Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Не платят по муниципальному контракту. Заказчик не платит: как получить свои деньги? На что обратить внимание на этапе заключения договора

Участники госзакупок больше не будут сталкиваться с проблемами по оплате своих товаров, работ и услуг. Для госзаказчиков, не исполняющих обязательства по договорам, вводят штрафы до 50 тысяч рублей.

Что случилось?

По инициативе правительства в Кодексе об административных правонарушениях РФ появилась новая статья - нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. За такой проступок должностному лицу заказчика грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 2 лет. Аналогичные наказания предусмотрены за неисполнение обязанности по авансированию, если оно предусмотрено контрактом.

Такие поправки утверждены Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 189-ФЗ , текст которого опубликован на официальном портале правовой информации.

В законе указано, что штрафовать за нарушение сроков смогут контрольные органы в сфере закупок (ФАС и ее территориальные органы), а также судьи. При этом постановление по такому правонарушению не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а если его рассматривает суд - по истечении трех месяцев. Напомним, согласно ч.2 статьи 4.5 КоАП РФ , при длящемся нарушении, каким является несоблюдение порядка оплаты, сроки давности исчисляют со дня обнаружения правонарушения.

Почему это важно?

Чиновники считают, что только административная ответственность поможет дисциплинировать заказчиков. Об этом сказано в пояснительной записке, подготовленной при внесении законопроекта в парламент. Если оплата по госконтрактам будет быстрой и своевременной, злоупотреблений станет меньше, подрядчики перестанут жаловаться, и это сделает систему госзакупок более эффективной и прозрачной, уверены в правительстве.

Что делать?

Поправки в КоАП РФ вступят в силу с 6 августа. Если заказчик будет задерживать выплаты за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), ему можно напомнить об ответственности. А можно сразу жаловаться в суд или ФАС.

Правительство хочет защитить бизнесменов, которые исполняют госконтракты: если чиновники будут тянуть с оплатой, то им грозит штраф до 50 тысяч рублей.

С 1 января 2017 года в России начнёт действовать новое наказание для нерадивых чиновников, которые "кидают" исполнителей госконтрактов - отказываются платить за выполненные работы, затягивают сроки. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) появится новая статья, предусматривающая штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а также дисквалификацию. Эксперты говорят, что такие изменения помогут отбить у чиновников охоту вымогать у бизнесменов откаты за саму возможность вовремя получать бюджетные деньги по контрактам.

Сентябрь выдался для юристов администрации Краснодара беспокойным. Им пришлось ходить в местный арбитражный суд как на работу. На мэрию подала в суд фирма "Геоинжпроект", которая проектировала для неё новую школу на 1250 учеников в одном из районов города. Проектировщик все требуемые работы выполнил за пять месяцев, за что должен был получить по госконтракту 886 тысяч рублей. Мэрия работы приняла без претензий, но ни копейки денег не перечислила. Вместо этого чиновники говорили, что, мол, работы выполнены не полностью, и тянули с оплатой. Им это удавалось почти 9 месяцев. Суд таких аргументов не принял и обязал администрацию выплатить "Геоинжпроекту" всё причитающееся.

Таких судебных споров между государственными заказчиками и бизнесменами-исполнителями по всей стране - сотни. В последнее время всё чаще и чаще казённые учреждения, будь то школы, министерства, заводы, муниципалитеты, не платят по контрактам или затягивают платежи. Бывает так, что денег нет месяц, другой, третий. В середине этого года дело дошло до того, что правительству пришлось вносить поправки в закон "О контрактной системе в сфере закупок", чтобы заставить нерадивых чиновников быстрей оплачивать выполненные работы. Согласно тем изменениям расплатиться по контракту нужно в течение 30 дней.

Поправки в законы ввели, но ситуация с неплатежами так и не изменилась.

По информации Минэкономразвития, ущемление прав предпринимателей из-за неоплаты госконтрактов носит массовый характер, - говорится в пояснительной записке.

Теперь правительство решило ужесточить наказание для нерадивых госзаказчиков. Минэкономразвития внесло в Госдуму проект новой статьи в Административный кодекс. Статья будет называться "Нарушение срока и порядка оплаты при осуществлении закупок для государственных нужд". Смысл такой: если чиновник любого ведомства, отвечающий за госзакупки, нарушил правила их проведения или медлит с оплатой, ему грозит штраф от 30 до 50 тыс. рублей. То же наказание применят и в случае, если чиновник не внёс компании-подрядчику аванс в срок, указанный в контракте.

Проект предусматривает усиленное наказание за повторное нарушение. Если кто-то из госслужащих в сфере госзакупок уже раз попадался на просрочке выплат, то во второй раз за аналогичное правонарушение он получит уже дисквалификацию на срок от года до двух. Дисквалификацией называется лишение чиновника должности и временный запрет работать на аналогичных постах в других структурах.

Этот закон можно назвать детищем скандально известного экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. Он по поручению Дмитрия Медведева начал готовить проект за несколько месяцев до своего задержания, и подпись Улюкаева стоит под финальной версией, отправленной на согласование другим ведомствам. Финальный пакет документов уже подписал первый зампред правительства Игорь Шувалов - именно он в своё время одним из первых ратовал за проработку этого вопроса.

Перед тем как вносить законопроект, его авторы провели большую работу: они выясняли, сколько денег из бюджета он потребует, не появится ли после его принятия новых лазеек для получения взяток и прочее. Как выяснилось, коррупциогенных факторов в новом законе не выявилось. Не потребует он и новых бюджетных инъекций.

Всё уже согласовано с Генпрокуратурой, Минюстом и ФАС. Единственным ведомством, при согласовании с которым возникли проблемы, стало Министерство финансов. В Минфине не согласились с рядом положений проекта, а в Минэкономразвития отказались учитывать их мнение.

Минфин России представил замечания к законопроекту, которые не могут быть учтены, - сообщал в своём письме Дмитрию Медведеву Алексей Улюкаев.

Пока ведомства спорят, какой вид примет новый закон, бизнесмены, работающие по госконтрактам, продолжают страдать. По словам предпринимателя из "Опоры России", главы юрфирмы Urvista Алексея Петропольского, затягивание связано не только с тем, что чиновники не отдают деньги после того, как приняли все работы. Наоборот, они стараются не принять работу, поэтому и тянут с оплатой. Так они вымогают откаты только за саму возможность выплатить законные деньги.

Самая большая проблема - затягивание и вымогательство при подписании актов сдачи-приёмки выполненных работ. Тебе не подписывают акты, находят десять тысяч претензий к тому, какую работу ты выполнял. А до этого деньги не платят. Поэтому 99% заказчиков изначально договариваются, чтобы им эти акты подписали, платят деньги, откатывают 10–20%, и акты подписываются, - рассказал Лайфу Петропольский. - Например, у меня в практике был случай, когда проверяющие придрались к тому, что покрытие на детской площадке было на полсантиметра выше нормы.

Новый закон, говорит Петропольский, направлен в том числе и на борьбу с так называемыми закладками в документах закупки, которые чиновники делают под аффилированные с ними фирмы. Например, сообщил Лайфу эксперт, в закупках раньше часто прописывали, что оплату исполнитель получит не раньше, чем через полгода после выполнения работ и подписания акта приёмки. Этот принцип был нужен, чтобы бизнесмены со стороны испугались и не стали участвовать в тендере.

Новый регламент не позволяет прописать в техзадании сроки оплаты в полгода, - рассказал Петропольский. - Раньше "свои" заходили и выполняли работы, и им платили на следующий день, а "чужие" заходили - им через полгода платили. Это был такой стоп-фактор для написания техзадания, специально, чтобы проходили только "свои".

Многие могут вообще оказаться из-за этого банкротами, говорят эксперты.

Действительно, есть печальная статистика, что чиновники, отвечающие за госконтракты, часто тянут с оплатой, - рассказал Лайфу адвокат Анатолий Вербицкий. - Получается, что, когда бизнесмен получает госконтракт, он сразу вкладывает часть своих денег, чтобы в сроки укладываться, в ожидании, что это будет компенсироваться.

По словам Вербицкого, многие предприниматели вкладывают в госконтракт последние деньги фирмы, рассчитывая по завершении работ гарантированно покрыть расходы и заработать сверху. И, если чиновники подолгу не оплачивают контракт, предприниматели оказываются на мели и рискуют стать банкротами. В таких случаях скорость оплаты имеет очень большое значение.

Слова Вербицкого подтверждаются статистикой судебных исков к государственным учреждениям и ведомствам из-за просрочек выплат. Картотека арбитражных дел выдаёт в результатах поиска только за 2016 год около тысячи исков, поданных из-за неустойки по госконтракту. Большая их часть связана с неплатежами по электроэнергии, как это было, например, с детсадом "Радужный".

Детский сад за три месяца задолжал столичной энергосбытовой компании "Восток" 177 тысяч рублей за электроэнергию. Несмотря на то что энергию поставляли по госконтракту и государство выделило детсаду на это деньги, руководство тянуло с выплатами сколько могло. В итоге исполнитель контракта - "Восток" - пошёл в Арбитражный суд в надежде взыскать просрочку. "Востоку" это удалось.

Впервые о проблеме с чиновниками-неплательщиками сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов в своём докладе президенту Владимиру Путину за 2014 год. После этого Игорь Шувалов поручил Минэкономразвития, Минфину и ФАС проработать этот вопрос. Согласно открытым данным, к концу 2015 года общие долги чиновников перед бизнесменами - исполнителями госконтрактов равнялись 25 миллиардам рублей.

Нередко уже на этапе исполнения госконтракта стороны нарушают свои обязательства. Типичным нарушением со стороны государственного заказчика является задержка оплаты. Поставщики отстаивают свои права. Посмотрим, какие решения выносят суды в подобных случаях.

Нарушение сроков по исполнению денежных обязательств

Поставщик поставил заказчику товар согласно контракту, а заказчик медлит с оплатой, стараясь максимально отсрочить исполнение своих обязательств. Поставщик обратился в арбитражный суд, чтобы отстоять свои права и получить деньги.

Факт поставки товара государственному заказчику по контракту на сумму 6 011 365 руб. подтверждается товарными накладными и актом приема-передачи товара. Таким образом, обязательства заказчика по оплате полученного товара подтверждены документально.

В свою очередь, заказчиком допущено нарушение денежного обязательства по оплате задолженности. Поэтому, в соответствии с контрактом, поставщиком заявлены требования о взыскании пени за несвоевременную оплату товара.

Кроме этого, согласно контракта, срок возврата обеспечения определен в течение 10 дней с даты поставки товара, но не ранее даты окончания действия контракта.

При этом из материалов дела следует, что поставщик исполнил обязательство по поставке 24.04.2014, что подтверждается актом, срок действия контракта истек, однако заказчик возвратил обеспечение только 09.06.2014.

Таким образом, поставщиком также заявлены требования о взыскании пени за несвоевременный возврат обеспечения.

Суд удовлетворил все требования поставщика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. № 18АП-14989/2014).

Неправомерность отказа от оплаты

Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком был заключен контракт на поставку товара для федеральных нужд.

Товар был поставлен в соответствии с условиями контракта, претензий к качеству нет, акты приемки подписаны.

Однако заказчик отказался оплатить товар, ссылаясь на уменьшение лимитов бюджетных обязательств и попытался расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом заказчик ранее не уведомлял поставщика об изменении своих финансовых возможностей и не приостанавливал приемку товара.

ФАС считает, что действия государственного заказчика неправомерны. Односторонний отказ от выполнения обязательств возможен только при существенном нарушении контракта другой стороной.

Кроме того, если акт государственного органа об уменьшении лимита бюджетных обязательств был принят после приемки товара, то заказчик не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для отказа от оплаты.

Из материалов аналогичных судебных решений можно сделать вывод: если государственный заказчик не может доказать существенные нарушения поставщиком государственного контракта, связанные с качеством поставленного объекта закупки, то односторонний отказ от оплаты нельзя признать правомерным.

Ссылка заказчика на то, что ему был уменьшен лимит бюджетных обязательств, не может служить основанием для отказа в требованиях поставщиков — с заказчиков взыскиваются суммы оплаты поставленного товара, результата выполненной работы и оказанной услуги, а также и пени за просрочку (Постановление ФАС МО от 16.09.2011 № А40-73055/10-29-613).

На практике арбитражные суды соглашаются с подобными выводами ФАС.

Привязка срока оплаты к получению финансирования из бюджета неправомерна

Заказчик уведомил поставщика, что за поставленный товар он заплатит, когда сможет. Финансирование из бюджета затянулось на неопределенный срок. Поставщик был вынужден обратиться в суд.

Из конкурсной документации и текста контракта на поставку товаров следует, что срок оплаты поставленных товаров обусловлен получением заказчиком финансирования из бюджета.

Внимание! Заказчик не вправе обусловить срок оплаты получением финансирования по соответствующей статье бюджета, так как подобное условие не может являться согласованием срока оплаты.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.12.2009 по делу № А27-5495/2009 отмечает, что поступление денежных средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, которое неизбежно должно наступить, что имело место в данном случае, и не является по смыслу ст. 190 ГК РФ согласованием срока оплаты.

Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.09.2010 по делу № А31-3303/2010 указывает на то, что обязательство, возникающее из муниципального контракта, должно содержать конкретно определенное условие о сроке оплаты товара.

Требования поставщика были удовлетворены.

Выводы

Мы рассмотрели типичные ситуации, когда заказчик явно нарушает требования законодательства по исполнению своих обязательств по контракту. К сожалению, это достаточно распространенная практика.

В подобных случаях арбитражные суды однозначно встают на сторону поставщика, если он представляет подтверждающие документы, свидетельствующие о том, что он со своей стороны обязательства по контракту исполнил.

Будет ли создан реестр недобросовестных заказчиков, о котором уже давно говорят законотворцы, — покажет время. Такой реестр помог бы участникам госзакупок уже на этапе подготовки к участию в государственных тендерах избегать недобросовестных заказчиков. А пока — можно проводить мониторинг арбитражной практики в сфере госзакупок и общаться с коллегами на отраслевых встречах. Это облегчит работу поставщиков, подрядчиков и исполнителей в сфере государственных торгов.

Ольга Степанцева,
эксперт Контур.Школы

Подробнее об исполнении, изменении и расторжении государственного контракта вы узнаете из видеозаписи вебинара «Особенности исполнения и расторжения государственного контракта. Проведение экспертизы », Контур.Школа, лектор — тендерный эксперт О.А. Бируля.

Об участии в контрактной системе узнайте на

Сроки и порядок выплат установлен ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. В этой норме указано, что госзаказчик обязан оплатить товар, работу или услуг в срок, не превышающий 30 дней от даты приемки всего контракта или отдельного этапа.

При этом оплата СМП по 44 ФЗ, то есть контрактов (их отдельных этапов), заключенных по результатам торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства или СОНКО, должна быть произведена в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

Для некоторых сделок по 44 ФЗ оплата по контракту может происходить в другом порядке. В частности, в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что правительство вправе определить другой порядок оплаты, но только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Что же касается закупок по 223-ФЗ, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

если закупка проводится среди среди любых участников закупок а победителем признается субъект малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты исполненных обязательств не может превышать 30 календарных дней от даты подписания документов о приемке.

Прокуратура

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

Защитные организации

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей . Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общественные организации. Сюда относится, например, официальный сайт . Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.


Неоплата по контракту на рынке закупок — явление, с которым, к сожалению, может столкнуться любой поставщик. Важно понимать, что ситуация для разных сегментов этого рынка отличается и сильно зависит от уровня регулирования законом конкретного сегмента (а значит, и уровня защищенности ваших интересов как поставщика):

  • рынок госзаказа (44-ФЗ). Этот сегмент наиболее регламентирован законом. Это закон процедурный, им установлены четкие максимальные сроки оплаты по контракту — 30 дней. Для малого бизнеса максимальные сроки оплаты еще меньше и составляют 15 рабочих дней.
  • рынок корпоративных закупок (223-ФЗ). Это закон рамочный. При проведении заказчиком закупки, участниками которой могут быть любые лица, включая субъекты МСП, срок оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, не может превышать 30 календарных дней с даты подписания сторонами акта приемки поставленной продукции.
  • коммерческие закупки. Это закупки, которые лежат за рамками ФЗ-44 и 223-ФЗ. Ваши взаимоотношения с заказчиком регламентируются договором. Законодательно ваши интересы здесь защищены меньше всего, степень защиты интересов зависит от переговорных возможностей сторон и того, насколько вам как поставщику удастся согласовать в наибольшей степени устраивающий вас вариант договора в части условий оплаты.

Независимо от того, на каком из рынков вы работаете, ситуация с задержкой или отсутствием оплаты по контракту или договору может повлечь за собой различные риски. Например:

  • репутационные риски — невозможность расплатиться с собственными поставщиками может привести к потере доверия);
  • финансовые риски — просрочки по кредитам (при наличии таковых) или кассовый разрыв. Последнее особенно критично для малого бизнеса, поскольку может обернуться полной остановкой его деятельности.

Разумеется, обезопасить себя на 100 процентов невозможно, но некоторые превентивные меры вы можете предпринять. Например: на этапе подачи заявки, до отправки документов, проверьте потенциального заказчика на предмет прохождения им в текущий момент процедуры банкротства или на предмет наличия дел в арбитражном суде с его участием в статусе ответчика. Наличие таких дел будет косвенно свидетельствует не в пользу заказчика. Сегодня сделать такую проверку можно в режиме онлайн, например, при помощи сервиса «ОКонтрагенте». Этот сервис доступен в личном кабинете поставщика на электронной площадке РТС-тендер. Буквально в 3 клика вы получите исчерпывающий отчет о контрагенте со всей нужной информацией.

Что делать, если вам не заплатили? Давайте на примере наиболее регламентированного сегмента закупок (госзакупок по 44-ФЗ), где поставщику проще всего отстаивать свои интересы, рассмотрим алгоритм действий в случае, когда госзаказчик не платит по контракту. Последовательность следующая:

1) написание претензии заказчику с требованием погашения в установленный срок задолженности и указанием, что в случае дальнейшего нарушения срока оплаты в отношении заказчика будет взыскана неустойка в форме пени за просрочку оплаты исполненного обязательства;

2) обращение с иском в арбитражный суд с требованием оплатить выполненные работы и требованием взыскания неустойки с заказчика за просрочку оплаты;

3) обращение в контрольные органы в сфере закупок с требованием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика в связи с нарушением срока оплаты (титры статья 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрен штраф на должностное лицо заказчика в размере от 30 до 50 тысяч рублей). Протоколы по этому административному правонарушению могут составить должностные лица ФАС России или ее территориальных управлений. Постановление, т.е. решение по делу, принимает другой контрольный орган в сфере закупок — Казначейство или орган государственного финансового контроля (главное контрольное управление и т.п.).

Важно, что к административной ответственности должностные лица заказчика могут быть привлечены только в том случае, если заказчик подписал акт приемки, но работы в установленные сроки не оплатил. Если заказчик акт приемки не подписывал, т.е. работы не принимал, то и нарушения сроков оплаты не будет, поскольку срок оплаты отсчитывается с даты приемки продукции заказчиком.

В такой ситуации речь будет идти о другом административном правонарушении заказчика — несоставлении документов о приемке либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания (титры ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Напоследок расскажем про такой полезный инструмент для поставщика, как факторинг. Работа на условиях отсрочки платежа встречается в закупках сплошь и рядом. Кассовый разрыв для небольшой компании действительно может оказаться критичным. Здесь и приходит на помощь приходит факторинг. Факторинг — это финансовая услуга, которая позволяет вам, как поставщику, получить досрочную оплату по исполненному контракту. В процессе участвуют 3 стороны: поставщик, заказчик и фактор. Вы уступаете фактору право требования задолженности с заказчика, затем вы получаете от фактора финансирование сразу, не дожидаясь оплаты контракта заказчиком. Все это происходит в режиме онлайн, без личного присутствия.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме