Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Создание основ советского права и процесса Контрольная работа по дисциплине

Формирование основ нового права началось с издания первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавших его принципы.

Декрет о суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили революционному правосознанию.

Последнее стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм.

В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика.

Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и местными Советами.

Приоритет «революционного правосознания» в качестве источника права основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.

В сентябре 1918 г. ВЦИ К принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В Кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов.

Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей, запрещалось усыновление.

Законодатель опасался скрытой «социально-экономической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых отношений (наследования, завещания, усыновления, опеки и т. п.)

В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщить практику судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период теории социальных функций права, новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

В законодательном корпусе проявились тенденции к отказу от особенной части кодекса. Предполагалось, что суды, руководствуясь «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности, будут решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части кодекса.

Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость в кодексе не расшифровывались. Недостаточное внимание к трактовке субъективной стороны преступления приводило к усилению принципа объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, а не с его мотивами.

На меру наказания влияли социальная принадлежность преступника («принадлежащий к имущему классу» или «неимущий») и социальная направленность деяния («в интересах угнетающего класса»).

К смягчающим обстоятельствам относились: принадлежность к «неимущему классу», состояние голода, нужды, невежество и несознательность.

Практика судебного правотворчества получила в Руководящих началах поддержку в виде принципа аналогии: при отсутствии в законе конкретной нормы, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой нормой. Свобода толкования на практике вела к произволу.

Система наказаний, предусмотренных кодексом, внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

В период «военного коммунизма» многие из этих мер применялись в административном и внесудебном порядке органами ВЧК.

Такая мера, как объявление вне закона, применялась и к отдельным лицам, и к целым организациям (в ноябре 1917 г. партия конституционных демократов была объявлена «партией врагов народа»).

Свободный выбор наказаний предоставлялся ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918 г.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Фонд находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих наркоматов.

Создавались совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие. Целью ставится создание единого производственного хозяйства и постепенное обобществление землепользования.

В развитие положения о совхозах был принят декрет, предоставлявший право объединениям государственных предприятий, городским Советам, профсоюзам и кооперативам получать земельные участки для организации на них совхозов (для удовлетворения своих потребностей).

Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывавшейся судебной практики и быстро формировавшейся законодательной базы (декреты СН К и постановления ВЦИК) .

Прежде всего законодатель стремился решить наиболее важные и актуальные (социальные, политические, экономические) проблемы. Однако в процессе законотворчества формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе.

Еще по теме 35. Создание основ советского законодательства. Первые советские кодексы. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР.:

  1. Понятие охраны труда. Обеспечение здоровых и безопасных ус­ловий труда в условиях формирования рыночной экономики. Организа­ция охраны труда в организации.
  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Источники советского права . Советское право возникло одновременно с советским государством и так же, как и оно: в ходе слома старого права.

Следует отметить три основные группы источников советского права, которые действовали в изучаемый период:

  1. новое законодательство, новые нормативные акты;
  2. старое законодательство (в особенности те его нормы, которые носили общечеловеческий характер);
  3. революционное правосознание трудящихся.

Что касается слома старого права и использования в качестве источника нового советского права дореволюционного законодательства, необходимо привести общее принципиальное положение Декрета о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. о том, что местные суды и другие органы «руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Особенностью законодательства данного периода является множественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы советского государства, в том числе наркоматы и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

Советское право возникло как общероссийское. Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований. Местные советы в своем нормотворчестве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В целом можно констатировать, что в изучаемый период были заложены лишь основы советского права.

Первой, простейшей формой систематизации явилось издание Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР).

Гражданское право . В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.

В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности - государственной социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.

Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

Частнокапиталистический оборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, - сначала в городе, а затем в деревне.

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создавались специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности.

Земельное право . Законодательное закрепление Декретом о земле государственной социалистической собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения упразднялись. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лицам на праве пользования.

Брачно-семейное право . 18 декабря 1917 г. был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о введения книг актов гражданского состояния». Церковный брак как обязательная форма отменялся и устанавливался гражданский брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах. Супруги признавались равноправными. Дети рожденные в браке и вне брака также уравнивались в правах.

19 декабря 1917 г. был принят Декрет «О расторжении брака», который отснял установленные ранее к этому препятствия.

Деятельность по проведению названных декретов в жизнь регулировалась Инструкцией Наркомюста «Об организации отделений записи браков и рождений» от 4 января 1918 г.

Трудовое право . Первым Советским декретом о труде был декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». Согласно нему продолжительность рабочей недели не должна была превышать 48 часов. Сверхурочные работы разрешались только в исключительных случаях соответствующими рабочими организациями. Дети до 14 лет к работе не допускались вовсе. Для несовершеннолетних устанавливался шестичасовой рабочий день. Женщины и несовершеннолетние не допускались к сверхурочным и тяжелым работам.

В июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Наркоматом груда. При этом были приняты меры по уравниванию оплаты труда мужчин и женщин.

1 ноября 1917 г. было опубликовано правительственное сообщение «О социальном страховании». Таковое стало распространяться на всех рабочих и служащих. Принятые в декабре 1917 г. декреты об отдельных видах социального страхования охватывали случаи потери трудоспособности, а также безработицы. Страховые фонды формировались за счет средств, поступавших от предприятий.

Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей силы и обеспечивали ее планомерное распределение. Для превращения всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное закрепление она нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приняты меры по налаживанию трудовой дисциплины. В мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспекцией труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов.

Уголовное право . Первые акты советского уголовного законодательства наметили лишь общие и главные направления политики Советского государства в области борьбы с преступностью.

В первую очередь закреплялись нормы уголовного права, направленные на сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрреволюционными и воинскими преступлениями.

В частности, в изучаемый период получили регламентацию такие составы таких наиболее опасных контрреволюционных преступлений, как восстание, мятеж, заговор, попытка узурпировать государственную власть контрреволюционной организацией, террористический акт, шпионаж, диверсия, вредительство, саботаж, контрреволюционная агитация и пропаганда. Некоторые политические партии были объявлены организациями врагов народа. Так, в ноябре 1917 г. согласно Декрету «Об аресте вождей гражданской войны против революции», партией врагов народа были объявлены кадеты, которым СНК вменялось объединение всех контрреволюционных сил страны и руководство развязывание гражданской войны. Кадетские руководители подлежали аресту и суду ревтрибунала, а рядовые члены должны были состоять под надзором местных Советов. Таким образом, большевиками был взят курс на вооруженное силовое подавление своих политических противников. При этом уголовной репрессии подлежали все члены оппозиционных политических партий, причем не за конкретные и доказанные преступления, а лишь за сам факт членства в них.

Наиболее опасными общеуголовными преступлениями признавались бандитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечислявших виды наказаний, была Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. В качестве наказаний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные общественные работы. 16 июня 1918 г. НКЮ принял специальное постановление, согласно которому ревтрибуналам предоставлялось применять за контрреволюционные преступления расстрел.

Местные суды применяли также новые, не урегулированные законодательством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: объявление общественное порицания в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях.

Как мера наказания в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудящихся.

Суд и процесс . Создание новых - советских - судебных органов сопровождалось учреждением нового демократического порядка рассмотрения дел. Советское судопроизводство отличалось обвинительно-состязательным характером, устностью, гласностью и непосредственностью. Суд не был стеснен никакими формальностями в отношении доказательств и сроков исковой давности. Доказательства оценивались по внутреннему убеждению судей.

В изучаемый период допускалось судопроизводство на основании Уставов гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г. в части, не отмененной советской властью и не противоречащей социалистическому правосознанию.

На смену присяге, применявшейся до революции в качестве доказательства, было введено предупреждение за дачу ложных показаний.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.

Советская правовая система начала создаваться одновременно с возникновением Советского государства. Формирование нового права происходило в первую очередь путем издания новых нормативных актов. Основными формами нормативных правовых актов стали декреты, постановления и декларации. Акты высшей юридической силы могли издавать Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. Судьи также могли руководствоваться революционным правосознанием, т.е. принимать решения, исходя из своих представлений об интересах революции и трудящихся.

Советская власть отменила ограничение гражданских прав по половому, религиозному, национальному признаку, упразднила деление общества на сословия, но это, однако, не привело к полному равенству и равноправию граждан нового государства. Объем правоспособности зависел от классовой принадлежности. Население делилось на полноправных «трудящихся» и ограниченных в политических и гражданских правах «нетрудящихся», среди которых наибольшим гонениям подвергались «бывшие эксплуататоры». Появилась новая правовая категория - «лишенцы», обозначавшая людей, лишенных избирательных и иных прав.

Нормотворчество в сфере гражданского права было тесно связано с политикой «военного коммунизма». Ее основу составляли продовольственная разверстка, монополия государства на торговлю хлебом и другими важнейшими товарами, постепенный переход к прямому (безденежному) продуктообмену, полная национализация промышленности. Возникает институт социалистической собственности. Объектами права частной собственности могли быть только предметы потребления, маломерные жилые строения, мелкие предприятия. Объекты, находившиеся в государственной собственности, изымались из частного оборота и передавались только путем административных распоряжений. Вследствие этого уничтожались договорные связи как основа хозяйственных отношений.

В апреле 1918 г. ВЦИК отменил наследование по закону и по завещанию. После смерти собственника имущество на сумму не выше 10 тысяч рублей оставалось родственникам умершего в качестве «меры социального обеспечения», а остальная наследственная масса переходила в собственность государства. В мае 1918 г. декретом ВЦИК «О дарениях» запрещалось дарить имущество на сумму свыше 10 тысячи рублей. Значительно изменилось законодательство в сфере брачно-семейных отношений. Семейное право стало формироваться как отдельная отрасль права, в то время как в дореволюционной России соответствующие институты относились к гражданскому праву. Источниками семенного права являлись декреты ВЦИК и СНК, а также принятый в сентябре 1918 г. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» - первый кодифицированный акт в истории советского права. Отменялась церковная форма брака. Устанавливалось полное равноправие супругов. Брак не создавал общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Запрещалось усыновление, которое рассматривалось пролетарским государством как скрытая форма эксплуатации. Внебрачные дети по своим правам приравнивались к детям, рожденным в браке. Разрешалось свободное расторжение брака (развод) по обоюдному согласию супругов или по желанию одного из них.



Советское государство, выступавшее от имени трудящихся, уделяло большое внимание регулированию трудовых отношений. Были установлены 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя, 2-недельные оплачиваемые отпуска, пособия для беременных женщин, страхование рабочих на случай безработицы или болезни. В дальнейшем на развитие трудового права сильное влияние оказывала политика «военного коммунизма». Вводится всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 58 лет, проводятся трудовые мобилизации, создаются трудовые армии. Принципы «военного коммунизма» были закреплены в принятом в декабре 1918 г. Кодексе законов о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму в государственном, кооперативном и частном секторах хозяйства.

В уголовном праве изменяется система преступлений, вводится понятие контрреволюционных преступлений. В декабре 1918 г. в инструкции Наркомата юстиции впервые давался перечень наказаний, включавший денежные штрафы, заключение, удаление из столицы, из отдельных местностей или пределов Российской республики, объявление врагом народа, конфискация имущества, лишение всех или некоторых политических прав, принудительные общественные работы. Смертная казнь (на основании судебных приговоров) первоначально была полностью запрещена, и ее применение возобновилось только летом 1918г.

Карательная политика в сфере определения наказаний имела ряд особенностей. Большинство уголовно-правовых норм не содержали точно определенных санкций. Суды могли назначать наказания, не предусмотренные законом. В декабре 1919 г. Наркомат юстиции принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, из текста которых вообще исключались нормы особенной части уголовного права. Предполагалось, что суды будут рассматривать дела на основе норм общей части уголовного права и руководствоваться при этом «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности.

Группы источников:

1. Важнейшими источниками советского права являлись новые нормативные акты советской власти. Форма этих актов была различной. Издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Наиболее распространенной формой были декреты. Для периода становления советского права характерно издание законов, устанавливающих, преимущественно, общие принципы правового регулирования по отдельным проблемам и незначительно кол-во систематизированных актов (Конституция РСФСР, КЗАГС, КЗоТ). Правотворческую деятельность осуществляли центральные и местные органы гос-ва, партийные и профсоюзные органы.

2. Старое законодательство и обычное право «инородческого» населения Кавказа, Средней Азии и Сибири. Использование старого царского законодательства и норм, принятых временным правительством, продолжалось вплоть до принятии Конституции РСФСР. Обычное право вытиснилось в 20-е гг.

3. Революционное правосознание трудящихся масс. Это означало, что суды и другие правоприменительные органы, должностные лица и граждане в случае, если они не могли опереться на правовую норму, действовали так, как подсказывала им революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции. Т.к. уровень правовой культуры населения был весьма низким, это приводило к разбою в деятельности органов и порождало произвол.

Особенности:

1) Большевики смешивали понятие «право» и «управление». Приказ или распоряжение не был основан на законе и нормах, а сам порождал нормы. Основными методами регулирования выступали административные, а не правовые.

2) Право носило классовый хар-р, т.е. выступало как правопривилегия для трудящихся и как средство подавления или ограничения для представителей бывших эксплуататорских классов.

3) Праву придавался и интернациональный хар-р. Ожидание скорой мировой революции позволяло считать, что советское право м.б. использовано и на этапе становления Всемирной республики советов. Это выражалось в том, что иностранцы из числа трудящихся, оказавшиеся на территории совет. республики, обладали всей совокупностью прав советских трудящихся, включая политические права.

4. Регулирование гражданско-правовых отношений. Изменения в регулировании гражданско-правовых отношений вносились с помощью текущих актов, имевших целью ограничения и ликвидации частной собственности и замены ее социалистической. Основным способом формирования социалистической собственности стала национализация, которая осуществлялась в три этапа:



1) (окт1917-весна1918гг.) были национализированы банки, крупные предприятия, владельцы которых бежали заграницу или показали себя противниками советской власти, железные дороги, земля, недра жилые строения в городах.

2) Начался весной 1918г, когда объектом национализации стали средние и мелкие предприятия, а летом началась национализация целых отраслей промышленности.

3) Начался с осени 1918г. все предприятия с численность более 5 человек при механическом деятеле или 10 рабочих без двигателя объявлялись собственностью гос-ва.

Особенности национализации: 1) она носила тотальный; 2)безвозмездный; 3) радикальный хар-р (т.е. осуществлялась радик. средствами).

Перевод в гос-ую собственность означал, что в отношении этих объектов запрещались любые гражданско-правовые действия: купля-продажа, дарение, наследование, залог, заклад. Основным способом регулирования становилось управление с помощью администр. методов. главным органом, который осуществлял управление национализированным имущ-ом, стал созданный 2дек1917г. ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства). Он объединял и согласовывал деятельность всех учреждении в сфере финансов, промышленности, производства и распределения продукции.

Обязательственное право также не осталось вне поля зрения Советской власти. В этой подотрасли идет сокращение объектов, включенных в гражд. оборот, за счет установления гос. монополии на определенные виды имущ-ва. В первой половине 1918г была установлена гос. монополия на золото, платину, спички, хлеб, свечи, кофе, перец, ткани и т.п. Была установлена гос. монополия на внешнюю торговлю. Суть такой меры состояла в том, чтобы уничтожить совершенно частную торговлю организовать правильный и планомерный продукто-обмен м/у производительными коммунами единого хозяйственного целого. Политика означала сокращение сферы товарно-денежных отношении и договора купли-продажи за счет изъятия из оборота товаров первой необходимости. В период воен. коммунизма все коммунальные услуга стали бесплатными, вводился бесплатный проезд на городском и железнодорожном транспорте.



Договор займа частными лицами стал рассматриваться как ростовщичество. Советское гос-во предприняло попытку изменения института наследования. Первоначально было введено ограничение на размер наследуемого имущ-ва на сумму не более 10тыс.руб. Декрет ВЦИК от 27 апр1918г «Об отмены наследования по закону и завещанию ввел новый принцип распределения по принципу нуждаемости. Согласно данному декрету все имущ-ва, стоимость которого превышена 10тыс.руб., после смерти владельца переходило в собственность гос-ва, которое осуществляла распределение этого имущ-ва. Право на получение содержания из имущ-ва, оставшегося после смерти владельца, сохраняли нетрудоспособные родственники, полнородные и неполнородные братья и сестры, если они не имели прожиточного минимума. В дек1918г вышло Постановление СНК «О получении содержания из имущ-ва лиц, объявленных безизвестно отсутствующими и о признании их юридически умершими».

Принципиальные изменения были внесены в регулирование отношении, связанных с авторским правом. Советская власть признала недействительными все договоры с издателями, по которым издатель становился собственником произведении без согласия автора. Новые законы, принятые в защиту авторов, не обошли вниманием интересы гос-ва. После смерти автора, все причитающиеся ему гонорары обращались в пользу гос-ва. В собственность гос-ва переходили все архивы умерших русских писателей. Композиторов и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях, Наркоматом просвещение было закреплено право первого издания этих архивов.

Создание основ советского права.

Формирование основ нового права началось с изданием первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавшего его принципы. Декрет о суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действо­вать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществля­лось самими судебными органами, высшими органами власти (Съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и даже местными советами. Приоритет «революционного правосо­знания» в качестве источника права, основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.

В сентябре 1918 ᴦ. ВЦИК принял Кодекс законов об актах граж­данского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В ко­дексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним, отменялся принцип общнос­ти имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как об­щественная обязанность родителœей, а не их частное дело. Провозгла­шался принцип разделœения имущества родителœей и детей, запреща­лось усыновление. Законодатель опасался скрытой «социально-эко­номической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых отношений (наследования, завещания, усыновления, опеки и т.п.).

В декабре 1918 ᴦ. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР. Он был разработан Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщал всœе предшествующее советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всœех лиц, работающих по найму во всœех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и для различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям труда Нарко­мата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обес­печения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике - сплош­ной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от шестнадцати до пятидесяти восьми лет.

Произошло резкое сокращение торгового оборота͵ из которого были изъяты национализированные имущества, ценные бумаги (акции, купоны). Государственные монополии на хлеб, текстиль, нефть, спички и ему подобное предельно сократили товарооборот. Система «главкизма» исключала товарно-денежные отношения между предприятиями. Монополия внешней торговли исключила из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частные ка­питалы. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отноше­ния, на правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулиро­ванием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и иска­жены.

В феврале 1919 ᴦ. ВЦИК издал Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледе­лию. Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Фонд находился в непосредственном распоряжении соответ­ствующих наркоматов. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землеполь­зования рассматриваются как отживающие. Целью становится со­здание единого производственного хозяйства и постепенное обобществление землепользования. Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывающейся судебной практики и быстро формирующейся законодательной базы (декреты СНК и постанов­ления ВЦИК). Прежде всœего, законодатель стремился решить наи­более важные и актуальные (социальные, политические, экономи­ческие) проблемы. При этом в процессе законотворчества формиро­валась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе.

Введение административно-правового регулирования во всœех сферах жизни привело к сужению сферы гражданско-правовых отношений. При отсутствии писаных норм главным источником права в советской респуб­лике стало революционное правосознание, революционное правотворчество. Идея революционной целœесообразности была положена и в основание зако­нодательного нормирования этой сферы. А началось оно с вещного права, с формирования нового типа собственности - социалистической. Приня­тый Вторым съездом Советов один из первых декретов советской власти – декрет о земле – отменил частную собственность на землю, леса, воды, недра, которые объявлялись всœенародным достоянием. Государство ста­новилось единственным распорядителœем земли. Оно предоставляло ее в пользование отдельным лицам и общественным организациям и могло изъять ее по решению государственного органа. Все гражданские сделки с землей, купля-продажа, залог, дарение, завещание и др. запрещались, а старые признавались недействительными. Пользователям запрещалось применение наемного труда и аренда земли.

Учитывая пожелания крестьян, сформулированные в наказах советам и земельным комитетам ещё в августе 1917 ᴦ., декрет провозгласил много­образие и равноправие форм землепользования (подворное, общинное, артельное, хуторское), что обеспечило большевикам поначалу крестьян­скую поддержку. Помещичьи имения конфисковывались и переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов кресть­янских депутатов. На части этих земель создавались совхозы, большинст­во имений было разграблено. Отнятия у собственников земля подлежала уравнительному перераспределœению между крестьянами.

Провозгласив многообразие форм землепользования, советы уже в ян­варе 1918 ᴦ. (с декрета о социализации земли) начали отступление от про­возглашенных принципов и при перераспределœении земли стали отдавать предпочтение коммунам и товариществам. Это вызвало яростное сопро­тивление крестьян-собственников, у которых в ходе «социализации» было отнято 50 (из 80) миллионов га земли. Изъятию подверглись также запасы хлеба, сельхозинвснтарь, тягловый скот, переданные коммунам. Только летом 1918 ᴦ. было зарегистрировано 108 «кулацких» бутов, подавлен­ных с помощью военной силы. Результатом стало резкое падение уровня производства и переход к продразверстке уже в конце 1918 ᴦ.

В феврале 1919 ᴦ. ВЦИК издал Положение о социалистическом земле­устройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Вся земля в нём определялась в качестве единого государственного фонда, который передавался в распоряжение соответствующих наркоматов. Все формы единоличного землепользования рассматривались в нём как отжинающие. Обобществление землепользования в совхозах, коммунах, ТОЗах и созда­ние единого производственного хозяйства признавалось главной целью социалистических преобразований на селœе. Государственные предприятия, городские советы, профсоюзы получили право получать земельные уча­стки для создания на них совхозов.

Социалистическая собственность складывалась также из принудитель­но и безвозмездно национализированной «капиталистической частной соб­ственности». Промышленные предприятия изымались из гражданского оборота͵ всякого рода сделки по отношению к ним были запрещены. На­ционализация охватила и сферу жилья, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ традиционно являлось в России объектом частной собственности.

В 1918 ᴦ. советская власть ввела государственную монополию внешней торговли и установила запреты и ограничения на целый ряд объектов внутренней торговли: хлеб, нефть, сельхозмашины, сырье, табак, спички, текстиль, изделия из золота. Большинство товаров подлежало государст­венному распределœению, на остальные вводились твердые государственные цены. Частные лица были вытеснены из торговли, что привело к возник­новению «черного рынка».

В апрелœе 1918 ᴦ. ВЦИК принял декрет об отмене наследования. Отме­нялись всœе виды наследования (по закону и по завещанию). После смерти владельца имущество становилось достоянием государства. Наследствен­ная масса ограничивалась суммой в 10 тысяч рублей и поступала родст­венникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения. Это могло быть имущество в усадьбе, до­машняя обстановка, «средства производства трудового хозяйства». Вместе с тем, до издания декрета о всœеобщем социальном обеспечении нетрудо­способные наследники (по прямой нисходящей линии, братья, сестры и переживший супруг), а из них наиболее нуждающиеся, могли получать содержание из имущества умершего.

Стремясь перекрыть всœе источники «нетрудового обогащения», зако­нодатель запретил специальным майским декретом ВЦИК о дарениях вся­кое «безвозмездное предоставление» (передачу, переуступку и т.п.) имуще­ства на сумму свыше 10 тысяч рублей. Отменялась передача по наследству и авторского права. Произведения искусства и литературы национализи­ровались и публиковать их могло теперь только государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ус­танавливало ставки авторского вознаграждения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме