Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Исполнитель отказывается исполнять контракт по 44 фз. Публикации

Материал подготовила:

Все имеют право на ошибки, бизнес – процесс непредсказуемый. К сожалению, иногда возникает ситуация, когда приходит ужасное осознание того, что контракт, который ещё вчера казался таким многообещающим, оказался той самой сказкой, где чем дальше, тем страшнее. Означает ли это, что нет выхода из этой ситуации? Отнюдь нет... О том, как расторгнуть контракт в одностороннем порядке и избежать рисков, расскажет Олеся Долгих.

Законодательством предусмотрено всё

По общему правилу, одностороннее расторжение договора допускается в случаях, предусмотренных законом либо договором. При этом стороны вправе закрепить в таком договоре порядок и условия для одностороннего расторжения либо руководствоваться тем порядком, который указан в Гражданском кодексе РФ.


В силу того, что порядок заключения и исполнения контрактов в сфере государственных и муниципальных нужд имеет свои особенности, то и прекращение обязательств по инициативе одной из сторон контракта также получило отдельную регламентацию в рамках Закона № 44-ФЗ.

Что может служить основанием для одностороннего расторжения?

Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность одностороннего отказа от контракта по инициативе любой из сторон.


Реализовать такое право сторона может лишь при наличии совокупности условий:


По основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ;

При наличии в самом контракте права на отказ от него.


Зачастую исполнитель, лишённый права формировать условия контрактов по 44-ФЗ, интересуется, возможен ли отказ по его инициативе, если такое право предусмотрено только для заказчика? Да, исполнитель контракта вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено такое право заказчика. Это правило действует и в случае, когда в контракте наряду с правом заказчика на односторонний отказ предусмотрен прямой запрет для исполнителя расторгнуть контракт по собственной инициативе.


Конкретных оснований для одностороннего расторжения контракта сам 44-ФЗ не содержит, а отсылает нас к нормам Гражданского кодекса РФ.


Вместе с тем, административные органы рекомендуют заказчику определить, по каким из оснований, предусмотренных Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, допускается отказ от контракта (см. Письмо Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 г.).


Однако в судебной практике позиция иная: подробно указывать основания для отказа в контракте не нужно. В частности, Президиум Верховного суда РФ в своём Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённом Президиумом ВС РФ 28.06.2017, сделал вывод, что «неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в Гражданском кодексе РФ….» (п. 14 Обзора).


Вместе с тем, стороны контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта (п. 15 Обзора).


Пример из практики. В том же п. 15 Обзора Президиум Верховного суда описывает следующую практическую ситуацию: стороны заключили контракт, по условиям которого односторонний отказ может быть совершён только в случае просрочки выполнения работ более чем на 30 дней. При этом заказчик, руководствуясь статьей 708 Гражданского кодекса РФ, где установлено право заказчика отказаться от договора при просрочке подрядчиком работ на 7 дней, направил соответствующее уведомление уже через 7 дней просрочки.


Подрядчик оспорил действия заказчика в суде, и суд встал на его сторону, признав отказ заказчика незаконным. При этом суд отметил, что срок для возникновения права на односторонний отказ в данном случае является разумным и не прикрывает фактически увеличение общего срока выполнения работ.


В ряде случаев у заказчика возникает не право, а обязанность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, заказчик обязан отказаться от контракта, если в ходе исполнения контракта выяснится:


Исполнитель и (или) товар не соответствуют требованиям к участникам закупки (к товару), предусмотренным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке, либо

Исполнитель представил недостоверную информацию о соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать победителем.


Например, после заключения контракта установлено, что исполнитель не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов и это позволило ему стать победителем. При данных обстоятельствах отказ заказчика правомерен, понудить его к исполнению контракта нельзя (п. 10 Обзора).

Основные этапы процедуры одностороннего расторжения.

Шаг 1. Уведомление другой стороны об одностороннем расторжении контракта.

Сторона, принявшая такое решение, в течение трёх рабочих дней с момента принятия направляет его другой стороне способом, обеспечивающим фиксацию факта отправки и получения адресатом (например, заказным письмом с уведомлением). Датой уведомления является не дата получения стороной соответствующего документа, а дата получения отправившей его стороной подтверждения о вручении этого документа контрагенту или дата получения информации о его отсутствии по адресу, указанному в контракте.

Шаг 2. Публикация извещения в ЕИС (применяется только для заказчиков).


Если использованный для доставки уведомления заказчика способ не позволяет получить подтверждение или информацию о факте его получения, то датой уведомления исполнителя считается дата по истечении 30 дней с момента размещения в ЕИС решения об отказе.


Решение заказчика об одностороннем отказе от контракта вступает в силу, а контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.


По мнению ФАС России, неисполнение одного из перечисленных для заказчика действий в рамках одностороннего отказа свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (письмо ФАС России от 28.03.2014 № ИА/11604/14).


Пример из практики: правовая позиция судов, в отличие от ФАС, на этот счёт менее категорична. Так, в п. 16 Обзора рассмотрена ситуация, когда заказчиком был нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта (решение об одностороннем отказе не было размещено на официальном сайте в течение трёх рабочих дней с даты его принятия). Между тем суд пришёл к выводу, что для возникновения последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, указав, что размещение соответствующих сведений на интернет-сайте установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Отношения можно спасти…

Исполнитель, получивший от заказчика уведомление об одностороннем расторжении договора, не лишён возможности «спасти» ситуацию и продолжить работу по контракту. Для этого нужно успеть в течение 10 дней с момента получения уведомления о решении заказчика устранить нарушения, ставшие основанием для такого расторжения, и компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы. В таком случае заказчик обязан отменить своё решение. Аналогичное правило действует и для случаев одностороннего расторжения контракта по инициативе исполнителя.


Однако реабилитироваться перед заказчиком исполнитель сможет только однажды, поскольку при повторном нарушении заказчик не обязан отменять решение об одностороннем расторжении контракта, даже если нарушение устранено.


Нужно отметить, что за нарушение процедуры уведомления об одностороннем расторжении контракта стороне-инициатору грозит административная ответственность, предусмотренная ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ (штраф для должностных лиц - 50 000 руб., для юридических лиц - 200 000 руб.).

А можно ли немотивированно отказаться от исполнения контракта?

С учётом сказанного, однозначной позиции по вопросу, может ли сторона немотивированно отказаться от исполнения контракта, пока нет.


По мнению Минэкономразвития России, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта возможен, только если другая сторона нарушила его условия (см. Письма от 10.04.2017 N Д28и-1555, от 08.04.2016 N Д28и-880, от 31.12.2015 N Д28и-3866).


Подходы арбитражных судов разнятся. Так, одни суды полагают, что немотивированный отказ от исполнения контракта возможен только в случае нарушения его условий (Решение АС Вологодской области от 11.12.2015 г. по делу № А13-8444/2015, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2014 г. по делу № А56-46047/2014, решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 июля 2016 года по делу № А40-85825/16-148-527). Другие же суды говорят о возможности немотивированного отказа стороны от контракта (например, Решение АС Пензенской области от 17 декабря 2015 г. по делу № А49-11658/2015, Решение АС Приморского края от 20.03.2015 г. по делу № А51-422/2015, Решение АС Липецкой области от 19.02.2016 г. по делу № А36-9463/2015).

Учитываем риски: возможные последствия одностороннего расторжения контракта

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом сторона-инициатор вправе потребовать возмещения только фактически понесённого ущерба. Возможность получить иные суммы законом не предусмотрена.


Для исполнителя одностороннее расторжение контракта может означать не только потерю контрагента и недополучение того, на что он рассчитывал при заключении контракта, но и включение его в реестр недобросовестных поставщиков. Реестра недобросовестных заказчиков, к сожалению, в нашем государстве нет.


Исполнитель, включённый в реестр недобросовестных поставщиков, в течение последующих двух лет со дня включения информации в реестр не сможет принимать участие в закупках для государственных и муниципальных нужд.


Решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков принимается на заседании антимонопольного органа по заявлению заказчика с участием исполнителя. В случае, если сведения заказчика недостоверны, то на его должностных лиц может быть возложена административная ответственность в виде штрафа в размере 15 000 руб., на самого заказчика – в размере 100 000 руб. (ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ).


При несогласии с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта исполнителю нужно оспаривать не только такой отказ, но и вынесенное на основании него решение антимонопольного органа о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик также имеет право на оспаривание решения исполнителя об одностороннем расторжении контракта в суде.

Подведём итог

Контракты по 44-ФЗ являются сделками с высоким риском как для заказчика, так и для исполнителя. Право на односторонний отказ от контракта не следует воспринимать как «спасательный круг» для ухода от обязательств, поскольку стороне всегда нужно иметь законные и обоснованные аргументы для такого расторжения. Если односторонний отказ от контракта, совершённый одной из сторон, по мнению другой стороны, является незаконным, его можно оспорить. Особенно актуально оспаривание одностороннего расторжения для исполнителей, которым грозит выбывание с рынка госзакупок по причине включения их в реестр недобросовестных поставщиков.

Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз. Скачать Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Скачать Одностороннее расторжение по инициативе поставщика Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше. Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика.

Одностороннее расторжение контракта по 44-фз

ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа. В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация. Односторонний отказ по инициативе заказчика Шаг 1.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-фз и гк рф

Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее - ЕИС) (ч. 12 ст. 95). Скачать Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения.

Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС. Скачать Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п.

26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44 фз

В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения. Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.


Односторонний отказ - относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба.


Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Внимание

К ним относят:

  1. Отказ заказчика от приема товара или выполнения работ, который никак не мотивирован. Факт отказа должен быть официально зафиксирован не менее двух раз.
  2. Нарушение заказчиком установленных договором сроков оплаты за поставленный товар или произведенные работы. Факт просрочки должен фиксироваться не менее двух раз.
  3. Создание заказчиком условий, при которых исполнение поставщиком обязательств становится невозможным.

Фиксирование этого факта должно проводиться независимыми экспертами.
  • Если по независящим от поставщика причинам произошло существенное удорожание товаров, поставляемых в рамках договора, или материалов, используемых для выполнения работ, то поставщик вправе требовать пересмотра установленной цены. В случае отказа заказчика, поставщик получает возможность расторгнуть договор.
  • Инфо

    Заказчик принял решение о расторжении контракта в связи с тем, что поставленное шасси оказалось бывшим в употреблении, что противоречит условиям контракта. В ходе судебных разбирательств было рассмотрено заключение экспертного учреждения, согласно которому шасси было признано не соответствующим требованиям контракта. Суд принял решение о признании действий заказчика правомерными.


    Контракт был расторгнут. Одностороннее расторжение контракта со стороны заказчика может иметь серьезные последствия для поставщика. Если его данные занесены в РНП, он утратит возможность в ближайшее время принимать участие в государственных закупках. Поэтому лучшим вариантом станет исполнение взятых на себя обязательств, а в случае возникновения спорных ситуаций стоит поискать компромисс.

    Форум института госзакупок (москва)

    Эта норма распространяется лишь на длительные (от 3 лет) и дорогостоящие (от 500 млн.) проекты для обеспечения государственных нуждЗаказчик обладает правом прекратить договорные обязательства в следующих ситуациях:

    1. Поставщик поставил товары или оказал услуги, не соответствующие характеристикам, оговоренным в контракте. Это обстоятельство должно быть подтверждено независимыми экспертами.
    2. Поставщик не выполняет обязательств или существенно отклоняется от установленного графика.
    3. Поставщик отказывается устранять недостатки, выявленные по мере исполнения договорных обязательств.
    4. Заказчик выяснил, что поставщик не отвечает требованиям, определенным 44-ФЗ.

    Иногда предусматриваются штрафные санкции в случае отказа от договорных обязательств. Штрафы могут быть наложены на обе стороны.
    Это информация публикуется помимо сведений в Реестр контрактов и отчетов.В указанной статье речь идет о изменении и расторжении (то есть как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон).Функционалом ООС предусмотрен раздел «Дополнительная информация о закупках и контрактах». В этом разделе есть лишь три варианта информации:Решение об одностороннем отказеИнформация о непредоставлении сведений о выгодоприобретателяхИнформация о непредоставлении сведений о субподрядчиках, соисполнителях.Куда публиковать информацию о изменении контракта и расторжении по соглашению сторон??? в ЕИС, которого не существует.на самом деле мнения разделились — кто-то в реестр контрактов все это пихает в течение 1 дня (хотя по 103 статье можно в течение трех)кто то сразу пихает в реестр контрактов в течение трех дней и игнорирует требования одного дня.

    Форум о госзакупках и тендерах good-tender ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

    • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
    • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
    • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

    Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация. Односторонний отказ по инициативе заказчика Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях.

    Поставщик, который не справился с возложенными на него обязательствами, попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Для него это автоматически означает дальнейшее отстранение от участия в государственных закупках. Порядок действий заказчика Если при определенных обстоятельствах заказчик решает отказаться от исполнения договора, то он обязан выдержать следующую процедуру:

    1. После принятия решения о прекращении договорных обязательств заказчик должен при необходимости получить экспертное заключение. Если в ходе экспертизы выяснится, что условия договора не были нарушены, то расторгнуть контракт будет невозможно.
    2. Заказчик оформляет решение в письменном виде и публикует его в ЕИС. Это необходимо сделать в трехдневный срок с момента принятия решения.
    3. Заказчик направляет в адрес второй стороны уведомление о вынесенном решении.

    Согласно части 22 статьи 96 44-ФЗ поставщик может отказаться от своего решения расторгнуть контракт. Если контракт расторгается по инициативе поставщика (в следствии нарушений заказчиком условий договора), то сведения о нем не передаются в РНП. Случаи из практики Одностороннее расторжение контракта редко проходит без конфликта. Чаще всего противная сторона не согласна с тем, что нарушения условий договора стали существенными. В такой ситуации единственным выходом станет обращение в суд. В судебной практике много примеров, когда жалобы поставщиков на неправомерное решение заказчика оказываются необоснованными.
    Например, в Арбитражном суде Тульской области рассматривалось дело по заявлению поставщика, который произвел поставку автокрана на шасси КамАЗ.

    Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44)

    В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

    В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность.

    Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

    Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст. 95 ФЗ № 44 указано, что контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке только в случае, если контрактом была предусмотрена такая возможность. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то ФЗ № 44 не устанавливает требования о необходимости отражения подобной возможности в контракте.

    Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

    Таким образом, даже если контрактом не предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, такое право существует по умолчанию, в силу закона.

    Также статьей 451 ГК РФ определена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В п. 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

    На практике существует несколько ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть контракт. Итак, обоюдное расторжение контракта возможно, во-первых, в случае невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контракту по не зависящим от него причинам (например, срок контракта истек, а заказчик выбрал не весь товар, соответственно, поставщик поставил не весь товар). Во-вторых, когда отпала необходимость в поставке товара у заказчика. В-третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе - обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т. д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара.

    Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.

    В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

    Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

    Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 103 ФЗ № 44 ведется общероссийский реестр контрактов.

    Порядок ведения реестра контрактов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее - Постановление № 1084).

    Согласно Постановлению Правительства РФ № 1084 в реестр контрактов включается:

    Информация о заключенных контрактах;

    Информация об изменении контракта;

    Информация об исполнении (расторжении) контракта;

    Информация о расторжении контракта.

    Таким образом, в единую информационную систему (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) заказчик должен в течение трех рабочих дней со дня подписания соглашения о расторжении контракта включать сведения в реестр контрактов.

    За нарушение требований по ведению реестра контрактов Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.

    Заказчику следует помнить об отчетности, установленной ст. 94 ФЗ № 44. Так, согласно ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44 результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 названного закона), а также информация о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) отражаются заказчиком в отчете, содержащем сведения:

    1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

    2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

    3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

    Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

    Согласно ч. 3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Приведем примерную форму соглашения о расторжении контракта.

    СОГЛАШЕНИЕ

    О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

    г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

    (Полное наименование государственного (муниципального) заказчика ) в лице ( ), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации ) в лице (должность руководителя, Ф. И. О. ), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия ), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

    1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ с тороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на (предмет контракта ) , заключенного по результатам (вписать нужно е ) (Протокол ( вписать нужное ) № ( значение ) от ( число, месяц, год )).

    2. Взаиморасчёты между Сторонами по к онтракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. Н а момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

    Стороны претензий друг к другу не имеют.

    В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы) , а Заказчик о бязан п ринять и оплатить фактическое количество поставленного товар а (оказанной услуги, выполненной работы ).

    Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

    3. Обязательства Сторон по к онтракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

    4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

    5. Реквизиты и подписи Сторон:

    ЗАКАЗЧИК

    ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК, ИСПОЛНИТЕЛЬ)

    Ф. И. О.

    М. П.

    Ф. И. О. ЕЦГЗ .

    В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

    Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

    Здравствуйте, Анна!

    Статья 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует вопросы изменения и расторжения контракта:

    8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон , по решению суда , в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
    19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств , если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракт а.
    20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
    21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
    22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
    23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта .
    24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
    25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
    26. Информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

    Исходя из части 19 статьи 95 ФЗ № 44-ФЗ основания одностороннего отказа определены Гражданским кодексом РФ.

    Статья 523. Односторонний отказ от исполнения договора поставки
    1. Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
    2. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
    поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
    неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
    3. Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:
    неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
    неоднократной невыборки товаров.
    4. Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

    Полагаю, что Ваша ситуация не подпадает под названные основания. Следовательно, права на расторжение контракта в одностороннем порядке у Вас нет

    КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта:

    Статья 7.32. Нарушение порядка заключения, изменения контракта
    5. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
    6. Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

    23-11-2016 15:32


    После определения победителя и заключения с ним контракта, есть вероятность, что по каким-либо причинам он может быть расторгнут заказчиком. Наряду с обращением в суд, у заказчика есть возможность одностороннего расторжения. Расторжение в одностороннем порядке по своей сути является обоюдным решением обеих сторон, однако одновременно создает конфликтную ситуацию. Порядок разрешения таких ситуаций регламентирован законодательством о .

    Условия расторжения контракта по 44-ФЗ

    Законом о контрактной системе закупок 44-ФЗ предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке. Это право сторон было прописано еще в предшественнике закона– 94 ФЗ. Оно предусматривает возможность одностороннего отказа от государственного контракта субъектами. Важно подчеркнуть, что поскольку закон всегда находится на стороне справедливости, в 44-ФЗ прописан ряд условий, которые защищают каждого субъекта от произвола со стороны другого:

    1. Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке должна быть указана в проекте договора (в конкурсной документации) и в тексте самого договора;
    2. Такая возможность не может быть доступна для какой-либо одной стороны: если заказчик имеет право отказа от контракта, то и поставщик имеет это право;
    3. Обязательным является уведомление второй стороны о намерении расторгнуть контракт;
    4. Контрактом должен быть предусмотрен срок на устранение поставщиком причин расторжения. Другими словами, после получения уведомления от заказчика, поставщик имеет 10 дней, чтобы провести «работу над ошибками». Если по истечении этого срока причины остались не устраненными, заказчик имеет право расторгнуть контракт.

    Основания для расторжения

    Разобравшись с условиями расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке, необходимо рассмотреть ряд условий, которые могут стать причиной такого решения. Законом 44-ФЗ предусмотрено единственное условие, когда расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке является его обязанностью:

    • после заключения контракта было установлено, что поставщик или поставляемые товары/услуги не соответствуют требованиям, указанным в извещении о закупке, при этом поставщиком была предоставлена недостоверная или неполная информация, которая способствовала его победе в торгах.

    В остальных случаях заказчик не обязан, но имеет право принять решение об отказе от исполнения своих обязанностей по договору. Возможные основания для этого регламентированы Гражданским кодексом РФ.

    Расторжение контракта в одностороннем порядке в соответствии с ГК РФ

    Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего расторжения договора двух видов: не обусловленное поведением поставщика и обусловленное его поведением.

    В первом случае Гражданский кодекс предписывает заказчику, расторгнувшему контракт, исполнение следующих условий:

    • в соответствии со ст. 717, заказчик может приостановить выполнение работ по договору до срока их сдачи, при этом обязан оплатить работу поставщика пропорционально установленной цене;
    • в соответствии со ст. 782, заказчик вправе расторгнуть договор возмездного оказания услуг, при этом он должен оплатить все фактические расходы поставщика.

    Вторая разновидность одностороннего расторжения контракта включает в себя случаи, когда причинами становятся действия поставщика:

    • поставка товаров ненадлежащего качества, недостатки которых поставщик не может исправить в приемлемый для заказчика срок;
    • неоднократное несоблюдение прописанных в контракте сроков поставки;
    • в случае договоров подряда – несвоевременное начало или слишком медленное предоставление услуг или выполнение работ, такое, что их завершение в срок невозможно.

    Спорным моментом может стать оценка качества поставляемых услуг, товаров или работ. Подтверждением правомерности расторжения контракта на основании несоответствия по качеству могут быть результаты экспертизы. В соответствии с 44-ФЗ, заказчик вправе привлекать экспертов с целью оценки качества товаров и услуг, и на основании экспертных заключений принимать решения о расторжении контракта.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме