Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Помеха пешеходу пдд. Как пропускать пешехода, чтобы не нарваться на штраф

Штраф за пешехода на переходе в 2018 году может быть увеличен. Законопроект о внесении соответствующих поправок сейчас разрабатывается МВД. Аргумент министерства таков: ежегодно в России число сбитых на «зебре» людей увеличивается на 7-8% — если пойти на значительное повышение штрафа, водитель трижды задумается, стоит ли пересекать «зебру», если поблизости есть люди.
Действительно ли результативна эта мера – большой вопрос. В 2014-м административные наказания для водителей уже делали более строгими, вот только от этого толку чуть. Какой же штраф в 2016, если не пропустил пешехода, и каким он может стать в ближайшее время?

Что предлагает МВД

С полным текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Правительства regulation.gov.ru. Мы же рассмотрим коротко, каким должен быть штраф за пешехода на переходе в 2018 году по мнению МВД.

Изначально планировалось, что первый штраф останется на прежней отметке – 1.5 тыс. рублей. Только попавшись второй раз, водитель должен будет заплатить куда больше – 2.5 тыс. рублей. Сейчас уже речь идёт о «вилке» штрафов – от 1.5 до 2.5 тыс. рублей при первом, втором и каждом последующем нарушении ; «штрафной стаж» водителя не имеет значения. При этом определять точную сумму штрафа за «зебру» в 2018 году будет инспектор ДПС, исходя из обстоятельств нарушения.

К чему может привести подобное расширение полномочий полицейских, понятно, очевидно, всем, кроме самих законодателей. Антикоррупционной борьбе такой комплекс поправок явно не поспособствует. Пока что законопроект МВД не одобрен, а значит, сейчас, если не пропустил пешехода, штраф придётся заплатить такой же, как и в 2016-м.

Уступить дорогу – что это значит?

Зачастую автомобилисты «нарываются» на санкции из-за банального незнания дорожного законодательства и, в частности, важного определения: что значит «не пропустить пешехода на переходе»?

Согласно актуальным на 2016 год ПДД, пропустить пешехода – это значит остановиться или притормозить, как только человек ступил на «зебру». Автомобилист не должен совершать действий, способных подтолкнуть участника движения, имеющего преимущество (читай – человека, переходящего дорогу), изменить направление или скорость хода.

Среди автомобилистов распространён такой вопрос: являются ли велосипедист и инвалид на коляске водителями? Ответ можно найти в Постановлении Правительства №221. Если велосипедист катит свой транспорт рядом, значит, он пешеход (то же правило актуально для мотоциклов, санок, мопедов). Будучи верхом на транспорте, велосипедист является водителем.

Согласно поправкам от 2014-го года, велосипедисты обязаны спешиться для перехода дороги. Если велосипедист будет пересекать дорогу верхом, он нарушит ПДД №24.

С инвалидами сложнее, потому как приходится обращать внимание на конструкцию коляски. Если у коляски есть двигатель, её обладатель считается водителем.

Важны также разъяснения ГИБДД, как в 2016 пропускать пешеходов, выходящих из трамваев. Согласно правилам, человек должен сначала оценить обстановку на дороге и только потом ступать на переход. Пассажиры трамваев и маршрутных такси тоже обязаны помнить, в каких случаях водитель обязан пропустить пешехода, и не выскакивать на проезжую часть «из ниоткуда». Автомобилисты не притормаживают, когда видят, что трамвай приближается к остановке, потому что законом такой обязанности за ними не закреплено.

Какие правила должны соблюдать граждане, переходящие дорогу

Мнение о том, что штрафуют только автомобилистов, а сами пешеходы при этом выходят «сухими из воды», совершенно ошибочно. ПДД закрепляют за пешими гражданами ряд обязанностей.

  • Переходить можно только в специально предназначенных местах.
  • Пересекать «зебру» разрешено лишь по прямой. Движение по диагонали запрещено (если специальная разметка отсутствует).
  • Пешеход обязан убедиться, что его пропускают. Бросаться под колёса стремительно несущегося авто не стоит.
  • Переходить дорогу следует без остановок. Замирать перед машиной в недоумении нельзя.
  • Если слышится приближающийся звук сирены, гражданину нужно постараться покинуть проезжую часть как можно быстрее.

Штрафы для пешеходов соразмерны штрафам для автомобилистов. Например, при нарушении ПДД и создании препятствия для ТС, придётся заплатить 1 тыс. рублей. Если же гражданин спровоцировал ДТП, здоровью участников которого был причинён вред средней и малой тяжести, штраф достигает предела – 1.5 тыс. рублей.

Обратите внимание: Даже если нарушителем является сам пешеход, водителю после наезда на него грозят серьезные неприятности. Автомобилист обязан попытаться пропустить человека, где бы тот ни переходил дорогу. Отсутствие такой попытки приравнивается к нарушению закона – как итог, водитель может получить штраф или вовсе оказаться за решёткой (на срок до 9 лет). Закон всегда защищает пешехода.

Может ли автомобилист оспорить наказание

Если нарушение зафиксировано камерой и у сотрудников ДПС есть «железное доказательство» неправомерного действия, о том, как доказать свою невиновность, если не пропустил пешехода, не стоит и задумываться – ничего не выйдет, лучше заплатить сразу.

Если доказательств нет, можно побороться. Водителю рекомендуется действовать так:

  1. Попросить инспектора составить протокол. Без протокола передавать деньги инспектору ДПС нельзя ни в коем случае.
  2. Догнать пешехода и пригласить его в качестве свидетеля.
  3. Уточнить у него, были ли созданы препятствия для его перемещения. Мы помним, когда считается, что водитель не пропустил пешехода – если последнему пришлось изменить направление движения (то есть отступить). Скорее всего, свидетель ответит на вопрос отрицательно – так он сэкономит своё время.
  4. Объяснить пешеходу, что он тоже не следовал правилам перехода (например, выскочил на «зебру»). Сделать это нужно, если приглашённый гражданин, напротив, только подтверждает, что ему действительно были доставлены неудобства. При обоюдном нарушении ПДД штраф выписывается как на автомобилиста, так и на пересекавшего дорогу человека.

Если инспектор настаивает, что привлечение свидетеля ни к чему, автомобилисту следует составить ходатайство и указать в нём, что никаких доказательств нарушения нет и выяснение обстоятельств дела является невозможным.

При наличии видеорегистратора Roadgid в автомобиле гражданин сможет просто и быстро доказать свою невиновность (если, конечно, он и правда не нарушал).

Жалобу на неправомерные действия сотрудника ГИБДД можно подать в течение 10 дней с момента «нарушения». Составляется жалоба в свободной форме, поэтому для её написания привлекать юристов вовсе не нужно. Главное: предоставить доказательства невиновности (например, видео с регистратора Roadgid). В жалобе следует указать ФИО сотрудника ГИБДД, зафиксировавшего «нарушение», а также то, что сотрудник отказался привлекать свидетеля. Жалоба предоставляется в отделение ГИБДД.

Обратите внимание: при рассмотрении жалобы водитель не присутствует, а значит, привести аргументы в свою пользу не может. Именно поэтому «сомнительные» постановления инспекторов ДПС остаются в силе.

Если на жалобу дан отрицательный ответ, это не повод опускать руки. Водитель может доказать, что знает, как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе, в суде, однако в суд следует приходить только с полной уверенностью в собственной правоте.


22 апреля вступили в силу новые штрафы за непредоставление пешеходу преимущества на переходе (1000 руб). В каких случаях надо пропускать пешеходов?
Пункт 4.5 ПДД гласит: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортного средства и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».
п.14.1 говорит об обязанности водителей «уступить дорогу пешеходам». Что значит «уступить дорогу» говорит п.1.2 ПДД – «не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость». Поэтому даже если пешеход находится на переходе, если Вы сможете проехать так, что не создадите ему помех, можете ехать. Иными словами, если пешеход только собирается переходить дорогу, ему уступать не надо. Но как только он начал движение по пешеходному переходу, его надо пропускать.
Попросите инспектора пригласить пешехода, ведь только он может сказать, заставили вы его изменить направление и скорость? Спросите его, был для него переход безопасен или нет. Объясните ему, что если переход был небезопасен, то инспектор обязан выписать штраф и на него. Воспрепятствовать инспектор вам не может т.к., он сам обязан обо всем предупредить пешехода согласно ст.51 Конституции. После этого пешеход становится свидетелем, и будет стучать пяткой в грудь, что никаких помех вы ему не создали, или, по крайней мере, будет молчать.
Инспектор отказался приглашать пешехода, сославшись, что тот далеко? Пишите в протокол: «Приглашать пешехода инспектор отказался. Помех ему я не создавал. Доказательств правонарушения не представлено.»
Из Правовой грамматики для водителей.
Tags: ПДД, пешеход, штраф
Posted on May. 26th, 2009 at 09:42 am | Link | Leave a comment | Share

Tags: Как, уступать, дорогу, пешеходу

Если на пешеходном переходе отсутствует либо не работает светофор, то, согласно п. 14.1. правил дорожного...

Пешеходов надо любить

wilych96

В числе недавно поступивших ко мне вопросов был и такой: Как по новым Правилам пропускать пешеходов? Ответ на этот вопрос дублирую здесь.

Новая редакция пункта 14.1 ПДД РФ выглядит следующим образом. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Таким образом, если раньше водитель должен был уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, то теперь будет нужно снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов переходящих проезжую часть или вступивших на нее.Понятие уступить дорогу имеется в ПДД и означает, что водитель не должен предпринимать каких-либо действий, которые могут заставить пешехода изменить скорость или направление движения. Следовательно, ранее водитель мог ехать при наличии пешеходов на проезжей части, вклиниваясь в «промежутки» между пешеходами.Термин пропустить пешеходов в ПДД РФ не раскрывается и может трактоваться достаточно вольно, как со стороны водителей, так со стороны пешеходов. А самое главное, что свою трактовку могут иметь сотрудники ГИБДД.Как следует из содержания пункта 14.1 ПДД РФ можно под термином пропустить понимать снизить скорость или остановиться. Пропускать нужно будет всех пешеходов, которые находятся на проезжей части.Таким образом, не исключено, что сотрудники ГИБДД будут считать нарушителями тех водителей, которые продолжают движение через нерегулируемый пешеходный переход при наличии на нем пешеходов независимо от направления их движения (слева-направо или справа-налево).В тоже время, строго говоря, если пешеход уже прошел перед автомобилем, то независимо от того покинул он проезжую часть или еще находится на ней, водитель уже пропустил пешехода. То есть если руководствоваться логикой и знаниями русского языка, то водитель может возобновлять движение сразу после того, как перед его автомобилем прошел пешеход.А вот прекращать движение водитель, скорей всего, обязан сразу же после того, как пешеход вступил на проезжую часть. По-крайней мере, именно это следует из формулировки пункта 14.1 ПДД РФ. Боюсь, что в этом случае нерегулируемые пешеходные переходы на достаточно широких улицах, имеющих несколько полос движения в одном направлении, будут являться источником автомобильных пробок. Представьте себе ситуацию, например, на пешеходном переходе на перекрестке проспекта Ленина и улицы Генеральской в Екатеринбурге. Ширина проезжей части в каждом направлении составляет порядка 15 м. Да еще трамвайные пути посередине проезжей части. Пешеходу, чтобы перейти данную улицу потребуется около минуты. И водитель, увидевший, что слева на проезжую часть вступил пешеход, должен остановиться и ожидать эту минуту, когда пешеход завершит свое дефиле по проезжей части или, как минимум, пройдет перед автомобилем.С другой стороны, наши законодатели, все-таки, так и не научились заниматься нормотворчеством комплексно. Потребовав от водителя, чтобы он отныне не уступал дорогу пешеходам, а пропускал их, законодатели не учли, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение требований Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам. А ответственности за то, что водитель не пропустил пешеходов, не предусмотрено. Впрочем, пока не понятно в каком направлении пойдет судебная практика и смогут ли наши судьи найти различия между уступить дорогу пешеходам и пропустить пешеходов.К тому же не следует забыть, что в ПДД осталось пара пунктов, когда водитель по-прежнему обязан уступить дорогу пешеходам.В соответствии с пунктом 13.1 ПДД РФ водитель при повороте налево или направо обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги.Согласно пункту 14.6 ПДД РФ водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.Напомню, что согласно статье 12.18 КоАП РФ невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от восьмисот до одной тысячи рублей

Как водителям правильно поделить дорогу с пешеходами...

Jan 28, 2015 - В какой момент надо уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу? Ответ не так однозначен, как кажется на первый взгляд.

Глава 14. Пешеходные переходы и остановочные...

Везде, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель должен уступить дорогу пешеходу - инвалиду по зрению, подающему сигнал тростью...

Пешеходный переход – одно из мест на проезжей части, которое требует повышенного внимания всех участников дорожного движения, так как именно здесь пересекаются пешеходные и транспортные потоки. Как для пешеходов, так и для водителей в этом случае предусмотрены права и обязанности, требующие строгого соблюдения. Осознавая важность обеспечения безопасности на пешеходных переходах, власти страны неизменно предлагают новые формы борьбы с нарушителями.

Как должен вести себя водитель на пешеходном переходе? Какой штраф может быть применен к водителю, не пропустившему пешехода? Как можно защитить себя от штрафа в этом случае? Каково повышение штрафа за такое нарушение в 2018 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Последние изменения в законодательстве

Вопросы безопасности на пешеходных переходах являются одними из самых обсуждаемых как на уровне экспертов, так и среди заинтересованных представителей общественности. Поправки в законодательство, касающиеся взаимоотношений водителей и пешеходов, принимаются достаточно часто: предыдущие изменения ПДД датированы 2014 годом, а уже в октябре 2017 года были опубликованы новые изменения относительно правил поведения на пешеходном переходе. Нововведения затронули:

  • определение пешеходного перехода;
  • правила обгона на пешеходном переходе;
  • порядок пропуска пешеходов на переходе;
  • порядок движения велосипедистов по переходу.

К определению пешеходного перехода теперь добавлена возможность его пересечения трамвайными путями, т. е. водитель трамвая теперь тоже должен соблюдать правила пересечения такого перехода. Пешеходу при этом следует помнить, однако, о повышенной инерционности трамвая, которая не позволит ему остановиться мгновенно.

Такой манёвр, как обгон, теперь на переходе запрещен: ранее запрет касался только случая, когда на переходе находился пешеход. Если один из автомобилей, подъехавших к переходу, уже остановился, то же самое должны сделать и остальные машины, иначе их действия будут расценены как нарушение правил.

Термин «пропустить пешехода» в новой редакции звучит, как «уступить место» и касается теперь, в том числе, и трамвайных путей. Водитель должен остановить машину в том случае, когда пешеход уже идет по переходу или когда он только ступил на него одной ногой.

Размер штрафа

Сумма штрафа зависит от ситуации и степени тяжести допущенного нарушения. Проезд по переходу в тот момент, когда на нём находился пешеход, является административным правонарушением, предусматривающим до последнего времени штраф в размере 1500 рублей. Согласно новым поправкам, эта цифра в 2018 году может находиться в интервале от 1500 до 2500 рублей.

Если же переход регулируемый, то за проезд на красный свет водитель может недосчитаться 1000 рублей на первый раз, при повторном нарушении сумма штрафа может составить 5000 рублей. Для тех, кто продолжает упорно игнорировать сигналы светофора, предусмотрено наказание в виде лишения прав на 4 месяца. Пересечение стоп-линии наказывается штрафом в размере 800 рублей.

В крупных городах на особо оживленных переходах всё чаще устанавливаются камеры видеонаблюдения, облегчающие жизнь автоинспекции и фиксирующие каждое нарушение в зоне видимости. Нарушив правила на таком перекрёстке, можно ждать письмо счастья с указанием суммы, которую необходимо уплатить в качестве штрафа. Следует сказать, что, если с уплатой не тянуть и сделать это в течение 20 дней с момента получения постановления ГИБДД, размер штрафа может быть уменьшен вдвое.

Как правильно проехать пешеходный переход?

Существуют простые правила, придерживаясь которых, водитель может обезопасить себя и пешеходов в момент пересечения «зебры». С регулируемым переходом вопросов, как правило, не возникает: необходимо выполнять требования светофора или регулировщика и не более того. Если, однако, кто-либо из пешеходов не успел перейти дорогу на свой зелёный свет, следует проявить терпение и дождаться, когда дорога будет свободной. Ну и, разумеется, не забывать о существовании стоп-линии.

Приближаясь к нерегулируемому переходу, водитель должен:

  • снизить скорость и посмотреть по сторонам;
  • независимо от того, на какой стороне находится пешеход, если он уже ступил на переход, останавливаться нужно обязательно;
  • однозначно пропустить слепых, а также граждан, направляющихся по проезжей части к транспорту, остановившемуся с противоположной стороны;
  • ни при каких обстоятельствах не совершать обгон на пешеходном переходе и останавливаться, если идущая впереди машина уже остановилась.

Об ответственности пешеходов

Определённая доля ответственности за безопасность на переходе возложена и на пешеходов, которые должны переходить улицу исключительно в предназначенных для этого местах, причём делать это под прямым углом к бордюру, если нет диагональной разметки. Заметив приближающееся транспортное средство, пешеход должен постараться покинуть проезжую часть без задержек и остановок. Ст. 12.29 и 12.30 КоАП предусматривают штрафные санкции для пешеходов, нарушающих ПДД, в размере от 500 до 1500 рублей.

- Попросить ИДПС предъявить служебное удостоверение, п. 2.4 ПДД (зафиксировать его данные)
- Если, с нарушением согласны, тогда штраф 1 500 рублей (ст. 12.18 КоАП)
- Попросить инспектора составить протокол, если с вменяемым нарушением категорически не согласны
- Потребовать пригласить пешехода, которого якобы не пропустили, и приобщить его показания к протоколу
- В протоколе указать: "ПДД не нарушал. Помеху пешеходам не создавал. Инспектор отказался приобщить к протоколу показания пешехода. Требую помощи адвоката." (см. главу 39 "Правильно заполняем протокол")

В 10-ти дневный срок отправляем заявление в суд (приложение №9)

Разъяснение:

Пункт 4.5 ПДД: ".На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортного средства и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.".

Пункт 14.1 ПДД говорит об обязанности водителей "уступить дорогу пешеходам".

Что значит "уступить дорогу" говорит п.1.2 ПДД - "не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость". Поэтому даже если пешеход находится на переходе, если Вы сможете проехать так, что не создадите ему помех, можете ехать. Иными словами, если пешеход только собирается переходить дорогу, ему уступать не надо. Но как только он начал движение по пешеходному переходу, его надо пропускать.

Попросите инспектора пригласить пешехода, ведь только тот может сказать, заставили вы его изменить направление и скорость или нет. Воспрепятствовать инспектор вам не может так как, он сам обязан обо всем предупредить пешехода согласно статьи 25.1 КоАП и ст. 51 Конституции РФ. Инспектор отказался приглашать пешехода, сославшись, что тот далеко?

Знайте, что в таком случае состав правонарушения отсутствует - без показаний пешехода или видеозаписи доказать, что вы не уступили ему дорогу не возможно.

Что касается остановившегося трамвая и пешеходов, выходящих из него, то здесь нет никаких сложностей. ПДД не обязывает водителя давить педаль тормоза в пол вслед за остановкой трамвая. То есть, если трамвай остановился и открыл двери, а вы не притормозили, то штраф за это инспектор наложить не может. Никакого наказания не предусмотрено. Запрещается только создавать помеху пешеходу, а таковым пассажир станет, выйдя из транспорта на проезжую часть. Вот тогда водитель обязан остановиться и пропустить его.

"Принцип двух свободных полос" - не закон, а разумный подход к взаимоотношениям водителя и пешехода на нерегулируемом переходе", - считают в ГАИ. Как трактуют ПДД инспекторы и водители? На каких дорогах пропуск пешеходов - камень преткновения между автомобилистами и ДПС?

ПДД требуют, но не поясняют. "Комментарии к ПДД" поясняют, но "носят рекомендательный характер"

Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному переходу, "снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам ". Из этого, казалось бы, следует, что пешеход как минимум должен находиться на переходе, но некоторые сотрудники ГАИ трактуют эту норму по-другому: уступить дорогу нужно даже пешеходу, которого... нет.

ПДД разъясняют, что же подразумевается под "уступить дорогу ": не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление и/или скорость движения.

Вместе с тем этими же словами в КоАП сформулировано не что иное, как "создание аварийной обстановки" - это действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.

Исходя из этих норм, водитель, получается, имеет полное право продолжать движение через переход, даже если пешеходы уже в соседней полосе - но их направление и скорость движения не меняются. Если же пешеход на переходе остановился или побежал, отпрыгнул в сторону или назад - и сделать его это вынудил именно движущийся автомобиль, а не, например, внезапно зазвонивший телефон! - выходит, водитель не только "не уступил дорогу", но и "создал аварийную ситуацию". И административную ответственность уже должен нести не за "непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам" (ч. 6 ст. 18.14 КоАП), а за создание тем самым "аварийной ситуации" (ч. 10 той же статьи). Что, как мы уже выяснили, с точки зрения закона одно и то же, зато штрафы разные: 100-500 тысяч за "непропуск" против 500 тыс - 1 млн рублей с лишением "прав" на срок до 2 лет или без лишения за "аварийную ситуацию". Дорогая, однако, несостыковка.

Единственное понятное для водителей руководство по пропуску пешеходов, прописанное в "Комментариях к ПДД", - это "принцип двух свободных полос": водитель может проезжать переход, когда по нему идет пешеход, если перед пешеходом в направлении его движения остается минимум две свободные полосы до автомобиля . "Работает" принцип только на дорогах с двумя и более полосами движения в каждом направлении и только в случае, когда пешеход(ы) движется с одной стороны: если люди начали переход с обеих сторон навстречу друг другу - однозначно нужно остановиться, а не считать полосы в надежде "проскочить".

Но есть нюанс: комментарии к ПДД с юридической точки зрения - не более чем толстая книга для желающих понимать, что в том или ином случае имели в виду составители правил, и руководствоваться написанным в ней никто не обязан . Соответственно, и "принцип двух свободных полос", как пояснили в ГАИ, сугубо рекомендательный - инспекторов лишь "ориентируют на разумный подход в разрешении конфликтов автомобиль - пешеход на переходе ", что формально не обязывает отдельно взятого сотрудника ГАИ руководствоваться им при определении меры вины.

Несовершенство законодательства в этой сфере провоцирует конфликт "водитель - пешеход - ГАИ" едва ли не больше, чем, собственно, сами непростые их взаимоотношения на дороге. Поэтому пенять не на кого: каждой из трех сторон фактически дано право трактовать ПДД по-своему. И каждый же останется по-своему прав.

Когда уступать?

сайт попросил начальника отдела ГАИ Октябрьского района Минска Сергея Багаева разъяснить на практике, как должен вести себя водитель, подъезжая к нерегулируемым переходам на дорогах с разным количеством полос в каждом направлении движения, а также - как должны инспекторы ДПС подходить к рассмотрению ситуаций, связанных с "непропуском пешеходов".

- Как только пешеход ступил на проезжую часть - водитель обязан уступить ему дорогу. То есть - предоставить преимущество в движении. Если количество полос дороги, скорость и траектория движения пешехода позволяют водителю продолжать движение, не создавая опасности, - он может ехать, и наказывать его инспектор ДПС не должен , - считает Сергей Багаев .

Получается, пока пешеход стоит на кромке тротуара , демонстрируя однозначное намерение перейти дорогу, или приближается к пешеходному переходу по тротуару - водитель не должен снижать скорость или останавливаться ?



- Хоть в ПДД это прямо и не сказано, но, на мой взгляд, - должен. Установленные на дороге знаки "Пешеходный переход" и нанесенная разметка "зебра" не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о постоянной потенциальной опасности : ведь только что стоявший на кромке тротуара человек может шагнуть на проезжую часть прямо перед машиной, на дорогу может упасть нетрезвый или нездоровый человек. Если, например, троллейбус не снизит скорость или не остановится в первом ряду, то стоящего у дороги человека - который, вроде бы, только "намеревается", и участником дорожного движения вы его не считаете - просто убьет огромным боковым зеркалом этого транспортного средства.

Разумнее всего, по мнению представителя ГАИ, "снижать скорость перед переходом всегда, невзирая на наличие или отсутствие на нем в ту самую секунду пешехода - он может выбежать на дорогу неожиданно для водителя, особенно если обзор закрыт припаркованными в нарушение правил автомобилями ".


Гайд по полосам

Разберем различные дорожные ситуации вместе с представителем ГАИ на конкретных примерах.





Одна полоса движения в каждом направлении

- Здесь все просто и однозначно. Если на дороге всего две полосы (или три - две в одну сторону и одна во встречном направлении), водитель обязан остановиться перед переходом, как только пешеход ступил на дорогу - справа по ходу движения его машины или слева , - поясняет Сергей Багаев . - Как только пешеход закончил переходить полосу движения автомобиля - водитель может продолжать движение.

А если пешеход по каким-то одному ему известным причинам сделает шаг назад, развернется и побежит обратно или начнет падать в ту полосу, из которой уже вроде бы вышел?

- Останавливаться на проезжей части, в том числе и на переходе, пешеходу запрещено - равно как и стоять на разделительной линии разметки. Так регламентируют его обязанности ПДД. Но давайте допустим, что он действительно, перейдя вашу полосу, начал заваливаться назад. Ведь что угодно может быть: сердечный приступ, состояние алкогольного опьянения. И вы, продолжив движение, совершите наезд. Возможно, по ПДД водитель будет прав, а пешеход - нет, но кого это знание уже спасет? На мой взгляд, лучше убедиться, что пешеход отошел от автомобиля так далеко, чтобы ваши траектории не пересеклись даже в случае форс-мажора.




Две и более полосы движения в каждом направлении

- Здесь можно применять "принцип двух свободных полос". Законодательно он нигде не закреплен - лишь в порядке разъяснения прописан в "Комментариях к ПДД", но инспекторы ГАИ, равно как и водители, на эту теорию ориентируются , - рассказал Сергей Багаев . И заверил: штрафовать водителя, который движется по первому ряду, когда через 5 полос слева от него на дорогу ступает пешеход, никто не будет. Однако, по мнению представителя ГАИ, "гораздо проще снизить скорость или даже остановиться перед переходом: а вдруг в движении водитель полосы, " оставшиеся" до человека, неправильно посчитает или пешеход перейдет на быстрый бег? "













Нюансы есть лишь при наличии или отсутствии на многополосной дороге "островка": если он есть, пешеход имеет право там остановиться и чувствовать себя, "как на тротуаре" - то есть полностью защищенным. Водитель же, в свою очередь, имеет право относиться к пешеходу, "как будто тот на тротуаре", - ежесекундно контролируя, но не останавливаясь.

Если же "островка" на дороге нет, то останавливаться на разделительной линии разметки пешеходу запрещено.

- С другой стороны, если стоит выбор между "продолжить в соответствии с ПДД переход проезжей части, невзирая на не сбавляющий скорости "МАЗ" справа" и "нарушить правила, остановившись на линии" - я бы выбрал второе , - шутит Сергей Багаев . И серьезно добавляет: "Правила дорожного движения лучше "пересоблюсти", чем "недособлюсти " - и это касается обеих сторон конфликта "водитель - пешеход ".



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме