Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто обслуживает дороги в снт. Кому принадлежат земли общего пользования садоводческих товариществ (СНТ)? Общее собрание членов товариществ

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Самое страшное зло то,
которое прикидывается благом.

Публий Сир

Очень хочу верить в то, что изложенный на этой странице материал большинству садоводов покажется бесполезным, а использованный афоризм не про вас. Т.е., в ваших родных СНТ уже давно всё делается согласно законодательству, и ни у кого не возникает никаких вопросов на тему:

Как и каким образом садовод должен платить за содержание имущества, объекта общего пользования?
Как и каким образом садовод, заплативший за содержание имущества (объекта), может им пользоваться?
Зависит ли содержание садоводом имущества (объекта) общего пользования от количества проходов (проездов) по дорогам СНТ, от количества литров вылитой под деревья воды на участке, от количества киловат/часов потреблённой индивидуальным счётчиком электроэнергии?
А можно ли членам СНТ в классическом понимании ФЗ-66? Как в этом случае поддерживать актуальное исправное состояние общего имущества?

Садоводы в наших СНТ наивно уверены о том, что высшая справедливость торжествует при следующем условии: если кто-то больше пользуется, то значит он больше и платит. Это правильно и совершенно справедливо. Больше потратил электроэнергии - больше заплатил, больше "выпил" воды - больше заплатил. Но, при этом справедливом принципе упускается один очень важный момент: содержание имущества (объекта) общего пользования совершенно никак, никаким образом не пересекается с порядком пользования, количеством раз пользования этим имуществом (объектом). А словосочетания "потратил электроэнергию", "израсходовал воду", газ и т. д. относятся именно к пользованию имуществом (объектом), а не к содержанию. Давайте попробуем разобраться!

С формированием платежей за содержание линии электропередач мы уже расставили все точки над "i" на странице: Электроэнергия и электроснабжение в СНТ , не будем повторяться. А вот с остальными платежами, идущими на , ясности нет.

Содержание имущества (объектов) общего пользования в СНТ

Содержание имущества общего пользования за счёт взносов

Эпиграф, выбранный для этой страницы не случаен. Он точно соответствует тому положению, которое сложилось во многих садоводческих товариществах, не исключая и СНТ "Пищевик" . В нашей ситуации садоводы с подачи правления в октябре 2011 г. утвердили на общем собрании смету на 2012 год, совершенно не подозревая о том, что в неё по незнанию членов правления заложено нарушение законодательства по порядку сбора и уплаты взносов и платежей в СНТ . Выступления садоводов, ратующих за другой подход к принципу формирования сметы, не были услышаны на собрании. Произошло это только лишь потому, что эти выступления не готовились заранее и не опирались на требования законодательства. А люди у нас любят только те доказательства, которые подтверждены законом. Так вот, эта утверждённая собранием смета и явилась тем толчком, который заставил искать нормы в законодательстве, регулирующие все платежи в СНТ . И они были найдены. Правление "Пищевика" уже давно сделало выводы: людей никто не обирает. Изменения в смете проведены решением общего собрания товарищества.

Но, бывают случаи намного сложнее. Тогда правление протаскивает смету, если, вообще, проводит общие собрания по данному вопросу, заведомо зная о том, что приходно-расходная смета составлена с нарушениями законодательства. Цель одна - за счёт незнания одних, положить деньги в карман других, знающих. И делается это в течение многих лет, якобы во благо всех. Меняются правления, если меняются, садоводы платят по заведённому однажды порядку и даже не подозревают о том, что с них постоянно, самым наглым образом, заботливо стригут бабосы. Более того, когда им (садоводам) пытаются втолковать, как их обирают, они не верят, утверждая, что в их СНТ всё правильно, всё по закону. А законы они уж точно знают! Конечно, вполне может быть и так, что правление из года в год собирает взносы, тратя их на благое дело. При этом почему-то не принимает мер к неплательщикам. В этом случае "законопослушные дураки" годами платят за "умных негодяев", поддерживая своими платежами инфраструктуру СНТ. Жаль людей. Плохо, что процветает правовое невежество. И это только лишний раз подтверждает эпиграф страницы. Перейдём к примерам, чтобы Вам было понятно, о чём идёт речь.

ВНИМАНИЕ!
В примере речь идёт о платежах за содержание имущества (объектов) общего пользования в СНТ. И не более того. Эти платежи складываются из долевой затраты каждого садовода в СНТ на содержание всего ИОП в течение года. Сумма, подлежащая к уплате логично входит, как составная часть, в членские взносы для членов СНТ или в сумму возместительных взносов для садоводов-индивидуалов. Добавим к этому и некую сумму, добавляемую в членские взносы на содержание всей инфраструктуры СНТ, в которую, кстати, входит и ИОП.
Подробнее:
О членских взносах в СНТ ;
О взносах садоводов-индивидуалов в СНТ ;
О порядке формирования денежных фондов в СНТ ;
Ответы на вопросы о членских взносах в СНТ

Пример 1: В октябре 2011 года в СНТ "Пищевик" была принята приходно-расходная смета на 2011 - 2012 г.г. Но пользоваться ею в полной мере было нельзя. Она содержала две серьёзные ошибки.
С первой правление разобралось в конце 2011 г. Сейчас садоводы платят деньги за потреблённую электроэнергию согласно тарифу, установленному региональной энергетической комиссией. А вот ежегодная сумма, положенная к уплате пользователями электроэнергии за содержание линии электропередач, определена постоянной и равной для всех пользователей.
На первом собрании смету принимали с ошибками, т.к. у возражающих не было аргументов. Теперь они есть, но у некоторых членов правления до сих пор не укладывается в голове то, что они могут быть неправы. А может быть, желание погреться за счёт других пока ещё сидит в нас так крепко, что даже законом его выкорчевать оттуда трудно, а порой невозможно. И никак нам не победить это зло в себе самих. (Чтобы больше узнать о содержании ЛЭП проследуйте к вопросу: )
Вторая ошибка касается платежа за содержание дорог общего пользования. Сметой установлено приблизительно так (точность здесь не так важна, как сам принцип): садовод, который ходит пешком, платит на содержание дорог 100 руб. в год. Садовод, который ездит на легковой автомашине платит 500 руб. Садовод, который ездит на микроавтобусе платит 1000 руб. Садовод, который строит дом на своем участке платит 3000 руб. Кажется, что всё логично, кто больше портит дорогу, тот и должен больше платить. Ведь справедливо, не так ли?! Правда смета не учитывает гостей, которые могут приехать на своих автомобилях к садоводам-пешеходам. Смета не учитывает, к примеру, размытый половодьем мостик, на ремонт которого фактически сбрасываются садоводы, но почему-то разными суммами. А ведь есть садоводы, никогда этим конкретным мостиком не пользующиеся. Не учитываются и другие моменты. К примеру, охранников, которые бы фиксировали проходы, проезды. Во многих товариществах их просто нет. Пищевик - не исключение.
Вопрос такой: Если в один прекрасный день размыло дорогу в СНТ, и правление за счёт собранных средств на содержание имущества общего пользования отремонтировало эту дорогу, то почему за этот ремонт один платит 100 руб., а другой 3000 руб.? Ведь ни первый, ни второй дорогой воспользоваться не смогут, пока её не сделают.

Пример 2: Сайт прокуратуры Калининградской области повествует о том, что 23 июня 2009 года по постановлению прокурора Гурьевского района председатель садоводческого некоммерческого товарищества, самовольно установившая плату за проезд на территорию товарищества, привлечена к административной ответственности и оштрафована Прокуратурой Гурьевского района. Проверка проведена по жалобе жителя района о самоуправных действиях председателя садоводческого некоммерческого товарищества. Установлено, что председатель СНТ самовольно, при отсутствии законных оснований, установила платный въезд на территорию товарищества. Так, в апреле текущего года по ее указанию с заявителя был взят разовый сбор в размере 60 рублей за право въезда на территорию СНТ, хотя гражданин является собственником земельного участка для ведения садоводства, расположенного в указанном садоводческом товариществе. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Статьей 12 Налогового кодекса РФ установлены виды налогов и сборов в Российской Федерации и полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов. В силу пункта 6 статьи 12 Налогового кодекса РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные действующим законодательством.
Т.о., введением разовых сборов за право въезда на территорию СНТ (при наличии в СНТ установленных ежегодных членских взносов, в том числе и на содержание дорог), нарушаются права граждан на доступ к земельным участкам, находящимся в их собственности. По выявленным нарушениям закона прокурором Гурьевского района вынесено постановление о возбуждении в отношении председателя садоводческого некоммерческого товарищества дела об административном правонарушении по статье 19.1. КоАП РФ (самоуправство). Судом председатель СНТ подвергнута штрафу в сумме 100 рублей. Вопрос, конечно, не в 100 рублях, а в принципе содержания дорог общего пользования в СНТ.

Вывод: В приведённых примерах незаконно собираются или теперь уже собирались деньги с садоводов. Налицо двойное нарушение законодательства. Любые обоснования правлениями СНТ будущего счастья для садоводов являются на самом деле банальным вымогательством денег, пусть даже и на благие дела. Отсюда следуют два важных правила:

    Правило: При сборе в СНТ членских взносов на содержание имущества общего пользования следует помнить:

  1. В соответствии с Налоговым кодексом (п. 6 ст. 12) СНТ не имеют права устанавливать какие-либо дополнительные сборы, платежи с лиц, въезжающих, входящих на территорию садоводческого товарищества и пользующихся дорогами общего пользования при условии внесения соответствующих взносов членами СНТ.
  2. Расчет суммы взноса на содержание имущества общего пользования в составе ежегодных членских взносов не должен зависеть от способа, порядка, количества раз и т. д. использования этого имущества (объекта).

Подходим с вами к моменту истины. Если с первым правилом всё более или менее понятно, то со вторым надо разбираться подробнее. Обратимся к статье Гражданского кодекса РФ, его научно-практическому комментарию и выделим то, что важно в тексте:

Статья 249, ч. 1 Гражданского кодекса РФ "Расходы на содержание имущества, находящегося в долевой собственности".

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Научно-практический комментарий к статье 249:

Участие каждого участника в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом. Более того, в отличие от ст. 248, позволяющей изменить размер участия в доходах соглашением между участниками, правило ст. 249 является императивным и не может быть изменено соглашением . Это не исключает того, что один из участников может понести расходы по содержанию общего имущества сверх своей доли. В этом случае у него возникает право требования к другим участникам о компенсации понесённых расходов в соответствии с правилами ст. 1102.

2. Если расходы были понесены исключительно в интересах других участников, то может возникнуть также обязательство из действий в чужом интересе без поручения (ст. 980).

3. Как уже указывалось, расходы на содержание общего имущества сверх размера, установленного ст. 249, не дают участнику права на увеличение его доли в соответствии с п. 3 ст. 245.

Как видите, сама статья 249 мала и не даёт указания относительно расчёта размера платежей по содержанию общего имущества. А вот комментарий к статье, не давая ответа на тот же вопрос, чётко даёт ответ на другой, с которого, собственно, и была начата эта статья. А именно:

1. Платежи за содержание доли в общей совместной (долевой) собственности явно вытекают только из размера этой самой доли.
В свою очередь доля образуется путём внесения садоводом целевого взноса (деньгами или натурой согласно решению общего собрания собственников) в создание, модернизацию, реконструкцию, строительство объекта (имущества) общего пользования.

Остановимся на этом последнем тезисе. Создав объект (имущество) общего пользования путём внесения своей доли (целевого взноса), Вы на основании норм законодательства получаете полное право на управление, распоряжение этой собственностью в соответствии со . Только не надо путать терминологию: "содержание права собственности" и "содержание собственности" - это совершенно разные понятия. Следует обратить внимание на то, что целевой взнос направлен именно на создание общей совместной долевой собственности . Другие взносы для этого не предназначены. И только в случае внесения целевого взноса созданная собственность будет являться общей долевой собственностью садоводов, внёсших этот взнос. Если же собственность создана на членские взносы, то она будет являться собственностью СНТ, как юридического лица.

Как правило, общей собственностью в СНТ рулит правление, как орган управления, и общее собрание. А в случае создания собственности на целевые взносы, правление управляет общей долевой собственностью, как управляющая компания, типа жэка, и эта собственность ему (правлению СНТ, и самому СНТ) не принадлежит (). Правление действует в этой ситуации в роли доверенного лица всех собственников, которые принимают те или иные решения по собственности на своем общем собрании.

Конечно, и в случае с общей собственностью, которая является собственностью СНТ, как юридического лица, созданной на членские взносы через , правление без общего собрания не может принимать никаких кардинальных решений. Но здесь правление рулит собственностью, которая не влечёт за собой права каждого члена СНТ распоряжаться ею в соответствии с нормами ст. 209 ГК (см. ссылку выше). Т.е. свою долю, к примеру собственник не может продать, выделить, т.к. эта собственность принадлежит СНТ. При выходе из состава СНТ при продаже участка собственник не сможет эту долю забрать с собой. Она останется отчуждённой вместе с его садовым участком. Разделить эту собственность может только общее собрание товарищества. И происходит это, как правило, не ранее ликвидации СНТ.

2. Платежи за содержание объекта (имущества) общего пользования делятся на две составляющие:

  • обязательные платежи, установленные правовыми актами РФ (земельный налог, налог на имущество и др.)
  • платежи, установленные собственниками по решению общего собрания по содержанию и сохранению общей собственности (регистрация имущества, ремонт, расходы на обслуживающий персонал, страхование, охрана и пр.)

Рассмотрим эти платежи. Согласно ГК РФ доли в составе общей долевой собственности, если они не определены соглашением между участниками или законом, считаются равными. Т.е., если на общем собрании собственников не было определено: кому и какой размер взноса вносить, рассчитывать ли взнос в зависимости от протяжённости (к примеру ЛЭП, проходящей рядом с Вашим участком), размера садового участка, дополнительного оборудования (установленного на Вашем участке), каких-либо других принципов расчёта, то считается, что все садоводы внесли в создание общей собственности (объекта, имущества) равные доли. Изменить это можно только через суд.

Важно: Если создание объекта (имущества) общей долевой собственности растягивается по времени на несколько лет, то следует иметь ввиду, что в соответствии с официальным уровнем инфляции в стране, бухгалтер СНТ (другая управляющая компания) должны рассчитывать размер поступающих от садоводов взносов с учётом инфляции. Отсюда следует то, что садовод, внесший взнос в 2005 году, заплатит в общей сложности, к примеру, 20000 руб., а садовод, заплативший взнос только в 2012 году заплатит уже 30000 руб. (цифры не привязаны к официальному уровню инфляции).

Пример: В нашем СНТ "Пищевик" постановлением мэрии № 334 от 07.03.95 г. каждому владельцу садового участка нарезано по 50 м 2 земли общего пользования. Другим постановлением в другом товариществе нарезано по 70 м 2 земли общего пользования каждому садоводу. Определено также, что эти метры не выделяются в натуре. Т.е. всю землю общего пользования можно определить на местности, плане, карте, а выделить Ваши конкретные 50 метров, чтобы Вы их пощупали, нельзя.

Ни у кого не возникает сомнения, что вкладывать деньги в объекты (имущество) общего пользования надо. Вопрос возникает один: а сколько должен вкладывать каждый? Разберёмся с принципом расчёта платежа за содержание общей долевой собственности , отталкиваясь от неправильного подхода к решению этого вопроса.

Если каждому садоводу нарезана чётко очерченная постановлением мэрии его доля в общей совместной долевой собственности, а именно, 50 м 2 , то почему и на каком основании в нарушение требований ст. 249 ГК РФ садоводы должны платить по-разному за содержание земли общего пользования, большую часть которой составляют дороги товарищества?
Если решением собственников не определена доля каждого садовода, внёсшего целевой взнос, на создание линии электропередач и электросетевого хозяйства, а значит доли считаются равными, то почему один собственник должен платить за содержание ЛЭП, в т.ч. налог на имущество больше, чем такой же собственник с таким же размером доли в этой собственности, только на основании того, что один тратит (использует) больше электроэнергии, чем второй?

Если Вы следуете течению и не отвечаете себе на поставленные вопросы, тупо платите тот платёж, который устанавливает с подачи правления общее собрание , то у Вас в обществе налицо ситуация, уважаемые садоводы, которая квалифицируется, как прямое нарушение законодательства РФ, а именно ст. 249 ГК. Хорошо, если правление не ведает, что творит. Когда-нибудь, надеюсь, оно разберётся. А если, правление, или отдельные его члены понимают, что творят. Вот Вам и путь прикарманивания Ваших кровных денежек. Чем не схема Остапа Бендера: Народ сам решил. Народ сам добровольно отдаёт деньги. Всё идёт на благо народа! Или председателя? А если не идёт?

249 статья вполне определённо отделила содержание доли в собственности от порядка пользования этой собственностью, поставив в зависимость платежи за содержание собственности только от размера доли. Особенностью этой зависимости является ещё и то, что соглашением между собственниками изменить размер доли нельзя. Она остается такой, какой была при внесении целевого взноса садоводом.

В жкх давно сложилась практика, когда за содержание подъезда, освещение, уборку, ремонт и т. д. собственники квартир платят, исходя из размера жилой площади каждого собственника. Никого не касается, что, к примеру, один жилец проездил на лифте взад-вперёд 100 раз в месяц, а другой только 50 раз. Платить за лифт они будут в зависимости от занимаемой ими жилой площади. Аналогичный порядок царит в коммунальной квартире. За содержание имущества общего пользования (ванны, туалета, кухни...) жильцы платят в зависимости от размера занимаемых каждым жилой площади, а не от количества принятых ванн или посещений туалета каждым жильцом. Если у жильцов есть подозрения, что кто-то тратит больше, то им надо сообща поставить счётчики коммунальных ресурсов (входит в содержание собственности) и контролировать расход каждым жильцом этих ресурсов (входит в порядок пользования собственностью). Тогда за использованный коммунальный ресурс один заплатит больше, чем другой. И это справедливо.

Теперь выведем правила для СНТ на основе требований ст. 249 ГК, которые бы раз и навсегда чётко определили принцип расчёта платежей (взносов) садоводов за содержание объектов (имущества) общего пользования.

    Правила содержания ИОП в СНТ:
  1. Обязательные платежи, установленные актами законодательства (земельный налог, налог на имущество) .
    Данные платежи по решению общего собрания можно платить через СНТ. Если такого решения общего собрания собственников нет, то платежи платятся каждым собственником согласно размеру его доли в объекте (имуществе) общего пользования. Расчёт размера платежа за всех собственников может осуществляться бухгалтером СНТ согласно налоговому законодательству.
  2. Необходимо помнить, что этот первый платёж будет всегда рассчитываться бухгалтером в СНТ при условии регистрации в установленном порядке объекта (имущества) общего пользования, включая регистрацию реестра собственников такого объекта (имущества). В противном случае объект (имущество) рискует быть бесхозным. А из этого могут вытекать негативные последствия для садоводов, вложивших денежные средства в общую собственность. С одной стороны хорошо то, что не надо платить налоги, с другой стороны объект можно легко потерять или получить присоседившихся к нему садоводов, которые денег на его создание не вносили.

  3. Платежи по поддержанию ИОП в рабочем состоянии, ремонт, расходы на обслуживание имущества, зарплата персонала, расходные материалы и т. п.
    Эти платежи всегда утверждаются решением общего собрания собственников. Они зависят от ежегодной предполагаемой затратной части на содержание имущества и могут отличаться год от года. Основа этих платежей - требования ст. 247 ГК, т.к. содержание имущества в надлежащем состоянии - это составная часть владения и пользования имуществом. Расчёт затратной части содержания имущества производит правление и бухгалтер СНТ либо другая управляющая объектом (имуществом) общего пользования компания.
    Отсюда для СНТ следует такой расклад:
  • Если на каждого садовода выделен определённый законом кусок земли общего пользования, то ему надо платить за содержание этого куска, в нашем случае (СНТ "Пищевик") - за 50 м 2 . Размер этого платежа зависит только от налогового законодательства региональных властей. И он совершенно не зависит от количества проездов, проходов, проползаний, перелётов и т.д. на автомобиле, танке, пешком, на вертолёте к своему участку и обратно по дорогам общего пользования.
  • По этим же основаниям за ежегодное поддержание дорог общего пользования в надлежащем состоянии садоводу надо платить платёж, размер которого определяется общим собранием собственников, причём этот платёж будет равным для всех собственников.

Если же в Вашем СНТ земля общего пользования не определена никаким правовым актом, то общее собрание вполне может привязать обе составных части платежа за содержание какого-то определённого объекта (имущества) к размеру индивидуального садового участка. Именно так предлагается законодателем в новом проекте ФЗ-66 (скачать проект закона можно по ссылке в левом верхнем углу страницы сайта). Т.е., чем больше Ваш участок, тем больше платеж за содержание дорог общего пользования. Но и в этом случае он равен для всех садоводов, если исходить из платежа за 1 м 2 или за сотку.

С вопросами содержания линий электропередач, водопровода, газопровода и других объектов общей долевой собственности в СНТ на этой странице разбираться не будем, т.к. они вполне подробно и доходчиво изложены на странице: " ", где идет речь об определении тарифов и платежей за пользование электроэнергией и содержание ЛЭП. Аналогично они будут решаться и для всех остальных видов общей долевой собственности. Следует только не забывать о налоге на имущество, как составной части платежа за содержание ИОП.

Последнее, что необходимо для завершения, так это отнести платежи за содержание имущества общего пользования, включив их в тот или иной вид взносов.

Платежи за содержание объектов (имущества) общего пользования вне зависимости от способа создания такого объекта (имущества) (с помощью специального или целевого фонда) включаются, как составная часть,
- в членские взносы для членов СНТ,
- во взносы для садоводов, ведущих садоводство в индивидуальном порядке.

В целевые взносы такие платежи включаться не могут, т.к. содержание долевой собственности не предполагает затрат на создание долевой собственности . Это разные статьи расходов в товариществе. Целевые взносы используются исключительно для создания, реконструкции, модернизации долевой собственности. Т.е., когда в конце указанного процесса, СНТ (собственники) получают совсем другой объект, с другой стоимостью, с другими наворотами и т. д. В этом случае можно говорить об увеличении доли каждого, вложившего деньги, в этот новый объект (имущество). (Подробнее о варианте решения и учёте всех платежей в СНТ Вы можете прочитать на странице: "Положение о порядке уплаты взносов, иных обязательных платежей и расходовании средств в СНТ "Пищевик ").

Содержание имущества, находящегося в СНТ, на платной основе без взносов

Совсем недавно в ходе дискуссий и поиска верного результата найден вариант, при котором СНТ вполне способно содержать какие-то отдельные виды имущества общего пользования, не собирая при этом взносы. Разберём один из таких возможных случаев для применения любым СНТ. Но, вначале приведём ещё один ответ на вопрос садовода: "Насколько законно установление платного въезда на территорию СНТ...?", - прозвучавший на одном из форумов в сети:

По поводу решения общего собрания о платном въезде для автомашин (грузовиков), приезжающих к членам СНТ... :
1. Поскольку свидетельства о праве собственности на земли общего пользования НЕТ, то СНТ... формально не является собственником земель общего пользования, в том числе и дорог, и не может распоряжаться не принадлежащей ему собственностью.
2. Согласно статье 6 главы 12 Налогового кодекса РФ СНТ не относится к субъектам, имеющим право вводить какие либо сборы для граждан РФ, в том числе и сбор за проезд по дорогам общего пользования.
3. Плата за содержание дорог СНТ включена в членские взносы.

Исходя из вышесказанного, введение платного въезда в СНТ до того момента, как будут приватизиированы дороги и плата за содержание дорог будет исключена из членских взносов, введение платного въезда для автомашин, прибывющих в СНТ... является незаконной.

Что нужно делать членам СНТ при попытках взимания платы за проезд прибывющего к ним автомобиля:
1. Пригласить двух свидетелей.
2. Отснять происходящее на видео.
3. Получить приходный ордер или кассовый чек с указанием назначения платежа.
4. Передать материалы вместе с завялением о самоуправстве правления и председателя СНТ в прокуратуру.

В приведённом примере собака зарыта в выделенном тексте. Давайте по порядку:

Для начала члены СНТ должны оформить право собственности на землю общего пользования. Произойти это может на общем собрании членов СНТ, где согласно нормам статьи 14, пункт 4 "Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)" садоводы примут решение о выполнении правлением пункта решения мэрии или главы сельского поселения о выделении земельного участка СНТ и оформлении в собственность земли общего пользования.

Следует помнить, что решение мэрии (сельского поселения) в виде постановления является правоустанавливающим документом на землю, выделенную под СНТ, но не является документом на право собственности на эту землю. Другими словами, земля под СНТ передана садоводам и уже не является землёй (собственностью) города или сельского поселения.

Но, до момента оформления: членами СНТ - в собственность своих индивидуальных садовых участков, а СНТ - в собственность земли общего пользования, она формально не принадлежит СНТ на праве собственности.

При оформлении земли общего пользования в собственность юридического лица товарищество получит в органе государственного кадастра и картографии "Свидетельство о собственности СНТ... на землю общего пользования". При этом может быть 2 варианта:

1 вариант: Свидетельство о собственности на землю общего пользования на праве долевой собственности . При этом к свидетельству обязательно прикладывается реестр собственников. Управление землёй на праве долевой собственности осуществляется по соглашению всех участников, включённых в реестр.

2 вариант: Свидетельство о собствености на землю общего пользования на праве совместной собственности . И в этом случае управление осуществляется по соглашению всех участников.

Т.е., в обоих вариантах управление землёй общего пользования осуществляется общим собранием членов СНТ. Есть одна закавыка: как быть, если член СНТ вышел из членов? В первом варианте, он продолжает управлять землёй общего пользования, т.к. вступление в члены СНТ или выход из членов СНТ не влечёт автоматическое получение доли в земле общего пользования или, наоборот, её потери. В этом же варианте за свою долю садовод будет самостоятельно платить земельный налог.

Во втором варианте при выходе из членов СНТ условия управления остаются такими же, а вот земельный налог все садоводы платят в кассу СНТ, а СНТ перечисляет налог в налоговый орган.

Получив свидетельство о собственности на землю общего пользования, СНТ может заняться дорогами внутри товарищества. Эти дороги, как мы теперь понимаем, законно оформлены СНТ в собственность. А это значит то, что право владения, распоряжения, пользования такими дорогами принадлежит СНТ ("Содержание права собственности " статья 209 ГК). Товарищество в соответствии со своим правом, на основании решения общего собрания может установить ограничения для пользования автомобильными дорогами внутри СНТ. Но, до этого момента все без исключения садоводы (члены и не члены, пенсионеры и работающие, владеющие автомобилями и не владеющие, использующие 1 участок и использующие несколько участков) обязаны согласно нормам 66-фз от 15.04.98 г. и разделу 2 "Право собствености и другие вещные права" части 1 Гражданского кодекса РФ поддерживать дороги в нормальном рабочем состоянии.

Отметим важный момент в законе:

ФЗ-66 от 15.04.98 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не определяет ни одной нормы, согласно которой одни члены СНТ платят членские взносы, а другие - могут не платить. Статья 21, п. 1 пп. 11 названного закона даёт право общему собранию лишь установить специальные сроки для внесения взносов малообеспеченными членами объединения.

Из этого момента следует только то, что весь опыт существования в РФ садоводческих объединений не выработал более справедливой системы для определения размеров членских взносов, чем система, основывающаяся на размере индивидуального садового участка каждого садовода. Все попытки привязать взнос к чему-то другому обречены на провал, в том числе и по решению суда. Это касается и попыток привязать часть членского взноса за содержание дорог к порядку их использования садоводами. Гражданский кодекс однозначно устанавливает содержание собственности в зависимость только от размеров этой собственности, но никак не от использования. Отсюда вытекает несколько выводов:

    Нельзя поставить размер членского взноса на содержание дорог СНТ в зависимость:
  • от количества проездов по дороге автомобиля садовода;
  • от количества членов семьи садовода;
  • от наличия постоянного проживания садовода в СНТ;
  • от количества посещений садоводом своего участка за сезон;
  • от места расположения индивидуального участка садовода в общей системе СНТ (ближе к въезду, дальше от въезда).

Получается, что наш ФЗ-66 садоводов, топающих пешком по земле общего пользования, абсолютно не защищает. Как богатый ездил по дороге на огромном джипе, так и будет ездить. Как при этом платил, к примеру, 500 рублей на ремонт дороги, так и будет платить. Как бабушка ходила пешком, так и будет ходить. Как платила те же 500 рублей на содержание дороги, так и будет платить.

При всём при этом уже давно выведен закон: "За дороги должен платить больше тот, кто больше по ним ездит..."

Думаете вторая часть статьи жёстко противоречит первой? Ничего подобного. Просто у садоводов есть способ "обойти" 66-фз. Но он, к сожалению, не всем СНТ подходит. При этом садоводческому объединению надо последовательно выполнить несколько действий при условии, что земля общего пользования в собственности юридического лица:

  1. Освободить решением общего собрания всех садоводов от внесения членских взносов на содержание дорог общего пользования в СНТ.
  2. Разработать и утвердить справедливую систему платного пользования дорогами СНТ.
  3. Доходы от платежей за пользование дорогами СНТ использовать для содержания: ремонта, реконструкции, развития и пр. задач, связанных с дорогами.

Однако и в этом решении есть свои подводные камни. Раз СНТ выводит содержание дорог из состава членских взносов, то это значит, что через некоторое время на пороге правления внезапно нарисуется налоговый инспектор с вопросом: "Где уплаченные, уважаемые граждане РФ, налоги с собранных вами платежей за платный проезд?" Хвататься за голову не надо. И здесь все вопросы решаемы, причём заранее.

Если СНТ платит налоги по УСН согласно формуле: доходы, минус расходы, а с полученной разности платится налог - 15%, но при этом все доходы от платежей за дороги уходят на ремонт и зарплату персонала, в т.ч. на прочие расходы, связанные с дорогами (т.е., всё потрачено согласно нормам Налогового кодекса), то и платить налог не надо. Не с чего.

Если СНТ платит налоги по УСН согласно формуле: доходы, а с них уплачивается 6%, при этом расходы не вычитаются и не учитываются, то в этом случае платежи за проезд по дорогам бухгалтеру надо проводить согласно тем статьям Налогового кодекса, к-е бы позволяли не платить с таких доходов налоги. Однако Глава 25 Части 2 НК решение по данной формуле УСН не даёт. Т.е., со всей суммы платежей, поступивших от садоводов и несадоводов в кассу СНТ, и потраченных на ремонт и содержание дорог в товариществе придётся уплачивать налог 6%.

Естественно, что перед любым СНТ сразу же возникает вопрос о выборе упрощённой системы налогообложения: доходы - 6% или доходы минус расходы - 15%. Поможет разобраться в этом простое правило, выработанное практикой:

Правило: При выборе объекта УСН действует формула:
- Если прогнозируемые расходы составляют 60% и более от ожидаемого дохода, то СНТ выгоднее уплачивать налог от доходов, уменьшенных на величину расходов.Также следует помнить о том, что при выборе УСН «доходы минус расходы: 15%» следует вести тщательный учёт расходов и иметь грамотно оформленные первичные документы (со всеми подписями и печатями), подтверждающие произведённые расходы.
- Если прогнозируемые расходы составляют меньше 60% от ожидаемого дохода, то СНТ выгоднее уплачивать налог с доходов - 6%.

Смена формулы УСН возможна один раз в год путём подачи СНТ соответствующего заявления в налоговый орган перед новым годом.

В нашем конкретном случае очевидно, что все доходы - 100%, получаемые от платного проезда по дорогам СНТ, согласно статусу некоммерческой организации будут потрачены на содержание дорог. Отсюда вывод, что УСН - 6% не подходит для СНТ.

В случае установления платного проезда по дорогам общего пользования в СНТ решением общего собрания в любом случае поднимается вой недовольных садоводов и граждан, которые по разным причинам приезжают в СНТ. Не следует бежать в правоохранительные органы, суд, к юристам (особенно последним, которые на Ваш вопрос дадут скороспелый ответ о том, что председатель негодяй и его надо привлекать к ответственности). Необходимо в данной ситуации попробовать выяснить все стороны проблемы в правлении, а если не получается, то найти в сети вот такой закон: 257-фз от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ..."Помогут понять суть решения общего собрания и его законодательную основу статьи 1, 2, 3 п.7, п. 14, ст. 5, 6, 27, 28, 30, 35, 36, 41. Важно то, что дороги, принадлежащие к земле общего пользования, в СНТ и оформленные в собственность легко превращаются в дороги ограниченного пользования. При этом право на такое решение принадлежит общему собранию СНТ. И не следует думать, что дороги общего пользования и земля общего пользования, в том числе дороги СНТ, - это суть одно понятие. Понятия разные. И требования к ним разные. И решения по ним поэтому разные.

Последнее. Не всем СНТ подходит введение платного въезда на территорию СНТ. Попробуем выделить несколько причин, по которым платный въезд в СНТ будет противопоказан. Эти причины (факторы) также будут являться своеобразным итогом исследования проблемы платности для условий садоводческого объединения.

    Факторы, исключающие возможность установления платного въезда в СНТ:
  • отсутствие у СНТ, как юридического лица, права собственности на землю общего пользования;
  • отсутствие контроля за въездом (выездом) в (из) СНТ автомобилей;
  • отсутствие на въезде в СНТ соответствующих знаков (оборудования), ограничивающего проезд для всех пользователей дорог;
  • Контроль за въездом в СНТ могут осуществлять охранники из ЧОПа или сторожа или кто-то ещё. Собрание может принять приемлемое решение для конкретного СНТ.

  • количество въездов в СНТ на автомобилях превышает возможности СНТ по организации и осуществлению контроля за количеством въезжающего автотранспорта;
  • Проблема в том, что СНТ должно чётко просчитать и экономически обосновать достаточность превышения ожидаемых доходов от платного въезда над расходами по содержанию дорог, оборудования и персонала, контролирующего процесс въезда (выезда).

  • местоположение СНТ близко от города или находится в городе;
  • малое или среднее СНТ, т.е. менее 300 участков.
  • Система платежей за платный въезд в СНТ при малом количестве участков неминуемо приведёт к социальному взрыву, т.к. суммы, сдаваемые садоводами-автомобилистами будут многократно превышать их возможности по обеспечению сносного состояние дорог. В противоположность, вкладываемые в дороги, небольшие средства не дадут ожидаемого эффекта, что опять же приведёт людей к мнению о бесполезности затрат или бестолковости правления. Однако последнее утверждение не верно, т.к. бестолковость совсем не связана с дороговизной содержания дорог. Нельзя забывать и о таком факторе, как количество садоводов, имеющих автомобили в СНТ. В нашем объединении, к примеру, это соотношение такое: 1 автомобиль примерно на 3 садовода. Т.е. дорогой пользуется 3 садовода, а платит только один. Было бы не совсем справедливо, на мой взгляд, устанавливать платную систему въезда для 1/3 членов СНТ.

Классическое СНТ, для которого организация платного въезда легко решаема и экономически будет оправдана, это объединение, которое насчитывает от 700 - 1000 участков, имеет один въезд и расположено недалеко от города - в пределах до 1,5 часов езды на автомобиле.

Для остальных СНТ, если садоводы стремятся минимизировать расходы на содержание дорог для тех, кто ходит пешком, есть только один путь: Принять решение на общем собрании о внесении, кроме основного взноса, дополнительного добровольного взноса на дороги теми, кто ездит на автомобилях. Другим путём эту проблему не решить. Да и в этом случае скорее всего произойдёт так: дополнительный взнос заплатят, может быть, 30% автомобилистов. Не будут платить те садоводы, которые ездят на автомобилях, но происходит это нечасто в силу их занятости в городе. Из этих 30%, скорее всего, 80% составят постоянно проживающие в СНТ. Через года два, три заплатившие добровольный взнос абсолютно справедливо примут решение: больше этого не делать, т.к. им покажется несправедливым содержать за свой счёт дороги для обеспечения проезда остальных 70% автомобилистов в товариществе. Эти 2 - 3 года могут продлиться дольше, если правление будет лукавить, отчитываясь перед собранием о якобы проводимой жутко активной работе по сборам денег на дороги; о том, что в текущем году не сдали всего несколько человек, но они обещают сдать в ближайшее время. Это вскроется довольно быстро и хорошая инициатива отомрёт, как некогда социализм в нашей стране.

Аналогию в развитии такого предполагаемого исхода можно провести на примере любого СНТ, где правление не сильно увлечено работой по выбиванию долгов за неуплаченные взносы из нерадивых садоводов. На этом фоне часть законопослушных плательщиков медленно, но верно, идут к принятию решения: не платить, пока в СНТ не воцарится порядок и законность для всех. Нет никакого смысла за свой счёт содержать неплательщиков садоводов и бездельников руководителей в правлении, если мер к наведению порядка никто не принимает.

Многие знают, что есть определенное оформление различных форм земель. Чаще всего это знание заканчивается на том, что личный земельный участок является личной собственностью, но какой собственностью являются дороги, а главное кому они принадлежат? В данной статье попробуем разобраться в данном вопросе и разберемся, когда необходимо оформление дорог.

Как оформляется общая дорога?

Для уточнения подобного вопроса в первую очередь обратимся к Земельному Кодексу. Он уточняет, что по сути общая дорога, как и трубы, электропатии и другие подобные объекты входят в состав земель общего пользования. Не смотря на различные изменения в законодательства ситуация с данным объектами не изменилась и такой подход вполне логичен, так как если дорога бы принадлежала кому-то конкретному, то он имел бы право отчуждать ее и не допускать проезд по его дороге.

Обыватель часто не понимает, что в конкретной ситуации он вступает в различные правоотношения, имея свои права и обязанности. Закон всегда действует на каждого человека, хотя мы этого полностью и не осознаем. Поэтому так важно при появлении каких-либо проблем хотя бы просто оценить ситуации, в этом естественно поможет юрист, который обозначит конкретную ситуацию и предложит различные варианты действий. Консультации часто бывают бесплатными, либо имеют небольшую денежную стоимость, так что по сравнению с тем, к чему могут привести неправильные действия, это вполне выгодный вариант. Конечно же, часто бывают такие ситуации, когда самому справится с проблемой невозможно, поэтому после консультации вы можете принять решение и дальше сотрудничать с юристом, дабы он, соответствуя вашим решениям выполнял все формальные вопросы.

Кроме того, на юриста можно полностью возложить вашу проблему, выбрав способ представительства, в таком случае это сможет делать абсолютно все действия за вас по конкретной ситуации. Тем не менее, данный выбор не всегда выгодный, так как представительство может стоить дороже, нежели сама проблема. Но если же ситуация крайне неприятная, либо принципиальная, то представительство будет наилучшим вариантом. В конечном итоге, если вы впоследствии связываетесь с судом, где юрист почти всегда является ключевым звеном победы, то здесь стоит учесть, что и расходы на них окупятся, так как можно компенсировать их после решения суда в вашу пользу, но не стоит забывать, что суд необходимо еще и выиграть, поэтому стоит внимательно подходит к выбору юриста.

Оформление подъезда к СНТ (ДНТ)

Итак, по сути дорога хотя и общего пользования, но она тем не менее оформляется, так как нельзя, например, просто так взять и построить дорогу по своему-усмотрению в поле, как бы не хотелось. Поэтому дорога все же оформляется.

Для начала нужно получить разрешение на съезд с трассы или прилегающей дороги. Дорогу на своем участке можно строить, сколько угодно, если он вам принадлежит на праве собственности. Но остальные земли, либо входят в чужую собственность, либо принадлежат государству и муниципальному образованию, а значит необходимо получать то самое разрешение. Как выходит из вышеуказанной информации разрешение стоит получать как раз у того, кому принадлежит данная земля. Если вы собираетесь вступать в различные юридические правоотношения, то пристальное внимание стоит обратить на ведение документации. Причем это не только разовый сбор документов, но и в ряде случаев регулярное ведение и контроль этого аспекта.

При вступлении в правоотношения часто должны быть документы, которые постоянно учитывались и менялись, например, как учет. Кроме того, сбор документов также требует не мало сил и времени, если говорить о копиях удостоверений и документов, удостоверяющих личность, то тут проблем нет, достаточно найти ближайший принтер и снять копию (если не требуется нотариального удостоверения этих документов). Но если говорить о других документах, например, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, то тут уже стоит провести небольшую процедуру.

Зачастую таких документов требуется большое количество и поэтому быстро их получить не удается из-за ряда различных причин. В этом случае лучше доверить это дела юристам, дабы они сами собрали все необходимые документы и подготовили их для дальнейшего вступления в правоотношения. Кроме того, важный аспект здесь остается за оформлением документов, когда создается новая документация, здесь также важное значение является их правильность.

В случае каких-либо проблем они просто могут быть недействительными, что влечет не самые благоприятные последствия и затягивания важных процессов. Документы должны всегда надежно хранится, но при этом необходимо в них ориентироваться, дабы оперативно применить их. Далее делается проект постройки дороги, а потом согласуется с тем государственным органом или местными органами. Дело в том, что согласование тоже имеет важное значение, так как у государственных органов может быть свой проект, например, по постройке недвижимости в этом месте, поэтому необходимо будет построить дорогу вокруг земли, где планируется застройка.

После оформления все бумаг и решения всех юридических вопросов можно уже непосредственно заниматься самой застройкой дороги. На это могут устанавливаться сроки, а могут и не устанавливаться. Если устанавливаются, то лучше выполнить работу в срок, дабы потом не строить дебаты с государственными органами.

Как проложить себе дорогу

Не стоит забывать важный факт, что если вы имеет земельный участок на праве собственности, то вы в любом случае имеете право на дорогу к нему.

Это решается различными способами. Во-первых, стоит обратить внимание на специальный акт кадастра, который устанавливает, что к земельному участку в любом случае должен быть проведен проход или проезд со своей шириной. Если участок подразумевает наличие капитальные построек (даже если их нет, но имеется на это право), то проезд должен быть обеспечен.

Тут стоить учитывать один аспект, с какой стороны может быть проложена дорога. Например, если к участку уже имеется дорога, пускай и неудобная и совсем с другой стороны, по которой бы хотелось, то фактически дорога к участку уже была проложена, а значит право на проезд и проход к земельному участку обеспечен. Бывает так, что если построить дорогу с трассы, то получится, к примеру, 500 метров до трассы. Но есть проезд через весь населенный пункт, который занимает 5 километров. Фактически, право реализовано, а значит нет обязанности прокладывать дорогу пускай и более кратким путем. Тем не менее, это решение остается за государственными органами и местными властями, получается в таком случае они могут дать разрешение на строительство, а могут и не дать, имея диспозиционное право.

Сюда же стоит добавить еще один важный аспект, когда бывает, что проход к участку затруднителен, если он окружен чужой собственностью. Допустим, можно представить момент, когда один участок со всех сторон огорожен чужими участками и проход, и проезд к нему невозможен. В таком случае владельцы чужой собственности должны обеспечить сервитут (право пользования чужой вещью), когда лицо имеет возможность проходить через чужой участок.

Если установлен шлагбаум на дороге, то здесь возможно два варианта:

  • 1) Он установлен для того, чтобы лица не смогли проехать на территорию частной собственности, в этом случае он вполне легален, так как собственник вправе огородить проезд от чужих лиц.
  • 2) Установлен посреди дороги, считающейся полностью общей, в таком случае шлагбаум возведен самовольно, а значит можно обратиться в органы с жалобой на этот шлагбаум.

Общее собрание членов товариществ

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

  • К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:
  1. 1) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  2. 2) избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий;
  3. 3) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов;

Если вы начинаете сталкиваться с различными процедурами, то стоит сначала разобраться в вопросе.

Для начала стоит определиться, в какой орган вообще обращаться для того, чтобы получить конкретную помощь. Нельзя забывать и о том, что обычно требуется особый пакет документов, который часто указан в законе.

Такой подход наиболее понятен для обывателя, так как просто с нуля очень сложно понять некоторые законы. Более того даже юристы не всегда сразу понимают содержания некоторых актов без должной подготовки. Но стоит также уточнить, что многие статьи со временем устаревают в связи с обновлением законодательства, поэтому нельзя полагаться только на содержание статей, нужно хотя бы краем глаза посмотреть и закон. Кроме того, если приходит понимание, что с данным вопросом вам будет справиться не так легко, то возможно выгоднее будет воспользоваться услугами юриста, который работает в данной сфере. Он сделает всю бумажную и организационную вопросу за вас, вам лишь надо обозначить результат, который вы хотите получить.

Также важно соблюдать сроки, которые отводятся законодательством, это как раз то, чем часто злоупотребляет обыватель, либо не зная о них, либо просто пренебрегая. В конечном итоге, нарушение сроков приводит к тому, что приходится все делать сначала, а это дополнительные денежные средства.

Важно! По всем вопросам СНТ, ДНТ, ДНП, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Качество дорожной сети в дачном массиве или коттеджном поселке для покупателя – важный критерий выбора участка, для девелопера – существенная статья расходов, а для домовладельца – повод купить внедорожник. Мы расскажем вам, как сделать или отремонтировать грунтовую дорогу в дачном массиве

Городские и областные целевые программы субсидирования дачных и садоводческих объединений, предусматривают компенсации расходов на дорожное строительство и ремонт. Но шансы получить бюджетные деньги на эти цели у садоводов, мягко говоря, невелики. То есть, подавляющему большинству членов СНТ и ДНП строить и ремонтировать дороги приходится за свой счет.

Какие должны быть дороги в коттеджном поселке?

Выбирая участок в новом массиве, следует обращать внимание на то, как спланирована дорожная сеть и насколько она удобна для реальной жизни. Ошибок при создании генпланов может всплывать великое множество. Причем, как правило, все они начинают давать знать о себе не в начале строительства, когда жильцов еще мало, а уже тогда, когда поселок построен и заселен. Недосмотры проектировщиков могут оборачиваться пробками на выездах, часами потерянного времени для жильцов, провалами и колдобинами, возникающими из-за неверного расчета нагрузки на дороги и несущей способности грунтов.

Пожарные требуют, чтобы в любом массиве были альтернативные заезды, но случается, что их строительство отложили в долгий ящик. В результате может оказаться, что если, к примеру, на единственной ведущей в массив грунтовой дороге увяз груженый «Камаз» - обитатели поселка надолго окажутся под «домашним арестом».

Какой ширины должны быть дороги и проезды в коттеджном поселке? В качестве минимального значения при проектировании принимается 4,5 м (дорога V категории с одной полосой для движения). Но это почти тропинка: здесь даже двум легковушкам без выезда на обочину разойтись трудно, не то, что груженой шаланде с бетономешалкой. Поэтому такие проезды в обязательном порядке должны иметь расширения (как правило, рядом с перекрестками). Кроме того, пожарные потребуют, чтобы тупиковый проезд был оборудован разворотной площадкой - и не для девушки на внедорожнике, а для пожарной машины.

Дорожное полотно 7 м дает возможность организовать полноценное двустороннее движение. Но для центральных улиц большого коттеджного поселка с более или менее интенсивным автомобильным и пешеходным движением, комфортное значение – 9 м.

Но дороги приходится не только проектировать, но также правильно строить, ремонтировать и эксплуатировать. Но порой случается, что размежевав территорию, продав участки и наспех отсыпав основные дороги, девелопер посчитал свою миссию выполненной.

Дорога класса «лайт»: строим сами

Что нужно знать обитателям дачного массива, если они остались со своими дорогами один на один и вынуждены делать их собственными силами? Прежде всего, следует помнить, что интересы возможных подрядчиков не всегда совпадают с вашими. Они заинтересованы в освоении ваших средств, вы желаете сэкономить, но не в ущерб качеству.

Как быть? Прежде всего, изучать матчасть, то есть, технологии дорожного строительства, а также «мониторить» цены на основные материалы (песок, щебень, асфальтовая крошка), их доставку, и услуги подрядных организаций. Ничто не мешает, определив фронт работ, провести среди потенциальных подрядчиков тендер, чтобы выявить самое выгодное предложение, а при случае, ткнув пальцем в ту или иную позицию сметы, спросить: «Почему так дорого?».

Попытаемся обобщить опыт дорожного строительства в небольших дачных массивах. Во-первых, подобные «мегапроекты» должны начинаться с общего собрания, с обсуждением смет, графиков работ, назначением ответственных и контролеров.

Если инициативная группа не сделает весь процесс прозрачным и понятным для других членов СНТ, у «товарищей» неминуемо возникнет множество самых разных версий по поводу «нецелевого использования» доверенных денег. На материалах и работах скорее всего, сэкономить не удастся – это плохая новость. Хорошая – в том, что почти всегда есть возможность растянуть строительство и, соответственно, затраты на несколько лет. При этом уже в первый год у вас будет дорога, позволяющая подъехать к участку.

Единственное в данном случае требование – заранее рассчитать конструкцию дорожной одежды, соответствующую местным условиям и нагрузкам. Оптимальный вариант, когда строительство разбивается на два или, а если речь идет о проблемных грунтах, на три года.

Первая очередь начинается с дренажных работ: по краям будущей дороги делают канавы, а выбранный из них грунт используется для насыпи. Если речь идет о почвах с преобладанием торфа, – нижним слоем должна стать подушка из песчано-гравийной смеси (ПГС), которую проливают водой и трамбуют (виброплитой или дорожным катком). Если песчаное основание качественно уплотнено, по нему можно будет ездить на легковушке или «газели», и первый этап строительства будет завершен. Но такая дорога требует аккуратной эксплуатации со строгими ограничениями для проезда крупнотоннажного транспорта и обязательной просушкой в весенний период.

По окончании тестового периода эксплуатации грунтовку придется выровнять и устранить появившиеся провалы и промоины. Второй этап строительства сводится к укладке геоткани и отсыпке трех слоев щебня (сначала крупной, затем – средней и мелкой фракции), в результате чего грунтовка превращается в полноценную автодорогу IV или V категории. Финишным покрытием (при недостаточном финансировании его можно отложить еще на год), как правило, становится отсев щебня (пыль и мелкие частицы, образующиеся при дроблении), либо приобретенная у «дорожников» по случаю асфальтовая крошка. Впрочем, и отсев под воздействием дождей, смешавшись с верхним слоем мелкого щебня, создаст твердую корку, способную без проблем выдерживать большегрузный транспорт.

Работа над ошибками

Первая ошибка, которая отражается на качестве дорожного покрытия – строительство «заплатками», по методу «слепили из того что было». Это когда все более или менее подходящие для этой цели материалы приобретаются по случаю, небольшими партиями.

Например, поблизости открылся песчаный карьер. Потом он закрылся, но рядом стали сносить здание и представился случай купить несколько машин строительного мусора. Затем начался ремонт шоссе, и появилась асфальтовая крошка по доступной цене… И все это добро заводится в поселок и используется для ямочного ремонта. Результат такого подхода – дорога с неоднородным покрытием и нескончаемые ремонтные работы.

Вторая группа ошибок – недостаточное внимание к мелиорации и дренажным системам. В условиях российского северо-запада с обводненными грунтами, без водопонижения не обойтись.

Часто приходится наблюдать, как строители вначале возводят насыпь, а потом, когда дорога готова, экскаватор начинает копать вдоль нее канавы. Между тем (если, разумеется, под ногами не торф, а песок или суглинок), имеет смысл проводить дренажные работы и мероприятия по водопонижению до начала отсыпки. В этом случае выбранный грунт не нужно вывозить: его можно использовать для подъема самого дорожного полотна.

Еще одна ошибка, которая непременно снизит и производительность труда, и качество дороги – проведение земляных работ в период дождей или таяния снега, когда грунт расползается, а канавы заплывают. Конечно, местные экскаваторщики и бульдозеристы с радостью согласятся поработать в любое время, но самый благоприятный момент для дорожного строительства в сельской местности начинается в декабре, когда почва скована морозом.

Ответ на важный для многих дачников вопрос дал Верховный суд страны. Он прояснил, может ли стать частной дорога, которую построили сами садоводы. И кому она принадлежит.

Наступление весны, это для миллионов граждан в первую очередь приближение дачного сезона, со всеми его радостями и проблемами. Одной из таких, больных и порой неразрешимых забот, становится дорога к своим шести соткам. Где-то такая дорога - жуткая колея, в которой тонет личный транспорт дачников, а где-то дорога к даче в полном порядке, но оборудована новеньким шлагбаумом. И проехать под ним могут лишь те, кого пустит хозяин личной трассы. Обе ситуации порождают жалобы, скандалы и, в конце концов, для некоторых заканчиваются в зале суда.

Вот одно из подобных "дачно-дорожных" дел и пересмотрел недавно Верховный суд. В преддверии дачного сезона разъяснения самых опытных судей страны могут стать очень полезными.

Сегодня с дорогами к дачным поселкам и садовым товариществам и внутри их сплошные проблемы. И с этим утверждением трудно не согласиться. У местных властей чаще всего нет денег на благоустройство таких мелких трасс, да и транспортные проблемы приезжающих дачников местную администрацию по большому счету, не волнуют. А там, где с асфальтом полный порядок, как правило, это заслуга одного или нескольких состоятельных дачников, которые латают дорогу за свой счет. Но очень редко делают это бескорыстно.

Итак, группа граждан пришла в суд. У них был коллективный иск к Товариществу. Истцы хотели, чтобы за ними признали право общей долевой собственности на объект недвижимости - на дорогу их дачного поселка. В суде эти граждане объяснили, что все являются членами товарищества и за свои деньги сделали дорогу с асфальто-бетонным покрытием. Поэтому у них возникло на дорогу право общей долевой собственности. Они в этом не сомневались, но просили суд определить долю каждого из них "пропорционально размеру вклада каждого в строительство дороги".

Само Товарищество, точнее некоторые из его членов и руководство организации возражали. Но суд решил дело в пользу истцов. И вышестоящая инстанция вердикт назвала правильным. Тогда те, кто не согласился с таким вердиктом, дошли до Верховного суда. И высший суд решение о дележе дороги отменил и заявил, что Товарищество и его обделенные долями от дороги члены, возражают правильно.

Вот как рассуждал и как сформулировал свою позицию Верховный суд. Проверив дело, судебная коллегия по гражданским делам ВС выяснила следующее. Между одним из истцов и некой строительной компанией был заключен договор. Из него следовало, что фирме было поручено "устройство асфальтового покрытия". Заказчик действовал от имени тех, кто сдал деньги на это благоустройство. Работу дорожники сделали, а позже местное БТИ выдало технический паспорт, что в Товарищество ведет "дорога с асфальтово-бетонным покрытием".

По Гражданскому кодексу (статья 128) к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество и имущественные права. А еще туда же относятся работы, услуги, нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности. По следующей статье того же кодекса - 130-й, к недвижимым вещам относятся участки земли, недр и все, что прочно связано с землей. То есть те объекты, которые невозможно переместить без очень большого ущерба для них. Попросту говоря, недвижимость - это здания, сооружения и незавершенные строительные объекты.

Еще в одной статье Гражданского кодекса (статья 218) сказано, что право собственности на новую вещь, созданную или изготовленную гражданином для самого себя, с соблюдением норм закона, этим же лицом и приобретается.

Из всех перечисленных статей следует вывод, что право общей собственности, в том числе и долевой, на дорогу, как на самостоятельный объект гражданских прав, возможно. Но только в том случае, если дорога создана именно как объект недвижимости и таковым признана. А вот это местные суды проглядели. Они не решали главного вопроса, была ли эта дачная дорога сделана как объект недвижимости, с соблюдением всех правил и норм. В противном случае, эта дорога становится просто элементом благоустройства, и обеспечения передвижения в пределах Товарищества для нужд его членов - для прохода и проезда в пределах поселка. Одна из дачниц, недовольная решением местных судов, доказывала, что дорога к поселку была и раньше. Ее строили те же дачники, но давно. Сейчас же на нее просто положили новый асфальт.

Кстати, из договора с дорожной фирмой, которая работала по заказу дачников, следует то же самое. В договоре ничего не говорится о строительстве новой дороги. Там речь идет об "устройстве асфальтового покрытия". Никаких доказательств, что фирме поручили построить дорогу как объект недвижимости, по мнению Верховного суда, в материалах процесса нет.

Из этого Верховный суд делает вывод - покрытие асфальтового полотна дороги за счет личных средств дачников, не влечет возникновения у них права собственности на дорогу, как на объект недвижимости.

Кроме этого есть еще закон о садовых товариществах. В нем перечислены так называемые объекты общего пользования. К ним относятся участки в пределах Товарищества. А точнее - дороги, ворота, детские и спортивные площадки, водонапорные башни, противопожарные сооружения, заборы... В общем, список большой.

И вот что важно. По статье 14 этого закона о садоводческих товариществах, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, выдаются Товариществу как юридическому лицу в собственность. Развитие же инфраструктуры такого объединения граждан делается на основе решения общего собрания. Принимало ли какое-либо решение по дороге наше Товарищество, местные суды не интересовало, сказал Верховный суд. Хотя это важно для соблюдения прав всех дачников. Даже тех, у кого не было денег на новый асфальт.

(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ № 4-В12-13.)

Кстати

Верховный суд в упрек своим коллегам сказал, что местные суды ограничились формальным указанием, что дорога построена за счет личных средств некоторых дачников и что они добровольно договорились о разделении собственных долей. Но суды совсем не исследовали фактически обстоятельства дела и не обеспечили соблюдения интересов тех людей, чьи права были затронуты их решением. А право на судебную защиту наших граждан, между прочим, записано в Конституции, подчеркнул Верховный суд.

Недавно к власти пришел новый председатель, весьма деятельный. И захотел он расширить центральную дорогу в этом СНТ, до 6 метров. Собирается для этого объявлять сбор денег на закупку щебня/ПГС, и назначать несколько субботников для проведения работ. В качестве аргументации заявляет следующее — ‘ширина дороги должна быть 6 метров. Дорогу надо расширять, а то нас оштрафуют.’ Доводы, что текущая ширина дороги закреплена в генплане, не слушает — ‘нас оштрафуют.’ За прямой вопрос, какой закон или нормативный акт нарушает текущая ширина дороги, смотрит как на врага народа. Причем, у его идеи есть сторонники — ‘а давайте действительно расширим, чтобы машинам было легче разъезжаться’. И расширить-то центральную дорогу действительно можно — вдоль нее мелиоративная канава с некоторым откосом идет. И если его укрепить и отсыпать, действительно заметно шире станет.

Какое строительство в 2018г разрешено снт и нормы строительства

В том и в другом случае — выносите вопрос на ОС СНТ: председатель СНТ не исполняет своих обязанностей по поддержанию проездов и улиц в должном состоянии. Хотя, пара солидных труб, вбитых в землю в метре от забора и раскрашенных в полоску, думаю, решат Вашу проблему. Огораживанием это никто назвать не сможет. Только не вздумайте доски с гвоздями и прочие ловушки по обочине раскидывать — это уже умышленная порча чужого имущества получится! ширина дороги Mar 3, 2011 — От Москвы по Дмитровскому шоссе (54-й километр) до склонов можно ….

Если так, то вам на 38-й километр Новорижского шоссе. Нормативы по ширине дороги в снт. | Автор топика: Артем Во всем садоводстве, не считая главной дороги, между участками широкий проезд.. На нашей линии ширина проезда составляет 2,70 плюс канава, в общем едва проезжает легковой автомобиль.

Нормативы застройки

ConsultMill — юридические консультации Строительство на дачных участках - основные требования Содержание:

  • Минимальные расстояния между домами ↓
  • Минимальные расстояния между постройками ↓
  • Ограждения ↓
  • Требования к дачному дому
  • Законодательная база ↓
  • Если правила нарушены ↓
  • Итог ↓
  • Задайте вопрос юристу → бесплатная консультация ↓

Итак, начнем с санитарных норм строительства на дачном участке. Эти нормы взяты из СНиПа 30-02-97. По законодательству разрешено строить разные виды участков:

  1. Дачный участок, в этом случае сажать что-то на участке необязательно, участок может использоваться для отдыха.
  2. Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Получив такой участок, вы обязаны построить на нем индивидуальный жилой дом, высота которого не должна превышать трех этажей.

Требования к обустройству дорог в садоводческом товариществе

Внимание

Срок оформления 1 месяц. Татьяна Инженеров спрашивают Какой высоты должны быть забор и на каком расстоянии можно его установить? Добрый день, Борис Викторович! Минимальное расстояние от границы смежного участка до жилого дома составляет 3м и регламентируется СНиП 30-02-97, до нежилого строения это расстояние составляет 1м. В случае если Ваш земельный участок относится к землям населенных пунктов и предназначенподробнее… Ваш вопрос или комментарий Жанна / Истринский район, г.


ИстраПервичное формирование участка отступы от дорогиДобрый день! Величина отступа от дороги до границы Вашего земельного участка должна определяться в зависимости от основного ее назначения, определяемого в соответствии со СНиП II-К.3-62.читать ответ…

Юридический форум для землевладельцев

Территории дачных и садоводческих поселков должны быть оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае возникновения пожара, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. 13. Территория садоводческого товарищества в пределах противопожарных расстояний, а также участки, примыкающие к жилым домам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п. Расстояния от дороги: Что такое красная линия? Так схематически обозначают линию забора вокруг участка, который отделяет ваши сотки от улицы или проезда.
Дом или другое жилое строение (а) должно находиться от красной линии (б) (это линия вашего забора) улиц на расстоянии не менее чем 5 метров, от красной линии проездов — не менее чем на 3 метра. Расстояние от хозяйственной постройки (с) до красной линии улиц и проездов должно быть не менее 5 метров.

Правила строительства на дачном участке

Если у вас проведен газ, можно использовать газовые баллоны объёмом не более 12 литров, которые следует хранить в специальной постройке устойчивой к огню. По требованиям инсоляции комнаты вашей постройки должны освещаться естественным светом 3 часа в день. Если участок относится с СНТ, на нем должен быть расположен прибор, контролирующий расход электроэнергии.
Правоустанавливающие документы. У владельца дома должен быть заключен договор купли-продажи или дарения, договор аренды или наследуемого владения. Если предполагается строительство индивидуального дома, в документах должно быть записано, что участок относится к виду индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или личному приусадебному хозяйству (ЛПХ):

  1. Градостроительный план земельного участка.

Какая должна быть ширина дороги в снт

Инфо

Минимальное расстояние от дома до дороги:

  • Улицы – 5 м.
  • Проезда – 3 м.

Требования к дачному дому В составе помещений жилого дома должны быть кухня или кухня-столовая, санузел, кладовая котельная и жилая комната. Эти данные пропиваются в СНиПе 31-02-2001. Также размер гостиной должен достигать 12 кв.м, спальни 8 метров. Высота помещений общего назначения – два с половиной метра, высота мансарды или веранды два метра тридцать сантиметров.


Также дом должен соответствовать требованиям пожарной безопасности, дома, высота, которых не превышает два этажа могут обойти требования СНиПа. В жилых домах должны быть соблюдены требования инсоляции помещений, вентиляции, требования температурного режима. Следует обратить внимание на сточную систему вашего дома – вода, накопившаяся после дождя не должна стекать на участок соседа.

Строительство на дачных участках — основные требования

В случае, если дом находится в населенном пункте, то эти требования прописаны в Таблице 4 СНиП 2.05. 02-85 Автомобильные дороги. Ставить фонари можно, но вопрос кто будет их обслуживать и оплачивать потребленную ими электроэнергию. Так же, можно попробовать передать их в муниципальную собственность поселения, при наличии соответствующих документов.

ГКИ Недкадастр — кадастр и геодезия Ответить27627 Возможно вам потребуются Контурная съемкаДля проведения межевания и заключений кадастрового инженера выполняем контурные топосъемки земельных участков и зданий. Срок ускоренного оформления 7 дней. Межевание участковПровести кадастровые работы по определению границ земельных участков общего пользования, а также придомовой территории. Проведем переопределение и уточнение границ земельного участка с формированием межевого плана и постановкой на кадастровый учет..

  • Конструктивный раздел включает в себя схему раскладки фундамента, схему перекрытий каждого этажа, лестниц, план кровли, чертежи узлов.
  • Деталировочные планы монтажа. Чертежи показывают схему раскладки фундаментных блоков на разной отметке, планы перекрытий с му (монолитными участками), стропильной системы элементов кровли.
  • Инженерные расчеты – схемы водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции.
  • Если правила нарушены Если вы столкнулись с проблемой, что перечисленные выше правила нарушены, необязательно они были нарушены вами – например, сосед построил забор свыше указанной высоты или расположил колодец на близком к вашему участку расстоянии, то:
  1. Прежде всего нужно зафиксировать нарушение, оно должно быть зафиксировано администрацией СНТ.

Норма строительства дорог в снт

Расстояние от забора дачного участка до дороги | Автор топика: Егор Дорога до забора моего дачного участка сократилась до 1 м. Есть ли какое-то регламентированное расстояние? законно ли отгородить это регламентированное расстояние во избежание проблем? Федор Ширина дороги для транспорта, включая грузовой — 3.5 м. , далее в зависимости от соседа напротив благоустраиваете эту ширину по центру с соседом, иногда достаточно машины щебенки, в моем случае достаточно было подсыпать щебенку по колее для машин, а вне и междуу колеи немного подравнивать, со временем получатся нормальная колея — и водители будкт ехать прямо, а не вилять к вашему забору.
Для обеспечения пожаротушения на территории садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары емкостью при числе участков до 300 — не менее 25 м2, более 300 –не менее 60 м2 каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей. Количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяется из условия радиуса обслуживания одного резервуара 200 м, но не менее двух (СНиП 2.04.02-84*). Садоводческие объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 — прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 — не менее двух прицепных мотопомпы.
Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения. 9.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме