Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие объекта национальной безопасности. Национальная безопасность

Субъектом обеспечения национальной безопасности является тот, кто может обеспечить защиту национальных интересов. Объекты национальной безопасности и субъекты обеспечения национальной безопасности взаимно предполагают друг друга, а различие между ними возникает в процессе складывающихся между ними правовых отношений.

В ст. 2 ранее действовавшего Закона РФ «О безопасности» 1992 г. в качестве основного субъекта обеспечения безопасности было представлено государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В Федеральном законе «О безопасности» отсутствует аналогичная норма, указывающая на государство как основного субъекта в этой сфере. В гл. 2 этого закона представлены только полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.

Однако только государство как особая организация политической власти располагает специальным механизмом управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Ш. Монтескье отмечал, что, осуществляя роль «охранника, блюстителя, гаранта порядка и покоя граждан, главного заступника и бдительного попечителя их интересов», государство, однако, может превратиться в угрозу для безопасности личности и общества. Для того чтобы предотвратить эту угрозу, существует принцип «разделения властей», являющийся сегодня нормой для всех демократических государств.

Законодательная власть от имени государства разрабатывает и вводит в действие систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере национальной безопасности. Высшие государственные органы определяют основные направления деятельности всех органов государственной власти и управления в этой области, формируют или преобразуют органы обеспечения национальной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью, выделяют им соответствующие ресурсы.

Конституция РФ предусматривает исключительную компетенцию Российской Федерации в области безопасности (п. «м» ст. 71), а общественную и экологическую безопасность относит к компетенции субъектов РФ (п. «б», «д» ст. 72). Таким образом, четкое разграничение сфер компетенции в области национальной безопасности России и субъектов РФ представляется важным направлением правового регулирования.

К субъектам обеспечения национальной безопасности можно отнести не только государственные органы, но и отдельные социальные группы и личность. Это нашло отражение в ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О безопасности»: «Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности». Различные общественные объединения выявляют опасности и угрозы, мобилизуя общественное мнение.

Эффективность деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности в большой степени зависит от инициативы граждан в своевременном предоставлении информации об угрозах национальной безопасности и оказании помощи государственным органам. Участие граждан в обеспечении национальной безопасности определяется законодательством (например, право на участие в выборах в органы государственной власти и управления). Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе, действуя в рамках закона, не пренебрегая интересами общества и государства.

Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей мощью, которая определяется его геополитическим положением, уровнем развития экономики, природными ресурсами, военным потенциалом. Надежно обеспечивается национальная безопасность в сильном государстве, но применение вооруженной силы возможно только в случае защиты его национальных интересов. При обеспечении национальной безопасности предусматривается приоритет невоенных средств (правовых, политических, дипломатических и др.). Поэтому при выполнении даже внутренних функций главной целью является восстановление законности и правопорядка, создание условий для решения конфликта «несиловыми» методами.

Основными объектами национальной безопасности законом установлены: личность - ее права и свободы; общество - материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действующих на основании законодательства.

В законе говорится также, что граждане, общественные и иные организации и объединения, являясь субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Главным объектом и субъектом национальной безопасности сейчас мы считаем человека - самое ценное, но и наиболее опасное и для себя, и для окружающей среды существо на Земле. При этом человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение личности определяется состоянием общества, государства.

Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные организации, действующие на общественных началах, могут обеспечить в какой-то степени безопасность отдельных групп населения. Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность.

Однако, с одной стороны, имеются факты недостаточной ответственности государственных органов, в частности за жизнь и безопасность граждан. С другой стороны, значительная часть населения России не умеет или скорее не желает сочетать свои личные интересы с государственными. В результате растет правовой нигилизм, дискредитируются государственные начала в различных сферах жизни общества, забывается, что кроме прав у человека есть и обязанности. В связи с этим серьезную угрозу национальной безопасности России представляет несбалансированность интересов государства, общества, различных социальных групп и личности.

Принципы обеспечения национальной безопасности - это руководящие и наиболее важные идеи, направленные на реализацию национальных целей.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, морально-политическим потенциалом населения, геополитическим положением страны и, наконец, состоянием военной мощи. Поэтому, чем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность. Однако применение вооруженной силы предполагается только в крайнем случае - для обороны от агрессии против России и защиты жизненно важных интересов страны. В настоящее время при обеспечении национальной безопасности предусматривается приоритет политико-дипломатических, международно-правовых, экономических и иных невоенных средств.

При выполнении даже внутренних (фактически полицейских) функций главной целью использования силовых структур является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан, оказание необходимой помощи и создание условий для решения конфликта политическими средствами.

Данный подход свидетельствует, что обеспечение национальной безопасности - долг всех государственных органов, а не только отдельных ведомств. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления всех уровней осознали свою обязательную сопричастность решению проблем обеспечения национальной безопасности и не старались переложить эту функцию только на армию, милицию или контрразведку.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

На протяжении длительной истории человеческих обществ по-разному оценивались роль и значение трех субъектов обеспечения безопасности: государства, общества и личности. Длительное время государство пыталось брать на себя абсолютно все заботы по обеспечению внешней и внутренней безопасности страны, принижая роль общества в создании безопасных условий жизни для отдельной личности, социальной группы, социальной общности, целого государства.

Новая система обеспечения национальной безопасности России, основные контуры которой обозначены в законе Российской Федерации «О безопасности», не ограничивается лишь государственным уровнем. В нее органично включаются и общество, и отдельные граждане. Под системой обеспечения национальной безопасности подразумевают широкий спектр государственных и негосударственных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.

В каждой из сфер жизни российского общества сегодня происходят специфические преобразования. И в этих условиях, несомненно, возрастает роль негосударственной (общественной) системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.



Наличие и одновременное функционирование государственной и негосударственной систем обеспечения национальной безопасности создает стабильность в стране и то необходимое «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед.

В качестве субъектов обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы в современной России можно рассматривать следующие:

Органы местного самоуправления;

Негосударственный (частный) нотариат;

Адвокатура;

Негосударственные охранные службы и детективные агентства;

Общественные объединения и отдельные граждане.

Социальные общности на муниципальном уровне наиболее чувствительны к деятельности государственных органов по повышению качества жизни граждан. На местном уровне реализуется большинство жизненно важных интересов личности, социальной общности.

Органы местного самоуправления создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, реализуют гибкую систему управления, приспособленную к местным особенностям и условиям безопасности, способствуют развитию инициативы и самостоятельности граждан.

Правовые основы местного самоуправления определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Важнейшими актами, разрешающими принципиальные вопросы местного самоуправления, являются уставы конкретных муниципальных образований. Уставы определяют также структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, наименования и полномочия выборных и других органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Правовой статус органов местного самоуправления в самом общем виде характеризуется тем, что они отделены от государства и не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе права, их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, а также важнейшие полномочия установлены правом; органам местного самоуправления предоставлено право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; общие принципы и гарантии местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждают их уставы, назначают руководителей. Они также координируют деятельность предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, по их участию в комплексном социально-экономическом развитии их территорий (т.е. территорий муниципальных образований). В вопросах обеспечения безопасности, несомненно, важное значение имеет отнесение к полномочиям местного самоуправления таких функций, как:

Получение от предприятий, расположенных на территории муниципального образования, необходимых сведений о проектах планов предприятий, обязательное согласование этих планов в соответствующих органах структуры местного самоуправления;

Внесение предложений по проектам планов промышленных предприятий по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения: рассмотрение планов размещения, развития и специализации предприятий; создание за счет имеющихся средств промышленных предприятий смешанного типа;

Подготовка предложений о приватизации муниципальных предприятий; размещение предприятий на подведомственной территории; создание предприятий для осуществления хозяйственной деятельности, определение порядка их деятельности, утверждение их уставов; предоставление в пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование земельных участков; регистрирование права собственности на землю;

Планирование и контроль использования земель; взимание платы за пользование землей.

К ведению органов местного самоуправления отнесено содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; регулирование планировки и застройки своих территорий; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; благоустройство и озеленение своих территорий; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Они же организуют работу городского транспорта, связи. К их ведению относится муниципальное дорожное строительство, содержание дорог местного значения. На местную администрацию возложены задачи выявления и учета лиц, которым необходима социальная поддержка, осуществляемая за счет местного бюджета. В целях социальной защиты граждан местная администрация формирует фонд социальной защиты населения, распоряжается его средствами с его целевым назначением. Одним из направлений деятельности местной администрации в данной области является работа по улучшению жилищных, материальных, бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престарелых граждан; принятие мер по оказанию помощи гражданам, нуждающимся в обслуживании на дому

Большая работа ведется муниципальными органами по созданию экологически безопасных условий жизни граждан.

Обобщая далеко не полный перечень функций органов местного самоуправления, можно сделать вывод, что они призваны прежде всего обеспечить витальные и социальные жизненно важные интересы личности.

Одним из негосударственных субъектов обеспечения безопасности личности выступает частный нотариат.

Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 1993 г. Основные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, охранять собственность путем совершенствования различных нотариальных действий; предупреждать правонарушения, укреплять законность.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, их конторы организационно не входят в систему Минюста Российской Федерации. Организация их деятельности отличается от государственных нотариальных контор. Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в нотариальную палату. Нотариальные палаты создаются во всех субъектах Российской Федерации. Их деятельность строится на принципах самоуправления. Высшим органом нотариальной палаты является собрание ее членов. Непосредственное руководство палатой осуществляют правление и ее президент. Нотариальные палаты объединяются в Федеральную нотариальную палату, которая организует свою деятельность также на принципах самоуправления.

Минюст РФ и его органы оказывают определенное организующее воздействие на деятельность негосударственных нотариусов, которое выражается в ведении реестра контор частных нотариусов; в установлении порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности. При Минюсте образуется апелляционная комиссия, рассматривающая жалобы на решения квалификационных комиссий, которые создаются при органах юстиции для приема экзаменов у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью.

При совершении нотариальных действий частные нотариусы, с одной стороны, руководствуются законом, а также правовыми актами по вопросам нотариальной деятельности, издаваемыми Минюстом РФ. С другой стороны, объединения нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой, осуществляя нотариальные действия, активно участвуют в организации нотариальной службы.

Квалификационная деятельность частного нотариата как структурного компонента системы обеспечения национальной безопасности оказывает непосредственное влияние на материальное и духовное благополучие граждан, способствует укреплению безопасности как физических, так и юридических лиц в Российской Федерации.

Адвокатура призвана выполнять важнейшие функции, связанные с оказанием юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям. Адвокаты дают консультации, разъяснения, справки, советы по правовым вопросам; составляют документы юридического характера; представляют в судах общей юрисдикции и арбитражных судах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях ответчиков и истцов; осуществляют юридическое обслуживание учреждений, предприятий, организаций на договорной основе; ведут защиту граждан по уголовным делам и т.п.

Перечисленные выше функции адвокатуры свидетельствуют о том, что она своей деятельностью способствует охране прав и законных интересов физических и юридических лиц, объективному и справедливому отправлению правосудия, укреплению законности.

Согласно Положению об адвокатуре, она является общественным объединением, формируемым на добровольной основе из лиц, имеющих высшее юридическое образование и занимающихся адвокатской деятельностью. Она функционирует на принципах самоуправления, самостоятельно решая внутренние вопросы своей деятельности. Основной организационной формой и первичным звеном адвокатуры являются юридические консультации, образуемые в городах и районах. Юридические консультации объединяются в коллегии адвокатов, которые образуются в субъектах Российской Федерации. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание или конференция членов коллегии, которые избирают президиум коллегии адвокатов, ревизионную комиссию; устанавливают численный состав, штаты коллегии, заслушивают и утверждают отчеты о деятельности президиума и ревизионной комиссии коллегии; рассматривают жалобы на постановления коллегии и т.д.

Частные детективные и охранные службы оказывают физическим и юридическим лицам на основе взаимной договоренности услуги по защите интересов граждан, охране имущества собственников, поиску без вести пропавших лиц и др. Их деятельность дополняет работу правоохранительных органов государства по защите законных прав и интересов граждан, предприятии и организаций. Отличие их деятельности от деятельности органов МВД, ФСБ, ФСО и других состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность является предпринимательской. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной. Услугами частных предприятий могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые способны оплатить охранные и детективные услуги. Основным законом, регламентирующим оказание услуг в сфере охраны и сыска, является Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Согласно закону, частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг:

Защита жизни и здоровья граждан от преступных посягательств;

Охрана имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, физическими и техническими средствами;

Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств пожарно-охранной сигнализации;

Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (концертов, съездов партий и др.).

Частные детективные агентства (предприятия) осуществляют:

Сбор сведений по гражданским и уголовным делам;

Сбор информации о предпринимательской деятельности с целью выявления надежности партнера клиента; установления предприятий, осуществляющих недобросовестную конкуренцию;

Сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;

Поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества.

На некоторых частных предприятиях создаются службы безопасности, которые являются структурными подразделениями предприятий и осуществляют как охрану работников предприятия, его территории, имущества, так и сыскную деятельность в целях защиты от недобросовестной конкуренции, коммерческого шантажа. Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности своего предприятия.

В настоящее время в России сложилась негосударственная система обеспечения безопасности предпринимательства, собственности, личности и общества. Частные охранные предприятия весьма разнообразны по своим целям и задачам, формам организации деятельности, качественному и количественному составу, что является основной проблемой при решении вопроса о расширении степени содействия им со стороны государства.

Общественные объединения граждан в зависимости от организационно-правовых форм их создания можно разделить на следующие виды:

Общественные организации (функционируют на основе членства и совместной деятельности для защиты общих интересов объединившихся граждан);

Общественные движения (состоят из участников без членства и преследуют социальные, политические и иные общественно-полезные цели);

Общественные фонды (не имеющие членства общественные объединения, цель которых заключается в накоплении имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно-полезные цели);

Общественные учреждения (не имеют членства, ставят своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям);

Органы общественной самодеятельности (не имеют членства; целью ставят совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы);

Союзы и ассоциации (создаются на основе учредительных договоров группами вышеуказанных общественных объединений).

В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные, местные.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления; вносить предложения по улучшению работы органов государственной власти и т.д.

Старейшей формой общественного объединения граждан являются профсоюзы. Статус профсоюзных организаций определяется Законом Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 1996 г. Закон определяет, что профсоюзы представляют собой добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социальных прав и интересов.

В своей деятельности профсоюзы независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они защищают права своих членов на труд, ведут переговоры и заключают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение, соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством. Профсоюзы располагают значительными юридическими возможностями активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников: могут вносить предложения о принятии государственными органами законов и иных нормативных правовых актов, касающихся трудовой сферы; могут участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и т.д.

Отдельную группу общественных объединений граждан представляют религиозные. Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений.

В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Это означает, что государство, хотя и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни оно само, ни его отдельные органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений.

Принципиальным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основе своих уставов (положений); не могут вмешиваться в деятельность политических партий; могут участвовать в социальной и культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений.

В обеспечение экологической безопасности значительный вклад вносят различные общественные организации «зеленых», мобилизуя общественность на борьбу с многочисленными случаями загрязнения окружающей природной среды и привлекая внимание властей к этой острой проблеме.

В ряде регионов страны реальное участие в обеспечении национальной безопасности, в частности в охране государственной границы и борьбе с террористами, стали принимать объединения казачьих войск.

Общественные структуры имеют свою специфику в каждой сфере жизнедеятельности. Они возникают в различных юридических организационных формах - организаций, фондов, ассоциаций, союзов, научно-исследовательских и информационных центров, акционерных обществ, консорциумов, товариществ с ограниченной ответственностью, школ, клубов, служб, групп и отделов, добровольных обществ, органов общественного самоуправления и т.д.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность перечисленных выше и других негосударственных структур, действующих в различных сферах жизнедеятельности общества и имеющих свои задачи. Возникновение многочисленных общественных структур происходит, как правило, стихийно и является реакцией граждан на реальное или вероятное возникновение угроз жизненно важным и просто важным интересам личности, социальной группы, общности и общества в целом. Тем самым общество осознанно включает дополнительные механизмы обеспечения национальной безопасности.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации находится пока в стадии формирования и развития. Сегодня ей недостает единого методического и организационного центра. Пока лишь можно говорить о наличии возможностей для ее полнокровного функционирования с ростом политической культуры граждан и с формированием в стране зрелого гражданского общества. Современному гражданскому обществу недостает глубокого осознания национальных интересов, которые после признания на концептуальном уровне личностью, обществом и государством превратятся в мощный фактор ускорения социально-экономического развития России.

Однако уже сегодня можно выделить круг задач, которые призвана решать негосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них:

Методическое руководство деятельностью общественных структур, организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;

Проведение независимых экспертиз источников опасностей и угроз, формирование банка информации о состоянии защищенности национальных интересов в целом и жизненно важных интересов личности;

Борьба с социальными и моральными пороками, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;

Обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;

Непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.д.;

Предоставление консалтинговых и иных услуг по организации служб безопасности на предприятиях негосударственного сектора;

Разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и общества;

Участие в разработке новых технических средств и социальных технологий, ориентированных на обеспечение безопасности личности и общества;

Страхование жизни, здоровья, имущества, информации и интеллектуальной собственности граждан;

Формирование общественного мнения граждан, способ-ствование росту их политической культуры и ответственности за судьбу России;

Развитие творчества, инициативы, подвижничества, чувства патриотизма у граждан;

Популяризация правил безопасности поведения граждан в быту, на транспорте и в чрезвычайных ситуациях;

Вовлечение граждан через общественные объединения в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности;

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности;

Участие в реализации международных программ безопасности;

Выработка предложений по ограничению сферы прав и компетенции, а также по оптимизации организационных и управленческих структур госорганов путем делегирования ряда их функций и задач общественным структурам.

Обе системы обеспечения национальной безопасности - государственная и негосударственная - должны работать в тесном взаимодействии, особенно в форме обмена соответствующей информацией. Однако на практике четкого порядка в организации такого взаимодействия еще нет. Более того, наблюдается тенденция превратить эти системы не во взаимодополняющие, а в альтернативные, что влечет за собой взаимное непонимание и сложности в отношениях. Особенно это характерно для взаимоотношений государственных правоохранительных органов и частных охранных предприятий и служб безопасности.

Для устранения многих имеющихся сложностей в отношениях двух систем необходимо сделать их взаимодействие добровольным и взаимовыгодным. Цель такого сотрудничества должна заключаться в том, чтобы государственная и негосударственная системы функционировали как союзники, дополняя усилия друг друга в деятельности по обеспечению национальной безопасности страны.

Необходимо осознать, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации - это дело не только государства, но и всего общества и каждого гражданина в отдельности. Только при выполнении этого условия возможно успешно решить весь сложнейший комплекс проблем по обеспечению национальной безопасности России в XXI в.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные негосударственные субъекты обеспечения национальной безопасности России?

2. В чем состоят основные задачи негосударственной системы обеспечения национальной безопасности?

3. Какие имеются трудности в формировании негосударственной системы обеспечения национальной безопасности?

Литература

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

2. Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992.№ 17.Ст.888.

3. Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 1999.

4. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

© Возжеников А. В.

Национальная безопасность Российской Федерации — это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

Особенности существующей в России системы обеспечения национальной безопасности заключаются в специфике президентской формы правления, определенных Конституцией Российской Федерации полномочиях должностных лиц и органов, отвечающих за состояние национальной безопасности. Свои особенности в систему обеспечения национальной безопасности привносят сущностные характеристики национальных интересов и целей Российской Федерации, определяемых се геополитическими положениями, исторической самобытностью, традициями.

Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних Российской Федерации;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Сущность и содержание национальной безопасности

Для того чтобы уяснить сущность и содержание национальной безопасности, дадим определение субъекта безопасности (а не безопасности субъекта). Субъектом безопасности является тот, кто обладает правами и обязанностями по ее обеспечению; тот, кто защищает. Отсюда объект безопасности - это то, что подлежит защите.

Действительно, любая социальная организация в результате как функционального (сословного), так и экономического (классового) неравенства объективно порождает систему, которую наделяет правами и обязанностями как по защите себя в целом от внешних опасностей, так по сдерживанию противоречий внутри себя самой.

Поскольку в нашем случае речь идет о национальной безопасности, то рассматриваемая социальная организация — это нация-общество, обладающее государством, по выражению западного политолога К. Дейча. Это понятие ключевое для обозначения конкретной страны в рамках так называемой Вестфальской системы международных отношений. Нация выступает и как субъект и как объект обеспечения безопасности. При этом для общества первостепенное значение имеет сохранение присущего ему и только ему образа жизни, для государства же определяющим является полнота его публичной власти и функции, выполняемых путем ее применения.

При этом государство фактически управляет той и другой сторонами образа жизни общества, а при необходимости и защищает его. Об этом красноречиво свидетельствуют внешние и внутренние функции государства — охранительные, регулятивные, оборонные. Другими словами, обеспечение безопасности четко проявляется в . В то же время общество располагает собственными (внегосударственными) механизмами обеспечения безопасности для поддержания нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающими достаточный уровень личной безопасности своих членов и самого общества в целом. С этих позиций объекты национальной безопасности — это функции государства и образ жизни общества.

В этом контексте национальная безопасность — это состояние взаимодействия общества и государства, определяющее возможность воспроизводить присущие им функции и образ жизни в конкретных условиях обстановки. При этом основными элементами национальной безопасности выступают:

  • безопасность личности. Ocновными объектами безопасности личности являются ее права и свободы;
  • общественная безопасность. Ее объекты — материальные и духовные ценности общества;
  • государственная безопасность. Ее объекты — конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным же субъектом обеспечения национальной безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы власти. Так трактует объекты безопасности Закон РФ 1992 г. «О безопасности».

В нашей стране термин «национальная безопасность» выступил развитием термина «безопасность», сформулированного в упомянутом законе. Этот термин впервые официально был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в 1995 г. Действующий официальный термин «национальной безопасность» определен документом «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В соответствии со Стратегией, «национальная безопасность» — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Однако сам термин «национальная безопасность» впервые вошел в широкое употребление не у нас, а на Западе, точнее — в США. И это закономерно, так как именно на Западе сформировались общие черты и признаки Вестфальской системы международных отношений, главным «персонажем» которой выступает государство-на- ция. Так, в 1943 г. американский журналист Уолтер Липпман, автор другого, нашедшего массовое «признание» термина «холодная война», в работе «Внешняя политика Соединенных Штатов: щит Республики» дал одно из самых удачных определений национальной безопасности. Он писал, что «страна находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои интересы с целью избежать войны и когда она способна с помощью войны защитить эти интересы в случае посягательства на них».

Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз. Содержание же этого понятия образуют понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности».

Объектом национальной безопасности является то, что подлежит защите от угроз национальной безопасности. Впервые основные объекты безопасности были определены в Законе РФ «О безопасности» 1992 г.: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и государственная целостность.

Не все ученые соглашаются с такой триадой. Например, А. Н. Кольев считает, что попытка ориентироваться на интересы личности приводит к неадекватному намерению создать безопасные условия каждому, забывая о всеобщем характере действия государственной системы, поскольку за личностью теряется народ с его традиционной моралью и исторической памятью . П. Г. Белов предлагает понимать под объектом национальной безопасности триплеты «территория страны - народы России - уклад их жизни» или «человек - народ - нация» . А. X. Шаваев к объектам относит личность, социальные группы, общественные организации и государственные учреждения, государство и общество (страну) в целом . Объектами безопасности также называют общественный строй, систему общественного сознания и традиций, охраняемых государством и др. Однако при таком подходе возникает проблема, связанная с присутствием государства и права в качестве гарантов общественного строя. Кстати, в Стратегии национальной безопасности США в качестве объектов защиты в приоритетной последовательности представлены народ, территория и образ жизни.

Рациональным зерном всех этих точек зрения может быть только то, что основным объектом национальной безопасности является личность, которая присутствует во всех видах национальной безопасности, а потому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. Разумеется, все объекты национальной безопасности взаимосвязаны в обществе и подрыв безопасности одного из них не может не повлиять на безопасность других, поэтому положение личности определяется состоянием общества и государства.

Применение в определении национальной безопасности понятия личности, а не просто человека вполне обоснованно и подчеркивает, что речь идет о человеке как о социальном субъекте. А. А. Прохожев верно определяет личность как индивид с устойчивой системой его социально значимых черт .

Существует опасение, что общество стали трактовать слишком широко, исходя из понимания термина «общественный», охватывающего своим содержанием совокупность социальных явлений. В таком понимании общественная безопасность должна включать все виды национальной безопасности (безопасность личности, общества и государства) от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Это недопустимо, поскольку национальная безопасность является общим понятием, а общественная безопасность - ее видом.

По поводу рассмотрения государства как объекта защиты существует мнение, что оно отодвигает в сторону нацию. А. Н. Кольевым предлагается с точки зрения конкретности деятельности служб национальной безопасности сохранить лишь один объект защиты - нацию . Однако такой подход является неточным, поскольку термин «нация» имеет бесконечное число определений, и это усложнит и без того сложную категорию «национальная безопасность».

Перечень и характеристики объектов национальной безопасности находятся во множестве источников права. Анализ положений Конституции РФ выявляет многочисленные объекты, которым гарантируется охрана, защита или безопасность: права и свободы человека и гражданина России (ст. 2); территория России (ст. 4); труд и здоровье людей (ст. 7); частная, государственная и муниципальная собственность (ст. 8); земля и другие природные ресурсы (ст. 9); основы конституционного строя, целостность России, государство (ст. 13); достоинство личности (ст. 21); честь и доброе имя (ст. 23); основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы лиц, государство (ст. 55, 56); природа и окружающая среда (ст. 58); Отечество (ст. 59); общественная безопасность, окружающая среда, экологическая безопасность, природные территории, памятники истории и культуры, семья, материнство, отцовство, детство; исконная среда обитания и традиционный образ жизни малочисленных этнических общностей (ст. 72); суверенитет России, независимость и государственная целостность (ст. 80); Конституция РФ (ст. 82).

В Стратегии национальной безопасности РФ в качестве объектов национальной безопасности четко выделяются личность, общество и государство.

Все объекты национальной безопасности тесно, органически взаимосвязаны в обществе и государстве. Подрыв безопасности одного из них влияет на безопасность других, поскольку каждая личность является составляющим элементом более сложной системы - социальной группы, ее подсистемой. В свою очередь, социальная группа является элементом еще более сложной системы - общества.

В настоящее время в обеспечении национальной безопасности приоритетной является сбалансированная защита интересов личности, общества и государства. В Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. провозглашены права и свободы человека, его честь и достоинство в качестве высшей ценности общества и государства и признано необходимым приведение законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме