Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отклонения в поведении обучающихся как следствие воспитания в дисфункциональной семье. Как избавиться от последствий воспитания в дисфункциональной семье


Чернова Галина Фёдоровна, СОШ №2 г.Нерюнгри, социальный педагог, Республика Саха (Якутия)

Аннотация
В докладе представлена характеристика видов дисфункциональной семьи и типов отклонения в поведении, а также результаты изучения отклонения в поведении обучающихся СОШ №2.

В числе первых к признакам дисфункциональной семьи можно отнести наличие у кого-то из членов семьи какого-то из типов зависимости, в том числе и тех ее разновидностей, которые с огромным трудом могут быть замечены даже самим страдающим ею человеком, например, зависимости от работы или от отношения к другому человеку. Если в семье есть такой тип зависимости у кого-то из членов семьи (родителей, детей или близких родственников), то такую семью можно прямо назвать нездоровой, дисфункциональной. Зависимый человек (даже если это и зависимость от работы или телевизора/компьютера) уделяет больше времени предмету своей зависимости, думает о нем и не может свободно контролировать свое поведение и распоряжаться собой, т.к. его зависимость становится в какой-то мере его хозяином и не дает ему нормально наслаждаться жизнью и уделять внимание другим членам семьи, дарить им свое тепло, любовь, поддержку, заботу и понимание. Он (она) просто не сможет этого сделать из-за своей болезни.

Последствия инфантильного инфантильного насилия

Ребенок, подвергшийся нападению в своем собственном доме, где он якобы был защищен от насилия, подвергается сильной беспомощности. Тот факт, что они живут со своим агрессором и сталкиваются с пактом о молчании, который обычно включает самых близких людей в этом типе ситуации, дисфункциональных родительских стилей или даже неэффективных сетей поддержки, можно считать факторами риска для ребенка и может иметь чрезвычайно серьезные последствия. нанося ущерб их развитию и их социальной среде в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Следующий признак - это неполная семья, т.е. отсутствие одного из родителей в семье (мамы или отца). Этот признак, как и первый, абсолютен. То есть любая неполная семья дисфункциональна, независимо от причин ее неполноты, от су-ществующих отношений между ее оставшимися членами или достоинств (или недостатков) самих этих членов. Один родитель по определению не может дать ребенку полноты воспитания, которое могут дать только оба родителя. Это примерно то же самое, что и отсутствие у человека одной ноги или руки. Каким бы хорошим он ни был, насколько бы он ни был духовным и образованным, он все равно останется неполноценным человеком, который не сможет выполнять всех необходимых жизненных функций. То же и в семье, какими бы ни были члены семьи, они не смогут восполнить отсутствие недостающего члена семьи. Приемные родители как правило не могут дать детям того, что дают родные. Ребенок в подсознании все равно понимает, что это не родной человек и стремится найти своего, родного родителя. Хотя могут быть и исключения, но они очень редки. Да и потеря одного из родителя, неважно по какой причине (развод, смерть, уехал надолго в командировку) является тяжелой травмой для ребенка, влияющей и на его психику, и на самооценку и отношение к жизни тоже.

Влияние воздействия на внутриутробное насилие среди детей может наблюдаться в когнитивных и эмоциональных функциях, в школьной и социальной динамике. Наиболее частыми симптомами являются: отсутствие мотивации, изоляция, беспокойство, агрессивное поведение, депрессия, низкая работоспособность и выход из школы, трудности с обучением, плохие достижения, повторение и необходимость специального образования. Ущерб может возникнуть как немедленный урон: повторяющиеся кошмары, гнев, чувство вины, стыд, страх перед агрессором и лицо того же пола, что и это, острые фобически-тревожные и депрессивные картины, психосоматические жалобы, социальная изоляция и чувства стигматизации.

Тяжелая соматическая или психическая хроническая болезнь кого-либо из членов семьи. Как и предыдущие, этот фактор определяет безусловную выключенность человека из семейной жизни. Болезнь любого члена семьи обязательно будет отражаться и на остальных. Здесь появятся и особые правила семьи типа: вести себя тише; не приводить друзей, когда у... приступ; не рассказывать другим о болезни...; следить за поведением или благополучием больного вместо того, чтобы просто жить и наслаждаться жизнью в свое удовольствие. Это относится в основном к хроническим болезням, и если в семье будет создан благоприятный климат, если стрессовость этой ситуации уменьшена, то психологический вред от такой болезни может быть сведен к минимуму.

Они могут также возникать как поздний ущерб: значительное увеличение числа психических расстройств, аффективной диссоциации, инвазивных мыслей, суицидальных идей, более острых фобий, интенсивного уровня тревоги, страха, депрессии, изоляции, гнева, враждебности и вины, искаженного познания, такого как хроническое чувство опасности и путаницы, нелогическое мышление, искаженные образы мира и трудности восприятия реальности, снижение понимания сложных ролей и трудности в решении межличностных проблем.

По словам Сидмана. В домашних условиях физическое и словесное оскорбление может фактически удерживать детей и мужей подвластными. Родители могут выражать недовольство детьми и супругами друг с другом, ударять или изолировать их, снимать имущество и привилегии или не общаться. Любое такое наказание сделает преступление менее вероятным. Но все эти формы семейного принуждения делают дом местом, из которого можно бежать. Среди последствий такого рода отношений будут развод, отказ, психическое заболевание и самоубийство.

Элементы системы связаны друг с другом правилами и испыты-вают друг к другу интенсивную эмоциональную привязанность. В больной, дисфункциональной семье, где один или более членов пребывают в стрессе (это может быть, алкоголизм, злоупотребление наркотиками, другая зависимость, это может быть горе, дурное обращение, утеря финансовой стабильности, серьезные болезни), уже не действуют человечные и гибкие правила, по которым функционируют здоровые семьи.

Термин принуждение используется как наличие аверсивного контроля во взаимодействиях между людьми и природой. Аверсивный контроль включает наказание, отрицательное подкрепление и социально наложенное лишение, факторы, которые присутствуют в контексте инфантильного внутрисемейного насилия. По этой причине насилие может занять время, чтобы быть охарактеризованным и продолжительным. В целях борьбы с домашним насилием в семье сначала необходимо определить его, осудить и узнать, каковы права ребенка. Таким образом, потребность в междисциплинарной работе, в которой задействованы несколько специалистов, включая учителей, врачей, психологов, педагогов и социальных работников при осуществлении их деятельности, участвует в заботе и защите прав детей и их нарушения.

С появлением алкоголизма или наркомании в семье, правила, по которым она функционирует, становятся ригидными (жесткими) и бесчеловечными:
1) они перестают действовать на благо всей семьи и начинают работать на того, кто их устанавливает, то есть на химически зависи-мого человека, ради того, чтобы он мог продолжать употреблять. Вся семья мутирует под его употребление.

Работа этих специалистов имеет основополагающее значение в выявлении и предотвращении насилия в отношении детей, поскольку она может определить их разрушение, предотвратить многие случаи от продолжения и прекращения цикла такого рода злоупотреблений. Внутрисемейное насилие в отношении детей и подростков: идентификация, управление и знание справочной сети логопедом в сфере общественного здравоохранения.

Городское насилие: применяется ли анализ принуждения? Усиление поддержки семьи и сообщества для детей и подростков. Уход без насилия, каждый может. Федеральный университет Сан-Карлос. Домашнее насилие и его различные проявления. Неправильное обращение с детьми и подростками: обзор литературы для специалистов здравоохранения. Кампинас: издатель полной книги.

2) члены семьи не могут приниматься такими, какие они есть, людьми склонными делать ошибки, со своими чувствами, достоинствами и недостатками, правила становятся нереалистичными и невыполнимыми, поощряя нечестность, манипулятивность как средство избегания наказания, отвержения или чувства вины
Семейная система замыкается сама в себе. Ничего нового извне не привносится и не поощеряется выносить «сор из избы». Члены семьи надеются справится своими силами и ресурсами с бедой. Система «ржавеет» и костенеет.

Насилие и его различные представления. Отрицательные и стрессовые события, которые, когда они присутствуют, повышают вероятность индивидуума, проявляющего физические, социальные и эмоциональные проблемы. Проблемы внешнего поведения и семейных отношений: обзор литературы.

Внешние проблемы поведения и семейные отношения: обзор литературы. Аспирант Высшей программы в области развития человека и процессов в области здравоохранения, Институт психологии Университета Бразилиа. Исследователи изучали семейные отношения детей с внешними проблемами поведения, главным образом из-за их последствий для развития человека, на протяжении всего жизненного цикла. Факторы риска, которые способствуют возникновению и поддержанию этих проблем, связаны с характеристиками ребенка, семейными процессами и влияниями сверстников, сообществ и школ.

Какие же правила действуют в семьях с химической зависимостью?
Нездоровые, то есть дисфункциональные.

Они появляются в результате покрытия семьей алкоголика или наркомана, сохраняют его защитные механизмы, в конечном счете, активно потакают его употреблению и позволяют ему не нести ответственности за последствия его употребления.

В этой статье мы кратко обсудим влияние родительских и супружеских отношений в семьях дошкольников с внешними проблемами поведения. В первом случае акцент делается на родительские практики и уровень родительского стресса; в отношении супружеских отношений акцент делается на модели взаимодействия в женатых и переделанных семьях и их возможные последствия в родительских отношениях. Наконец, мы делаем некоторые соображения о роли культуры в развитии проблем внешнего поведения и необходимости исследовать этот тип проблемы с точки зрения развития человека.

Еще раз о некоторых из них:
1. Употребление алкоголя и /или наркотиков - главная часть семейной жизни.
Все в семье, так или иначе, крутится вокруг употребления веществ. Употребление влияет на все сферы жизнедеятельности семьи. Почти вся активность семьи зависит от состояния дел зависимого.
2. Алкоголь и наркотики - это причина семейных проблем.
Все проблемы в семье являются последствиями проблем зависимого с веществами. При этом эта причинно следственная связь может отрицаться семьей. Как зависимый обвиняет в своих бедах все что угодно, кроме своего употребления, так и семья может обвинять обстоятельства и других людей, но никак не связывать проблемы с зависимостью. Феномен отрицания формируется у всей семьи.
3. Кто-то или что-то вызвало химическую зависимость, зависимый человек не отвечает за ее проявления.
Семья покрывает и несет полную ответственность за последствия употребления. Выкупаются заложенные в ломбард вещи, зависи-мый выкупается из милиции, ему никто не говорит правды, ему по прежнему дают деньги, а порой и покупаются вещества, чтоб он употреблял их дома, под контролем. Зависимому незачем прекращать употребления. Он знает и уверен, что бы он не натворил, ему все сойдет с рук.
4. Статус-кво семьи должен поддерживаться, во что бы то ни стало.
Никто из членов семьи не должен обсуждать проблему зависимого вне стен своей «крепости». Никто не должен знать, что в семье есть проблема. Это стыдно и опасно выносить «сор из избы». Все должны сохранять полное молчание и делать вид, что в семье все хорошо. Семья сама, своими силами справится с проблемой.
5. Каждый член семьи должен быть пособником болезни.
Ничего что он употребляет. Мы возьмем его обязанности на себя. Мы будем контролировать его и следить, чтобы он не употреблял. Все должно быть направленно на его спасение.
6. Никто не имеет права говорить, что он на самом деле чувствует.

Ключевые слова: родительские отношения, супружеские отношения, проблемы внешнего поведения. Исследователи изучали семейные отношения детей с внешними проблемами поведения из-за последних последствий развития человека в течение их жизни. Факторы риска, которые способствуют росту и установлению такого поведения, связаны с личностными характеристиками детей, семейными процессами, влиянием сверстников, сообществ и школ. Обсуждается влияние родительских и супружеских отношений в семьях детей с внешними проблемами поведения.

Сначала подчеркиваются родительские практики и уровень родительского стресса; во-вторых, выделяются модели взаимодействия в женатых и вновь состоящих в браке семьях и их последствия для родительских отношений. Наконец, обсуждается роль культуры в развитии проблем внешнего поведения и необходимость изучения этих проблем с точки зрения человеческого развития.

Иначе говоря, не чувствуй, не говори, не доверяй. Нездоровые, то есть нечеловечные и жесткие правила, одним из которых является «не говори, не чувствуй, не доверяй», способствуют тому, чтобы семейная система оставалась закрытой. Никто извне не должен знать, что происходит внутри семьи.
Почему же закрытая семейная система препятствует выздоровлению семьи? Очень просто, внутри семьи проблема не обсуждается и как будто не существует, а когда она становится очевидной, то сказать о ней стыдно, да, и не принято. Все члены семьи слишком больны, чтобы самостоятельно справиться с проблемой, а помощь извне, не может придти, потому что о проблеме никто не знает, а если знает или догадывается, то стесняется дать совет или информацию, потому что о ней никто не просил. К примеру, если ваши близкие или друзья, услышали по радио или ТВ информацию о лечебном центре, они могут не довести ее до Вас, подчиняясь Вашим правилам. Помощь извне блокируется круговой обороной семьи.

Ключевые слова: родительские отношения, супружеские отношения, внешние проблемы поведения. Исследователи изучали семейные отношения детей с проблемами внешнего поведения, главным образом из-за их последствий в развитии человека, на протяжении всего жизненного цикла. В первом случае акцент делается на родительские практики и уровень родительского стресса; в терминах супружеских отношений выделяются модели взаимодействия в женатых и замужних семьях и их возможные последствия в родительских отношениях.

Наконец, мы представляем некоторые соображения относительно роли культуры в развитии проблем внешнего поведения и необходимости исследования этого типа проблемы с точки зрения развития человека. Сегодня границы семьи определяются узами привязанности и близости, которые люди поддерживают друг с другом, а не только родством по родству или правовой системой, которая регулирует семейные отношения. Это означает, что семья больше не рассматривается просто как ядерная система, состоящая из отца, матери и их биологических детей, но также включает в себя других людей, которые являются частью их сети отношений и с которыми есть сродство.

Признаки здоровой семьи.

Если с дисфункциональными семьями все понятно, то с определением здоровой семьи всегда есть проблемы. С одной стороны, семья может быть очень заботлива к своим членам, а с другой - в ней может не хватать взаимного внимания и чувства близости. В мире не существует такой семьи, которая постоянно могла бы находиться в идеальном равновесии. В семьях всегда бывает больше или меньше свободы и зависимости. Трудно подобрать какие-то универсальные правила, как должна выглядеть здоровая семья, в каждом случае они индивидуальны. У каждого человека есть свое представление о нормальной семье. Тем не менее, можно попробовать указать некоторые признаки, которые признаются большинством специалистов. Признаки эти были найдены при изучении семей, где нет признаков нарушений, и существующие отношения устраивают всех. Вы можете их прочитать и, возможно, даже согласиться с ними. Что же это за приметы? В чем они проявляются?

Рассматривать семью как единицу анализа означает учесть развитие отношений между подсистемами в соответствии с основными принципами «системной теории семьи». В этой теории супружеская, родительская и братская подсистемы взаимозависимы и состоят из диадических, триадных и полиадических отношений.

Семья со временем меняет свою динамику, проходя через переходные периоды, которые могут быть нормативными и ненормативными, то есть периоды, отмеченные содержанием шаблонов и правил, которые являются функциональными и дисфункциональными соответственно. Нормативные переходы способствуют развитию новых форм взаимодействия, регулируя модели общения в соответствии с меняющимися интересами членов семьи. В ненормативных переходах стрессовые обстоятельства, такие как семейное недовольство, разлучение, развод, алкоголизм у родителей, среди прочих, оказывают пагубное влияние на функционирование семьи.

Итак, супруги:
. слушают друг друга
. имеют собственные чувства и мысли
. обмениваются своими мыслями и приходят к согласию
. спрашивают друг друга, прежде чем принимать решение
. без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом
. приспосабливаются друг к другу
. борются за то, что "правильно" и "хорошо" для каждого из них
. начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают ему ход
. делятся своей болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью, разнообразными потребностями и желаниями
. умеют принимать "да" с благодарностью, а "нет" - легко и без обиды
. переходят от одних переживаний к другим без "торможения"
. отказываются от того, что невыполнимо
. смеются над собой
. влияют друг на друга
. поддерживают интересы и проекты друг друга
. гордятся достижениями друг друга или сострадают неудачам
. уважают суверенитет друг друга и в тоже время приходят на помощь, если кто-то испытывает боль
. помнят о проблемах другого, когда они принимают серьезный оборот
. терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и мечтают вместе.

Это ненормативные семейные переходы, а также биологические и социальные факторы и родительские практики, которые влияют на происхождение, поддержание и эволюцию поведенческих проблем, в том числе экстериоризированных. Поэтому, чтобы понять проблемы поведения, нам необходимо рассмотреть влияние семейных отношений.

В этой статье мы представляем обзор динамики взаимоотношений в семьях дошкольников с внешними проблемами поведения, подчеркивая качество родительских отношений, ценностей и практики социализации и родительский стресс, возникающие из-за отношений с детьми. Кратко обсуждаются модели супружеского взаимодействия в женатых и переделанных семьях и их возможные последствия для развития внешних проблем поведения. Наконец, мы делаем некоторые соображения о роли культуры в проблемах внешнего поведения.

В здоровых семьях, где люди хорошо знают друг друга, они могут чувствовать, когда им надо объединиться, а когда побыть врозь. Пятилетний ребенок гораздо больше зависит от указаний родителей, чем пятнадцатилетний. В этих семьях подвижные и гибкие психологические границы. Члены семьи собираются вместе, чтобы поработать или развлечься. В то же время нет правила что все должны вести себя "как надо". В здоровой системе царят здравый смысл, солидарность, согласованность, ответственность и одновременно уважение к суверенитету и интересам каждого. В такой семье существует хорошая ритмичность - от объединения и близости к отделению и автономности.

В категорию внешнего поведения включены поведения, связанные с несоблюдением социальных правил и проблемами поведения, такими как физическая и словесная агрессия, кража, лжи, мятеж, преступность, физическая жестокость и преступные действия. Также в класс этого поведения входят образцы мысли и чувства, в том числе враждебные задания и раздражительность. Согласно Ханну и Бореку, понятие внешнего поведения как организованной системы поведений, возникающих, усиливающих и изменяющих содержание и частоту в процессе развития, в отличие от понятия изолированных или статических актов, является недавним.

Когда в семье все в порядке, родственники могут оставить друг друга в покое, но когда у них возникают трудности - стресс, болезнь и другие сложности, - они оказывают друг другу усиленную поддержку. Члены семьи могут подойти друг к другу, обсуждают свои проблемы, помогают друг другу в их решении, получают удовольствие от общения и легко отходят в сторону. Здоровая семья похожа на хорошо сыгранную команду.

О поведении, принадлежащем этой организованной системе, было подчеркнуто агрессивное поведение, поскольку оно вызывает интерес исследователей, особенно тех, кто занимается развитием человека. В этой перспективе агрессия проявляется на протяжении всего жизненного цикла человека, с конкретными целями и формами, характерными для каждого этапа развития, т.е. в первые годы жизни, в дошкольные годы, школьные годы, юность и зрелость.

Существует тенденция рассматривать внешние проблемы поведения, в том числе агрессию, как это определено несколькими взаимодействующими факторами. Исследования, направленные на изучение социокультурных контекстов, которые могут подвергнуть ребенка риску, в основном изучали такие факторы, как неблагоприятная семейная обстановка, неадекватная родительская практика и отказ от сверстников в школе. Среди этих факторов родительская практика является убедительным доказательством связи с проблемами поведения.

Характерными признаками дисфункциональной семьи могут служить также установленные в ней негласные (неписаные) правила. Вот некоторые из них:
- Не говорить о своих проблемах. Это может означать запрет на обсуждение своих проблем как вне семьи, так и в самой семье. Вообще, не обращай внимания на свои проблемы, трудности, неприятности. Старайся жить для других, не обращая внимания на себя и не заботясь о себе. Твои проблемы на самом деле никого не интересуют, есть намного более важные дела, чем твои проблемы.

Не выражать открыто своих чувств. Как часто вы слышали в семье: "Не плачь, ты же мальчик! Не злись, не кричи, не дурачься! Не прыгай от радости, не выражай своей обиды, гнева, страха!" В больных же семьях есть постоянные запреты на чувства и их проявления.

Избегать прямых высказываний, стремиться к выражению своих мыслей иносказаниями, а потребностей - через манипуляции. Это значит, что такой человек не может просто прямо попросить кого-то о помощи, он будет делать это в обход. Например: "Знаешь, сегодня на улице так холодно, а форточка открыта и ее никто закрыть не может, я же так и простыть могу!" "Уже какой день никто мусор вынести не может. В этом доме вообще есть мужчины или все перевелись!" Можно же просто и прямо попросить - "Закрой форточку, пожалуйста. Вынеси мусор, если тебе не трудно". Пример непрямого общения: мама говорит сыну: "Скажи своей бабушке, чтобы она картошку почистила". В этом примере в семье никто никому ничего не говорит в лицо, но все говорится через посредников, через третьи лица.

Привычка строить нереальные планы и возлагать на людей и обстоятельства несбыточные надежды. Эту привычку можно назвать магическим мышлением. "Вот случится то-то, и все станет хорошо, все будут довольны и счастливы". Это и сверхразвитая мечтательность у членов семьи, причем она может быть и коллективная и индивидуальная.

Не говорить на определенные "табуированные темы". Самым распространенным "табу" является запрет на разговоры о сексуальных проблемах и потребностях.

- "Делай, как я говорю, а не как я делаю". Это очень страшное и тяже-лое правило, которое начинает сводить ребенка с ума. Например, мама говорит сыну, что шуметь нехорошо, надо вести себя тихо. И тут приходит домой пьяный папа и начинает орать на всех, громыхать и валять мебель. И непонятно - так все-таки можно шуметь или нет?

- "Играть, развлекаться - это плохо, греховно". Например, когда ребёнку говорят: "Вот ты сейчас смеешься, а потом плакать же будешь! Не веселись так сильно, это не к добру! Ты не видишь, мне плохо, а ты тут прыгаешь, как глупый!" Такие правила или установки запрещают наслаждаться жизнью, радоваться ей. Запрещают смеяться громко, танцевать, прыгать и скакать от радости и просто валять дурака. Семья, где это делать в той или иной мере запрещается - это больная семья.

В разыгрывающейся по сценарию алкоголика или наркомана драме важные роли достаются и детям. Они - самые невинные жерт-вы заболевания. Дети алкоголиков и наркоманов входят в группу повышенного риска заболевания алкоголизмом и наркоманией, склонны к развитию различных эмоциональных проблем в более взрослом возрасте. Поэтому каждый ребенок каждого алкоголика и наркомана нуждается в помощи.

Дети реагируют на алкоголизм и наркоманию в семье несколькими способами. Некоторые дети помогают и защищают неупотребляющего родителя, другие защищают алкоголика или наркомана. Некоторые пытаются остановить или контролировать употребление. Многие становятся нервными, и у них появляются проблемы в других сферах жизни, возможно в школе.

Дети вырабатывают свои способы выживания в семье с химической зависимостью. Это необходимо, чтобы иметь силу, которая защитила бы их и дала им чувство значимости. Эти защитные механизмы может и хороши в детстве, но во взрослой жизни они могут стать источником проблем.
Некоторые дети становятся во всем первыми.

Дети - вывески. Дети - герои. Они берут на себя дополнительные обязанности по дому, великолепно учатся в школе, становятся лидерами и структурируют жизнь остальным членам семьи. Это их ставят на табуреточку, чтобы они рассказали стих для гостей и показали, что в семье все хорошо. Смотрите, какой маленький, а уже, как взрослый.

Для того, чтобы получать любовь и одобрение, они вынуждены быть первыми, среди первых.

Следующий ребенок вынужден получать внимание за счет своего бунтарства. Мальчиш-плохиш. Место героя семьи занято, и ему приходиться привлекать внимание и получать вместо одобрения крики и шлепки по попе. Это его место в семье. Они часто являются бунтарями, ведут себя нарочито вызывающе, нагло и пренебрежительно, мечтая отомстить, когда вырастут, чувствуя себя нелюбимыми, неважными, ненужными. За наглым и бунтарским поведением скрывается страх, чувство отверженности, неадекватности.

Когда заняты два места, то третий выбирает роль «миротворца» и «спасателя». Этот ребенок всех мирит, сглаживает, принимает на себя чужие удары. Шутит и веселит всех в семье. Он играет роль буфера и шута. И за этим показным весельем прячется маленький испуганный ребенок.

Четвертая роль в дисфункциональной семье, это «потерянный ребенок». Он предоставлен сам себе. У него богатый внутренний мир. Он не доставляет хлопот, и научился выживать сам с собой. Ему немного нужно. От того тепла, что осталось.

С годами все дети алкоголиков и наркоманов обнаруживают, что с ними что-то не так. Они не научились переживать гнев и грусть. Выражение своих чувств в детстве не помогало им выживать. Их чувства игнорировались и были наказуемы. Во взрослом возрасте они не в состоянии выражать чувства, а может, и чувствовать вообще. «Героям»нужно кого-то контролировать и быть первыми, чтобы ощущать свою ценность. Продолжают играть свою роль и те дети, которые были «спасателями», они позволяют другим манипулировать собой, что приводит их к потере самоценности, контроля над своей собственной жизнью.

«Потерянные дети» могут никогда не преодолеть свою потребность заботиться о других и удовлетворять их нужды. Такой взрослый ребенок может так никогда и не признать, что у него есть свои собственные потребности, нуждающиеся в удовлетворении.

«Бунтари» обычно попадают в уличную среду и ведут асоциальный образ жизни. Им очень трудно смиряться и приспосабливаться.
Редко можно встретить чистый тип роли ребенка в дисфункциональной среде. Обычно ребенок успевает побывать в нескольких ролях.
Дети алкоголиков составляют 50-60% всех алкоголиков в обществе. Может, это благодаря генетической предрасположенности, но исследования показывают, что алкоголизация может произойти бла-годаря воздействию факторов окружающей социальной среды.

В таком состоянии семейная система может находиться десяти-летиями. Зависимый не несет никакой нагрузки, не выполняет никаких обязанностей, все равномерно распределено на всех членов семьи. Он становится обузой для семьи. С каждым годом остальным становиться, все труднее нести двойной или тройной груз. Ресурсы семьи истощаются. Выживать в такой семье все труднее. Она утрачивает свое первоначальное значение и смысл.

Изучение видов отклонения поведения обучающихся СОШ №2
Если анализировать асоциальные семьи нашей школы: в 9 семьях 12 детей. (я из-за недостатка времени провела анализ асоциальных семей нашей школы). Можно сказать что у каждого ребенка в этих семьях есть проблемы различного характера. Есть семья, где девочка (11 класс) проживает с опекуном - отчимом, до этого у нее была мама, которая была неизлечимо больна. Действительно, никто не знал, что в семье такая проблема. Здесь: Здесь существуют и особые правила семьи типа: вести себя тише; не приводить друзей, когда у... приступ; не рассказывать другим о болезни...; следить за поведением или благополучием больного вместо того, чтобы просто жить и наслаждаться жизнью в свое удовольствие. Эту девочку можно отнести к типу: «потерянный ребенок». Он предоставлен сам себе. У него богатый внутренний мир. Он не доставляет хлопот, и научился выживать сам с собой. Ему немного нужно. От того тепла, что осталось. В настоящее время девочка проживает с отчимом и предоставлена сама себе.

Другая семья: полная, но оба родителя употребляют спиртные напитки (тихие алкоголики) - сын не разговаривает.он умеет говорить, но не хочет. Мальчик хорошо учится, всегда выполняет домашнее задание, но устно не отвечает, может ответить письменно. Здесь: Наличие в семье "секрета", "тайны". Этот признак относится уже не столько к причинам, сколько к следствиям, симптомам дисфункциональности. Впрочем, "секрет", из какой бы области он ни был: - это всегда не только признак отсутствия полной доверительности в отношениях, но и фактор, который эту доверительность ограничивает. Тоже «потерянный ребенок». Единственное спасение - это бабушка есть, которая его любит. Но у бабушки возраст, мальчику только 9 лет.

В следующей семье родители долго разводились с постоянными скандалами. Родители были заняты собой и своими разборками, дочь была предоставлена сама себе. В конечном результате, когда родители развелись окончательно и разъехались, казалось бы в доме воцарился покой и порядок, девочка стала уходить из дома, курить, забросила учебу. Этот ребенок бунтарь. «Бунтари» обычно попадают в уличную среду и ведут асоциальный образ жизни. Им очень трудно смиряться и приспосабливаться.

Неполная семья, молодая мама в постоянном поиске устроить свою личную жизнь. Несколько раз выходила замуж, даже официально, поменяла фамилию, отчим усыновил ее сына, дал ему свою фамилию, казалось бы мама заботливая. Но мама выпивает, еще несколько раз сменила себе партнера. Мальчик выживает как может сам, это он главный в семье. Никогда не скажет, что мама пьяная. Но в глубине души он чувствует себя нелюбимым, неважным, ненужным. Это Мальчиш-плохиш. Такие дети ведут себя нарочито вызывающе, нагло и пренебрежительно, мечтая отомстить, когда вырастут. За наглым и бунтарским поведением скрывается страх, чувство отверженности, неадекватности.

Не буду рассказывать обо всех детях в этих семьях. В каждой школе ситуации повторяются и есть свои герои. У нас в школе работа с этими семьями ведется в тесном содружестве с психологом. Психолог начинает работу с родителей и больше работает с родителями, чем с ребенком. Родителям даются рекомендации в поведении по отношению к ребенку.

Работа с ними, сказать откровенно, дает мало результатов. Искоренить проблему очень трудно и порой невозможно разрушить систему, создаваемую годами или поколениями. здесь уже скорее должен работать психотерапевт или семейный психолог (у нас это редкость)

Что делать?

Трагизм положения заключается в том, что благодаря не гибкости поведения химически зависимого человека и повторяемости ситуации, у членов семьи закрепляются модели реагирования. Их поведение из активного становится реактивным. То есть члены семьи, действуют в разных ситуациях одинаково. Бояться новых форм поведения. Бояться, что - либо менять и распространяют эти формы реагирования, не только на семейные, но и прочие жизненные ситуации.
И если ничего с этим не делать: не меняться всей семье, не посещать групп самопомощи, человек не выйдет из своей роли. Он понесет ее по жизни и найдет себе партнера, играющего дополняющую его роль, и уже новая семья будет обречена на существование в рамках жестких правил и распределения ролей, и передаст это наследие следующим поколениям. Семьи, живущие по правилам дисфункциональных семей, являются питательной средой для появления новых поколений алкоголиков, наркоманов и дисфункциональных личностей.

Сделать из дисфункциональной семьи здоровую достаточно трудно, но не невозможно. Во-первых, это тяжелая работа. Во-вторых, супруги и семьи в основном плохо обучены искусству семейной жизни. Ведь обучение одного поколения - дело предыдущего. Плохие навыки семейной жизни переходят от одного поколения к другому, как предрасположенность к заболеванию или "фамильный порок". Поскольку эти плохие навыки по большей части не осознаются, то каждое движение, которая тяготеет к хорошей семье или супружеству, вызывает равная сила, отталкивающая семью этого, вызывая сопротивление хорошему контакту с супругом или членами семьи. В-третьих, осознавание некоторых вещей вызывает слишком болезненные, непереносимые переживания, а некоторые действия в семье слишком трудно совершить из-за того, что они вызывают осуждение со стороны других родственников.

Почему мы об этом говорим и поднимаем проблему, надо обращать внимание на такие семьи, на детей из этих семей, раскрывать глаза родителям, ведь порой родители не замечают, что происходит с их детьми, считая что проблем нет. А именно эти дети потенциальные суицидные дети.

Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

9 C ЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

План:

    Семья как фактор развития и самореализации личности, ее функции и типология.

    Семейное воспитание, его задачи и принципы.

    Основные типы неправильного воспитания в семье.

    Показатели родительского поведения.

    Причины неправильного родительского воспитания.

Детям рады в семье не потому, что они хорошие,

а они хорошие, потому, что им рады.

Статистика:

    91% людей России объединены семьей;

    50-70% браков распадаются;

    ежегодно совершается 10-12 тысяч абортов;

    Россия среди развитых стран занимает 1 место по младенческой смертности;

    среднее количество детей в семье - 1, 08, для простого воспроизводства необходимо 2,15;

    для развития ребенка необходимо не меньше 15 минут родительского общения непосредственно с ним.

Первый месяц - Мама, я всего еще двадцать сантиметров ростом, но у меня все органы на месте. Я люблю твой голос. Каждый раз, когда слышу его, машу ножками и ручками. Биение твоего сердца - моя любимая колыбельная.

Второй месяц - Мама, сегодня я научилась сосать большой палец. Если бы ты меня видела, ты могла бы уже назвать младенцем. Но я еще не настолько большая, чтобы обойтись без своего домика. Здесь так тепло и уютно.

Третий месяц - Мама, угадай, кто я! Я - Девочка! Надеюсь, ты этому рада. Я хочу, чтобы ты всегда была счастлива. Мне не нравится, когда ты плачешь, ты кажешься такой грустной. Я тоже из-за этого грущу и плачу вместе с тобой, хоть ты меня и не слышишь.

Четвертый месяц - Мама, у меня начали расти волосы. Они довольно короткие и тонкие, но они еще вырастут. Я много двигаюсь. Я уже умею вертеть головой, шевелить пальчиками и тянуть свои ножки и ручки. У меня здорово получается.

Пятый месяц - Ты опять ходила к врачу. Мама, он тебя обманывает, когда говорит, что я не ребенок. Я ребенок, твой ребенок. Я думаю и чувствую. Мама, что такое аборт?

Шестой месяц - Я опять слышу голос этого врача. Он мне не нравится, он кажется холодным и бессердечным. Что-то вторгается в мой домик. Врач назвал это иглой. Мама, что это такое? Как жжет! Скажи ему, чтобы перестал! Я не могу спрятаться от этого! Мама! Помоги же мне!!

Седьмой месяц - Мама, я в порядке. Я на небесах. Бог рассказал мне об аборте. Почему ты отказалась от меня, мама?

    Семья как фактор развития и самореализации личности,

ее функции и типология

Семья (фамилия) – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:

    репродуктивная (рождение детей) – заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека разумного в потребность иметь детей, растить и воспитывать их;

    хозяйственно-экономическая – ведение общего (обычно) хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;

    воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего детей; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача и воспроизведение социально-трудового, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;

    нравственно -психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества;

    коммуникативная – организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами;

    рекреативная – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива;

    фелицитологическая – создание условий для счастья каждого члена семьи

Единого подхода к определению типологии семьи нет, чаще всего принятоклассифицировать семьи по следующим основаниям:

    в зависимости от количества детей: бездетные; однодетные; малодетные (2-3 ребенка); многодетные (более 3 детей);

    в зависимости от состава семьи: одно-поколенные (только супруги); двух поколенные (родители и дети); межпоколенные (прародители, родители и дети);

    в зависимости от структуры семьи: полноценные (мать, отец, дети); неполные (мать или отец и дети); внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);

    в зависимомти от характера взаимоотношений: гармоничная; распадающаяся; распавшаяся; неполная.

2.Семейное воспитание, его задачи принципы

Семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Задачи семейного воспитания:

    создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;

    стать социально-экономический и психологической защитой ребёнка;

    передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

    научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

    воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Основные принципы семейного воспитания:

    гуманность и милосердие к растущему человеку;

    вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

    открытость и доверительность отношений с детьми;

    оптимистичность отношений в семье;

    последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

    оказание посильной своему ребенку, готовность отвечать на вопросы;

    запрещение физических наказаний;

    не морализировать; не говорить слишком много;

    не требовать немедленного повиновения и т.д.

3.Основные типы неправильного воспитания в семье

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми , когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.

Безнадзорность, бесконтрольность – родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания своим детям (дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «плохих» компаний).

Гиперопека – жизнь ребенка под бдительным и неустанным надзором, он слышит постоянно строгие приказы и много численные запреты (ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя). Постепенно нарастает обида за то, что другим « все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья.

Кумир семьи – ребенок в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются (в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм, в коллективе его не понимают). Ребенок обвиняет всех, но только не себя.

Золушка – обстановка эмоциональной отверженности, безразличия, холодности (ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители внимательны и добры к нему). Как результат – появление неврозов, чрезмерная чувствительность к невзгодам, озлобленность детей.

Жесткое воспитание (синдром опасного обращения с детьми)– за малейшую повинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе (жестокость, угодничество). Страх – самый обильный источник пороков. чаще физическому наказанию подвергаются мальчики, в семьях с низким статусом отца, ущемленными матерями, с низкими заработками.

В условиях повышенной моральной ответственности - с младенчества ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или на него возлагаются непосильные детские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких, невротические срывы.

4.Показатели родительского поведения

Выделяют следующие показатели родительского поведения (Эйдемиллер):

    уровень протекции в процессе воспитания – сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию ребенка;

    степень удовлетворения потребностей ребенка – в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворение потребностей подростка, как материально-бытовых, так и духовных (прежде всего в общении и любви);

    количество требований к подростку в семье ;

    количество требований-запретов ;

    строгость санкций;

    неустойчивость стиля воспитания.

5.Причины неправильного родительского воспитания

Помимо определенных обстоятельств в жизни семьи, низкой педагогической культуры родителей, основную роль играют нарушения в личности самих родителей:

1.Отклонение характера самих родителей.

2.Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка (в основе лежит какая-то чаще неосознаваемая потребность):

    расширение сферы родительских чувств;

    предпочтение в подростке детских качеств;

    воспитательная неуверенность родителей;

    фобия утраты ребенка;

    неразвитость родительских чувств;

    протекция на ребенка собственных нежелаемых качеств;

    внесение конфликта между супругами в сферу воспитания;

    сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола последнего.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме