Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Теория государства и права как наука: понятие, структура, основные черты. Теория государства и права: методы и функции

Тема 1

Предмет и методология теории государства и права

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет теории государства и права.

2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук.

3. Современное состояние теории государства и права.

4. Методология теории государства и права.

Дополнительная литература:

1. Брызгалов А.И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Государство и право. – 2004. – № 4. – С. 17-22.

2. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. – 2004. – № 7. – С. 5-11.

3. Панов Н.И. Методологические аспекты формирования понятийного аппарата юридической науки // Правоведение. – 2006. – № 4. – С. 18-29.

4. Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. – 2004. – № 12. – С. 61-64.

5. Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. – 2003. – № 1. – С. 103-106.

6. Соколов Н.Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 22-30.

1. Теория государства и права как наука. Предмет теории государства и права

В познании окружающего мира особое место занимает наука , т.е. система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития. Ее цель – получение и систематизация знаний о действительности.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Понятие объекта исследования шире понятия предмета.

Объект исследования науки – это те явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей.

Предмет исследования – часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Объект может быть общим для ряда наук, а вот предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

Наука имеет сложную структуру и делится на естественные (математика, астрономия, химия и др.) и гуманитарные (общественные) науки – история, философия, политология, экономическая теория и др.

К гуманитарным наукам относится и юридическая наука – область человеческой деятельности, изучающей государство и право как самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества.

Юридическая наука имеет свою собственную структуру, организованную по предмету изучения:

1. Общетеоретические и исторические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений).

2. Отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового права, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права и т.д.).

3. Науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор и др.)

4. Науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право).

5. Прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, криминология).

В теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками.

Предмет теории государства и права составляют:

1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

Теория государства и права как юридическая наука представляет собой систему объективных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанных с ними и сопутствующих им иных социальных явлениях и процессах.

Теория государства и права как учебная дисциплина призвана на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции.

Теория государства и права как учебная дисциплина полностью базируется на данных теории государства и права как науки и в главном отличается от последней только своим обучающим характером. Полученные научные знания систематизируются и в концентрированном виде укладываются в рамки учебного курса. При этом обращается внимание на краткость и четкость формулировок, логику изложения, доступность языка.

2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук

Теория государства и права взаимосвязана со многими гуманитарными науками.

Прежде всего она связана с историей , изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Принцип историзма является одним из основных принципов теории государства и права. Он означает, что государственно-правовые явления и процессы надо изучать в развитии, т.е. рассматривать то, как возникают государство и право, какие основные этапы проходят в своем развитии, чем они стали в настоящее время, каковы их дальнейшие перспективы.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой . Теория государства и права рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией . Основываясь на политических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками . Она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития и занимает ведущее место в системе юридических наук. Теория государства и права является методологической основой для других юридических наук. Иными словами, систему методов, с помощью которых изучаются на теоретическом уровне государство и право, используют и другие юридические науки, прежде всего отраслевые.

С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал других юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам. Происходит, таким образом, процесс взаимообогащения и взаимовлияния теории государства и права и других юридических наук.

3. Современное состояние теории государства и права

В связи с переходом России в новую систему экономических, политических и социальных отношений изменяются и научные основы теории государства и права.

Длительное время отечественная теория государства и права базировалась на марксистко-ленинском понимании государственно-правовых явлений и процессов, опиралась на классовый подход к государству и праву.

В современной теории государства и права, с одной стороны, произошел отказ от догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов.

Произошло обогащение теории государства и права новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании классового и общечеловеческого в сущности государства и права. Появились новые знания о функционировании и эволюции социалистических государств. По-новому стали осмысливаться современные буржуазные государства. Появились и новые знания о гуманистических и демократических ценностях в развитии современной государственности. Стала понятна демократическая ценность конституционной законности и верховенства законов в борьбе с произволом, тоталитаризмом. По-иному выглядит и вся проблематика прав и свобод человека, приоритет прав отдельного индивида, личности над правами коллективных образований – государства, нации, народа.

4. Методология теории государства и права

Если знание предмета теории государства и права позволяет четко отвечать на вопрос, что изучает эта наука, то знание методологии позволяет дать ответ на другой важнейший вопрос: как наука это делает, с помощью каких приемов и методов.

Методология науки представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности.

Метод науки – это способ по­стижения и исследования реальной действительности.

Метод теории государства и права представляет собой объективно существующую совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет данной науки.

Методы подразделяются на общие , которые распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные (частнонаучные) , используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон интересующей нас науки.

К общим методам изучения теории государства и права можно отнести:

1) исторический материализм , т.е. распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Согласно требованиям метода материалистической диалектики все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. И изучаться они должны не в статике, а в динамике, развитии;

  • § 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
  • § 5. Первобытное (догосударственное) общество
  • Глава 5 происхождение государства и права § 1. Причины и условия возникновения государства и права
  • § 2. Особенности возникновения права
  • § 3. Основные теории происхождения государства
  • § 4. Основные теории возникновения права
  • §5. Соотношение общества и государства
  • § 6. Общество и право
  • § 7. Человек, государство и право
  • Глава 6 государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру § 1. Государственно-правовое воздействие на экономику
  • § 2. Государственно-правовое воздействие на политику
  • §3. Государственно-правовое воздействие на культуру
  • Глава 7 государство и право в политической системе общества § 1. Общая характеристика политической системы общества
  • § 2. Закономерности развития политической системы общества
  • §3. Государство в политической системе общества
  • § 4. Право и политическая система общества
  • Глава 8 гражданское общество и правовое государство § 1. Понятие гражданского общества
  • §2. Структура гражданского общества
  • § 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
  • § 4. Основные принципы правового государства
  • § 5. О формировании правового государства в России
  • Раздел третий
  • § 2. Плюрализм в понимании и определении государства
  • § 3. Признаки государства
  • § 4. Сущность государства
  • § 5. Экономическая, социальная и научная основы государства
  • § 6. Закономерности развития государства
  • § 7. Соотношение государства и права
  • Глава 10 государственная власть § 1. Понятие и свойства государственной власти
  • § 2. Методы осуществления государственной власти
  • §3. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти
  • § 4. Государственная власть и идеология
  • § 5. Легитимность и легальность государственной власти
  • § 6. Властеотношения
  • § 7. Соединение и разделение властей
  • § 8. Государственная власть и государство
  • Глава 11 функции государства § 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства
  • § 2. Классификация и эволюция функций государства
  • §3. Формы и методы осуществления функций государства
  • Глава 12 механизм государства § 1. Понятие и значение механизма государства
  • §2. Структура механизма государства
  • § 3. Понятие и признаки государственного органа
  • § 4. Виды органов государства
  • § 5. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
  • Глава 13 типы государства § 1. Типология государств
  • § 2. Восточное государство
  • § 3. Рабовладельческое государство
  • § 4. Феодальное государство
  • §5. Буржуазное (капиталистическое) государство
  • § 6. Социалистическое государство
  • Глава 14 формы государства § 1. Понятие и значение формы государства
  • § 2. Форма правления
  • § 3. Форма государственного устройства
  • § 4. Политический режим
  • Глава 15 российское государство: прошлое, настоящее, будущее § 1. Традиции российской государственности
  • § 2. Советское государство, его исторический путь и распад
  • § 3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления
  • §4. Внутренние функции Российского государства
  • § 5. Внешние функции Российского государства
  • § 6. Механизм (аппарат) Российского государства
  • § 7. Федеральные органы Российского государства
  • § 8. Форма правления в Российском государств»
  • §9. Форма государственного устройства Российской Федерации
  • § 10. Политический режим Российского государства
  • § 11. Перспективы развития Российского государства
  • Раздел четвертый
  • § 2. Понятие права
  • § 3. Право и закон
  • §4. Сущность права
  • § 5. Принципы права
  • § 6. Социальная ценность и функции права
  • Глава 17 право в системе социального регулирования § 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
  • § 2. Право в системе социальных норм
  • Глава 18 правовое регулирование и его механизм § 1. Понятие правового регулирования
  • § 2. Предмет правового регулирования
  • § 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
  • § 4. Стадии правового регулирования
  • § 5. Механизм правового регулирования
  • Глава 19 нормы права § 1. Понятие правовой нормы, ее признаки
  • § 2. Виды правовых норм
  • § 3. Структура правовой нормы
  • § 4. Внешнее выражение правовых норм
  • § 2. Правотворчество
  • § 3. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы
  • § 4. Принципы и виды правотворчества
  • § 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
  • § 6. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
  • § 7. Пределы действия нормативных актов
  • §8. Систематизация нормативно-правовых актов
  • §9. Юридическая техника
  • Глава 21 система права и система законодательства § 1. Понятие системы права
  • § 2. Система законодательства
  • § 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства
  • Глава 22 правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания
  • § 2. Структура правосознания
  • § 3. Виды правосознания
  • § 4. Правовая культура
  • § 5. Правовой нигилизм
  • § 6. Правовое воспитание и правовое обучение
  • Глава 23 правовые отношения § 1. Понятие правоотношения
  • § 2. Содержание правоотношения
  • § 3. Субъекты права
  • § 4. Объект правоотношения
  • § 5. Юридические факты
  • § 6. Виды правоотношений
  • Глава 24 толкование норм права § 1. Понятие толкования
  • §2. Способы (приемы) толкования правовых норм
  • § 3.Результаты толкования
  • § 4. Субъекты толкования
  • § 5. Функции толкования
  • Глава 25 реализация и применение права. Юридический процесс § 1. Реализация права
  • § 2. Применение права
  • § 3. Стадии применения права
  • § 4. Акты применения права
  • § 5. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии
  • § 6. Юридический процесс
  • Глава 26 поведение людей в правовой сфере. Правомерное поведение. Правонарушение § 1. Поведение людей и право
  • § 2. Правомерное поведение
  • § 3.Правонарушение
  • § 4. Злоупотребление правом
  • §5. Объективно противоправное деяние
  • Глава 27 юридическая ответственность § 1. Понятие социальной ответственности
  • § 2. Понятие юридической ответственности
  • §3. Цели и функции юридической ответственности
  • § 4. Принципы юридической ответственности
  • § 5. Основания юридической ответственности
  • § 6. Порядок возложения юридической ответственности
  • § 7. Виды юридической ответственности
  • § 8. Юридическая ответственность и государственное принуждение
  • § 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий
  • Глава 28 законность и правопорядок § 1. Законность - важнейшая правовая категория
  • § 2. Содержание законности
  • § 3. Требования законности
  • § 4. Основные принципы законности
  • § 5. Законность и законодательство
  • § 6. Гарантии законности
  • § 7. Правопорядок
  • § 8. Правопорядок и общественный порядок
  • §9. Основные пути укрепления законности и правопорядка
  • Глава 29 правовая система общества § 1. Понятие и структура правовой системы
  • § 2. Противоречия и закономерности развития правовой системы
  • § 3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества
  • Глава 30 российская правовая система § 1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира
  • § 2. Особенности советской правовой системы
  • § 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации
  • Раздел пятый
  • § 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина
  • §3. Основные права и свободы человека и их классификация
  • § 4. Обязанности человека и гражданина
  • §5. Гарантии прав человека и гражданина
  • § 6. Правовой статус личности
  • Глава 32 правовые системы мира § 1. Классификация правовых систем
  • § 2. Англосаксонская правовая система
  • §3. Романо-германская правовая система
  • §4. Мусульманская правовая система
  • §5. Социалистическая правовая система
  • § 6. Система обычного права
  • Глава 33 проблемы формирования мирового правопорядка § 1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка
  • §2. Характеристика современного мирового правопорядка
  • Теория государства и права

    Учебник для юридических вузов и факультетов

    ____________________________________

      Алексеев С.С.

      Архипов С.И.

      Корельский В.М.

      Леушин В.И.

      Перевалов В.Д.

      Пучков О.А.

      Русинов Р.К.

      Семитко А.П.

      Тарасов Н.Н.

      Шабуров А.С.

    В учебнике рассматриваются фундаментальные вопросы государства и права с позиций их единства и взаимодействия. Теоретические положения иллюстрируются примерами из юридической практики, нормативным материалом, схемами, статистическими данными.

    Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, практических работников, а также всех интересующихся государственно-правовыми проблемами.

    Предисловие

    Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

    Глава 1. Предмет теории государства и права

    § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука

    § 2. Наука о государстве и праве и общественная практика

    § 3. Характеристика предмета теории государства и права

    § 4. Функции теории государства и права

    Глава 2. Методы теории государства и права

    § 1. Значение методологии в познании государства и права

    § 2. Общенаучные методы познания государства и права

    § 3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права

    § 4. Значение научных определений

    Глава 3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук и учебных дисциплин

    § 1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук

    § 2. Теория государства и права в системе юридических наук

    § 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции

    Раздел второй. Соотношение общества, государства и права

    Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы

    § 1. Общество: его понятие и структура

    § 2. Общество и его социальные и политические институты

    § 3. Общество и власть

    § 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок

    § 5. Первобытное (догосударственное) общество

    Глава 5. Происхождение государства и права

    § 1. Причины и условия возникновения государства и права

    § 2. Особенности возникновения права

    § 3. Основные теории происхождения государства

    § 4. Основные теории возникновения права

    § 5. Соотношение общества и государства

    § 6. Общество и право

    § 7. Человек, государство и право

    Глава 6. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру

    § 1. Государственно-правовое воздействие на экономику

    § 2. Государственно-правовое воздействие на политику

    § 3. Государственно-правовое воздействие на культуру

    Глава 7. Государство и право в политической системе общества

    § 1. Общая характеристика политической системы общества

    § 2. Закономерности развития политической системы общества

    § 3. Государство в политической системе общества

    § 4. Право и политическая система общества

    Глава 8. Гражданское общество и правовое государство

    § 1. Понятие гражданского общества

    § 2. Структура гражданского общества

    § 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

    § 4. Основные принципы правового государства

    § 5. О формировании правового государства в России

    Раздел третий. Теория государства

    Глава 9. Проблемы понимания государства, его сущности и закономерностей развития

    § 1. Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление

    § 2. Плюрализм в понимании и определении государства

    § 3. Признаки государства

    § 4. Сущность государства

    § 5. Экономическая, социальная и научная основы государства

    § 6. Закономерности развития государства

    § 7. Соотношение государства и права

    Глава 10. Государственная власть

    § 1. Понятие и свойства государственной власти

    § 2. Методы осуществления государственной власти

    §3. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти

    § 4. Государственная власть и идеология

    § 5. Легитимность и легальность государственной власти

    § 6. Властеотношения

    § 7. Соединение и разделение властей

    § 8. Государственная власть и государство

    Глава 11. Функции государства

    § 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства

    § 2. Классификация и эволюция функций государства

    § 3. Формы и методы осуществления функций государства

    Глава 12. Механизм государства

    § 1. Понятие и значение механизма государства

    § 2. Структура механизма государства

    § 3. Понятие и признаки государственного органа

    § 4. Виды органов государства

    § 5. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства

    Глава 13. Типы государства

    § 1. Типология государств

    § 2. Восточное государство

    § 3. Рабовладельческое государство

    § 4. Феодальное государство

    §5. Буржуазное (капиталистическое) государство

    § 6. Социалистическое государство

    Глава 14. Формы государства

    § 1. Понятие и значение формы государства

    § 2. Форма правления

    § 3. Форма государственного устройства

    § 4. Политический режим

    Глава 15. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее

    § 1. Традиции российской государственности

    § 2. Советское государство, его исторический путь и распад

    § 3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления

    § 4. Внутренние функции Российского государства

    § 5. Внешние функции Российского государства

    § 6. Механизм (аппарат) Российского государства

    § 7. Федеральные органы Российского государства

    § 8. Форма правления в Российском государстве

    § 9. Форма государственного устройства Российской Федерации

    § 10. Политический режим Российского государства

    § 11. Перспективы развития Российского государства

    Раздел четвертый. Теория права

    Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность права

    § 1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

    § 2. Понятие права

    § 3. Право и закон

    § 4. Сущность права

    § 5. Принципы права

    § 6. Социальная ценность и функции права

    Глава 17. Право в системе социального регулирования

    § 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм

    § 2. Право в системе социальных норм

    Глава 18. Правовое регулирование и его механизм

    § 1. Понятие правового регулирования

    § 2. Предмет правового регулирования

    § 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы

    § 4. Стадии правового регулирования

    § 5. Механизм правового регулирования

    Глава 19. Нормы права

    § 1. Понятие правовой нормы, ее признаки

    § 2. Виды правовых норм

    § 3. Структура правовой нормы

    § 4. Внешнее выражение правовых норм

    Глава 20. Формы (источники) права. Правотворчество

    § 1. Понятие и виды форм (источников права)

    § 2. Правотворчество

    § 3. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы

    § 4. Принципы и виды правотворчества

    § 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации

    § 6. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве

    § 7. Пределы действия нормативных актов

    § 8. Систематизация нормативно-правовых актов

    § 9. Юридическая техника

    Глава 21. Система права и система законодательства

    § 1. Понятие системы права

    § 2. Система законодательства

    § 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства

    Глава 22. Правосознание и правовая культура

    § 1. Понятие правосознания

    § 2. Структура правосознания

    § 3. Виды правосознания

    § 4. Правовая культура

    § 5. Правовой нигилизм

    § 6. Правовое воспитание и правовое обучение

    Глава 23. Правовые отношения

    § 1. Понятие правоотношения

    § 3. Субъекты права

    § 4. Объект правоотношения

    § 5. Юридические факты

    § 6. Виды правоотношений

    Глава 24. Толкование норм права

    § 1. Понятие толкования

    § 2. Способы (приемы) толкования правовых норм

    § 3. Результаты толкования

    § 4. Субъекты толкования

    § 5. Функции толкования

    Глава 25. Реализация и применение права. Юридический процесс

    § 1. Реализация права

    § 2. Применение права

    § 3. Стадии применения права

    § 4. Акты применения права

    § 5. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии

    § 6. Юридический процесс

    Глава 26. Поведение людей в правовой сфере. Правомерное поведение. Правонарушение

    § 1. Поведение людей и право

    § 2. Правомерное поведение

    § 3. Правонарушение

    § 4. Злоупотребление правом

    §5. Объективно противоправное деяние

    Глава 27. Юридическая ответственность

    § 1. Понятие социальной ответственности

    § 2. Понятие юридической ответственности

    § 3. Цели и функции юридической ответственности

    § 4. Принципы юридической ответственности

    § 5. Основания юридической ответственности

    § 6. Порядок возложения юридической ответственности

    § 7. Виды юридической ответственности

    § 8. Юридическая ответственность и государственное принуждение

    § 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий

    Глава 28. Законность и правопорядок

    § 3. Требования законности

    § 4. Основные принципы законности

    § 5. Законность и законодательство

    § 6. Гарантии законности

    § 7. Правопорядок

    § 8. Правопорядок и общественный порядок

    § 9. Основные пути укрепления законности и правопорядка

    Глава 29. Правовая система общества

    § 1. Понятие и структура правовой системы

    § 2. Противоречия и закономерности развития правовой системы

    § 3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества

    Глава 30. Российская правовая система

    § 1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира

    § 2. Особенности советской правовой системы

    § 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации

    Раздел пятый. Человек, право, мировой правопорядок

    Глава 31. Права и свободы человека и гражданина

    § 1. Человек и право

    § 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина

    § 3. Основные права и свободы человека и их классификация

    § 4. Обязанности человека и гражданина

    § 5. Гарантии прав человека и гражданина

    § 6. Правовой статус личности

    Глава 32. Правовые системы мира

    § 1. Классификация правовых систем

    § 2. Англосаксонская правовая система

    §3. Романо-германская правовая система

    § 4. Мусульманская правовая система

    § 5. Социалистическая правовая система

    § 6. Система обычного права

    Глава 33. Проблемы формирования мирового правопорядка

    § 1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка

    § 2. Характеристика современного мирового правопорядка

    Предисловие

    В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко - на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные вопросы этой дисциплины, осмысливаются глубокие перемены, происходящие в мире, особенно на территории бывшего Советского Союза.

    Тем не менее, при всем обилии и разнообразии литературы по теории государства и права, я бы порекомендовал Вам, читатель, обратить повышенное внимание именно на эту книгу. Почему?

    Во-первых, потому, что перед Вами не сборник теоретических материалов по вопросам правовой теории (что иной раз случается с книгами, названными учебниками), а именно учебник, воплотивший многолетний опыт преподавания теории государства и права в одном из крупнейших юридических вузов страны. В нем восприняты и развиты многие методические приемы, способы изложения сложных проблем теории государства и права, проверенные опытом и временем, строгая логическая последовательность и ясность изложения, четкие и краткие научные определения, иллюстрации теоретических положений схемами и примерами из современного конституционного и отраслевого законодательства.

    Во-вторых, предлагаемый Вашему вниманию учебник отличается современностью. Он отвечает на вопросы, выдвигаемые самой жизнью нашего российского общества: о развитии и укреплении российской государственности, о признании бесспорного приоритета прав, свобод человека и гражданина, о принципе разделения

    властей и его последовательной реализации, о становлении современной рыночной экономики, гражданского общества и правового государства, об изменении общественного и индивидуального сознания в современных условиях, ряд других - столь же важных и актуальных для нашего Отечества, его настоящего и будущего.

    Все эти проблемы рассматриваются низлагаются в учебнике на уровне современной науки, свободной от идеологической апологетики, предвзятости, конъюнктуры, закостенелых догм. Вместе с тем, сохраняя достижения нашего отечественного правоведения, авторы учебника не идут на облегченные решения - внешне привлекательные, но подчас состоящие лишь в громких словах или в перестановке слов.

    Так, авторы учебника не поддались соблазну создать впечатление будто бы нового подхода в науке, состоящего в том, чтобы дисциплину "государство и право" именовать впередь "право и государство" (к сожалению, такое новаторство, не ставшее предметом обсуждения среди преподавателей и ученых, воспринято учебной программой). Между тем, если не сводить понятие государства к узкоклассовым догмам, видеть в нем не "классовую машину", а выражение политически организованного общества, то первоначально, до рассмотрения специальных юридических вопросов, необходимо уяснить более общие вопросы - об обществе, организованном в государство.

    И наконец, в третьих, предлагаемый Вашему вниманию учебник нацелен не только на то, чтобы изложить основные проблемы государства и права в их современном понимании, но и подготовить студентов и всех изучающих правоведение к предстоящей им трудной работе - усвоению всей суммы сложных юридических знаний. Поэтому в соответствии с данными науки и многолетним опытом преподавания в учебнике подробно рассматриваются такие важные для изучения юридических дисциплин вопросы, как отрасли права, законодательство и его система, кодификация, юридическая техника и многие другие, без усвоения которых последующая работа над конституционным правом, гражданским правом, уголовным, трудовым и иными отраслями окажется тяжелой и малопродуктивной.

    Так что перед Вами - добротный учебник. Он, вне сомнения, окажется надежным подспорьем при изучении одной из самых сложных политико-юридических дисциплин.

    С. С. Алексеев,

    профессор, доктор юридических наук,

    член-корреспондент

    Российской Академии наук

    Наука (от греч. episteme, лат. scientia - это высшая форма познания и специфический тип духовного производства, в целом это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности (т.е. природе, обществе, человеке и самом знании).

    Вообще познание и изменение окружающего мира возможно в следующих формах: миф, религиозные представления, обыденные знания, интуиция, наука. Науку от других форм познания отличают:

    • 1. Объективность научных знаний, их независимостью от субъекта познания и способностью быть верифицированными, т.е. поддающимися проверке при помощи определенных методов познания (верификация от лат. venus - истинный и facio - делаю).
    • 2. Истинность знаний (греч. aletheia, букв. - нескрытость) - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
    • 3. Систематичность знаний - внутренняя связанность различных положений, их обоснованность.
    • 4. Специальный язык, за которым стоит система понятий, законов, обобщающих устойчивые причинно-следственные связи. Эти понятия - абстракции, не исчерпывающие объективную действительность.
    • 5. Особый набор объектов реальности.

    Наука отражает мир и подразделяется на множество отраслей знания (наук, научных дисциплин), которые отличаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. Так, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные).

    Любая наука включает в себя элементы:

    • 1. Цель.
    • 2. Объект и предмет исследования.
    • 3. Методы исследования.
    • 4. Структура науки.
    • 5. Функции науки.

    Последовательно описывая названные элементы можно охарактеризовать науку, показать ее отличия и взаимосвязь с другими отраслями научного знания. Далее попытаемся описать теорию государства и права как науку, дадим ей общую характеристику, а затем последуем заданной схеме.

    Но вначале о названии. Термин теория государства и права употребляется в двух значениях: широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все юридические науки в целом. В этом значении термин теория государства и права употребляется редко, обычно используют понятия юридическая наука, правоведение, юриспруденция. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую именуют теорией государства и права. Иногда эту науку обозначают и такими терминами, как теория права и государства, общая теория государства и права, общая теория права и государства.

    Заметим, что теория государства и права наука теоретическая, что следует из ее названия. Теория (греч. theoria - рассмотрение, исследование) - наиболее развитая форма научного знания, система обобщенного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, в данном случае государственно-правовой действительности. Ключевым элементом теории считается закон (закономерность), поэтому теорию государства и права можно рассматривать как систему закономерностей, выражающих сущность государственно-правовой организации общества.

    Теория государства и права - социальная (гуманитарная) наука, т.к. изучает социальные явления, в центре ее внимания человек с его правами и свободами, группы людей с их потребностями и интересами, удовлетворение которых возможно через опосредование правом и государством.

    Теория государства и права - наука политическая, т.к. государство и право политические институты общества, происхождение и функционирование которых связано с осуществлением власти в социально неоднородном обществе (т.е. политикой).

    Теория государства и права - наука юридическая, т.к. государство рассматривается как социальный институт, происхождение, развитие и функционирование которого тесно связано с правом, законами, опосредовано ими. Нельзя рассматривать государство вне его юридических аспектов, особенно в теории правового государства, гражданского общества.

    Теория государства и права - наука фундаментальная и методологическая. Фундаментальность ее в том, что она: а) изучает базовые социальные явления - государство и право, без которых не может существовать человеческое общество; б) выступает квинтессенцией юридической науки в целом, аккумулирующей в сжатом виде все знания юриспруденции в виде глобальных теоретических моделей, закономерностей, принципов, категорий и понятий.

    К методологическим относятся науки, формирующие мировоззрение, прежде всего философия. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права. Методологический характер теории государства и права выражается в том, что она разрабатывает фундаментальные философские основания, принципы и методы научного познания государства и права для всей юриспруденции в целом.

    Универсальный характер теории государства и права в том, что она аккумулирует философские, исторические, политологические, экономические, психологические и другие научные знания в области государства и права. Также обобщает конкретные исследования государствоведения и правоведения, фиксирует постоянно воспроизводящиеся в разных дисциплинах данные, тем самым выводя универсальные, пригодные для характеристики всех или многих государственно-правовых предметов знания.

    Теория государства и права - это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право - явления разнопорядковые, тем не менее они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве.

    Теория государства и права - это наиболее общая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. Последние изучаются и другими юридическими науками, которых, как уже было отмечено, достаточно много. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен её общий характер.

    Цель (то ради чего осуществляется познание, какие законы, закономерности стремится открыть наука) теории государства и права - познание и формулирование основных закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества.

    Что такое научная закономерность? Заметим, что законы устанавливаются в естественных науках, в социальных (гуманитарных) науках - закономерности. Первые действуют в ста случаях из ста, вторые устанавливаются как тенденции, действуют не всегда, могут проявляться как склонность, направление. Термин «закон» в юридическом смысле (уголовный закон, гражданский закон) имеет иное значение, чем в естественных науках. Юридический закон - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Это внутренняя, объективная, необходимая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства. Закономерность выявляет сущность государства и права, их внешние и внутренние связи. Эти связи:

    • а) объективные, независимые от сознания и воли людей;
    • б) необходимые, неизбежные, т.е. не могут не возникать;
    • в) общие, т.е. имеющие распространение у разных народов в разные эпохи;
    • г) устойчивые, т.е. существуют неопределенно длительное время и е разрушаются при взаимодействии с другими явлениями.

    Открытие закономерностей (законов) есть основная цель научного познания. Например, в государственно-правовой сфере проявляются закономерности: соответствие типов государства и типов права; обусловленность формы правления государственно-политическим режимом; соответствие типа правовой системы правовой культуре и менталитету общества и т.д.

    Следующие элементы науки теории государства и права - это объект и предмет.

    Объект науки - то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектом изучения теории государства и права являются:

    • 1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. (Так, определяя сущность государства и права, приходится прибегать к религии, морали, политике, экономике, которые, однако, неправовые, негосударственные, метаюридические явления).
    • 2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации.

    Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами.

    В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Значит ли это, что теория государства и права и отраслевые юридические науки направлены на изучение одних и тех же сторон государственно-правовой действительности? Нет. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения.

    Предмет науки не сводится в объекту, это часть объекта стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. (Есть другие определения предмета науки: то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует. Или: объект науки - это то, что известно до изучения, а предмет науки - это то, что нам известно изучения объекта).

    Таким образом, в предмет теории государства и права включаются:

    • 1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества.
    • 2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем.
    • 3. Понятия и категории теории государства и права.
    • 4. Терминология, язык науки теория государства и права.

    Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государств и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.

    От других юридических наук ТГП отличается тем, что изучает не все, а наиболее общие закономерности, выражающие сущность, социальное назначение государства и права в целом, а не специфические закономерности развития и функционирования отдельных государственно-правовых институтов данной страны, правовую систему данной страны (как конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право и т.д.).

    Понятия в науке - форма научного мышления, фиксирующая главные признаки изучаемого явления, выявляющие сущность; остальные признаки выделены и построены в систему; это знания, которыми мы обладаем о предмете.

    Категории - предельно общие понятия, образуются как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов и их особенных признаков. Для категорий уже не существует более общего, родового понятия. Оно фиксирует минимум признаков охватываемых предметов, однако это содержание охватывает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения (например, сущность государства, сущность права)

    • а) они общие для всех юридических наук (например, функция государства, норма права, правоотношение, юридическая ответственность);
    • б) абстрактные, т.е. не имеющие эмпирического аналога (государства и права вообще не существует, существуют лишь конкретные государства и правовые системы: государство и право Российской Федерации, ФРГ, США и т.д.);
    • в) универсальные для всех времен и народов, в обобщенном виде содержащие характеристики всех государств и правовых систем, независимо от пространства и времени (например, родовая община, правовой обычай, иск, истец, юридическая ответственность).

    Терминология, язык науки - это слова, фиксирующие определенные понятия науки. Язык теории государства и права является специальным и отличает ее от языка других социальных и юридических наук: юридический факт, правоотношение, юридическая сила, механизм государства, государственный орган и т.д.

    Теория государства и права - это социальная политико-юридическая наука, целью которой является создание теоретических моделей государственно-правовой организации общества на основе познания наиболее общих закономерностей происхождения, развития, функционирования государства и права.

    Основные функции теории государства и права. Функции теории государства и права - это основные направления воздействия данной науки на общество в целом и государство и право, в частности. Эти направления связаны с достижением целей и решением задач, стоящих перед этой наукой. Можно назвать следующие основные функции теории государства и права.

    Онтологическая функция (философ. онтология - учение о бытии). позволяет ответить на вопросы что есть государство и право, какова их сущность, социальное назначение, генезис (возникновение), действие в обществе т.д.

    Гносеологическая функция (философ. гносеология - учение о познании) теории государства и права состоит в обосновании того, как возможно истинное знание о государстве и праве и выработке научного инструментария такого познания: теоретических подходов, концепций, понятий, категорий, приемов, способов.

    Эвристическая функция (эвристика - нахождение нового истинного знания) теории государства и права проявляется открытии новых закономерностей в генезисе, развитии, функционировании государства и права, новые понятия и категории, создает новые модели государственно-правовой организации общества.

    Прогностическая функция теории государства и права помогает выдвигать гипотезы о характере развития государства и права в среднесрочной и долгосрочной перспективе, осуществлять предвидение изменений государственно-правовой организации общества в будущем.

    Методологическая функция теории государства и права реализуется в выработке фундаментальных, общих для всех юридических наук понятий, категорий, способов и методов познания государства и права.

    Идеологическая функция теории государства и права осуществляется в формировании системы государственных и правовых ценностей, идей в сознании людей, в формировании их правовой культуры и правового сознания.

    Праксеологическая (практически-организаторская) функция теории государства и права проявляется в разработке научных рекомендаций и предложений для реформирования государственно-правовой практики, для конструктивного решения проблем государственного управления и правового регулирования в обществе.

    Все вышеуказанные функции взаимосвязаны и комплексно воздействуют на государственно-правовую действительность.

    ТГП - это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития. - Кодан С.В.

    ТГП - это наука, которая изучает государственные и правовые явления в общественной жизни.

    Признаки ТГП - черты ТГП, которые позволяют ей выступать в качестве целостной и состоятельной научной дисциплины.

    1. Имеет фундаментальный характер, на ее знаниях базируются остальные юридические науки. Она представляет собой такую отрасль знаний, без освоения которой невозможно эффективно решать практические задачи и адекватно познавать явления окружающего нас мира в социально-экономической, политической и духовных сферах жизни людей.

    2. тгп принадлежит культурно-творческая миссия, которая интенсивнее всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина и, особенно, в формировании профессионального правового сознания и культуры юристов.

    3. тгп имеет практическое значение, т.к. изучая и обобщая исторический опыт юридической практики, она формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, делает из их анализа научные выводы и дает рекомендации, генерирует новые идеи, концептуальные подходы, позволяющие как понять сущность, содержание и формы государства и права.

    4. тгп - это прогностическая наука. Любая отрасль знаний содержит элементы предвидения, но данная занимает особое место среди юридических наук, взаимодействую с другими естественными и общественными науками, обобщая данные отраслевых наук, и используя свой методологический инструментарий, она открывает новые явления в государственно-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития.

    5. тгп - гуманитарная или общественная наука.

    6. тгп - политико-правовая наука.

    7. тгп - единая наука о гос-ве и праве

    8. тгп - методологическая наука.

    Структурно теория государства и права как единая наука состоит из двух частей: теории государства (государствоведение) и теории права (правоведение). Ее единство обуславливается тем, что в реальной жизни государство и право функционально взаимосвязаны, взаимно определяют и дополняют друг друга и образуют единую государственно-правовую систему общества, а любая юридическая деятельность связана с государственной властью.

    Предмет науки - круг интересов, что изучает наука.

    Предмет тгп:

    Особенности возникновения гос-ва и права и их институтов.

    Изучение сущности, форм, функций, механизма действия гос-ва и права.

    Назначение тгп как науки проявляется в ее функциях, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Функции ТГП - это направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки.

    1. Познавательная (гносеологическая) - применительно к тгп эта функция означает изучение реально существующего гос-ва и права и их институтов.

    2. Онтологическая (о бытии) - изучение сущности гос-ва и права;

    3. Эвристическая - состоит в открытии новых закономерностей гос-ва и права;

    4. Методологическая - тгп разрабатывает основные методы познания государственно-правовой действительности;

    5. Научно-интеграционная - обеспечивать связь юридических наук с другими общественными науками, транслирует в них данные последних и наоборот;

    6. Организационно-управленческая - сводится к разработке конкретных средств и методов преобразования правовых и государственных институтов, образования и строения органов государства, правотворчества и применения норм права, а также укрепления законности;

    7. Идеологическая - тгп направлена на правовое воспитание, формирование правовой культуры.

    8. Прогностическая - сводится к предвидению того, каким качественным или количественным изменениям подвергнутся соответствующие государственно-правовые явления, прогноз их развития и эффективности.

    Как учебная дисциплина теория государства и права создает мировоззренческую основу для подговки специалиста в сфере юриспруденции (юриста), обеспечивает предпосылки его подготовки к практической деятельности. Создает базу для изучения отраслевых и специальных юридических дисциплин.

    ТГП как наука, ее предмет, функции.

    ТГП это наука об общих закономерностях возникновения, развития, и функционирования ГиП как социальных явлений и связанных с ними иных государственно правовых явлений. Особенности: 1. ТГП – фундаментальная юр.наука в силу того, что в ней изучаются основы юриспруденции, изучаются закономерности развития, функционирования ГиП. 2. ТГП – гуманитарная наука (наука о человеке). 3. ТГП – обобщающая наука, формируется на основе обобщения данных, полученных из других юр.наук: адм. право, уг. право и т.д. 4. ТГП – прогностическая наука. 5. ТГП – методологическая наука.

    Предмет ТГП (то, что изучает ТГП) – явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия ГиП.

    К ним относятся: ГиП как явления цивилизации и культуры; основные понятия гос-ва и основные понятия права; основные правовые принципы; основные ценности ГиП; основные закономерности развития ГиП. ГиП изучаются в связи с обществом, экономикой, политикой, человеком, культурой. Все юр.науки имеют один объект изучения – ГиП.

    Функции – основные направления исследования. Функции ТГП – направления теоретической деят-ти, отражающие общее и специфическое значение данной науки. Они подразделяются на: онтологическую (дает представления о ГиП; онтология – учение о бытии), гносеологическую или теоретико-познавательную (дает результат исследования, используются методы – средства познания; гносеология – учение о познании), методологическую (выражает связь ТГП с другими юр. науками, создает понятийный аппарат), политико-управленческую (связь ТГП с практикой), идеологическую (формирует юр.мировоззрение), прогностическую.

    ТГП в системе юр.наук.

    Все юр.науки объединяются общим понятием - правоведение. Их можно разделить на 4 группы:

    1) теоретико-исторические науки: ТГП; ИГиПЗ; ИОГП; история политических и правовых учений.

    2) отраслевые юр.науки - регулируют сферу общественных отношений:

    а) материальные: конст.; гражд.; уг.; муниц.; семейн. и т.д. б) процессуальные: гражд. процесс; уг. процесс; арб. процесс;

    3) специальные юр.науки (прикладные): криминалистика; суд. Мед. психиатрия, психология, бухгалтерия и т.д.

    4) международное право: международное публичное право; международное частное право.

    Для рассмотрения соотношения названных групп юр.наук с ТГП необходимо использовать следующую методологическую схему:

    1) выявить, в чем их сходство; 2) выявить признаки, определяющие различия этих наук; 3) установить, каким образом взаимодействуют рассматриваемые науки.

    Значение ТГП для формирования политической и правовой культуры.

    ТГП представляет собой такую отрасль знаний, без освоения которой невозможно эффективно решать практические задачи и адекватно познавать явления окружающего нас мира в социально-экономической, политической и правовой сферах жизни людей. Это обусловлено тем, что:

    1 ) ТГП является непременным атрибутом комплекса знаний о человеке, его поведении и активно способствует правомерному общению людей друг с другом, а, в конечном счете, их воспроизводству; 2) ТГП выступает в качестве своеобразной квинтэссенции всей юр.науки, в ней аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции. 3 ) ТГП исследует и освещает в обобщенном виде наиболее крупные, и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации. 4 ) ТГП сочетает прагматическое и теоретическое предназначение человеческих знаний в области ГиП. Оснащая политических работников необходимыми обобщенными гос.-правовыми знаниями, ТГП во взаимодействии с другими науками способствует выработке основополагающих идей и принципов, которые должны лежать в основе жизни социума. В этом отношении ее данные важны для каждого человека, его воспитания, выработки жизненной позиции. 5) ТГП не только вбирает в себя философские, экономические, психологические и иные научные разработки, но и сама доказывает необходимость и полезность правового воздействия на различные виды обществ.отношений. В частности, аксиоматичным представляется теоретическое положение о невозможности легального существования экономических отношений без правового оформления. 6) То же самое можно сказать и о политических отношениях, когда они выходят за рамки корпоративных политических организаций и затрагивают интересы других лиц, их объединений или всего гос-ва.

    7) ТГП является обобщающей наукой. Она подводит итоги конкретных исследований, «выводит за скобки» общие, повторяющиеся в этих дисциплинах положения и данные, причем применительно как к определенному ГиП, так и к ГиП любого общества. 8 ) ТГП содержит элементы предвидения и занимает особое место среди юр.наук, взаимодействуя с другими естественными и общественными науками, обобщая данные отраслевых юр.наук и используя свой методологический инструментарий, она открывает новые явления в гос.-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития.

    ТГП стоит ближе других наук ко всему новому, неизученному и в силу абстрактного характера и общенаучного потенциала быстрее реагирует на это.

    Методология и методы ТГП.

    Методология – часть юр.науки, изучающая закономерности научного познания ГиП.Методология – учение о методах; набор методов, используемых при исследовании. Методологии характерны философские подходы: материалистический (гос-во – результат развития объективных причин, не зависящих от человека), идеалистический (гос-во – итог человеческого творчества).

    Методы юр.науки – средства, способы получения знаний о ГиП. Методы разнообразны, различны:

    1.Философские . Философские подходы, использование философских категорий: форма и содержание, сущность и явление, структура и функция, причина и следствие, общее и единичное, свобода и необходимость.

    2.Общенаучные. Выработаны в иных неюридических науках, используются в юр.науках (ТГП): исторический; методы, разработанные кибернетикой (управленческий: гос-во – организация, занимающаяся управлением. В ТГП право рассматривается как средство управления; информационный: гос-во должно информировать о своих целях задачах, действиях. Право имеет информационную сущность (в законе содержится информация)); теория моделирования (явление изучается по некоторому объекту, модели); социологический (метод социального эксперимента, наблюдение и т.д.).

    3.Частнонаучные – методы, разработанные конкретной наукой и используемой в рамках данной науки. Специально-юр.метод – использование юр.понятий, конструкций; метод сравнительного правоведения и гос-воведения (ученые занимаются сравнением своего гос-ва с гос-вами других стран).

    5. ТГП как учебная дисциплина, ее место и значение в юридическом образовании.

    Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину.

    1.Учебная дисциплина полностью базируется на ТГП - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. 2. различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. 3. Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею гос.-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

    ТГП - одна из наиболее сложных учебных дисциплин. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения, которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Как учебная дисциплина ТГП выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.

    1.реализуется, когда изучаются основы ТГП. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями гос-воведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юр.дисциплин - конституционного, гражданского, трудового, административного, уг. права и др.

    2.развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.

    Понятие и признаки гос-ва.

    Гос-во -политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

    Признаки: 1.неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие ГиП;2.наличие у гос-ва публичной власти, которая предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом;3.разделение население по территориальному признаку (административно-территориальное деление гос-ва на области,край,районы,города; установление гос.границ);4.система налогов,сборов,займов для содержания публичной власти и др.различных соц.программ;5.гос.суверенитет-политико-правовое св-во гос-ва, выражающее верховенство и независимость гос.власти.

    Сущность гос-ва

    В научной литературе сущность гос. обычно рассматривается в двух аспектах:

    1)С общефилософских позиций-как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия гос. как орг., например, от родового строя или от пол. партии;

    2)С позиций соц. сущности, доминирования той или иной определенной соц. группы, чьи интересы прежде всего выражает гос.(например, интересы среднего класса во многих современных дем. Гос-х). В этом случае может быть осуществлена типология различных гос-в по соц. признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.).

    В настоящее время используются следующие основные подходыв к анализу сущности гос.:

    1) теологический подход рассматривает гос. как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундаменталистов); 2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, который особенно широко используется в работах специалистов по международному публичному праву, гос. - это совокупность трех элементов: власти, терр. и населения; 3) сторонники юридического подхода к понятию гос., господствовавшего в юр. науке до Первой мировой войны, анализировали гос. с позиции совокупности правоотношений, нормативного единства; 4) соц. подход, господствующий. Ученые либерального направления (в нем много течений) в общем рассматривают гос. как юр. персонификацию нации.

    5) Классовый, в рамках к-рого гос-во можно определить как организацию политич.власти эк.господствующего класса. Гос-во -ср-во обеспечения интересов этого класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов этого класса может привести к сопротивлению других классов. Отсюда проблема в постоянной необходимости «снятия» сопротивления с помощью диктатуры, насилия.6) Общесоциальный, в рамках к-рого гос-во можно определить как орг-цию пол. власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и соц.групп. Здесь гос-во используется как ср-во для обеспечения главным образом общ.интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

    Также можно выделить и религ., национальный, расовый и иные подходы к сущности гос-ва. Иначе говоря, сущность гос-ва многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.

    Важнейший признак гос., хар-изующий его сущность, - гос.власть. Вследствие этого гос.-единственный орган легализованного и легитимного принуждения, насилия (лишь определенные полномочия этого рода оно может передать некоторым общ-ым институтам).

    Орган гос-ва

    Гос.орган – учреждение, наделенное властными полномочиями для выполнения возложенных на него функций в рамках своей компетенции. Признаки: имущество в своем распоряжении, финансовые средства (счет в банке), источник финансирования из бюджета, опред.структура, штат сотрудников, наделяется компетенцией, которая законспектирована в НА. Компетенция – совокупность прав, обязанностей, функций, которыми наделяется гос.орган и его должностные лица. Классификация. По принципу разделения властей – законодательные (право издавать законы, утверждение бюджета, налогов. Обычно двух палатные), исполнительные (правительство, состоящее из главы правительства, его заместителей и членов правительства. Они бывают однопартийные или коалиционные. В пределах компетенции издают указы, распоряжения и т.д.), судебные (реализуют правосудие посредством судопроизводства), контрольно-надзорные органы (прокуратура) и органы непосредственного принуждения (милиция, армия). По способу возникновения – первичные (не создаются другими органами – избираются или возникают в порядке наследования) и вторичные (создаются первичными органами, которые наделяют их компетенцией, например органы прокуратуры). По порядку принятия решения – коллегиальные (прокуратура, армия) и единичные. По объему властных полномочий – центральные (распространяются на всю территорию гос-ва) и местные (в пределах своей административно-территориальной единицы). По широте компетенции – органы общей компетенции (решает широкий круг вопросов – правительство) и органы специальной компетенции (специализируются на выполнении одной функции одного вида деятельности (Минфин, Минюст). ОМС не входят в структуру гос.управления.

    Сущность права

    Сущность права – это воля гражданского общ-ва, направленная на регул-ние наиб. важных общ-ых отн-ий с целью поддержания порядка и обеспечения стабильн. в д-ти различных S обществ.жизни. В основе любого общ-го явления, в т.ч. и права, лежит соц. воля – стремление Sв обществ. жизни достичь опред-х целей. Опр-ить сущность права – значит понять, волю каких соц. Sв оно выражает и какие цели они реал-ют через право в своей деят-ти.

    Подходы к сущности права. 1. классовый. Право – система гарантированных гос-вом юр норм, выражающих возведенную в закон гос.волю экономически господствующего класса (здесь право исп-ся в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса).

    2. общесоциальный. Право – выражение компромисса между различными соц. слоями общ-ва (право исп-ся в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гр-на, эк-кой свободы, демократии.). В пределах своих прав человек уверен и свободен в своих действиях, общество в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств.

    3. дуалистический подход пытается соединить противоположности классового и общесоц. подходов. Соц. воля имеет 2 стороны: классовую и общесоц. Право как выражает волю эк-ки господствующего класса, так и несет в себе элементы воли всех осн-ых соц групп. В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изм-ся соотношение между классовой и общесоц. сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания совр. цивилизованного общ-ва СП все более меняется в сторону ее общесоц-ной направленности.

    Также можно выделить др. подходы: религиозный, нац-ый, расовый, когда опред-ые интересы доминируют в законах, правовых обычаях и нормативных договорах.

    39. Право и закон, их соотнош-е, значение этой проблемы д\правопонимания.

    Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных гос-вом и охраняемых им от нарушений.

    Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом гос.власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    Два подхода:

    1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. право = закон; вне закона права нет и быть не м. НО если под правом понимать т! N права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. N не сущ-ют.

    2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); П – нормы, ест права, субъективные права. Содерж-е созд-ся общ-ом и лишь придание этому содерж-ию норм-й формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется г-вом

    «Право созд-ся общ-ом, а закон - г-вом» Д.Б. ед-во прав-го содерж-ия и правовой формы. Прав-е содерж-е, не возвед-ое в закон, не имеет гарантий реализации => не явл-ся правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправ-ым, если содержанием его становится произвол гос. власти (тоталитарное г-во).

    В наст. t господ-во узконормативного подхода ослаб-ет, но некот-е ученые его придерж-ся.

    Гуманистический смысл разграничения: П – критерий кач-ва З, уст-еи того, насколько последний признает права Ч, его интересы и потребности.

    Нормы права и морали.

    Мораль – исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

    Сходство: 1.нормативность морали и права заключается в том, что они служат эталоном и критерием оценки поведения людей; 2. универсальность проявляется в том, что они распростр. на все обществ. отношения; 3. общность заключается в том, что эти соц.институты обслуж. общий экономич.базис, идеологию и политику.

    Различия: 1. по происхождению – нормы права устанавливаются гос-м, а нормы морали складываются в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедлив. и несправедлив. и т.д.; 2. по сфере действия – нп. регулируют обществ.отношения, имеющие гос.значимость, а нм. не имеют обособленной сферы воздействия; 3. по форме закрепления – н.п. получают закрепл. в офиц. НА, а н.м. не закрепляются с пец. актах, они содержатся в сознании людей и находят отражение в лит-ре; 4. по содержанию – н.п.-детализованные правила поведения, которые предписывают кто и что должен делать, каким образом и т.д., а н.м. выступают в виде обощенных правил и принципов; 5. по способу обеспечения – реализация н.п. поддерживается принудит.силой гос-ва, а мораль обращается к совести индивида.

    Взаимодействие: 1. взаимопроникновение – право основывается на морали. Право закрепляет моральные принципы в кач-ве правовых требований; 2. взаимовлияние – мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации н.п. В свою очередь право поддерживает требования морали юридич. санкциями и тем самым защищает необходимый минимум нравственности.

    Нормы права и обычаи.

    Обычай-общие правила, возникающие в рез-те постоянного воспр-ва конкретных образцов поведения и в силу длительн. своего суще-ия вошедшие в привычку людей.

    Гос-во, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать сильные стороны обычая, такие как: 1. устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерционной силе и повторяемости привычных форм поведения; 2. массовость обычаев проявляется в их широком распростр. среди населения в кач-ве образцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межличностного общения; 3. привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Связь обычаев и норм права прослеживается исторически. Гос-во по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам гос-ва, и налагает запрет на обычаи, которые явл. пережитками прошлого(тормозят обществ.развитие или носят негативный хар-р). Юр.поддержка обычаев или их вытеснение – основные формы взаимодействия обычного права и привычных форм поведения, ставших обычаями, традициями и т.п.

    46.Право и корпоративные нормы.

    К/Н – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества., ех: нормы полит/партий, профсоюзов, клубов разного рода. К/Н специфичны, создаются в процессе орг-ции и деят-ти сообщества людей, распр-ся на его членов, закреплены в соотв-х док-х, принимаются по опред-й процедуре, систематизированы. Но они не обладают свойством общеобязательсноти права, не обеспечиваются гос. принуждением. Предмет их регулирования – отн-ния не урегулированные юр-ки (в силу невозможности или нецелесообразности).

    К/Н отличаются от норм, сод-щихся в локальных НА, последние, хотя и действуют в опред-й орг-ции, явл-ся юр-кими, т/к при их нарушении сущ-ет возможность суд-й защиты (ех: нарушение положений учред-х док-в АО – порядка распределения прибыли – решения м. обжаловать в суд-м порядке).

    К/Н – структурные единицы гражданского общества и отражают специфику природы отношений в нем.

    Сходство состоит в том, что: 1.и правовые, и КН определяются общественно-экономическим строем общества.2.имеют формально-опред. характер.

    Различие: 1.Правовые нормы характеризуются единством, целостностью; КН имеют разноречивый характер, локальный характер. 2.Правовые нормы защищаются гос-вом; КН защищаются организациями, их создающими.

    Взаимодействие: 1.Некоторые КН регулируют отношения, не рассматр. нормами права (внутренняя жизнь организации). 2.Некоторые КН регулируют отношения, в которых заинтересованно гос-во, т.е. КН приобретают юр.направленность.

    КН, имеющие юридический характер:- Имущественные отношения; регулируются гражданским правом (негос. организации в сфере бизнеса).

    Трудовые отношения; (порядок оплаты труда, соц. пакет, отдых и т.д.). - Жилищные отношения; (товарищество для управления жилищных фондов).

    3.Корпоративные нормы – часть права. 4.Корпоративные нормы имеют подзаконный характер, должны соответствовать действующим законодательствам.

    Корпоративное право – совокупность корпоративных норм, регулирующих юридические отношения и функционирование данного сообщества.

    Корпоративное право объединяет нормы, регулирующие вышестоящие отношения.

    Закон. Виды законов.

    Закон – это НА, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшими представительными органами гос.власти или народа и, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главное отличие заключается в том, что

    1.закон обладает высшей юридической силой, т.е. прочие НА не могут ему противоречить, невозможна его отмена другим органом, кроме принявшего. Все акты делятся на законы и подзаконные акты: - законы принимаются верховным органом законодательной власти - законы выражают общенародную волю, т.е. как бы принимаются от имени всего народа.

    2.законы принимаются в особом порядке, т.е. установлена особая процедура его принятия, чтобы отразить волю всего народа. Закон является результатом правовой деятельности высшего представительного органа или народа.

    3.Важными являются те отношения, которые относятся к правам и свободам человека, собственности, земельные, трудовые отношения и т.д. Регулируются типичные, устойчивые отношения в обществе.

    4.Закон – это фундаментальный юр. документ, служащий базой, ориентиром правотворческой деят-ти иных гос.органов.

    Виды законов: 1.По юридической силе: 1) Конституция – основной закон. 2) Конституционные законы.

    3)Обыкновенные законы. Отличаются процедурой применения: для принятия конституционного закона требуется конституционное большинство, для принятия обыкновенных законов требуется обыкновенное большинство голосов. 2. Связано с гос.устройством: а) федеральные законы; б) региональные законы.

    3. Связана с временем действия: 1) постоянные – действуют до отмены. 2) временные – принятые на определенный срок. 3) чрезвычайные законы, которые могут действовать при объявлении чрезвычайных ситуаций или военного положения

    61.НПА Президента РФ .

    НА (это источник права) – это офиц.документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр.нормы (правила поведения).

    Президент РФ - глава гос-ва, принимаемые им НПА (указы) занимают следующее после законов место в иерархии НПА федерального законодательства.

    Юридическая сила указов такова 1) они, как и законы, обязательны для исполнения на всей территории РФ,

    2) в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики,

    3) в случае противоречия указа КРФ и законам РФ на основании заключения КС РФ, указ Президента РФ может быть отменен.

    По сравнению с законами указы имеют преимущества относительно быстрой процедуры их принятия. Перечень S подготовки проектов указов законодательно не установлен, поэтому многие проекты указов подготавливаются Правительством РФ или соответствующими ФОИВ.

    НПА Правительства РФ.

    Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение российских законов.

    Акты ФОИВ - могут издаваться в пределах компетенции фоив, издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов. Виды: приказы и инструкции, постановления, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяснения, они издаются в рамках реализации функций гос.управления в разных сферах обществ. жизни, они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.

    НА ФОИВ, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат гос.регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие гос.регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

    Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения ФОИВ; проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. НА ФОИВ вступают в силу с момента их официального опубликования в газете «Российские вести». Такое опубликование должно последовать не позднее 10 дней после гос.регистрации акта.

    НА органов гос.власти S РФ.

    НА (это источник права) – это офиц. документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр. нормы (правила поведения).

    ОГВ S РФ, решая задачи, которые встают перед ними в соответствии с компетенцией, принимают решения, облекая их в правовую форму.

    Издаваемые НА распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно зак-ву, решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного НА в силу.

    Действие НА во времени.

    Действие НА во времени определяется 2 моментами: 1.временем вступления в законную силу и 2.временем утраты законной силы. По общему правилу НА вступает в силу со времени принятия либо с того времени, которое указано в акте. НА.которые не содержат таких указаний, вступают в силу по истечении опред.срока после опубликования. Законы РФ вступают в силу по истечению 10 дней. Акты Президента и Правительства-7 дней. Ведомственные НА вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос.регистрации.

    НА утрачивают силу в 3х случаях: 1.по истечении срока действия, на который издан НА; 2.в результате отмены акта путем публикации решения об отмене в спец.перечне отменяемых актов; 3.в связи с изданием нового НА заменяющего прежний акт. Утрата силы НА может быть временной. Основанием такой утраты явл. Приостановление действия НА. По общему правилу НА не имеют обратной силы. Исключение составляют уг.законы и НА админ.законодательства, смягчающие ответственность либо устраняющие наказуемость деяния.

    Правовое воспитание.

    Правовое воспитание - это целенаправленная деят-ть по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека (Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в обществ.жизни, осознание правовой действ-ти, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.) и правовой культуры общества в целом (Правовая культура общества - это состояние правосознания, законности, совершенства зак-ва и юр.практики, выражающее утверждение и развитие права как соц-ной ценности. Правовая культура – важное условие и ср-во укрепления законности и правопорядка в об-ве).

    Обычно говорят о правовом воспитании

    В широком смысле - речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юр.практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей гос.аппарата в правовой сфере.

    В узком смысле - оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

    Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект.

    Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

    Виды правоотношений

    Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.

    1.Прежде всего правоотношения, как и юр. нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

    2.По характеру содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Общерегулятивные правоотношения появляются непосредственно из закона. Они возникают на основании юр.норм, гипотезы которых не содержат указаний на юр.факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные нормы, содержащие в гипотезе указание на юр.факты, также порождают у всех адресатов одинаковые право-субъектные возможности, гарантируемые гос-вом. Возможность иметь субъективные права и нести юр.обязанности представляет собой право особого рода, элемент общерегулятивного правоотношения. Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юр.фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами. Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юр.ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

    3.В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон) правоотношения могут быть относительными и абсолютными. В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). Вабсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона - это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

    4.По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой - лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юр. нормами

    Способы толкования права.

    1. Филологический заключается в грамматическом анализе текста правовой нормы и в уяснении лексического значения терминов, словосочетаний и оценочных признаков, а также смыслового соотношения различных частей нормы в рамках синтаксической конструкции.

    2. Логический заключается в использовании правил формальной и диалектической логики для уяснения смысла норм путем становления логических связей и соотношений ее частей.

    3. Систематический состоит в установлении места нормы в системе права, отрасли, института и уяснение ее смысла, исходя из содержания связанных с ней правовых норм.

    4. Историко-политический заключается в анализе правовых норм путем изучения конкретных исторических условий издания НА и установления соц-политич. Целей, которые преследовал законодатель.

    5.Специально-юр. представляет собой особый способ уяснения смыслового содержания правовых норм. Он предполагает применение научных познаний и технико-юр.средств, посредством которого выражена воля законодателя.

    6. телеологический толкование с помощью установления целей издания НА;

    Виды толкования по S



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме