Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Галерея - Категория: Призвание первых апостолов. Призвание апостолов

Евангелие на Литургии в неделю 18-ю по Пятидесятнице
От Луки, глава 5, стихи 1-11

1 В то время Иисус стоял у Генисаретского озера

2 и увидел две лодки, причалившие к берегу; а рыбаки, сойдя на берег, мыли сети.

3 Войдя в одну из лодок - а была это лодка Симона, - Он попросил его немного отвести ее от берега, и затем, сидя в лодке, продолжал из нее учить народ.

4 Когда же Он кончил Свои слова, Он сказал Симону: «Отплыви на глубокое место, и закиньте сети для лова».

5 И Симон сказал Ему в ответ: «Наставник, мы всю ночь трудились и ничего не поймали; но раз Ты велишь, я закину сети».

6 И сделав это, они захватили многое множество рыбы, так что их сети стали прорываться.

7 Тогда они подали знак своим сотоварищам на другой лодке, чтобы те плыли к ним на помощь; те подплыли и до того нагрузили обе лодки рыбой, что лодки начинали погружаться в воду.

8 Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: «Господин мой, уйди от меня, потому что я человек грешный!»

9 Ужас напал и на него, и на всех присутствовавших вместе с ним при этом улове,

10 также и на Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, которые были товарищами Симона. И сказал Симону Иисус: «Не страшись; отныне твоим уловом будут люди».

11 И они, вытащив лодки на берег, все оставили и пошли за Ним.

Перевод Сергея Аверинцева

Каждого человека Господь призывает быть с Ним. И судьба наша зависит от того, как мы отвечаем на этот божественный зов. А бывало и так, что от достойного ответа некоторых людей менялись судьбы мира. В Ветхом Завете так произошло с «отцом всех верующих», Авраамом. И так было уже в новозаветную эпоху, эпоху Христовой Церкви, куда первыми были призваны двенадцать учеников, ставшие апостолами.

Но почему именно этих людей выбрал Господь для того, чтобы их трудами созидать на земле Свою Церковь? В том ли дело что именно эти люди, большей частью галилейские рыбаки, были самыми достойными, самыми мудрыми и нравственными из тех, кто жил тогда среди Израиля?

Евангелие дает понять другое: это были самые обычные люди, но у них было одно общее свойство души: они всем сердцем искали Бога и всем сердцем ожидали Его Мессию - Христа. Не потому ли они и были избраны? Они искали Бога, и Бог ответил им; они ожидали Христа - и встретили Его. Как только Господь начал Свою Проповедь - после Крещения, поста и возвращения из пустыни, - за Ним сразу же пошли люди, чтобы слышать Его слово и видеть Его чудеса. В один из этих дней Господь и выбрал Себе первых учеников. Итак, Генисаретское озеро; на берегу толпятся люди; их столько, что многим не видно и не слышно Иисуса. И вот Он входит в рыбацкую лодку и, отплыв от берега, говорит к народу. Хозяин лодки - Симон, будущий Петр. Он уже знаком с Иисусом - его приводил к Господу Андрей, брат Петра и тоже рыбак, ученик Иоанна Предтечи.

Закончив проповедь, Иисус обращается к Петру, сидящему тут же в лодке, и велит ему отойти на глубину и закинуть сети. Петр знает, что рыбы нет: для рыбака, трудившегося всю ночь и ничего не поймавшего, тщетность новой попытки очевидна. Но Петр повинуется этому Человеку, потому что он слышал Его Слово. Он закидывает сети в воды, которые только что были пусты. Ужас напал на рыбаков, когда сети начали прорываться, не выдерживая тяжести чудесного улова. И Симон, припав к коленям Иисуса, просит Его: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5, 8).

В этот момент Симону Петру приоткрылось, что Тот, кто был с ним в лодке, больше, нежели учитель и наставник. Петр испытал священный трепет, он ощутил, что рядом с Тем, Кто с ним в лодке, человек лишь «прах и пепел». Вокруг лодки была вода, выйти было некуда; «оставь меня, выйди из моей жизни» - вот что значили на самом деле вырвавшиеся у Петра слова. Всем своим существом Петр почувствовал, что прежняя Его жизнь Иисуса не вмещает, и если Господь входит в нее, то нужно, оставив весь мир, идти за Ним.

Петр - человек импульсивный, слова эти - результат его потрясения. Господь же, зная, что причиной им охвативший Петра страх Божий и благоговение, отвечает не на слова, но на глубинное движение его сердца. И Господь одобряет Петра. «Не бойся, - говорит Он, - отныне будешь ловить человеков» (Лук.5.10). Это - метафора. «Ты доставал из пучины рыб, а будешь спасать людей» - вот ее смысл. Передавая в Евангелии эти слова Господа, апостол Лука употребил греческий глагол ζωγρέω - ловить живьем.

В Септуагинте (греческом тексте Ветхого Завета) он означает также спасение людей от смерти (см. Числ. 31. 18). И Петр, а с ним и его друзья - братья Иаков и Иоанн, вытащив лодки на берег, оставляют их и идут вслед за Господом.

Затем было три года, которые они провели с Иисусом. Их Учитель совершал чудеса, исцелял безнадежно больных, возвращал к жизни уже умерших, и самое главное - учил как «власть имеющий», и слова Его были словами вечной жизни. И Петр от лица всех учеников уже назвал Иисуса Христом, Сыном Живого Бога.

Но ученики, так же, как и большинство их современников, полагали, что Мессия приходит, чтобы восстановить былую славу Израильского Царства. И когда Господь открывает им, что Ему предстоит принять смерть, это слово еще не вмещается в их души. Когда же Христос был казнен и погребен, вся их вера, надежда, любовь - вся их жизнь казалась разбитой и потерявшей смысл. Так же, как и вера Авраама, вера апостолов прошла через катастрофические испытания.

И тогда история с лодками и чудесным уловом повторяется снова. Господь снова творит то же чудо, чтобы возродить учеников к вере. Эта новая история начинается со знака крушения всех надежд: ученики возвращаются к тому, что они оставили, когда пошли за Христом.

«Иду рыбу ловить», - говорит Петр. «Идем и мы с тобою», - соглашаются другие. И так же, как тогда перед призванием, они трудились всю ночь безрезультатно, и сети их были пусты.

Но вот проходит ночь и наступает утро. И с берега их окликает воскресший Господь. И Петр, когда-то просивший Иисуса выйти из его лодки, теперь сам бросается в воду и плывет к берегу, к Господу. Следом приплывает лодка с множеством пойманной рыбы - как и в тот раз, по слову Господа (см.: Ин. 21, 3-11).

И слова Господа о Петре, что он станет «ловцом человеков», начнут исполняться именно теперь, после Воскресения Христова. Проповедь апостола Петра привлечет ко Христу сердца миллионов людей - не только тех, что видели его и слышали его живое свидетельство, но и всех тех, кто на протяжении двух тысячелетий читает в Новом завете о Петре и его призвании.

Иерей Михаил Браверман

Есть предание, которое вошло в Русскую Православную Церковь, как определенное верование, что святой апостол Андрей Первозванный, когда ему была определена та часть мира, в которую он должен был пойти, посетил также и места Киевской Руси, и был на Киевских холмах, и благословил эти холмы, и сказал, что здесь, на этих холмах, будет воздвигнут дивный город, который обратится ко Христу. И поэтому имя святого Андрея, Апостола Первозванного, имеет совершенно особое значение для русского человека, для верующего, и всегда было в истории России так, что Андрей Первозванный был тем Апостолом, который начал, можно сказать, крещение Руси, водрузив Крест на Русь. За тысячу лет, почти что, до того, как само Крещение Руси совершилось.

Как это удивительно! Совершилось как бы небесное предзнаменование, небесное указание, ибо это было еще до того, как оно осуществилось. В молитвах, когда Святой Апостол Андрей перешел из сей жизни в иную, он стал еще до Крещения Руси уже молитвенником за нее, как бы готовил ее, молясь перед престолом Божиим на небесах за Русь. Это была как бы Небесная Русь, которая воплотилась уже во дни Святой Ольги и Святого Владимира.

И здесь следует нам обратить внимание на Евангелие, которое читается в день Святого Апостола Андрея – призвание его. И, когда он первый видит, слушая сначала слова своего первого учителя Иоанна Предтечу о том, что Иисус, как показал Иоанн Предтеча, является тем Агнцем Божиим, который берет на себя грехи мира, он идет к Иисусу сам, и Христос его призывает к апостольству. И он идет и зовет своего брата Симона и говорит ему: «Я нашел Мессию, Христа».

Призвание апостолов Андрея и Петра. Роспись Покрово-Никольского храма г. Клайпеда, Литва. Фото: pokrov.lt

Он увидел Христа, и после этого Симон идет ко Христу, и Христос впервые дает ему имя Петр – камень, скала. И позднее скажет: «На этой скале Я воздвигну Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». На вере Петра, когда Петр исповедует Его позже. Интересно, что Андрей исповедует раньше, Петр позже, не в тот еще момент. И получает эти изумительные слова Христовы о том, что Церковь не будет одолена никогда вратами ада, позже, после апостола Андрея. И интересно, что в Евангелии дальше говорится о том, как зовут также и Нафанаила, и как приходит Нафанаил и сначала не верит, сомневается. И Христос ему говорит: «Я знаю тебя, Я видел тебя под смоковницей».

У каждого из нас бывает такой момент, когда мы можем сказать, что мы под смоковницей. Это тайна. Тайна наша и тайна Божия, когда совершается нечто такое, что мы абсолютно уверены: есть некая сила Божия. Мы не знаем, что было тогда с Нафанаилом под смоковницей, молился ли он, получил ли ответ от Бога или, наоборот, было что-нибудь, какое-нибудь видение было – это Евангелие нам не говорит, но ясно, что был такой момент, таинственный и божественный.

И вот Нафанаил, когда слышит эти слова, узнает Того, Кто видел его под смоковницей, духовно. И говорит ему, исповедуя: «Ты – Царь Израилев, Ты – Сын Божий». Вы видите, как с одной стороны человек видит Бога в лице Иисуса Христа, как Андрей. И Бог видит человека, как в случае Нафанаила, под смоковницей. И такое происходит соединение в этом Евангельском повествовании, соединение человеческого и божественного, которое осуществляется и воплощается в личности Самого Христа.

Вот так и нам с вами надо с одной стороны посмотреть лучше, как было сказано Нафанаилу: «Прииди и посмотри, прииди и виждь», так и мы сейчас говорим многим: «Приди и посмотри, посмотри, послушай, почитай Евангелие и увидишь тогда Христа, Кто и Что Он есть. Это с одной стороны, а с другой стороны имей в виду, что Бог видит тебя всегда, всюду, даже под смоковницей, и может быть, именно под смоковницей, то есть в тот тайный момент, который, ты думаешь, принадлежит только тебе одному».

Да даст же Господь всем нам быть верными и истинными искателями правды, чтобы Господь открылся нам, как Он открылся своим апостолам и как Он призвал святого Андрея Первозванного, первого Крестителя Руси. Аминь.

В первые же дни Своего пребывания в Капернауме, Господь Иисус призвал четырех апостолов: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Нужно было, чтобы они были свидетелями Его жизни, учения и чудес, до самого Его вознесения на небо. ПРОХОДЯ ЖЕ БЛИЗ МОРЯ ГАЛИЛЕЙСКОГО , – повествует евангелист, – Господь знал, что в это время четыре будущих Его апостола занимаются там рыбной ловлей, и пришел призвать их к апостольству: ОН УВИДЕЛ ДВУХ БРАТЬЕВ: СИМОНА, НАЗЫВАЕМОГО (которого Господь еще раньше, при первом свидании, назвал именем Петр) ПЕТРОМ, И АНДРЕЯ, БРАТА ЕГО , которого наименовала Первозванным, ЗАКИДЫВАЮЩИХ СЕТИ В МОРЕ, ИБО ОНИ БЫЛИ РЫБОЛОВЫ , люди бедные, простые, неученые; вот из каких людей избрал Себе Господь первых апостолов, да не похвалится перед Ним мудрый мудростью своей. И ГОВОРИТ ИМ: ИДИТЕ ЗА МНОЮ, И Я СДЕЛАЮ ВАС ЛОВЦАМИ ЧЕЛОВЕКОВ . Мир со всей его суетой то же, что бурное море; души человеческие то же, что рыбы в этом море житейском. Мрежа или невод, коим апостолы уловляют людей, это – Святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия, в благодатный корабль Христов, т. е. в Божию, которая приводит их в светлое Царство Небесное. Воистину счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовой и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного змия, диавола, если только сам он пребудет на корабле Христовом, т. е. не уйдет из Православной Церкви в расколы и ереси. Но поняли ли тогда апостолы-рыбари, что означает это обещание Христово – сделать их ловцами человеков? Едва ли... И, однако же, они ни на минуту не задумались, не остановились даже, чтобы передать кому-нибудь свои рыболовные сети, дабы они без пользы не пропали: они просто их бросили и с полной готовностью тотчас же последовали за Иисусом: И ОНИ ТОТЧАС, ОСТАВИВ СЕТИ, ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА НИМ .

Такова сила Божественного слова Иисусова. Но велика была и их вера Христу: хотя Он и призвал их, но не принуждал; могли и не пойти, но, однако же, пошли, и пошли тотчас же. Вот такого же послушания желает и от нас Христос Спаситель наш: чтобы мы ни на минуту не откладывали того, чего требует Его закон. И как тогда говорил Он апостолам: «идите за Мною» , так и теперь всех Он призывает к Себе: «придите ко Мне все..» . (). Если и ты, христианин, услышишь слово Божие или голос твоей собственной совести, призывающий тебя на молитву или на дело доброе, Богу угодное, то ведай, что это Христос невидимо мимо ходит и взирает, и зовет тебя. Пошли апостолы за Христом, это значит – стали неразлучными спутниками, учениками Его, и всем сердцем отдались на Его святую волю. С ними Христос Спаситель идет далее по берегу. ОТТУДА, ИДЯ ДАЛЕЕ, УВИДЕЛ ОН ДРУГИХ ДВУХ БРАТЬЕВ, ИАКОВА ЗЕВЕДЕЕВА И ИОАННА, БРАТА ЕГО, В ЛОДКЕ С ЗЕВЕДЕЕМ, ОТЦОМ ИХ, ПОЧИНИВАЮЩИХ СЕТИ СВОИ . Им не на что было купить новые сети, и потому они чинили старые, изорванные сети; в такой бедности Иаков и Иоанн питались от праведных трудов своих и, связанные союзом братской любви, они не покидали старика отца и служили ему, как любящие дети. Мать их, благочестивая Саломия, впоследствии сама ходила с другими святыми женами во след Господа и служила Ему, чем могла. И ПРИЗВАЛ ИХ – призвал их Господь Иисус, конечно, тем же властным словом Своим: «идите за Мною» . Он не обещал им даже того, что обещал Симону и Андрею, но и они, по примеру своих товарищей по ловле рыб, безпрекословно, без всяких колебаний, последовали за Господом. При этом им нужно было расстаться с тем, что дороже рыболовных сетей: оставить отца своего, но и сила сыновней любви не могла устоять против силы слова Иисусова; И ОНИ ТОТЧАС, ОСТАВИВ ЛОДКУ И ОТЦА СВОЕГО, ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА НИМ . Достойно примечания, что Господь не говорит апостолам: «оставьте мрежи, оставьте корабль и отца своего», Он говорит: «идите за Мною» (); но когда они хотят исполнить это слово, то оказывается, что надо начать именно с оставления и мрежей, и отца. Значит, кто желает действительно быть на пути к небу, тому необходимо оставить все земные привязанности, все, что препятствует ко спасению души. «Вот случай, – замечает блаженный Феофилакт, – когда нужно оставлять отца: когда он препятствует к добродетели и богоугождению». Должно веровать, что Отец Небесный, за твое послушание воле Его, не только самого тебя приведет на небо, но и противящегося отца твоего земного может привлечь туда же твоей верой.

Итак, послушные гласу Господа новопризванные апостолы, рыбари, простились со своим озером, с прежним занятием, с отцом и пошли за Господом. Так, можно сказать, рыболовное судно стало колыбелью христианства, а его повивальными пеленами – рыболовные сети. И ХОДИЛ ИИСУС ПО ВСЕЙ ГАЛИЛЕЕ , проходил по всем местам области, чтобы творить людям различные благодеяния духовные и телесные. Не ученики собирались к Учителю, как имеющие в Нем нужду, но Учитель ходит повсюду, чтобы собрать учеников. Не болящие ищут Врача, дабы получить от Него исцеление, но Врач ищет болящих, чтобы подать им исцеление. Воистину, как Сам сказал Он: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (). И служил Он, проходя по Галилее, УЧА В СИНАГОГАХ ИХ , т. е. в тех местах, куда Евреи собирались по праздникам, чтобы молиться, читать и слушать слово Божие. Сонмища или синагоги для Евреев были почти то же, что для нас, православных христиан, церкви Божии: только жертв не могли они приносить в синагогах, так как жертвы можно было приносить только в храме Иерусалимском. Христос Спаситель каждую субботу приходил в синагогу, молился здесь, как всякий благочестивый израильтянин, подавая и нам пример не дома только молиться, но и в церкви Божией, особенно в праздники, установленные. И Евреи могли видеть, что Он не враг Закона, что Он охотно исполняет все его предписания; могли слышать из уст Его, что Он не противник Моисею, потому что после молитвы Спаситель открыто поучал в синагоге народ, И ПРОПОВЕДУЯ ЕВАНГЕЛИЕ ЦАРСТВИЯ , возвещал радостную весть, что настало, наконец, давно желанное время, о котором предсказывали Моисей и все пророки, что открывается Царствие Божие на земле. Невидимо было это Царство Божие, о котором говорил Господь; никогда Иудеи не слыхали такого учения, какое Он проповедовал, и вот, чтобы уверить их в истине Своего Божественного учения, Он подтверждал слова Свои дивными чудесами, И ИСЦЕЛЯЯ ВСЯКУЮ БОЛЕЗНЬ , всякую застарелую, неизлечимую болезнь, И ВСЯКУЮ НЕМОЩЬ , всякую случайную немощь, В ЛЮДЯХ . Быстро пошла народная молва о новоявленном Пророке, Чудотворце: И ПРОШЕЛ О НЕМ СЛУХ – слава о Нем – ПО ВСЕЙ СИРИИ , по всей той области Римской, которая простиралась от реки Ефрата до моря Средиземного, и от Малоазийских областей до пустынной Аравии. И ПРИВОДИЛИ К НЕМУ ВСЕХ НЕМОЩНЫХ, ОДЕРЖИМЫХ РАЗЛИЧНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ И ПРИПАДКАМИ, И БЕСНОВАТЫХ , т. е. одержимых злыми духами, которые Божиим попущением овладевают людьми за их нечистую, греховную жизнь, особенно за гордость, нераскаянность во грехах.

Овладевают такими бесы и мучают их; приводили к Спасителю И ЛУНАТИКОВ , которых особенно мучил бес в полнолуние, которые бродят во сне по крышам домов и лазят, где придется, И РАССЛАБЛЕННЫХ , или разбитых параличом, лежащих без движения, И ОН ИСЦЕЛЯЛ ИХ всех, исцелял не человеческой силой, не врачебным искусством каким, а Своей всемогущей Божественной силой – одним прикосновением, даже одним словом Своим. И так много было этих чудесных знамений, что евангелист Матфей не считает нужным описывать каждое чудо отдельно, а только кратко упоминает о всех вообще. Христос разливал вокруг Себя, по выражению святителя Иоанна Златоуста , целое неизреченное море чудес.

Мф. IV, 18-22: 18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

Мк. I, 16-20: 16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. 17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. 18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. 19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; 20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

Лк. V, 1-11: 1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. 3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. 4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. 5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. 6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. 7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. 8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. 9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. 11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

8. Призвание к Апостольскому служению рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна

(Мф. IV, 18-22;Мк. I, 16-20; Лк. V, 1-11)

О призвании первых Апостолов рассказывают нам три Евангелиста: Матфей, Марк и Лука, причем первые два кратко, как бы констатируя лишь самый факт призвания, а св. Лука подробно, описывая предшествовавший этому призванию чудесный улов рыбы. Как повествует нам св. Евангелист Иоанн, еще на Иордане последовали за Господом намеченные Им первые ученики Его Андрей и Иоанн, затем пришли к Господу Симон, Филипп и Нафанаил. Но возвратившись с Иисусом в Галилею, они мало-помалу обратились к своим прежним занятиям — к рыбной ловле. Теперь Господь призывает их к постоянному следованию за Собой, повелевая им оставить рыбную ловлю и посвятить себя иному труду — уловляя людей для Царствия Божия.

Слух о пришествии Мессии быстро распространился по Галилее, и толпы людей стекались послушать Его учение. Все теснились вокруг Него, и вот, однажды, когда Он был на берегу Геннисаретского озера, называвшегося также морем (вероятно, благодаря бывшим на нем сильным бурям), Ему пришлось сесть в лодку чтобы отплыть несколько и учить из нее народ. Окончив поучение, Господь велел Симону, которому принадлежала лодка, отплыть на глубину и закинуть сети. Опытный рыбак, трудившийся всю ночь неудачно, был уверен, что и новый лов не будет успешен, но произошел столь чудесный улов, что даже сеть прорывалась. Петр и Андрей должны были позвать на помощь своих товарищей, находившихся в другой лодке, Иакова и Иоанна, чтобы те помогли им вытащить пойманную рыбу. Рыбы оказалось столько, что наполненные ею обе лодки начали тонуть. Объятый благоговейным ужасом Петр припал к ногам Иисусовым, говоря: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». В этих словах он хотел выразить сознание своего недостоинства перед величием и могуществом Чудотворца. Словом кротости Господь успокаивает Петра и предрекает ему его будущее высокое предназначение. По свидетельству Евангелистов Матфея и Марка, Господь сказал обоим братьям Петру и Андрею: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков!», а затем призвал к такому же следованию за Собой других двух братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых. Оставив свои сети, а последние два и отца своего, они последовали за Иисусом.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Пребывание в Капернауме и избрание четырёх учеников

(Μф. 4:13-22; Мк. 1:16-20; Лк. 5:1:11)

… Проповедь Его <Спасителя> привлекала всегда такое множество народа, что Он иногда должен был входить в лодку и, отплывши немного от берега, с ея возвышения проповедовать народу. Так однажды Он вошёл в лодку одного из Своих последователей, Симона, и просил его отступить несколько шагов от берега, чтобы народ не теснился к Нему.

По окончании проповеди, Он предложил Симону отплыть на глубину и забросить сети в море. Рыбаки только что окончили ловлю и едва успели перемыть сети, не вытащив ничего; но вера в Повелевавшаго побудила Симона снова начать трудную работу, которая была вознаграждена необыкновенным уловом, так что Симон должен был пригласить на помощь соседних рыболовов. Объятый ужасом, он пал к ногам Иисуса и просил Его выйти из его лодки, опасаясь, что Божественная сила Чудотворца может поразить его за грехи. Но Господь успокоил его обещанием, что он отныне будет уловлять людей.

Оставив рыболовныя сети, Симон, вместе с братом своим Андреем, пошёл за Небесным Учителем учиться Его искусству уловлять души людей.

Проходя далее, Иисус призвал к этому же промыслу и других двух братьев, сынов Зеведея, которые также, вероятно, были свидетелями чудеснаго улова рыб и, подобно своим сотоварищам по ремеслу, оставив сети и отца своего с лодкой, последовали за Иисусом.

Примечания.

1. Это призвание к Апостольству отлично от описаннаго у Евангелиста Иоанна. Там, привлекаемые к Иисусу свидетельством Иоанна Предтечи, Андрей и Иоанн, приводят к Нему же Симона и Филиппа, только следуя за Иисусом и затем лишь делаются свидетелями Его чудес в Кане и Иерусалиме, слышателями Его учения в Самарии и Галилее; но не оставляя своих занятий и не думая ещё посвятить себя служению Мессии.

Пришедши в дом, к морю Галилейскому, они занялись своим промыслом. Тут-то должно было последовать окончательное решение - идти ли им за Мессией или оставаться при своих занятиях в ожидании, когда Он откроет Своё Царство на Земле и призовёт их в оное. Чудесный улов рыбы решил их судьбу.

2. О чудесном улове рыб упоминает один Лука - конечно потому, что хотел быть полнее в разсказе о призвании Апостолов. Он помещает это событие после исцеления, совершённаго Иисусом Христом в синагоге Капернаумской, а Матфей и Марк прежде. Евангелисты не всегда следуют хронологическому порядку, а повествуют сообразно своей цели. Лука, может быть, хотел выставить веру жителей Капернаума в противоположность с верою жителей Назарета, и поместил это событие сейчас после сказания о пребывании Иисуса Христа в Назарете.

3. Галилейское море, иначе Генисаретское и Тивериадское озеро, есть небольшой водоём, образуемый течением Иордана и имеющий около 5 миль (9 верст) в длину и 1,5 мили (2,5 версты) в ширину. Оно лежит в самой прекрасной местности Палестины, имеет живописные берега на Западной стороне и изобилует рыбою - особенно в своей Северной части. По берегам его расположены были многие города, от которых ныне остались одни развалины: Тивериада, Киннерет (отсюда озеро Генисаретское), Вифсаида, Капернаум и др. Жители преимущественно занимались рыбною ловлей. Озеро подвержено сильным и частым бурям, от соседства многих холмов и возвышенностей, окружающих озеро.

4. Хотя необыкновенный улов рыбы можно было считать естественным, но сопоставление его с неудачною ночною ловлею, производство его не в урочное время, которое могло быть очень хорошо известно опытным рыболовам, и наконец сила впечатления, произведённаго им на рыбаков, видавших не раз обильные уловы - показывает в нём чудесное действие.

Страх, напавший на Симона при виде такого обилия рыбы, указывает на сознание им своей греховности, не соответствующей чистоте Божественной силы, так близко коснувшейся его.

Так часто одно присутствие высокой святости поражает грешника более, чем все увещания к покаянию…

§467. "Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы; и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним." ("Еванг. от Матф.", гл.4, ст.18-22.)
"Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним." ("Еванг. от Матф.", гл.9, ст.9.)
§468. В этих фактах нет ничего удивительного, если известна сила двойного зрения и весьма естественная причина этой способности. Христос обладал ею в наивысшей степени и можно сказать, что оно было его обычным состоянием, о чём свидетельствует множество фактов его жизни, которые в настоящее время объясняются магнетическими явлениями и Спиритизмом.
Также и ловля, именуемая "чудесной", объясняется двойным зрением. Иисус не творил произвольно рыбы там, где её не было; он видел так же, как увидел бы ясновидящий, духовным зрением то место, где она находилась; он мог с уверенностью сказать рыбакам бросить туда сети.
Проницательность мысли, а с нею и некоторое предвидение были следствием духовного зрения. Когда Иисус призвал Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея, он должен был знать сокровенное расположение их души, чтобы быть уверенным, что они пойдут за ним и что они способны были исполнить ту миссию, которую он хотел возложить на них. Нужно было, чтобы они сами имели внутреннее сознание этой миссии, чтобы предаться ему. То же самое, когда на тайной вечере он объявил, что один из двенадцати предаст его, и когда указал его, сказав, что это тот, который опускает руку свою в блюдо, и когда сказал, что Пётр отречётся от него.
Во многих местах "Евангелия" сказано: "Но Христос, зная их мысли, сказал им...". А как мог он знать их мысли, если не одновременно через флюидическое лучеиспускание, приносившее ему эти мысли, и духовное зрение, которое позволяло ему читать в глубине душ человеческих?
Часто тогда, когда мы думаем, что какая-нибудь мысль наша глубоко сокрыта нами в изгибах души, мы и не подозреваем, что мы сами в себе носим зеркало, которое её отражает, показатель в собственных лучах нашего флюида, который весь проникнут ею. Если бы мы видели механизм окружающего нас незримого мира, разветвление тех нитей-проводников мысли, которые соединяют все разумные существа воплощённые и бесплотные, все флюидические токи с отразившимся на них моральным миром, которые, как воздушные течения, пересекают пространство, мы бы менее поражались некоторым явлениям, каковые незнание приписывает случаю. (Гл.XIV, §§425, 432 и след.)



Исцеления

§469. "Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла ещё в худшее состояние, - услышавши об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у неё источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время, Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился к народу и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь, кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мир и будь здорова от болезни твоей." ("Еванг. от Марка", гл.5, ст.25-34.)
§470. Эти слова: "Почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила", весьма выразительны. Они означают флюидическое движение, которое переходило от Иисуса к больной женщине; оба почувствовали только что происшедшее действие. Замечательно, что оно не было вызвано ни одним актом воли Христа; не было ни магнетизации, ни возложения рук; достаточно было обычного флюидического лучеиспускания, чтобы произвести исцеление.
Но почему же это флюидическое истечение направилось именно к этой женщине, о которой Иисус не думал, а не к другим?
Причина весьма проста. Флюиды, данные как терапевтическая сила, должны касаться расстроенного организма, чтобы его исцелить; они могут быть направлены на больного по воле исцеляющего, или же привлечены горячим желанием, доверчивостью, верой больного. По отношению к флюидическому току первое оказывает действие, как бы нагнетательного насоса, второе - всасывающего. Иногда необходимо одновременное действие обоих, иногда достаточно одного: в данном случае было второе.
Итак, Христос был прав, когда сказал: "Твоя вера спасла тебя". Понятно, что здесь вера не есть та мистическая сила, какою представляют себе её некоторые лица, а настоящая притягательная сила, тогда как не имеющие веры противопоставляют флюидическому току силу отталкивающую или, по меньшей мере, инертную, которая парализует его действие. После этого понятно, что из двух больных одной и той же болезнью, находящихся в присутствии исцелителя, один может быть излечен, а другой нет. Это один из самых важных принципов целительного медиумизма, объясняющий совершенно естественной причиной некоторые кажущиеся аномалии. (Гл.XIV, §§441, 442, 443.)



Слепой из Вифсаиды

§471. "Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его, видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелился и стал видеть всё ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении." ("Еванг. от Марка", гл.8, ст.22-26.)
§472. Здесь магнетическое действие очевидно; исцеление было не мгновенное, но постепенное; действие выдержанное и повторное, но всё же более быстрое, чем обыкновенный магнетизм. Первое чувство этого человека было именно то, какое испытывают слепые, к которым возвращается зрение; вследствие оптического явления предметы кажутся ему несоизмеримо велики.

Расслабленный

§473. "Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сём некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи; - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошёл в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам." ("Еванг. от Матф.", гл.9, ст.1-8.)
§474. Что могли означать слова: "Прощаются тебе грехи твои", и как они могли привести к выздоровлению? Спиритизм даёт к этому ключ, а равно и ко множеству других слов, до настоящего времени непонятных; он учит нас по закону множественности существований, что болезни и страдания жизни суть по большей части искупления прошлого и что мы претерпеваем в настоящей жизни следствие проступков, совершённых в прежней жизни, различные существования имеют отношение одно к другому до тех пор, пока мы не заплатим все долги наших несовершенств.
Если же болезнь этого человека была наказанием за то зло, которое он мог совершить, - сказать ему: "Прощаются тебе грехи твои" было всё равно, что сказать: "Ты заплатил твои долги; причина твоей болезни изгладилась твоей настоящей верой; следовательно, ты заслуживаешь быть избавленным от твоей болезни." Потому-то Христос и сказал книжникам: "Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или, встань, возьми постель твою и ходи?"; если прекратилась причина, то должно прекратиться и следствие. Это то же самое, что сказать заключённому: "Ты искупил своё преступление и прощён", или: "Ты можешь выйти из тюрьмы."

Десять прокажённых

§475. "Идя в Иерусалим Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились издали и громким голосом говорили: Иисус-Наставник, помилуй нас! Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославил Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его, и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя." ("Еванг. от Луки", гл.17, ст.11-19.)
§476. Самаритяне были раскольники, как приблизительно протестанты по отношению к католикам, и презираемы иудеями, как еретики. Иисус, исцеляя без различия самаритян и евреев, давал в то же время урок и пример терпимости; ставя на вид, что один только самаритянин вернулся воздать славу Богу, он показал, что в нём было больше истинной веры и чувства благодарности, чем у тех, которые называли себя правоверными. Прибавив: "твоя вера спасла тебя", он хочет показать, что Бог смотрит в глубину сердца, а не на внешнюю форму почитания Его. Тем не менее и прочие были исцелены, это нужно было для того урока, который он хотел преподать и показать в то же время их неблагодарность; но как знать, что могло выйти из этого и воспользовались ли они тою милостью, которая была им дарована? Сказав самаритянину: "твоя вера спасла тебя", Христос даёт понять, что этого не будет по отношению к прочим.

Сухорукий

§477. "И пришёл опять в синагогу, там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему высохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, вышедши немедленно, составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю, и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышавши, что Он делал, шли к Нему в великом множестве." ("Еванг. от Марка", гл.3, ст.1-8.)



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме