Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нравится ли священнику когда ему целуют руку. Почему в церкви батюшка не всем дает целовать руку

Ответы на некоторые вопросы, заданные прихожанами…

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042

Самое полезное для меня (и я думаю, что для любого человека, владеющего русским языком)—это просто вдумчивое чтение текстов на церковнославянском языке. Во всяком случае, с этого нужно начинать: просто брать Евангелие или молитвослов на церковнославянском и регулярно вдумчиво читать—очень скоро многое начнёт проясняться. Конечно, есть такие слова и грамматические конструкции, которые со временем нужно будет разобрать при помощи словаря, справочника или учебника. Учебников существует несколько, но, на мой взглляд, все они очень похожи, и пользоваться можно любым из них—тем, который Вам легче всего приобрести.

Бог Вам в помощь в изучении церковнославянского языка!

—Зачем целовать руку священника?

Мне очень нравится ответ иеромонаха Иова (Гумерова), поэтому привожу его полностью:

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157). — http://www.pravoslavie.ru/answers/7431.htm

—Говорят, что после принятия Причастия нельзя целовать руку священника. Так-ли это?

Сразу после Причастия нужно поцеловать только край Чашы, как-бы ребро Спасителя, из которого истекает животворящая Кровь Его, а кроме этого вовсе ничего целовать не нужно-ни руку священника, ни иконы, ни крест, потому что на губах ещё могут быть малые частицы или капли Святых Даров. После Причастия нужно сразу подойти к столику с запивкой, съесть кусочек просфоры и запить его вином, смешанным с водой, для того, чтобы никакая часть Причастия не осталась-бы на губах или во рту. После-же этого не остаётся никаких причин для того, чтобы избегать целоваания святых икон, креста или руки священника.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157)
http://www.pravoslavie.ru/answers/7431.htm

---------------
Целовать кому-то руку означает унижать себя. Неужели это не противно? Верующие настоящие рабы в худшем смысле этого слова, если могут так пресмыкаться. Зачем мне религия, унижающая человеческое достоинство?

Целование руки как таковое не означает унижения - все зависит от чувств, которые мы испытываем. Отрицательные чувства, основанные на недоверии, запрещают оказывать знаки почтения, обычные для других случаев. Можем же мы поцеловать руку маме. Найдется немало людей, уважающих своих родителей, которые в порыве чувств способны искренне поцеловать руку и отцу, чтобы выразить свою благодарность, уважение и любовь. В старые времена, когда люди были интеллигентны и воспитаны, так поступали не задумываясь. В наше время мы способны поцеловать руку отцу, если он только наверное умирает. Если пример с отцом покажется читателю совершенно нереальным, наверное, не стоит продолжать чтение. Просто надо иметь ввиду, что целовать руку священнику необязательно. Нет таких правил. Это личное дело каждого.

Тем же, кто преодолел предыдущие строки, нам есть что сказать.

Прежде всего обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда целуют обычно? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста - орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.
Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и обшлага одеяния, на которых вышит опять-таки крест. Некоторые только крест. Почему? Потому, что мужчине неприятно целовать руку мужчине (для женщины такого барьера нет) и для этого необходима дополнительная мотивация. Она имеется, но только для верующих. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все. Больше того, ряд священников возражают против целования своей руки, держа крест пальцами обоих рук за длинную перекладину, чтобы руки находились далеко от креста, и сразу после целования креста отводят руки в сторону. Почему? Спроси у этих священников.

Конечно, бывают случаи избытка чувств, когда мы понимаем, чт’o делает для нас этот священник, и мы не стыдимся и желаем поцеловать его руку. Описание этих чувств навряд ли возможно, настолько они далеки от менталитета неверующего. Самая близкая аналогия - благодарность. К сожалению, бывают случаи и раболепства. Их надо избегать. К еще б’oльшему сожалению, бывают случаи, когда священник буквально тычет рукою в лицо, требуя целования. Слава Богу, эти случаи единичны на всю РПЦ. Просто отойди тогда от такого священника, а Господь рассудит, как Сам посчитает нужным.
http://www.missionary.su/rejecting/9.htm

Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).

Разъясняет иерей Валентин Макаров.

Так сотворил Господь человека, что каждый его орган или часть тела имеют, как правило, две функции: практическую и сакральную. Голова содержит мозг, как главный орган жизнедеятельности всего организма, и все органы чувств, но голова - также наивысшая от земли часть тела, и ей дана заповедь быть покрытой или открытой во время молитвы, иначе человек посрамляет свою голову.

Сердце для кардиолога – это мышечный насос, который должен безупречно работать как двигатель немецкого автомобиля или как швейцарские часы. Но мы также упоминаем сердце как центр чувственной стороны человеческой жизни, которое может плакать и болеть, быть каменным и холодным, сокрушенным и смиренным, более того, язык Священного Писания говорит о возможности иметь «обрезанное» сердце. Глаз может слезиться от пыли или нанесенной обиды, но может и соблазнять к погибели всего человека или быть носителем бревна. Ноги, руки и все части тела имеют также свои двойственные характеристики. Великий пророк Илия, обличая весь народ, использует образ духовной хромоты, причем на оба колена сразу.

Так и устам присуще сакральная функция – лобызать, или современным языком – целовать. Устами одного из учеников был предан на смертную казнь Учитель, ранами Которого мы исцелились. Касанием уст раскаленного угля некогда был очищен и другой великий пророк Исайя, ради той же борьбы с идолами. Устами мы выражаем любовь к своим близким, устами касается мать своего болеющего ребенка, веря в то, что это касание облегчит его недуг. С соприкосновения уст под брачным покровом может зародиться новая жизнь.

В нашем храме перед началом пения Символа веры все молящиеся дают друг другу «Святое целование». Действительно, насколько это все таинственно и трепетно. Неужели в нашей церковной жизни не останется места для того, чтобы и Самому Христу дать целование? Причем не как Иуда, которого мы всегда упоминаем перед Причастием, дабы не повторить того предательского целования, а как верные последователи остальных учеников, некогда собранных за одной трапезой. Поскольку священник, в первую очередь, призван своими руками и устами повторять эту единожды имевшую место Трапезу, то и он достоин целования. И почесть воздается не столько ему лично, сколько самому священному сану вместе со словом-приставкой «отец» или «батюшка». Насколько мне известно, внутри Церкви такой проблемы не существует. Она более присуща новоначальным. Поэтому можно целовать не обязательно руку, но поручи – часть священнической одежды, которая одевается на запястье.

И последнее, что можно сказать касательно целования, - это «украшение» уст всякими помадами. Кроме практического замазывания икон, одежды, других священных предметов входящим в их состав животным салом, есть и аллегорическое значение. Нанесение помады символизирует прикрытие своих уст чем-то внешним. Это ширма, маска, которая скрывает твои истинные намерения. И получается, что ты прикасаешься лукавыми и лживыми устами, а не сообщаешь святое целование открытым сердцем.

Строка поиска: целовать

Найдено записей : 57

Добрый день! Скажите, пожалуйста, откуда пошло целование руки священнику и для чего это надо?

Сергей

Дорогой Сергей, Ваш вопрос заслуживает внимания, но он, как сейчас говорят, несколько некорректен. Вы спрашиваете для чего это надо (целовать руку священника). Можно сказать, что ни для чего не надо. Если это действие непонятно, если нет внутреннего позыва так поступить, то человек вовсе не обязан это делать. Но если Вы желаете поразмыслить над этим вопросом (а вопрос действительно заслуживает того), то хочу предложить Вам прекрасный ответ великого святого прошлого века, святителя Николая Сербского.
«Как-то один молодой поп служил Литургию во дворцовой церкви Крагуевца в присутствии князя Милоша. Старый князь был необыкновенно набожен. Служба в церкви никогда не начиналась, пока он не придет. В церкви он стоял на своем месте, как в землю вкопанный, и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вынес перед князем крест и просфору. Князь приложился к кресту и хотел было поцеловать руку священника. Однако молодой человек отдернул руку, как бы стыдясь, что ему Государь державы почтенного возраста станет целовать руку. Князь Милош взглянул на него и велел: "Дай руку! Я целую не твою руку, но почитаю твой сан, который старше и тебя, и меня".
Этим, думаю, все сказано и объяснено. Старый князь сказал тогда в церкви богодухновенные слова. Подумайте сами: если вашему священнику 25 лет, то его сану почти 2000 лет. Когда Вы целуете ему руку, Вы почитаете сан, который от апостолов Христовых перешел ко многим служителям алтаря Божиего. А прикладываясь к сану священника, Вы подходите под благословение всех великих святых и достойных духовников, которые носили этот сан от апостолов до наших дней. Этим самым Вы целуете руку святого Николая Угодника, святого Саввы, святого Василия и многих-многих других, которые на земле были украшением земли, а теперь на небесах - украшение небес, которых называли "земными ангелами и небесными людьми". Поэтому целование руки священника - это не обычный поцелуй, но, по словам апостола Павла, святое целование».
Божье Вам благословение.

иерей Валерий Буерин

Здравствуйте, Батюшка. Пишу Вам с отчаянием и прошу Вашего совета. Моя девушка обратилась к хироманту, довольно известному человеку, потому что очень хотела быть счастливой, а отношения у нас были напряженные. Но несмотря на это мы любим друг друга, по крайней мере я (за нее уже не могу быть уверен), и собирались пожениться. После общения с ним она начала кардинально меняться. Стала отчасти исчезать ее наивность, которой многие пользовались. Насколько мог, я уберегал ее от неверных поступков. Но явно тогда не понимал, что неверными методами. Я понял, что она неспроста так к нему стремится. Поговорил с ним, он мне ответил, что и он только помочь ей хочет. Но в конце концов я узнал, какими методами он ей помогает... Работает он только дома в квартире. Он учит, что измена ничего не значит, и ложь тоже. Что главное быть счастливым. Если ты любишь человека, то ничто этого не разрушит. Пользуется ее наивностью. Постоянно обнимает ее, ласкает. Называет словами, которыми называют только любимых людей. Просил у нее разрешения поцеловать ее. Зовет остаться у него на ночь под предлогом большего общения. Просит у нее фотографии порочного характера под предлогом лечения ее комплексов застенчивости. Якобы это все мешает ей освободиться. И при этом продолжает говорить мне о том, что ему от нее ничего не надо. Он считает себя набожным, часто ездит по святым местам. И я спрашиваю себя, неужели через все эти порочные вещи, о которых он ее просит, можно найти правильный путь к Богу? Я всегда старался не нарушать заповедей. Всегда стремился к Богу, не приемлю лжи, ни о каком прелюбодеянии никогда даже мысли не возникало, потому что люблю ее всем сердцем. И сейчас мне ничего не остается, кроме того, чтобы отпустить ее во всю эту грязь... потому что она и слушать никого не хочет, ей хорошо с этим человеком, как она говорит. Но при этом твердит, что любит меня. Что мне делать, Батюшка? Отпустить или пытаться спасти? И если пытаться спасти, то как?

Фёдор

Уважаемый Федор! Какими именно способами нужно спасать Вашу невесту от пагубного влияния этого злонамеренного человека точно сказать не могу, поскольку, чтобы иметь дерзновение давать подобного рода советы, нужно знать Вас и Вашу невесту непосредственно, лично. Однако очевидно, что нужно предпринимать любого рода действия и усилия любви (желательно в рамках закона, конечно), дабы этот человек ушел с вашего пути, потому что, если все есть так, как Вы описываете, то это явно своего рода волк в овечьей шкуре, - и разного рода фокусы, типа поездок по святым местам ни о чем в плане нравственной доброкачественности не говорят, скорее, напротив могут послужить еще большему осуждению пред Богом - за, фактически, нравственно разбойничье и хищническое поведение в отношении других людей. Поэтому вряд ли здесь уместны сомнения в плане - бороться или не бороться за любимого человека, противостоять или не противостоять данному произволу! Разумеется, нужно с Божией помощью противостоять и не давать полной свободы действовать этому негодяю, а то ведь полная безнаказанность такого рода злонамеренных типов только развращает. Однако, повторюсь, что выбор действий здесь остается за Вами - по меньшей мере Вы должны как-то стараться доказать своей невесте, что Вы, действительно, ее любите - и ни за что не оставите в качестве добычи этому волку, прикидывающемуся помощником людей и целителем. Да вразумит и поможет Вам Господь!

протоиерей Андрей Спиридонов

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, разрешается ли во время поста (в частности в Великий пост) целоваться со своим парнем, избегая при этом интимных отношений. Или всё должно быть предельно строго, т.е. ни обняться, ни поцеловаться?

Юлия

Дорогая Юлия, Церковь не регламентирует такие деликатные нюансы человеческих отношений. Господь сотворил человека разумным и свободным существом, свобода же предполагает ответственность и ограничивает себя уважением и любовью к другому, т.к. в противном случае она оборачивается разрушением. Есть общие рекомендации относительно поста как периода воздержания от некоторых видов пищи и удовольствий, есть аскетические правила, но каждый, следуя им, исходит из своей конкретной ситуации. Относительно отказа во время поста от интимных отношений во время поста в «Книге правил» не сказано ничего, хотя существует давняя традиция воздержания от них на время поста. Половую жизнь вне брака Церковь рассматривает как блуд. Что касается поцелуев, то за них от церковного общения не отлучают, но, коль скоро блуд осуждается, а поцелуи и объятья делают близость почти неизбежной, то вывод напрашивается сам собой. Однако с другой стороны можно впасть и в противоположную крайность, стать черствым и холодным и тем самым навредить и себе, и другому. Словом, решать вам. «Все мне позволительно, но не все полезно», - пишет апостол Павел. У врачей есть заповедь: «не навреди». Вот и нужно стремиться не навредить ни себе, ни другому, исходя из ваших жизненных обстоятельств.

иерей Константин Кравцов

Моя свекровь в 70 лет стала иногда ходить на службы в церковь, исповедоваться в посты и причащаться. Говорит, что всегда верила. Но я помню, как она запрещала мне крестить моего сына, говорила, что брезгует причащаться из одной ложечки и никогда не будет целовать иконы, потому что в церковь ходят и больные. Я ее не осуждаю, но не молюсь за нее. Мне, кажется она посещает церковь за компанию с подругой. За 5 лет она не читает ничего, кроме утренних и вечерних молитв. Читает сидя на кровати, не зажигая свеч, а летом на даче уходит в летнюю кухню и читает там. А в доме в прихожей я повесила иконы и стоит подсвечник. Когда объясняю, как правильно сделать, обижается муж, что я указываю его маме. Права ли я, что свекровь не искренна в своей вере?

Наталья

Уважаемая Наталья! Думается мне, что, если мы - христиане, то вопрос о собственной нашей правоте не должен ставиться нами в принципе. Что я здесь имею в виду? Как сказал один древний святой, "не говори, что Бог справедлив! Если Бог справедлив, то я погиб!" То есть, по утверждению святых же, Бог есть, прежде всего, Любовь и судить нас будет по Своей неизреченной милости, а не по божественной справедливости, потому что, если каждого из нас судить, исходя из понятий справедливого, а не милостивого, суда, то кто, в самом деле, из нас сможет устоять? Да и в Евангелии Христос нам дает пример молитвы за своих мучителей и распинателей. То есть, заповедано молиться даже за врагов и собственных убийц, а тут речь идет далеко не о чужом человеке, пусть и отношения у Вас со свекровью сложные, в чем нет ничего удивительного, это обычная житейская история. Однако именно в такого рода обычных житейских обстоятельствах и может осуществляться и, можно сказать, проверяется наше христианство - насколько оно как таковым в нас является. Поэтому, советую Вам все же молиться за Вашу свекровь и не судить ее строго: как могла она пришла, идет к Богу, и это уже хорошо! То есть, надо радоваться этому, а не огорчаться!

протоиерей Андрей Спиридонов

Простите меня за такой вопрос, но он меня действительно мучает. Тем более, что об этом ходит множество разговоров. Находясь в храме, я не могу целовать иконы и распятия. А тут еще и в библии прочитал вот такое местоисписание - "и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… (Рим 1:23)" не говорится ли здесь об иконах и т.д. Это всего одно писание, но в библии их встречается много - например: не сотворяйте себе идолов и кумиров и не изображайте ни того что на небе и на земле. Простите, но действительно мучает эта тема. Вопрос мой в том, что можно как нибудь без этого обойтись?

Александр

Уважаемый Александр! В принципе, если это для Вас такая серьезная проблема, можно, наверное, обойтись и без целования икон. Однако здесь надо разобраться, что называется, в сути иконопочитания, потому что это есть древнейшая христианская традиция. Отрицание иконопочитания есть просто недоразумение, которое рождается, фактически, из-за непонимания смысла Боговоплощения, тогда как на свидетельстве о том, что «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился», собственно, и основан Новый Завет. Прежде всего, отметим, что на самом деле в Ветхом Завете запрещено изображение идолов (чужих богов), но не запрещена возможность создания священных изображений - вот, к примеру, указание Бога при изготовлении ковчега завета: «Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе» (Исх.25:17-21). Разве это не есть прямое указание на изготовление священных изображений, тогда как запрет на изображение идолов остается в силе? Относительно иконопочитания у святых отцов говорится следующее: «…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. …и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». (Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора). То есть, догмат иконопочитания подчёркивает, что почитание икон и поклонение им относится не к материалу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображён на иконе (первообразу), и, поэтому, не имеет характера идолопоклонства. Или, иначе говоря, иконопочитание возможно по причине самого факта воплощения Бога Слова, воспринявшего, нашего ради спасения, человеческую плоть. Поэтому, согласно этому взгляду, возможно изображение Бога (по его человечеству) и само почитание святых икон.

протоиерей Андрей Спиридонов

Здравствуйте! Сегодня во время причастия батюшка не дал мне поцеловать чашу. Подскажите, что я не так сделала? Очень расстроилась.

Анастасия

Уважаемая Анастасия, мне сложно предположить, что же произошло, но, может быть, вы как-то суетливо себя вели или совершили резкое движение, и священник, переживая, что вы можете нечаянно задеть Чашу, не дал вам ее поцеловать. Не расстраивайтесь. В следующий раз будьте спокойнее, и все будет хорошо.

Добрый день. Случай, который произошёл со мной, покажется Вам странным, но для меня разобраться в нём очень важно. После причастия всё было хорошо, чувствовался душевный подъём, радость от принятия Святых Христовых тайн, благодать Божия сошла на меня. Но вечером, анализируя все события про причастие, мне показалось, что я забыл поцеловать Святую чашу после принятия Святых Таинств. Это меня очень расстроило и повергло в уныние. Вспомнить, целовал я чашу или нет, я так и не смог. Но прихожу к выводу, что я не целовал. Подскажите, что мне в таком случае делать?

Андрей

Уважаемый Андрей! Постарайтесь выбросить всё это из головы, поскольку такого рода смущения явно от диавола, который и является источником всякого рода смущений, искушений, уныния. Неужели Господь осудит нас за те или иные немощи или упущения, совершенные не по явной склонности к греху, а просто из-за обычной человеческой забывчивости? Можно даже сказать, что такого рода смущениями мы оскорбляем милость и любовь Бога, который, как говорят святые отцы, превозносится над судом и ищет, как бы человека спасти, а не осудить. Поэтому бояться надо, прежде всего, греха (зависти, гордости, осуждения и т.д.), тогда как и даёт нам силы на борьбы с собственными страстями - и должно исполнять нас смиренного желания послужить Господу исполнением Его заповедей, а не страхом или унынием.

Здравствуйте, батюшка! Сегодня на исповеди хотел покаяться, как и положено, во всех грехах, священник сказал, чтобы я "не устраивал общую исповедь", соответственно, не дав мне назвать грехи с общей исповеди. Я, разволновавшись, назвал не все: какие вспомнил, какие прочитал с записки, стараясь не читать перечисленные им на общей исповеди. Перед Причастием я начал вспоминать грехи, которые не назвал, вспомнил новые, совершил некоторые из тех, которые хотел исповедать (например, печаль). Попросил прощения у Бога и дерзнул причаститься, после чего приобрел мир и покой в душе, но позднее стал опять печалиться и думать об этом. 1. Все ли грехи прощены (перечисленные и не перечисленные), если, составляя записку, я каялся? Нужно ли ещё раз в них исповедоваться? 2. Не в осуждение ли я причастился? 3. Надо ли и можно ли было после Причастия целовать руку священника, держащую крест? Очень беспокоюсь. Помолитесь обо мне! Спасибо!

Алексей

Помоги Вам Господи, дорогой Алексей. 1) Все же правильнее говорить не о прощении или непрощении греха, а об исцелении воли, которая склоняется к тому или иному греху. Если смотреть на ситуацию с этой точки зрения, то тут важно, что Вы заметили свою болезнь, осознали ее и обратились к Богу за исцелением. В Таинстве Причащения мы получаем лекарство от греха, и уже от нас зависит, выздоровеем ли мы окончательно или нет. Для выздоровления необходимо соблюдать правильный режим, а в случае рецидивов, вновь прибегать «во врачебницу». Так что исповедуйте перечисленные грехи только в случае их повторения. 2) Это отчасти зависит от того, будете ли Вы сами сомневаться в этом. Христос говорит: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (). А апостол Иаков добавляет к этому: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (). 3) Сразу после причастия нужно выпить теплоту, а после этого уже можно прикладываться к иконам или кресту.

Добрый день, Батюшка! У меня к Вам есть несколько вопросов. Дело в том, что мы с моим молодым человеком очень сильно друг друга любим. Если так можно сказать, то среди своих сверстников в свои почти 22 года я одна из немногих, кто сохранила невинность. Но мы позволяем друг другу обнимать и целовать себя. Мы хотим пожениться, и всю жизнь прожить вместе, но есть проблема - на данный момент пожениться мы не можем, так как ни он, ни я не стоим на ногах, а сидеть на шее у родителей мы не хотим. Как нам быть? Ведь если я буду отказывать ему даже в элементарных ласках, пойдет обида, злость, раздражение. И он вследствие физических потребностей мужчины будет искать другого человека (если я правильно выразилась, простите меня, пожалуйста, за такие откровенные слова). И начался пост, он верующий человек, но Великий Пост не держит, и я даже не знаю, как объяснить ему, что телесной близости между нами не будет в это время. Как мне быть? Простит ли меня Бог за то, что я просто поцелую и обниму его? Спасибо Вам большое за внимание и время.

Дарья

Здравствуйте, Дарья. Настораживает Ваш последний вопрос. Неужели Вы думаете, что Господь, устроивший мужчину и женщину именно так, а не иначе – непреодолимо влекомыми друг другу – потом еще и сердится на нас за то, что мы обнимаем того, кого любим? Мне кажется, думая так, мы скорее «разгневаем» Бога. Сейчас в прокат вышел очень хороший фильм «Древо жизни», советую посмотреть его с молодым человеком. Так вот, он начинается со слов: «Меня с детства учили, что есть два пути – путь естества и путь благодати…» Это пуританское, по своей сути дуалистическое, заблуждение, согласно которому наше естество является злым по природе – это не так, оно поражено грехом, но в своей основе оно «добро зело», потому что сотворено Богом. Мы должны развивать в себе добродетели и в том числе целомудрие, но это не значит, что мы не должны допускать естественной нежности по отношению к любимому человеку, ведь в конечном итоге это должно привести нас к «целомудрию», т.е. целостности более высокого порядка – достижению единства между двумя людьми (когда двое становятся «плотью единой»). На практике я посоветовал бы Вам следующее: если то, о чем Вы пишете, Вас саму смущает, Вы чувствуете, что это нарушает Вашу внутреннюю целостность, лишает Вас душевного мира, то найдите более оптимальные формы проявления Ваших чувств. Если нет, то и не беспокойтесь из-за этого.

Дорогой брат, скажи и поясни, пожалуйста: мне сказали в церкви, что в Воскресенье нельзя делать земных поклонов и становиться на колени перед причастием, когда священник читает молитвы покаяния перед причастием, а также если ты причащался, то когда потом будешь целовать со всеми Крест, то не должен целовать благословляющей руки священника, так как уже ты целовал во время причащения Царскую Чашу с причастием?? Но ведь когда мы целуем руку священнику - мы мысленно целуем руку Господу Иисусу Христу Спасителю. С братской Любовью.

NikolaY Goloshchapov

По Уставу в воскресный день земные поклоны отменяются. Если мы прикладываемся после причастия к чаше, то это никак не сказывается на дальнейшее видимое проявление нашего благочестия. После того, как мы приняли теплоту после причащения, мы можем прикладываться и к иконам, и к благословляющей руке.

Здравствуйте. Где-то месяц назад мне приснился сон, что мне кто-то дал поцеловать крестик, и я его поцеловала, потом через несколько дней, приснились всякие брелки и подвески на шею и я из этого всего, отыскала опять крест. К чему такой сон? Скажите, пожалуйста.

Дарья

Видимо, у Вас хорошо развиты христианские рефлексы. А, если серьезно, не стоит беспокоиться из-за снов, и не стоит бояться изображения Креста, ведь это – символ победы Жизни над смертью.

Алла

Скажите, пожалуйста, где в Библии написано, что нужно целовать священнику руку? Каким местом Писания в Библии подтверждается право священника прощать грехи, и кто тогда прощает грехи самому священнику? И как вы объясните место Писания 1 послание Коринфянам 11 глава 4 стих? Спасибо за ответы. Жду их.

Алла

Далеко не все православные традиции имеют буквальное установление в Писании. Когда священник благословляет человека, он складывает пальцы в форме инициалов Христа (IC XC), поэтому, целуя благословляющую руку, мы воздаем честь не священнику, а Самому Богу, Именем Которого нас благословили. Господь дал право Своим ученикам прощать чужие грехи: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,21-23). Священники исповедаются друг у друга, а 2 раза в год (Рождественским и Великим постом) ездят на исповедь к духовнику Епархии. Стих, о котором Вы говорите, звучит следующим образом: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» (1Кор.11,4). Здесь мы видим установление определенного правила, которого мы придерживаемся и по сей день: в христианском храме мужчины молятся с непокрытой головой. Почему мужчина т.о. «постыжает свою голову»? Апостол объясняет это символически: «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия» (1Кор.11,7).

Скажите, пожалуйста, где в Библии написано, что нужно целовать священнику руку? Каким местом Писания в Библии подтверждается право священника прощать грехи, и кто тогда прощает грехи самому священнику? И как вы объясните место Писания 1 послание Коринфянам 11 глава 4 стих? Спасибо за ответы. Жду их.

Алла

Далеко не все православные традиции имеют буквальное установление в Писании. Когда священник благословляет человека, он складывает пальцы в форме инициалов Христа (IC XC), поэтому, целуя благословляющую руку, мы воздаем честь не священнику, а Самому Богу, Именем Которого нас благословили. Господь дал право Своим ученикам прощать чужие грехи: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,21-23). Священники исповедаются друг у друга, а 2 раза в год (Рождественским и Великим постом) ездят на исповедь к духовнику Епархии. Стих, о котором Вы говорите, звучит следующим образом: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» (1Кор.11,4). Здесь мы видим установление определенного правила, которого мы придерживаемся и по сей день: в христианском храме мужчины молятся с непокрытой головой. Почему мужчина т.о. «постыжает свою голову»? Апостол объясняет это символически: «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия» (1Кор.11,7).

Батюшка, благословите! У меня несколько вопросов. 1) я исповедуюсь у одного священника. Недавно в мыслях допустила ужасные вещи. Я начала думать о том, а как священники выбирают жен. Как они ведут быт. Подумала о том, что хорошо было бы стать женой священника и представила себя супругой своего духовника. С моей душой стали твориться страшные вещи. Я боюсь исповедовать этот грех своему батюшке, потому как боюсь, что он больше не захочет со мной общаться. Можно исповедоваться другому священнику? А потом опять начать ходить к своему священнику? Я осознала грех и больше не смотрю на него как на мужчину. 2) Как отметать мысли, которые приходят от лукавого? Как научиться не принимать их? 3) Если священник кому-то дает целовать руку, а мне нет, может ли это означать, что я недостойная?

Галина

1) Исповедоваться все же лучше одному священнику, Вы вряд ли чем-то напугаете опытного духовника. 2) Святитель Феофан советует нам в подобных случаях вести себя, как при нападении разбойников: сперва с силой оттолкнуть нападающего и звать на помощь, т.е. с гневом изгнать помысел и молиться. 3) Возможно, Ваш духовник просто почувствовал, что Вы испытываете к нему не совсем здоровый интерес и старается не поощрять его?

Здравствуйте, батюшка. У меня был выкидыш на 10-11 неделе. В храме мне сказали, что после 40 дней мне нужно исповедаться и причаститься, а пока в храм ходить нельзя. Потом я еще узнала, что мне нельзя было прикасаться к иконам и свечам, а я это дома делала. И еще нельзя до причастия и разрешительной молитвы целовать старшего ребенка и мужа. А я целовала. Правда ли то, что я услышала, и что мне теперь делать? И еще один вопрос. Моими крестными были муж и жена. Крестили меня 30 лет назад, и тогда почему-то их об этом не спросили, а мама тоже не знала, что так нельзя. Как мне теперь поступить?

Батюшка,Христос Воскресе! Скажите пожалуйста, почему на Пасху при Причастии не давали целовать Чашу? Спаси Вас Господи!

Екатерина

Почему так делали в том конкретном храме, где Вы были на службе, сложно сказать. Никаких уставных указаний на этот счет не существует. Причащение на Пасху по своему порядку не отличается от причащения в другое время.

С уважением, свящ. Андрей

назад
CTRL ←
3


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме