Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Владимир путин объявил войну церковной братве из рпц.

Андрей Кураев. Фото ИТАР-ТАСС / Интерпресс / Петр Ковалев

Накануне Нового года из Московской духовной академии был уволен один из самых известных спикеров Русской православной церкви (РПЦ) - протодиакон Андрей Кураев. По его собственным словам, это произошло из-за записей в блоге о расследовании скандала с гомосексуалистами в правлении Казанской епархии. Скандал осложнился тем, что в последние годы РПЦ стала одним из самых агрессивных борцов за традиционные ценности в обществе. Slon встретился с Кураевым, чтобы поговорить, насколько существенна проблема гомосексуализма в церкви.

– Скандал с Казанской епархией развернулся сейчас, но мне всегда казалось, что мужские монастыри и церковь вообще еще с эпохи Средневековья считались местами, где гомосексуализм как минимум присутствует.

– Сам по себе гомосексуализм – это антропологический феномен, то есть его распространение не связано с нациями, образованием или профессией. А церковь – это модель общества.

Сколько в обществе будет блондинов – столько же будет и среди христиан. Сколько в обществе будет хромых – столько же будет и у христиан.

Так же и с гомосексуалистами: сколько их в обществе – почти такой же процент будет и среди христиан. Поэтому само по себе их наличие в церкви не должно удивлять. Но есть вполне четкие критерии отбора церковных руководителей: да, членом общины могут быть люди с такой особенностью поведения (при условии их покаянной самооценки), но среди руководителей это нетерпимо. Отсюда же возникает и другой вопрос: насколько церковная община способна делать выбор своих руководителей? Реально в нашей церкви это право у общин отнято. Даже монашеские братства не могут выбирать себе игуменов. Всюду наместники (назначенцы епископа), а не настоятели.

– А вы хотите сказать, что сейчас в РПЦ с гомосексуализмом сложилась какая-то экстраординарная ситуация, которая никогда прежде не встречалась?

– Она уникальна, во-первых, потому, что сейчас мы живем в условиях настоящей независимости церкви. Мы не можем перекладывать ответственность на чужих, на светскую власть. Она за нас ничего не решает. Церковь сейчас абсолютно самостоятельна в решении своих внутренних вопросов. Во-вторых, мы живем в условиях невероятной церковной прозрачности: один интернет чего стоит. Грех одного воняет на всю страну. В-третьих, совсем другое качество прихожан: это отнюдь не крестьяне, как было до революции. И в-четвертых, сейчас у этих гомоиерархов образовалась такая спайка, которой я нигде в истории не встречал.

– А вы даете оценку этой ситуации исходя из буквы устава церкви или из своих этических убеждений?

– Я исхожу из тех ценностей и нравственных ориентиров, которые существуют в самой церкви. Церковно-нравственное понятие «грех» и правовое понятие «преступление» порой не совпадают. Но из этого не следует, что церковь должна пересматривать свои евангельские оценки, подстраиваясь под общественную моду или даже право. Но думаю, и чисто светское сознание не сможет дать положительной оценки столь вопиющему лицемерию: эти иерархи ночью участвуют в гомосексуальных играх, а днем они же с кафедры обличают «гейропу».

– Но церковь, хотя и является консервативным институтом, все же иногда пересматривает свои взгляды на некоторые вещи. В данном вопросе это возможно?

– Никогда не говори «никогда». Под давлением властей эти гнилые гомоиерархи могут дать слабину и уже открыто предать церковный народ и церковное учение.

Но по доброй воле это вряд ли случится. К тому же эта проблема выходит за рамки внутрицерковных правил. Тут 133-я статья Уголовного кодекса (а именно – «Принуждение к сексуальным отношениям лиц, находящихся в подчинении»). Когда речь идет о семинаристе и проректоре, то такая квалификация совершенно очевидна. Даже если нет физического насилия, есть давление психологическое. Ну а в ряде случаев можно говорить о педофилии, потому что возраст послушников бывает ниже 18 лет.

– А как вообще сложилось такое положение вещей в РПЦ?

– Ситуация с поощрением гомосексуализма возникла с конца 60-х годов не без помощи КГБ. Потому что гомосексуалисты были людьми, заведомо скомпрометированными и перед церковным правом, и перед законами страны. Раз люди скомпрометированы, то они хорошо управляемы. Если же вдруг такой человек сделал не то, что ему сказали, – его легко было арестовать, причем не за проповедь христианства, а по такой статье. А потом Западу сказать, что у нас свобода веры не нарушается, а проповедник осужден по обычному уголовному делу. Это не значит, что гомосексуалисты специально засылались Комитетом в церковь. Просто спецслужбы относились к ним очень доброжелательно, подставляли свое могучее плечо для карьерного роста.

– Однако без прямого давления спецслужб у нас церковь живет уже больше 20 лет. Почему прежде такие скандалы, как с инспекцией в Казанскую епархию, не случались?

– Потому что за советское время выросла группа людей, способная к самоорганизации. За четверть века постоянных поездок по стране, в разговорах с сотнями священников я узнал много горькой информации по этому поводу. И при этом я видел, как годами копилось чувство возмущения у низового духовенства.

– Почему именно сейчас в Казань послали проверку?

– Полагаю, это была внутривидовая борьба. Один кандидат в будущие митрополиты казанские настучал на другого кандидата.

– А вы прежде писали какие-то жалобы по этому поводу?

– Нет. Потому что я знаю: это бесполезно. Система церковной самоочистки сейчас засорена. Как человек, живущий внутри аппарата, я это хорошо понимаю. Это вина и упомянутого лобби в том числе. Я не мальчик, и я видел, что происходило с людьми, пытавшимися наивно пожаловаться о чем-то патриарху.

– Он в курсе происходящего?

– Если я скажу, что патриарх не в курсе, то упрекну его в неполном служебном соответствии. Почему за это не брался, я тоже не могу сказать. Спросите его пресс-службу. Хотите, телефончик дам?

– Хочу уточнить, что то письмо нельзя в полной мере назвать свидетельствами автора. Автор письма ведь не сожительствовал с Никодимом. Он писал о себе: да, я живу в православной среде, да, я являюсь гомосексуалистом и у меня в окружении есть люди, вхожие к Никодиму. Остальное – это просто его предположение.

– Хорошо. Но сам Никодим сыграл известную роль с будущим патриархом Кириллом : Гундяев был его личным секретарем, затем был положен Ротовым в сан архимандрита, а после назначен им же на должность ректора Ленинградской духовной академии. Вы разве не понимали, что публикация такого письма подталкивала читателей к определенному выводу о сексуальной ориентации Кирилла?

– А еще я бы предложил вспомнить, как два года назад ваши коллеги обсуждали слух о том, что с ним в квартире сожительствует какая-то женщина, возможно, гражданская жена. Так что я бы посоветовал сразу определиться с предположениями – то ли у патриарха есть жена, то ли он, так скажем, женоненавистник!

Но если говорить серьезно, то письмо я сопроводил комментариями о том, что я отлично знаю как минимум двух настоящих подвижников, которые были по-настоящему близки к Никодиму и которые стали очень достойными монахами-схимниками.

– Но зачем тогда напечатали это письмо, если еще до публикации предполагали, на какие очевидные выводы о патриархе оно может натолкнуть ваших читателей?

– По двум причинам. Во-первых, это очень интересный исторический документ. Мне нравится идея о том, что настоящая история – это история маленьких людей. И эта история не должна теряться. Я человек с историческим вкусом, это письмо у меня давно лежало. А тут как раз пошли дискуссии на казанскую тему – мои оппоненты заявили, что православный человек по определению не может быть гомосексуалистом. А я предложил им прочитать и поразмыслить на этот счет. Я рассчитывал на здравомыслие своих читателей, которые не стали бы отбрасывать с этого письма тень на нашего патриарха.

– Скажите, а как конкретно гей-лобби, по-вашему, влияет на жизнь РПЦ?

– Эти люди делают то же самое, что и обычные священники, – проводят службы, чем-то управляют. Но эта тема очень чувствуется, когда они решают какие-то кадровые вопросы. Пусть даже епископ очень старенький, у него вся сексуальная жизнь позади и он не опасен ни мальчикам, ни девочкам. Но, помимо православной идентичности, он все равно имеет еще и другую идентичность, гомосексуальную. И тут я скажу на языке Путина: госслужащий не должен иметь счетов и имущества за границей или второго гражданства, потому что у чиновника должна быть одна идентичность – российская. На Западе не должно быть авуаров, за которые тебя можно поймать и управлять через них тобой. Это вполне здравая мысль. И точно так же я считаю, что у священника не должно быть двойной идентичности, в том числе и, скажем, партийно-политической. Но если человек идентифицирует сам себя как гомосексуалист, то у него появляется вторая идентичность, которая влияет на его решения в качестве христианского пастыря и коррумпирует его. Она влияет на то, кого он возвысит.

Осознавая себя гомосексуалистом, епископ как минимум не будет внутренне осуждать других людей той же ориентации. У него есть «гей-радар», помогающий находить ему подобных. И ему психологически приятно себя окружать похожими. А окружение большого начальника – епископа – это начальники маленькие. Епископ стареет, и они постепенно забирают полномочия у слабеющего епископа. Так потихонечку эти голубки взлетают выше и выше, заполняя все небо и засирая землю.

– То есть гомосексуализм приводит к коррупции в церкви?

– Это не в смысле дачи денег, а в том смысле, что это печальным образом влияет на жизнь и развитие церковного аппарата. Вопрос назначений из-за этого решается не по талантам, а по кумовству. И мы знаем, к чему, например, клановое кумовство приводит в управлении регионами и распределении госбюджета.

– А как это повлияло на Казанский епископат?

– Это привело к тому, что нравственный авторитет Казанской епархии в Татарстане нулевой. Христиане Татарстана не видят в своем митрополите нравственного лидера. Татарстан – сложный регион, и быть русским там очень нелегко. Еще сложнее быть кряшеном – татарином по языку, но носителем православной веры. И было бы правильно, чтобы епархия таких людей защищала. Для этого церкви даже не обязательно делать какие-то громкие заявления, нужно хотя бы иметь какие-то договоренности с властями. А на какие договоренности пойдет с такой церковью власть, когда она знает, с кем разговаривает? Светской власти Татарстана идеально подходит такое скомпрометированное учреждение, которое ни на что влиять не может. Если я руководитель, зачем мне лишний ориентир, на который нужно оглядываться при принятии решений?

– Не могу не спросить про Pussy Riot . Зачем вам вообще понадобилось с ними встречаться?

– Я долго (целый час) думал, принимать мне приглашение или нет. И понял, что у меня нет ни одного евангельски обоснованного мотива для отказа. Странно было бы представить, что апостолы или Христос не пришли на какую-то беседу, когда их приглашают. Так что мои богословские знания не позволили найти мне повода отказать. К тому же я понимал, что это решение не просто частное: если бы я отказался, пресса стала бы говорить о фарисействе и жестокосердии всех церковников вообще.

– А что отталкивало?

– То, что у меня к ним вопросов не было. Я же не журналист, интервью брать не умею… Я никому не навязываюсь и ни к кому не хожу со своим чемоданом вопросов. То есть люди, которых я хотел бы просто слушать, есть, но Pussy Riot в их круг не входят. Однако разговор, я думаю, получился. Для меня всегда радостно, когда человек оказывается сложнее, чем ты о нем думал, и не укладывается в ту маску, которую он сам на себя надевал. Я думаю, что девушки за эти два года изменились – но они и сами об этом говорят. Понятно, что мы больше не увидим их с аналогичными акциями в храмах. Они собираются помогать маленьким людям – в том числе и заключенным.

– А вы чем теперь будете заниматься после увольнения?

– Скажу словами Высоцкого: «Мне вчера дали свободу». Дело не в том, что работа в академии требовала много времени. Все эти годы о многом я мог лишь молчать, о чем-то мог говорить лишь намеками. Я чувствовал себя членом команды и старался поддерживать всех остальных. Понуждал себя искать логику и правду в их действиях и словах. А теперь я стал свободным. Моя совесть снова только моя.

И конечно, мое время тоже стало просто моим. Теперь не только академия закрыта для меня. Разные епархии будут бояться приглашать меня. А значит, я перестану жить в самолетах. Но я и так налетал столько, что, будь я летчиком, уже давно был бы на пенсии. За год я, бывало, читал лекции в 110 городах мира. Так что я давно готовился к тому, что у меня когда-то должна начаться пенсия. Поэтому произошедшее увольнение я могу воспринять лишь с благодарностью.

– Ну о патриархе вы до сих пор аккуратно говорите. Но скажите, раз у вас появилось свободное время, вы сходили поклониться Дарам волхвов?

– Нет. Это подарки не мои и не мне, почему я должен их целовать? Думать надо о том, что я могу Христу подарить, а не о том, что ему подарили другие люди. Христос в сердцах людей рождается каждый день, а не только там, в далеком прошлом. Главная святыня христианина находится рядом – в алтаре каждого нашего храма стоит чаша с Телом и Кровью Христа. Так зачем кланяться золоту древних персов, если сам Христос с тобой?

В Сибири набирает оборотов церковный скандал. Все началось с того, что священник РПЦ написал письмо митрополиту, в котором пожаловался на непомерные поборы, "откаты" и "план по пожертвованиям". Деньги должны были поступать "наверх" регулярно, не зависимо от размера прихода и щедрости прихожан, передает сайт.

В Красноярском крае священник пожаловался митрополиту на то, что его уволили за недостаточный сбор денег с прихожан. В письме бывшего настоятеля Петро-Павловского храма в селе Каратузское иерея Виктора Пасечнюка на имя митрополита приводятся цифры. Так, по его данным, сельский приход с населением 7 тыс. человек должен перечислять в епархию 300 тыс. рублей в год сборов с прихожан, плюс 600 тыс. руб. — за свечки и еще 150 тыс. рублей — "на содержание епархии".

Как рассказал НГС Виктор Пасечнюк, прослуживший в РПЦ 21 год, 14 декабря прошлого года митрополит подписал указ о переводе Виктора Пасечнюка из настоятелей в штатные священники, и тогда священник написал заявление о выводе за штат, то есть об увольнении по собственному желанию. 20 декабря заявление было подписано.

Срепы материальные

Уволившись, Пасечнюк написал митрополиту Пантелеимону, что истинная причина его увольнения заключается в том, что он "не смог по требованию благочинного Минусинского округа отца Евгения Нещерета собрать с верующих 150 тыс. руб. ко дню рождения Пантелеимона". В этом же письме бывший священник обвинил своего начальника Нещерета в покупке дорогого коттеджа и двух джипов, в то время как "приходы благочиния беднеют и разоряются".

"Все это похоже на вымогательство и шантаж", — заявил изданию Виктор Пасечнюк. В своем письме же он утверждает, что "Нещерет уже пять лет систематически и методично разоряет каратузский (да и не только каратузский) приход непомерными финансовыми требованиями, которые несоизмеримы с реальными возможностями и соотношением с другими приходами. Например, когда благочинным был отец Михаил Пристая, то мы (настоятели), сдавая деньги при различных сборах, всегда видели, кому и сколько благочинный определил собрать. Новый же благочинный Нещерет, никогда не показывает денежные ведомости сборов, и мы в них не расписываемся, и не видим, кто и сколько сдал денег".

Приходы на юге края, по словам экс-настоятеля, обложены непомерно крупными сборами. "Например, приход в Каратузском должен был отправлять в епархию дважды в год "неофициальных" сборов по 150 тыс. руб. — по столько же Шушенский и Курагинский приходы. И это при том, что в Каратузском проживают 7 тыс. чел., а в Шушенском и Курагине — 16 и 13 тыс. соответственно", — приводит он расчеты в письме.

Дополнительно приход должен перечислять 600 тыс. руб. "на склад" за товары, которые затем продаются в церкви. Причем потребности в этих товарах, по его словам, вовсе не учитываются. "На сегодняшний день в Каратузском уже лежит "мертвым грузом" церковного товара на миллион рублей. А не выбрано со склада — еще на полмиллиона. Одними свечками такие суммы не выбрать", — отмечает в письме Пасечнюк.

"Приход не может продать столько товара, сколько его заставляют брать, — пишет он. — Это подобно тому, как если бы глава администрации, открыв свой личный хлебный магазин, пригрозил всем подчиненным съедать в день по 10 булок хлеба, под страхом увольнения. Неужели в епархии нет специалистов, которые могут просчитать соотношение численности населения (его обеспеченности, а ведь в районе только 2 тысячи человек имеют рабочие места) к финансовым обязательствам приходов?".

Поборы и "откаты"

Также он отмечает что есть еще и сбор на "содержание епархии" — на приход в Каратузском назначена сумма 150 тыс. руб. ежегодно. "Когда подошел срок отдать деньги к вашему дню рождения, которые потребовал благочинный, у меня их не было. В стране кризис. У людей падает благосостояние и доходы. Если раньше мы справлялись с выплатой по сборам с помощью добрых людей-благодетелей (помяни их, Господи, во Царствии Твоем), которые из Москвы и Красноярска перечисляли нам свою милостыню, то сейчас и у них затруднительное положение", — написал Пасечнюк митрополиту.

Бывший священник заявил, что никакой реакции сверху на это письмо так и не последовало: "Меня игнорируют. Никаких связей. Его увозили наши прихожане 23 декабря к митрополиту… Но их выгнали".

Епархия разберется

В пресс-службе Красноярской епархии изданию рассказали, что про письмо они знают — оно было получено 27 декабря, и для разбирательства этой истории и фактов, изложенных в письме, была создана специальная комиссия.

Руководитель пресс-службы епархии Андрей Скворцов также заявил, что отца Виктора перевели с поста настоятеля храма на должность штатного священника по совокупности претензий. "Данное решение было обусловлено многочисленными фактами ненадлежащего исполнения священником обязанностей настоятеля, в частности, это отсутствие должного участия в общественной жизни района, сотрудничества с органами местной власти, учреждениями культуры и образования, пренебрежение обязанностями священнослужителя, регулярные отказы в совершении таинств, профанация благодатного огня, святых мощей, допущение в проповедях неуместных высказываний", — сказал Скворцов.

Епархия также обвиняет бывшего настоятеля в снижении приходской активности верующих и игнорировании возможности внести Петро-Павловский храм в реестр памятников культуры краевого и федерального значения. Окончательные результаты работы комиссии в епархии обещали озвучить позднее.

Русская православная церковь после некоторого затишья вновь ворвалась в информационную повестку: священники и архиереи опять не сходят с лент новостей, удивляя общество своими заявлениями и поступками. Церковь планомерно раздвигает границы дозволенного для себя, добиваясь всё большего влияния на самые разные сферы — от политики до личной жизни граждан. Правда, такое движение предсказуемо натыкается на непонимание, следствием которого являются многочисленные скандалы, в которые попадает РПЦ. «Политсовет» решил вспомнить 10 самых громких скандалов с участием духовенства за последние несколько лет.

Фотография с официального сайта Московской патриархии

Точкой отсчета мы взяли 2012 год, в котором начался перелом в российской политической и общественной жизни (к этому перелому непосредственное отношение имела и сама РПЦ). Стоит сразу оговориться, что в наш рейтинг не попали многочисленные заявления протоиереев Всеволода Чаплина и Димитрия Смирнова: их эпатажные высказывания давно стали привычной и даже рутинной частью информационной картины, так что полноценными скандалами их и назвать уже нельзя.

Дело Pussy Riot

Отправной пункт новой эпохи во взаимоотношениях церкви и общества — это, конечно, дело феминистской панк-группы Pussy Riot. Судебный процесс, за которым в 2012 году следил весь мир, стал водоразделом, после которого многие изменили свой взгляд на РПЦ. Напоминать детали этой истории излишне: все и так хорошо помнят, как в феврале 2012 года несколько девушек в балаклавах забежали на амвон Храма Христа Спасителя и почти минуту танцевали там. Этот танец потом попал в кадры клипа «Богородица, Путина прогони».

Реакция РПЦ была максимально жесткой — вместо того, чтобы по-христиански простить девушек, Церковь стала добиваться их наказания. Сотрудники храма стали ключевыми свидетелями обвинения в суде, а следствие в своих доказательствах ссылалось на решения Трулльского собора VII века. В итоге участниц Pussy Riot осудили на два года лишения свободы (одной из них срок затем заменили на условный, а Мария Алехина и Надежда Толоконникова освободились по амнистии только в декабре 2013 года). Всему обществу был подан сигнал: РПЦ обид не прощает, и силовое преследование теперь стало частью церковной политики. Не случайно вскоре после этого появился «закон о богохульстве» — уголовная ответственность за публичное оскорбление религиозных святынь.

«Пыльное дело» патриарха

Одновременно с делом Pussy Riot разворачивался еще один судебный скандал, непосредственно касавшийся лично патриарха Кирилла. Представитель Кирилла — некая Лидия Леонова, живущая в его квартире в знаменитом Доме на набережной, подала в суд на священника и бывшего министра здравоохранения РФ Юрия Шевченко. Леонова требовала с семьи Шевченко (к слову, сам экс-министр был болен раком) 20 миллионов рублей за то, что пыль из его квартиры, где проводился ремонт, попала в квартиру патриарха и испортила мебель и книги.

В итоге суд встал на сторону патриарха и заставил семью священника заплатить компенсацию — все 20 миллионов. Поданный стороной Шевченко иск о незаконном обогащении патриарха был отклонен.

Скандал, связанный с этим делом, получился действительно громким и резонансным, хоть и недолгим. Недоумение общественности вызвало не только то, что патриарх требует 20 миллионов с другого священника, больного раком, но и то, что Кирилл владеет квартирой в самом центре Москвы, где к тому же живет некая женщина, представляющаяся его троюродной сестрой. По репутации патриарха был нанесен серьезный удар.

Исчезающие часы патриарха

Тогда же, весной 2012 года, патриарх попал еще в один громкий скандал — на этот раз курьезный. На одной из фотографий, опубликованных на сайте Московской патриархии, можно было заметить отражение руки Кирилла с дорогими часами, в то время как на самой руке часов не было. Было понятно, что часы на руке убрали с помощью фотошопа, а вот стереть их с отражения забыли.

Патриархия впоследствии была вынуждена признать, что снимок действительно был отредактирован сотрудником пресс-службы. Публикацию такого снимка в РПЦ назвали «ошибкой» и «грубым нарушением внутренней этики». Но как бы то ни было, после скандала с фотографией многие узнали, что патриарх Кирилл не только носит дорогие швейцарские часы, но и пытается скрывать этот факт далеко не самыми честными способами.

ДТП со священниками

Но не только патриарх попадал в скандалы в том году. Летом 2012 года почти одновременно два священника РПЦ устроили резонансные ДТП в Москве. Сначала игумен Тимофей (Подобедов), передвигавшийся на автомобиле BMW с дипломатическими номерами Мальты, врезался в две машины в центре столицы. По свидетельствам очевидцев, священник, которого называли чуть ли не духовником Филиппа Киркорова, вел себя неадекватно. Наказание за эту аварию было довольно мягким: суд ограничился лишением прав, а руководство РПЦ сохранило за Тимофеем сан, но сослало служить в Воронеж, где он стал настоятелем одного из храмов.

Тем же летом иеромонах Илия (Семин), ехавший по Москве на белом «Мерседесе Гелендваген», не справился с управлением и сбил трех дорожных рабочих, двое из которых погибли на месте. Илия за это ДТП был наказан куда более сурово, нежели игумен Тимофей: его осудили на три года колонии и лишили сана. Впрочем, как впоследствии сообщали СМИ, бывший иеромонах отбывал наказание в СИЗО в условиях повышенной комфортности, попав в отряд хозяйственной обслуги и став любимчиком тюремного начальства.

Несмотря на то, что эти два случая стали самыми громкими скандалами с авариями, спровоцированными священниками, были и другие подобные случаи, которые не удостоились такого внимания общественности. Так, в конце апреля 2015 года в одном из сел Мордовии в ДТП попал автомобиль Toyota Land Cruiser: машина на огромной скорости вылетела с дороги и перевернулась, одна из пассажирок серьезно пострадала. Вскоре выяснилось, что за рулем новой иномарки находился 39-летний епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов), считающийся ставленником влиятельного митрополита Варсонофия. Архиерей сначала отрицал свою вину, но затем все-таки написал явку с повинной. На его карьере это, впрочем, никак не отразилось — он по-прежнему продолжает управлять своей епархией.

Дело Грозовского

Осенью 2013 года петербургского священника Глеба Грозовского, духовника футбольного клуба «Зенит», обвинили в совращении несовершеннолетних. По версии следствия, иерей совершил насильственные действия в отношении двух девочек во время отдыха в православном лагере на греческом острове Кос.

Сам Грозовский в момент возбуждения дела находился в Израиле и отказался возвращаться в Россию, отрицая при этом все обвинения. По решению российского суда он был заочно арестован. Впоследствии Россия подала ходатайство о его экстрадиции, и священник осенью 2014 года был арестован в Израиле и до сих пор находится в тамошней тюрьме, ожидая выдачи на родину.

Дело Грозовского вызвало резонанс не только из-за тяжести обвинений в сексуальных преступлениях, но и из-за того, что семья священника, как считается, хорошо знакома с патриархом Кириллом. Отец Глеба, священник Виктор Грозовский, по некоторым данным, общался с будущим патриархом еще с советских времен. Поэтому дело Грозовского многие считали ударом по позициям Кирилла. И еще один момент — совпадение это или нет, но вскоре после возбуждения дела в отношении Грозовского на пенсию был отправлен Санкт-Петербургский митрополит Владимир, в штате которого когда-то состоял иерей Глеб.

Гей-скандал в Казани и увольнение Кураева

В конце 2013 года профессор Московской духовной академии, известный богослов протодиакон Андрей Кураев опубликовал рассказ студентов Казанской духовной семинарии, пожаловавшихся на сексуальные домогательства со стороны своих преподавателей. Если верить семинаристам, к ним приставал проректор семинарии игумен Кирилл (Илюхин), а ректор и по совместительству казанский митрополит Анастасий (Меткин) устроил им разнос за то, что они посмели вынести эти факты на публику.

Пост Кураева произвел эффект разорвавшейся бомбы — тема «гей-лобби» и так является больной для РПЦ, а тут появились почти документальные свидетельства о сексуальных домогательствах со стороны священников к молодым людям. В Интернете стали обсуждать и другие подобные истории, составлять списки «голубых епископов», покрываемых руководством РПЦ.

Реакция патриархии скорее подтвердила все эти подозрения, чем опровергла. Так, игумен Кирилл хоть и лишился поста проректора, но сохранил сан и перешел служить в другую епархию. Митрополит Анастасий ушел с должности ректора, но сохранил за собой митрополию, где благополучно служит и поныне. А вот Андрей Кураев был уволен из Московской духовной академии и выведен из состава Синодальной богословской комиссии, по сути, лишившись какого-либо официального статуса внутри РПЦ и попав в долгую опалу к церковному руководству.

Запрет «Тангейзера»

В 2015 году число скандалов с участием Церкви вновь стало расти. Начало года ознаменовалось атакой на оперу «Тангейзер», поставленную в Новосибирском театре оперы и балета. В постановке был явно неканоническим образом использован образ Иисуса Христа и христианская символика.

Против спектакля выступил новосибирский митрополит Тихон, который саму оперу не смотрел, но узнал о ее содержании из жалоб православных зрителей. Митрополит не только пожаловался на театр в Министерство культуры, но и потребовал возбудить дело об осквернении предметов религиозного почитания. И дело против директора театра действительно было возбуждено — правда, суд в конце концов закрыл его, не найдя в постановке признаков правонарушения.

Впрочем, судьба самого спектакля оказалась печальной: директор театра Борис Мездрич был уволен, а пришедший ему на смену Владимир Кехман первым же делом снял «Тангейзер» с репертуара. Спасти постановку не смог даже митинг, прошедший в Новосибирске. Вся эта история дала повод говорить об установлении религиозной цензуры: Церковь при поддержке государства открыто вмешалась в репертуар светского театра и добилась запрета не понравившейся священникам постановки вопреки принципу свободы творчества.

Благословение «ополченцев Новороссии»

В начале марта 2015 года в Екатеринбурге состоялась церемония проводов «ополченцев», ехавших воевать с Украиной на стороне непризнанных ДНР и ЛНР. Перед будущими боевиками выступил православный священник Владимир Зайцев, призвавший их «бить фашистскую мразь» — то есть, солдат украинской армии.

Вся загвоздка в том, что руководство РПЦ официально придерживается нейтральной позиции в украинском вопросе и призывает к скорейшему установлению мира. Слова протоиерея Зайцева, таким образом, прямо противоречили установкам патриархии и могли серьезно ухудшить ее отношения с украинцами (по некоторым данным, украинские православные действительно стали писать жалобы в РПЦ). В итоге церковные иерархи были вынуждены публично отреагировать на слова священника: Зайцев былзапрещен в служении «до Пасхи» и отправлен на этот срок в монастырь.

Впрочем, наказание оказалось скорее символическим — уже через десять дней, не дожидаясь Пасхи, протоиерей вновь вернулся в свой храм, где продолжил вести службы. Впоследствии он не раз появлялся на различных публичных мероприятиях в Екатеринбурге. Из-за этого у многих возникло подозрение, что наказали его скорее для проформы, а в реальности антиукраинские настроения не чужды и высшим иерархам РПЦ.

Конфликт вокруг храма в Москве

Еще один громкий скандал, связанный с противостоянием Церкви и светского общества, развернулся совсем недавно — он связан с планами по строительству храма в Лосиноостровском районе Москвы. Храм планируется возвести на территории парка, против чего выступают многие местные жители.

В итоге парк стал точкой силового противостояния — противники храма разбили там палаточный лагерь, намереваясь помешать строителям вырубать деревья. Против них выступили «патриотические отряды», куда входят православные активисты, казаки и даже якобы «ветераны ДНР». Конфликт не раз доходил до реальных столкновений и драк.

Противостояние был вынужден прокомментировать лично патриарх Кирилл, заявивший, что храм «очень нужен многим местным жителям, которых поддерживает православная общественность». Он призвал решать все противоречия в правовом поле, но в целом дал понять, что от планов по строительству новых храмов РПЦ не окажется. При такой позиции можно ожидать новых подобных конфликтов — не только в Москве, но и в других городах.

Атака на «Серебряный дождь»

4 июля 2015 года радиостанция «Серебряный дождь» праздновала в Москве свой день рождения — в честь этого был устроен концерт. Внезапно на территорию, где проходил праздник, ворвалась группа православных верующих во главе с протоиереем Димитрием Смирновым — председателем патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи. Верующие смели рамки металлоискателя, а протоиерей прорвался на сцену, потребовав сделать музыку потише: концерт якобы мешал ему проводить службу в храме.

Фотография с сайта радиостанции «Серебряный дождь»

«Жестко раскидывая всех, кто попадался им на пути, они добрались до сцены. За те 40 метров, что они прошли, от их рук пострадало несколько человек — охранник, наш водитель, на которого рухнули рамки металлоискателей, ведущий мероприятия Михаил Козырев, наши коллеги, помогавшие за сценой. Не щадили никого — грубо распихивали, отталкивали, не обращали внимание ни на попытки хотя бы узнать в чем дело, ни на попытки вступить в диалог. Оказавшись на сцене среди музыкантов, попы начали выдергивать шнуры из аппаратуры, отталкивать музыкантов. Всё происходящее напоминало рейдерский захват», — так описали события в «Серебряном дожде».

Концерт в итоге был продолжен, хоть и с более тихой музыкой. Но атака на «Серебряный дождь» стала новой гранью, которую успешно переступила Церковь. За три года духовенство проделало немалый путь: если в 2012 году оно преследовало тех, кто врывался в храм, то теперь само врывается к тем, кто не нравится им. Даже если вы не идете в РПЦ, то это не значит, что РПЦ не придет к вам — вот, видимо, лозунг нашей новой эпохи.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

В том его виде, в котором оно существует сейчас, ортодоксальное русское христианство явно не жилец. Спасти его может только раскол. А Гундяев войдет в историю, как человек, который поставил точку на русском православии московско-патриархатского розлива.

Мой боговерующий знакомый однажды поведал православную байку, которая ходит в их кругах. Якобы некий сильно одухотворенный старец предсказал, будто последним патриархом в РПЦ МП будет Алексий.

— Не знаю, — пожал он в ответ плечами.

Я не верю в байки старцев, но эта, похоже, сбылась. Потому что сменщика Алексия назвать Патриархом можно только с большой натяжкой. Скорее, Гундяев войдет в историю, как человек, который поставил точку на русском православии московско-патриархатского розлива. Верующая интеллигенция удивляется: и эта комичная фигура, ставшая предметом для шуток и вручения серебряных калош — патриарх? Разве таким он должен быть?..

Патриарх Сербии ходил в стоптанных башмаках и ездил общественным транспортом. У него не было никакой охраны, в отличие от православного олигарха Гундяева, которого по неизвестной причине почему-то охраняет ФСО, хотя церковь у нас отделена от государства.

А когда умер патриарх Болгарии, он оставил после себя латаную одежду и пишущую машинку, которую купил подержанной в 1968 году. У него не было «Брегета» за 30 тысяч евро, он носил часы марки «Луч» и зарабатывал 340 евро в месяц, 240 из которых жертвовал детскому дому для слепых и слабовидящих детей, а на оставшуюся сотню жил.

Что же творится с Русской православной церковью, патриарх которой ездит на членовозе с охраной?..

Год назад, когда наша «правоохранительная» система, руководимая из высших кремлевско-церковных сфер, незаконно сажала нищих солисток из группы «Пусси Райот», одна православная посетительница моего блога призналась, что сняла с груди крестик: стыдно стало носить. Это до какого же состояния должна была потерять авторитет контора, называемая церковью, чтобы подобное произошло!?.

И за последовавший год положение внутри церкви только ухудшилось. От нее уже за версту разит гнилью. Все последние события это только подтверждают. Внутри церкви нарастает кризис. Налицо явный разрыв между православными олигархами и низовым звеном конторы.

Попы «на земле» стонут от безденежья, в самом буквальном смысле побираясь, чтобы прокормить свою семью и построить церковь, а чиновная верхушка патриархии, близкая к Кремлю, откровенно и нагло жирует, совершенно этого не стесняясь и даже вслух декларируя устами поп-комика Чаплина: чиновник от бога должен жить богато!

Причем, что самое и возмутительное, и отвратительное — церковный олигархат жирует на наши, то есть государственные деньги. Так, в 2013 году Госдума приняла ряд поправок к бюджету, согласно которым РПЦ в 2014 году получит из федерального бюджета 1 млрд 158 млн рублей. Тот же законодательный беспредел творится и на местах — в феврале 2013 года одной своей росписью московский мэр Собянин выделил Храму Христа Спасителя 352 миллиона рублей в виде субсидии.

Понятно, что подобная ситуация долго длиться не может и на пользу церкви не идет. Олигархи от РПЦ пытаются поднять свой стремительно летящий вниз авторитет примитивными дешевыми трюками, завозя из-за границы и периодически выставляя напоказ для совсем уж примитивного простонародья какие-то «пояса Богородицы», «дары волхвов» и прочий фальсификат.

После чего моспатриархи гордо показывают на длинную очередь теток в платках: вон сколько у нас православных!.. Но кто стоит в этой очереди? Когда-то те же самые примитивно-верующие люди стояли в километровой очереди в Мавзолей. Святыни меняются, дураки остаются...

А попы, меж тем, обещают Путину электоральную поддержку, привычно тыча в нос президенту усеченные опросы общественного мнения, якобы свидетельствующие о росте их авторитета у народа и демонстрирующие бурный рост верующих в стране. Хотя, по тем же опросам, половина (!) из называющих себя православными не верят в бога; церкви на регулярной основе посещают 1,5-3%; народ регулярно выходит на демонстрации против строительства «храмов шаговой доступности»; а в московских и казанских школах религиозные предметы для своих детей не выбрал практически никто из родителей. И это естественно: мы же городское общество!

К тому же граждане не слепые. Каким авторитетом могут пользоваться у людей думающих попы, насилующие мальчиков и пьяными давящие на гелендвагенах рабочих?.. Это понимают и сами работники культа, далекие от распила бабла. Они пытаются протестовать. А их затыкают, увольняют, отлучают.

Раскол внутри церкви, который православные бюрократы стараются скрыть с той же ловкостью, что и часы на руке у патриарха, вовсю лезет наружу. То там, то сям взрываются позорные пузыри. Чего стоит один казанский гей-скандал, который осветил в своем блоге известный православный миссионер Андрей Кураев! И которого за это уволили.

Мы и так знали, что РПЦ является рассадником педерастии, а теперь имеем возможность почитать в блоге Кураева исповеди совращенных наивных юношей, которые пришли в церковь служить богу, а столкнулись с наглыми педорясниками (педерастами в рясах), которые ставили мальчишкам условие: или карьера и разработанная задница, или гордая невинность и пшёл на завод.

В минувшем декабре церковь всколыхнул новый скандал — ее покинул один из самых уважаемых и популярных людей — настоятель Свято-Успенского подворья в Оптиной Пустыне. Ушел, как пишут СМИ, будучи не в силах более «терпеть идеологические разногласия с РПЦ».

— Во мне произошел мировоззренческий сдвиг. — Признался бывший настоятель. — В последние годы я много изучал вопрос взаимодействия научных и религиозных знаний и пришел к выводу, что церковное учение стало сильно отставать от современных знаний. Вы не поверите, но большинство церковнослужителей считает, что Земле 7500 лет; что миф о Ноевом Ковчеге — реальная вещь, хотя то, что катастрофы, описанной в этом мифе, не было никогда, можно доказать миллионами способов. Это научный факт. Подобной архаики много и в богословии, и в Предании, и в богослужении. А каких-либо шагов по направлению к тем, кто не может мыслить средневековыми категориями, со стороны священноначалия не происходит.

Расстрига полагает, что сама структура РПЦ МП, которая сегодня является по сути идеологической подстилкой для власти, устарела и не соответствует современным требованиям. В сетевом мире и церковь должна быть сетевой:

— Церкви как сообществу верующих, мне кажется, сегодня больше подходит горизонтальная структура, сетевое устройство. Каждый христианин в состоянии поступать так, как и подобает христианину. Когда клир зависит от руководства материально, то никто не посмеет высказывать нечто отличное от того, как мыслит шеф, не подвергая себя неприятностям. А в независимой финансово структуре дела обстоят иначе: апостол Павел, вспомним, сам шил палатки и не был никому обязан.

Стремиться служить друг другу, а не руководить — кажется, такая была рекомендация Христа своим ученикам?.. Евангелие — это в том числе и история о том, как один Человек провоцировал служителей культа, выявлял их недостатки и увлеченность обрядами... Как сказали бы сейчас, деятельность Христа — это чистой воды акционизм.

Напомню: акционизмом были и действия в ХХС. Только Христа за его кощунственный погром, учиненный в храме, распяли, а девчонок посадили. Что ж, времена стали явно мягче. Но церковь — наглее и беспринципнее!

Православие умирает. В том его виде, в котором оно существует сейчас, ортодоксальное русское христианство явно не жилец. Спасти его может только раскол.

Поясню. На излете Совка академик Велихов предложил Горбачеву спасти ситуацию, искусственно разделив на две партии. Чтобы между ними появилась здоровая оживляющая конкуренция. Горбачев на это не решился и потерял и партию, и страну.

То же самое сейчас происходит с . Там жутко боятся конкуренции, бубнят что-то о традиционности своей фирмы на данной территории и требуют на этом основании от властей преференций. А в результате теряют и себя, и страну: сейчас на Дальнем Востоке уже больше протестантских приходов, чем общин всех других религиозных конфессий вместе взятых. Для примера: в Приморском крае 178 протестантских общин и 89 православных. В Хабаровском крае 96 протестантских общин против 67 прочих. При этом число протестантских общин растет, а православных падает.

Не успели отгреметь первые два гомосексуальных скандала в Русской православной церкви, касавшиеся домогательств к юным студентам в Казанской духовной семинарии и похождений гомельского архиепископа Стефана , как разразился третий. На этот раз руководству РПЦ и в СМИ пожаловались воспитанники самой главной в России Московской духовной академии, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. Юноши откровенно рассказали о царящем в церковном учебном заведении разврате, передает сергиево-посадское издание "Альтернативная газета" .

Интересно, что к главе РПЦ патриарху Кириллу будущие священники относятся весьма положительно: благодарят его за помощь академии в строительстве общежития и надеются на разрешение своих проблем. А вот ректора МДА, архиепископа Верейского Евгения (кстати, он является еще и председателем Учебного комитета РПЦ и курирует все церковные вузы России), обвиняют во множестве грехов.

- За почти 20 лет руководства Академией он занимался только тем, что своим наплевательским отношением ее разваливал, - написали студенты МДА в СМИ. - Архиепископ Евгений лишь разъезжал по дорогим курортам на деньги, что получал от продажи квартир старушек, которые завещали свое жилье МДА. А ведь студенты академии до самой их смерти носили бабушкам еду и убирали в этих квартирах в свое личное время.

При этом, по словам студентов, за развратом, происходящим в стенах учебного заведения, ректор не только не следит, но и всячески ему потворствует. А происходят там при этом, скажем прямо, нелицеприятные вещи.

- "Ученые монахи" регулярно устраивают пьянки в 50-м академическом корпусе, - пишут студенты. - При этом туда приглашаются юные воспитанники учебного заведения, которых пытаются склонить к гомосексуальной близости, и зачастую удачно. Особенно активным участником таких оргий являлся бывший дежпом МДА епископ Николай (Ашимов) по кличке "Машенька". Когда он был еще обычным иеромонахом, то неоднократно сексуально домогался к студентам. Ректору МДА архиепископу Евгению было доподлинно известно о данном грехе, однако это не помешало ему дать Николаю отличную характеристику при рукоположении в сан епископа и назначении на руководство Амурской епархией.

Руководить ей, по словам студентов Московской духовной академии, теперь уже епископ Николай поехал не один. Незадолго до этого, пишут юноши, он "соблазнил студента семинарии, дружившего на тот момент с девушкой, развел его с ней и уговорил отправиться в свою епархию в Комсомольске-на-Амуре" .

Недобрым словом студенты вспоминают также бывшего начальника епископа Николая - игумена Вассиана, работающего в академии на должности проректора по воспитательной работе. Даже на младших курсах его, не стесняясь, называют мужеложником. А секретарь Ученого совета МДА игумен Адриан, пишут студенты, неоднократно был пойман с поличным за просмотром гей-порно, о чем неоднократно докладывалось ректору академии архиепископу Евгению, но тот никаких организационных выводов не сделал. Кроме того, еще один академический игумен Герасим, совершенно не стесняясь, на глазах у юных студентов приводил к себе в келью переодетых в женское транссексуалов.

- То, как ректор Московской духовной академии занимается укрывательством разврата в среде академического монашества, свидетельствует о том, что он причастен к гей-лобби, - пишут студенты. - Ведь именно архиепископ Евгений уволил из академии протодиакона Андрея Кураева , который является давним противником этого греха. Кроме того, архиепископ Евгений давно дружит с известным в Москве гомосексуальным игуменом Петром (Еремеевым). Именно теперешний ректор МДА привез его из Ставрополя в Москву и назначил своим проректором. А когда домогательства Петра к студентам стало уже невозможно скрывать, отправил его на должность первого проректора в только что начавшую работать Хабаровскую духовную семинарию. Когда же тамошний правящий архиерей, не потерпев разврата, выслал игумена Петра обратно, архиепископ Евгений назначил его сразу ректором Российского православного университета в Москве.

Известный своей непримиримой борьбой с гомосексуализмом в рядах Русской православной церкви протодиакон Андрей Кураев, который ранее, после публикации своих разоблачений, был уволен из Московской духовной академии, уже успел прокомментировать скандальное письмо воспитанников церковного вуза у себя в блоге .

- Мне уже позвонили несколько студентов различных российских духовных академий (но все они ранее были воспитанниками Московской духовной семинарии), которые восторженно отзывались об опубликованной статье, - написал Андрей Кураев. - Всем им я задавал один и тот же вопрос: насколько достоверна описанная в материале картина? В среднем выходило, что процентов на 70 это - правда. Что будут делать в патриархии сейчас? Понятно, что искать авторов письма в газету и давить на редакцию. Но, возможно, одной из тех вводных лекций, которые читают первокурсникам церковных вузов в начале сентября следует посвятить вопросам личной безопасности в церковных стенах? Честно рассказать юношам о наличии в РПЦ гомосексуального клира и методах его "охоты"? Просто предупредить, что цена коньяка, который юноши распивают в келье "приятного во всех отношениях монаха" может оказаться слишком высокой? И объяснить, что, если такой собеседник во время разговора не выпускает твою руку из своей и все время поглаживает по запястью, то встреч с таким собеседником наедине лучше избегать?

Напомним, несколько дней назад известный пропагандист РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин выступил с инициативой об отказе россиян от использования смартфонов . Они, по мнению церковника, способствуют различным грехам.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме