Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ответственность о нарушении авторских прав.

Оформление авторского права (АП) позволяет защитить интеллектуальную собственность, то есть такие объекты: произведения литературного жанра, искусства, научную литературу. Не имеет значения ни способ выражения, ни предназначение, ни достоинства.

К основным объектам АП относят различные произведения, а также их производные и составные части. Еще это могут быть сборники и энциклопедии.

А кроме того, в статье 1259 ГК РФ обозначен перечень таких объектов:

  • хореографические произведения;
  • пантомимы;
  • песни;
  • произведения сценографического искусства;
  • произведения декоративно-прикладного искусства и другие.

Обычно такие труды депонируют, то есть передают на хранение в соответствующую организацию. В России авторы чаще всего сотрудничают с РАО, передавая этому обществу свои труды на хранение. Таким способом можно подтвердить в суде, что на момент регистрации работа существовала в указанном виде.

За нарушение АП предусмотрена ответственность как организации, так и конкретных лиц, нарушивших закон.

Гражданско-правовая ответственность

Если правонарушитель неумышленно нарушил ваши авторские права, все равно он должен нести за это ответственность. Более того, он обязан прекратить, пресечь данное нарушение. Защитить же свои исключительные права вам поможет опытный юрист, который, согласно ст. 1252 ГК РФ, грамотно составит требования.

1. Суд должен:

  • подтвердить ваши авторские права;
  • не признать, что иной субъект является правообладателем;
  • признать, что конкретное лицо (организация) нарушило АП.

2. Потребуется пресечь любые действия, связанные с нарушением АП. Это же касается и угрозы нарушения чужого авторского права.

3. Нужно добиваться, чтобы суд обязал возместить убытки. Для этого правообладателю потребуется представить расчеты, подтверждающие нанесение убытков. Юрист поможет составить подтверждающие документы.

4. Должно быть назначено изъятие всех материальных носителей, используемых для копирования произведения:

  • расходных материалов;
  • оборудования.

5. С помощью надежного юридического сопровождения вы своевременно получите копию судебного решения.

6. Аналогичную ответственность также будут нести лица, что заключили с правообладателем договор, но при этом вышли за рамки обозначенных в договоре полномочий.

7. Правообладатель может требовать:

  • выплату компенсации – до 5 миллионов рублей;
  • стоимость экземпляров произведения в двойном размере и дополнительно двукратную стоимость за право использования произведения.

8. Неоднократное нарушение исключительного права может привести к ликвидации ЮЛ.

Административная ответственность

1. Какое-то лицо может заняться незаконным использованием вашего произведения с целью получения дохода:

  • ввозить;
  • продавать;
  • использовать иными способами.

2. Правонарушитель может использовать контрафактные экземпляры.

3. Нарушитель ваших прав иногда указывает на произведении неверную информацию о правообладателе. Изготовитель вашего произведения, с которым вы заключили договор, также должен указываться правильно.

4. Сумма наложенного штрафа зависит от субъекта права, нарушившего закон. Это могут быть:

  • обычный гражданин – штраф 2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – штраф 20 тыс. руб.;
  • компания (ЮЛ) – штраф 40 тыс. руб.

Также будут изъяты:

  • контрафактные экземпляры;
  • средства их производства.

Уголовная ответственность

1. За действия, называемые плагиатом, суд может назначить более серьезное наказание. Плагиат – это присвоение авторства. Обычно плагиаторство имеет сходство с воровством и наносит правообладателю крупный ущерб.

2. С плагиатора могут быть взысканы:

  • сумма 200 тыс. руб.;
  • суммарный доход за 18 мес.

3. Этому лицу могут быть назначены:

4. Наступление уголовной ответственности отмечается, если нарушен закон:

  • при приобретении объекта АП;
  • при его хранении;
  • при транспортировке экземпляров с целью их сбыта;
  • при любом ином противоправном использовании чужого объекта АП.

Две стороны одного дела

Доказать, что ваши права нарушены, несложно. Главное, это добиться в суде назначения компенсации материальных убытков по максимуму. Также можно доказать, что автору был нанесен глубокий моральный ущерб противоправными действиями плагиатора. Ведь у него фактически украли имя!

С другой стороны, юристам часто приходится отстаивать позицию клиентов, нарушивших чьи-то авторские права. В этом случае выбирается максимально удобная стратегия защиты. Можно пытаться оспорить авторское прав, если речь идет о научном труде. Возможно, "идея летала в воздухе", и автор не может являться первооткрывателем или неоспоримым, единственным ее создателем.

Также речь могла идти об устной договоренности между обладателем АП и его реализатором. В рамках гражданско-правового разбирательства можно будет решить этот вопрос мирным путем к взаимной выгоде обоих сторон.

Также можно значительно снизить меру ответственности за нарушение АП, если издателя умышленно ввели в заблуждение иные лица, подделавшие документы. Тогда придется рассчитаться с законным правообладателем АП, но иной ответственности не наступит.

Кстати, некоторые авторы идут на такую хитрость: их подставные лица предлагают редакторам опубликовать не очень актуальное произведение задаром или за символическую сумму. Они же выдают предлагаемую работу за свою. А после автор требует через суд астрономических компенсаций, так как он, якобы, мог продать право на публикацию произведения за большие деньги.

Термин «пиратство»

Использование термина «пиратство » (англ. piracy ) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году , позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон , где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated» ).

Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection » (в русском переводе - «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной» ). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства .

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается , однако он употребляется в локальных нормативных актах , документах судов и специальной юридической литературе .

Некоторые источники [уточнить ] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана , термин «пиратство» стал применяться к несанкционированному копированию в целях пропаганды, для создания подсознательной аналогии с морским пиратством , включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства , взятие заложников , потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. Ричард Столлман призывает не поддерживать эту пропаганду, и вместо термина «пиратство» использовать нейтральные термины, такие как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество» .

В положительном смысле термин используют «Пиратские партии », одна из которых была создана в Швеции и в 2009 году получила несколько мест в парламенте .

Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает не санкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом , такого как программное обеспечение , музыкальные композиции , фильмы , книги , компьютерные игры . Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые, как правило, не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России , на Украине , в Китае , Казахстане , Бразилии , Мексике и Индонезии .

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами , могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата - обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).

Примеры нарушений авторского права

Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной [уточнить ] у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него - в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений типов несанкционированных [уточнить ] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство

Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P -технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов (в том числе компьютерных игр) на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит . Для этого существует специальный класс программного обеспечения - так называемые «кряки » (от англ. to crack - взламывать), специальные патчи , готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют инструменты программистов , которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома - отладчики , дизассемблеры , редакторы -заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс , а в 2007 году Джеф Райкс (англ. ) из Microsoft сказали, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно их программы - ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in) .

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров -производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения , применяемого конечными пользователями (приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО, включая свободное , с приобретением лицензий на него). По данным BSA и IDC , уровень «пиратства» в США в 2008 году был самым низким в мире и составлял 20 % от всего используемого программного обеспечения, в странах ЕС - 35 %, в РФ - 68 % (в 2004 году - 87 %), в ряде стран бывшего СССР - 90-95 % .

Компьютерные и видеоигры

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику - обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю ( или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD-приводов. Часто незаконные распространители (особенно коммерческие) выполняют дополнительно локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см.: Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются/сжимаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной - это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции (см. Repack). Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет .

Литературные произведения

Явление нелегального (подпольного) воспроизведения литературных произведений (в том числе и пиратство) было широко распространено в СССР и носило наименование «самиздат ». Люди тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, тем самым нарушая законы .

В связи с появлением сетевых электронных библиотек , бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков.

Политические движения

После попытки в 2006 году организовать пиратскую партию в России, политическое движение по этому вопросу зарождается заново в виде wiki -сайта anticopyright.ru .

Пиратские партии

Демонстрация в защиту пиратства

Типичная программа пиратской партии содержит такие положения и требования:

  • Снижение сроков авторского права . Реальный срок действия авторского права на данный момент составляет примерно четыре поколения, что, по мнению многих, является запредельно большим сроком. А постоянно удлиняющийся срок ничем не отличается от вечной защиты.
  • Законодательный запрет негласного сбора информации о частной жизни.
  • Недопущение цензуры в Интернете . Пока её ещё нет, однако, по заверениям Пиратской партии США, её появление в США - дело времени.

См. также

Примечания

  1. Контрафакция , Большой юридический словарь
  2. Гришаев С. П. Глава 2, § 9. Защита авторских прав // Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М ., 2004.
  3. T. Dekker. Wonderfull Yeare 1603
  4. См.: Darrell Panethiere. The persistence of piracy: the consequences for creativity, for culture, and for sustainable development // UNESCO
  5. Даррелл Пейнетьер. Живучесть пиратства и его последствия для творчества, культуры и устойчивого развития = The persistence of piracy: the consequences for creativity, for culture, and for sustainable development // UNESCO. Межправительственный комитет по авторскому праву. Тринадцатая сессия Всемирной конвенции, пересмотренной в 1971 году. Документ IGC(1971)/XIII/6). - Париж: UNESCO, 2005.
  6. По результатам полнотекстового поиска в базе «Консультант Плюс».
  7. См., например: Постановление Правительства Москвы «О городской целевой программе „Электронная Москва“» от 13.05.2003 № 367-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 35.
  8. См.: Апряткина Г. С., Кислицын Е. Г. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности // Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
  9. См., например, статьи: Максичева М. Интеллектуальное пиратство как транснациональное преступление // Международное публичное и частное право. 2007. № 3; Исаенко В. Н., Завидов Б. Д., Лапин С. Ю. Правовые проблемы борьбы с пиратством в России // Право и экономика. 2000. № 4; Симкин Л. Как остановить компьютерное пиратство? // Российская юстиция. 1996. № 10.
  10. Richard Stallman. Free Software in Ethics and Practice речь в МГУ , 3 марта 2008
  11. Шведская Партия пиратов пробилась в Европарламент
  12. Обозначения типов нелегальных релизов видео и типичных дефектов (только в первом сообщении; следующие описывают форматы файлов мультимедиа)
  13. Gates, Buffett a bit bearish (англ.) . CNet (2 июля 1998). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 25 сентября 2008.
  14. Microsoft рекомендует красть Windows (рус.) . Лента.ру (14 марта 2007). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 12 января 2012.
  15. Sixth Annual BSA and IDC Global Software Piracy Study (англ.) . Исследования BSA . BSA (май 2009). - Шестое глобальное исследование BSA и IDC использования контрафактного ПО. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 27 февраля 2010.
  16. Richard Stallman. Copyright and globalization in the age of computer networks
  17. Anticopyright
  18. US Pirate Party Endorses Barack Obama (англ.) . ??? (03.01.2008). Архивировано
  19. About the Pirate Party (англ.) . US Pirate Party. - Homepage. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено???.

Плагиатом считается умышленное присвоение авторских трудов. Однозначный плагиат - это публикация целого произведения от своего имени, либо использование его частей, без указания авторства. В остальных случаях, плагиат может быть под вопросом. Если для произведения используются не уникальные идеи, оно, скорее всего, не попадет в разряд плагиата. Также как рерайт, процент уникальности которого выше 90% не относится к нарушению, если он не содержит абсолютно новые идеи без указания авторства.

В таком случае решение о присвоении произведению статуса «плагиат» постановляет суд, после проведенного им анализа авторской работы и работы-«дубликата». Однако, отсутствие вины не исключает возможности приостановки распространения продукта, нарушающего интеллектуальное право, а также от выплаты штрафа.

Меры наказания за нарушение авторских прав

Существуют разные меры ответственности за нарушение авторских прав. Нарушитель может понести наказание в рамках Гражданского, Административного или Уголовного кодексов.

Виды наказаний, в соответствии с ГК РФ, можно найти в статьях 1250, 1252, 1253, 1301 и 1311. В кодексе об административных правонарушениях меры прописаны в статье 7.12. В УК РФ этому посвящена статья 146.

Гражданско-правовая ответственность включает как минимальные меры – признание авторского права или пресечение действий по распространению плагиата, так и более строгие – возмещение убытков или выплаты компенсации, и изъятие с последующим уничтожением аппаратуры, задействованной для его распространения.

Компенсация может быть в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, в зависимости от решения суда, либо составлять двукратную стоимость распространенных экземпляров, нарушающих авторские или смежные права.

Привлечение к административной или уголовной ответственности не исключает возможности привлечения к гражданско-правовой ответственности.

Административная ответственность предусматривает штраф в размере от 1500 до 2000 рублей и конфискацию контрафактных экземпляров за нарушение авторских или смежных прав с целью получения с них дохода.

К уголовной ответственности привлекают за незаконное использование произведений авторского и смежного права совершенное в особо крупных размерах.

Виды ответственности, согласно УК РФ, могут быть следующие:

Штраф в размере до 200 тысяч рублей;
- штраф в размере дохода подсудимого максимум за 18 месяцев;
- обязательные работы сроком до 480 часов;
- принудительные или исправительные работы сроком до двух лет;
- лишение свободы сроком до двух лет.

Ежегодно 26 апреля во всем мире отмечает День защиты интеллектуальной собственности. На примере десятки самых громких дел о нарушении авторских прав РИА Новости рассказывает, как определяется право пользования товарным знаком в России.

1. Шоколад "Алёнка"

Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь", выпускающая шоколад под брендом "Аленка", требовала взыскать компенсацию в размере более 310 миллионов рублей с кондитерской фабрики "Славянка" (Белгородская область) за нарушение исключительных прав на товарный знак.

"Славянка" выпускала шоколад под названием "Алина" в упаковке, выполненной в аналогичной цветовой гамме и с изображением девочки, как установили суды, "в похожем цветастом головном платке, из-под которого выбивается челка".

Спор дошел до Высшего арбитражного суда РФ и был отправлен на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там длившееся два с половиной года разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: "Славянка" обязалась прекратить выпуск шоколада в спорном оформлении и выплатить истцу 15 миллионов рублей. В свою очередь, "Красный Октябрь" отказался от взыскания остальных 37 миллионов рублей компенсации, рассчитанной судом.

2. Книги писателя-фантаста Беляева

Спор привлек внимание рекордной для подобных дел суммой иска: издательство "Терра" требовало с издательства "Астрель" более 7,5 миллиарда рублей за издание и распространение произведений советского писателя-фантаста Александра Беляева, права на которые принадлежали истцу.

Суд первой инстанции полностью удовлетворил иск, взыскав указанную сумму и запретив распространение контрафактных изданий "Астрели". Апелляционный суд оставил запрет, но отменил денежное взыскание, а кассационный - полностью отклонил иск.

Высший арбитражный суд отменил все судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в арбитраж Москвы. ВАС предложил суду пересчитать сумму взыскания, исходя из двойной стоимости контрафактных изданий (а не легальных, как это сделал истец), в таком случае она уменьшится примерно в 700 раз.

Разбирательство, начавшееся в августе 2009 года,

3. Бренд "Спартак"

Общественная организация "Международное физкультурно-спортивное общество (МФСО) "Спартак" имени Н.П.Старостина" требовала запретить футбольному клубу "Спартак" использование словесного обозначения "Спартак" в отношении класса товаров "вымпелы, спортивная одежда, значки". В случае удовлетворения иска один из самых популярных российских клубов был бы лишен возможности выпускать атрибутику и спортивную форму со своим названием.

Однако арбитражи всех четырех инстанций требования отклонили. Суды установили, что МФСО "Спартак" принадлежат права на товарный знак "Спартак", однако неисключительное право использования бренда было передано им по лицензионному договору региональной общественной организации "Футбольный клуб "Спартак-Москва", которая в свою очередь заключила непосредственно с ФК "Спартак" сублицензионный договор, действующий до 2017 года. Соответственно, суды не обнаружили незаконного использования бренда футбольным клубом.

Одновременно МФСО "Спартак" требует от Роспатента отменить регистрацию на ФК "Спартак" товарного знака "Спартак" для большого количества товаров и услуг, в том числе таких, как проведение спортивных соревнований. Это разбирательство в настоящее время продолжается - идет второй круг, дело находится в апелляционной инстанции.

4. Элитное шампанское Cristal

Роспатент в 2008 году по заявлению федерального казенного предприятия "Союзплодоимпорт" прекратил правовую охрану в России товарного знака Cristal, принадлежащего французской компании Champagne Louis Roederer. Под этим брендом выпускается и до 2010 года ввозилось в Россию элитное шампанское, созданное по заказу российского императора Николая II.

Роспатент согласился с доводами "Союзплодоимпорта" о том, что бренд Cristal схож до степени смешения с товарным знаком заявителя Kristal, под которым выпускается водка.

Champagne Louis Roederer оспорила выводы Роспатента, и суды трех инстанций поддержали французскую компанию, указав, что "Союзплодоимпорт", оспаривая регистрацию бренда Cristal в Роспатенте, пропустил срок исковой давности. Однако Высший арбитражный суд в марте 2011 года отменил все решения в пользу французов и направил дело на новое рассмотрение. По мнению ВАС, нижестоящие суды неправильно определили дату начала течения срока исковой давности.

Арбитраж Москвы в марте 2012 года разрешил спор между Champagne Louis Roederer и Роспатентом в пользу ведомства. Это последнее решение пока не обжаловано. Компания поставки шампанского в Россию прекратила.

5. Водка "Володя и медведи"

Роспатент отказал подмосковному ООО "Роялти" в регистрации товарного знака "Володя и медведи" для класса алкогольных напитков, в том числе водки.

По мнению ведомства, регистрация "наносит ущерб имиджу и интересам государства, а также противоречит общественным интересам", поскольку может вызвать у потребителя ассоциации с экс-президентом РФ Владимиром Путиным, действующим президентом Дмитрием Медведевым и партией "Единая Россия", символом которой является медведь.

Компания обжаловала решение Роспатента в арбитраже, и суды трех инстанций признали действия патентного ведомства незаконными. Постановление кассационного суда по делу было вынесено в марте. Выводы судов могут быть обжалованы еще в Высший арбитражный суд. Но пока во исполнение вступившего в силу решения суда Роспатент зарегистрировал бренд "Володя и медведи" на имя ООО "Роялти".

6. Товарные знаки "Газеты.ру"

Электронное издание "Газета.ру" не смогло добиться в Роспатенте регистрации на свое имя товарных знаков "gazeta.ru", "газета.ру" и "газета.ru", несмотря на то, что много лет использует это название.

Роспатент мотивировал отказ регистрировать бренды тем, что данные обозначения состоят из неохраняемых элементов и не обладают различительной способностью. ЗАО "Газета.ру", учредитель электронного СМИ, обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлениями об отмене решений патентного ведомства.

Суды трех инстанций отклонили исковые требования, указав, что товарные знаки, которые хочет зарегистрировать "Газета.ру", сходны до степени смешения с товарным знаком "Газета", зарегистрированным ранее на имя АНО "Редакция Ежедневной газеты".

В Высший арбитражный суд компания-заявитель пока не обращалась.

7. Коньячный бренд "Московский"/Moskovskiy

Французская компания Sсi des Broix, которая в 2005 году зарегистрировала во Франции бренды "Московский" и Moskovskiy для класса товаров "алкогольные напитки", обратилась в Роспатент с заявлением о досрочном прекращении прав ФКП "Союзплодоимпорт" на эти товарные знаки в России в связи с их неиспользованием в течение более трех лет.

Роспатент согласился с доводами заявителя, после чего решение патентного ведомства было обжаловано "Союзплодоимпортом" в суде. Однако суды трех инстанций отклонили иск.

Суды установили, что сам "Союзплодоимпорт" алкогольную продукцию не выпускает, а Московский винно-коньячный завод "КиН", выпускающий коньяк "Московский" по лицензионному договору, фактически использует другой товарный знак (этикетку) для маркировки своей продукции, выплачивая "Союзполодоимпорту" роялти лишь за использование охраняемого словесного элемента "Московский"/Moskovskiy.

Высший арбитражный суд, куда обратился "Союзплодоимпорт" за пересмотром решений по делу, согласился с выводами нижестоящих судов.

Интересно, что сам МВКЗ "КиН" также добивался досрочного прекращения правовой охраны товарного знака "Московский"/Moskovskiy, но и в Роспатенте, и в судах ему отказали.

8. Конфеты Raffaello и Ferrero Rocher

Итальянская группа Ferrero активно борется с появлением в России контрафактной продукции, сходной до степени смешения с принадлежащими компании брендами.

Наибольшую известность приобрел спор по защите прав на внешний вид конфет Raffaello. Компания Soremartek S.A. (входит в Ferrero) зарегистрировала на свое имя товарный знак, представляющий собой реалистичное изображение (фотографию) конфеты шарообразной формы белого цвета с неровной поверхностью - в обсыпке из кокосовой стружки.

В 2007 году Soremartek подала в арбитраж Москвы иск о нарушении исключительного права на этот товарный знак. Ответчиками выступили петербургская компания "Ландрин", производившая одноименные конфеты круглой формы, сходные с Raffaello, и московская торговая фирма "Чакуба". В итоге судебных разбирательств все четыре инстанции арбитражной системы и обязали ответчиков прекратить производство и продажу своих конфет.

В 2010 году аналогичное разбирательство группа Ferrero вела с московской кондитерской фабрикой "Победа" из-за конфет, похожих на Ferrero Rocher. Спор закончился мировым соглашением, по условиям которого фабрика обязалась изменить дизайн упаковки конфет "Победа вкуса. Трюфели кофе Мокка с марципаном".

9. Права на товарный знак Sex and the City

Бренд Sex and the City получил широкую популярность благодаря сериалу, созданному по мотивам одноименной книги. В России он выходил под названием "Секс в большом городе".

С 2007 года журнал под названием Sex and the City в России выпускала издательская группа "Парлан" (журналы "Мезонин" и русский Top Gear). В 2010 году "Парлан" попытался зарегистрировать права на бренд Sex and the City в семи классах Международной классификации товаров и услуг, в том числе "печатная продукция", но Роспатент отказался удовлетворить заявку, сославшись на то, что правами на бренд обладает американский кабельный канал Home Box Office Inc - производитель телесериала.

В декабре 2010 года решение Роспатента подтвердил Арбитражный суд Москвы, а затем и апелляционная инстанция. В мае 2011 года издательская группа "Парлан" продала ARTCOM Media права на издание Sex and the City. С октября 2011 года журнал издается под брендом SnC.

Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) осенью 2008 года направила в арбитражные суды несколько исков к социальной сети "ВКонтакте" с требованием прекратить размещение на ресурсе ряда популярных российских фильмов, права на которые принадлежат телекомпании.

После полуторагодичного разбирательства суд первой инстанции отказал в удовлетворении Суд посчитал, что на момент вынесения решения отсутствуют доказательства нарушения прав ВГРТК на этот фильм, поскольку его нет по указанному истцом адресу. Также, по мнению суда, истцом не доказано, что фильм "Остров" был размещен на сайте самим ответчиком либо ему было известно о размещении фильма на сайте до момента получения иска.

Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который отказал в его пересмотре, указав, однако, на возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам. Новым обстоятельством в данном случае является правовая позиция ВАС, сформированная при рассмотрении спора правообладателя "Топ 7" с владельцем файлообменника "Агавой-софт".

Согласно этой позиции провайдеры, владельцы файлообменников и соцсетей не несут ответственности за передаваемую информацию, если они не инициирует передачу информации, не выбирают ее получателя, не влияют на ее целостность, а также принимают превентивные меры по предотвращению нарушения исключительных прав.

К числу таких мер ВАС отнес установление ограничения объема размещаемой информации и ее доступности для неопределенного круга пользователей, наличие в пользовательском соглашении обязанности пользователя по соблюдению законодательства при размещении контента и безусловного права провайдера удалить незаконно размещенный контент.

ВГТРК подала в суд заявление о пересмотре этого дела по новым обстоятельствам. Производство по делу пока не возобновлено.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме