Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Принципы защиты населения от чс. Защита населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Федеральном законе РФ от 21.1.1994 года № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Нормативно-правовая база защиты населения.

Важное место в государственной политике отводится нормативно–творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.

В Федеральном Законе Российской Федерации от 28.12.2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для Российской Федерации организационно–правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в

Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральный закон РФ от 21.1.1994 года № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

2. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.


3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

4. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях есть совокупность взаимосвязанных по времени ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное сокращение, снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС: прогнозирование; оповещение населения; веде­ние радиохимической и биологической разведки; использование средств индивидуальной защиты; ликвидация и локализация очагов ЧС (ГОСТ 22.0.02.- 94 ).

Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает в себя:

Своевременное оповещение об угрозе возникновения ЧС, радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, катастрофического затопления, а также о крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

Комплексное применение основных способов защиты - укрытие в защитных сооружениях, проведением эвакуации рассредоточения, использование средств индивидуальной защиты и медицин­ских средств индивидуальной защиты;

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

Обучение населения по гражданской обороне (УМЦ ГО, курсы ГО)

Укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

Эвакуацию населения из зон ЧС;

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

Проведение мероприятий медицинской защиты;

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

Федеральным законом РФ от 22.08.1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно–спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно–правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно–спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно–эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в ФЗ от 21.11.2011 года № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на минимизацию размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
2. Планирование и осуществление мероприятий в данной области проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
4. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Президент России:
1) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий;
3) вводит при ЧС в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
4) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.


Федеральное Собрание РФ:
1) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
3) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.


Правительство РФ:
1) издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение;
2) организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от ЧС;
3) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС федерального характера;
4) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
5) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов;
6) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
7) устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
8) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ к ликвидации ЧС;
9) определяет порядок сбора информации в данной области, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
10) определяет порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.


Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера.


В целом, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера аналогичны. Однако, компетенция органов государственной власти РФ значительно шире, чем у органов местного самоуправления и их полномочия в указанной области распространяются на предупреждение и ликвидацию ЧС межмуниципального и регионального характера. Поэтому, если мы говорим о функциях именно органов государственной власти субъектов РФ, то после слов "чрезвычайные ситуации" следует добавлять "межмуниципального и регионального характера".


К основным функциям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС можно отнести:
1) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
2) принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организация их проведения;
3) осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в данной области, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
4) осуществление финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
5) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
6) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении;
7) содействие устойчивому функционированию организаций в ЧС;
8) содействие МЧС РФ, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС.


При недостаточности собственных сил и средств органы местного самоуправления и органы государственной власти РФ и соответственно обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ и Правительству РФ.









2.Коллективные средства защиты. Средства коллективной защиты (СКЗ) - это защитные инженерные сооружения гражданской обороны. Они являются наиболее надежным средством защиты населения от оружия массового поражения и других современных средств нападения. Защитные сооружения в зависимости от их защитных свойств подразделяются на убежища (У) и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме того, для защиты людей могут применяться простейшие укрытия (ПрУК).
Убежища - это специальные сооружения, предназначенные для защиты людей от поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных (биологических) средств, а также от высоких температур и вредных газов, образующихся при пожарах
Противорадиационные укрытия (ПРУ) обеспечивают защиту людей от ионизирующих излучений при радиационном заражении местности. Кроме того, они защищают от светового излучения, проникающей радиации (в том числе и от нейтронного потока) и частично от ударной волны, а также от попадания на кожу и одежду людей радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных (биологических) средств.
Устраиваются ПРУ чаще всего в подвальных этажах зданий и других сооружений. В ряде случаев могут строиться отдельно стоящие быстровозводимые противорадиационные укрытия, для чего используются промышленные (сборные железобетонные элементы, кирпич, прокат) или местные (лесоматериалы, камни и т.п.) строительные материалы.
Под противорадиационные укрытия приспосабливают все пригодные для этой цели заглубленные помещения: подвалы, погребы, овощехранилища, подземные выработки и пещеры, а также помещения в наземных зданиях, имеющих стены из материалов, обладающих необходимыми защитными свойствами.

Организационные основы обеспечения БЖ. Структура, организация,

Формирования, силы ГО, их состав, предназначение.

Организация и ведение ГО - одна из основных функций государства, составная часть его оборонных мероприятий. Порядок организации и ведения ГО определены Законом РК "О Гражданской оборонеСилы ГО, состоят из: 1) Воинских частей ГО РК, 2)территориальных формирований ГО 3) Объектовых формирований ГО 4)Формирований служб ГО и ЧС 5) оперативно-спасательных отрядов На период проведения спасательных работ по решению правительства могут превлекаться воинские части, министерство обороны и МВД РК. Формирования ГО создаются по территориально-производственному принципу в областях и городах, районах и организациях независимо от форм собственности. Территориальные формирования создаются решением акимов, объектовые формирования об организациях. Общее количество, структура и численность формирований ГО определяется исходя из достаточной необходимости, обеспечивающей надежную защиту населения с учетом характера и объема выполненных задач, наличие человеческих ресурсов, необходимых специалистов техники и местных условий. Для регионов подверженных землетрясению формирования ГО создаются из расчета 1 спасатель на 10 чел населения. Для промышленных регионов подверженных наводнениям и пожарам 1 спасатель а 15-20 чел населения. Формирования ГО по предназначению делятся на основные формирования (разведки, спасательные, медицинские, инженерные, противопожарные, радио и хим. Защиты и аварийно-технические) и обеспечивающие формирования(связи материально-технического обеспечения, транспортные, охраны общественного порядка защиты животных и растений. Формирования ГО комплектуются мужчинами и женщинами трудоспособного возраста, за исключением инвалидов 1,2,3 группы, беременных и женщин имеющих ребенка до 8 лет, а также в военное время военно-обязанных имеющих мобилизационное предписание.

Основные принципы возникновения ЧС.Классификация ЧС.

Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной сферы.

Чрезвычайная ситуация – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей.

Основные причины возникновения ЧС:

Внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно- конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

Внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.

Характеристика и классификация ЧС техногенного характера. Аварии на химически опасных объектах.

ЧС техногенного характера- это ЧС, вызванные промышленными, транспортными и др. авариями, пожарами, взрывами, авариями с выбросамт (с угрозой взрыва), сильнодествующих ядовитых радиоактивных, внезапным разрушением зданий и сооружений, прорывами платин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения и отчастных сооружений.
Химическая авария - авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом аварийно химически опасных веществ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или к химическому заражению окружающей природной среды. Химическая безопасность- это состояние радиационной обстановки, обеспечение комплекса мероприятий, ограничивающих химическое воздействие на персонал, население и окружающую среду в соответствии с установленными нормами.

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОКЕ

Обморок проявляется: кратковременной потерей сознания; резкой бледностью кожи; глаза закатываются и закрываются; конечности холодные на ощупь; кожа покрывается липким потом; редким пульсом.

Продолжительность приступа

составляет от нескольких секунд до 1-2 минут, затем следует быстрое и полное

восстановление сознания.

Пострадавшего надо уложить на спину с несколько откинутой назад головой,

расстегнуть воротник, обеспечить доступ свежего воздуха. Обрызгать лицо

холодной водой, поднести к носу ватку, смоченную в нашатырном спирте. Если

лежащему пострадавшему приподнять ноги, кровь быстрее прильет к голове, и он

быстрее придет в сознание. После обморока человеку рекомендуется полежать час

Два, выпить горячего сладкого чая.

Одна из главных мер защиты от землетрясения - не поддаваться панике.

Если можно успеть быстро покинуть здание (лучше в течение первых 15-20 секунд), то это необходимо сделать. Выбежав из здания, следует сразу отойти от него на открытое место, подальше от электроприборов, карнизов, стекол и т.д.

Если обстановка не позволяет покинуть здание, то надо, оставаясь в нем, укрыться в заранее выбранном, относительно безопасном месте. В многоэтажном доме можно распахнуть дверь на лестницу и стать в проем. Не следует бояться, если дверь заклинит - так бывает из-за перекоса здания.

При возникновении опасности падения кусков штукатурки, светильников, стекол нужно прятаться под стол. Школьникам можно залезть под парты, отвернуться от окон и закрыть лицо и голову руками.

С началом землетрясения необходимо погасить огонь. Нельзя зажигать спички, свечи и пользоваться зажигалкой во время или сразу после подземных толчков.

Нельзя создавать давку и “пробки” в дверях и прыгать в окна, находясь выше первого этажа, а также прыгать через застекленные окна. При явной необходимости стекло можно выбить табуреткой, в крайнем случае - спиной.

При выходе из здания нужно пользоваться не лифтом, а лестницей. В любой обстановке надо действовать уверенно, не допускать излишней спешки и суеты.

При следовании в автомобиле во время начавшегося землетрясения надо остановиться в таком месте, чтобы не создавать помех транспорту, и оставаться в машине.

Классификация наводнений. Заторы и зажоры на реках. Рекомендации населению при угрозе и во время наводнений.

Наводнение - значительное затопление местности в результате подъема уров-ня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, материальной сфере и природной среде. Катастрофические наводнения вызывают затопления обширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем.

наводнения можно разделить на четыре группы:

низкие (малые) - наблюдаются в основном на равнинных реках и имеют повторяемость примерно 1 раз в 5-10 лет. При этом затопляется менее 10% сельхозугодий, расположенных в низинных местах, наносится незначительный материальный ущерб и почти не нарушается ритм жизни населения.

высокие - сопровождаются значительным затоплением, охватывают сравнительно большие участки местности, существенно нарушают хозяйственную деятельность и установленный ритм жизни. Иногда приходится временно отселять население. Материальный и моральный ущерб значительны. Происходят 1 раз в 20-25 лет.

выдающиеся - охватывают целые речные бассейны. Парализуют хозяйственную деятельность, наносят большой материальный и моральный ущерб. Очень часто приходится прибегать к массовой эвакуации населения и материальных ценностей. Повторяются примерно один раз в 50-100 лет.

катастрофические - вызывают затопления громадных территории в пределах одной или нескольких речных систем. Хозяйственная деятельность полностью парализуется Резко изменяется жизненный уклад населения. Материальный ущерб огромен. Наблюдаются случаи гибели людей. Случаются один раз в 100-200 лет и реже.

Затор - это скопление льда в русле, ограничивающее течение реки. В результате происходит подъем воды и ее разлив.

Затор образуется обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек во время разрушения ледяного покрова. Состоит он из крупных и мелких льдин.

Зажор - явление, сходное с затором льда. Однако, во-первых, зажор состоит из скопления рыхлого льда. (шуга, небольшие льдинки), тогда как затор есть скопление крупных и в меньшей степени небольших льдин. Во-вторых, зажор льда наблюдается в начале зимы, в то время как затор - в конце зимы и весной.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять бли-жайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к организован-ной эвакуации по воде с помощью различныхплавсредств или пешим порядком по бродам. В такой обстановке не следует поддаваться па-нике, терять самообладание, необходимо принять меры позволяющие спасателям своевременно обнаружить наличие людей, отрезанных во-дой и нуждающихся в помощи. В светлое время суток это достигается вывешиванием на высоком месте белого или цветного полотнища, а в ночное время - подачей световых сигналов.

Смерч - восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси. Восходящие вихри быстро вращающегося воздуха, имеющие вид темного столба диаметром от несколько десятков до сотен метров с вертикальной, иногда и загнутой осью вращения..Ураган - ветер разрушительной силы и продолжительности, когда скорость его достигает 30 метров в секунду. Причина ураганов - большая разница атмосферного давления на близком расстоянии, что чаще всего связано с циклонами.

Информация об угрозе ураганов и бурь осуществляется заблаговременно

Сигнал оповещения об угрозе ураганов, бурь и смерчей подается сиреной и дублируется через наружные громкоговорители и квартирные радиоприемники, а также местные радиовещательные станции и телевидение.

С получением сигнала население приступает к работам по повышению устойчивости зданий, сооружений и других мест расположения людей, предотвращению пожаров и созданию необходимых запасов.

С наветренной стороны зданий плотно закрываются окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия..

В домашних условиях жильцы должны проверить размещение и состояние электровыключателей, газовых и водопроводных магистральных кранов и в случае необходимости уметь ими пользоваться.

Находясь в здании, следует остерегаться ранений осколками оконного стекла. При сильных порывах ветра необходимо отойти от окон и занять место в нишах стен, дверных проемах или стать вплотную к стене. Для защиты рекомендуется также использовать встроенные шкафы, прочную мебель и матрасы.

При вынужденном пребывании под открытым небом необходимо удалиться от зданий и занять для защиты овраги, ямы, рвы, канавы, кюветы дорог. Если ураганы и бури сопровождаются грозой, следует избегать ситуаций, при которых возрастает вероятность поражения электрическими зарядами. В ходе и после урагана или бури не рекомендуется заходить в поврежденные здания, а при необходимости это следует делать с осторожностью, убедившись в отсутствии значительных повреждений лестниц, перекрытий и стен, очагов пожара, утечки газа, разрыва электропроводов.

При получении информации о приближении смерча или обнаружении его по внешним признакам следует покинуть все виды транспорта и укрыться в ближайшем подвале, убежище, овраге или лечь на дно любого углубления и прижаться к земле. При выборе места защиты от смерча следует помнить, что это природное явление часто сопровождается выпадением интенсивных ливневых осадков и крупного града. В таких случаях нужно принимать меры защиты и от поражения этими гидрометеорологическими явлениями.

Классификация СИЗОД.

Средство индивидуальной защиты органов дыхания - это носимое на человеке техническое устройство, обеспечивающее защиту организма от опасных и вредных п в зависимости от принципа действия СИЗОД делятся на два больших класса: фильтрующие и изолирующие.
Фильтрующие СИЗОД более просты в эксплуатации и обеспечивают эффективную очистку вдыхаемого человеком воздуха, благодаря чему получили наиболее широкое распространение в промышленности. Особенностью фильтрующих СИЗОД является ограниченная область их применения, связанная с необходимостью знания состава воздуха рабочей зоны и обязательным наличием в нем не менее 17% кислорода.
Изолирующие СИЗОД могут применяться независимо от состава воздуха, окружающего человека. Однако из них только шланговые СИЗОД, которые отличаются относительной простотой в эксплуатации, получили распространение при выполнении обычных технологических операций. Недостатком шланговых СИЗОД является ограниченность передвижения пользователя длиной шланга. Автономные дыхательные аппараты лишены этого недостатка, однако, они более сложны в обращении и требуют высокой квалификации персонала. Они используются, главным образом, работниками специализированных служб при проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ.роизводственных факторов, воздействующих ингаляционно.

Цель, задачи, функции БЖД.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности - формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин.

Три основные задачи БЖД:

· Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат.

· Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.

· Ликвидация возможных опасностей исходя из концентрации и остаточного риска и ликвидация последствий воздействия на человека опасности.

Функции БЖД:

·описание жизненного пространства, его зонирование по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий их взаимного расположения режима действия, а также с учетом климатических и географических особенностей региона;

·формирование требований безопасности к источникам негативных факторов, назначение предельно допустимых выбросов, предельно допустимых сбросов, предельно допустимых концентраций, предельно допустимого риска;

·организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;

·реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;

·обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологии.

Опасности среды обитания.

Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности - негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе "человек - среда обитания".
Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.
Различают опасности: - естественного, - техногенного - и антропогенного происхождения.

Естественные опасности , обусловленные климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Для защиты от них (холод, слабая освещённость и т.д.) человек использует жилище, одежду, системы вентиляции, отопления, а также системы искусственного освещения.
Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя в среде обитания техногенные и антропогенные опасности. Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.
Антропогенные опасности в XX столетии также неуклонно нарастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и изготовлении технических систем; при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль); при неправильном выполнении обслуживающим персоналом (операторами) процедур управления; при неправильной организации рабочего места оператора; при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и тренированности к выполнению поставленных задач. Производственные негативные (вредные) факторы:- запыленность и загазованность воздуха,- шум, вибрации, - электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Техногенные опасности. Современная техносфера многообразна: - её представителями являются города, в состав которых входят промышленные и селитебные зоны, - транспортные узлы и магистрали, - торговые и культурно-бытовые зоны и отдельные помещения, - ТЭС и ТЭЦ, - зоны отдыха и т.п. Техногенные опасности в техносфере формируются из-за наличия отходов производства и быта, из-за использования технических средств, из-за концентрации энергетических ресурсов и др. Наибольшую концентрацию негативные факторы техносферы имеют в сфере производства.

38. Средства защиты окружающей среды от вредных факторов (экобиозащитная техника).

Для обеспечения экологической безопасности технических систем и технологий используется экобио-защитная техника – средства защиты человека и природной среды от опасных и вредных факторов.
Защита атмосферы от вредных веществ производится с помощью очистки производственных воздушных выбросов от пыли (сухими и мокрыми методами), тумана электрофильтрами и фильтрами из различных материалов), вредных газов (в адсорберах с химио-препаратами и без них) и паров (конденсации).
Защита гидросферы осуществляется с помощью очистки сточных вод от загрязняющих их примесей с извлечением из сточных вод всех ценных веществ и их переработкой, или разрушением вредных веществ окислением или восстановлением, а затем удалением их в виде газов и осадков. Для реализации указанных методов используются очистные сооружения, через которые должны пропускаться все сточные воды промышленных предприятий и городской канализации.
Для защиты человека в условиях производства, а также при взаимодействии с техническими средствами вне производства применяются разнообразные средства, не допускающие или снижающие до допустимого уровня воздействие опасных и вредных факторов.
В частности, электрические установки должны иметь защитное заземление – соединение корпуса установки с проводником, находящимся под нулевым потенциалом «земли». При этом применяются зануление электроустановок (электрическое соединение с глухозаземленной нейтралью источника тока металлических частей, которые могут оказаться под напряжением) или защитное отключение (быстродействующая защита производит автоматическое отключение электроустановки при возникновении в ней опасности поражения человека электрическим током).
Для защиты от вредных веществ на рабочем месте (например, при пайке, работе с клеями, красками, лазерной обработке материалов) применяется местная вытяжная вентиляция.
Оградительные устройства служат для ограждения движущихся частей машин, мест вылета частиц обрабатываемого материала, зон воздействия высоких температур и вредных излучений.
Вибродемпферы (автомобильные и вагонные рессоры), виброизоляторы (резинометаллические амортизаторы, стальные пружины и др.) предохраняют человека от вредного воздействия вибрации при низкочастотной вибрации, а прокладки из губчатой резины – при высокочастотной вибрации.
Звукоизоляцию повышают сплошные панели из вибродемпфированного материала, наклеиваемые изнутри на корпус источника шума.

Кислотные дожди.

Кисло́тный дождь - все виды метеорологических осадков - дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при котором наблюдается понижение дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами (обычно - оксидами серы , оксидами азота)

Причины кислотных дождей

Определенный уровень кислотности имеет любая дождевая вода.. Небольшая кислотность объясняется содержанием в воздухе углекислого газа, но считается настолько низкой, что не наносит никакого вреда живым организмам. Причины кислотных дождей связаны исключительно с деятельностью человека, и не могут быть объяснены естественными причинами.

Предпосылки для повышения кислотности атмосферной воды возникают, когда промышленные предприятия выбрасывают большие объемы оксидов серы и оксидов азота. Оксиды попадают в атмосферу, соединяются с водой в результате реакций под действием солнечного света, и выпадают на землю в виде осадков, которые и называют «кислотные дожди».

Парниковый эффект

Парниковый эффект – это явление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от Земли, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы. При этом происходит нагревание, как самой атмосферы, так и земной поверхности. Парниковый эффект выражается в повышении температуры, изменении погоды и климата. Причиной парникового эффекта является свойство атмосферных газов поглощать и испускать тепловое инфракрасное излучение и в природе это явление присутствовало всегда. Тревогу вызывает то, что в последние столетия явление парникового эффекта усиливается, а причиной усиления парникового эффекта является всё увеличивающиеся выбросы в атмосферу газов, возникающих в результате жизнедеятельности человечества. Автомобильные выхлопы, трубы заводов, ТЭЦ и даже сжигание бытового мусора загрязняют атмосферу парниковыми газами уже не одно десятилетие, парниковый эффект усиливается и последствием его может стать опасное для человечества глобальное потепление климата Земли. Так же последствием парникового эффекта является рост опустынивания земель из-за интенсивного испарения влаги, содержащейся в почве.

Население, проживающее в оползне-, селе - и обвалоопасных зонах, должно знать очаги, возможные направления и основные характеристики этих опасных явлений. На основе прогнозов до жителей заблаговременно доводится информация о месторасположении их населенного пункта и предприятий относительно выявленных оползневых, селевых, обвальных очагов и возможных зон их действия, о периодах прохождения селевых потоков, а также о порядке подачи сигналов об угрозе возникновения этих явлений. Раннее информирование людей о возможных очагах стихийного бедствия предостерегает их от стрессов и паники.

При угрозе оползня, селя или обвала и при наличии времени организуется заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и имущества из угрожаемых зон в безопасные места.

Если заблаговременного предупреждения об опасности не было, и жители были предупреждены об угрозе непосредственно перед наступлением стихийного бедствия или заметили его предупреждение сами каждый из них, не заботясь об имуществе, производит экстренный самостоятельный выход в безопасное место. Естественными безопасными местами для экстренного выхода являются склоны гор и возвышенностей, не предрасположенные к оползневому процессу, или между которыми проходит селеопасное направление. При подъеме на безопасные склоны нельзя использовать долины, ущелья и выемки, поскольку в них могут образоваться побочные русла основного селевого потока.

Радиоактивное заражение

Радиоактивное загрязнение воздуха, местности, акватории и расположенных на них объектов происходит в результате выпадения радиоактивных веществ (РВ) из облака ядерного взрыва.

Источниками РВ в облаке являются продукты деления ядерного горючего (урана, плутония), непрореагировавшая часть ядерного горючего и радиоактивные изотопы, образующиеся в результате действия нейтронов на грунт (наведенная активность).

Параметрами радиоактивного загрязнения являются доза облучения (по воздействию на людей) и мощность дозы излучения - уровень радиации (по степени загрязнения местности и различных объектов). Электромагнитный импульс (ЭМИ) - это совокупность электрических и магнитных полей, возникающих в результате ионизации атомов среды под воздействием гамма-излучения. Продолжительность его действия составляет несколько миллисекунд.

Наиболее эффективной защитой от электромагнитного импульса является экранирование линий энергоснабжения и управления, а также радио- и электроаппаратуры.

Чрезвычайные ситуации, вызванные применением ядерного оружия, наиболее сложные. Для их ликвидации необходимы несоизмеримо большие силы и средства, чем при ликвидации ЧС мирного времени.

Признаки лавинной опасности:
- крупные снегопады зимой с приростом снежного покрова 20-30 см;
- продолжительные и глубокие похолодания или потепления в зимний период;
- выпадение дождя на поверхности снега;
- сильный ветер, образующий снежные каркасы и наддувы на крутых горных склонах и гребнях;
- высота снежного покрова на горных склонах более 30-60 см;
- вспучивание и проседание снежного покрова, возникновения трещин отрыва на горных склонах.
Меры безопасности при нахождении в лавиноопасном районе. Следует:

Не выходить на крутые заснеженные склоны, передвигаться следует только по дорогам и натоптанным тропам;

Постоянно следить за сообщениями средств массовой информации об обстановке в горах;

В течении 2-3 дней после обильного снегопада воздержаться от выхода в горы;

Избегать пересечения крутых склонов, немедленно прекратить движение, если под ногами слышен шум от просадки снега;

При прохождении лавинного участка не кричать и не шуметь;

Лавиноопасный участок проходить по одному

· укрыться за скалой, деревом, лечь на землю, защитить руками голову, дышать через одежду.

· при сносе лавиной делать плавательные движения, чтобы удержаться на поверхности.

· при погружении в снег подтянуть колени к животу, подождать прекращения движения лавины, определить верх-низ, экономя силы, пробирайться вверх, перемещая снег под ногами и утаптывая его.

Составляющими последствия применения ОМП являются: потери войск и объектов в очагах и районах применения ОМП; радиоактивное, химическое и биологическое заражение окружающей среды. Каждая из составляющих характеризуется соответствующими количественными показателями, которые оцениваются методами прогнозирования, по фактическим данным, а также по данным радиационной, химической и биологической разведки.

Ураганы, бури и смерчи относятся к опасным метеорологическим явлениям, которые способны нанести большой материальный ущерб и повлечь за собой человеческие жертвы.

Ураган – ветер, скорость которого превышает 120 км/ч. Ураган, проходя над океаном, формирует мощные облака, являющиеся источником катастрофических ливней, которые вызывают наводнения на значительных территориях. В свою очередь, ливневые осадки, приходящие с ураганами, являются также причиной таких стихийных явлений, как селевые потоки и оползни.

Смерчи , соприкасаясь с поверхностью земли, вызывают такие же разрушения, как сильные ураганы, но на значительно меньших площадях.

Пыльные бури , вызванные ветром, скорость которого достигает 62–101 км/ч, засыпают поля, населенные пункты и дороги слоем пыли и песка. Следствием снежных бурь являются прекращение движения транспорта в городах, на дорогах в сельской местности, гибель сельскохозяйственных животных и даже людей.

1) широкое оповещение населения о пути следования и времени подхода к различным районам опасного метеорологического явления, о возможном характере его воздействия, мерах безопасности и правилах поведения людей, оптимальных для складывающейся ситуации;

2) переход к безопасным режимам работы производств, прекращение строительно-монтажных работ с применением подъемных механизмов (башенных кранов), прекращение погрузоразгрузочных работ с применением подъемных механизмов (автокранов, портальных кранов, козловых и башенных);

3) перевод и перемещение в прочные или защищенные помещения уникального и особо ценного оборудования, в сельской местности – подвоз запаса кормов к фермам, создание запаса воды и т.д.

Защита населения при ЧС. Принципы и способы защиты.

Защита населения при ЧС представляет собой комплекс спасательных, аварийно-восстановительных и др. неотложных работ, проводимых при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС.
Принципы защиты населения - это официально установленные правительством РК положения определяющие порядок защиты населения страны в условиях мирного и военного времени. В законе РК «О гражданской защите» определены основные принципы защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при ЧС природного и техногенного характера:
1) гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по их предупреждению и ликвидации.
2) заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если существует потенциальная опасность.
3) обучение населения методам защиты и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС.
4) обязательность проведения спасательных аварийно-восстановительных и др. неотложных работ по ликвидации ЧС.
5) оказание экстренной медицинской помощи, специальная защита населения и пострадавших работников.
6) возмещение вреда причиненного в следствии ЧС здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйства.
К основным способам защиты населения относятся:
1)разработка планов ГО на мирное и военное время
2)подготовка населения к способам защиты от последствий ЧС и современных средств поражения
3)накопление коллективных и индивидуальных средств защиты и поддержание их готовности к использованию
4) подготовка эвакуационных мероприятий
5) проведение мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования отраслей и объектов хозяйствования
6) планирование и проведение защитных мероприятий по все территории республики
7) дифференцированный подход к определению характера и объема проведения защитных мероприятий.

Направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
  • риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, и ;
  • предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:
  • оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуационные мероприятия;
  • меры по инженерной защите населения;
  • меры радиационной и химической защиты;
  • медицинские мероприятия;
  • подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности . Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый . Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Система оповещения города. Верхнее звено системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС города, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры. Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”. Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
  • видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
  • способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
  • удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
  • временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).
  • В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориаль-ному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

Укрытие населения в защитных сооружениях

Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Защитное сооружение — это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Защитные сооружения классифицируются по:
  • назначению — для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);
  • конструкции - открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).

Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища — это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут использоваться защитные сооружения гражданской обороны, которые создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и чрезвычайных ситуациях различного характера. Они обеспечивают защиту при радиационных и химических авариях, задымлениях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах и т. п.

В убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и другие.

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
  • освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
  • постановки на учет и в случае необходимости дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
  • возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

В Москве на сегодняшний день имеется 7 057 защитных сооружений . Из них в интересах экономики и обслуживания населения используется 77%.

Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия — на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи — специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение — защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7. Но они не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и других. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС — обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Медицинские мероприятия по защите населения

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ-2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

  • 3.1. Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций по основным признакам.
  • 3.2. Критерии, характеризующие чрезвычайные ситуации.
  • 4. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации чс.
  • 4.1. Структура формирований го.
  • 4.2. Порядок создания, комплектования и подготовки формирований
  • 5. Современные средства поражения и опасности при их применении.
  • 5.1. Структура современных средств поражения.
  • 5.3. Обычные средства поражения.
  • Боеприпасы объемного взрыва
  • Осколочные, кумулятивные, фугасные, бетонобойные боеприпасы
  • 6. Поражающие факторы оружия массового поражения
  • 6.1. Поражающие факторы ядерного оружия.
  • Поглощенная доза – это количество энергии излучения, поглощенное единицей массы облучаемого тела.
  • 6.2. Поражающие факторы химического оружия.
  • Зона химического заражения
  • 6.3. Поражающие факторы биологического оружия.
  • 7. Определение и оценка зон заражения
  • 7.1. Сущность и порядок оценки радиационной обстановки.
  • 7.2. Режимы радиационной защиты.
  • 7.3. Сущность и порядок оценки химической обстановки.
  • 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
  • 8.1. Основные способы защиты населения.
  • 8.2. Виды защитных сооружений, их назначение и требования к ним.
  • Простейшие укрытия.
  • Порядок заполнения защитных сооружений и правила поведения укрываемых в них.
  • 8.3. Проведение эвакомероприятий. Виды эвакомероприятий.
  • 8.4. Принципы и способы эвакуации. Общие положения.
  • 8.5. Эвакуационные органы.
  • 8.6. Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий.
  • 8.7. Особенности эвакуации населения в военное время.
  • 8.8. Использование средств индивидуальной защиты в чс мирного и военного времени. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты.
  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания их устройство и порядок применения.
  • Средства защиты кожных покровов
  • Хранение и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.
  • 8.9. Средства медицинской защиты
  • Аптечка индивидуальная (аи)
  • Индивидуальный противохимический пакет (ипп)
  • 8.10. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
  • 8.11. Сигналы оповещения гочс
  • Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.
  • 9. Ликвидация радиационного и химического заражения. Санитарная обработка.
  • 9.1. Организация дозиметрического и химического контроля.
  • 9.2. Санитарная обработка людей и специальная обработка одежды, индивидуальных средств защиты, оборудования, техники.
  • 9.3. Частичная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.4. Полная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.5. Виды обеззараживания. Вещества, применяемые при обеззараживании.
  • 10. Устойчивость функционирования объектов экономики.
  • 10.1. Понятие устойчивости функционирования объекта экономики. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования предприятия.
  • 10.2. Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объекта экономики.
  • На 1 этапе разрабатываются руководящие документы, определяет­ся состав участников исследования и организуется их подготовка.
  • 10.3. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в чс мирного и военного времени.
  • Повышение устойчивости инженерно-технического комплекса объекта к ударной волне
  • Повышение устойчивости зданий и сооружений.
  • Защита технологического оборудования.
  • Повышение устойчивости объекта к световому излучению.
  • Повышение устойчивости работы объекта к воздействию проникающей радиации и радиоактивного заражения.
  • Защита производственного персонала объекта. Оценка надежности его защиты.
  • Стихийные бедствия, их характеристики. Проведение мероприятий по организации защиты населения.
  • 11.1. Стихийные бедствия в литосфере. Землетрясения
  • Поражающие факторы землетрясения
  • Организации защиты населения при землетрясении.
  • Классификация
  • 11.2.Стихийные бедствия в гидросфере.
  • Поражающие факторы наводнений
  • Организации защиты населения при наводнении.
  • Стихийные бедствия в атмосфере
  • 12. Методические указания к выбору контрольного задания
  • 13. Контрольные вопросы
  • 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

    8.1. Основные способы защиты населения.

    Обеспечение безопасности людей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в условиях применения современных средств поражения при ведении военных действий, является общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми органами управления и регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в РСЧС.

    Безопасность людей в ЧС должна обеспечиваться организацией и проведением защитных мероприятий в отношении населения и персонала объектов при возникновении, развитии и распространении поражающих воздействий ЧС.

    Основные мероприятия по защите населения установлены ГОСТ Р 22.3.03-94 “Защита населения”. ГОСТ определяет мероприятия по защите населения в мирное время.

    1. Укрытие людей в приспособленных под нужды защиты помещения, а также в специальных защитных сооружениях.

    2. Эвакуация населения из зон ЧС.

    3. использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов.

    4. Проведение мероприятий медицинской защиты.

    5. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    «Положение о гражданской обороне» и СНиП 2.01.51-90 - ИТМ ГО

    определяют три способа защиты населения на военное время:

    1. Укрытие в защитных сооружениях

    2. Использование средств индивидуальной защиты

    3. Проведение эвакомероприятий.

    8.2. Виды защитных сооружений, их назначение и требования к ним.

    Защитные сооружения (ЗС) предназначены для защиты людей от

    последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также от поражающих факторов современных средств поражения.

    Защитные сооружения подразделяются:

    По защитным свойствам :

      Убежища,

      Противорадиационные укрытия (ПРУ),

      Простейшие ЗС

    По назначению – для защиты населения, пунктов управления (ПУ), для размещения медпунктов.

    По месту расположения:

      встроенные,

      отдельностоящие,

      в горных выработках.

    По срокам строительства:

      заблаговременно построенные

      быстровозводимые (БВУ).

      (щели открытые и перекрытые – в основном на военное время).

    Защитные сооружения согласно требованиям СниП 2.01.51-90 “Инженерно-технические нормы и правила” (ИТМ ГО) приводятся в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на химически опасных объектах (ХОО) и АЭС должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых.

    Защита рабочих и служащих наибольшей работающей смены (НРС), предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зоне возможных сильных разрушений (ЗВСР) и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов (КГ) и объектов особой важности (ООВ) должна предусматриваться в убежищах. Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечить непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение 2-х суток. Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (вто­рой и третий ярусы).

    Убежища, согласно требований нормативных документов, должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств, ОВ, а также при необходимости от катастрофического затопления, АХОВ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных установок, высоких температур и продуктов горения при пожарах. Убежища герметизируются и оснащаются фильтровентиляционным оборудованием. Оно очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в помещениях избыточное давление (подпор), что препятствует проникновению зараженного воздуха через различные трещины и не плотности. Все убежища должны обеспечивать степень ослабления проникновения радиации К равный 1000.

    Воздухоснабжение убежищ как правило, должно осуществляться по 2-м режимам: чистой вентиляции с подачей очищенного воздуха 8-13 м/час на одного человека и фильтровентиляции – 2 м/час на человека.

    В убежищах, расположенных в местах возможной опасности загазованности воздуха продуктами горения, (кислорода менее 16 %) в зонах возможного опасного химического заражения, возможных сильных разрушений вокруг АС и возможного катастрофического затопления следует предусматривать режим полной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха.

    В тех случаях, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ, в городах и на объектах с возникновением угрозы нападения противника или в ходе войны строятся быстровозводимые убежища (БВУ). Они возводятся в короткие сроки (3-5 суток) вместимости 30-200 человек.

    Для этого на объектах заранее составляются планы строительства БВУ, которые включают:

    План размещения убежища;

    Карточку привязки убежища;

    Сводную ведомость потребности материалов, конструкций, деталей;

    График поставки материалов, конструкций, деталей;

    Расчет потребности и выделения рабочей силы;

    Расчет потребности машин и механизмов;

    План-график строительства БВУ.

    В плане указываются ответственные за строительство БВУ. Планы должны быть согласованы с предприятиями – поставщиками, строительно-монтажными и транспортными организациями.

    Противорадиационные укрытия (ПРУ) должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых до 2-х суток, их ограждающие конструкции должны быть рассчитаны на избыточное давление 0,2 кг/см (20 кПа).

    Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих НРС предприятий создается на их территории или вблизи них, а для остального населения – в районах жилой застройки.

    Возможно устраивать их в подвалах, цокольных и первых эта­жах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения – погребах, подпольях, овощехранилищах.

    К ПРУ предъявляется ряд требований. Они должны обеспечить необходимое ослабление радиоактивных излучений, защитить при авариях на химически опас­ных объектах, при некоторых стихийных бедствиях: бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах. Высота по­мещений должна быть, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступаю­щих конструкций перекрытия.

    При приспособлении под укрытия подпольев, погребов и других подобных заглубленных помещений высота их может быть меньшей – до 1,7 м. В круп­ных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых – до 50 чел – допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам.

    Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого при­нимается, как и в убежище, равной 0,5 м 2 при двухъярусном расположении нар.

    Помещение для хранения загрязненной уличной одежды оборудуют при од­ном из входов.

    В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с ме­ханическим побуждением. Естественная вентиляция осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздухи располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные – в верхней зоне.

    Отопление укрытий устраивают общим с отопительной системой зданий, в которых они оборудованы.

    Водоснабжение – от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, ус­танавливают бачки для питьевой воды из расчета 2л сутки на человека.

    В укрытиях, расположенных в зданиях с канализацией, устанавливают нор­мальные туалеты с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть. В малых укрытиях до 20 чел, а где такой возможности нет, для приема нечистот используют плотно закрываемую выносную тару.

    Освещение – от электрической сети, а аварийное – от аккумуляторных ба­тарей, различного типа фонариков и ручных (вело) генераторов.

    ПРУ, как и убежища, обозначаются знаками, а маршруты движения к ним – указателями.

    Строительство ПРУ осуществляют из промышленных (сборные железобе­тонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень, хворост) строитель­ных материалов. Начинается оно с разбивки и трассировки. Затем отрывается котлован глубиной 1,8 – 2,0 м, шириной по дну 1,0 м при однорядном и 1,6 – при двухрядном расположении мест. В слабых грунтах устраивается одежда крутостей (стен). Входы располагают под углом 90° к продольной оси укрытия. Скамьи делают из расчета 0,5 м на человека. В противоположном от входа тор­це делают вентиляционный короб или приспосабливают простейший вентиля­тор. На перекрытие насыпают грунт толщиной не менее 60 см.

    Приспособление под ПРУ помещений подвальных, цокольных и первых этажей зданий, а также погребов, подвалов, подпольев, овощехранилищ и других пригодных для этой цели заглубленных пространств заключается в выполнении работ по повы­шению их защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции.

    Повышение защитных свойств помещений, приспосабливаемых под ПРУ, обеспечивается устройством пристенных экранов (дополнительных стен) из камня или кирпича, укладкой мешков с грунтом у наружных стен надземной части помещений на высоту 1,7 м от отметки пола. Выступающие части стен подвалов, подпольев обваловывают (обсыпают) грунтом на полную высоту. В необходимых случаях сверху на перекрытия насыпают грунт. Поэтому в поме­щениях ПРУ часто приходится устанавливать поддерживающие балки и стой­ 52 и. Все лишние проемы – двери, окна заделывают.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме