 тыс. человек;

      прорыв плотины Волжской ГЭС, в результате различных причин, может привести к затоплению (наводнению) более 2,5 тысяч квадратных километров и около 70 населенных пунктов;

      в летнее время, могут возникнуть пожары связанные с сильной жарой и засухой.

    Всё это свидетельствует об актуальности изучения медицины катастроф в университете и необходимости создания в области необходимых сил и средств.

    Что и было выполнено на основании постановления главы администрации Волгоградской области № 1119 от 8 ноября 2005 года.

    Согласно этого документа в состав сил и средств наблюдения и контроля вошли 121 формирования и учреждения с общим численным составом - 1586 человек, а в состав сил и средств ликвидации последствий ЧС вошли 659 формирования и учреждения с общим численным составом 7559 человек.

    «______»______________2008 ________Д.Козлов.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме