Единая государственная система чрезвычайных ситуаций. Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс)
Филиал НОУ ВПО<<Санкт-Петербургский институт внешэкономическихсвязей, экономики и права>> в г. Калининграде.
по дисциплине<< История государства и права зарубежных стран>> на тему:<<Гражданский кодекс Наполеона 1804г..>>
Студента 2 курса
Юридического факультета
Группы 58 - Ю
Прусакова Максима
Владимировича.
Преподаватель:
к.ю.н., доц.Тимошевская А.Д.
Калининград
Введение..........................................................................................................
Региональный уровень РСЧС появился в результате деления России на 9 крупных регионов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.
Региональный уровень РСЧС имеет:
координирующие органы;
постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);
органы повседневного управления;
силы и средства;
системы: связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координирующими и управляющими органами РСЧС на данном уровне являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС).
Органы повседневного управления:
пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);
оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГО и ЧС);
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.
Основу сил и средств РСЧС данного уровня составляют:
силы и средства федеральных органов исполнительной власти:
силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;
силы и средства органов местного самоуправления;
силы и средства организаций.
Все эти силы подразделяются на:
силы наблюдения и лабораторного контроля;
силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят из служб (учреждений) и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения (ЦГСЭН, ветслужб с/х и продовольствия, станций защиты растений и животных, геофизических служб и т.д.).
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства с/х и продовольствия РФ;
военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
формирований ГО территориальных уровней;
специально подготовленных сил и средств Войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;
служб поисково и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;
аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно- координационный центр), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
В составе этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
З аключение.
В настоящий момент первый этап создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в Российской Федерации завершен. На данном этапе в основном решались задачи по созданию Государственной системы спасения населения в ЧС В результате:
· заложены основы законодательной нормативно-правовой базы по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
· созданы высокоэффективные технологии проведения аварийно-спасательных работ, жизнеобеспечения пострадавшего населения;
· обеспечена готовность к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС,
· заложены основы создания системы организации и проведения международных гуманитарных операций.
Главная задача второго этапа развития РСЧС – развитие системы на региональном уровне: снижение рисков и смягчение последствий ЧС, т.е. осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Список литературы:
1. Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2002.
2. Гузенко В.Л., Маньков В.Д., Косьмин Г.В., Вайнтрауб А.Е. ОБ при производстве работ и с повседневной деятельности войск: учебное пособие для ВУЗов, ВИКУ – 2000 г.
3. Косьмин Г.В., Маньков В.Д. Руководство к ГЗ по дисциплине «БЖД», ч. 5. ОБ проведения опасных работ и ЭТ Гостехнадзора в ВС РФ – ВИКУ – 2001 г.
Филиал НОУ ВПО<<Санкт-Петербургский институт внешэкономическихсвязей,экономики и права>> в г. Калининграде.
Контрольная работа
по дисциплине<< История государства и права зарубежных стран>> на тему:<<Гражданский кодекс Наполеона 1804г..>>
Студента 2 курса
Юридического факультета
Группы 58 - Ю
Прусакова Максима
Владимировича.
Преподаватель:
к.ю.н.,доц.Тимошевская А.Д.
Калининград
Введение.
Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.
Важную роль в системе предупреждения и ликвидации ЧСиграет региональная подсистема.
1 . Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
С целью предупреждения ЧС при их возникновении, обеспечения безопасности населения, уменьшение ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий правительством РФ постановлением к1113 от 05.11.93 г. была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Одна из главнейших задач РСЧС – проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.
Следующая задача – сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.
Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций. Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.
Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетрясениями, прорывами гидротехнических сооружений, разливами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры не проводились, или были малоэффективными.
Центральная задача РСЧС – проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время стало больше нарушений норм при строительстве и проектировании. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других, потенциально опасных объектах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.
Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальность системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы – все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.
Несколько лет тому назад ливневые дожди привели к переполнению Кисилевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Около 250 домов и 12 промышленных предприятий г. Серова оказались в зоне затопления.
Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бедствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае, Республике Саха. Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекались к работам связанным с ликвидацией ЧС. Поисково-спасательной службой МЧС проведено в 1997г. 5 тыс. операций, спасено более 16 тыс. чел.
Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетворительной, ее уровень не всегда отвечает современным требованиям.
Мероприятия гражданской обороны должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства.
Оказание гуманитарной помощи задача новая, но в современных условиях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы доставлялись в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская республика здесь занимает особое положение. Сюда МЧС перевезло огромное количество продовольствия, медикаментов.
Важная задача – подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой, подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 г. Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.
Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная система обучения всего населения России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использованием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение своими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе невоенизированных формирований.
Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствующего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.
Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков.
Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве и жителей сельской местности.
Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водоотводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.
И последняя задача: используя все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.
Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:
1. федеральный;
2. региональный;
3. территориальный;
4. местный;
5. объектовый.
2. Региональная подсистема и пути ее развития.
Региональный уровень РСЧС появился в результате деления России на 9 крупных регионов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.
Региональный уровень РСЧС имеет:
координирующие органы;
постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);
органы повседневного управления;
силы и средства;
системы: связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координирующими и управляющими органами РСЧС на данном уровне являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС).
Органы повседневного управления:
пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);
оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГО и ЧС);
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.
Основу сил и средств РСЧС данного уровня составляют:
силы и средства федеральных органов исполнительной власти:
силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;
силы и средства органов местного самоуправления;
силы и средства организаций.
Все эти силы подразделяются на:
силы наблюдения и лабораторного контроля;
силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят из служб (учреждений) и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения (ЦГСЭН, ветслужб с/х и продовольствия, станций защиты растений и животных, геофизических служб и т.д.).
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства с/х и продовольствия РФ;
военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
формирований ГО территориальных уровней;
специально подготовленных сил и средств Войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;
служб поисково и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;
аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно- координационный центр), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
В составе этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Заключение.
В настоящий момент первый этап создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в Российской Федерации завершен. На данном этапе в основном решались задачи по созданию Государственной системы спасения населения в ЧС В результате:
заложены основы законодательной нормативно-правовой базы по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
созданы высокоэффективные технологии проведения аварийно-спасательных работ, жизнеобеспечения пострадавшего населения;
обеспечена готовность к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС,
заложены основы создания системы организации и проведения международных гуманитарных операций.
Главная задача второго этапа развития РСЧС – развитие системы на региональном уровне: снижение рисков и смягчение последствий ЧС, т.е. осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Список литературы:
Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2002.
Гузенко В.Л., Маньков В.Д., Косьмин Г.В., Вайнтрауб А.Е. ОБ при производстве работ и с повседневной деятельности войск: учебное пособие для ВУЗов, ВИКУ – 2000 г.
Косьмин Г.В., Маньков В.Д. Руководство к ГЗ по дисциплине «БЖД», ч. 5. ОБ проведения опасных работ и ЭТ Гостехнадзора в ВС РФ – ВИКУ – 2001 г.
Основными задачами РСЧС (см. 2.4) являются:
Разработка проектов законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территории от ЧС, и содействие их последующей реализации;
Обеспечение постоянной готовности органов управления, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
Сбор, обработка поступающей оперативной информации и выдача рекомендаций в области защиты населения и территорий от ЧС;
Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
Прогнозирование и оценка последствий ЧС;
Создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
Ликвидация последствий ЧС;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
Содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
Международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
Для современного этапа развития РСЧС, в том числе ее территориальных звеньев, характерна смена приоритетов от задач экстренного реагирования и ликвидации происшедших ЧС к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения их последствий.
РСЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности различных министерств и ведомств. Ее основой, управляющим и организующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) .
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.
Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах соответствующей территории. Функциональные подсистемы организуются для проведения аналогичных работ в наиболее опасных с точки зрения ЧС отраслях экономики (теплоэнергетической, химической и т.д.).
Уровни РСЧС фактически соответствуют ныне принятой классификации ЧС (см. 5.1). К таковым относятся федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Каждый уровень РСЧС имеет: 1) координирующие органы; 2) постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий от ЧС; 3) органы повседневного управления; 4) силы и средства, финансовые и материальные резервы; 5) системы связи и оповещения.
Координирующими органами РСЧС являются:
на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;
на территориальном уровне, включающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;
на местном уровне - комиссии по ЧС органов местного самоуправления, действующих на территории района, города (района в городе);
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС.
Постоянным органом повседневного управления РСЧС является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и осуществляет мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ федерального и регионального уровня и при ЧС, возникших за рубежом.
ЦУКС осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, с региональными центрами по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, с органами управления систем мониторинга, прогнозирования ЧС, специально подготовленными силами министерств и ведомств, а также с соответствующими органами управления зарубежных стран.
РСЧС может функционировать в различных режимах, которые вводятся в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС.
Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке.
Режим повышенной готовности вводится при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС. В случае введения этого режима осуществляются следующие мероприятия: 1) организация защиты населения; 2) выдвижение оперативных групп в район ЧС; 3) определение границ зоны ЧС; 4) организация работ по ликвидации последствий ЧС; 5) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; 6) непрерывный контроль состояния среды в районе ЧС и обстановки на аварийных объектах.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимают Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по ЧС.
Конспект по безопасности жизнедеятельности
12.3.1. Структура рсчс
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях в системе исполнительной власти создана и функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС имеет пять уровней :
– федеральный;
– региональный;
– территориальный;
– местный;
– объектовый.
Система имеет функциональные и территориальные подсистемы.
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий в сфере деятельности этих органов. На данный момент существует 45 функциональных подсистем, в том числе в Минатоме, МВД, МЧС, Минобороне, Министерстве природных ресурсов, Минобразовании, Минтруде (функциональная подсистема социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС).
Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
На каждом уровне единой системы создаются:
– координационные органы;
– постоянно действующие органы управления;
– органы повседневного контроля;
– силы и средства;
– резервы финансовых и материальных ресурсов;
– системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами являются:
– на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожаробезопасности и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
– на территориальном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
– на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
– на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
На региональном уровне функции по обеспечению координации деятельности осуществляет полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Комиссии возглавляются соответственно руководителями органов и организаций или их заместителями.
Задачи комиссии:
– разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожаробезопасности;
– обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций;
– координация деятельности органов управления и сил единой системы.
Постоянно действующими органами управления являются:
– на федеральном уровне – Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС;
– на региональном уровне – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
– на территориальном и местном уровнях – органы, специально уполномоченные решать задачи по делам ГО и ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС);
– на объектовом уровне – структурные подразделения и работники, специально уполномоченные решать задачи в области ГО и ЧС.
Органами повседневного управления являются:
– центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
– центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, органов управления по делам ГО и ЧС, муниципальных образований, организаций.
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые для предупреждения и ликвидации ЧС.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач.
Привлечение аварийно-спасательных служб и формирований к ликвидации ЧС осуществляется:
– в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами объектах и территориях;
– в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
– по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Готовность аварийно-спасательных служб и формирований к реагированию на ЧС определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых МЧС и органами государственного надзора.
Для ликвидации ЧС создаются и используются:
– резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС;
– запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;
– резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
– резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восстановлением устанавливаются создающим их органом.
Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Современный уровень развития промышленности как в нашей стране, так и за рубежом не исключает возможности возникновения аварий и катастроф на различных объектах.
Практически во всех регионах Российской Федерации в силу географических и климатических условий возможно возникновение различных стихийных бедствий, основными из которых являются землетрясения, наводнения, лесные и торфяные пожары, лавины, ураганы и смерчи.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций остаются актуальной задачей и сегодня. Вопрос по организации спасения людей, сохранению их здоровья, снижению ущерба окружающей природной среде и локализации зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на правительственном уровне был решён в 1992 г. Тогда было принято Постановление № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)».
В декабре 1994 г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» . Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 г. было утверждено новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчинённых им сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учётом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
В число основных мероприятий, проводимых органами управления и силами единой системы, входят:
а) в режиме повседневной деятельности:
- изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приёмах и способах защиты от них;
- приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
- проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Выводы
- На территории Российской Федерации возможно возникновение крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
- В Российской Федерации в 1992 г. создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) имеет постоянно действующие органы управления.
- Органы управления и силы РСЧС проводят мероприятия в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
Вопросы
- Когда и с какой целью в Российской Федерации была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?
- Какие основные задачи по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решает РСЧС?
- Какие силы и формирования составляют основу сил постоянной готовности?
- Какое ведомство, на ваш взгляд, в Российской Федерации непосредственно отвечает за организацию защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций? Обоснуйте свой ответ.