Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Православный Пост. Основные посты в православии

В Православной многовековой традиции установлены 4 поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский.

Рождественский пост

В новый календарный год православные христиане вступают вместе с Рождественским постом. Он начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается вплоть до праздника Рождества Христова (7 января по н.ст.). Этот пост еще называют четыредесятницей, т.к. длится он 40 дней. Еще одно его название - филиппов, т.к. заговение приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября по н.ст). Упоминание об этом посте начинается с V века. Есть мнения, что произошел он от поста перед Богоявлением. Сведения о нем доходят до нас с III века, а в IV в. пост разделился на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Великий пост

Самый значимый пост для каждого верующего человека - Великий пост. Он готовит христиан к Великому празднику - Пасхе. Каждый день поста наполнен особым смыслом, который призван помочь человеку обратиться внутрь себя, остаться «один на один» со своими прегрешениями. Даже богослужения Великого поста изменяются, приобретают большую строгость: практически исключается пение, больше времени уделяется ветхозаветному чтению, особенно Псалтири. Исключая субботу и воскресения не совершается полная Литургия. Вместо этого в среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных даров. На первой неделе Великого поста читается покаянный канон святого Андрея Критского. Воскресенье этой седмицы посвящено Торжеству православия.

Во второе воскресенье отмечается день памяти святого Григория Паламы. Он вошел в историю православной Церкви, как защитник канонической веры и обличитель еретика Варлаама.

Третья неделя поста называется Крестопоклонной. Со среды этой седмицы на Божественной Литургии произносятся особые ектеньи о тех, кто готовится ко Крещению.

В четвертое воскресенье Церковь чтит память великого подвижника преподобного Иоанна Лествичника. На святой горе Синай он подвязался до 80 лет. Главным творением святого стала книга «Лествица».

Суббота пятой седмица получила название «Похвала Пресвятой Богородицы» или суббота Акафиста.

Пятое воскресенье посвящено воспоминаниям жития святой Марии Египетской.

Шестая суббота Великого поста обращает верующих к чуду воскрешения Господом Лазаря. Именно поэтому ее называют Лазаревой субботой.

Вербное воскресение или вход Господа в Иерусалим приближает нас к самому главному празднику - Воскресению Христову. В пятницу недели Ваий завершается пост святой Четыредесятницы.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье помогает перейти постящимся к Страстной Седмице, которая предваряет день Святой Пасхи.

Петров пост

Через неделю после праздника Святой Троицы начинается Петров пост. Поскольку дата его начала зависит от празднования Пасхи, длительность поста каждый год разная - от 8 до 42 дней. Завершается он в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля. Раньше его называли постом Пятидесятницы, но позже стали именовать апостольским. Он считается не сильно строгим, т.к. разрешается вкушать рыбу.

Успенский пост

Ровно две недели длится Успенский пост (с 14 - 27 августа по новому стилю). Он установлен перед Великими праздниками Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Начало постных седмиц совпадает с праздником Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Успенский пост был установлен еще в IX веке в Византии. В городе Константинополе, где хранился Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, заметили, что страшные эпидемии происходят обычно в конце лета. Именно поэтому было заведено 14 августа Крест Господа выносить из царского дворца. Ему поклонялись в Софийском соборе, после чего проводился крестный ход, который завершался на реках и источниках, где по традиции освящалась вода. Согласно летописным данным именно в этот день Св. князь Владимир в 988 году крестил Русь. Завершается Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это один из наиболее почитаемых дней для каждого православного человека. Согласно преданию, Пресвятая Дева Мария узнала о времени завершения своей земной жизни, готовилась к переходу в мир иной усиленным постом и молитвою. Верующие в эти постные дни стараются хоть немного подражать жертвенности и подвигу Пресвятой Богородицы. Все свои душевные устремления люди возводят к восхвалению Матери Господа Иисуса Христа.

Можно ли крестить ребенка в пост?

Согласно православной традиции Крещение может быть проведено в любой день поста. Канонических ограничений на это нет.

Однако, на дни Двунадесятых и Великих праздников священнослужители советуют не назначать совершение Таинства, чтобы не отвлекать внимание от смысла этих дней. Обычно в храмах бывает много народа, и совершить Крещение может быть просто неудобно.

В Православии пост - это целенаправленное, осознанное воздержание от еды, питания животного происхождения с целью духовного и телесного очищения. Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой пост в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В пост действительно верующий православный христианин путем отречения от некоторых физических удовольствий и самоограничений приближается к Богу, т.к. именно это самоограничение и является той жертвой Богу, которую Он от нас ждет в современном мире. Постовать или нет - каждый человек решает для себя сам.

Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост - это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.

Пост - это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, кто никогда раньше не постился, необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Начни исполнять хотя заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу.

Каждый сам должен определить - сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу.

Каждый, приступающий к подвигу поста, должен знать: "Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника..." (преподобный авва Дорофей).

Истинный пост не цель, а средство - смирить свою плоть и очиститься от грехов. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания от супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора, пост становится всего лишь диетой.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

"При телесном посте, - пишет святитель Василий Великий, - чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла...".

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".

В Православной Церкви число постных дней по церковному календарю в отдельные годы доходит до двухсот. В числе этих дней - четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) и однодневные посты. В соответствии с церковным уставом, во время поста прекращается употребление "скоромных" или мясных, молочных и других продуктов животного происхождения, яиц, но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу; с прекращением поста или в "мясоед" употребление пищи не ограничивается. При этом Церковь напоминает, что больным и людям, занятым тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам позволительно некоторое послабление в строгости поста. Пост для человека, а не человек для поста.

В Православии посты делятся на однодневные и многодневные посты. К однодневным православным постам относятся:

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него.
Сплошных седмиц - пять:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с до .
2. Мытаря и фарисея - за две недели до .
3. Сырная (масленица) - неделя перед (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после .
5. Троицкая - неделя после (неделя перед ).

Однодневные посты: Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.

Согласно Церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Постами называются особые дни, установленные Церковью с целью расположить верующих больше заботиться о своей духовной жизни, о вечном спасении души, к покаянию и внутреннему самоочищению. С внешней стороны пост состоит либо в воздержании от рыбной и мясной пищи, либо в совершенном неядении (полное воздержание от пищи в продолжение одного или нескольких дней). Постные правила предусматривают различные степени воздержания: самые строгие дни указаны в Великом посте, когда и вовсе не поставляется пища. Следующая степень - «сухоядение», когда на трапезе предлагается хлеб, овощи и т.п. невареная пища. Горячая пища без масла также имеет свои уставные дни. Разрешение на растительное масло и рыбу считается уже легкой степенью воздержания. Подробный устав о предполагаемой постной трапезе на каждый день можно найти в годичном церковном календаре. С внутренней стороны пост состоит в усугублении дел христианской любви, милосердия и молитвы.

История установления поста восходит к самому началу сотворения мира и человека. Заповедь о посте Господь дал людям еще в раю: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт. 2, 16-17). Поэтому святые отцы объясняют назначение поста следующим образом: поскольку потерял человек первое райское блаженство ради своего невоздержания, то приобрести его вновь он должен с помощью труда и воздержания, ибо подобное исцеляется подобным. Также читаем и в Триоди Постной:

Не пости1вшесz по зaповэди зижди1телевэ, t садA разyмнагw первоздaннаz, и4же t преслушaніz см7рть пл0дъ њбъsста, дрeва же жи1зни, и3 рaйскіz пи1щи tчуждє1нна бhвша. тёмже пости1мсz вёрніи t снэдє1й тлённыхъ, и3 страстє1й всегуби1тельныхъ, да ћже t бжcтвенаго кrтA жи1знь њбъи1мемъ, и3 съ бlгоразyмнымъ разб0йникомъ, къ пeрвому возврати1мсz nтeчеству, пріє1млюще t хrтA бGа вeлію млcть (стихера Великаго Поста).

Во времена Ветхого Завета соблюдение многодневных и кратковременных постов было свойственно всем благочестивым людям, о чем находим подтверждение в многочисленных примерах Священного Писания. Посты могли предварять особые молитвенные прошения, как у Боговидца Моисея или пророка Илии; служили знаком сокрушения и покаяния, как видим на примере впадшего в грех царя Давыда и ниневитян; ради соблюдения поста в плену халдейском три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были удостоены особой благодати и премудрости от Бога.

Новозаветная Церковь также с самого начала своего основания имеет пост как одну из важнейших фундаментальных традиций. Сам Господь здесь служит для нас образом к подражанию, так как начал Он Свою всенародную Евангельскую проповедь после сорокадневного поста в пустыне. В Деяниях Апостольских также немало сказано о посте и воздержании в среде первых христиан. Так, апостол Павел начал соблюдать пост не только при обращении ко Христу (Деян. 9, 9), но и тогда, когда он стал христианским проповедником (2 Кор. 6, 5); в Антиохии соблюдала пост вся христианская община (Деян. 12, 2,3); ученики Христа постились для того, чтобы Господь Бог благоволил новопосвященным пресвитерам (Деян. 14, 23).

Святая Христова Церковь, благопосолушным чадам ея, православным христианом, завещала хранити пост, не менее как и самое правило молитвы. Аще по словеси апостола мы и непрестанно должны молитися (Сол. 273), но всегда стояти на молитве не совместимо естеству человеческому, почему и распределяются в церкви некия времена для молитвы. Так и в воздержании поста, по следующему Христову изречению: «Внемлите себе, да не когда отягчаются сердца ваша объядением и пиянством» (Лк. 107), мы должны всегда поститися, но как иногда от труда и немощи ослабляется тело наше и не может выносити поста всегда в полной его строгости, по сему святая Церковь и уставила для поста такоже определенныя времена: то годовыя, то седмичныя, как это указано и святым апостолом Павлом в слове о супружеской жизни, где он сказал: «Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве, и паки собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим» (Кор. 136). («Устав» святителя Арсения Уральского).

Изображая характер истинного поста, Церковь говорит в своих песнопениях: «Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»… «Постящеся, братие, телесне постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб и нищия безкровные введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость».

Посты бывают однодневные и многодневные . К однодневным относятся посты:

1) в среду - в воспоминание предательства Спасителя Иудою;

2) в пятницу - в воспоминание о страданиях и смерти Исуса Христа;

3) в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября н. ст.) пост установлен ради воспоминания страстей Господних, когда мы благоговейно поклоняемся Честному и Животворящему Кресту;

4) в день усекновения главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября н. ст.) постимся в честь и память воздержанного жития великого пророка Иоанна, а также ради скорбного воспоминания о беззаконном кровопролитии, которое совершилось ради скверного невоздержания и пьянства;

5) в сочельник или канун Крещения Господня (18 января н. ст.) пост установлен для очищения и освящения святой водой, о чем указано в уставе Чина освящения воды на этот день.

Святитель Афанасий Великий пишет: «Кто разрешает среду и пяток, сей распинает Христа, как иудеи, ибо в среду Он был предан, а в пяток - распят ».

Пост среды и пятка на каждую седмицу во все лето, в воспоминание страдания и смерти Исуса Христа: ибо в среду злочестивый Июда предал Христа июдеям, а в пяток беззаконнии июдеи распяша Его. Но как смерть Христова привела нас в безсмертие, посему убо и должно верующим, по чувству их благодарности, поститися во всякую среду и пяток, чтобы сим воспомянути страдания Спасителя нашего. Пост среды и пятка не есть подвиг о посте произвольный, но обязательный для всякого христианина. А для иноков и сущих в покаянии он увеличивается и еще на день понедельника («Устав» святителя Арсения Уральского).

Говорили об авве Пахомии, что однажды встретил он по дороге несущих к погребению тело мертвого человека и увидел здесь двух ангелов, идущих позади одра. Размышляя о них, он просил у Бога, чтобы открыл ему касательно их. И пришли два ангела к нему, и Пахомий сказал им: зачем вы, будучи ангелами, сопровождаете мертвого? Отвечали ему ангелы: один из нас ангел среды, другой - пятка. И поелику до тех пор, пока не умер человек, не оставлял он поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем тело его. Так как даже до смерти своей сохранил он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа («Древний патерик»).

В церковном году есть также некоторые периоды, когда пост среды и пятка оставляется и разрешается скоромная пища. Это бывает:

В Светлую седмицу;
В седмицу по сошествии Святаго Духа;
В праздники Рожества Христова и Богоявления;
В десять дней по Рожестве Христовом (святки);
В седмицу по недели о мытаре и фарисеи;
В седмицу сыропустную, когда можно есть все, кроме мясных продуктов.

Многодневных постов четыре:

1) Рождественский пост начинается за сорок дней до Рождества Христа Спасителя и продолжается 6 недель, с 28 ноября по 6 января включительно (с 15 ноября по 24 декабря по старому стилю). Установлен для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова: здесь мы готовим себя к тому, чтобы достойно, с чистым сердцем и душой встречать сошедшего в мир Сына Божия, воздавая Ему должную похвалу и почесть. Так как пост этот начинается после 14 ноября, дня памяти св. апостола Филиппа, то он называется также в народе Филипповым постом или Филипповкой.

2) Великий пост , продолжающийся 7 недель перед Пасхой и состоящий из двух постов: из святой Четыредесятницы или 40-дневного поста (в воспоминание сорокадневного поста Спасителя) и Страстной седмицы.

3) Петров пост или апостольский, в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла, начинающийся через неделю после праздника Троицы и продолжающийся до 11 июля включительно (28 июня по старому стилю), дня памяти апостолов. Установлен он в честь святых апостолов, а также и в воспоминание того, что апостолы, по сошествии Святаго Духа, разошлись из Иеросалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы (Деян. 13, 2-3), чтобы проповедовать Евангелие всем народам.

4) Успенский пост , продолжающийся две недели, с 14 по 27 августа включительно (с 1 по 14 августа по старому стилю). Установлен этот пост для достойного приготовления к празднику Успения Богородицы и в подражание ее жизни, проведенной в подвигах поста.

Великий пост - самый строгий из многодневных постов. Правила пощения изложены в «Большом уставе». Посты, за исключением Великого, не имеют своего особого богослужебного чина. Только богослужение Великого поста очень своеобразно и отлично от богослужения остального года.

Все эти четыре годовых поста были известны еще в первые века христианства. Так, в беседе святителя Льва Великаго (папа Римский 440-461 гг., память 18 февраля) указано следующее объяснение о временах постных: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятьдесятницу, для осени осенний - в седьмом месяце, для зимы - зимний. Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

«Апостольское 69-е правило определяет: аще который епископ, или презвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду и пяток всего лета, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен, ащи ли мирянин, да будет отлучен. При таком строгом определении сего правила неции ищут, чего ради разрешается пост среды и пятка в вышеисчисленных седмицах, и находят к решению сего следующее винословие.

Праздники: Рожества Христова и по нем 10 дней, и Богоявления, и седмица Святыя Пасхи разрешены от поста среды и пятка, в честь родившагося, и явившего нам Тройческое Божество, и, наконец, победившаго смерть обдержащую весь род человечь, Исуса Христа Сына Божия.

Седмица же по сошествии Святаго Духа, в честь Его к нам пришествия и вечнаго с нами пребывания.

А седмица по мытари и фарисеи: ибо с недели мытаря и фарисея начинается Постная Триодь, а сие начало и ведет наш разум к безвиновному началу всех Богу Отцу. А потому Святая Церковь в честь етаго начала-Бога Отца и освобождает нас на сию седмицу от поста среды и пятка, воздавая сим разрешением равночестие Святей Троице, положив на каждое Лице Ея разрешенныя времена от поста среды и пятка.

Неделя же сыропустная, хотя и при воспрещении от мяса, но разрешается на скоромную пищу, не исключая среды и пятка, в воспоминание нашего горькаго вкушения еще в Едеме от плода древа познания добра и зла, в лице нашего перваго прародителя Адама. По сему убо в неделю сию и воспоминается изгнание Адама из рая и со всем потомством его. Для того Святая Церковь сие попущает нам, как бы на самом деле олицетворить в праотце нашем бывшее падение во Едеме, дабы и паки потом обратились мы ко взысканию потерянного нами блаженства строгим соблюдением поста, во одном его сухоядении, на что и положены нам

следующия пять дней первыя недели Великаго Поста» («Устав» святителя Арсения Уральского).

«Постимся постом прятным, угодным Господеви»: святые отцы называют пост «Царицей и матерью» всех добродетелей, но при этом указывается, что должен он быть «разумным» и «умеренным», потому что «ни что не может сравниться с умеренностью во всех подвигах» («Цветник» священноинока Дорофея). «Не насыщайся досыта, оставь место Духу Святому» — так говорит известная христианская пословица. Но при этом следует, однако, помнить, что пост для нас есть «воздержание, а не изнурение». Как тело должно служить душе, так и пост телесный, должен прежде всего служить к обретению внутренних добродетелей, иначе он теряет свое первое непосредственное назначение: гневливого и памятозлобного постника-отшельника святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, гнездящимся в норе своей. Настоящий пост – это время покаяния и сокрушения о грехах своих, только тогда он приобретает истинный духовный смысл. «Постящемуся надлежит быть тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни» (Свт. Иоанн Златоуст). «Истинен пост, еже злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотем отлучение, клеветы, лжи, и клятвопреступления. Еже сих умаление, пост есть истинен и благоприятен» (Триодь Постная).

Слово пастыря

…Однажды весенней порой я шел в храм на службу. На улице темно, грязно. Неожиданно поскользнулся и провалился в грязь по колено. Выбрался из этой грязи и думаю: вот идешь в храм, преодолеваешь разные физические препятствия, ту же грязь, скажем. Из-за какой-то обыкновенной грязи и то трудно идти в храм. А вот как тяжело человеку преодолеть грязь семидесятилетнего безбожия…

Трудно ему уже понять, для чего нужно молиться, почему нужно так строго пост соблюдать. Вот задает мне вопрос один такой пожилой человек:

Батюшка, ну для чего же вот так серьезно надо воздерживаться в посте от животной пищи, какая нам от этого польза?

А я ему отвечаю:
- Давай вспомним, Адам с Еввой в раю ели мясо?
- Да вроде нет.
- А молоко они там пили?
- Нет, кажется.
- А рыбу они там ели?
- Не ели.
- А чем же они там питались?
- Плодами.
- Да, Господь им сказал: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу». Только от одного древа запретил им вкушать Господь. И они это запрет нарушили.

Так вот, чтобы подтвердить свое желание быть в раю, чтобы подчеркнуть свое стремление быть с Господом Богом, человек должен, пусть и не всегда, не всю свою жизнь, воздерживаться и довольствоваться растительной пищей. Тем самым он преодолевает последствие грехопадения прародителей в самом себе, преодолевает последствия собственных грехов. Чтобы заслужить сладость райских плодов, нужно в этой жизни чем-то пожертвовать. Вкушая плоды земные, человек подтверждает свой выбор:

Да, Господи, я хочу быть с Тобой в раю!

А что делали Адам с Еввой в раю? Они общались с Богом. А как же нам в наших сегодняшних условиях общаться с Богом? Открыть Священное Писание, открыть Псалтырь псалмопевца и царя Давыда и призвать Бога в святой молитве. Если читать не умеем, взять лестовку и помолиться Исусовой молитвой: «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго!» (Священнопротоиерей Валерий Шабашов, «Старовер Верхокамья», № 2(47), март, 2016 ).

Православная Церковь все посты определила в честь величайших церковных праздников и наиболее знаменательных библейских событий. Посты бывают разными как по длительности своей, так и по строгости воздержания. Самыми главными и длительными являются многодневные посты. Церковь также призывает всех верующих поститься в дни однодневных постов, в том числе, и по средам, и пятницам.

Многодневные посты Православной Церкви.

Этот пост является самым главным и наидревнейшим из всех, существующих в православии, постов. Он ознаменован в честь Создателя нашего, который на протяжении сорока дней вопреки искушению дьявола не ел ничего. Своим сорокадневным постом Бог определил путь нашего всеобщего спасения.

Великий пост продолжается на протяжении семи недель. Начало свое он берет от Прощеного Воскресения и длится до Святой Пасхи.

Данный пост имеет свои особенности. В повышенной строгости верующие должны поститься в первую неделю и в Страстную Седмицу. Во все другие дни степень воздержания определяется конкретными днями недели:

— понедельники, среды и пятничные дни отданы сухоядению;

— вторники и четверги отведены для горячей пищи без масла;

— субботы и воскресения – дни легкого послабления, разрешено добавлять к пище масло.

К дням, когда разрешена рыба, относят Вербное Воскресение и Благовещение Пресвятой Богородицы. А в Лазареву субботу верующие могут вкушать немного и икры рыбной.

Петров пост (Апостольский) ранее оглашался постом Пятидесятницы. Данный пост следует соблюдать в память об апостолах Петре и Павле, принявших благодать Святого Духа в день Пятидесятницы и готовивших себя через пост и неистовые молитвы к всемирной и великой проповеди Евангелия.

Начинается этот пост в понедельник недели всех Святых (через неделю после праздника Святой Троицы), а заканчивается 12 июля. Длительность этого поста может быть разной, так как зависит от дня Пасхи.

Петров пост считается менее строгим по сравнению с Великим постом:

— пища без масла предусмотрена по понедельникам;

— по вторникам, четвергам, а также дням субботним и воскресным разрешено употреблять рыбу, крупы, растительное масло и грибы.

— сухоядение установлено по средам и пятницам.

Успенский пост посвящен Успению Божией Матери. Соблюдая этот пост, мы следуем примеру Самой Богородицы, ибо она перед смертью Своей пребывала в строжайшем посте и неустанных молитвах.

Каждый из нас не единожды в жизни своей обращался за помощью к Самой Богородице, а значит, все мы должны почитать Ее и поститься во время Успенского поста.

Пост, посвященный Богородице, недолгий, длится он на протяжении всего двух недель (с 14 по 27 число августа месяца). Данный пост подразумевает строгое воздержание и дозволяет:

сухоядение в дни понедельников, сред и пятниц;

— горячую пищу без масла в дни вторников и четвергов;

— пищу с маслом лишь в субботние и воскресные дни.

В Преображение Господня и в Успенье (если попадает на среду или пятницу) дозволяется употребление рыбы.

Рождественский пост приурочен ко Дню Рождества Христова. 28 ноября берет он свое начало и 6 января завершается. Этот пост необходим нам для очищения души своей перед великим днем рождения Спасителя нашего.

Устав приема пищи во время этого поста до 19 декабря (дня святителя Николая) совпадает с уставом Апостольского поста.

С 20 декабря по 1 января верующим дозволено:

— употреблять горячую пищу без масла по понедельникам;

— добавлять масло к пище по вторникам и четвергам;

— придерживаться сухоядения по средам и пятницам;

— есть рыбу по субботним и воскресным дням.

— сухоядение по понедельникам, средам и пятницам;

— горячая пища без масла по вторникам и четвергам;

— добавление масла к пище по субботним и воскресным дням.

В сочельник первая трапеза разрешается только после того, как появится первая звезда на небе.

Однодневные посты Православной Церкви.

18 января – Крещенский сочельник . Пост служит подготовкой к очищению и освящению водой во время празднования Крещения.

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи . Пост служит напоминанием о гибели пророка Иоанна.

27 сентября — Воздвижение Креста Господня . Пост служит напоминаем о тех страданиях, которым подвергся Спаситель на кресте во имя нашего всеобщего спасения.

Посты по средам и пятницам.

Среды и пятницы на протяжении всего года должны также быть днями соблюдения поста, ибо дни эти являются напоминанием о Спасителе нашем. В среду он был подло предан Иудой, а в пятницу подвергся распятию.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме