Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Источники гпп понятие и виды. Гражданский процесс

Зачастую под источником права понимают разные явления, влияющие на процесс образования права.

В то же время, по верному замечанию П. И. Стучки, в "узком" технико-юридическом смысле под источником права можно понимать "то, откуда всякий, кто ищет права, и, главным образом, судья извлекает нормы права" . Источники гражданского процессуального права – это формы установления и выражения норм этой отрасли .

Так, бесспорным является положение о том, что источником гражданского процессуального права не может выступать обычное право (обычай). В советский период источниками этой отрасли могли служить как законодательство СССР, так и законодательства республик в составе СССР. Например, в ст. 1 ГПК РСФСР 1964 г. было сказано, что порядок производства по гражданским делам во всех судах РСФСР определяется Основами гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими законами Союза ССР и ГПК РСФСР.

После распада СССР подход к решению вопроса об источниках гражданского процессуального права был изменен. В ст. 71 Конституции определено, что процессуальное нормотворчество находится в федеральном ведении, а следовательно, нормы процессуального права в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации содержаться не могут .

Из смысла ч. 1 ст. 1 ГПК и ч. 2 ст. 3 АПК следует, что минимальный уровень источника гражданского процессуального права – это федеральный закон, а следовательно, de-jure какие-либо иные акты служить источниками гражданского процессуального права по общему правилу не могут. Исключение составляют те случаи, когда в ГПК и АПК напрямую говорится, что тот или иной вопрос решается на уровне подзаконного акта (примером может служить ч. 4 ст. 398 ГПК, ч. 4 ст. 254 АПК). Полагаем, что названные постулаты процессуального правотворчества являются основой стабильности порядка рассмотрения гражданских дел в судах, поскольку минимизируют угрозу его произвольного изменения.

Однако в литературе высказана и другая точка зрения, согласно которой тот факт, что в ГПК и АПК не оговорена возможность подзаконного процессуального нормотворчества, не исключает того, что процессуальные нормы могут содержаться также и в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (так считает, например, Г. А. Жилин). Подобный подход мы находим противоречащим ст. 1 ГПК . Кроме того, те нормы, которые содержатся в подзаконных актах и являются, по мнению ученых, процессуальными, нередко в действительности имеют иную отраслевую принадлежность.

Из смысла ч. 1 ст. 1 ГПК также следует, что содержащие нормы гражданского процессуального права федеральные законы должны соответствовать Конституции, Федеральному конституционному закону от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и самому ГПК.

В данном случае необходимо иметь в виду, что под "соответствием..." понимается то, что нельзя применять такие акты, содержащие нормы гражданского процессуального права, которые в корне противоречат институтам, нашедшим закрепление в ГПК и ином перечисленном выше законодательстве.

Рассмотрим источники гражданского процессуального права более подробно.

А. Значение Конституции 1993 г. как источника гражданского процессуального права сложно переоценить. Этот акт в отличие от всех своих предшественников является непосредственно и напрямую действующим и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции).

Все вышесказанное подтверждает первостепенное место содержащихся в ней норм. Необходимо учитывать, что в Конституции содержатся как нормы, которые могут регулировать конкретные отношения, так и нормы более абстрактные, конкретные отношения не регулирующие. Последние определяют направление развития отраслевого законодательства, кроме того, с их учетом подлежат толкованию отраслевые нормы, они же должны служить основой как для восполнения пробелов в праве, так и их преодоления в конкретном случае.

В Конституции содержится ряд норм, имеющих важное значение для гражданского процесса. Речь идет, например, о правилах, содержащихся в ст. 46, 47 Конституции. Кроме того, в гл. 7 "Судебная власть" нашли закрепление некоторые из принципов гражданского процессуального права.

Прямое действие Конституции в данном случае выражается также и в том, что если будет принят ей противоречащий, но содержащий гражданские процессуальные нормы нормативный правовой акт, то не исключена возможность признания такого акта неконституционным.

Б. Особое значение в качестве источников гражданского процессуального права имеют международные акты в области гражданского процесса.

Как известно, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции, ч. 2 ст. 1 ГПК). Следует учитывать, что такие акты имеют приоритет над любым законодательством, кроме Конституции, которая обладает высшей юридической силой.

Примерами международно-правовых актов в области гражданского процесса могут служить: Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958; Конвенция по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965; Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18.03.1970; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.

В литературе обоснованно подчеркивается многовариантность в применении норм, содержащихся в международных актах. Так, например, в отношении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод С. Ф. Афанасьев правильно пишет, что содержащиеся в ней нормы реализуются органами правосудия путем: автономного применения, если национальная правовая материя содержит недостатки или пробелы, а общепризнанные принципы и нормы международного права подходят для урегулирования возникших общественных отношений; совместного применения общепризнанных принципов и норм международного права с внутренними юридическими правилами в целях усиления и подкрепления мотивировки выносимых судебных постановлений; приоритетного применения, если общепризнанные принципы и нормы международного права устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены ординарным федеральным законом .

В. В число источников гражданского процессуального права входят также некоторые федеральные конституционные законы. Речь идет о Федеральных конституционных законах от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"; от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; от 23.06.1999 № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"; от 09.11.2009 № 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии"; от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"; от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Как видно, перечисленные федеральные конституционные законы являются судоустройственными, т.е. определяют судебную систему, ее структуру. Кроме того, в таких законах определены полномочия различных судов внутри судебной системы. Несложно догадаться, что указанные вопросы теснейшим образом связаны и даже взаимозависимы с вопросами судопроизводства. Поэтому абсолютно правильно В. М. Жуйков отметил, что в этих законах содержится немало норм, регулирующих процессуальные отношения. Поэтому столь важна скоординированность процессуального и судоустройственного законодательства . Источниками гражданского процессуального права являются также Федеральные конституционные законы от 30.01.2002 № 1-ФКЗ "О военном положении" и от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении", определяющие специфику подсудности гражданских дел в случаях военного и чрезвычайного положения.

Г. Важнейшим источником гражданского процессуального права является ГПК, где содержится основной массив норм, по которым осуществляется гражданское судопроизводство. Кодекс образует ядро отрасли этой области законодательства. Другие акты, по образному выражению С. С. Алексеева, находятся в "силовом поле" Кодекса . Кодексы применяются в форме федеральных законов. Следует признать заслуживающей внимания идею о том, что процессуальные кодексы целесообразно принимать федеральными конституционными законами, что помогло бы избежать противоречий между процессуальным законодательством и законодательством о судоустройстве .

ГПК 2002 г. является третьим по счету. Ему предшествовали ГПК РСФСР 1923 и 1964 гг.

Разработка действующего ГПК осуществлялась видными учеными-процессуалистами. В состав рабочей группы вошли, например, И. М. Зайцев, Р. Ф. Каллистратова, Л. Ф. Лесницкая, А. К. Сергун, П. Я. Трубников, Н. А. Чечина, В. М. Шерстюк, М. С. Шакарян, а также представители судов и другие практические работники. Группу возглавили два ее сопредседателя – профессора В. К. Пучинский и М. К. Треушников. Разработка велась в течение нескольких лет .

С 2002 г. в ГПК было внесено значительное число поправок, многие из которых неоднозначно оцениваются в юридической литературе и практике.

ГПК состоит из семи разделов (некоторые из разделов имеют подразделы) и глав.

В разд. I "Общие положения", например, нашли свое закрепление принципы гражданского процесса, нормы, определяющие состав суда, а также общие положения о лицах, участвующих в деле, и т.д.; разд. II "Производство в суде первой инстанции" содержит нормы, регулирующие приказное производство, исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также особое производство. Нормы разд. III "Производство в суде второй инстанции" определяют порядок рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Раздел IV "Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений" регламентирует производство в кассационной и надзорной инстанциях, а также пересмотр дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, ГПК содержит разд. V "Производство по делам с участием иностранных лиц", разд. VI "Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" и разд. VII "Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов".

Д. Важным источником гражданского процессуального права служит также и АПК 2002 г., который является третьим по счету. Ему предшествовали АПК 1992 г. и АПК 1995 г. Кодекс определяет порядок рассмотрения дел в арбитражных судах. Он состоит из семи разделов, его структура во многом схожа со структурой ГПК.

Ж. Как уже было сказано, многие процессуальные нормы содержатся в различном федеральном законодательстве. Так, например, источниками гражданского процессуального права являются Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Источниками этой отрасли права также являются и нормативные правовые акты, составляющие материальное законодательство. Среди них, например, ГК, СК, ТК, ЖК, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 "О защите прав потребителей", Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и т.д.

3) Одним из наиболее дискуссионных является вопрос о том, может ли в качестве источника гражданского процессуального права выступать судебная практика.

По мнению одних ученых, роль источника права может и должен играть только нормативный правовой акт (С. Ф. Кечекьян, С. В. Курылев, И. Б. Новицкий и др.). "Суд должен являться лишь проводником и стражем закона" .

По мнению других, судебная практика не просто может играть роль источника российского права, но и должна, поскольку это является необходимым условием для нормального функционирования правоприменительного аппарата. Такой позиции, например, придерживались П. И. Стучка, А. Б. Венгеров, М. Д. Шаргородский. По словам В. М. Жуйкова, судебная практика, выраженная в разъяснениях ВС РФ, всегда признавалась источником права. Не будучи признанной официально, она тем не менее фактически всегда учитывалась нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии закона или аналогии права .

С одной стороны, в ст. 1 ГПК и ст. 3 АПК, определяющих законодательство о гражданском судопроизводстве в соответствующих судах, ничего не говорится об актах или практике судов. Не сказано об этом и в законах, регламентирующих судебную систему.

Однако, с другой стороны, трудно дать однозначный ответ на вопрос о роли, которую в настоящее время играет судебная практика. При этом многое также зависит и от того, о практике каких судов идет речь. В целом следует согласиться с Г. А. Жилиным, что под судебной практикой следует понимать деятельность судов по применению, толкованию и разъяснению норм права, результаты которой зафиксированы в судебных актах и иных документах .

Считаем важным постановку вопроса о том, является ли источником гражданского процессуального права практика ЕСПЧ. Дело в том, что нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод действуют в том виде, как они истолкованы Судом. Это признается всеми: органами Совета Европы, государствами – участниками Конвенции, доктриной. Значительная роль судебной практики ЕСПЧ не отрицается . При этом указанный суд в своих решениях, толкуя Конвенцию, нередко создает новые правила поведения, и тем самым получается, что толкование ее норм перестает быть толкованием в чистом виде, а превращается в не что иное, как правообразование, которое приобретает обязательное значение для стран – участниц Конвенции. Приведем пример подобного нормотворчества в области гражданского процессуального права.

Судебная практика (позиция ЕСПЧ): В ст. 203 ГПК РСФСР... упоминаются лишь участники производства и их представители как лица, имеющие право на ознакомление с мотивированным решением, подготавливаемым после публичного объявления его резолютивной части... ЕСПЧ полагает, что цель π. 1 ст. 6 Конвенции в данном контексте – а именно контроль со стороны общественности за деятельностью судебных органов с целью обеспечения права на справедливое судебное разбирательство – не была достигнута в настоящем деле, где причины, позволяющие понять, почему не были удовлетворены требования заявителя, были недоступны для общественности (Постановление ЕСПЧ от 17.01.2008 "Рякиб Бирюков против Российской Федерации" (Ryakib Biryukov v. Russia)).

В данном деле ЕСПЧ высказал свою позицию в отношении порядка, установленного ГПК РСФСР 1964 г., но очевидно, что его позиция, безусловно, имеет значение и для действующего законодательства, поскольку ею предопределено обязательное публичное оглашение мотивировочной части судебного решения.

Также неоднозначна роль, которую играет практика КС РФ. Многие ученые пишут о том, что в его актах содержатся правовые нормы, а следовательно, такие акты являются источниками права . Другие авторы это отрицают .

Во-первых, бесспорно, что акты этого суда играют роль источника права в том смысле, что КС РФ как орган конституционного контроля может признавать определенные нормативные правовые акты неконституционными. В таком качестве КС РФ принято называть "негативным законодателем". Это наделяет решения КС РФ свойствами нормативности и большей юридической силой по сравнению с признаваемыми неконституционными законами, указами, уставами, постановлениями.

Во-вторых, не вдаваясь в вопрос о том, должны ли акты этого органа в действительности играть роль источников российского права, а КС РФ – "позитивного законодателя", обратим внимание на то, что фактически они такую роль выполняют. Проиллюстрируем сказанное примером из практики.

Судебная практика (позиция КС РФ): КС РФ была высказана позиция о том, что конституционно-правовой смысл ст. 336 ГПК не предполагает отказа суда второй инстанции в принятии жалоб лиц, не привлеченных к участию в деле, но права и законные интересы которых нарушены. Такие лица, как и лица, привлеченные к участию в деле, могут обжаловать соответствующие судебные акты в пределах срока, установленного в законе (Постановление КС РФ от 20.02.2006. № 1-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 336 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с жалобами граждан Инешина К. А., Никонова Н. С. и открытого акционерного общества “Нижнекамскнефтехим”").

В данном случае необходимо заметить, что в ст. 336 ГПК говорилось, что правом подачи кассационной жалобы обладают только стороны и другие лица, участвующие в деле, а не привлеченные к участию в деле лица в статье не упоминались. Получается, что КС РФ не просто изменил первоначальную редакцию нормы, а придал ей существенно иной смысл. Следовательно, акты таких судов фактически являются источниками права.

В отношении роли, играемой практикой судов общей юрисдикции и арбитражных судов, также можно сказать следующее: российской правовой системе de jure не свойственно такое явление, как прецедент, а следовательно, решение одного суда по конкретному делу не может являться источником права для других судов. Другое дело, что de facto нередко позиция, выраженная в актах высших судов по конкретному делу, учитывается нижестоящими судами как обязательная.

Несколько иначе обстоит дело с так называемыми разъясняющими актами высших судебных органов – Пленумов ВАС РФ и ВС РФ.

В ст. 126 и 127 Конституции, п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", п. 5 ст. 19 и п. 5 ст. 23 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", п. 1 ч. 4 ст. 9 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" определено, что ВС РФ и ВАС РФ дают разъяснения по вопросам судебной практики. Как известно, разъяснение представляет собой одну из форм толкования юридических норм. При этом разъяснения, даваемые высшими судами страны, по существу, являются актами официального толкования. Нередко в них содержатся "нормы о нормах", разъясняющие порядок применения правовых норм.

Другое дело, что зачастую в таких актах ВС РФ и ВАС РФ под "маской толкования" в действительности скрываются новые нормативные правила. Проиллюстрируем сказанное примерами из судебной практики.

Судебная практика (позиция ВАС РФ): Согласно п. 1 ст. 311 АПК существенным для дела обстоятельством может быть признано указанное в заявлении вновь обнаруженное обстоятельство, которое не было и не могло быть известно заявителю, неоспоримо свидетельствующее о том, что если бы оно было известно, то это привело бы к принятию другого решения. К названным обстоятельствам могут быть также отнесены обнаруженные нарушения норм процессуального права... допущенные судом кассационной инстанции при принятии судебного акта (постановление ВАС РФ от 30.06.2011 № 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам").

В данном случае видно, что ВАС РФ было изменено понятие того, что принято рассматривать в качестве вновь открывшегося обстоятельства. Под последним исконно понимаются вопросы факта, которые не могли быть известны на момент рассмотрения дела, но имеют для него значение. В приведенном же постановлении в качестве вновь открывшегося обстоятельства понимается судебная ошибка по вопросам права. Очевидно, что тем самым было создано новое правило поведения.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, высшие суды с точки зрения закона не должны заниматься нормотворчеством, но, с другой стороны, в их актах нередко содержатся новые правила, которые нижестоящими судами безоговорочно применяются . В том случае если признать судебную практику источником права, возникает еще одна проблема, которая заключается в следующем: как известно, нормативные правовые акты органов исполнительной и законодательной власти в случае их незаконности могут быть оспорены в судах. Однако вопрос о том, в каком порядке защищаться от содержащих нормы права, но незаконных актов высших судов страны, остается открытым.

И. Вопрос о возможности применения процессуальной аналогии долгое время оставался дискуссионным. В литературе высказывались противоположные точки зрения . Впервые законодательное закрепление указанный институт получил лишь в 2000 г. Свое место он нашел и в ГПК. В ч. 4 ст. 1 ГПК сказано, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Под аналогией закона принято понимать применение существующего закона к случаю, сходному с тем, который определяется этим законом . Иначе говоря, при обнаружении пробела в праве суд должен найти норму, регулирующую сходное отношение, и применить его к неурегулированному отношению (пробелу в праве). В свою очередь при аналогии права применения нормы, регулирующей сходное отношение, не происходит, поскольку таковая норма отсутствует, поэтому суд исходя из общих принципов отрасли формулирует правило поведения для конкретного случая. Необходимо заметить, что применение как аналогии закона, так и аналогии права правотворчеством не является, поскольку норма, регулирующая аналогичное отношение, или правило, сформулированное судом, применяется лишь в отношении данного конкретного случая и конкретных субъектов, в то время как норма права неперсонифицирована и рассчитана на неоднократное применение.

На вопрос о необходимости существования указанного института сложно ответить однозначно. С одной стороны, процессуальный закон небеспробелен. С другой стороны, как уже было сказано, "в процессе разрешены только те действия, которые напрямую разрешены законом", и именно подобный порядок является важной гарантией стабильности и результативности правосудия, поскольку делает его безопасным от возможного произвола как со стороны лиц, участвующих в деле, так и со стороны суда. В свою очередь, применение аналогии является определенным отходом от этого правила. В этом нет ничего страшного, когда аналогия применяется к действительно пробельному случаю, но применение аналогии по ошибке способно существенно затруднить осуществление правосудия, и примеры таких ошибок есть в практике.

Следует заметить, что в настоящее время случаи применения процессуальной аналогии судами первой инстанции чрезвычайно редки. Как правило, ссылка на необходимость ее применения дается в разъясняющих актах высших судебных органов.

Судебная практика (позиция ВС РФ): В соответствии со ст. 10 ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследований и лечения. Однако нормами ГПК не предусмотрен порядок рассмотрения указанных заявлений. В связи с эти заявление... подлежит рассмотрению по аналогии с порядком рассмотрения дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о принудительном психиатрическом освидетельствовании (гл. 35 ГПК) (Ответы на вопросы. Утв. постановлением Президиума ВС РФ от 23.11.2005).

Первым и наиболее важным источником для любой отрасли права является Конституция РФ . Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой Гражданское процессуальное право России_п. ред Алексия, Амаглобели_2007, с.8.

В Основном законе закрепляются важнейшие принципы судопроизводства в РФ в целом и в судах общей юрисдикции, в частности. В ст. 19 находит выражение принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом, в ст. 120 -- принцип независимости судей и подчинению их только федеральному закону, в ст. 123 -- принципы гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон, и др.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве дел должны руководствоваться Конституцией РФ. Разъяснения по вопросам непосредственного применения конституционных норм содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Так, суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию тогда: а) когда закрепленные нормой Конституции положения исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующие права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими ее положениями; в) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения отсутствует п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8.

Федеральным конституционным законом , определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, является ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г ч. 1 ст 1 ГПК РФ. Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к судам, составляющим систему федеральных судов общей юрисдикции, относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.

В этой связи следует сделать вывод о том, что в законодательство, определяющее порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, входит также и Федеральный конституционный закон «О военных судах в Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.

Отдельные процессуальные нормы содержатся и в других федеральных конституционных законах. Например, в ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г.24 определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.

Необходимо акцентировать внимание на вопросе, относящемся к ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. как источнику процессуального права.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 118 Конституции РФ и ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» входит в судебную систему РФ. Основная функция Конституционного Суда РФ -- конституционный контроль за соответствием нормативных актов Конституции РФ путем проверки в порядке судопроизводства. Нормативные акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, несоответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению; решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению. Решения Конституционного Суда обязательны на территории России для всех судебных органов.

Понятно, что в данном случае речь идет не только и не столько о ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» как источнике процессуального права, а об источниках -- постановлениях Конституционного Суда, содержащих выводы о конституционности правовых норм. В науке тема о юридической природе постановлений Конституционного Суда РФ является дискуссионной. Гражданский процесс_под ред Треушникова М.К_Учебник_2007 2-е изд с. 27

Конечно, постановления не относятся к числу законов, Конституционный Суд РФ не создает новых норм права, однако в компетенцию данного судебного органа входит «изъятие» того или иного нормативного акта или отдельных его положений, в том числе и процессуального, из области правоприменения. В случае, если акт признан не соответствующим Конституции РФ, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового акта, в котором должно содержаться и положение об отмене нормы, не соответствующей Конституции РФ. Вместе с тем неконституционное нормативное предписание прекращает действие именно с момента принятия решения об этом Конституционным Судом РФ, а не с момента его отмены компетентным государственным органом или должностным лицом.

Перечисленные обстоятельства дают достаточные основания признать за постановлениями Конституционного Суда РФ особый правовой статус и рассматривать их в качестве источников гражданского процессуального права.

Основную часть норм, регламентирующих порядок судопроизводства по гражданским делам, содержит Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ. Нормы ГПК сформулированы в 446 статьях, 47 главах, семи разделах Гражданское процессуальное право России_п. ред Алексия, Амаглобели_2007, 2-е из, - С.14.

Раздел I и подраздел II раздела II ГПК РФ определяют систему гражданского судопроизводства и относятся не только к производству в суде первой инстанции, но и к следующим стадиям процесса.

В Кодексе существенно изменились положения, касающиеся состава суда. Исключен институт народных заседателей. Дела в судах первой инстанции рассматриваются единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, -- коллегиально в составе трех профессиональных судей.

В целях устранения «смешения» подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам четко определена подведомственность дел судам общей юрисдикции. При этом сохранено положение, в соответствии с которым, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Заметно изменена роль прокуратуры в гражданском процессе. По ГПК РСФСР 1964 г. прокурор имел широкие полномочия по обращению в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также мог вступить в любое дело на любой стадии процесса, если того требовала охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан. В ГПК РФ 2002 г. полномочия прокурора ограничены правом предъявлять иски только в защиту интересов государства либо неопределенного круга лиц, а также гражданина, но только в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд. При этом законодатель исходил из того, что прокурор не осуществляет надзор за судом, а каждый гражданин и юридическое лицо в соответствии с законодательством вправе самостоятельно решать вопрос об осуществлении своих прав. Прокурор имеет право вступать в процесс и давать заключение по делу только в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.

В ГПК РФ 2002 г. изменен и расширен перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, а также определен круг лиц, которые вправе отказаться от дачи свидетельских показаний ст. 69 ГПК РФ. Нововведением является и законодательное закрепление проведения комплексной и комиссионной экспертизы при рассмотрении гражданских дел. Определено правовое положение специалистов, ранее они не назывались в числе участников процесса и рассматривались либо как свидетели, либо как эксперты, хотя по целям участия в процессе и характеру решаемых ими задач они не являлись ни теми, ни другими. Кодекс устанавливает новые сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Глава 14 ГПК РФ, регламентирующая стадию подготовки дела к судебному разбирательству, содержит новое положение о проведении предварительного судебного заседания См. там же ст. 152. Приказное производство выделено в самостоятельный вид судопроизводства. Значительно расширен перечень дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке особого производства.

Внесены изменения в полномочия суда кассационной инстанции.

Глава 41 «Производство в суде надзорной инстанции» содержит ряд новых положений. Так, установлен срок обращения в суд надзорной инстанции (ст. 376). Изменен круг лиц, имеющих право обжалования судебных постановлений. В частности, правом обжалования вступивших в силу постановлений суда, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ, наделены лица, участвующие в деле, и другие лица, чьи права и законные интересы нарушены. Должностные лица органов прокуратуры могут обращаться с представлением в суд надзорной инстанции в случае, если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

Нельзя обойти вниманием также Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»2. В нем определены компетенция мировых судей, порядок образования судебных участков и иные вопросы.

Среди иных федеральных законов, регулирующих гражданские процессуальные отношения, необходимо отметить Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Закон РФ «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г. № 2005-Р.

Первый определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее -- судебные акты), а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Второй регламентирует внесение установленного законом обязательного и действующего на всей территории России платежа, взимаемого за совершение юридически значимых действий, либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами (за подачу исковых заявлений, а также обжалование судебных постановлений) Гражданский процесс_Смушкин А.Б., Суркова Т.В., Черникова О.С_Уч пос_2008 -с.8.

К другим федеральным законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, относятся, например, ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (с послед. изм. и доп.), содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей; ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине”» от 31 декабря 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями), устанавливающий размеры и порядок уплаты государственной пошлины при производстве дел в арбитражных судах; Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. (с изм. от 27 сентября 2002 г.), содержащие процессуальные нормы, определяющие особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений; Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (с посл. изм. и доп.), определяющий полномочия прокурора по участию в рассмотрении и пересмотре гражданских дел30.

Существует еще довольно много законов материально-правового характера, содержащих процессуальные нормы, касающиеся чаще всего вопросов подведомственности дел судам общей юрисдикции, распределения обязанностей по доказыванию, допустимости доказательств и т.д. Это -- Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей»31, Закон «Об охране окружающей природной среды»3 и др. Однако положения всех федеральных законов применимы к гражданскому судопроизводству только в части, не противоречащей ГПК.

Источники в гражданском процессе представляют иерархическую систему. Верховенствующее положение занимает Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Следующим источником гражданского процессуального права является Гражданский процессуальный кодекс РФ - свод норм гражданского процессуального права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления своей деятельности судами, а также в процессе защиты гражданами нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Третье место в иерархической системе источников гражданского процессуального права занимают федеральные конституционные законы и федеральные законы, в той или иной мере содержащие нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения.

Постановления Правительства РФ также являются источниками гражданского процессуального права.

Источниками гражданского процессуального права также являются нормы международных договоров. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в РФ (аналогии права).

Говоря о главном источнике Гражданского процессуального права - Конституции РФ состоит отметить, что она, во-первых, устанавливает уровень правового регулирования данной отрасли права. Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Субъекты Федерации не вправе принимать, а суды - в случае принятия - применять законы, регулирующие порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции. Конституция Российской Федерации / принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Это относится и к судопроизводству у мирового судьи, который является судом общей юрисдикции соответствующего субъекта РФ.

Во-вторых, в Конституции РФ содержатся положения, которые определяют содержание, характер деятельности суда и его задачи в целом:

  • - Российская Федерация является правовым государством (ст. 1);
  • - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2);
  • - права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

В-третьих, в Конституции РФ содержатся положения, определяющие конституционные принципы судопроизводства (положения-принципы): равенства всех перед законом и судом (ст. 19), осуществления правосудия только судом (ст. 118), независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120), гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон (ст. 123) и др.

В-четвертых, в Конституции РФ содержатся положения, являющиеся нормами гражданского процессуального права:

  • - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (ч. 1,2 ст. 46);
  • - никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде или тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст.47);
  • - при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 СТ. 50);
  • - никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч. 1 СТ. 51), и др. Конституция Российской Федерации / принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

Суд в гражданском судопроизводстве вправе применять Конституцию РФ как акт прямого действия. ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»

Основным кодифицированным источником гражданского процессуального права является Гражданский процессуальный кодекс РФ, принятый 14 ноября 2002 года (далее ГПК РФ). Нормы ГПК РФ сформулированы в 446 статьях, 47 главах, 7 разделах. Кодекс регламентирует движение дела по всем стадиям во всех видах судопроизводства. Он определяет полномочия и деятельность суда, права и обязанности участников процесса, порядок доказывания, принятия постановлений, их обжалование и исполнение. Нормы ГПК РФ действуют на всей территории Российской Федерации. Положения иных законов, регулирующих отдельные гражданские процессуальные отношения, должны соответствовать положениям ГПК РФ.

ГПК РФ создан на базе Конституции России 1993 г., наиболее важных международных актов, касающихся защиты прав человека (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), и учитывает практику Европейского Суда по правам человека. При его разработке использовался опыт гражданского процессуального регулирования многих зарубежных стран независимо от того, кодифицирована их система права или нет (ФРГ, Франция, США, Великобритания и т. д.).

ГПК РФ, сохраняя историческую преемственность, основывается на традициях, заложенных Уставом гражданского судопроизводства России 1864 г., ГПК РСФСР 1923 и 1964 гг., а также научными концепциями российских ученых: А. Ф. Клейнмана, М. А. Гурвича, А. А. Добровольского, Н.А. Чечиной, В. К. Пучинского и др. В то же время ГПК РФ содержит отличительные особенности, продиктованные экономическим и социальным развитием современной России, материальным правом и социокультурной спецификой российского общества. В его основе заложено эффективное сочетание индивидуалистических и коллективистских воззрений. ГПК РФ раскрывает содержание принципов гражданского процесса, определяет виды судопроизводства, подробно регламентирует процесс разбирательства гражданских дел в судах общей юрисдикции. Гражданское процессуальное право: учебник /под ред. проф. Тумановой Л.В. М., 2008 г.

Гражданские процессуальные нормы содержатся в актах регулятивного законодательства, принятых на федеральном уровне. п. «о» ст. 71, ч. 1 ст. 76 Конституции РФ 1993 г. Например, положение ст. 9 ГК РФ о возможности граждан и юридических лиц по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им права предполагает возможность распоряжения сторонами своими правами и в самом гражданском процессе: отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения, признание фактов и др.

Для гражданского судопроизводства имеют значение нормы регулятивного законодательства, устанавливающие правила: о допустимости доказательств; о доказательственных презумпциях и бремени доказывания; о том, кто является надлежащим истцом по тем или иным делам; о праве суда в интересах законности выйти за пределы предмета и оснований иска и т. д.

Специальные гражданские процессуальные нормы, содержащиеся в актах регулятивного права, должны соответствовать положениям, принципам законодательства о судопроизводстве в судах общей юрисдикции (ч. 1 ст. 1 ГПК РФ). Если специальные процессуальные нормы не соответствуют положениям ГПК РФ, то применяются его правила, либо акты, имеющие высшую юридическую силу. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138 - ФЗ

Правило о приоритете положений кодифицированных актов свойственно для так называемых системообразующих кодексов, которые лежат в основе системы отрасли законодательства. Гражданский процессуальный кодекс создает систему гражданского процессуального законодательства, Гражданский кодекс - систему гражданского законодательства. Поэтому необходимость установления соответствия положениям ГПК РФ норм федеральных законов предполагает соответствие актов внутри системы гражданского процессуального законодательства.

В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе производства по гражданскому делу, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). О. В. Исаенкова, А. А. Демичев // Гражданское процессуальное право России: учебник /, М.: Норма, 2009

Применение аналогии гражданского процессуального закона и права обусловлено необходимостью восстановления пробелов в процедуре регулирования рассмотрения гражданских дел, что соответствует требованиям законности.

Недопустимо применение процессуальной аналогии, если при этом будут ущемлены права каких-либо лиц, как участвующих, так и не участвующих в деле, гарантированные им законом. Например, нельзя к ответчику применить меры ответственности, установленные ГПК РФ за неявку в судебное заседание свидетеля.

Запрет судьям самостоятельно восполнять пробелы в регулировании процедуры разрешения споров путем использования аналогии процессуального закона и права станет препятствием на пути обеспечения доступа к правосудию. Диордиева О.Н..Граждагское процессуальное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 284 с., 2008

Источниками гражданского процессуального права являются и иные кодифицированные акты, регулирующие преимущественно материально-правовые отношения. Например, ряд процессуальных норм содержится в Гражданском кодексе РФ (так, нормы ГПП содержатся в статьях 1, 8, 11, 12, 151, 152, 162, 445 Гражданского кодекса РФ. Смежным является и институт исковой давности, срок, в течении которого лицо вправе обратиться в суд регламентируется главой 12 ГК), Семейном кодексе РФ (правила отложения разбирательства дел о расторжении брака (ст. 22 СК РФ), особенности подготовки к судебному разбирательству и исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей (ст.78, 79 СК РФ), порядок уплаты и взыскания алиментов (гл.17 СК РФ), Трудовом кодексе РФ и др.

Нормы законодательства о гражданском судопроизводстве содержит и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 N1-ФКЗ «О судебной системе РФ». В нем раскрываются и детализируются конституционные положения о самостоятельности судов и независимости судей (ст. 5), обязательности судебных постановлений (ст. 6), равенстве всех перед законом и судом (ст. 7), гласности в деятельности правосудия (ст. 9), языке судопроизводства (ст. 10). Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г № 1 - ФКЗ.

Необходимо акцентировать внимание на вопросе, относящемся к ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» как источнику процессуального права.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 118 Конституции РФ и ст. 4 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» входит в судебную систему РФ. Основная функция Конституционного Суда РФ -конституционный контроль за соответствием нормативных актов Конституции РФ путем проверки в порядке судопроизводства. Нормативные акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, несоответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению; решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению. Решения Конституционного Суда обязательны на территории России для всех судебных органов.

К федеральным законам, как источнику гражданского процессуального права относятся: ФЗ «О статусе судей » от 26 июня 1992 г. N 3132-1, «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. N188-ФЗ, «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1.

Среди иных нормативных актов федерального уровня, регулирующих гражданские процессуальные отношения, необходимо назвать Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Он определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации), регламентирующие отдельные отношения в области гражданского судопроизводства, принимаются редко. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» № 199 от 14 февраля 1996 г., которым утверждено «Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций». Можно также отметить приказ Министерства юстиции РФ от 27 октября 1998 г. N 153 «Об обязательном назначении специалиста при осуществлении оценки ценных бумаг, на которые обращается взыскание». Если законы, подзаконные акты противоречат Конституции РФ, то они не применяются.

гражданский процессуальный право судопроизводство

Источники гражданского процессуального права как внешняя форма выражения права -- это нормативные акты различного уровня, содержащие нормы указанной отрасли права.

Понятие источника права, в том числе гражданского процессуального, можно рассматривать в двух аспектах. С формальной точки зрения источники права - это принятые полномочными органами государственной власти нормы права, то есть правила поведения. Во-вторых, данные нормы следует рассматривать с точки зрения их материализации в конкретных отношениях, то есть изучать их материальный аспект. Ведь норма права принимается не в качестве красивого стандарта, а в качестве регулятора конкретных отношений, на регламентацию которых она направлена. Следовательно, нормы права реализуются в конкретных отношениях, превращая их в правоотношения. Материализация правовых норм в общественные отношения происходит способами, составляющими метод отрасли права, в содержание которой они входят. В связи с этим рассмотрение источников права в формальном и материальном выражении позволяет не только выявить нормы, направленные на регламентацию отношений, входящих в предмет отрасли, но и изучить способы материализации норм в конкретные отношения и превращения их таким образом в правоотношения. В связи с изложенным источники гражданского процессуального права могут быть определены как нормативные правовые акты и отдельные нормы права, регулирующие отношения, входящие в предмет данной отрасли.

Юридический источник права в виде письменного документа, закрепляющее правотворческое решение законодателя, т.е. как носитель юридических норм, есть форма существования права. Нормативные акты -

документы в наибольшей степени отражают свойства права, достоинства и потенциальные возможности правового регулирования.

Для источников гражданского процессуального права характерны следующие черты:

1. преобладание среди источников гражданского процессуального права законов. Усиление роли суда приводит к тому, что его деятельность регулируется в основном на уровне законов, а не подзаконных актов.

2. одновременное действие на территории Российской Федерации республиканского и общесоюзного гражданского процессуального законодательства;

3. расширение круга законодательных актов, содержащих нормы гражданского процессуального права.

К источникам гражданского процессуального права относятся правовые акты, регулирующие отношения, возникающие между судом и участниками гражданского судопроизводства.

Классификация источников гражданского процессуального права

1.2.1 Конституция Российской Федерации

Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Ст.15 Конституции РФ Она является основным законом государства, ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Все остальные правовые акты, принимаемые в государстве, должны соответствовать Конституции РФ.

На базе Конституции, в соответствии не только с ее исходными положениями, но и с конкретными нормами, должна происходить эволюция правовой системы, предполагающая как обновление традиционных ее отраслей, так и формирование новых отраслей, определяемых переменами, происходящими в обществе. Поэтому при изучении юридических источников, регулирующих соответствующие отрасли права, первым среди них называется Конституция.

Действующая Конституция РФ, следовательно, является основным источником и гражданского процессуального права, хотя оно как отрасль права возникло и сложилось задолго до принятия Конституции РФ 1993 года.

Действующее гражданское процессуальное законодательство базировалось на Конституциях СССР 1936 г., 1977 года, на Конституции РСФСР 1978 года, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию СССР и РСФСР, принимались новые гражданские процессуальные законы, вносились изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс и в гражданские процессуальные законы.

Значение Конституции РФ в гражданском процессуальном праве состоит в том, что она:

1. Устанавливает уровень правового регулирования данной отрасли права.

Гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать, а суды - в случае принятия - применять законы, регулирующие порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции (в том числе и у мировых судей, несмотря на то, что они являются судьями субъектов Федерации).1 1 Ст. 71 Конституции РФ

2. В Конституции РФ содержатся положения, которые определяют содержание, характер деятельности суда и его задачи в целом.

Это положение о том, что Российская Федерация есть правовое государство,1 1 Ст. 1 Конституции РФ что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства,1 1 Ст. 2 Конституции РФ что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.1 1 Ст. 18 Конституции РФ

Приведенные положения Конституции РФ определяют в качестве важнейшей задачи правосудия в целом и гражданского судопроизводства как одной из форм осуществления правосудия, в частности, признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина; они также устанавливают критерии толкования и применения судами законов и других нормативных правовых актов.

3. В Конституции РФ содержатся положения, определяющие конституционные принципы судопроизводства.

Положения - принципы: равенства всех перед законом и судом,1 1 Ст. 19 Конституции РФ осуществления правосудия только судом,1 1 Ст. 118 Конституции РФ независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону, и др.

Конституция РФ состоит из 2 разделов и 9 глав.

Важнейшей статьей, составляющей одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является норма, устанавливающая принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы этих властей самостоятельны. 1 1 Ст. 10 Конституции РФ Самостоятельность судебной власти сочетается с осуществлением ею контроля за законодательной и исполнительной властями.

1.2.2 Международные договоры

К источникам гражданского процессуального права относятся и положения международных договоров Российской Федерации, содержащие правила гражданского судопроизводства (например, о подведомственности, подсудности, сроках рассмотрения дел).

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.2 2 Ч. 2 ст. 1 ГПК РФ

Это указание основано на общих положениях, содержащихся в Конституции РФ, которые определяют иерархию нормативных актов в правовой системе России: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».1 1 Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ

Таким образом, международные договоры Российской Федерации имеют более высокую юридическую силу, чем федеральные законы, в связи с чем суды не вправе применять эти законы, если они противоречат международным договорам.

Российская Федерация является участницей многосторонних и двусторонних международных договоров, конвенций, соглашений об оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам, связывающих международными обязательствами Российскую Федерацию более чем со ста государствами.

К наиболее значительным многосторонним международным договорам, содержащим процессуальные нормы относятся: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.; Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г.; Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г.

В этих международных документах содержится целый ряд положений, которые являются для российского процессуального права новшеством.

Например, в соответствии с Гаагской конвенцией «О вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам» 3 3 Ст. 21 Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам допустимо вручение любым находящимся в Российской Федерации лицам (в том числе и российским гражданам) судебных документов через дипломатические представительства и консульские учреждения государств-участников Конвенции.

До присоединения к указанной Конвенции, согласно действующим договорам, в которых участвует Россия, вручение документов через дипломатические представительства и консульские учреждения допускалось только применительно к собственным гражданам соответствующих иностранных государств.

В Конвенции регулируются и вопросы подсудности. Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство на территории разных государств, спор рассматривается по местожительству (местонахождению) любого ответчика по выбору истца. Конвенцией затрагиваются и другие процессуальные вопросы. Иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал.

В договорах существуют некоторые особенности совершения процессуальных действий в отношениях с различными государствами.

Например, российские суды направляют судебные поручения в компетентные органы Австрии, Алжира, Бельгии, ФРГ, Франции и некоторых других государств не позднее, чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, а Албании, Болгарии, Испании, Кореи и других - не позднее, чем за четыре месяца.

Согласно международным соглашениям основанием для отказа в исполнении решений могут являться нарушение права стороны на защиту в ходе судебного процесса; вынесение решения некомпетентным судом; истечение трехлетнего срока давности для предъявления решения к принудительному исполнению; решение по законодательству государства, на территории которого оно вынесено, не вступило в законную силу; наличие вступления в законную силу решения российского суда, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или наличие в производстве российского суда дела между сторонами, по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде.

При применении норм международных договоров необходимо учитывать, что в силу ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно.4 4 Ч.3 ст.5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений данного международного договора.5 5 Ч.5 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»

1.2.3 Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы являются по своей природе частью Конституции РФ. К наиболее значимым, содержащим гражданские процессуальные нормы, относятся следующие Федеральные конституционные законы:

- «О судебной системе Российской Федерации».

В нем раскрываются и детализируются конституционные положения о самостоятельности судов и независимости судей, обязательности судебных постановлений, равенстве всех перед законом и судом, гласности в деятельности правосудия, языке судопроизводства.6 6 Ст. 4 - 6, ст.7, ст.9, ст. 10 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Согласно ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к судам, составляющим систему федеральных судов общей юрисдикции, относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.3 1 Ст. 118 Конституции РФ

- «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;

- «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

- «О военных судах в Российской Федерации»;

- «О Конституционном Суде Российской Федерации» как источнику процессуального права.

Конституционный Суд РФ входит в судебную систему РФ.1 Основная функция Конституционного Суда РФ - конституционный контроль за соответствием нормативных актов Конституции РФ путем проверки в порядке судопроизводства. Нормативные акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, несоответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению; решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению. Решения Конституционного Суда обязательны на территории Российской Федерации для всех судебных органов.

1.2.4 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) - кодифицированный нормативно-правовой акт, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения гражданских дел судами общей юрисдикции в Российской Федерации.

Основным кодифицированным источником гражданского процессуального права является ГПК. Он воспроизводит указанные выше положения Конституции РФ, раскрывает содержание принципов гражданского процесса, определяет виды судопроизводства, подробно регламентирует весь процесс разбирательства гражданских дел в судах общей юрисдикции.

Нормы гражданского процессуального права содержатся и во многих других федеральных законах.

ГПК РФ состоит из 7 разделов, 47 глав, 446 статей.

Так же как и система гражданского процессуального права, ГПК РФ подразделяется на общую и особенную части. В общую часть включены нормы, относящиеся ко всем видам и стадиям гражданского процесса: «Основные положения», «Состав суда. Отводы», «Подведомственность», «Лица, участвующие в деле», «Представительство в суде», «Доказательства», «Судебные расходы», «Судебные штрафы», «Процессуальные сроки», «Судебные извещения и вызовы».

Особенная часть состоит из пяти разделов: «Производство в суде первой инстанции», «Производство в кассационной инстанции», «Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу», «Исполнительное производство», «Гражданские процессуальные права иностранных граждан и лиц без гражданства, иски к иностранным государствам, судебные поручения и решения иностранных судов. Международные договоры».

В ГПК РФ имеются три приложения: «Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам», «Восстановление утраченного судебного или исполнительного производства», «Положение о третейском суде».

В ряде случаев ГПК РФ отсылает к другим федеральным законам, что отнюдь не всегда является его достоинством. Например, ГПК РФ допускает определение подсудности дел верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, 2 2 Ч.2 ст.26 ГПК РФ Верховному Суду РФ,2 2 Ч.2 ст.27 ГПК РФ а также дел, по которым участвует прокурор для дачи заключения,2 2 Ч.3 ст. 45 ГПК РФ не только настоящим Кодексом, но и другими федеральными законами.

В последние годы дополнения и изменения вносятся в ГПК РФ не на уровне указов, как было раньше, а на уровне закона. Законы РФ о внесении дополнений и изменений в ГПК РФ также являются источниками гражданского процессуального права.

1.2.5 Иные федеральные законы

К другим федеральным законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, относятся, например, ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации», содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей; ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине», устанавливающий размеры и порядок уплаты государственной пошлины при производстве дел в арбитражных судах; Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», содержащие процессуальные нормы, определяющие особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений; Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации», определяющий полномочия прокурора по участию в рассмотрении и пересмотре гражданских дел.

Существует еще довольно много законов материально-правового характера, содержащих процессуальные нормы, касающиеся, чаще всего, вопросов подведомственности дел судам общей юрисдикции, распределения обязанностей по доказыванию, допустимости доказательств и т.д., однако положения всех федеральных законов применимы к гражданскому судопроизводству только в части, не противоречащей ГПК РФ.

1.2.6 Постановления высших судебных органов Российской Федерации

Источником гражданского процессуального права являются постановления высших судебных органов. Главное возражение по поводу включения судебных актов, имеющих нормативный характер, в число источников права сводится к тому, что такое включение, якобы, нарушает принцип разделения властей. Однако суд, принимая акты, имеющие нормативный характер, не подменяет законодательный орган, а лишь восполняет пробелы в правовом регулировании.

Объективным критерием, позволяющим признать акт органа государственной власти имеющим нормативный характер, является наличие в нем новых юридически значимых обстоятельств, необходимых для регламентации общественных отношений. Очевидно, что в актах высших судебных инстанций появляются новые юридически значимые обстоятельства, используемые судами при принятии правовых решений. В связи, с чем такие акты имеют нормативный характер, и потому относятся к источникам права, в частности гражданского процессуального.

К числу источников гражданского процессуального права относятся постановления и определения Конституционного Суда РФ, в которых даны новые юридически значимые обстоятельства, которые необходимо проверять при регламентации соответствующих общественных отношений.

Например, источником гражданского процессуального права следует признать Постановление Конституционного Суда РФ о неконституционности ст.140 ГПК РСФСР, в части позволяющей прокурору требовать обеспечения иска при отсутствии ходатайства истца.7 7 Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2002 года Очевидно, что применение этой нормы нарушало принцип состязательности и равноправия сторон гражданского судопроизводства, а также принцип диспозитивности.

Источником гражданского процессуального права являются постановления Пленума Верховного Суда РФ. В частности, Постановление «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».8 8 Постановление Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

Из определения нормативного правового акта можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет признать данный акт, имеющим нормативный характер.

1. Таким обстоятельством названо издание акта в установленном порядке полномочным государственным органом. Очевидно, что высшие судебные инстанции являются полномочными органами по изданию судебных актов в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Таким обстоятельством названо наличие в содержании указанных актов правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение. Рассматриваемое Постановление рассчитано на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц, поскольку определить число участников гражданского процесса не представляется возможным.

3. К числу рассматриваемых обстоятельств отнесено действие указанных актов независимо от того, возникли или прекратились правоотношения с применением имеющихся в их содержании норм. Очевидно, что рассматриваемое Постановление не прекратит действовать после применения его норм к конкретным отношениям.

В связи с этим доказанность перечисленных обстоятельств позволяет признать как указанное Постановление, так и другие постановления Пленума Верховного Суда РФ источником права, в частности гражданского процессуального.

В перспективе источниками права следует признать и решения судов о признании недействующими нормативных правовых актов, поскольку такие решения также соответствуют определению источника права.

  • 4.Понятие принципов гражданского процессуального права, их классификация, значение в гражданском процессе.
  • 2. В зависимости от того, в одной или нескольких отраслях действуют соответствующие принципы:
  • 3. По объекту правового регулирования:
  • 5.Принцип независимости судей и подчинение их только закону. Гарантии реализации данного принципа.
  • 6.Принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции.
  • 7.Принцип гласности судебного разбирательства, его значение в гражданском процессе.
  • 8.Принцип диспозитивности в гражданском процессе, его значение в гражданском процессе.
  • 9.Принцип состязательности и процессуального равноправия сторон в гражданском процессе, порядок их реализации.
  • 10.Принцип устности, непосредственности и непрерывности судебного разбирательства, его значение в гражданском процессе.
  • 11.Понятие гражданского судопроизводства (гражданского процесса), его виды и стадии.
  • 12. Понятие гражданских процессуальных правоотношений, основания возникновения.
  • 13. Субъекты гражданских процессуальных отношений, их классификация, характеристика правового положения.
  • 14. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность.
  • 15. Суд как субъект гражданских процессуальных отношений. Состав суда. Мировой судья. Отводы судей, других участников процесса, основания и порядок разрешения.
  • 16. Понятие сторон в гражданском процессе, признаки сторон, их процессуальные права и обязанности.
  • 17. Понятие надлежащей и ненадлежащей сторон. Условия, порядок и последствия замены ненадлежащей стороны.
  • 18. Понятие, виды и основания процессуального соучастия, процессуальные права и обязанности соучастников.
  • 19. Понятие процессуального правопреемства, основания, порядок и последствия вступления в процесс правопреемника.
  • 20. Понятие и признаки третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, их процессуальные права и обязанности, порядок и последствия вступления в процесс.
  • 21. Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, их признаки, процессуальные права и обязанности, порядок и правовые последствия вступления в процесс.
  • 3.Виды источников гражданского процессуального права, их характеристика.

    Источники гражданского процессуального права как внешняя форма выражения права – это нормативные акты различного уровня, содержащие нормы указанной отрасли права.

    Источники гражданского процессуального права делятся на:

    1) специальные законодательные акты, регламентирующие гражданский процесс Российской Федерации:

    а) Конституция РФ; б) Гражданский кодекс РФ; в) Семейный кодекс РФ; г) Закон РФ «Об актах гражданского состояния»; д) Закон «О судебной системе РФ»; е) Закон «О мировых судьях» и др.;

    2) нормативные акты, регламентирующие международный гражданский процесс (т. е. судопроизводство с участием иностранцев (иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства):

    а) Гаагская Конвенция от 15.11.1965 г. «О вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам»;

    б) Гаагская Конвенция 18.03.1970 г. «О получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам»; двусторонние конвенции, заключаемые между Российской Федерацией и иностранными государствами о правовой помощи по семейным, гражданским и уголовным делам, и др.;

    3) акты судебного толкования норм гражданского процессуального права(постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также обзоры судебной практики, подготовленные Президиумом Верховного Суда РФ с допущением аналогии в гражданском процессе. Данные акты не могут устанавливать новых правил, а лишь дают толкование уже существующих законодательных норм.

    Особенностью источников гражданско-процессуального права является их высокий юридический статус.

    По юридической силе источники делятся на:

    1)Конституцию РФ. Основной объем конституционных норм, действующих в сфере гражданского судопроизводства, содержится в гл. 7 «Судебная власть». Статья 118 Конституции РФ устанавливает принцип осуществления правосудия только судом, ст. 120 провозглашает независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Статья 123 Конституции РФ раскрывает содержание принципа гласности судебного разбирательства, говорит о состязательности и равноправии сторон;

    Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). Это означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами в силу чего суды при разбирательстве дел должны непосредственно руководствоваться Конституцией РФ.

    2) международные договоры Российской Федерации с другими государствами. Статья 1 ГПК РФ устанавливает приоритет норм международных договоров РФ над правилами российского гражданского судопроизводства;

    3) Гражданско-процессуальный кодекс РФ – содержит основную часть норм, регламентирующих порядок судопроизводства по гражданским делам. Положения иных законов, регулирующих отдельные гражданские процессуальные отношения, должны соответствовать положениям ГПК РФ;

    4) иные федеральные законы: Существует значительное число федеральных законов, которые могут быть отнесены к источни­кам процессуального права. Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах», «О мировых судьях в Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О третейских судах в Российской Федерации» и др.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме