Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Православие как бороться с ленью. Об унынии

Лень начинается, когда после отдыха вам хочется отдохнуть ещё совсем чуточку. Такую ситуацию легко устранить небольшим усилием воли, заставив себя сделать какую-то маленькую работу. Это даже можно назвать разогревом . За основные дела из такого состояния не стоит браться, так как вам это быстро надоест. И тогда вы решите, что лучше все же пойти отдохнуть еще немного.

Так же очень часто лень начинается со сбитого режима сна. Обычно такое случается в конце трудовой недели в пятницу-субботу. Помня о том, что завтра не нужно рано вставать, велик соблазн посидеть часиков до 4 ночи в Интернете или же долгое время смотреть ДВД. Помимо всего этого лень очень часто начинается с плохого настроения в субботу утром. Его очень легко снять контрастным душем, с последующим походом в магазин за чем-нибудь вкусненьким.

Кажется, что еще немного, и вы точно возьметесь за работу, но вы еще пока не решили, с чего начать. Просматриваете любимые сайты, дневники ваших друзей, ищите, куда бы зайти, почитать чего-нибудь интересненького. И вы действительно искренне удивляетесь тому, что в аське как-то маловато он-лайн контактов, что на сайтах так мало новой информации и что вы не нашли в фрэнд-ленте ни одной записи, которую бы вы не прочли. И вообще все плохо и совсем не радужно, хандра какая-то напала. А может еще фильм какой-нибудь посмотреть? Но ничего нового нет. Что делать? Знакомая ситуация, не правда ли? Ну что сказать, мои "поздравления", это - Лень. Да-да, именно Лень. Она вас тихонечко завоевывает. Сначала лень связывает вас по рукам и ногам, прикрываясь обычным отдыхом, потом постепенно она захватывает вас полностью. И вы не успеваете опомниться, как уже целиком и полностью находитесь в её власти. Именно из-за лени очень часто вы начинаете хандрить, даже если видимых причин для этого нет. А в особо запущенных случаях некоторые индивиды умудряются лениться даже думать. Неприятные ощущения, правда? Нужно от них как-то избавляться. Этим сейчас с вами и займемся!

Как распознать лень?

Вам нужно обратить особое внимание на себя и начать борьбу с ленью. Например, если вы заметили, что ваш отдых "на денечек" затянулся и должен был кончиться еще дня 3-4 назад. Тем более стоит бить тревогу, если за эти 3-4 дня вы практически ничего не сделали или вообще понятия не имеете, куда они делись. Очень часто, острые приступы лени сопровождаются общим, подчеркиваю, мнимым недомоганием. Так же один из признаков лени, когда вы начинаете раздражаться по поводу и без повода, постоянно чего-то хочется, но вам никак не понять, чего именно. А еще хандра и апатия становятся вашими верными спутниками. Если у вас присутствуют все вышеперечисленные симптомы, то вам нужно немедленно выбираться из этого состояния, потому что ни к чему хорошему оно не приведет.

Первый этап борьбы с ленью: рабочее пространство

Для того чтоб заставить себя хоть что-то делать, нужно иметь свободное рабочее пространство. И оно действительно должно быть рабочим. Для начала можно просто убрать со стола все ненужные и неуместные предметы. Собрать и сложить все документы, положить на место книги. Но обратите внимание на то, как вы это делаете. Когда я говорю "на место", я имею в виду специально отведенное место для того или иного предмета, а не первый попавшийся ящик, в который можно благополучно свалить кучу "мусора" и забыть про него.

Допустим, что со столом и прилежащими к нему территориями мы закончили. Теперь обратим внимание на общий вид комнаты. Может нужно что-то сложить в шкаф, где-то что-то подправить или еще что не так. Очень важно чтобы вокруг был порядок, это избавит вас от возможности лишний раз отвлечься от работы. И тогда позже не возникнет какого-то постороннего дела, которое вы все равно не собираетесь доводить до конца.

Так же стоит обратить внимание и на себя. Оденьтесь в удобную и подходящую вам одежду, умойтесь. Может, всё-таки решитесь позавтракать? Просто в последние дни распространена довольно странная картина: первый рефлекс упавшего с кровати сонного тела – это дотянуться до кнопки включения компьютера. И лишь сидя перед монитором, потихоньку начинают открываться глаза. Надо же как-то подключить Интернет и ткнуть мышкой в иконку аськи. А потом как-то забывается, что есть ванная комната, душ и что люди обычно по утрам завтракают. Но когда вы все же вспоминаете, что нужно что-то поесть, вы с удивлением замечаете, что уже в принципе можно и ужинать. Куда подевалось время?

Второй этап борьбы с ленью: вспомним о времени

Вы уже привели в порядок ваше рабочее место и себя, теперь самое время посмотреть на часы. Согласитесь, вам ведь казалось, что это все займет намного больше времени. А на самом деле вышло все относительно быстро.

Теперь наша с вами задача – это правильно распланировать и рассчитать свое время. Сначала, нужно определиться с целями и задачами на сегодняшний день. Вам нужно завтра сдавать проект или быть может подготовиться к важной конференции. Тогда это вы должны сделать в первую очередь, и начинать нужно именно с него. Тут каждый найдет свое, вариантов бесконечное множество. Вам нужно посмотреть, на то, сколько примерно времени займет подготовка материалов, выполнение самой работы. О второстепенных делах также не стоит забывать, пусть не таких важных, но которые все же стоит сделать. Если время рассчитано и распланировано верно, то все ваши дела будут сделаны в срок. А времени для лени просто не останется.

И сейчас поделюсь с вами своей маленькой "разработкой". Мне очень нравится, после выполнения работы, засидеться допоздна. Пара завершающих штрихов и можно полюбоваться выполненной работой. Это стимулирует работоспособность и повышает настроение. И не нужно забывать похвалить себя за выполненную работу, даже если вы успели не все, ведь вы же работали!

Третий этап борьбы с ленью, заключительный

И, по-моему, самая любимая дверца лени – беспорядок во всем. В планах, во времени, в квартире, когда вы не знаете, за что взяться. Очень много времени уходит на то, чтоб посидеть и подумать об этом. И в итоге получается, что практически ничего так и не делается. Самым лучшим решением в этом случае будет примерная планировка следующего дня и стремление сохранить хоть какой-то, но порядок во всем.

Этих советов вам хватит для начала. Их легко применить практически к любому человеку.

Практика православия - аскетика.

«Леность как болезнь современного общества»

Бойся плохих привычек больше, нежели врагов

прп. Исаак Сириянин

________________________________________________________

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=konflikt2

Об основных проявлениях телесной лени

ü У разных людей бывают различные состояния лени

ü Ленивый ждет от других, чтобы его нужды удовлетворялись, и любит перекладывать работу на других, но сам не склонен делать для других

ü Ленивый любит жаловаться и хвалиться мнимыми трудами

ü При лени дела кажутся трудными

ü Лень часто связана с лукавством, оправданиями и ропотом

ü Людям привычнее видеть лень в других, и зачастую в то время, когда им самим лень

ü При лени человек не любит труд и этим нарушает заповеди Божии о труде

ü О трудолюбии и нетрудолюбии

ü Об обольщении своей неленостию

ü При лени человек поступает не по любви к ближнему

ü Христианин должен благотворить ближнему по любви к Богу

ü Лень – одна из главных страстей большинства людей и она наносит большой вред человеку

Советы святых отцов как бороться со своей ленью

ü Сознавай, что тобою правит страсть лени и понуждай себя трудиться

ü Не следует слушать мыслей о трудности дела

ü При противлении своей лени христианин должен понуждать себя с духовным смыслом

ü Христианин должен заботиться о своих телесных нуждах, чтобы не быть в тягость другим

ü Христианин должен, сопротивляясь своей лени, служить ближнему по любви к нему и ради заповедей Божиих

ü О том, что ленивые христиане к домашнему труду не должны прикрываться молитвой и походами в храм

ü О том, что нельзя отчаиваться и малодушествовать, когда понимаешь, что тебе не хочется менять привычный образ жизни



Святые отцы о страсти уныния, или лени и праздности

У страсти уныния есть два основных вида: телесная лень и праздность.

Лень – это не трудолюбие, нежелание трудиться или делать какую-то работу и желание отдыха или нечегонеделания. Праздность же – это бесполезное проведение времени или лень делать какую-то работу, потому что человек желает развлекаться. Так, при лени и праздности не хочется что-то делать, а хочется просто расслабиться, проведя время не в труде, а в развлечениях, например: смотреть телевизор или играть на компьютере.

Лень и праздность как две неразлучные сестры. Иногда, даже трудно сразу понять, что изначально движет человеком – лень или праздность, т.к. как от нежелания трудиться появляется желание провести время в развлечениях. А от желания развлечься или приятно провести время человек будет лениться делать что-то полезное и нужное. Но все же их можно определить. Так, действие праздности можно увидеть, когда человек решает что-то сделать, но ему очень хочется или посмотреть телевизор, или пообщаться в интернете или по телефону, и он не делает того, что собирался, а выбирает развлечение, как другой вид деятельности. При этом человек испытывает явное стремление к развлечению. Действие же лени будет, когда человек вначале подумает типа: «ой, не хочется, надоело, устал» и т.п., т.е. человек вначале чувствует желание не начинать или прекратить какую-то деятельность. И потом уже может возникнуть желание развлечься, и это вступает в силу праздность. Заметим, что в естестве человека испытывать некую потерю энергии после трудов; но в случае с ленью человек испытывает некий упадок сил до совершения какого-либо дела.

Напомним, что страсть уныния также является одной из страстей самолюбия и относится к пороку плотоугодие.

Леность есть жестокий сон, узилище душ, собеседница, сожительница и наставница изнеженных (свт. Иоанн Златоуст).

Душа ленивого... делается жилищем всякой постыдной страсти (прп. авва Исаия).

Не будем ленивы на добро, но станем гореть духом, чтобы не уснуть мало-помалу в смерть или чтобы, во время нашего сна, враг не посеял худых семян (ибо леность сопряжена со сном)... (свт. Григорий Богослов).

Точно нет ничего легкого, чего бы великая леность не представила нам весьма тяжелым и трудным... (свт. Иоанн Златоуст).

Ленивого и беспечного не пробудят ни благорастворение воздуха, ни досуг и свобода, ни удобство и легкость, - нет, он продолжает спать каким-то сном, достойным всякого осуждения (свт. Иоанн Златоуст).

Как человеку ревностному и с бодрой волей ничто не может воспрепятствовать, так, наоборот, беспечному и ленивому все может послужить препятствием (свт. Иоанн Златоуст).

Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему приводят (свт. Иоанн Златоуст).

Разленение и присвоение себе прав на льготы - се начальные враги, губители всего духовного (свт. Феофан Затворник).

__________________________________________________________________

Феофан Затворник (Примеры записывания добрых мыслей…, 44): «…плотоугодие - есть, пить, спать вдоволь; ничегонеделание, леность».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, § 200): «Признак самолюбия - когда кто-нибудь данное ему Богом дарование или скрывает, или не во славу Божию и пользу ближнего употребляет. Таковы те, …кто имеет здоровье и не хочет трудиться».

Ефрем Сирин (О добродетелях и страстях): «Забвение, леность и неведение… рождает сластолюбивая и покойная жизнь, привязанность к людской славе и развлечению. А первоначальная причина и самая негодная матерь всему этому есть самолюбие, то есть неразумная привязанность и страстная приверженность к телу, разлияние и рассеянность ума вместе с острословием и сквернословием, подобно всякой вольности в речах и смеху, приводящие ко многому худому и ко многим падениям».

Почему же самолюбие связано с унынием и человек любит лениться и развлекаться? Потому что это доставляет удовольствие.

Илия Минятий (Слово во вторую неделю Великого поста): «…(некоторые) смертные грехи доставляют какое-нибудь наслаждение, какую-нибудь радость тому, кто их творит; например, … ленивый рад праздности».

Святые отцы говорят, что как лень, так и праздность легко могут погубить душу.

Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл.85): «Покой и праздность - гибель душе, и больше демонов могут повредить ей».

Можно быть трудолюбивым, но быть больным гордынею и самомнением о своем трудолюбии и осуждать других. Поэтому святые отцы предупреждают:

Иоанн Лествичник (Лествица, сл. 4): «Ревностные наиболее должны внимать себе, чтобы за осуждение ленивых не подвергнуться самим еще большему осуждению».

Отечник Игнатия Брянчанинова (Об авве Феодоре): «Грешный или ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением».

Заметим и то, что человек может не желать что-то делать или потому, что устал, или потому что желает развлечься, или потому, что считает, что это не его дело.

Святые отцы обозначают лень, как стремление души к худшему, и говорят, что ленивые люди самовольно порабощаются этой страстью.

Ефрем Сирин (Семь деланий у монаха): «Леность без всякого предлога есть предвестник уклонения в худое, ибо нерадивость воли без какой-либо предшествующей причины, например, иногда телесного недуга или какого неудобства, обнаруживает, что душа стремится к худшему. Не имеющую предлога и настоятельной какой-либо причины леность к деланию добродетелей называю унынием и беспечностью».

Платон, Митроп. Московский (т.5, Слово на день преп. Сергия): «…причина же лености в том, что угождением чувствам (ленивец) расслабил свои члены. Причина же расслабления, что истинное понятие о добре и настоящей пользе в нем помрачено. Для таких всякое дело - бремя, и они тем менее извинительны, что грешат не по неведению, но самовольно себя порабощают, и пренебрегают душевными выгодами».

Лень опасна и потому, что она связана с другими страстями.

Феофан Затворник (Письма, п.210): «А ведь эта сударыня (лень) одна не бывает. Она - запевальщица, и с нею хор».

Феофан Затворник (Толк. на посл. Римл. 12,11): «…леность - одна из главных страстей, злодействующих в человеке».

Паисий Святогорец (Духовное пробуждение, т.1, ч.3, гл.3): «Люди не любят труд. В их жизни появились праздность, желание устроиться потеплее, много покоя. Оскудело любочестие, дух жертвенности. …Сегодня все - и стар и млад - гонятся за легкой жизнью».

Также, к сожалению, ленивые люди не знают, что:

Пролог в поучениях (В. Гурьев, 16 сентября): «… все (жалобы ленивого) говорит в вас враг вашего спасения, чтобы погубить вас; потому что нет для него ничего легче, как ленивого подчинить своей темной власти. Ибо так говорит Пимен Великий: "кто живет в небрежении и лености, того дьявол низлагает без всякого труда" (Чет.-Мин. Авг. 27)».

Известно, что если мы хотим поступать по любви к Богу и жить по Его заповедям, то для этого мы должны противиться страстям и не согрешать. И в случае с ленью мы также должны отвергать ее.

А для этого, во-первых, следует признаться себе, что за всю твою жизнь у тебя собрались многочисленные привычки, связанные с ленью, которые ты даже не расцениваешь как лень. Например, ты привык не делать дела вовремя или откладывать их «на завтра», когда можно сделать сегодня, мотивируя тем, что ничего страшного не произойдет, если я этого не сделаю; привык жалеть себя и не напрягаться, когда почувствовал или простое нежелание «ой, не хочется», или небольшую усталость; привык исполнять работу не тщательно и не по совести; ты не придаешь значения тому, что ты зачастую слоняешься без дела или, начиная одно дело, бросаешь и приступаешь к другому; ты привык спокойно воспринимать, что твой ближний трудится для твоего или общего блага, а ты в этом время, например, смотришь фильм, и тебя не беспокоит совесть, и еще многое и многое другое.

Во-вторых, чтобы сопротивляться своей лени, надо помнить об основных ее проявлениях, о которых мы говорили ранее, например: если человеку не хочется что-то делать, то он ждет, чтобы его дела делали другие, стремится переложить работу на других, жалуется, что ему тяжело и он много делает; если он не будет хотеть что-то делать, то это дело него обязательно будет казаться трудным, и др. И, видя все это в себе при каждом случае, когда возникает любое нежелание к деятельности, следует тут же осознавать, что тобою сейчас руководит самолюбие, саможаление эгоизм и лень в том или ином проявлении. При этом следует приучить себя давать краткую характеристику этим проявлениям, например: при появлении мысли: «пусть это сделает тот-то», сразу произнеси самообличение, например: «лень всегда перекладывает на других». Или, например, возникает возмущение типа: «опять я должен это делать», скажи себе: «лень любит жалеть себя». Так, приучившись видеть в себе проявления лени и обозначать их, человек не только будет сопротивляться ей, но и приобретет духовную мудрость и опытное знание законов действия греха. А это в свою очередь будет удерживать его от осуждения других людей, т.к. будет четко осознание, что не человек плохой, а это его, как и тебя, мучает грех.

Каждый на собственном опыте знает (потому что делал это великое множество раз), что для того, чтобы противостоять лени, нужно сделать усилие над собою (даже просто сказать себе «ну, давай, делай») и начать делать дело.

Авва Исаия (Духовно-нравственные слова, сл.16): «Понудь себя немного, и скоро придут бодрость и сила».

Тихон Задонский (т.5, Письма, п.12): «Как ленивую лошадь люди плетью гонят и побуждают идти и бежать, так нам должно убеждать себя ко всякому делу».

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 45): «Придет разленение, желание послабить, даже сомнение, уж нужно ли так делать, - гоните все это и, как положили, нудьте себя на дело сие».

«… благие помышления оставляют неисполненными, отлагают день ото дня. Отлагательство - общий недуг и первая причина неисправимости . Всякий говорит: "Еще успею", - и остается в старых порядках привычной недоброй жизни. Гони отлагательство, сон беспечности… А медлить чего ради? Чем дальше, тем хуже. Блюдись, ведь смерть при дверях».

Саможаление – подруга беспечности и нерадения – заглушает добрые движения. Беспечность наполняет человека легкомыслием, он откладывает важные дела на будущее, не задумываясь о том, какие неприятные сюрпризы и даже катастрофы готовит себе.

Нерадение – это состояние, когда человек делает всё для галочки, кое-как, он не хочет (или не может) как следует потрудиться.

Амвросий Оптинский (Жизнеописание в Бозе почившего … Амвросия, ч.1, с.103): «Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет».

Феофан Затворник (Что потребно кающемуся, гл.2): «Хочется, – все делается быстро; нападет разленение, – и малого не сделаешь. Когда же положено правило, хоти не хоти, а делай, и будешь непрестанно делать».

Василий Великий (О подвижничестве, 4): «Не позволяй другому исполнять дел, на тебе лежащих, чтобы и награда не была отнята у тебя и отдана другому… Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как служащий Христу. Ибо сказано: «Проклят всяк творяй» дела Господня «с небрежением» (Иер.48, 10)».

Введите себе обязательное правило не оставаться без дела, когда другие что-то делают по дому, а предлагай свою помощь или займись другим трудом, полезным для семьи.

Авва Исаия (Духовно – нравственные слова, сл.3, 23, 24): «Если живете обще друг с другом (во взаимности или общежительно) и есть какое поделие, делай его и ты; приобщитесь ему все; и не щади ты тела своего, совести ради всех».

Феодор Студит (Наставления, гл.175): «Никто не оставайся без дела, слоняясь туда и сюда, и не губи дня попусту, когда другие братия трудятся усиленно, претерпевая зной дня и хлад ночи, в привратницкой ли кто находится или в больнице служит, или в сапожнической, или в столярне, или в другом каком послушании. Страшное это преступление…».

Также следует учиться делать дела не кое-как и нехотя, а с некой энергией.

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.53): «На вас нападает леность, приходит желание льгот поблажек, покоя плоти. Вы хорошо делаете, что не уступаете; однако ж ваша неуступчивость неполна. Разумею то, что вы, несмотря на эти соблазнительные нападки, все же делаете, что считаете должным, но делаете неохотно. «Хоть нехотя,- говорите,- но исполняю все». И это хорошо, как сказал я; есть тут борьба и одоление. Но надо бы эту борьбу доводить до конца, чтоб и одоление было полное,- то есть доходить до того, чтоб делать хотя, прогнав безжалостно «нехотя». Ибо это «нехотя» есть уступка лености и питает ее, хоть не жирно. Извольте, когда прогоняете леность, возбуждать себя до ретивости, чтоб живо, с энергиею, делать то, от чего оттягивала леность. И это только будет настоящею победою и одолением лености, а не то, как вы делаете».

Никодим Святогорец (Жизнь Христа, гл.2): «Итак, если раньше ты проводил жизнь в праздности и безделии, то проснись же наконец от этого тяжелого сна лености. Измени твою жизнь и раскайся в том, что ты так долго не следовал за Иисусом Христом и был подобен бесчувственным идолам, которые имеют руки, но никогда ничего не берут в них, имеют ноги, но не ходят ими. Держи всегда в своем уме слова, которые говорил один преподобный при наступлении дня: «Тело, работай, чтобы питаться; душа, трезвись, чтобы спастись».

Вонифатий из Феофании (Ответы на вопросы от разных лиц, в.31): «Если ты нерешительно будешь сражаться с леностью, то никогда не победишь оной; а коль скоро восстанешь против нее с твердым намерением, хотя и не без внутренней болезни, то с Божьей помощью можешь одержать над нею победу. Отражать врага есть знак верного и доброго воина; но обращать хребет свойственно одному ленивому и недостойному оруженосцу. Человек до гроба должен наблюдать за собою относительно сего порока, дабы не услышать в последний день ужасного определения сердцеведца (Бога)».

Сирах 2, 1-3 : «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок»

Нашим страстям и бесам было очень удобно и приятно, что мы преступали заповеди Божии и о труде, о любви, о служении ближним и др., и, обольстившись, считали себя грешниками - но не очень. Греху было удобно, что мы не видели в себе лени, эгоизма и самолюбия; им нравилось, что мы называли только себя грешниками и жили не по заповедям Божиим. Мы считали, что мы – христиане, но не хотели идти за Христом.

Иоанн Максимович (Царский путь…, ч.1, гл.8): «Все хотят радоваться со Христом, но мало желающих хоть немного пострадать за него. Многие следуют за Ним до преломления хлеба, но мало желающих испить чашу страданий. Многие прославляют Его чудеса, но не многие следуют за Ним на поругания и крест. О как мало грядущих за Христом Господом! Однако нет никого, кто бы не желал прийти к Нему. Все хотят наслаждаться с Ним веселием, а последовать Ему никто не хочет; хотят царствовать с Ним, но страдать с Ним не хотят; не хотят следовать за Тем, с Которым желают быть. …Поистине часто сбываются слова Премудрого: «Душа ленивого желает, но тщетно» (Притч. 13, 4), «хочет ленивый и не хочет» (По переводу Блаж. Иеронима. 34). Ты желаешь знать, что это значит? Ленивый хочет царствовать со Христом, но ничего не терпит ради Христа; любит воздаяния, а не подвиг; венца желает без борьбы, славы без трудов, царствия небесного без креста и скорби».

Зная все это, мы не должны отчаиваться, а пусть понемногу, но начинать меняться, потому что тогда мы будем еще более наказаны на Суде по слову Христа:

Евангелие от Луки 12, 47-48: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».

Является ли лень грехом, и где в Священном Писании подробно освещён вопрос о труде и лени? Лень есть проявление вялости и бездействия. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Прит.6:6-9). Ленивый человек является обузой для других людей. Поэтому Священное Писание определяет лень как нравственный порок: Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его (Прит.10:26). Лень, согласно Библии, считается также проявлением скудоумия: Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит.24:30-32). В новозаветных священных текстах также обличается лень. Ленивый человек не радеет о данном ему Богом таланте, и за это подвергнется суду: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал (Мф.25:26). ☦ Откуда берется лень? Что ждет ленивого в будущем? Как избавиться от этого порока? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Лень - Батюшка, грешен, лень одолевает. - Так борись с ней. - Не могу, отче, ленюсь. Знакомое многим утверждение «у меня Бог в душе» - всего лишь повседневное оправдание обыкновенной лени. Только не той, которая происходит от принципа «и так сойдет!», а иной - нежелания уйти от неги и ублажения собственного тела. Для того чтобы внешне выглядеть «эффектно», чтобы пахло Диором, ненавязчиво сверкали украшения, а в складках одежды обязательно проглядывали лейблы ведущих фирм, лень обычно отсутствует. Все будет сделано для очередного «ах!» подружки или «круто!» сослуживца. Хватает сил, находятся средства, и в сутках не надобно добавлять лишнего часа. Но как только священник посоветует купить молитвослов и неукоснительно ежедневно молиться, да и в храм иногда заходить, то тут же выясняется, что нет ни времени, ни средств, и здоровья не хватает. Интеллигентно-толстовская привычка говорить о том, что Бог у меня в душе, что нам, цивилизованным людям, посредники в лице священника не нужны, развращает не только душу, но и тело. Да и не может быть иначе! Ведь молитва усилий требует, и немалых. В народе нашем по этому поводу есть хорошее утверждение, с которым трудно не согласиться. Вот оно: - Существует три самых тяжелых в жизни дела. Первое - долги отдавать. Второе - за престарелыми родителями ухаживать. Третье же - Богу молиться. По сути, невыполнение этих трёх вещей - серьезные грехи, которые становятся «смертными», если в них не покаяться и от них не избавиться. Духовная лень - вещь заразительная, распространяется повсеместно, и темпы ее распространения отнюдь не уступают всяким свиным и птичьим гриппам. В семье, где понятия Бог и вера ограничиваются лишь рассуждениями о морали и нравственности, Библия - только красивая книга на полке, а икона - украшение квартиры, в самое ближайшее время произойдет заражение тех, кого мы считаем своими наследниками. Следующее поколение данного семейства обязательно заменит слово Божие на популярное его изложение с картинками, а икона там станет соседствовать с шаманской маской или очередной голубой лошадью следующего календарного года. Духовной лени пытаются дать заумные объяснения, привнести в нее философский, социальный и даже политический смысл. Такие понятия, как толерантность, синкретизм, космополитизм, глобализация (можно еще подыскать дюжину) - отнюдь не научные определения, подвластные лишь современному образованному уму и характеризующие человека и общество. Отнюдь. Каждое из этих слов произошло от элементарного и примитивного желания оправдать свою собственную духовную лень. Сама лень, как таковая, есть проявление вялости и бездействия. С ней бороться проще. От нее советами и примерами избавиться можно. Например, мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Прит. 6:6–9). От лени и хорошее вразумление помогает, когда наглядно объяснишь, что ты обуза и ненужность для окружающих. Неплохо лень излечивается, когда внушишь ленивцу, что он просто глуп и скудоумен: Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит. 24:30–32). Можно отыскать, конечно, и более радикальные, своего рода хирургические методы избавления от данного порока, но в связи с расцветом от духовной лени произошедшей ювенальной юстиции я их здесь подробно приводить не буду. Кто желает рецепты узнать, отсылаю к хорошей книге с очень добрым и практическим названием: «Домострой». Есть еще действенное средство: расспросите своих бабушек и дедушек, как и кто помог им от грехов лености избавиться… Хуже тогда, когда лень пороком становится. Она, как и пьянство, часто - симптом более тяжелого уже духовного заболевания, которое перед лицом других всеми правдами и неправдами пытаются скрыть или оправдать. Скрывать долго не получится, нет ничего тайного, что не станет явным, говорит Писание, а оправдание лишь к распространению греха произведет и другие, отнюдь не Божьего происхождения, поступки предопределит. Все негаразды дней нынешних, все те негативные перипетии, которые сегодня нас преследуют в жизни личной и общественной, и есть следствия попыток оправдания духовной лени. В конце концов, лень приводит к страшному желанию: избавиться от необходимости думать, принимать решения и нести за них ответственность. Итог печален: - Лень, отвори, сгоришь! - Сгорю, но не отворю…

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ.

Здравствуйте батюшка, меня зовут Александр, хочу обратиться к Вам за советом я бы даже сказал с криком души своей. Много лет я играл в компьютерные игры, целыми днями, долго играл на протяжении многих лет. И не обращал внимание на мир за окном полностью был погружен в них. Только по очень неотложным делам отвлекался от игр. Этими играми потрепал себе изрядно нервы. Дошло до того что мои чувства притупились (не чувствовал вкуса, запаха и т.д. к женскому полу был безразличен), я словно во сне прибывал (годы шли, а мне все было безразлично). Только сейчас начал горько осознавать как лень мной управляла. Много лет учусь в университете (10 лет из них 3 года учился очно на разных факультетах, потом из-за своей лени перешел на заочное обучение), но мне все это было не важно, как будто не моя была жизнь я в мыслях был весь в играх. И только сейчас начал осознавать что учился не тому что хотел на самом деле. На всем протяжении учебы практически не работал, только во время практики (учебы), из 10 лет максимум проработал 1 год. И если и делал работу какую, то не интересовала она меня и не пытался даже вникнуть и понять ее, было безразличие полное. По дому также не выполнял ни какой работы. В семье я единственный ребенок избаловали меня все мне лучшее. Жил на все готовое. Дедушка помню умный был говорил: “Лень раньше тебя родилась”, но я не обратил внимание на его слова по своей молодости. На данный момент мне 26 лет и я мало что умею делать в жизни на самом деле. Смешно звучит, но только сейчас я стал утром делать зарядку, учиться как приготовить обед или ужин, начал мыть посуду, пол, чистить зубы, мыться каждый день перед сном и др. Читаю библию, молитву “Отче наш” перед сном 3 раза. До этого был крещеным В прошлом году помогал родителям в саду (строим дачу) и буду впредь помогать им во всем. Если мысли лезут по лениться борюсь с ними и выполняю работу. Сейчас диплом и страх появился смогу ли сдать его, негативные мысли посещают меня, бессонница и тоска. Страх взрослой жизни присутствует также т.к. свои годы провел беззаботно и не прикладывая усилий к ней не стремился развиваться в чем бы то ни было. Хочу побороть свою лень и поправить психику что можете посоветовать. Заранее спасибо за Ваш ответ.

Здравствуйте Александр! Первое что нужно сделать, встать на путь духовной жизни. Ясно поставить перед собой два пути - путь жизни духовной, ведущий к спасению, и путь жизни плотской, ведущий к гибели. И в самой глубине существа своего - решить идти путем жизни духовной. С этого решения должна начинаться жизнь духовная каждого человека, осознавшего, что он уклонился от пути спасения. Это первый шаг на твоем пути, но здесь ждет тебя и первое искушение: это чувство стыда и сознание греха может быть и к жизни, и к смерти. К жизни, если оно вызовет в тебе жажду спасения, если его осветит надежда на милосердие Божие, если не убьет оно в тебе веры, что Господь пощадит создание Свое и примет тебя, как принял блудного сына. К смерти - если оно приведет тебя к безнадежному отчаянью. И прошу заметить: с первых же шагов жизни духовной козни вражеские! Они подстерегают человека на всех ступенях духовного восхождения, враг подстерегает каждое доброе движение сердца и стремится обратить его в зло, потому что все доброе в нас имеет некую черту, перейдя которую, незаметно обращается в зло. Распознавать эту черту часто не может человек своими силами. Это дело благодати Божией, потому самонадеянность - самый опасный грех, так как в нем таится возможность всех грехов. Враг будет стремиться и доброе твое покаяние довести до злого уныния. Он будет говорить тебе слова безнадежные о том, что тебе уже поздно исправляться, что это тебе не под силу. Что ты погибнешь, что не стоит и начинать этой новой жизни. Она не для тебя. Отгоняй их. Не давай им задерживаться в сердце. Они - от врага. Жизнь духовная не зависит от времени. Можно, как видим в примере разбойника на кресте, стяжать спасение и во единый час. О том же свидетельствуют и многие примеры из жизни святых. Жить всегда можно начать сначала. И нет такого грешника, которого бы не простил Господь. А возраст? Какое же он имеет отношение к вопросу о духовной жизни? Разве не в каждый возраст человек одинаково близок к смерти? И разве погибнуть духовно нельзя в юности и спастись в старости? Ты должен исповедовать грехи свои в Церкви и после отпущения грехов причаститься святых Тайн. На путь духовный надо вступать через покаяние и утверждаться на нем таинством Божественной Евхаристии. Как, не приняв плоти и крови Христовой, будешь жить с Ним? И здесь, как и в покаянии, не оставит тебя враг без нападений. И здесь он будет строить тебе всякие козни. Он воздвигнет множество и внешних, и внутренних преград. То будет тебе некогда, то почувствуешь себя нездоровым, то захочется отложить ненадолго, чтобы "лучше приготовиться". Не слушай. Иди. Исповедуйся. Причащайся. Ведь не знаешь ты, когда призовет тебя Господь. Милости и помощи Божией!

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Итак, слово «лень» - это пассивность воли человека, нежелание желать, расслабление души и дряхлость ума, как говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Так вот, авва Исаия говорит так: «Леность и нерадение - это упокоение в веке сем».

То есть когда человек предается лени и нерадению, он хочет успокоиться, найти покой в энергиях, в вещах, в мыслях, которые находятся и принадлежат этому миру. Т.е. упокоение плоти, упокоение плотского мудрования, когда человек пытается найти такую точку в своем существе, чтобы ни в чем себя не напрягать. Просто быть спокойным, ничего не делать, а получать за это всяческие блага. И сегодня сама философия современной жизни в принципе такова: минимум труда, максимум прибыли. Соответственно, это приводит, конечно же, к большим духовным перекосам.

Леность и нерадение - это порок или черта характера?

Святые отцы конкретно говорят о том, что лень и нерадение - это даже не просто грех, это настоящая пагуба для человеческой жизни, которая делает из человека какое-то полено, безвольное, слабое, неразумное существо.

Соответственно, все прекрасно понимают, что лень и нерадение - это настоящая погибель для человека, особенно погибель в духовной жизни.

Причины этих грехов, откуда они происходят:

    Первая причина - это страсть чревоугодия , основная из страстей, о которой мы с вами много говорили.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Из-за стола нужно вставать с ощущением голода», золотое правило, как монахи говорят, после этого лени не будет. Лень появляется только тогда, когда ты пресытился. Святитель Феофан Затворник: «Что для мирянина пресыщение, то для монаха сытость». То есть монах не должен даже сыто есть. Потому что после пресыщения человек может физически работать, и неплохо даже, а работать духовно человек уже не сможет.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что леность происходит от обременения чрева, когда чрево обременено, и от множества дел. Интересную он добавил фразу, которая сегодня у нас упразднена. Мы все сегодня наоборот пытаемся так много сделать и там, и там, везде успеть. На самом деле именно после этого рождается леность. Потому что человек и там, и там - везде пытается успеть, растрачивается, ничего не достигает, разочаровывается, и из-за этого всего у него рождается уныние, после которого происходит лень.

    Вторая причина - страсть уныния - одна из самых греховных страстей, которая рождает леность.

Преподобный Ефрем Сирин так и говорит: «Леность без причины называю унынием и беспечностью, т.е. нерадением». То есть когда бывает у человека действительно усталость, ему лень потому что он устал, он парализован потому, что он действительно устал, перетрудился; или у человека скорбь, потерял супругу, допустим, или какого-то близкого человека, горе какое-то и т.п.

Бывает парализация человеческой жизнедеятельности, что человеку от внутренних состояний ничего неохота делать, он просто пребывает в некоторой лени такой, хотя это тоже плохо, но тем не менее она оправданна и этому есть причина. А когда без причины, то это конкретно происходит от уныния и беспечности.

    И третья страсть, которая рождает грех уныния , - это тщеславие. По какой схеме это происходит? Тщеславие рождает такой грех, как многоглаголание и празднословие. Почему человек много говорит? Потому что тщеславие пытается человека заставить всегда что-то делать, чтоб на него обращали внимание.

Поэтому многоглаголание расхищает человека полностью, когда наговоришься, наосуждаешься, напразднословишься, в душе потом такая пустота, и после этого греха приходит грех лени по закону духовной жизни. Приходит лень, и человек находится в расслабленном состоянии и не сконцентрирован. Потому что празднословие расхищает сокровище души человека, т.е. те плоды духовные, которые он в себе собирает.

«Леность происходит от любви к плоти, нерадения, праздности, неимения страха Божьего», - говорит преподобный Ефрем Сирин.

Признаки этих грехов:

    В Притчах премудрый Соломон говорит: «Леность погружает в сонливость» (Пр. 19: 15), поэтому признаки - сонливость, многоспание, просыпание, долгое лежание в постели, откладывание будильника на пять минут. Это конкретные признаки того, что мы с вами находимся не в бодром состоянии, а находимся в состоянии лени.

    Бесцельное хождение по дому, по улице, из угла в угол, человек просто пытается куда-то сходить, а сам не знает ничего, я сказал бы даже: хождение вокруг дела и нежелание никак прикоснуться к нему. Надо помыть полы, - ан нет, пошел это поделал, пошел то поделал, и уже потом вечер, надо спать, быстренько раз-раз пылесосом всё убрали в сторону - завтра, всё завтра.

    Усердие к второстепенным делам, пренебрежение к главному. Когда у человека есть конкретное дело - ему надо сегодня на работе сделать то-то, ему начальник ставит план, и он должен его сделать, потому что это его главная задача на сегодняшний день. А ему ещё, помимо калымов, хочется сделать того, сего, знаете, такое настроение хорошее бывает на душе, и человек, получается, в этих второстепенных делах многое делает, а главное так и не происходит. Очень часто в таком плане женская черта характера угадывается. Не в том, что лень, а именно черта женского характера. Женщина многое делает, но иногда - целый день просто отдыхала. Сделала всё что угодно, кроме того, что нужно.

    Стремление к упрощению. Есть, конечно, простота - признак таланта, человек делает что-то простое. А бывает простота, когда человеку говорят: «Сделай то-то», а ему неохота, и он начинает: «А давайте сделаем ленивые голубцы…» или ленивые вареники. Т.е. стремление к упрощению не для того, чтобы изобрести какой-то простой, долговечно работающий механизм, а для того, чтобы поменьше затратить усилий. И так в разных вещах.

    Отсутствие подвига, постоянства в делании, терпения. Ленивые люди и те, кто склонен к лености, то есть, в принципе, все мы - нам очень тяжело быть в постоянстве, постоянство нас удушает, оно не дает нам жизни, оно сковывает нашу жизнь, оно парализует нас, оно такое ненавистное, это постоянство, и вообще: «Кто его придумал?!» - восклицает лень. А придумал его Господь для того чтобы смирить всех нас, для того чтобы показать, что постоянство дает человеку именно истребление страстей. Страсти всё время пытаются человека ввергнуть в многопопечение, в многоглаголание, в попечение о многих делах для того чтоб человек осуетился. А постоянство дает человеку статичное состояние, которое очищает его от страстей и подготавливает его к получению духовных плодов. И терпение - это, конечно же, нерв постоянства и нерв духовной жизни.

Сами страсти лени и нерадения тоже являются признаками:

1) Стремления души к худшему. Т.е. если ты ленишься, ты должен понимать, что душа твоя стремится к худшему, она падает, она в регрессе находится, она разлагается, ты конкретно разлагаешь свое внутреннее состояние.

2) И как говорит преп. авва Исаия, лень является признаком, когда душа человека является жилищем всяких постыдных и срамных страстей. Потому что в ленивом человеке не может пребывать никакая добродетель. Господь бы рад дать человеку молитву, пост, терпение, ещё какую-то добродетель рад бы дать, но человек назавтра же пренебрежет ею, потому что нерадение и лень полностью поработили его.

Взаимосвязь грехов.

Отчего происходит нерадение и леность - какая из страстей происходит от другой?

У Святых отцов в разных источниках говорится о том, что как нерадение происходит от лени, так и лень происходит от нерадения, - круговая порука этих грехов. Т.е. они друг друга поддерживают и друг друга питают. Человек поленился - после лени у него идет нерадение ко всему. Человек вознерадел в каком-то деле - после этого к нему приходит лень, он расслабляется и становится полностью негодным ни на какое доброе дело.

Пагубное влияние этих греховных страстей:

    Влияние демонов, бесов. Они усиливают свое давление на ленивых и нерадивых, - говорят Святые отцы. Преподобный Ефрем Сирин говорит следующее: «Демоны более всех тревожат любящих лень и нерадение о молитве». Более всех, потому что кого там тревожить-то - лежит, подошел, что хочешь - вложил в ум этому человеку, в душу, и всё ляжет на удобренную, вспаханную почву. Человек вообще не сопротивляется. Соответственно, на таких людей они и любят нападать. Вначале на ленивых и нерадивых бесы наводят ужас. Человек захотел что-то сделать доброе, и у него столько сомнений, столько ужасов: «А как это сделать?», «Да я не смогу».

    Разложение души и ума. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто нерадит, тот падает». Обязательно нерадивый человек будет падать, находиться в духовном падении, а духовное падение - это грех. От греха что может быть в нашей природе? Только разложение и полное духовное осквернение.

    Поражение воли, бессилие. Человек потухает духом и не может желать. Например, надо человеку сделать доброе дело, но неохота. Он понимает в совести, что нужно, но заставить себя он не может и даже он не может желать этого, просто не хочет даже желать - настолько его воля парализована.

    И всё это, в конце концов, приводит к телесным болезням. Ленивые и нерадивые болеют чаще всех. Кто трудится, трудолюбивый, кто постоянно себя заставляет, тот мало болеет. Человек, который себя не заставляет, не преодолевает себя, болеет чаще и много.

    По учению преподобного аввы Исаии, лень и нерадение рождают в человеке своеволие и гордость.

Авва Исаия сказал замечательную фразу: «Что бы ни делал ленивый, нерадивый человек - он обязательно считает себя другом Божиим». Допустим, в духовной жизни - он ещё и поститься, и молиться не научился, а он уже «друг Христов». И попробуй с ним поспорь.

И в итоге всё это влияние заканчивается тем, что ленивые и нерадивые лишаются Царствия Небесного.

Как бороться с этими грехами:

    Преподобный Марк Подвижник говорит, что лень и нерадение очень хорошо побеждает милостыня, делание добрых дел, милосердие. Милостыня прощает очень много грехов и милосердие - одно из таких вещей, которое оживляет омертвелое от злобы человеческое сердце.

    Внимательная молитва, по возможности - продолжительная по силам

    Постоянство в трудах и преодоление себя. Т.е. когда не хочется, надо преодолевать это и быть постоянным, постоянно бороться, не расслабляться, не потакать своей лености и нерадению, постоянно противиться.

    Ревность и любовь к Богу. Когда человек пытается возревновать о Боге. В чем заключается ревность и любовь к Богу? В том, чтобы поступать так, как Он нам заповедал, делать так, чтобы Господь порадовался о нас.

    Помышления о духовном, о смертном часе, о Суде тоже человеку помогают выйти из ленивого состояния.

    Постараться всегда быть чем-то занятым, не допускать праздности и безделья. Одно дело, когда человек устал и отдыхает, а другое дело, когда человеку нечего делать и он начинает просто лежать.

    Также хотел бы привести замечательную заповедь, которую ещё древние философы давали: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», или - не откладывай на час то, что можешь сделать сию минуту. Очень часто мы как-то всё откладываем, откладываем, а надо попытаться преодолевать эту злую привычку откладывания на потом.

    И ещё очень хорошее средство, испытанное средство - это чтение Святых отцов об этих страстях - о лени и нерадении. О любом грехе, который мучает нас, обязательно нужно читать Святых отцов.

Также это, конечно, и чтение Священного Писания, особенно Евангелие нужно читать, углубляться, вчитываться, вживаться в него. И то же самое - творениями Святых отцов, потому что они воплотили Евангельский разум в своей жизни.

Лень и нерадение являются по своей сути грехами, грехами тяжкими, расслабляющими и парализующими человека, лишающими его образа Божьего; к этим грехам нужно относиться с опаской, ни в коем случае не смиряться с ними, не терпеть их, но всегда бороться, всегда преодолевать себя, для того чтобы хоть как-то держаться на плаву и не впасть в полное порабощение этим грехам. И если человек стремится к духовной жизни, т.е. к молитве, к исполнению святых Христовых заповедей, то он все-таки преодолеет лень, преодолеет нерадение; если же человек не стремится к духовной жизни, он никогда не победит и не избавится от этих грехов.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме