Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Аналитика публикации. Аналитика публикации Какой закон был до 44 фз

§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта

Статья 94. Особенности исполнения контракта

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48, 50 - 54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

8. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

9. Результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

10. К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

11. Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации).

Хороший бланк будет спасительным в преодолении проблем при придумывании документа. Это поможет сберечь деньги на договоре юриста. Перед тем как перепечатывать пример, очень рекомендуем хорошо прочитать напечатенные в нем пункты постановлений. В настоящем они вероятно могут утратить актуальность. Сохраненные средства обычно полезны.

Новой сменой закону 94 – ФЗ стал его аналог 44 – ФЗ, куда внесены некоторые изменения. Если старое законодательство регламентировало исключительно фазу размещения муниципального и госзаказа, во вновь принятом законе уделили внимание стадиям планирования закупок, а также исполнению контрактов. В законе 44 – ФЗ делается акцент на информационную составляющую закупок с соблюдением основных принципов контрактной системы.Появились новые способы закупок: Двух этапный конкур; Ограниченное участие в конкурсе; Запрос предложений. Введены антидемпинговые ограничения с изменением критериев оценки заявок для участия в конкурсе. В обязательном порядке необходимо обеспечивать заявку и контракт, за исключением случая работы с единственным поставщиком. В законе 44 – ФЗ разрешено участникам запроса котировок находиться рядом в момент вскрытия конверта. Внесены изменения, касающиеся ограничений проведения запросов котировок. Закон 94 – ФЗ позволял приобретать одноимённую продукцию не больше чем на 500 000 рублей за один квартал. Законом 44 – ФЗ, предусмотрено проведение годового объёма закупок посредством осуществления запроса котировок в размере 10 % от объёма средств, которые будут вложены во все закупки данного заказчика по плану-графику. Однако, эта сумма, не должна быть более 100 000 000 рублей за год. Законом 44 – ФЗ предусмотрены размеры совокупного годового объёма закупок у одного поставщика на уровне 100 000 рублей, но при этом не более 5 % от всех средств, которые предполагается вложить в закупки у этого заказчика. Эти ограничения распространяются на закупки для сельских поселений.

1. Планирование закупок

2. Обоснование закупок

3. Общественное обсуждение

5. Размещение заказа

6. Информационная единая система

7. Исполнение контрактов

8. Общественный мониторинг.

Отличия федеральных законов 44 – ФЗ и 94 – ФЗ

Новой сменой закону 94 – ФЗ стал его аналог 44 – ФЗ. куда внесены некоторые изменения. Если старое законодательство регламентировало исключительно фазу размещения муниципального и госзаказа, во вновь принятом законе уделили внимание стадиям планирования закупок, а также исполнению контрактов. В законе 44 – ФЗ делается акцент на информационную составляющую закупок с соблюдением основных принципов контрактной системы.Появились новые способы закупок: Двух этапный конкур; Ограниченное участие в конкурсе; Запрос предложений. Введены антидемпинговые ограничения с изменением критериев оценки заявок для участия в конкурсе. В обязательном порядке необходимо обеспечивать заявку и контракт, за исключением случая работы с единственным поставщиком. В законе 44 – ФЗ разрешено участникам запроса котировок находиться рядом в момент вскрытия конверта. Внесены изменения, касающиеся ограничений проведения запросов котировок. Закон 94 – ФЗ позволял приобретать одноимённую продукцию не больше чем на 500 000 рублей за один квартал. Законом 44 – ФЗ, предусмотрено проведение годового объёма закупок посредством осуществления запроса котировок в размере 10 % от объёма средств, которые будут вложены во все закупки данного заказчика по плану-графику. Однако, эта сумма, не должна быть более 100 000 000 рублей за год. Законом 44 – ФЗ предусмотрены размеры совокупного годового объёма закупок у одного поставщика на уровне 100 000 рублей, но при этом не более 5 % от всех средств, которые предполагается вложить в закупки у этого заказчика. Эти ограничения распространяются на закупки для сельских поселений.

В целом нововведения коснулись следующих областей:

1. Планирование закупок

2. Обоснование закупок

3. Общественное обсуждение

4. Максимальная начальная цена контракта

7. Исполнение контрактов

8. Общественный мониторинг.

В законе 44 – ФЗ в отличие от предшественника планы – графики привязываются к целевому мероприятию. Регламентировали процедуру внесения изменений и предусмотрели последствия, касающиеся внесения в план-график закупок. Заказчики, будут обосновывать все закупки, в плане будет обосновываться объект, в частности, как он поможет в решении поставленной цели. Все внесённые изменения призваны усовершенствовать систему государственных закупок и сделать её более призрачной.

Отличия между 94-ФЗ и 44-ФЗ

Новые (измененные) требования к участникам!

Борьба с коррупцией

Начиная с января 2014 года, процесс государственных закупок будет осуществляться согласно новому закону 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который был одобрен советом федерации. Данный закон пришел на смену 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Как показала практика, старый закон не позволял решить такие вопросы, как необходимость повышения эффективности расходов из бюджета, конечной целью которых является победа над коррупцией. Новый закон, таким образом, призван к решению этих проблем. Среди основных недостатков старого закона необходимо отметить узкую направленность. Особое внимание в законе уделялось процедуре проведения торгов. Что касается нового закона, то он регламентирует все сферы, которые могут быть отнесены к затратам бюджетного характера. Новая система подразумевает необходимость планирования закупок с разработкой плана сроком на 3 года. Кроме того, на каждый год составляется план-график. Также 44-ФЗ вводит такие понятия, как нормирование. В предыдущей версии закона осуществление закупок проводилось посредством электронного аукциона. В 44-ФЗ закупки могут быть результатом конкурсов, имеющих ограниченное участие, и конкурсов, проводимых в два этапа.

Борьба с демпингом

Контрактная система вводит также ряд мер, которые направлены на борьбу с демпингом, а также общественное обсуждение обязательного плана в случае закупок, стоимость которых выше, чем миллиард рублей.

Для того чтобы государственные закупки приводили к необходимому результату, могут использоваться различные способы, такие как безальтернативная передача контракта исполнителю решение правительства либо манипуляции при проведении конкурсов и аукционов. Примечательно также, что эти возможности приветствуют на каждом этапе закупки от начала и до момента претворения контракта в жизнь. В качестве примера можно привести ситуацию, когда требования к продукции составляют под отдельного производителя. При этом условия договора практически нереальны для работы своего поставщика.

В новом законе ФЗ-44 есть элементы, с помощью которых можно эффективно бороться с коррупцией, перекрывая некоторые пути. Так, специальная информационная система, в которой содержится список банковских гарантий, способна решить проблему обнаружения подделок. Все те, кто следит за новостями в данной сфере, наверняка читали о том, как в Москве были задержаны аферисты, продающие гарантии на 1 млрд рублей. В свою очередь, библиотека типовых контрактов позволяет решить проблемы с нечеловеческими условиями договоров.

Тем не менее, нельзя отрицать, что лица, заинтересованные в манипуляции результатами, без проблем могут использовать нужное количество инструментов. Впрочем, не следует забывать о том, что в основе многих проблем, порождаемых предыдущим законом, лежат сами люди. Очень часто ошибки при закупкам по старому закону допускались по вне самих людей, таких как заказчик, поставщик и органы контроля. Кроме того, нарушения могли быть результатом непрофессионализма.

В рамках новой системы 44-ФЗ предполагается организация контрактной службы. Таким образом, кадровые проблемы автоматически будут переходить к ней. Однако новый закон также предполагает, что в закупочной комиссии должны быть также независимые эксперты. Судить о том, насколько эффективно будет работать контролирующий механизм, сложно, и это покажет время.

Решение споров

Отдельно стоит рассмотреть судебные решения, которые были накоплены в рамках старого закона по ряду стандартных ситуаций, которые сегодня необходимо рассматривать с нуля. Например, ранее большая часть споров могла быть решена до суда, если речь шла о заказчике и поставщике. Теперь же на определенных этапах госзакупок контроль над поставщиком и заказчиком никто не осуществляет, а спорные вопросы может рассматривать только суд, которому на это нужно несколько месяцев, а то и лет.

Если же говорить вкратце о тех моментах, которых коснулись нововведения закона 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", то это этап планирования, обоснование и общественное обсуждение закупок. Кроме того, нужно отметить особенности максимальной цены контракта, его исполнение и условия размещения заказа.

Закон 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подразумевает, что графики будут привязываться к целевому мероприятию. При этом также была регламентирована процедура по внесению изменений, а также последствий, которые касаются внесений в данный график. Теперь заказчики должны правильно обосновывать закупки, а в план должны вноситься обоснования объекта. Например, должен освещаться такой вопрос, как его эффективность на пути к достижению цели.

Все нововведения сделаны для того, чтобы сделать процесс государственных закупок как можно более прозрачным, и проводить эффективную борьбу с коррупцией.

Теги: федеральный закон 94. федеральный закон 44. фз 94. фз 44. отличия 94-фз и 44 фз. отличия 94 федерального закона от 44 федерального закона

Марина Active Member

Нововведения, которые действительны с 01 января 2013 года в сфере государственных и муниципальных закупок. Описаны главные различия между 44-ФЗ и 94-ФЗ.

До 1 января 2013 закупки регулировал закон № 94-ФЗ. С начала 2014 года будет действовать № 44-ФЗ.

Новый закон регулирует сферу закупок, должен исправить недостатки, которые есть на данный момент в 94-ФЗ.

Главное отличие от действующего закона заключается в том, что в новом меняется сфера самих закупок. С 1 января 2014 года контрактная система будет представлять собой сложный механизм закупок. Новый закон будет регулировать отношения между заказчиком и поставщиком от момента планирования до исполнения контракта. Один из разделов регулирует планирование закупок. В момент, когда заказчик будет определять свои потребности, выбирать способ закупки, обосновывать начальную цену, будет соотнесение закупок с главными целями и задачами деятельности государственных органов. Например, в список документов, которые предоставляются при планировании, будут включены государственные программы, целевые программы РФ и т.д. Это означает, что назначение закупок будет четко отслеживаться.

Заметим, что в 94-ФЗ также есть требование о планировании и публикации планов закупок. Но действующий закон не требует обязательного соблюдения этого предписания при закупках. Закон № 44-ФЗ же описывает перечень товаров и услуг, закупка которых может происходить вне плана-графика, и описывает случаи, когда возможно изменить план-график.

Но здесь есть спорные моменты. Одним из них является невозможность поправки план-графиков по результатам аудита, что было в предыдущем законе. Кроме того, довольно трудно определить максимальную цену контракта за пару лет до фактического начала закупки.

В 44-ФЗ меняется список способов закупок. Он станет намного больше и будет включать: запрос предложений, 2-х этапные торги, торги с ограниченным участием, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика. Также вводятся уточнения в способы закупок, точнее разграничиваются причины для использования одного из них.

Следуя новому закону № 44-ФЗ, основным способом закупок является открытый аукцион. Заказчик теперь не сможет отказаться от проведения торгов. Также он не сможет изменить документацию в части предмета закупки, обеспечения заявки.

44-ФЗ ввел новые процедуры: торги с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. В первой процедуре будет осуществляться предквалификация поставщика. В двухэтапном конкурсе организатор может изменить предмет закупки и условия оценки заявок незадолго перед проведением торгов. Первый этап предполагает подачу первоначальных заявок, не указывая цену. После этого заказчик может подкорректировать документацию. И тогда поставщики подают окончательные заявки. Особенностью является то, что на второй этап проходят все желающие, даже если они не подавали предложений на первом этапе. Это позволяет решить проблему, с которой сталкиваются заказчики при составлении технических заданий.

Важным отличием от 94-ФЗ является то, что по новому закону нельзя заключать договор с единственным поставщиком, если торги не состоялись. Такая система довольно распространена на данный момент. На такие случаи предусмотрен запрос предложений. В отличие от котировок, в запросе выигрывает участник, представивший предложение, которое наиболее подходит заказчику, но не только по цене.

При реформировании существующей системы, внимание также уделялось тому, чтобы заказчик был максимально защищен от неисполнения или неудовлетворительного исполнения контрактов. Реестр недобросовестных поставщиков и взыскания в виде обеспечения контрактов оказались малоэффективными.

В новом законе отведен раздел, в котором регулируются вопросы исполнения контракта, его расторжения. обеспечения, финансового контроля. В нем описана процедура расторжения в одностороннем порядке. Например, причиной расторжения может послужить неисполнение контракта в предписанный срок (нарушение сроков), выполнения работ по контракту или оказания услуг. Такое предписание может негативно сказаться на поставщиках. Если не будет четкого механизма слежения, проверки то, поставщика несложно будет обвинить в неисполнении контракта, что означает фактический произвол заказчика.

Также строже станут требования, которые предъявляются при начальном этапе размещения заказа. Обязательным станет отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков и учредителя; у физического лица или руководителя организации, а также членов исполнительного органа и главного бухгалтера не должно быть каких-либо судимостей; если будет производиться закупка на продукты интеллектуальной деятельности, за исключением результатов создания произведений литературы и искусства и др. поставщик обязан обладать правом на эти результаты.

Чтобы обезопасить заказчика от недобросовестного поставщика, который может выиграть, демпингуя в аукционе, разработан механизм отклонения предложений с демпинговой ценой.

В 44-ФЗ более строго регулируется определение максимальной цены. Обозначаются методы, по которым заказчик может устанавливать начальную стоимость. Также дается список источников, из которых заказчик может получить сведения о цене.

Важной особенностью 44-ФЗ является то, что заказчик обязан создать отдел, который будет заниматься закупками, если объем закупок за год больше 100 миллионов рублей. В такой отдел должны входить люди строго со специальным образованием. Если объем меньше 100 миллионов рублей, то создание такого отдела не требуется, но в этом случае должен быть выделен специальный сотрудник. Он будет составлять план-график закупок, согласовывать и размещать извещения и документацию, оформлять должным образом все этапы закупок, представлять заказчика при рассмотрении дел о неисполнении контрактов.

На конкурсные комиссии также распространяется требование о должной квалификации. Не меньше половины членов комиссии должны иметь квалифицированное образование.

Будет введена единая информационная база, в которой будет вся информация обо всех закупках и их этапах.

С принятием 44-ФЗ гражданам и организациям дается возможность обращаться в суд в защиту прав и интересов неопределенных лиц, если они выявили нарушения (такой механизм работает по отношению к защите окружающей среды).

Реформа 94-ФЗ стала важным шагом в попытке максимально регулировать государственные и муниципальные закупки. Безусловно, система все еще не полностью совершенна и преобразования еще будут происходить.

Заключенный государственный контракт должен быть тщательно исполнен. В противном случае победитель той или иной закупочной процедуры может быть признан недобросовестным исполнителем и внесен в Реестр недобросовестных поставщиков.

Для того чтобы избежать такого итога участия в государственных или муниципальных торгах, следует знать, что подразумевается под исполнением контракта, и какие есть особенности у этой процедуры.

Нормативная основа

Основное регулирование процедуры исполнения или контракта происходит с помощью статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Данная статья является ключевой в отношении регулирования всех вопросов, касающихся того, каким образом должно осуществляться исполнение того или иного контракта, а также того, на что именно следует обращать внимание всем участникам закупочной процедуры.

Так как при осуществлении государственных или муниципальных процедур следует принимать поставляемый товар, выполняемые работы или оказываемые услуги, статья 94 Федерального закона № 44-ФЗ осуществляет регулирование того, каким именно образом происходит приемка такого товара, а также в каких случаях является обязательным использование внутренних или внешних экспертиз, которые смогут определить качество осуществленного исполнения того или иного контракта.

Для тех случаев, когда речь идет о нежелании заказчика принимать результат исполнения контракта, указанная статья предусматривает возможности воздействия на такого заказчика со стороны непосредственно исполнителя либо со стороны уполномоченных контролирующих государственных органов.

Внесенные изменения

Статья 94 постоянно подвергается изменениям в силу того, что вопрос приемки результатов исполнения контракта постоянно поднимается и не теряет своей актуальности из-за большого числа лиц, которые являются исполнителями. С момента вступления в силу данная статья закона изменялась порядка десяти раз.

Каждое вносимое изменение либо расширяет существующие полномочия заказчика, в первую очередь, относительно проведения различного рода экспертиз, в том числе которые возможны только с использованием услуг сторонних организаций, либо накладывает определенные ограничения на полномочия заказчика в части приемки результатов выполнения контракта, так как в некоторых случаях проведение экспертиз может наложить определенные ограничения на возможности исполнителя в части реализации своих обязательств по заключенному контракту.

Так, например, был расширен перечень тех случаев, когда нельзя проводить экспертизу при осуществлении закупки у единственного поставщика.

Основные мысли

Статья 94 Федерального закона «О контрактной системе» является руководством для государственных и муниципальных заказчиков по проведению приемки результатов исполнения обязательств победителями закупочных процедур, с которыми были подписаны государственные или муниципальные контракты. На основании положений данной статьи происходит приемка полученных результатов, а также формируются итоговые документы, которые отражают всю подробную информацию о том, насколько полно и своевременно исполнитель по государственному контракту выполнил взятые на себя обязательства.

Закон о контрактной системе 44-ФЗ РФ от 5 апреля 2013 года до сих пор вызывает массу вопросов, связанных с правильностью его применения на практике. Ранее действовавший закон о госзакупках 94-ФЗ от 21 июля 2005 года существенно отличался от теперешнего. Чтобы понять, в каких случаях необходимо обязательно следовать требованиям ныне действующего документа, рассмотрим основные отличия этих двух законодательных актов.

Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

Новый Федеральный закон 44-ФЗ был принят с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. В законе 94-ФЗ не были предусмотрены нормы, касающиеся формирования и наблюдением за ходом исполнения заказа. В документе были установлены требования только к проведению процедуры торгов. Если рассматривать введение изменений законодательства о госзакупках, можно выделить следующие новшества, которые вступили в силу с принятием Закона 44-ФЗ РФ:
  • Появился неограниченный доступ к информации о проведении закупок и всеми связанными с этим процессом этапами;
  • Стала обязательно публикация материалов обо всех основных этапах проведения торгов;
  • Создается государственный общественный комитет по контролю за государственными закупками;
  • Прописана ответственность заказчиков за исполнением требований законодательства в сфере закупок;
  • Определение исполнителей закупки зависит от ее предмета;
  • Предусматривается планирование на долгосрочную перспективу;
  • Установлено предельное значение понижение цены контракта (25%), после которого заказчик обязан предоставить обоснование по расчету цены;
  • В документации или плане закупки могут быть включены пункты о процедуре изменения или расторжения контракта;
  • Предусмотрен аудит исполнения контрактов.

Сфера применения Федерального закона 44-ФЗ РФ

Федеральный закон 44-ФЗ имеет значительно большую сферу влияния. Хотя, нельзя не признать, что он усложнил процесс проведения государственных закупок. В нем предусмотрены разделы, регулирующие:
  • Планирование закупок;
  • Осуществление закупок;
  • Мониторинг и аудит закупок;
  • Контроль в сфере закупок;
  • Разрешение спорных ситуаций;
  • Осуществление отдельных видов закупок.
По сравнению с 94-ФЗ, новый нормативный акт распространяет свое действие не только на муниципальные и государственные предприятия, но и обычные юридические лица, и автономные учреждения. В то же время действие закона не распространяется на:
  • Международные закупки;
  • Закупки, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • Закупки драгоценных металлов и камней по пополнению Государственного фонда драгоценных металлов;
  • Назначение адвокатов в уголовном судопроизводстве и его привлечению по оказанию бесплатной юридической помощи;
  • Закупки избирательными комиссиями.

Основные отличия положений Законов 44-ФЗ и 94-ФЗ

Кроме вышеописанной сферы применения, законодательные акты имеют огромное количество различий. Как говорилось выше, 44-ФЗ имеет большее количество разделов, регулирующих процесс проведения госзакупок. Если сравнивать общие положения, то по сравнению с 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает:
  • Обязанность бюджетных учреждений соблюдать требования данного нормативного акта во всех случаях, кроме тех, когда закупки производятся:
  • За счет грантов, полученных безвозмездно
  • Если бюджетная организация является исполнителем по контракту на приобретение товаров (работ или услуг)
  • За счет полученных средств от предпринимательской деятельности
  • Установлены принципы контрактной системы, чего не было в законе 94-ФЗ
  • Законом 44-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком. Ранее достаточно было разместить на официальном сайте торгов план-график закупок на год
  • Необходимо обоснование объекта закупки, установления его стоимости и способа выбора исполнителя. Закон 94-ФЗ требовал только обоснования цены контракта
  • Законом 94-ФЗ не были установлены требования о нормировании в сфере закупок. На данный момент установлено, что приобретаемые товары должны обеспечивать действительные нужды. А также разрабатываются нормы федеральных, муниципальных нужд и нужд субъектов РФ
  • Законом 44-ФЗ предусматривается создание контрактной службы, если годовой объем закупок превышает 100 млн. руб. При меньшем доходе необходимо назначать контрактного управляющего, ответственного за проведение закупок
  • Различаются условия по созданию комиссии и ее составу. Часть положений из закона 94-ФЗ перешло в новый законодательный акт
  • В ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлены новые обязательные требования к участникам закупок
  • Законом 44-ФЗ введена обязанность предоставлять преимущество учреждениям УИС и организациям инвалидов
  • Заявки в размере не менее 15% годового объема закупок от субъектов малого предпринимательства обязаны принимать по 44-ФЗ. Условия и исключения прописаны в ст. 30
  • Ст. 31 44-ФЗ установлены новые критерии оценки заявок
  • Ранее установление денежного обеспечения заявок было правом, а не обязанностью заказчик. В ст. 44 Закона 44-ФЗ установлены условия обеспечения
  • По Закону 44-ФЗ может быть осуществлено банковское сопровождение контрактов. Ранее этой нормы не было
  • Изменены сроки отказа от проведения торгов. Согласно Закону 44-ФЗ, это возможно за 5 дней до окончания приема заявок на участие в конкурсе, либо за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок для участия в котировках
  • Установлены методы установления начальной и максимальной цен контракта. Одновременно можно применять один или несколько методов
  • Законом 44-ФЗ установлено требование об описании объекта закупки
Что касается проведения самих торгов, то закон 44-ФЗ:
  • Расширил перечень способов проведения закупок
  • Появились положения о проведении централизованных закупок
  • Изменились сроки оценки и рассмотрении заявок, заключения контракта
  • Изменены условия проведения электронных аукционов и требования об их извещении
  • Новые условия размещения заявок для единственного поставщика.
Обеспечение по исполнению контракта по закону 44-ФЗ обязательно во всех случаях без исключения, как это было предусмотрено и в законе 94-ФЗ. Для справки - где узнать подробнее про особенности 44-ФЗ и 223-ФЗ:
  • В специальном материале

Статья 94. Особенности исполнения контракта

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48, 50 - 54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

7.1. В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.

8. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме