Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственная противопожарная служба в системе органов государства. Территориальные органы мчс россии

Обращаясь к истории государственной, противопожарной службы необходимо отметить множество фактов чрезвычайных ситуаций природного и человеческого фактора. Со временем нарастала потребность в образовании специальной структуры, которой бы можно было бы передать функции по борьбе с серьезными происшествиями – и, в первую очередь, пожарами. Таким образом, и была создана пожарная служба в конце 15 века по указу царя Ивана третьего.

Заслуживает внимания и 1504 год когда Петр первый ввел так называемую пожарную повинность и закрепил строгую ответственность к нарушителям. Большое внимание уделялось противопожарной обороне и последствиям ядерной атаке в СССР в 70 годах прошлого века. 1989 год стал также очень знаковым после подписания указа о создании министерства по чрезвычайным ситуациям.

1994 год поставил точку в определении аббревиатуры министерства и окончательно озвучил и закрепил его функции и обязанности. Этот федеральный закон действует и по настоящее время, не претерпевая серьёзных изменений и поправок.

Структура противопожарной службы в РФ

Противопожарная служба в нашей стране – это достаточно крупная с серьезная система, в которую входят многочисленные профильные государственные структуры, призванные вместе стоять на страже безопасности государственных объектов и населения проживающего на нашей территории. Каждое их государственных подразделений имеет свое внутренне устройство и определенные задачи, но приоритетная цель работы одна, как и подчинение федеральному министерству, расположенному в Москве. Более наглядно и демонстративно разобраться с особенностями внутренней структурной пирамиды службы ответственной за пожарную безопасность, можно с помощью списка описанного ниже:

Главной службой считается федеральное противопожарное отделение;

Руководящий орган, наделенный исполнительной властью и имеющий цель оперативно решать все возникающие вопросы в сфере пожарной безопасности подконтрольной территории;

Подразделения, наделенные исполнительной властью, ответственные за принятие решений по острым вопросам обеспечения пожарной безопасности. В эти подразделения входит региональный оперативный штаб по вопросам гражданской обороны;

Органы, осуществляемые государственную деятельность по пожарному надзору на прикреплённой территории. В орбиту интересов этого ведомства входят: объекты социального промышленного и административного направления;

Подразделения призванные развивать научную и практическую базу. Сюда же относятся все образовательные учреждения среднего и высшего уровня готовящие рабочих специалистов и руководящее звено соответственного профиля;

Мобильные подразделения, перед которыми поставлена цель строго соблюдать меры пожарной безопасности на прикреплённом подконтрольном объекте большой государственной значимости. Сюда следует отнести военизированные специализированные группы;

Так называемые «объектовые подразделения».

Функции противопожарной службы

Переходя к освещению функций, возложенных на плечи государственной, противопожарной службе Российской Федерации следует сослаться на принятый в 1994 году закон федерального значения, регламентирующий все вопросы пожарной безопасности в нашей стране. Документ носит название «О пожарной безопасности» под прикреплённым номером 69 –ф3. Этот документ прямо указывает на перечень функций для выполнения структурой ГПС МЧС Российской Федерации. Среди них;

Составление и строгое выполнении организационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения пожаров;

Проведение спасательных мероприятий по отношению к населению проживающему на подконтрольной ответственности территории, а также и материального имущества в случае чрезвычайной ситуации;

Организационные мероприятия при непосредственном тушении пожаров с привлечением обученного людского ресурса и специализированной колёсной техники.

Остаётся только верить и надеяться, что в любой чрезвычайной ситуации противопожарная служба всегда придет нам на выручку, как это уже было бесчисленное количество раз в будние и праздничные дни!

Статью прислал: R600

Имеются два вида таких органов: а) региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в федеральных округах (создаются в каждом из существующих федеральных округов); б) органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах РФ. Первый вид территориальных органов сокращенно называют "Региональный центр МЧС России", второй вид - "Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации".

Государственная противопожарная служба

Она находится в составе МЧС России и является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. Согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят: а) федеральная противопожарная служба; б) противопожарная служба субъектов РФ .

Федеральная противопожарная служба включает в себя: 1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы; 2) структурные подразделения территориальных органов МЧС России в лице его региональных центров и главных управлений по субъектам РФ; 3) органы государственного пожарного надзора; 4) пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения; 5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы; 6) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения в организациях (объектовые подразделения); 7) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения); 8) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения); 9) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы) |343|.

Войска гражданской обороны

Они являются частью сил обеспечения безопасности и предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Войска гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы.

Основной структурной единицей Войск гражданской обороны, способной самостоятельно выполнять возложенные на них задачи, является отдельная бригада гражданской обороны. В их составе имеются также воинские части и организации. В указанных войсках есть соединения (отдельные бригады), воинские части и организации центрального подчинения и регионального подчинения. Управление первыми осуществляет министр МЧС

России непосредственно, вторыми - министр через региональные центры МЧС России.

Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России входит в систему МЧС России. В состав указанной инспекции входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, ее территориальные органы в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.

Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: 1) осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и пользованием во внутренних водах и территориальном море РФ, т.е. па водных объектах; 2) обеспечение и пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах .

Закона, она является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. В указанной норме права не говорится именно о пожарной безопасности, поэтому данное понятие необходимо в контексте приводимой правовой нормы трактовать во всем его многообразии. Вообще в Российской Федерации безопасность личности, общества и государства защищают множество структур. Это и Вооруженные силы РФ, и органы внутренних дел, и Федеральная служба безопасности, и Внутренние войска, и т.д. Упоминание Государственной противопожарной службы в этом ряду вполне заслуженно, о чем уже говорилось при комментировании преамбулы к Закону, и это является еще одним подтверждением важности стоящих перед данной службой задач.

Пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения имеют своими целями разработку нового оборудования, материалов, порядка действий, применяемых в деле обеспечения пожарной безопасности, подготовку кадров. В их ряду можно назвать:

Академию Государственной противопожарной службы МЧС РФ;

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС РФ;

Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС РФ;

государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Технический пожарно-спасательный колледж N 57";

Воронежское пожарно-техническое училище МЧС РФ;

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС РФ и другие организации.

К подразделениям федеральной противопожарной службы, созданным в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения в организациях, следует отнести пожарные части в аэропортах, морских портах, на атомных электростанциях, нефтеперерабатывающих заводах и других крупных объектах. Их задачи ограничены указанными объектами, хотя они и могут привлекаться для тушения "других" пожаров при наличии экстренной необходимости.

К подразделениям федеральной противопожарной службы, созданным в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, следует отнести специальные и воинские подразделения, задачи которых ограничены соответствующим объектом. Помимо закрытых административно-территориальных образований сюда можно отнести космодромы, военные аэродромы, полигоны и т.д.

Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах - это те пожарные части, на которые возложена борьба с большей частью пожаров и спасение большей части пострадавших.

3. В соответствии с ч. 4 ст. 5 комментируемого Закона организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Таковым является Положение о федеральной противопожарной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385, согласно которому Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми и иными актами МЧС России.

Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и учреждений федеральной противопожарной службы определяются положениями о них. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:

организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории РФ, за исключением объектов, государственный пожарный надзор за которыми отнесен в соответствии с законодательством РФ к компетенции иных государственных органов;

организация и осуществление профилактики пожаров;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации;

координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;

организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для пожарной охраны и организаций;

осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.

Федеральная противопожарная служба:

проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, а также в закрытых административно-территориальных образованиях, в особо важных и режимных организациях;

реализует государственную научно-техническую политику в области пожарной безопасности;

осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава федеральной противопожарной службы; обеспечивает подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности.

Кроме того, Федеральная противопожарная служба:

проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации;

готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности; готовит предложения по формированию перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемого Правительством РФ;

обеспечивает подготовку в образовательных учреждениях МЧС России специалистов для пожарной охраны, а в случае необходимости - в других образовательных учреждениях с учетом потребности федеральной противопожарной службы в специалистах;

проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны.

Помимо указанных выше задач, Федеральная противопожарная служба:

осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности;

осуществляет заказ и приемку пожарной техники, огнетушащих средств, оборудования и пожарно-технического имущества;

производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, осуществляет досудебную подготовку в протокольной форме материалов о преступлениях, связанных с пожарами, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности; организует проведение испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную опасность;

готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы.

На указанную службу возложено участие

в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов в области пожарной безопасности;

в разработке и реализации в части, ее касающейся, федеральных целевых программ в области пожарной безопасности, контроле за их реализацией;

в испытаниях пожарной техники, огнетушащих средств и пожарно-технического имущества; в подготовке предложений по проекту государственного оборонного заказа; в организации работ по лицензированию видов деятельности в пределах своей компетенции;

в координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России;

в координации деятельности противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции.

Федеральная противопожарная служба в установленной сфере деятельности имеет право:

запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о произошедших пожарах и их последствиях;

в случае необходимости использовать дополнительно при тушении пожаров имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием в установленном порядке вопросов, связанных с их использованием; использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для оповещения и информирования населения о пожарах;

ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций.

Деятельностью федеральной противопожарной службы руководит Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава; военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы). Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также нормативными актами МЧС России. Личному составу федеральной противопожарной службы выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом МЧС России. Сотрудники и военнослужащие федеральной противопожарной службы имеют знаки отличия и форменную одежду в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Частью 5 ст. 5

Эмблема Государственной противопожарной службы

Эмблема противопожарной службы субъекта Российской Федерации

Государственная противопожарная служба - является видом пожарной охраны и частично входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

В Государственную противопожарную службу входят:

  • федеральная противопожарная служба;
  • противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

История

На 1990 год военизированная и профессиональная пожарная охрана МВД СССР охраняла предприятия, организации, учреждения на основании договора за их счет.

В ноябре 2001 года вышел указ президента «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». В результате этого 278 тысяч сотрудников ГПС вошли в состав МЧС , численность которого была до этого 70 тысяч человек . До 2005 года органы противопожарной службы управлялись Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ . На момент объединения финансирование Государственной противопожарной службы осуществлялось по сложной схеме: 87 тысяч человек содержались на средства федерального бюджета, 147 тысяч – на деньги субъектов Федерации, остальные находились на содержании у охраняемых объектов.

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе МЧС оставалось на 2005 год более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.

На 2010 численность подразделений федеральной противопожарной службы составляла 150 тысяч человек, противопожарная служба субъектов РФ насчитывала около 52 тысяч специалистов. В объектовых формированиях - более 16 тысяч.

Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Основные функции

  1. Проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:
    • на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
    • в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;
  2. Осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
  3. Осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
  4. Проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации; готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;
  5. Проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  6. Организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;
  7. Готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы

Договорные подразделения федеральной противопожарной службы содержатся за счет защищаемых объектов. Здания, сооружения, помещения, пожарная и другая техника, а также оборудование, снаряжение и имущество, переданные в пользование договорному подразделению ФПС, являются собственностью организации и остаются на её балансе.

Государственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор (ГПН) - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Органы государственного пожарного надзора

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
  • структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
  • структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
  • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации

Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет:

Примечания

Ссылки

  • Государственная противопожарная служба на сайте МЧС России
  • Обязанности и права государственных инспекторов по пожарному надзору
  • Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре»
  • Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Wikimedia Foundation . 2010 .

- (ГПС МЧС РОССИИ) основной вид государственной пожарной охраны, созданный с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в РФ за соблюдением требований пожарной… … Словарь черезвычайных ситуаций

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА - распространение пожарно технических знаний, целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания специальной литературы и плакатов,… …

В Российской Федерации вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную cлужебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах,службах и учреждениях, осуществляющих функции по … Политология. Словарь.

У этого термина существуют и другие значения, см. Служба. Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Военная служба особый вид государственный службы, исполняемой гражданами государства на воинских должностях в его вооружённых силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и… … Википедия

Единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий - совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий и процедур, реализующих нормативно правовое, методическое и программно техническое обеспечение деятельности по учету пожаров и их последствий, включающему сбор, обобщение и анализ… … Российская энциклопедия по охране труда

Виды пожарной охраны - государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана, объединения пожарной охраны … Административное право. Словарь-справочник

Пенсия - (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385
"О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы"

29 декабря 2009 г., 20 июня 2011 г., 29 мая 2013 г., 15 мая, 24 декабря 2014 г., 29 июня 2016 г., 25 апреля 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

3. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 37, ст. 3454);

пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 627 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2587);

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 271 "О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1345);

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2175).

Положение
о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385)

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2009 г., 20 июня 2011 г., 15 мая, 24 декабря 2014 г., 29 июня 2016 г., 25 апреля 2019 г.

1. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

2. Федеральная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и организации:

1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;

6) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);

7) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);

8) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);

9) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

4. Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и организаций федеральной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них.

5. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:

1) организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов;

2) организация и осуществление профилактики пожаров;

3) осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах;

4) координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;

6) организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, и других образовательных организациях специалистов для пожарной охраны и организаций;

7) осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.

6. Федеральная противопожарная служба осуществляет следующие основные функции:

1) проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:

на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

в населенных пунктах;

2) реализует государственную научно-техническую политику в области пожарной безопасности;

3) осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

4) осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

5) обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава федеральной противопожарной службы;

6) обеспечивает подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности;

7) проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации;

8) готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;

9) готовит предложения по формированию перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

10) обеспечивает подготовку специалистов для пожарной охраны в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, а в случае необходимости - в других образовательных организациях с учетом потребности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в этих специалистах;

11) проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

12) организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;

13) осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности;

14) осуществляет заказ и приемку пожарной техники, огнетушащих средств, оборудования и пожарно-технического имущества;

15) производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

16) организует проведение экспертиз, испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную опасность;

17) готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы;

18) участвует:

в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов в области пожарной безопасности;

в разработке и реализации в части, ее касающейся, федеральных целевых программ в области пожарной безопасности, контроле за их реализацией;

в испытаниях пожарной техники, огнетушащих средств и пожарно-технического имущества;

в подготовке предложений по проекту государственного оборонного заказа;

в организации работ по лицензированию видов деятельности в пределах своей компетенции;

в координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России;

в координации деятельности противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции;

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Федеральная противопожарная служба в установленной сфере деятельности имеет право:

1) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о произошедших пожарах и их последствиях;

2) в случае необходимости использовать дополнительно при тушении пожаров имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием в установленном порядке вопросов, связанных с их использованием;

3) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для оповещения и информирования населения о пожарах;

4) ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций.

8. Деятельностью федеральной противопожарной службы руководит Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

9. Личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

1) лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники);

2) военнослужащих;

3) лиц, не имеющих специальных или воинских званий.

В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).

10. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России.

Права, обязанности и социальные гарантии лиц, указанных в подпункте 3 пункта 9 настоящего Положения, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Личному составу федеральной противопожарной службы выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом МЧС России.

12. Сотрудники и военнослужащие федеральной противопожарной службы имеют знаки отличия и форменную одежду в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме