Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Курсовая работа современные центры притяжения мигрантов. Современные центры притяжения и основные последствия миграции рабочей силы

С 2010 г. началась глобальная миграция населения. Если раньше за рубеж выезжали тысячи и десятки тысяч человек, то сейчас речь идёт о миллионах людей, решивших по политическим, экономическим и прочим причинам срочно сменить место жительства. Проблема глобальной миграции волнует также жителей государств, куда иностранцы активно стремятся попасть. В этой статье мы постараемся дать ответы на вопросы, почему появилось так много кочевников, а также расскажем про основные центры международной трудовой миграции.

О причинах и факторах явления

В СМИ постоянно появляются сведения о мигрантах. Едва ли не каждый день мы узнаём, что в том или ином уголке земли беженцы так и не сумели преодолеть границу либо, напротив, получили право находиться на территории ближайшей страны, искать там жильё и работу, пользоваться льготами… Сталкиваясь с подобной информацией, даже далёкие от политики и экономики люди начинают задумываться о причинах миграции.

Как водится, при обсуждении проблемы, актуальной для многих людей, упоминанием одного-двух факторов не обойтись. Это окажется тем более верным, если учесть общую численность людей на планете - уже 7,4 миллиарда человек. И всё же, если выделять основные факторы глобальной миграции, они будут такими:

  • плохие экономические условия в «отстающих» странах (отсутствие рабочих мест, низкая зарплата, завышенные налоги);
  • отличные перспективы, которые может обеспечить практически любая развитая страна трудовой эмиграции (льготы, достаточное количество рабочих мест, квалифицированная занятость);
  • политическая благонадёжность государства, безопасность населения, не желающего участвовать в военных действиях;
  • возможность получить более качественное образование за рубежом;
  • демографический фактор (сотни тысяч людей по-прежнему выходят замуж за иностранцев или женятся на гражданках иных государств);
  • свобода передвижения - на сегодняшний день при наличии довольно скромной суммы любой человек может приобрести билет на самолёт, поезд, пароход и т. д.;
  • информационный фактор - в XXI веке даже у бедных семей появились телевизоры, компьютеры и радиоприёмники, благодаря которым можно узнать больше об обстановке в мире и развитых странах;
  • нехватка ресурсов для проживания огромного населения во многих странах и, напротив, снижение рождаемости в других.
  • Большинство этих причин актуально и для россиян. Причём, что интересно, один и тот же фактор может побудить человека как мигрировать в РФ, так и, напротив, покинуть страну и переехать в Европу или Северную Америку (чаще всего выбираются именно эти направления). Например, таджиков и туркмен в России привлекает возможность заработка, стабильность и политическая благонадёжность, а вот коренное население уже не может довольствоваться соотношением зарплат и цен на продукты и коммунальные услуги и уезжает за границу в поисках лучшей жизни.

    Подобные противоречия, к сожалению, приводят к неутешительным прогнозам: по заверениям социологов, к 2050 году в Российской Федерации будет проживать около 112 миллионов человек (сейчас на территории страны разместилось 142 миллиона).

    Немного статистики

    Проблему миграции в мире изучают и политологи, и экономисты, и социологи. Поэтому сегодня в интернете можно найти достоверные статистические данные о количестве мигрантов (в том числе по группам - трудовые, беженцы и т. д.), отношении жителей тех или иных государств к приезжим и прочие данные. Так, основные центры притяжения мигрантов - это Европа и США. Дальнейшее распределение идёт по определённым странам (в случае с Америкой - по штатам).

    Список стран по количеству мигрантов составлен не случайно. Германия пользуется наибольшей популярностью у беженцев, потому что там «официальным» мигрантам выплачивают достойные пособия по безработице. Что касается Венгрии, там приезжие в основном намереваются задержаться временно, чтобы, поднакопив деньги, продолжить путешествие вглубь континента.

    Так или иначе, все выше перечисленные страны экономически благонадёжны, - в том числе и прочие, не вошедшие в список:

    • Нидерланды;
    • Бельгия;
    • Великобритания;
    • Швейцария.

    Любопытно, что цифры, приведённые выше, - лишь официальная статистика: на самом деле во всех странах мигрантов значительно больше. На основании показаний стражей порядка можно заключить, что в страны Европы летом 2015 года пыталось проникнуть не менее 107 000 нелегальных приезжих.

    Самые развитые государства не могут принять всех желающих, поэтому отвергают всё больше официально оформленных заявок. Мигранты же, осознавая, что их перспективы становятся всё более туманными, уже и не пытаются подавать документы на статус беженца или ВНЖ. Поэтому любопытно, что список стран с наибольшим количеством одобренных заявок значительно отличается от списка стран, густо населённых приезжими.

    Естественно, при попытках мигрантов нелегально пробраться на территорию другого государства возникают беспорядки. Полицейские сообщают о тысячах драк, краж, поджогов. К сожалению, криминогенная обстановка установилась и в России: в 2015 году количество правонарушений, совершённых мигрантами, увеличилось на 4,4%, а общее количество преступлений - на 8,6%. А поскольку отношение к иммигрантам в странах мира не самое благожелательное, многие россияне сделали вывод, что лучшая защита - это нападение. В итоге граждане РФ стали посягать на жизнь, здоровье и имущество приезжих на 17,5% больше.

    Если вы интересуетесь проблемами мигрантов во всём мире, но особенно беспокоитесь за родную страну, ознакомьтесь со статистикой миграции в России более подробно. Конечно, цифры - это только цифры. Но на их основании можно сделать вполне справедливые выводы.

    Каковы последствия глобальной миграции

    Всемирное «переселение народов» в 2016 году ещё не закончилось - напротив, поток приезжих в европейские страны в ближайшие два-три года может значительно увеличиться. Но несмотря на незавершённость процесса, делать выводы о последствиях происходящего можно уже сейчас. Самым простым и логичным последствием становится, конечно же, кризис экономики и демографии каждой страны с массовой иммиграцией.

    Но тщательнее следить за стабильностью цен, уровнем преступности и безработицы и другими факторами приходится и людям, возглавляющим глобальные и региональные центры миграции, то есть правителям стран и областей, куда активно «просятся» приезжие. И далеко не всегда среагировать на возникшие противоречия получается оперативно.

    Так, к негативным последствиям глобальной миграции можно отнести:

    • понижение стоимости труда приезжих - чтобы прожить за рубежом, мигранты, зачастую даже не знающие языка новой страны, соглашаются на неквалифицированный труд, и количество таких предложений огромно;
    • попадание целевых отраслей экономики развитой страны в зависимость от иностранной рабочей силы;
    • повышение уровня ксенофобии, конфликты среди гражданского населения.

    Впрочем, приток иммигрантов в страну может способствовать и улучшению отношений между государствами. Так или иначе, передвижение народов - естественный процесс. И если он протекает благополучно, в результате принимающая страна выигрывает, так как происходит:

    • омоложение нации - приезжают на заработки за рубеж в основном молодые и зрелые люди с семьями;
    • улучшение демографической ситуации, так как мигранты женятся и выходят замуж, в том числе и за представителей коренного населения;
    • экономический подъём - государство получает возможность задействовать средства, которые приезжие хранят в банках.

    Иммиграция – как и куда переехать: Видео

Чем можно объяснить вспышку миграций. Главные миграционные потоки. Сальдо миграций мира на 2008г. Что такое кочевничество и паломничество. Какую роль играют миграции. Основные районы трудовой иммиграции. Миграции населения мира. Люди – не перелётные птицы. Главные центры притяжения трудовых ресурсов. Миграции. Основные источники миграции. Виды миграций. Что такое миграция. Мозговая атака.

«Виды миграции населения» - Процесс расселения. Удельный вес. Беженцы. Миграционные процессы. Миграции населения. Сальдо внутрироссийской миграции. Статус вынужденного переселенца. География внешних миграций. Что такое миграция. Миграция в России. Переезд на постоянное место жительства. Миграционное передвижение. Характеристика миграционной ситуации. Виды миграций. Жители Казахстана.

«Проблемы миграции» - Если дети (или кто-то из детей) не приехали с вами, то почему. Основные выводы. Миграция с детьми или без. Миграция женщин с детьми. Возможность встречаться со своими детьми, оставшимися на родине. Дети мигрантов и детский сад. Если дети приехали с вами, прикрепили ли вы их в бесплатную поликлинику. Дети мигрантов и школа. Где в настоящее время находятся ваши дети. Миграция с детьми – косвенное свидетельство намерений переезда на ПМЖ.

«Миграционная политика России» - Условия трудоустройства иностранцев в РФ. Основные определения статуса иностранцев в России. Миграционная политика Российской Федерации. Российская Федерация. Некоторые цифры. Штрафы и другие виды. Миграционная карта. Сколько мигрантов нужно России. Население по полу и возрасту. Недостатки и ограничения миграционной политики РФ. Данные и информация. Основные инструменты миграционной политики. Основные направления совершенствования миграционной политики РФ.

«Миграция в Европе» - Этническая дверь в ЕС. Азиатско-Европейский корридор. Особенности транзитной миграции Восток-Запад. Миграционная система. China. Каналы свободного передвижения. Трудовая миграция. Проблема старения населения. Страны на расколе. Схема вариаций взиамодействия ЕС и СНГ. Интеграционные союзы и организации в СНГ. Европейский Союз. Места перекрытия систем. Проблемы реализации. Вопросы измерения взаимодействия.

«Международная миграция рабочей силы» - Внутренняя миграция рабочей силы. Методы регулирования международной трудовой миграции. Перемещение трудовых ресурсов. Внешняя миграция рабочей силы. Приток иностранцев. Основные экономические причины трудовой миграции. Основные задачи МОМ. Механизм международной трудовой миграции. Маятниковая миграция. Международная миграция рабочей силы. Классификация международной трудовой миграции. Понятие и классификация.

Основной центр притяжения населения в России - Москва и Московская область. Миграционную ситуацию в этих регионах сложно анализировать автономно, и, естественно, не только потому, что в 2010 году столица сильно приросла территорией за счет Московской области. Фактически Москва и область - это единый рынок труда и жилья, миграционная привлекательность Подмосковья зиждется на желании большого числа людей жить если не в Москве, то в непосредственной близости от нее, совершать ежедневные маятниковые поездки, число которых, по оценкам, превосходит 1 млн. человек Шитова Ю.Ю. Маятниковая трудовая миграция в Московской области. Анализ и прогнозирование маятниковой трудовой миграции: Журнал, Демоскоп, № 569 - 570, сентябрь-октябрь, 2013 г. .

В 1990-е годы в столичном регионе регистрируемый статистикой прирост населения за счет внутренней миграции составил 359 тысяч человек, но он требует поправки на данные переписи 2002 года, в соответствии с которыми население Москвы и Московской области превысило расчетную численность более чем на 2 млн. человек Мкртчян Н.В. Миграция как компонент динамики населения регионов России: оценка на основе данных переписи населения 2010 года / Известия РАН. Серия географическая, 2011. № 5. C. 28-41. . Этот прирост отнесен на счет миграции. В 1991-2013 годы, в соответствии с тем, что видит текущая статистика, 76% миграционного прироста столичного региона обеспечила внутренняя миграция, 24% - международная. Если распределить неучтенную миграцию в этих пропорциях, на внутреннюю миграцию пришлось почти 1,5 млн. человек зафиксированного переписью "дополнительного" прироста, и в итоге суммарный прирост столичного региона за счет внутренней миграции составил 1860 тысяч человек.

В 2001-2013 годах регистрируемый статистикой миграционный прирост населения Московского региона увеличился, составив 941 тысячу человек. И результаты переписи 2010 года вновь показали дополнительный рост населения обоих рассматриваемых регионов, суммарно на 1183 тыс. человек Буртин Ш. Разрешать нельзя запрещать. Как поставить миграцию под контроль / Ш. Буртин, О. Тимофеева, Д. Карцев // Русский репортер. - 2013. - N 33. - С. 18-26. . В этот период соотношение регистрируемой внутренней и международной миграции в миграционном приросте было еще более сдвинуто в пользу внутренней (81% и 19% соответственно). Распределенный подобным образом дополнительный миграционный прирост увеличивает вклад внутренней миграции в баланс столичного региона на 950 тысяч человек, суммарно за 2000-е годы получается 1890 тысяч, т.е. столько же, сколько в прошлом десятилетии.

Если судить по данным текущего учета за 2011-2013 годы, миграционный прирост населения Столичного региона в эти годы усилился, но в сравнении с данными, скорректированными на основе переписей, - сократился. Если тренд миграции не изменится, чего будто бы нет оснований ожидать, то прирост населения региона только за счет внутренней миграции к 2020 году может составить еще 1,5 млн. человек.

Столичный регион собирает население со всей страны, наиболее интенсивно - с ее европейской части. Самыми главными миграционными донорами столичного региона служат области, соседствующие с Московской, что подтверждают и данные переписи о месте рождения. В 2010 году, согласно данным переписи, среди тех, кто указал место рождения, в столичном регионе проживали 1165 тысяч уроженцев этих 7 областей, или 19,2% от всех "неместных" уроженцев.

Второй центр всероссийского масштаба, существенно уступающий столичному, - Санкт-Петербург с Ленинградской областью. В 1990-е годы за счет регистрируемой внутренней миграции их население приросло на 92 тысячи человек, но перепись 2002 года добавила к этому 127 тысяч, также, по-видимому, в основном обеспеченные внутрироссийскими мигрантами. В 2000-е годы прирост увеличился до 258 тысяч, перепись 2010 добавила еще 337 тысяч. Суммарный прирост можно оценить примерно в 700 тысяч за два десятилетия. В 2011-2013 годах миграционный прирост Санкт-Петербурга и Ленинградской области был на уровне 2000-х годов с учетом поправки переписи 2010 года.

"Вторая столица", также собирая население со всей страны, имеет иных основных миграционных доноров. За 1991-2013 годы почти треть миграционного прироста обеспечили регионы Северо-Запада, еще 40% - регионы востока страны.

Устойчивый центр миграционного притяжения - Краснодарский край. В 1990-е годы он получил за счет внутренней миграции 238 тысяч человек прироста, данные переписи добавили еще 149 тысяч. Но, в отличие от столичного региона, пропорции внутренней и международной миграции в этом неучтенном статистикой приросте были паритетны, сказывается приграничное положение региона и его сильная привлекательность прежде всего для мигрантов из Закавказья. В 2000-е годы регистрируемый миграционный прирост края уменьшился до 164 тысяч человек, переписная добавка составила еще 50 тысяч. В результате суммарный миграционный прирост Кубани за счет внутренней миграции в 1991-2013 годы составил около полумиллиона человек, примерно на этом же уровне (в среднегодовом исчислении) остался миграционный приток в 2011-2013 годах. Краснодарский край - тоже центр всероссийского масштаба, но более половины его прироста за весь период обеспечили округа востока страны, еще четверть - Северокавказский округ Быченко Ю.Г. Влияние миграции на демографическое и этноструктурное развитие российского села / Ю.Г. Быченко, В.Л. Шабанов // Мир России: социология, этнология. - 2014. - Т. 23, N 1. - С. 167-185.

В Европейской России есть еще четыре не таких крупных центра притяжения внутрироссийских мигрантов общестранового масштаба: Татарстан, Белгородская, Калининградская и Нижегородская области. Они получали в оба десятилетия пусть и не такой большой, но устойчивый во времени прирост, и этим, а также широтой миграционных связей перечисленные регионы отличаются от многих своих соседей (табл.2.4). В после переписные годы все эти регионы сохранили миграционный прирост. Они выделяются не столько масштабами прироста (хотя он и был значимым), сколько отсутствием четко ограниченного числа крупных миграционных доноров. Названные регионы привлекали мигрантов со всей страны, но при этом отдавали мигрантов более мощным центрам, прежде всего - Столичному региону.

К региональным центрам в Европейской части страны следует отнести Ставропольский край, который притягивал мигрантов из республик Северного Кавказа. В среднем и нижнем Приволжье центром притяжения регионального масштаба может считаться Самарская область. Правда, в 2011-2013 годах Ставропольский край и Самарская область не удержали миграционный прирост (табл. 2.4), но для ориентированных на них регионов по-прежнему остались миграционно притягательными.

Таблица 2.4 - Основные центры миграционного притяжения в России в 1991-2013 годы

Наименование центра

Прирост за счет внутренней миграции, тыс. человек (оценка)

Общестрановые

Москва и Московская область

Санкт-Петербург и Ленинградская область

Краснодарский край

Белгородская область

Республика Татарстан

Калининградская область

Нижегородская область

Региональные

Ставропольский край

Самарская область

Новосибирская область

Источник : оценки на основе данных текущего учета населения и переписей населения 1989, 2002 и 2010 гг.

Центры притяжения внутренних мигрантов есть и за пределами Европейской части страны, хотя, конечно, их мощность невелика, т.к. они располагаются не в конечном пункте, а на пути западного дрейфа. Самый известный центр - богатый углеводородами Ханты-Мансийский АО. Прирост его населения за счет внутренней миграции практически отсутствует, в 1990-е годы он составил 16 тысяч человек, и перепись показала недочет населения на 6 тысяч, т.е. еще его уменьшила. В 2000-е годы прирост составил 11 тысяч человек, и перепись недосчиталась 21 тысячи. Формально, никаким центром притяжения населения округ не является, если бы не то обстоятельство, что ситуация здесь кардинально отличная от других российских северов, сюда мигранты активно едут, но, конечно, и уезжают отсюда. Приезжают в ХМАО люди в возрасте 25-35 лет, а активно уезжают в предпенсионных и пенсионных возрастах, что обеспечивает ротацию населения, ведущую к ее омоложению. Но ввиду отсутствия миграционного прироста этот центр нецелесообразно включать в табл. 2.4.

Прирост населения Ханты-Мансийскому округу обеспечивают регионы Приволжья, Сибири и Урала, отток идет в столичный регион, Санкт-Петербург, Краснодарский край, на запад страны и на юг Тюменской области. Скромные результаты долгосрочной миграции компенсируются тем, что Ханты-Мансийский АО - крупнейший центр временной трудовой миграции, о чем будет сказано ниже.

На востоке России есть региональные центры притяжения. Они нестабильны, среди них, в отличие от центров на западе страны, нет ни одного с устойчивым миграционным приростом. Самый значимый прирост был в Новосибирской области, которая отдает население на запад, но приток из других регионов Сибири и с Дальнего Востока этот отток перекрывает. В 2011-2013 годах миграционный прирост в Новосибирскую область увеличился.

Во второй половине 2000-х годов в число региональных центров притяжения населения выдвинулись также Тюменская и Свердловская области, но результаты переписи скорректировали полученный прирост в сторону уменьшения. В 2011-2013 годах идет приток мигрантов в оба региона. Пока нельзя говорить об этом как об устойчивой тенденции, но в "третьем" эшелоне центров притяжения мигрантов наметились некоторые перемены. Ни всероссийские, ни региональные центры притяжения внутристрановых мигрантов не могут сравниться со Столичным регионом - он по-прежнему является безусловным лидером, "дирижирует" миграционными потоками всей страны (рис.1). За 1990-2012 годы его миграционный прирост был вдвое выше, чем всех остальных вышеперечисленных центров, вместе взятых.

Рисунок 1. Прирост за счет внутренней миграции в основные центры притяжения в 1991-2012 годы, тыс. человек Габуев А. Миграционный порог // Россия в глобальной политике. - 2013. - Т. 11, N 4. - С. 100-110

Регионы - центры миграционного притяжения часто возглавляют города с населением свыше миллиона человек. Но наличие крупнейшего города не гарантирует региону стабильного миграционного прироста - Пермь, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Волгоград проигрывают соседним, более успешным центрам. Регионам Центрального округа и Приволжья сильно вредит близость Москвы, оттягивающей у них население. Крупнейшие и крупные города являются центрами притяжения для населения своего региона, но на соседние регионы влияние распространяют немногие.

Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70-80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.

За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х гг. в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием - 1,5 млн человек. В 1996 г. было выдано 18 тыс. въездных виз на постоянную работу иностранным ученым и инженерам. Однако было бы неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации; 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

Регулирование международной миграции

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

В каждой стране вырабатывается национальная м и г р а ц и о н н а я п о л и т и ка . Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы, - 140 тыс. человек в год.

В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х гг., усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, с 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ в середине 90-х гг. приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

Такого рода меры напрямую связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза, резким ухудшением экономической ситуации в этих странах. Только при распаде СССР около 60 млн человек оказались в положении национальных меньшинств на территории вновь образованных государств.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами - участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к третьим странам.

Так, в рамках ЕС подписан ряд конвенций, регулирующих международные миграционные потоки населения и рабочей силы. В их числе параграф 52 Римского договора 1957 г., вступивший в силу в 1968 г. и предоставляющий работникам шести стран - первоначальных членов ЕС право поиска работы в странах-участницах (позднее оно было распространено на все страны - члены ЕС); Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993 г. и устанавливающее единые визовые правила въезда в страны - участницы Соглашения, а также Дублинская конвенция 1990 г., устанавливающая правила предоставления убежища.

Миграцию трудовых ресурсов характеризуют следующие показатели:

    число прибытий и выбытий в даннойадминистративно-территориальной единице;

    сальдо миграции (чистая миграция) - разность между числом прибытий и выбытий;

    валовая миграция (брутто-миграция) - сумма числа прибытий и выбытий;

    миграционный поток - совокупность мигрантов, имеющих общие территории выбытия и прибытия;

    миграционная когорта - совокупность мигрантов, объединяемых общим периодом миграции.

Миграция трудовых ресурсов как сложный социально-экономический процесс определяется различными объективными и субъективными причинами, которые можно объединить в несколько укрупненных групп:

    природно-климатические , связанные с влиянием окружающей среды и включающие климат,ландшафт, изменения вэкологической системе;

    демографические , обусловленные территориальными различиями в структуренаселенияпо полу, возрасту, брачно-семейному положению и т.д.;

    этнические , связанные с влиянием национальныхтрадиций,обычаев, специфики материальной и духовной культуры различных народов на уровень подвижности, структуру и направления перемещений;

    социально-экономические , связанные с различными аспектами развития производства (размещением производства по территории, соотношением экстенсивного и интенсивного типов экономического роста, различиями в уровнях экономического развития районов,инвестициямии др.) и с обусловленными ими различиями в условиях жизни, возможностьютрудоустройства, содержанием и характером труда, размеромзаработной платы, перспективами полученияобразования, жилья, созданиясемьии т.д.

Международные валютные отношения.

Отношения торгового обмена между странами вызывают необходимость во взаимных денежных расчетах. Таким образом возникают

валютные отношения - экономические отношения, связанные с функционированием денег как мировых денег.

При характеристике валютных отношений важное значение имеет понятие

валютный курс - соотношение между валютами отдельных стран, то есть цена валюты данной страны, выраженная в валютах других стран.

Формой организации валютных отношений выступает международная валютная система (МВС). МВС прошла в своем развитии четыре этапа.

Первый этап - система золотого стандарта , которая стихийно сложилась в концу ХIХ века. Она характеризуется следующими чертами:

    определенным золотым содержанием валютной единицы;

    конвертируемостью каждой валюты в золото как внутри, так и за пределами границ отдельного государства;

    поддержанием жесткого соотношения между национальным золотым запасом и внутренним предложением денег.

Второй этап - система золотодевизного стандарта - была принята на Генуэзской конференции (1922 г.). Позднее он был признан большинством капиталистических стран. При золотодевизном стандарте банкноты размениваются не на золото, а на девизы (банкноты, векселя, чеки) других стран, которые затем могут быть обменены на золото. В качестве девизной валюты были избраны доллар и фунт стерлингов.

Третий этап - Бреттон-Вудсская валютная система получила свое оформление в Бреттно-Вудсе (США) в 1944 году. Ее основные черты:

    за золотом сохранилась функция окончательных денежных расчетов между странами;

    американский доллар стал резервной валютой. Он, наравне с золотом, был признан в качестве меры стоимости валюты разных стран, а также международного средства платежа;

    доллар обменивался на золото центральными банками и правительственными учреждениями других стран в казначействе США по курсу 35 долл. за 1 тройскую унцию (31,1 г.). Доллар прочно занял свое место в валютных отношениях, масштабы использования золота резко упали;

    каждая страна должна была сохранять стабильный (официально установленный) курс своей валюты относительно любой другой валюты. Рыночные колебания курса валют не должны были отклоняться от фиксированных золотых и долларовых паритетов более чем на 1 %;

    межгосударственное регулирование валютных отношений осуществлялось преимущественно через Международный валютный фонд (МВФ), созданный на той же Бреттон-Вудсской конференции.

К концу 60-х годов Бреттон-Вудсская система пришла в противоречие с развивающейся интернационализацией мирового хозяйства. Режим золотодолларового стандарта постепенно стал превращаться в систему долларового стандарта. Между тем, кризис экономики США в 60-е - 70-е годы, возрастание значения западноевропейской и японской экономики привели к большой концентрации долларов в Западной Европе и Японии, которым США не могли обеспечивать золотую ликвидность. В начале 70-х годов Бреттон-Вудская система разрушилась.

Четвертый этап. В 1976 году состоялось совещание МВФ в Кингстоне (Ямайка), на котором были определены основы новой валютной системы капиталистического хозяйства, которая была определена как система управляемых плавающих валютных курсов .

Выделим основные черты этой системы.

    Функция золота в качестве меры стоимости валютных курсов упразднялась.

    Вводился стандарт СДР (special drawing rights - SDR) - специальные права заимствования - с целью превратить его в основной резервный запас, коллективную валюту.

    Валютные отношения между странами стали основываться на плавающих курсах национальных валют. Колебания курсов валют обусловливались двумя основными факторами:

    покупательной способностью валют на внутренних рынках стран;

    соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках.

П аритетом покупательной способности называется формулировказакона единой цены для международныхрынков : покупательная способность некоторой суммы на одном рынке должна быть равна покупательной способности этой же суммы на рынке другой страны, если перевести данную сумму по текущему обменному курсу в иностраннуювалюту .

Под паритетом покупательной способности может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности применительно к определенным наборам товаров и услуг.

Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране А и экспортировать их в Б. Это увеличивает предложение товаров в стране Б, спрос на товары в стране А, спрос на валюту страны А и предложение валюты страны Б, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению.

Пример : еслицена единицы товара в России 30 рублей, а в США - 2доллара , то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России - расти, а курс доллара к рублю - также снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара - 20 рублей за доллар).

Международная трудовая миграция приобретает все большие масштабы и становится типичной для социально-экономической жизни современного мира. По данным Международной организации труда ежегодно эмигрирует в среднем 2-3 млн человек, только в 2010 г.. 930 млн человек проживало вне страны их рождения .

Уровень миграции населения является показателем, отражающим вклад миграционных процессов в общий процесс изменения уровня населения и демографической ситуации в стране в целом. Высокий уровень миграции как со знаком «+», так и со знаком "-" может вызвать ряд проблем: рост безработицы и потенциальное усиление социальной напряженности на этнической почве (если превышает количество тех, кто въезжает в страну) или сокращение рабочей силы, в т. ч. в ключевых для страны секторах экономической деятельности (если превышает количество тех, кто выезжает из страны). В целом в современном мире на 76 стран, в которых преобладает иммиграция, приходится 89 стран с преобладанием граждан, ее оставляют. При этом в 59 странах мира количество въезжающих примерно равно количеству выезжающих или нет ни тех, ни других, то есть уровень миграции имеет нулевую оценку .

По данным Международной организации труда в 2010г. Количество международных мигрантов достигала 291 млн человек. Шесть из каждых десяти мигрантов проживают сегодня в развитых странах, и только семь из каждых 100 международных мигрантов являются беженцами. Почти половина всех международных мигрантов - женщины, причем в развитых странах их число превышает число мужчин-мигрантов. Подавляющее большинство (около 3/4) всех мигрантов сосредоточены в 28 странах мира, при этом один из каждых пяти международных мигрантов проживает в США .

К основным направлениям международной трудовой миграции на современном этапе относятся следующие:

1. С развивающихся стран, в развитые страны. В индустриально развитых странах более высокий уровень жизни, чем в развивающихся странах, что является одной из основных причин международной трудовой миграции. Это касается как потоков квалифицированных специалистов, так и рабочей силы непрестижных специальностей, с точки зрения местного населения развитых стран, но без которых невозможно нормальное производственный процесс.

2. Между развитыми странами. Международная трудовая миграция, существует в пределах индустриально развитых стран, обусловлена ​​преимущественно неэкономическими причинами. Это происходит, например, благодаря возможности обеспечить профессиональный рост, сделать карьеру, занять место в престижной фирме другой страны. Особо следует отметить международную трудовую миграцию в странах Евросоюза после создания единого рыночного пространства.

3. Из развитых стран в развивающиеся. Как правило, едут квалифицированные специалисты по приглашению правительства или отдельных фирм.

4. Между развивающимися. Здесь основной причиной международной трудовой миграции становится повышение уровня жизни: миграция осуществляется в основном между Новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) и странами-экспортерами нефти (ОАЭ, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт) , с одной стороны, и другими развивающимися странами - с другой.

5. В пределах бывших социалистических стран, а также в СНГ. С распадом СССР и образованием Российской Федерации главным центром иммиграции стала Россия. В целом, по официальным данным, в России работает 283,7 тыс. Иностранцев, наибольшее количество которых занята в строительстве - 39,3%, промышленности - 12,5%, торговли - 12,2%, сельском и лесном хозяйствах - 11 4%. В коммерческой деятельности и на транспорте занято, соответственно, 8,6% и 5,0% иностранной рабочей силы .

В начале XXI в. более половины мировых миграционных потоков приходилось на развивающиеся страны. В то же время, около 9/10 выплат трудовых доходов иностранным работникам-нерезидентам приходилось на развитые страны, а на развивающиеся - лишь 1/10. Основная часть выплат приходится на США, Германию, Италию, Швейцарию, Бельгию .

С изменением экономических условий могут меняться и направления международной трудовой миграции. Сегодня центрами притяжения иммигрантов является следующие.

1. Высокоразвитые страны, а высоким уровнем жизни США, Канада, Австралия, государства Западной Европы.

На рубеже ХХ-ХХI вв. ежегодно в США легально иммигрировали 700-800 тыс. человек. Причем поток высококвалифицированной рабочей силы наблюдался со всего мира, но 40-50% иммигрантов были из Индии, 10% - из Китая, а низкой квалификации - в основном из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. По оценкам экспертов, при сохранении нынешних показателей рождаемости и характера миграционных потоков, к 2050 г.. Численность населения США вырастет до 402 млн человек (половина прироста приходится на мигрантов), а доля белого населения сократится с 72 до 52,8% .

В странах Западной Европы проживает около 20 млн мигрантов, из них в Германии - 7 млн, Франции - 3 млн, Швейцарии - 1 млн. Основные иммиграционные потоки в Западной Европе направляются в Германию, Францию, страны Бенилюкса, Швейцарию, Австрию, Скандинавские страны. Основными странами-донорами для Германии является Турция, государства бывшей Югославии и Восточной Европы, для Франции - страны Магриба и Южной Европы, для Великобритании - страны Британского Содружества наций. Ежегодно ЕС принимает от 1 до 2 млн иммигрантов, включая нелегальную миграцию. Страны Евросоюза отличаются неблагоприятной демографической ситуацией в связи с низкой рождаемостью и старением населения. Поэтому, если они не хотят допустить снижения уровня социальной защиты и пенсионного обеспечения своего населения или резкого увеличения налогов с потерей конкурентоспособности национальных экономик, по расчетам экспертов Международной организации труда, они будут вынуждены принять в 159 млн иммигрантов из-за рубежа в течение ближайших 25 лет [ 7] .

Характерной чертой миграции в европейских странах есть преимущество мигрантов, имеющих разрешение на постоянное проживание. Средняя продолжительность пребывания иностранцев составляет 10 лет. Прием иммигрантов требует больших затрат, так как их надо обеспечить жильем, обучить языку. Европейцы опасаются появления безработицы и не хотят демоирафичного наступления Азии и Африки, однако число иммигрантов продолжает увеличиваться. Не случайно эксперты отмечают, что средний европеец через 50 лет будет смуглошкирим и раскосых .

2. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока: ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Оман. "Коренное" населения этих государств стало господствующими меньшинствами в социальной структуре общества. В начале XXI в. общее число мигрантов в этих странах составил около 6 млн человек: в Саудовской Аравии на трудовых мигрантов приходилось около 60% экономически активного населения страны: в Кувейте - 86% населения страны составляли иностранцы: в Омане вдвое больше иностранных рабочих, чем в Австралии. Роль иностранных рабочих и специалистов в экономике ближневосточных стран настолько велика, что без их участия основные сферы жизнедеятельности вряд ли могли существовать. Странами-донорами мигрантов в этот регион менее развитые страны: Египет, Сирия, Иордания, Бангладеш, Индия, Пакистан, Филиппины .

3. Страны Латинской Америки. Здесь насчитывается более 8 млн иммигрантов. Миграционные потоки направляются в более развитые страны региона - Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Чили. Сюда направляются мигранты из других стран Латинской Америки, Азии и Африки .

4. Центральная, Южная и Северная Африка: ЦАР, Зимбабве, Камерун, Гана, Кения, Кот-д"Ивуар, Нигерия, Либерия, ЮАР, страны Магриба. Здесь проживает более 6 млн мигрантов: в Кот-д"Ивуаре, Нигерии, ЮАР концентрируется более 1/2 иммигрантов, прибывающих к африканскому континенту, но в связи с введением во многих африканских странах въездных виз и разрешений на трудоустройство перемещения через государственные границы сократилось. Кроме миграций, вызванных экономическими причинами, в Африке происходили миграции политического характера, в результате которых миллионы беженцев проживают за пределами страны .

5. Восточная и Юго-Восточная Азия - Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, которые создали значительный экономический потенциал, начали привлекать трудовых мигрантов еще с 1990-х pp. Доля иностранцев в общей численности населения основных принимающих стран в те годы составляла до 15% (средний показатель для стран Западной Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии - 8,8%), а в экономически активном населении - до 20%. А за последнее десятилетие вырос поток трудовых мигрантов в Японию. Центром притяжения мигрантов также стали Бруней, Малайзия. Особенность этого региона в том, что изначально миграция рабочей силы здесь имеет временный характер. Сегодня общее число иностранных работников превышает 4 млн человек. Основные экспортеры - Вьетнам, Лаос, Таиланд, Филиппины, Индия .

6. Израиль. Эта страна является специфическим центром притяжения иностранных рабочих мигрантов на этнической основе с США, европейских и ближневосточных стран.

В основных центрах иммиграции наряду с легальным рынком труда, где трудоустраиваются мигранты, приехавшие из-за закона, сложился еще нелегальный («черный») рынок труда. По разным оценкам, число нелегальных иммигрантов в США колеблются от 2 до 13 млн человек, в ЕС - 6-7 млн человек .

Низкоквалифицированные легальные и нелегальные мигранты в странах-реципиентах в основном концентрируются в отдельных отраслях и секторах промышленности и сферы услуг с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой. Это сезонная сельскохозяйственная работа, потоковое производство машинотехнической продукции с использованием монотонной физической работы на конвейере, горнодобывающая промышленность, предоставления коммунальных услуг, работа в качестве слуг, уход за больными и тому подобное. Со стороны местных наемных рабочих спрос на эти рабочие места минимален.

Привлечение стран-доноров трудовых мигрантов в глобальную экономическую систему путем интенсификации торговли и межкраевой перетоков капитала способствует повышению уровня экономического развития и сокращает стимулы к миграции. Это было характерно для стран Южной Европы (Испания, Португалия, Греция, Италия) и Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, с 1980-х pp. наблюдается активное снижение эмиграции из Южной Кореи (в 1982 гг. - 400 тыс. эмигрантов, в 1990г. - не более 100 тыс. человек), Сингапура, Тайваня, Малайзии и Таиланда. Кроме того, начался процесс возвращения граждан, которые ранее выехали из этих стран, на родину. Чтобы восполнить нехватку кадров, Малайзия и Таиланд стали поощрять иммиграцию. Сейчас в Малайзии проживает более 1 млн иностранцев (в основном индонезийцев), что составляет около 6% населения и 14% рабочей силы в стране, в Сингапуре - более 300 тыс. Иностранцев, или 10% от численности населения .

  • International Labor Organization International Migration Programme lElectronic Resource ]. - Way of access: ilo.ore / migrant / lang-en / index.htm


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме