Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как работают органы опеки и попечительства. Для чего нужны органы опеки

В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством - о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних , но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.

Функции органов опеки и попечительства

Являясь подразделением муниципалитета района, на органы опеки возложен ряд функций:

  • учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
  • создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
  • обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
  • контроль за и имуществом своих подопечных и некоторые другие.

Функции органов опеки и попечительства направлены , прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников. Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.

Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9443 юристов ждут Вас

Полномочия органов опеки и попечительства

Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти . Например, они могут подавать о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).

Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.

Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства - защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..

Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей , проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.

В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.

Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.

  • Основные начала (принципы) семейного права
  • Система и источники семейного права
    • Источники семейного права
  • Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права
    • Применение к семейным отношениям норм международного права
  • Осуществление и защита семейных прав
    • Защита семейных прав
    • Способы защиты семейных прав
  • Сроки исковой давности в семейном праве
  • Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака
    • Понятие брака по семейному праву
    • Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака
      • Препятствия к заключению брака
    • Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
    • Порядок заключения брака
    • Недействительность брака
      • Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным
      • Обстоятельства, устраняющие недействительность брака
      • Правовые последствия признания брака недействительным
  • Прекращение брака
    • Понятие и основания прекращения брака
    • Расторжение брака в органах загса
      • Расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов
    • Расторжение брака в судебном порядке
      • Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака
      • Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
      • Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
    • Момент прекращения брака при его расторжении
      • Правовые последствия расторжения брака
    • Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим
  • Права и обязанности супругов
    • Личные неимущественные правоотношения между супругами
    • Имущественные отношения между супругами
    • Законный режим имущества супругов
      • Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов
      • Собственность каждого из супругов (раздельная собственность)
      • Раздел общего имущества супругов
    • Договорный режим имущества супругов
      • Изменение и расторжение брачного договора
      • Признание брачного договора недействительным
    • Ответственность супругов по обязательствам
  • Права и обязанности родителей и детей
    • Установление происхождения детей
      • Добровольное установление отцовства
      • Установление отцовства в судебном порядке
      • Правовые последствия добровольного или судебного установления отцовства
      • Запись родителей ребенка в книге записей рождений
      • Оспаривание отцовства (материнства)
    • Права несовершеннолетних детей
    • Права и обязанности родителей
      • Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями
      • Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
      • Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
      • Право родителей на защиту родительских прав
      • Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
    • Споры, связанные с воспитанием детей
      • Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
      • Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей
    • Лишение родительских прав и их восстановление
      • Восстановление в родительских правах
    • Ограничение родительских прав и его отмена
      • Отмена ограничения родительских прав
      • Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей
  • Алиментные обязательства членов семьи
    • Общая характеристика алиментных обязательств
    • Алиментные обязательства родителей и детей
      • Размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых в судебном порядке
      • Обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей
      • Участие родителей в дополнительных расходах на детей
      • Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
      • Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей
    • Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
      • Алиментные обязанности бывших супругов
      • Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком
    • Алиментные обязательства других членов семьи
      • Обязанность воспитанников по содержанию своих фактических воспитателей
      • Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков
      • Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер
    • Соглашения об уплате алиментов
      • Форма соглашения об уплате алиментов
      • Порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов
      • Содержание алиментного соглашения
      • Индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов
    • Порядок уплаты и взыскания алиментов
      • Сроки обращения за алиментами
      • Взыскание алиментов до разрешения спора судом
      • Обязанность администрации организации по удержанию алиментов
      • Обращение взыскания на имущество лица, обязанного уплачивать алименты
      • Определение задолженности по алиментам
      • Основания освобождения от уплаты задолженности по алиментам
      • Недопустимость зачета и обратного взыскания алиментов
      • Индексация алиментов
      • Уплата алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, в иностранное государство на постоянное жительство
      • Ответственность за несвоевременную уплату алиментов
    • Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от их уплаты
    • Прекращение алиментных обязательств
  • Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
    • Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
      • Органы опеки и попечительства
      • Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
      • Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей
    • Усыновление (удочерение) детей и его отмена
      • Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей
      • Лица, имеющие право быть усыновителями
      • Условия усыновления
      • Порядок усыновления
      • Вопросы, разрешаемые судом при усыновлении ребенка
      • Правовые последствия усыновления ребенка
      • Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления
    • Опека и попечительство над детьми
      • Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
      • Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
      • Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
      • Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
    • Приемная семья
  • Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства
    • Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права
    • Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
      • Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за ее пределами
      • Расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами
    • Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента
    • Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента
    • Правовое регулирование - усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента
    • Установление содержания и ограничение применения норм иностранного семейного права
      • Ограничение применения норм иностранного семейного права
  • Органы опеки и попечительства

    Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

    Однако согласно ст. 132 Конституции РФ и ст. 6 (п. 1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

    В соответствии с Законом РФ от б июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органы местного самоуправления всех уровней (поселковая (сельская), районная и городская администрации) обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в СК, в ГК, а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.

    В СК не называются структурные подразделения органов опеки и попечительства и стоящие перед ними задачи, как это ранее было сделано в ст. 120 КоБС. Указанные вопросы решаются в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако фактически, как и прежде, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены в них за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрацией).

    Ряд функций по опеке и попечительству реализуется путем принятия местной администрацией решений (постановлений, распоряжений) в порядке, предусмотренном законодательством. Деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации, конкретное наименование должности которого устанавливается исходя из местных традиций и закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении (ст. 30 Закона о местном самоуправлении в Российской Федерации).

    Например, в Москве организация и осуществление опеки и попечительства отнесены к предмету ведения муниципальных образований. При этом необходимое взаимодействие с муниципальным образованием осуществляется управой района г. Москвы, как территориальным органом исполнительной власти города, подведомственным Правительству Москвы. В реализации государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по созданию им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания принимает также участие Департамент образования г. Москвы.

    В ряде субъектов РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство образования РФ. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ. Так, в Москве методическое руководство работой органов опеки и попечительства по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи возложено на Департамент образования.

    СК устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (т.е. речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

    Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны.

    Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Понятно, что в этих целях они должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреждениях и организациях.

    Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т.п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (КЭУ, ЖЭК, ЖКО, ДЭЗ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения.

    Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев.

    Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заполнением опросного листа, после чего дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются органам опеки и попечительства.

    Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896.

    Как установлено п. 1 ст. 122 СК, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

    О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т.д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возраста, занятости по работе, стесненного материального положения и т.д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, п. 1 ст. 122 СК обязывает всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.

    Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации).

    Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсутствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т.д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.

    Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривалась и ранее действовавшим законодательством (ст. 122 КоБС в ред. Федерального закона от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ). Однако, как и прежде, данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений и граждан РФ за ее неисполнение.

    Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребование и изучение соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т.п.). Наряду с этим органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения.

    При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

    Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

    1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1.1. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

    1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

    3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

    4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

    Решаются в соответствующем учреждении. В сферу деятельности учреждений входит не только организация передачи детей на воспитание, но и забота об интересах несовершеннолетних детях или частично (полностью) недееспособных.

    Что такое органы опеки и попечительства. их задачи, полномочия и обязанности, подробно прописано сразу в нескольких нормативно-правовых актах. В частности, можно отметить такую правовую базу:

    • Семейный кодекс РФ – ст.77 и ст.121;
    • ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве».

    В п.1 ст. 121 СК РФ указаны следующие обязанности службы надзора:

    • выявление детей, оставшихся без внимания родителей;
    • учет детей с последующим составлением банка данных РФ, находящихся без участия родителей;
    • гарантии защиты интересов малолетних граждан до момента их передачи в специальное учреждение или под надзор другого лица;
    • контролировать процесс передачи и дальнейшего содержания детей, переданных на воспитание.
    По закону другие организации не имеют права осуществлять передачу детей, оставшихся без внимания родителей, людям для осуществления надзорных функций. Более того, подобные действия классифицируются как превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства.

    В каких случаях представитель службы обязан изъять ребенка из семьи

    Согласно ст. 77 СК РФ, а также при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представитель учреждения обязан немедленно отобрать несовершеннолетнего у родителей (родителя), а также у других лиц, которые осуществляют надзор над несовершеннолетним.

    Основанием для изъятия малолетнего гражданина из семьи можно считать специально составленный акт. Во время изъятия несовершеннолетнего представитель организации обязан выполнить следующие действия:

    • уведомить прокурора о совершенном изъятии;
    • обеспечить временное устройство несовершеннолетнего;
    • в семидневный срок после составления акта обратиться в судебную инстанцию с иском о лишении (или ограничении) родителей в их правах по отношению к ребенку.

    Осуществление деятельности органами опеки

    Деятельность данного учреждения регулирует отдельный нормативно-правовой акт – ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве». В статье 5 указаны принципы, в соответствии с которыми служба работает, а также функции органов:

    • принятие и отказ гражданином от обязанностей по надзору за несовершеннолетними в свободном порядке;
    • контроль за деятельность по опеке и попечительству;
    • предоставление гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

    Помимо принципов, в этом же законе изложены основные задачи службы опеки:

    1. Защита прав и законных интересов граждан, испытывающих потребность в установлении над ними надзора.
    2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, где содержатся недееспособные лица.
    3. Контроль за сохранностью имущества или управлением собственностью лиц, находящихся под попечительским надзором.
    Помимо перечисленных, на службу могут быть возложены и другие задачи согласно положениям Федеральных законов и других нормативных актов субъектов РФ.

    Полномочия органов опеки и попечительства

    Помимо указанных задач и функций, важно выделить полномочия надзорного органа, в рамках которых действуют представители учреждения:

    1. Составлять обращение в суд о признании граждан или их подопечных недееспособными.
    2. Освобождать и устранять опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей.
    3. Предоставлять разрешение на проведение сделок с собственностью подопечных лиц или заключать договоры доверительного управления данной собственностью.
    4. Представлять интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан в судебных инстанциях или в других учреждениях.
    5. Осуществление проверки условий проживания жизни подопечных, а также граждан, претендующих на получение опеки над детьми.
    6. Подбор и регистрация, а также подготовка граждан, желающих стать опекунами, и детей, которые остались без участия родителей.
    7. Выдача разрешительных документов на раздельное проживание несовершеннолетних подопечных и их попечителей.
    8. Информирование граждан, претендующих на получение прав опекуна, о принятых решениях, а также о других действиях, связанных с выполнением соответствующих обязанностей.
    9. Оказание юридической помощи опекунам и их подопечным.
    Полномочия органа могут быть расширены в рамках федеральных законодательных актов и других нормативных документов.

    Некоторые нюансы работы органов опеки и попечительства

    Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.

    Также могут направлять заявление о признании гражданина РФ недееспособным или частично ограниченным в дееспособности.

    Кроме этого, представители службы уполномочены вести все операции, связанные с управлением имуществом граждан, находящихся под надзором третьих лиц.

    Следует отметить, что власть органов попечительства не безгранична и строго регламентируется правовыми нормами, прописанными в Гражданском кодексе РФ, а также указанными в других законодательных актах. Кроме того, все акты, составленные и изданные организацией, могут быть оспорены в судебном порядке, если участник процедуры не согласен с их содержанием.


    Орган опеки и попечительства в России - орган государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации, действующий в рамках федерального закона, на который возложены функции по опеке и попечительству.

    В последнее время увеличилось число тревожных сообщений о том, что органы опеки нарушили покой вполне благополучной семьи.

    Многие родители обеспокоены действиями опеки и боятся ее вторжения в жизнь своей семьи.

    В этой статье изложена подробная инструкция как правильно себя вести в ситуации, когда органы опеки решили нанести визит в ваш дом.


    Что делать, если раздался звонок, и за дверью стоят представители органов опеки:

    1. Не встречать сотрудников опеки в одиночестве. Детям – не открывать дверь (и не только в случае с опекой).

    Вы всегда можете сказать, что у вас спит ребенок, и вы не можете сейчас открыть дверь, предложите (через закрытую дверь) перенести визит на удобное вам время, за которое вы сможете обеспечить себе группу поддержки.


    Дайте им свой мобильный телефон для согласования времени и даты.

    2. Комиссия органов опеки может пройти в квартиру только:

    а) с вашего разрешения;
    б) по предъявлению решения прокурора.

    Зафиксируйте все ФИО сотрудников опеки, сфотографируйте решение прокурора. По окончании визита вам выдадут "Акт об осмотре жилого помещения", его тоже надо сфотографировать.

    3. Если вы приняли решение общаться с представителями опеки, то нужно оставить ребенка с близким человеком дома, а самим выйти за пределы квартиры. Если сотрудники прошли внутрь:

    а) заприте дверь на ключ (возьмите его с собой);
    б) всегда стойте между ними и ребенком;
    в) попросите кого-нибудь или сами осуществляйте аудио- или видеосъемку.

    Органы опеки не имеют права делать то же самое по отношению к вам. Не допускайте рассредоточения комиссии по комнатам, держите всех сотрудников в поле зрения.


    Берите инициативу в свои руки: "Пройдемте, я покажу вам детскую" или наоборот, "Я не разрешала вам входить в эту комнату".

    4. Сохранять самообладание. Главный совет, который в данном случае может дать любой юрист оставаться в правовом поле и помнить: неаккуратные и необдуманные действия родителей могут оказаться на руку органам опеки и попечительства, а все решения и действия органов опеки и попечительства могут быть оспорены в суде, и в большинстве случаев признаются судом незаконными.

    Ничего не подписывайте. На угрозы о лишении родительских прав не реагируйте.


    Это сложный процесс, на котором мы подробно остановимся ниже.

    5. Все, на что вы можете согласиться – это медицинский осмотр. Хотя лучше, если они обеспечат визит врача на дому.

    На все осмотры идите с ребенком вместе, одного не оставляйте ни на секунду.


    Вы имеете право находиться рядом с ребенком во время всех медицинских манипуляций.

    6. После визита нужно перестраховаться и написать руководителю школы или детского сада заявление с требованием не отдавать ребенка никому, кроме вас и супруга/бабушки/няни (с указанием ФИО и паспортных данных). Заявление отдать
    под расписку на копии – "получено, дата, должность, подпись". Дополнительно уведомить лично всех учителей и воспитателей об этом.

    Сейчас опека все чаще приходит забирать детей именно в школы и детские сады.


    Но и такое предупреждение не всегда может помочь – если у сотрудников органов опеки будет формальное основание (угроза жизни и здоровью), то детей им отдадут.

    
    А теперь подробнее остановимся на правовых аспектах в отношениях с представителями опеки и социальными службами, о чем мы поговорили
    с юристом:

    С юридической точки зрения необходимо иметь в виду, что действующим законодательством предусмотрено лишь два основания для отобрания ребенка у родителей.

    Лишение и ограничение родительских прав (ст. 69 и 73 Семейного кодекса РФ). Родители могут быть лишены родительских прав, если они:

    – уклоняются от выполнения обязанностей родителей;
    – отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
    – злоупотребляют своими родительскими правами;
    – жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
    – являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
    – совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

    Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящих (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.), а также если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав.

    Лишение и ограничение родительских прав осуществляются исключительно в судебном порядке .


    Это предполагает участие родителей в судебном процессе и требует усилий со стороны истца по доказыванию обстоятельств, которые предполагают лишение или ограничение родительских прав. Отобрание ребенка в данном случае осуществляется на основании решения суда.

    Главное, что здесь необходимо учитывать: до момента вступления в законную силу решения суда отобрать ребенка у родителей не имеют права (ст. 210 Гражданского процессуального кодекса РФ).


    Кроме того, необходимо знать, что любое решение суда может быть оспорено, даже вступившее в законную силу.

    Непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса РФ).

    Это – единственный предусмотренный действующим законодательством случай, в котором органы опеки и попечительства имеют право самостоятельно отобрать ребенка у родителей без решения суда. В данном случае основанием для отобрания ребенка является соответствующий акт органа опеки и попечительства. При этом орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ).

    Иными словами, отобрание ребенка органом опеки и попечительства в данном случае – не финал истории: окончательно судьбу ребенка все равно будет решать суд (см. выше).


    Особенность здесь в том, что ребенок будет вынужден пребывать в приюте как минимум до вступления решения суда в законную силу. Важное обстоятельство, которое необходимо учитывать родителям в этом случае.

    Статья 77 СК РФ не предусматривает права родителей на посещение родителями ребенка в приюте.


    Органы опеки и попечительства в зависимости от ситуации могут по своему усмотрению разрешить встречи, а могут, мотивируя это безопасностью ребенка, запретить родителям видеться с ним. Родители должны быть готовыми к любому повороту событий и, как уже было сказано выше, сохранять самообладание и не допускать действий, которые могут послужить для органов опеки и попечительства основанием считать, что отобрание ребенка является оправданным. Ни в коем случае нельзя допускать ни в какой форме оскорблений и угроз в адрес сотрудников органов опеки и попечительства.

    Если родителям позволили увидеться с ребенком в приюте, от них потребуются определенные усилия, чтобы их действия при встрече с ребенком не вызвали у него панику или стресс. Органы опеки внимательно следят за тем, как проходят встречи: малейший намек на то, что встреча с родителями оставляет ребенка в подавленном или депрессивном состоянии может служить аргументом против родителей в суде.

    В заключение

    Итак, главное в случае отобрания ребенка органами опеки и попечительства – не
    поддаваться панике и начать готовиться к судебному заседанию. Общий срок
    рассмотрения дел в судах первой инстанции – два месяца со дня поступления искового заявления в суд (ст. 154 Гражданского процессуального кодекса РФ).

    Решения суда вступают в силу по истечению одного месяца со дня принятия (ст. 209 и 321 Гражданского процессуального кодекса РФ).

    Иными словами, в соответствии с действующим законодательством ребенок должен вернуться в семью через три месяца и одну неделю после того, как он был отобран органами опеки и попечительства.


    Но лишь в том случае, если удалось доказать в суде:

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме