Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проверка противопожарной безопасности на предприятии: виды, кто освобожден, что проверяют и какие основные нарушения. Что следует знать о проверках пожарной инспекции Что проверяют при проверке по пожарной безопасности

Ключевые проблемы :
На каком основании проводится проверка пожарным инспектором?
Что будут проверять инспекторы?
Как проходит проверка Госпожнадзора?

На каком основании проводится проверка пожарным инспектором

Работодатели традиционно беспокоятся из-за проверок трудовой инспекции. Но визит инспекторов Госпожнадзора может принести не меньше хлопот.

Вот основные документы, которыми руководствуются инспекторы:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Положение о федеральном государственном пожарном надзоре (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290);
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
Приказ МЧС России от 25 марта 2009 г. № 182 «Об утверждении свода правил «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;
Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору) (утверждены МЧС России 3 июля 2014 г.).
Есть и другие подзаконные нормативные акты, которые определяют требования пожарной безопасности в отдельных отраслях и на производствах. Например, на морском транспорте, в больницах, жилых домах и помещениях, в многофункциональных зданиях и комплексах.

Порядок действий и правила проведения проверок работодателей определяется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон), а также Положением о федеральном государственном пожарном надзоре. Закон установил виды проверок, сроки, в которые они должны быть завершены, и их периодичность.

Работодателям нужно помнить, что плановая проверка пожарных может проводиться не чаще одного раза в три года. Однако бывают и внеплановые проверки, причиной для которых может служить жалоба или произошедший у работодателя пожар, а также повторные. Последний вид проверок используется в случае, если в ходе первичного визита инспекторов работодателю было выдано предписание.

Основанием для проверки является распоряжение руководителя территориального подразделения Государственного пожарного надзора.

Что будут проверять инспекторы

В ходе инспекторских проверок работодателей пожарных будут интересовать документ по пожарной безопасности и ее фактическое состояние на объектах.

Вот основной перечень документов, которые потребуют пожарные:

1. Приказы:

об установлении противопожарного режима;
о назначении ответственного за пожарную безопасность;
об обеспечении пожарной безопасности в праздничные дни;
о порядке уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
о запрете курения;
об определении и оборудовании мест для курения;
о порядке обесточивания электрообрудования в случае пожара.
2.Положение о проведении инструктажей по пожарной безопасности.

3.Программы вводного и первичного инструктажей по пожарной безопасности.

4.Инструкции о мерах пожарной безопасности - общеобъектовой, в офисах, производственных помещениях и на других объектах работодателя.

5.Акты:

о результатах проведения практической отработки планов эвакуации;
о проведении практического занятия по эвакуации из здания;
проверки состояния и условий эксплуатации огнезащитных покрытий;
технического обслуживания пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре;
о приемке в эксплуатацию автоматических систем пожаротушения;
технического обслуживания автоматических систем пожаротушения;
проверки соответствия выполненных работ по огнезащите нормативным требованиям;
проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов;
проведения дня пожарной безопасности.
6.Журналы:

учета инструктажей по пожарной безопасности;
по учету противопожарных тренировок;
по учету противоаварийных тренировок;
осмотра складов, лабораторий, кабинетов и других помещений перед их закрытием по окончании работы;
тренировочных занятий с работниками при эвакуации людей при пожаре;
учета первичных средств пожаротушения;
проверки огнетушителей;
технического обслуживания огнетушителей;
проведения испытаний и перезарядки огнетушителей;
проверки и испытания пожарных рукавов;
проверки пожарных гидрантов, насосов и щитов.
7. Сертификаты пожарной безопасности на:

применяемые в отделке материалы;
противопожарные двери.

Если вы еще не назначили ответственного за пожарную безопасность, воспользуйтесь образцом приказа и сделайте это сейчас.

Проверяя фактическое состояние пожарной безопасности, инспекторы будут интересоваться наличием планов эвакуации на всех этажах здания (если оно многоэтажное), знаков пожарной безопасности, знаков эвакуационных выходов, первичных средств пожаротушения, автоматических средств пожаротушения и дымоудаления, средств пожарной сигнализации и системы оповещения при пожаре. Будет проверен внутренний пожарный водопровод, если он необходим.

Проверят, не загромождены ли эвакуационные выходы. Подвалы и чердаки тоже заинтересуют инспекторов. Там изучат захламленность горючими предметами. Посмотрят, имеются ли глухие решетки на окнах, аварийное освещение, электрические фонари у ответственных за пожарную безопасность.

Пожарных также будет интересовать, в какую сторону открываются двери, особенно на эвакуационных выходах. Если они открываются внутрь - претензий не избежать.

Как проходит проверка Госпожнадзора

Наверное, многим знакома картина: человек в форме МЧС идет по территории организации, а рядом с ним, виновато улыбаясь и заискивающе заглядывая в глаза, идут два-три сотрудника проверяемой организации. Как нетрудно догадаться, это - инспектор Госпожнадзора, которого сопровождают ответственный за пожарную безопасность, главный инженер, юрисконсульт или другие работники с аналогичным статусом.

Однако плановая проверка начинается с того, что работодатель за три дня до начала инспектирования получает уведомление. Затем появляется инспектор. Он должен предъявить удостоверение и решение руководителя территориального подразделения Госпожнадзора. В нем указаны: организация, которую инспектируют, основания для проверки, ее сроки и фамилия проверяющего. Сверьте сведения об инспекторе с данными из его удостоверения. Если они совпадают, его можно впустить на территорию организации. В том случае, когда приходит несколько инспекторов, все они должны быть перечислены в решении (распоряжении).

Без распоряжения или с неверно внесенными в него сведениями о проверяемой организации и самом инспекторе вы вправе не впускать проверяющего.

Обычно пожарные начинают инспекцию с проверки имеющихся документов. Изучив документацию и зафиксировав замечания, пожарный отправится по территории организации. Имейте в виду, у пожарных - широкий круг полномочий.

Они вправе:

Беспрепятственно посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования;
- проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
- привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации;
- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки (Пункт 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290)).
Обследуя территорию организации, пожарные будут придирчиво осматривать эвакуационные выходы, противопожарные двери, люки, приямки, крыши, чердаки и подвалы. Все это может сопровождаться измерением размеров проходов, лестничных пролетов, ограждений на крышах и т. д. Разумеется, не обойдут вниманием и огнетушители.

Советует
Татяна ТРЕТЬЯКОВА, юрист ИХ «Финам» (Москва)
В ходе проверки, пожарные инспекторы могут проводить замеры эвакуационных выходов, эвакуационных лестниц, ограждений крыш и пр. При этом они часто пользуются обычными рулетками. Однако для измерений должны быть использованы специальные сертифицированные и прошедшие поверку измерительные приборы. Поэтому факт замеров рулетками можно использовать в суде, чтобы оспорить претензии, выдвинутые со стороны пожарной инспекции.

Инспектор наверняка потребует открыть все встретившиеся ему на пути двери. Отговорки о том, что нет ключа к замку, не помогут. Вы обязаны пустить его во все помещения.

Электрощиты, проводка, освещение, плафоны на лампах. Все это будет пристально изучено.

По результатам осмотра документов и территории инспектор составит акт проверки. На его основании составляется протокол об административном правонарушении. Может ли случиться так, что протокол не составят? Такие ситуации - из области фантастики. Проверок, в ходе которых не обнаруживают нарушений, почти не встречается.

Иногда протокол оформляют прямо на территории организации. Но чаще представителя работодателя приглашают в инспекцию, где в его присутствии составят документ. При этом за каждое нарушение составляется отдельный протокол.

Здесь нужно проявить внимательность и настойчивость. Если вы с чем-то не согласны, требуйте внести свои замечания в протокол. Если вы этого не сделаете, доказать в суде неправомерность действий пожарных будет значительно сложнее.

Кроме протокола инспектор выдаст предписание, где перечислит нарушения и укажет сроки для их устранения.

Финальный документ проверки - постановление о привлечении к административной ответственности. В нем указывают место, время и состав правонарушения. То есть перечисляют те нормы Кодекса об административных правонарушениях, которые нарушены, а также описывают, в чем выразилось нарушение.

Как минимизировать размер возможного штрафа? Поскольку инспектор - тоже человек, то с ним не нужно конфликтовать. Наоборот, старайтесь в ходе проверки создать дружелюбную атмосферу. В такой ситуации есть шанс, что проверяющий закроет глаза на мелкие нарушения и устно попросит их устранить. Особенно, если это первая проверка или подобное нарушение первое. Конечно, речь не идет об отсутствующей пожарной сигнализации, если она обязательна в помещении.

Если договориться с инспектором полюбовно не удалось, остается надеяться на процессуальные нарушения с его стороны.

Так, в акте, протоколе и постановлении должны быть указаны конкретные нарушения, а также места, где они обнаружены. В протоколе и постановлении инспектор должен указать нарушенные пункты закона и других нормативных правовых актов, устанавливающих правила пожарной безопасности. Не забывайте вносить свои замечания как по процедуре проверки, так и по ее результатам. В дальнейшем все это вы сможете использовать в суде, если решите обжаловать решение инспектора.

Однако не стоит возлагать большие надежды на то, что ошибки в составлении протокола или постановления приведут к полной отмене наказания. Если нарушения фактически имелись, можно рассчитывать только на минимальный размер штрафа, установленный Кодексом об административных правонарушениях.

Штраф за нарушение правил пожарной безопасности для организации варьируется от 150 000 до 200 000 рублей (ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ). За то же правонарушение руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 6000 до 15 000 рублей. Если же речь идет о нарушениях на морском, железнодорожном, внутреннем водном или воздушном транспорте, инспекторы могу прибегнуть к наказанию по статье 11.16 Кодекса об административных правонарушениях. Данной нормой для должностного лица предусмотрен штраф в размере от 4000 до 5000 рублей.

Назначить штраф меньше, чем предусмотрено статьей Кодекса об административных правонарушениях суд не может. Административный закон не предусматривает возможность выбора наказания ниже низшего предела.

Ответы на ваши вопросы

Каким требованиям должно соответствовать место для курения?

Не могу найти в нормативных актах требования, которые предъявляются к месту для курения. Каким образом его нужно оборудовать?
Дмитрий ЖАВОРОНКОВ, инспектор по кадрам (Красногорск)

В нормативных актах об оборудовании мест для курения сказано не много. Так, в части 2 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» говорится, что допускается курить:

на открытом воздухе в специально отведенных для этого местах;
в изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции;
в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
Места для курения должны быть обозначены знаками «Место для курения» (п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390)).

Нельзя располагать места для курения ближе, чем 10 метров от мест хранения ила.

Дополнительные требования по выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, а также в изолированных помещениях должны быть установлены Госстроем России совместно с Минздравом России. Но в настоящее время они не приняты.

Чем регламентируется состав материалов для отделки путей эвакуации?

Готовимся к визиту пожарного инспектора. Хотим уточнить, нужными ли материалами отделаны пути эвакуации. Каким документом это регламентируется?
Андрей КУЛЬЧЕВ, заместитель главного инженера (Кострома)

Требования к огнестойкости материалов, используемых в облицовке путей эвакуации, установлены пунктом 4.3.2 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171).

Так, на путях эвакуации не допускается использовать материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лифтовых холлах, на лестничных клетках;
Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лифтовых холлах, на лестничных клетках;
В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
При этом каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.

Когда нужно создавать пожарно-техническую комиссию?

Инспектор Госпожнадзора в ходе проверки потребовал приказ о создании у нас пожарно-технической комиссии. Прав ли он?
Тимур ИСАЕВ, специалист по охране труда (Улан-Удэ)

По общему правилу руководитель организации вправе создавать такие комиссии для предупреждения пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей2. Однако в отдельных отраслях могут быть установлены обязывающие правила. Например, в энергетике действуют Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий РД 153-34.0-03.301-00 (ВППБ 01-02-95*). Данным документом на руководителей организаций возложена обязанность создавать такие комиссии. Аналогичные документы есть в сельском хозяйстве, черной металлургии, железнодорожном транспорте.

Самые необходимые нормативные акты:

Запомните главное:
1 Основные нормативные акты, которыми руководствуются пожарные инспекторы в ходе проверок: законы «О пожарной безопасности» и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2 В ходе проверки пожарные интересуются большим количеством локальным нормативных актов по пожарной безопасности и фактическим состоянием дел. При этом они вправе входить в любые помещения в организации.

3 Перед проверкой проверяйте документы инспекторов и распоряжение о проведении проверки. Если в него внесены другие фамилии или неверный адрес организации, проверяющим можно отказать.

4 Минимизировать размер штрафа можно, если в ходе проверки поддерживать дружелюбную атмосферу, быть внимательным при составлении акта проверки, протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности. И не нужно стесняться высказывать свои возражения.

Алексей СУТЯГИН, главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

  • ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.
Помните, вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки; о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (ИП) указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К данному акту прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. По результатам проверки при выявлении нарушений инспектор вправе вынести предписание с требованием устранить допущенные нарушения и указать срок для их устранения.

Что интересует инспектора при проведении проверки

Объектом внимания любого пожарного инспектора будет соблюдение проверяемым Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Помимо этого организация или предприниматель обязаны соблюдать еще целый ряд нормативов пожарной безопасности, однако мы остановимся на основных моментах, которые интересуют инспектора.

  • порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • места курения;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;

Порядок аварийной остановки технологического оборудования;

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

  • порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
Так как все сотрудники организации обязаны пройти противопожарный инструктаж (п. 7. ППБ 01-03), то при проверке инспектор может потребовать предъявить журнал ознакомления с правилами пожарной безопасности .

Схематический план эвакуации людей при пожаре и система оповещения предусмотрены Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности , утвержденным Федеральным законом N 123-ФЗ от 22.07.2008 и Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России N 323 от 20.06.2003.

В местах массового скопления людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть инструкция для персонала по безопасной и быстрой эвакуации.

Кроме того, необходимо соблюдать следующее:

  • в каждом помещении на видных местах вывешивать таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03);
  • чтобы двери на путях эвакуации могли открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03);
  • рядом с оборудование, имеющим повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности (, утвержденные Приказом МЧС, устанавливают правила установки автоматических систем пожаротушения в зависимости от типа помещения.

    Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

    За нарушение этих правил предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Ст. 20.4. КоАП РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" в зависимости от степени и вида нарушения предусматривает наказание начиная от штрафа в 500 рублей и заканчивая приостановлением деятельности сроком до 90 суток.

    Ст. 219 УК РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" применяется в случае причинения в результате пожара вреда здоровью средней тяжести или смерти одного или более человек. Санкции этой статьи варьируются от штрафа в размере 80 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 7 лет.

    Обжалование результатов проверки

    Если вы не согласны с результатами проверки, то вы вправе их обжаловать. Жалобу следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и нарушения норм материального права (неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.). Обратите внимание, разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования, так, предписание обжалуется в порядке главы 25 ГПК , а постановление по делу об административном правонарушении - в порядке гл. 30 КоАП РФ .

    Помните, что не стоит выражать свое несогласие молчанием, дожидаясь, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по одной из следующих статей: ст. 19.5. КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6. КоАП РФ "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" или ст. 20.25. КоАП РФ "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста".

В настоящее время значительно активизировалась деятельность государственных органов в части контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей. В настоящей статье мы попробуем рассмотреть основные действия представителей юридического лица при проведении проверки пожарной инспекцией, дадим юридическую справку относительно подобных проверок. Полученная информация может быть полезна не только при проверке органами МЧС, но и при проведении контрольных мероприятия иными государственными структурами.

Для начала, предлагаю определиться, какие бывают виды проверок, иными словами, на основании чего на предприятие может прибыть инспекция. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определил виды и процедуры проверок, а также меры ответственности по их результатам. Согласно данному документу, мы можем столкнуться с плановыми и внеплановыми проверками, которые также могут подразделяться на документарные и выездные.

Предметом плановой проверки является соблюдение предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В исключительных случаях, а именно: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Срок проведения проверок, кроме исключительных случаев, не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так и для внеплановых (документарных, выездных) проверок.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Законодатель устанавливает следующие основания для поведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление заявлений о фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Исключением из общего правила являются субъекты малого и среднего предпринимательства, внеплановые выездные проверки в отношении которых могут проводиться только в двух случаях:

  • в случаях поступления обращений и заявлений о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • в случаях поступления обращений и заявлений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры, либо по их непоследственной инициативе, по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений ГПН МЧС.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований норм пожарной безопасности.

Итак, определившись с видами проверок, мы можем сделать вывод (и получить тому документальное подтверждение) о цели прибытия пожарной инспекции. Проверка осуществляется на основании Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ №517 от 01.10.2007г.

При прибытии на предприятие для проверки инспектор обязан:

  • предъявить служебное удостоверение;
  • ознакомить уполномоченного представителя организации с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя ГПН МЧС о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
  • вручить под роспись заверенные печатью копии распоряжения или приказа уполномоченному представителю юридического лица.

Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в России осуществляется только должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Другими словами, осуществлять надзор и проверку противопожарного состояния могуть только представители ГПН, а не начальники пожарных отрядов, как это бывает зачастую в связи с ростом коррупции.

Инспектора ГПН имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

Кроме того, пожарные инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей проверки, входят:

  • правоустанавливающие документы на здания, сооружения, строения, территорию (свидетельство регистрации права собственности на недвижимое имущество (земельный участок), договоры аренды и иные документы, подтверждающие право пользования или распоряжения земельным участком, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, оборудованием, подобными объектами, транспортными средствами, в том числе договоры лизинга;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), банковские реквизиты организации;
  • заверенная копия устава юридического лица, решения о назначении руководителя;
  • документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов защиты, документы по организации обучения работников предприятия мерам пожарной безопасности, в т.ч. журналы инструктажей работников, журналы учета огнетушителей);
  • копии планов территории, объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений);
  • техническая документация на системы противопожарной защиты;
  • договоры на обслуживание систем противопожарной защиты (с приложением лицензий и планов работы на год);
  • акты проверки наружнего и внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу (весений и осенний);
  • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами в зависимости от специфики деятельности предприятия;
  • акты приемки выполненных огнезащитных иных работ в области пожарной безопасности, выполнение которых предполагает наличие лицензии МЧС России;
  • расчёты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по ПУЭ производственных и складских помещений, зданий.

Попробуем разобраться с задачами проверки фактически и юридически, а также с регламентами проведения оной, которые могут быть нам полезными. Юридически задачами проверки пожарной инспекцией являются:

  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности;
  • предотвращение возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным. растениям;
  • систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности.

Фактически инспектор зачастую обращает внимание на следующие моменты в деятельности проверяемой организации:

  • Наличие приказа о соблюдении правил пожарной безопасности (и о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность: по учреждению; по структурным подразделениям; за хранение и применение ЛВЖ и ГЖ).
  • Наличие планов эвакуации на случай пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).
  • Наличие средств оповещения на случай пожара (акт приемки).
  • Наличие автоматической противопожарной сигнализации (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).
  • Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.
  • Наличие инструкции по пожарной безопасности.
  • Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.
  • Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).
  • Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).
  • Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.
  • Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.
  • Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов)
  • Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной

Техническое состояние электросетей:

  • протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
  • наличие аварийного освещения, либо электрических фонарей;
  • наличие замков на электрощитах, наличие исполнительной схемы, наличие маркировки электрощита;
  • договор на обслуживание электросетей;
  • наличие перегрузок питающих линий (подключение дополнительных токоприемников без учета допустимой нагрузки электросети);
  • наличие времянок;
  • наличие скруток в проводах;
  • наличие некалиброванных плавких вставок;
  • наличие электропроводки с поврежденной изоляцией;
  • пользование плитками, кипятильником, чайником в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

Наличие специальных мест для курения, оборудованных пепельницами и урнами.

Наличие табличек на дверях с фамилией ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.

При наличие противопожарных дверей – сертификат на них.

При осуществлении строительных работ - сертификаты на строительные материалы, сведения о проведенной огневой защите и пр.

Действие при проверке

Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать. При прибытии на объект пожарной инспекции следует убедиться в полномочиях проверяющих лиц. Напоминаю, что надзор за деятельностью юридических лиц осуществляют только подразделения ГПН МЧС. Любая проверка государственного органа производится на основании распоряжения (приказа). Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано руководителю Компании или иному должностному лицу (определенному внутренним приказом Компании), одновременно с предъявлением служебного удостоверения проверяющего (за исключением внеплановых проверок по инициативе прокуратуры). Проводить проверку может только инспектор, данные которого указаны в постановлении. Данный инспектор обязан представиться и предъявить служебное удостоверение, распоряжения о проведении проверки. На основании распоряжения проверяются только те факты и основания, которые записаны в самом постановлении.

Практика свидетельствует, что Закон № 134-ФЗ дает руководителям организации эффективные инструменты для защиты прав. Одним из таких инструментов является «Журнал учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентированный статьей 9 Закона. В соответствии с ней: «В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись».

В свою очередь, требование внести запись в «Журнал учета мероприятий по контролю» содержатся также в ведомственных инструкциях о проведении проверок, например приказ МЧС России от 17.03.2003 № 132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ», пункт 62.

В дальнейшем, вы обязаны предоставить доступ к помещениям и/или документам, согласно заявленным в распоряжении о проведении проверки. Общий их список приведен в статье. Следует предоставлять доступ только к тем сведениям, которые запрашивает инспектор. Его задача выявить максимум нарушений, а ваша - пройти проверку с минимальными потерями.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юрлица при проведении проверки (плановой и внеплановой) имеют право:

  1. непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. получать от органа ГПН и их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  3. знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии сними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН;
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

На основании проведенной проверки, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, а также ему может быть передано предписание на устранение выявленных проверкой недостатков, с указанием срока контроля исполнения предписания.

В последние годы участились случаи возникновения пожаров на различных объектах, принадлежащих разным отраслям экономики. Финансовый урон от пожаров значительный, но самое страшное, что в огне гибнут люди. В связи с этим ужесточается порядок соблюдения законодательства в области пожарной безопасности и, как следствие, учащаются и становятся более тщательными проверки органов пожарного надзора. О том, какие нарушения могут выявить пожарные инспектора и какая ответственность предусмотрена за невыполнение требований пожарной безопасности, мы расскажем в статье.

Кем осуществляется пожарный надзор в Российской Федерации?

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
  • структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
  • структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
  • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

Основными нормативными актами, в соответствии с которыми действуют органы пожарного надзора, являются Закон N 69-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре" (далее - Постановление N 820).

Обратите также внимание на то, что с 2007 года действует Административный регламент МЧС РФ по исполнению государственной функции по надзору за выполнением установленных требований пожарной безопасности (прим. администрации сайта).

Какие права и обязанности имеют проверяющие?

Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности в соответствии с нормами данного Закона имеют право:

  • организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
  • осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
  • проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
  • входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
  • участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
  • рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
  • проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
  • давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
  • производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
  • вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
  • налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

Руководитель бюджетной организации должен знать, что п. п. 9 - 13 Постановления N 820 предусмотрено разделение прав (полномочий) между сотрудниками, осуществляющими государственный пожарный надзор, в зависимости от их звания и должности. Поэтому перед проверкой рекомендуем руководителю ознакомиться с перечнем прав, которые в соответствии с рангом имеет тот или иной проверяющий. Это позволит определить правомерность тех или иных действий указанного сотрудника в период проверки и при оформлении ее результатов.

Основные обязанности должностных лиц органов государственного пожарного надзора перечислены в п. 16 Постановления N 820:

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы организаций и граждан;
  • проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством РФ;
  • посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;
  • не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;
  • предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;
  • знакомить руководителей юридических лиц либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
  • при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;
  • доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;
  • проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства РФ о пожарной безопасности;
  • соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Каковы сроки и периодичность проведения проверок?

С 01.07.2009 вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Данный нормативный акт регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных), определенных ст. ст. 11 и 12 данного Закона, не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

Согласно ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридического лица могут проводиться не чаще чем один раз в три года.

Случаи проведения внеплановых ревизий жестко ограничены Законом N 294-ФЗ, но лишь на первый взгляд. Внеплановые проверки проводятся:

  • для контроля за исполнением ранее выданного предписания
  • в случае поступления в органы пожарного надзора информации о возникновении угрозы или причинении вреда
  • по поручению Президента и Правительства РФ

Таким образом, для внеплановой проверки хозяйствующего субъекта достаточно обращения любого человека, у которого, например, появились подозрения насчет пожарной безопасности магазина или наличия газовых балонов в ресторане.

Стоит ли говорить, что у сотрудников органов надзора могут найтись "абсолютно независимые" знакомые, которые запросто выступят в роли обиженных жалобщиков. Не вызывает сомнений, что поступившие сообщения будут строго проверяться. Да и прокуратура вряд ли будет препятствовать такому внеплановому контролю. Ведь недогляд за "неразумными" компаниями может привести к печальным событиям наподобие тех, что произошли в декабре 2009-го в Перми.

Обязаны ли должностные лица органов пожарного надзора предупреждать о предстоящей проверке?

В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 ч до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Что является объектом проверки пожарного инспектора?

Сразу отметим, что основная задача пожарного инспектора - проверить соблюдение организацией Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313. Перечень нормативов пожарной безопасности, которые должны соблюдать организации и учреждения, достаточно большой, поэтому мы остановимся лишь на тех нормативах, на которые наиболее часто обращают внимание пожарные инспектора.

Общие правила, которые приведены в разд. I ППБ 01-03, касаются всех без исключения организаций, независимо от отраслевой принадлежности.

Первое, что потребует у проверяемой организации пожарный инспектор, - приказ руководителя организации и инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая в соответствии с п. 6 ППБ 01-03 должна быть в каждом учреждении.

В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения (Приложение 1 к Приказу МЧС России N 313):

1) порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
3) порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
4) места курения;
5) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;
- порядок аварийной остановки технологического оборудования;
- порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
- правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
8) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.

Внимание! В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все сотрудники организации должны допускаться к работе только после противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров. Если в проверяемой организации какой-либо сотрудник не прошел противопожарный инструктаж, государственный пожарный инспектор отметит данное нарушение в акте.

В зданиях и сооружениях, где на этаже одновременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены в случае пожара, а также предусмотрена , соответствующая Нормам пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденным Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, по которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников - учебные тревоги. При этом необходимо учитывать, что должны совпадать с планом здания (сооружения).

Кроме того, в каждом помещении на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03).
Согласно п. 33 ППБ 01-03 около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности.

Следующий момент, на котором контролеры заострят свое внимание, - обеспечение помещений организации огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении 3 к Приказу МЧС России N 313.

Перечень помещений и оборудования, которые должны быть оснащены автоматическими (АУП) и (АУПС), приведен в Нормах пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315. Руководителям организаций не следует забывать о . Они должны постоянно содержаться в рабочем состоянии (п. 34 ППБ 01-03).

Согласно п. 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности?

Согласно ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.

Лица, указанные выше, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основной и наиболее часто применяемый вид ответственности - это административная ответственность. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб., или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. (п. п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).
За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. Также для должностных лиц КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет.

P.S. Внимание! (прим. администрации сайта).

ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает требования к системе пожарной безопасности на предприятии. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…», является основанием для проверок. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», регулирует отношения в части пожарной безопасности.

Что должен знать руководитель о проверках пожарной инспекции?

Проверки инспектора МЧС могут быть плановыми и внеплановыми. Основанием для внеплановой проверки МЧС может стать истечение срока исполнения выданного ранее предписания МЧС, поступление в органы МЧС информации о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Основание для внеплановой проверки может стать жалоба. Действия инспектора госпожнадзора в этом случае согласуются с прокуратурой.

Плановые проверки пожарной инспекцией осуществляются не чаще одного раза в 3 года. И не раньше 3-х лет с момента образования предприятия. О плановой проверке по пожарной безопасности руководитель предприятия должен быть уведомлен письмом не меньше чем за 3 дня до её начала.

Как узнать о проверке пожарной инспекции?

Информация о проверке МЧС есть на сайт прокуратуры РФ, в разделе «Сводный план проверок МЧС», Информация по плановым проверкам пожарной инспекции обновляется на сайте 30 декабря каждого года.

Какой срок длится пожарная проверка? Проверка пожарной безопасности не может длиться более 20 рабочих дней. На предприятии до 15 рабочих мест в штате, проверка не может превышать 15 часов. В организации с 100 штатных рабочих единиц - не дольше 50 часов.

Что проверит пожарный инспектор в первую очередь?

  • Средства пожарной безопасности и документацию по пожарной безопасности: приказы о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность, наличие удостоверения о прохождении обучения по пожарной безопасности.
  • Наличие огнетушителей и паспортов на них.
  • Акт испытания противопожарного водопровода и наличие пожарных рукавов в пожарных щитах.
  • Договор на обслуживание пожарной сигнализации и систем оповещения.
  • Проектную документацию на пожарную сигнализацию, систему пожаротушения, наружного и внутреннего противопожарного водопровода.
  • Акт на огнезащитную обработку стропильной системы чердака и других горючих материалов.
  • Протоколы и акты повышения пределов огнестойкости и работ по огнезащите металлических конструкций и косоуров лестниц.
  • Акты проверки и обследования вентиляционных, дымовых и газовых каналов.
  • Протоколы замера сопротивления изоляции.
  • Акты и протоколы испытания противопожарных наружных лестниц и ограждений кровли здания.
  • Расчеты категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности для производственных, складских помещений, кладовых.
  • Наличие планов эвакуации при пожаре.
  • Документацию на противопожарные двери, противопожарные окна, противопожарные ворота, противопожарные шторы и люки.
  • Сертификаты на материалы используемые при отделке помещений.
  • Состояние и размеры путей эвакуации.
  • Декларацию пожарной безопасности.

По окончании проверки пожарной инспекции выдаётся акт или предписание в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности. Штрафы за нарушения пожарной безопасности для юридических лиц составляют: от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб., а индивидуального предпринимателя - предупреждение и штраф от 6 тыс. руб. до 40 тыс. руб.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

  • В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений.
  • Проведение независимых оценок пожарного риска (пожарный аудит) исключает предприятия из списка плановых проверок.

Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Приказ МЧС России № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме