Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Полный иконостас. Что такое иконостас в православном храме

На восточной стороне храма располагается высокая алтарная преграда - ИКОНОСТАС.
Высокий иконостас сложился лишь к ХV-XVI в., до этого алтарная преграда была низкой, иконы же помещались в разных частях храма. К XIX в. иконостас состоит из пяти ярусов (может быть и больше).
СХЕМА ИКОНОСТАСА

1- цокольный ряд
2 -местный ряд (а - царские врата, б,в - боковые врата).
3 -праздничный ряд
4 -деисусный (апостольский) ряд
5- пророческий
6- праотеческий

I ряд (снизу) - МЕСТНЫЙ с царскими вратами на ц.в. изображаются 4 евангелиста и Благовещение, по бокам ц.в., справа: Спас, рядом с нам храмовая икона; слева Богоматерь, рядом икона особо чтимого святого. Северные и Южные двери.
II ряд - ПРАЗДНИЧНЫЙ. Над ц.в. - Тайная вечеря, по бокам 12 праздников (слева на право): Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Успение Богоматери, Воздвижение Креста (могут быть и др. праздники и страсти).
III ряд - ДЕИСУСНЫЙ (деисис - моление, греч.). В центре Деисус УХ, БМ, УП, по бокам апостолы.
IV ряд - ПРОРОЧЕСКИЙ. В центре - Богоматерь с младенцем на троне, по бокам пророки,
V ряд - ПРАОТЕЧЕСКИЙ. В центре Саваоф, или Знамение, Троица НЗ (чаще всего), по бокам праотцы.
Венчает иконостас РАСПЯТИЕ с БМ и УБ (резное и живописное). Могут быть и дополнительные ряды, т.н. - ЦОКОЛЬНЫЙ.
В древних иконостасах ряд икон устанавливался (крепил-ся) между горизонтальными деревянными брусами - ТЯБЛАМИ. Лицевая поверхность брусов могла быть расписана растительным орнаментом. Тябловый иконостас после ХVII в. сменяет более сложный тип - резной иконостас с системой горизонтальных и вертикальных членений, обильно украшенных деревянной резьбой, лепниной, металлическими ажурными пластинами (литыми, прорезными и т.д.), цветной фольгой и т.д.
Горизонтальные членения - Это архитектурные "обломы" сложного профиля - межъярусные карнизы, архитравы (перекладина над колоннами одного ряда), архивольты (обрамление арка), фризы (декоративные обрамляющие полосы), фронтон.
Вертикальные членения - колонны (колонки), пилястры, полуколонки, обильно украшались резьбой (колонны и пилястры канелированные) типа: диагональных, полуваликов, "алмазный" руст, виноградная лоза с кистями, В XVII-ХVIII вв. под влиянием барокко декор иконостасов значительно усложняется. Деревянная резьба, как правило, левкасится и покрывается позолотой или серебром (по полименту) в разной технике (сочетание полированных поверхностей, с матовыми, позолоты и серебрения вместе (рядом), подцветка золота и серебра цветными лаками).
В XIX в. используют все эти техники очень широко. Часто на фризах помещают также накладки в виде драгоценных, камней разного цвета, формы и огранки.
При описании иконостаса необходимо отразить следующее:
- дата сооружения; датировка икон в нем;
- из какого количества ярусов (рядов) состоит иконостас; материал костяка;
- к какому типу конструкции он относится (тябловый, резной);
- каково его декоративное убранство (живопись, окраска, позолота, серебро и т.д.);
- перечислять ряды иконостаса (начиная снизу) их: название (цокольный, местный, праздничный и т.д.);
- перечислить названия икон каждого рада (начиная с центральной, затем остальные слева на право от края);
- указать как расположены иконы в пределах ряда (в промежутках - гнездах между вертикальными членениями или в средней части панно, если иконы меньше по размеру, чем промежутки);
- отметить (форму (очертания) икон: прямоугольные, а т.ч. с (фигурами верхним краем в виде кокошника - круглого, килевидного, щипцового и т.д.; квадратные, круглые, треугольные, овальные, 8-гранные и т.д.;
- охарактеризовать горизонтальные членения: карнизы, фризы, архитравы и т.д.;
- описать вертикальные членения: колонны, пилястры и т.д.;
- отметить характер и технику исполнения декора: резьба выполнена в массе дерева или наложена (приклеена, прибита т.е. как крепится), сплошная или ажурная (сквозная), техника золочения, серебрения (на левкас с полиментом или морданом), лепной декор - техника исполнения рельеф (лепка, тиснение цировка и т.д.)
- накладки металлические и проч.
- отметить наиболее характерные элементы декора: флемованные дорожники (накладные планки профилированные вручную или на станке); кессоны, филёнки, (прямоугольные углубления); акантовый лист, виноградная лоза с кистями; картуши; пальметка; розетки; трильяж; арабески; "с" и "s" образные завитки; ленты, бусины, лавровые венки, гирлянды, ягода, плода, "овы", раковины.
Состояние конструкций и элементов каркаса, крепление икон в гнездах,
Состояние сохранности должно отразить состояние самого иконостаса (костяка, тела, каркаса, декора) и икон в нём.
- отметать дату последней реставрации;
- охарактеризовать современное состояние иконостаса (поверхностные загрязнения, защитный слой, позолота, серебрение, красочный слой, подготовка, левкас, породу дереза, сост. основы и декор, его состояние);
- описать коротко (в целом) состояние икон (по схеме расположения живописных слоев).

Иконостас в церкви.

Иконостас Смоленского Храма Новодевичьего монастыря. 2010.


Иконостас Спасо-Преображенского собора в Угличе (начало XVIII века). Фото из Википедии.

Иконостас - алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, от северной до южной стены. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.

В середине нижнего яруса находятся Царские врата . Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы). За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Это так называемый "праздничный" ряд. Его ещё можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.

Третий ярус - иконы Деисуса. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу которое завершится на Страшном суде. В центре ряда непосредственно над Царскими вратами и иконой "Тайной вечери", находится икона "Спас в силах". Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это - "Заступница" -Богородица изображена в полный рост смотрящей влево и со свитком в руке. Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Четвертый ряд. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери "Оранта" («Знамение»), или "Молящаяся", изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Верхний, пятый ярус называется "праотеческим". Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь иконы ветхозаветных праведников и праотцев — от Адама до Моисея (Авраама, Исаака, Иакова и др.). В центре ряда помещается "Ветхозаветная Троица".

Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.

http://azbyka.ru/dictionary/09/ikonostas...

http://www.ukoha.ru/article/ludi/ikonoctac.htm

Домашний иконостас .

Как определить место в квартире, загородном доме, куда правильно поставить иконы? Верно ли, что иконы надо ставить только в угол? Как разместить иконы в правильном месте, в определённой последовательности? Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.

Раньше дома строили специально в расчёте на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещённом месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни - в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. По возможности, для иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для него свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает вам молиться.

Обязательное условие - иметь две иконы: Спасителя и Божией Матери . Изображения Господа Иисуса Христа и Богородицы, как самых совершенных из земных людей, необходимы для каждого православного. Что касается прочих икон, то рекомендуется обзавестись образами тех святых, именами которых названы члены семьи.

Иконостас должен находиться по возможности вдалеке от телевизора (в современной жизни он часто заменяет нам икону), видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами. Е сли сотрудник работает на дому, то икона, помещённая возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли .

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы. Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера - фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее. Все это отражает мир телесный, материальный, такие изображения сиюминутны и не соответствуют предназначению священных икон. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой Земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него .

Домострой предписывал ставить иконы в каждой комнате. В сознании человека их количество должно было как бы «спустить» небо в реальный мир: «Каждый христианин должен в доме своём, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли, ради строгого порядка и для сохранности; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте». Нижний ряд такого иконостаса был занят иконами «местными», «на поклон». Кроме икон Христа и Богоматери, этот ряд занимали особо чтимые образа, например иконы тезоименитых святых, благословенные иконы от родителей и родственников, кресты-панагии и ковчежцы со святыми мощами, списки прославленных чудотворных образов; наконец, иконы святых — помощников, молителей и заступников в тех или иных делах .


Считается, что иконам лучше стоять на твёрдой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике - киоте - он продаётся во всех церковных лавках. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Её надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом - Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к зрителю, стоящему перед иконостасом) - Северные врата, справа - Южные. Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

1- цокольный ряд
2 -местный ряд (а - царские врата, б, в - боковые врата).
3 -праздничный ряд
4 -деисусный (апостольский) ряд
5- пророческий
6- праотеческий


Нижний ряд (или по-другому «чин») - местный

В нем располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырех евангелистов.

Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии - Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии - Причащения апостолов Христом. Справа от царских врат икона Спасителя, слева - икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители. Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

Второй ряд - деисус, или деисусный чин


«Спас в силах» - центральная икона ростового деисусного чина. Тверь, около 1500 года.

Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель).
Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Богоматери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Третий ряд - праздничный

В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением - «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

«Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире. 1408 год.



Четвертый ряд - пророческий

В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма). В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

«Царь Давид», икона из пророческого ряда, церковь Преображения, Монастырь Кижи

Пятый ряд - праотеческий

В нем располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей - Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда - «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная». Существуют серьезные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666-1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Денми (в древности Ветхий Денми был изображением только Христа, грядущего воплотиться). Еще одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.

«Авраам». Икона из праотеческого чина. Ок. 1600 г. МиАР.

Завершение
Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

* Страсти апостольские - изображение мученической кончины 12 апостолов.
* Страсти Христовы - подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Символика иконостаса
Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Только раз в году, в день очищения первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью козла и тельца(Лев:16), прося у Бога очистить грехи народа. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь - место совершения Евхаристии - стал доступен для человека. Апостол Павел называет завесу храма плотью Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19-20). Таким образом, благодаря искуплению человечества Христом, люди получили возможность входить в храм и Святое святых, то есть наос и алтарь. Но апостол Павел указывает на роль в этом самой завесы. Существуют моменты евангельской истории, когда завеса сравнивается с плотью Христа. По преданию в момент Благовещения Богоматерь, будучи воспитана при Иерусалимском храме, ткала для него новую завесу. Сопоставление зачатия Христа и исткания завесы можно найти в богослужении: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем»(богородичен 8 песни канона Андрея Критского). Это предание отразилось на некоторых иконах Благовещения, где в руках Мария держит клубок красных ниток. Особое понимание получил момент смерти Христа в Евангелии: « Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху-донизу» (Мф.27:50,51). Итак, завеса не просто отделяла, закрывала от взора алтарь, но сама изображала плоть Христа, что неразрывно было связано с тем, что здесь христиане принимали Причастие.

С развитием иконопочитания и позже в связи с формулированием церковного учения о иконе на VII Вселенском соборе (787 год) символическая завеса не могла не смениться рядом изображений. Вместо ветхозаветного символа надо было показать новозаветную реальность. Преграда в форме ряда колонн также сама по себе служила символом. Колонны часто делались числом 12 (как 12 апостолов), а центр преграды венчался крестом - образом Христа. Появление над преградой иконы Христа стало заменой символа его прямым значением. Отсюда происходит главный ряд иконостаса - деисус (от греческого «деисис» - моление). Композиция «Деисус» изображает Христа во славе (на престоле или в окружении сияний и ангельских сил) в окружении молящихся Ему Богоматери, Иоанна Крестителя и других святых. Здесь показывается момент второго пришествия Христа и Страшного суда, когда Церковь молит Христа-Судью за человечество. Изображение 12 апостолов («апостольский деисус») также напоминает Страшный суд, когда апостолы сядут на престолы вместе с Христом судить 12 колен Израилевых (Мф.19:28). В конце XVII века встречаются деисусные чины именно с сидящими апостолами, как в иконе «Страшный суд».

Праздничный чин иконостаса развивает тему Церкви, соединенной Христом, и показывает важнейшие моменты пришествия Спасителя в мир и совершенного Им искупления - двунадесятые праздники. Воскресение Христово как главный момент спасения человечества от смерти и выведение людей из ада в рай обычно предваряется более подробным изображением событий страстной седмицы, что связано с особым выделением этих дней в богослужении. Также показываются важнейшие события по Воскресении Христа, свидетельствующие о истинности произошедшего. Праздничный чин является не просто иллюстрацией Евангелия, но выделяет события, имеющие вечный для человечества смысл. Он также неотделим от хода богослужебного года, поэтому встречается не историческая последовательность событий, а их порядок в церковном календаре.
Богоматерь Знамение.

Пророческий ряд обращается к теме ветхозаветных пророчеств и предзнаменований о Спасителе, Который должен прийти в мир. Пророки со всем израильским народом ждали рождения в мир Мессии. Именно поэтому в центр ряда стали помещать образ Богоматери, от которой родится Христос. При этом распространенным вариантом стала икона «Знамение» с изображением Христа в медальоне на фоне чрева Богородицы, так как эта иконография лучше показывала воплощение в мир Бога.

Пятый ряд, называемый праотеческим, расширил ветхозаветную тему. Если пророки жили после Закона, данного Моисею на Синае, то здесь изображаются древнейшие праведники от самого Адама, знавшие единого Бога и также имевшие обетование о спасении. Центральная икона ряда, должна была в этом случае изображать Самого Бога, в Которого верили эти люди. Имеенно поэтому здесь поместили образ «Отечество», показывающий все три ипостаси: Отца, Сына и Святого духа, посредством имеющихся в христианстве символов. Образ Ветхого Денми (старца) взят из видения пророка Иезекииля и Апокалипсиса Иоанна Богослова. Если первоначально Ветхий Денми понимался как предвечный образ Бога Сына, то теперь им стали изображать Отца, о Котором можно узнать только через воплотившегося Сына. Сам Христос - вторая ипостась - показан отроком, сидящим на коленях Отца, то есть в иконографии Эммануила. Спасом Эммануилом называют изображение Христа юным, в знак Его вечности. Святой Дух показан в виде голубя так, как Он явился в момент Крещения Христа. Медальон (славу) с голубем держит в руках отрок Христос.

Уже в XVII веке допустимость этой иконографии была поставлена под сомнение. В «Отечестве» прямо было сделано изображение Бога Отца, Который «неизреченен, неведом, невидим, непостижим»(литургия Иоанна Златоуста). Здесь оно совмещалось с образом Христа, Который будучи совечным Отцу, воплотился и получил человеческий облик. К этому было добавлено символическое изображение Святого Духа в виде голубя. Различное изображение трех ипостасей создавало их неравнозначность в образе.

В некоторых современных иконостасах «Отечество» заменено иконой Троицы в иконографии Андрея Рублева или в более раннем варианте «Гостеприимство Авраама». Этот образ показывает явление Бога в виде трех ангелов, обещавшего Аврааму рождение сына. Авраам уже знал, что от его потомства родится Спаситель, поэтому и здесь нужно видеть пророчество о пришествии Христа в мир. Вариант, созданный Андреем Рулевым, показывает трех ангелов без служащих им Авраама и Сарры. Здесь акцентируется, что сами пришедшие изображали собой троичность Бога. Более того, в иконе Рублева передан момент предвечного божественного совета о том, как спасти человечество, которое отпадет от Бога. Здесь Бог Сын принимает на Себя роль Искупителя, что продчеркнуто головой жертвенного тельца в чаше на столе.

Распятие в завершении иконостаса еще раз подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой создана Церковь.
Деисус. Псковская икона XIV века.

Таким образом, 5-ярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Вначале на иконостасе показывается ожидание человечеством обещенного Богом Спасителя, затем явление Христа в мир и совершенное Им искупление. Деисусный «чин есть завершение исторического процесса: он образ Церкви в ее эсхатологическом аспекте». Здесь святые показаны соединенными со Христом как единое тело.

Если сверху вниз содержание иконостаса показывает Божественное откровение и домостроительство спасения человечества, то программа изображений на царских вратах в местном ряду показывает путь к спасению каждому верующему. В Благовещении Мария согласилась стать Матерью Христа, и в Ней соединилось земное и небесное. Также и сами врата соединяют храм с алтарем - образом небесного мира и рая. Через евангелистов весть о спасении прошла во все концы мира. Наконец в образе Евхаристии над царскими вратами показано принятие людьми Христа и соединение с Ним.

Как в евхаристической молитве на литургии поминаются в вере почившие ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, новозаветные апостолы, мученики, исповедники, а потом и все живые и находящиеся в храме верующие, так и иконостас как бы не замкнут. Его продолжают собравшиеся в храме христиане.

Домашний и походный иконостасы
В жилых домах православных христиан есть особо отведенное для икон место - красный угол - в устройстве которого повторяются принципы церковного иконостаса. Существуют многофигурные иконы 16-19 вв, содержащие изображения деисуса, праздников и пророков, а иногда (особенно в XIX веке) всего многоярусного иконостаса с местным рядом. В древней Руси такие миниатюрные иконы-иконостасы назывались «Походная церковь», то есть могли браться с собою в путешествие.


Складной иконостас походной церкви русской армии.


красный угол в избе или в доме

Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто. Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого... Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий... Иконостас есть явление святых и ангелов... явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти...

О. Павел Флоренский

Иконостас (от греч. eikona — икона, stasis - место стояния) - алтарная преграда с иконами, отделяющая алтарь от наоса храма. Византия не знала высокого иконостаса, украшенного резьбой и позолотой, каким мы видим его в наших храмах сегодня, это форма относительно поздняя, получившая развитие на Руси.

Первые три века гонимые христиане не имели возможности строить храмы, они совершали богослужения в домах или в местах захоронений, например, в катакомбах. При этом Св. Дары во время богослужения находились в том же помещения, где и молящиеся. В 313 г. император Константин Великий даровал свободу вероисповедания всем жителям Римской империи, после чего началось массовое строительство христианских храмов. Первые храмы имели форму базилики (продолговатого помещения с рядом колонн, разделявших его на нефы), алтарное пространство в них отделялось низкой перегородкой, символизировавшей границу мира горнего и дольнего, но престол был открыт взору молящихся. Нередко престол ставили на возвышение (лат. altar - высокое место), и к нему вели ступени. В Западной Церкви открытый алтарь сохранился до настоящего времени, а на христианском Востоке уже в раннем средневековье появилась тенденция к закрытию алтаря, что и привело к появлению иконостаса.

Формирование иконостаса имело длительную историю. В раннехристианских храмах алтарная преграда имела вид невысокого, менее 1 м, решетчатого барьера, иногда это были колонны с архитравом. Согласно церковному преданию алтарная преграда появилась по настоянию св. Василия Великого, чтобы стоящие у престола священнослужители во время богослужения не отвлекались, глядя на паству, а паства не проявляла пустое любопытство к таинству и не профанировала его. В это же время в храмах появляется и катапетасма (греч. завеса), по аналогии с завесой ветхозаветного храма, отделявшей «святое святых», что усиливало иерархичность храмового пространства. В посланиях апостола Павла ветхозаветная завеса уподоблена плоти Христа, и поэтому на катапетасме изображали лик Христа или крест.

В ранневизантийском искусстве алтарная преграда была мраморной в виде четырех колонн, на которых покоился архитрав, греки называли ее «темплон» или «космитис». Она не столько закрывала, сколько выделяла алтарь, подчеркивая его значимость как места совершения таинства. Архитрав обычно украшали резьбой с изображением виноградных лоз, павлинов и других символических образов, над вратами помещался резной или скульптурный крест. Со временем между колонн стали ставить иконы Христа, Богородицы, святых, и преграда стала осмысляться как «невещественный иконостас» - сонм святых, предстоящих небесному престолу и возвещающих миру о том, что находится «по ту сторону плоти». Эволюция превращения алтарной преграды в высокий иконостас связана с раскрытием этой идеи.

Уже император Юстиниан (527-565) усложнил форму преграды, поставив в Св. Софии 12 колонн по числу апостолов, а при Василии Македонянине (867-886) изображение Христа появилось на архитраве. К XII в. темплон в виде портика с большими иконами Спасителя, Богоматери и святого данного храма уже был широко распространен. Иногда над царскими вратами помещали дейсис (Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча). В некоторых храмах уже в XI в. появляется ряд из 12 минейных икон (лицевых святцев) и двунадесятых праздников. Они получили название поклонных: икона праздника снималась с темплона и ставилась на аналой для поклонения, а после праздника возвращалась на место. В поздневизантийский период преграда могла достигать двух-трех рядов (дейсис, апостолы и пророки, праздники), но все же греки предпочитали одноярусные темплоны. Из Византии алтарная преграда пришла на Русь и здесь трансформировалась в многоярусный иконостас.

В русских храмах домонгольского периода (XI-XII вв.) было два типа преград - сплошные, перекрывающие всю восточную часть храма, и укороченные, закрывавшая только центральный алтарный проем. Обычно это была деревянная балка - тябло, на которую ставились иконы. Иногда это был дейсис, написанный на одной доске, и помещавшийся над царскими вратами. (В экспозиции Третьяковской галереи экспонируются два таких дейсиса XII в.) Дейсис - это образ предстояния Христу, главная идея храмовой молитвы, это и есть ядро иконостаса.

Древнерусские храмы в основном были деревянные, их неудобно расписывать, и потому иконы в них стали играть большую роль, чем в Византии. Иконы группировали по сюжетам и расставляли на тяблах. Но ранее XIV в. о высоком иконостасе ничего не известно. В 1387 г. Афанасий, игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, привозит из Константинополя на Русь семичастный дейсис (т. н. Высоцкий чин), который, возможно, предназначался для иконостаса с двумя рядами: местным и дейсисом. Но это лишь предположение. Первым высоким иконостасом принято считать иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, состоящего из трех ярусов (по-древнерусски - чинов): местного, дейсиса и праздников . Согласно летописи, его создавала в 1405 г. артель во главе с Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым. С именем последнего и связывают создание высокого иконостаса: в 1408 г. он принимал участие в создании иконостаса Успенского собора Владимира , а в 1425-27 гг. - Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры .

Появление высокого иконостаса связано также с движением исихазма, пришедшем из Византии в XIV в., а также с литургической реформой митрополита Киприана, введшем новый богослужебный устав - Иерусалимский. Духовные изменения повлекли за собой трансформацию художественных форм, которая продолжалась и в последующие века. Если в нач. XV в. иконостас включал три ряда, то к концу столетия появляется четвертый - пророческий, а в конце XVI в. пятый - праотеческий. И к XVII в. тип пятиярусного иконостаса закрепляется повсеместно, его и принято считать классическим.

Но на этом эволюция иконостаса не заканчивается, в XVII-XVIII вв. продолжается наращивание рядов и высоты иконостаса. Известны шести и семиярусные иконостасы (Например, в иконостасе Большого собора Донского монастыря семь ярусов.) В состав иконостаса стали включать страстные ряды - изображение страстей Христовых и апостольских, пядничный ряд (иконы размером с «пядь», т. е. кисть руки), обычно это богородичные иконы или образы святых }

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме