Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения. Субъекты право социального обеспечения в рф

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно действующему законодательству, т.е. субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей.

Существует мнение, что субъект права -- это потенциальный участник правоотношений, рассматриваемый законодателем в статическом состоянии, с точки зрения обладания им право-субъектностью, имея в виду, что понятия обладания правами и их использования (реализации) не совпадают. Следовательно, субъект права может быть участником правоотношения, но может и не быть им.

Субъект же правоотношений -- это лицо, признанное субъектом права, но выступающее в качестве уже не потенциального носителя субъективных прав и юридических обязанностей, а действительного участника самого процесса действия норм, реализации правосубъектности. Субъекты правоотношений -- это лица, которые находятся в динамическом состоянии, в стадии реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей (полномочий).

Приведенные аргументы позволяют констатировать, что понятие «субъект социально-обеспечительного правоотношения» уже понятия «субъект права социального обеспечения», ибо, для того чтобы стать субъектом правоотношения, необходимо уже быть субъектом права.

Следовательно, субъект права социального обеспечения -- это лицо (индивидуальное или коллективное), которое в соответствии с нормами права (внутригосударственными или международными) способно иметь права и обязанности и своими действиями приобретать права и нести обязанности по социальному обеспечению.

Субъекты права социального обеспечения (и соответственно субъекты правоотношений по социальному обеспечению) в силу распределительного характера складывающихся отношений очевидно делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:

  • 1) лица - получатели благ по социальному обеспечению;
  • 2) лица - предоставители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц - граждане РФ, лица без гражданства, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ (могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений). Например, субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца может являться семья.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять своими действиями указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Однако надо различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так гражданин, имеющий право на пенсию по инвалидности, является субъектом права социального обеспечения. В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного правоотношения по инвалидности.

Заслуживает внимания точка зрения, которая выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей - постоянную и переменную.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем его содержания меняется на протяжении всей жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государство и лице государственных органов, учреждений и иных уполномоченных государством лиц. К ним относятся:

  • 1) территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС РФ;
  • 2) органы Министерства здравоохранения и социального развития;
  • 3) органы министерств и иных федеральных органов власти (обороны, внутренних дел и др.);
  • 4) учреждения здравоохранения и социального обслуживания;
  • 5) работодатели и др.

Такое большое количество государственных органов обусловлено большим объемом распределяемых государственных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлеченностью населения в систему социального обеспечения.

В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли права субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности и т.д.), клинико - экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а также суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахождения на иждивении и т.д.) и другие.

В процессуальных отношениях соответствующим субъектом будут выступать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган (например, главное бюро медико-социальной экспертизы), прокуратура, а также суды общей юрисдикции.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

С философской точки зрения под объектом понимается то, что противостоит субъекту, на, что направлена деятельность человека. Это самое широкое (абстрактное) определение объекта. Объект и субъект -- парные категории. Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом правоотношений.

Субъективное право на, какой-то вид социального обеспечения открывает перед его обладателем возможность что-то получить, чем-то пользоваться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а, следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах управомоченного. Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. Разным видам правоотношений соответствуют разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, то есть получения какого - либо блага.

В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, пособий и т.д.) объектом является юридическое действие по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.

Объектом социально-обеспечительного правоотношения является конкретное социальное благо, по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений -- разные объекты, при этом вид социально-обеспечительного правоотношения определяет его объект. Итак, в зависимости от характера и видов социально-обеспечительных правоотношений можно выделить следующие виды объектов:

  • 1) материальные блага (деньги, предметы, услуги);
  • 2) нематериальные личные блага (здоровье, достоинство);
  • 3) поведение, действия субъектов на основе процедурных норм права;
  • 4) официальные документы (справки, удостоверения, счета в банке и т. п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их выдаче, утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

В процедурных социально-обеспечительных правоотношениях по социальному страхованию, социальной поддержке, предоставлению помощи и услуг объектом является:

  • 1) установление права человека на тот или иной вид обеспечения;
  • 2) назначение конкретного вида обеспечения;
  • 3) заключение договора;
  • 4) установление необходимого юридического факта.

Объектом материальных социально-обеспечительных правоотношении будет социальное благо -- денежная выплата в виде пенсии, пособия, компенсации, ежемесячной денежной выплаты; социальная услуга в виде медицинской помощи и лечения, социально-бытовой помощи на дому, в стационарах, различных центрах, консультационные услуги и др., а также материальная помощь в виде предоставления медикаментов, топлива, одежды и другой помощи.

Объекты социально-обеспечительных правоотношении служат одновременно и целью лица при установлении этих правоотношении, они же определяют и порядок действий человека в данном правоотношении.

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют ограничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Пенсия - это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной деятельностью, а также нетрудоспособных, потерявших кормильца. Пособие - это выплата гражданам в установленных законом случаях ежемесячно или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания материальной поддержки. Услуга - это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей граждан.

В основных материальных правоотношениях объектом выступает реализация прав на данный вид обеспечения, то есть получение его деньгами или в натуральном виде. В процессуальных правоотношениях объектом является юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении. Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности, но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является получение пенсии по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение соответствующей пенсии по старости или инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных. Например, названия процедурных правоотношений - по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, пособий по безработице, компенсаций беженцам - уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Аналогично и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то их объектом является обеспечение реализации данного права, то есть назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом такого правоотношения, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из:

Правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);

Дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);

Деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т.д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан - субъектов правоотношений по социальному обеспечению - это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения - это потенциальные участники правоотношений, т.е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект же правоотношения по социальному обеспечению - это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Таким образом, любой субъект такого правоотношения - это всегда субъект права социального обеспечения, но не всякий субъект права - участник конкретного правоотношения по социальному обеспечению.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны - гражданина, а по некоторым видам - семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

Государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;

Органы службы занятости (по пособиям по безработице);

Органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);

Органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;

Органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);

Исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);

Органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели - конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений - по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам - уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении - это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении - это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты - действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

В научной литературе понятие субъекта права социального обеспечения в достаточной мере не рассматривается. Обычно вопрос о субъекте рассматривается в рамках изучения конкретного вида правоотношения. Однако определение круга субъектов, попадающих под защиту системы социального обеспечения РФ; по мнению автора, является одним из способов выявления соответствия российского законодательства международному.

К субъектам права социального обеспечения относится государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения, а в рамках обязательного социального страхования также страховщик и страхователь. Однако в рамках данной работы мы будем, подробно рассматривать лишь обеспечиваемых субъектов.

Единого мнения о правосубъектности граждан в теории права не существует. Согласно одной точки зрения, правосубъектность возникает одновременно с наступлением юридических фактов. Однако эта позиция противоречит теории права. По другой точке зрения, выделяются общая и специальная правосубъектность. Общая правосубъектность возникает с момента рождения человека и дает право на обеспечение как члену общества.

Специальная же правосубъектность возникает в связи с предоставлением того или иного вида обеспечения в порядке обязательного социального страхования, которое является формой социального обеспечения экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба, и не может быть оторвана от трудовой правосубъектности. Т.е. субъектами социального обеспечения в рамках обязательного социального страхования являются работники с момента заключения трудового договора.

Принцип всеобщности права на социальное обеспечение реализуется в конкретных правоотношениях, возникающих в связи с предоставлением социального обеспечения специальным субъектам, к числу которых относят: семьи с детьми, семьи потерявшие кормильца, пожилые люди, инвалиды, временно нетрудоспособные работники, лица пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы и т.д. В процессе данной дипломной работы на основе анализа российского законодательства автор предпринял попытку выявить соответствие основных специальных субъектов в сфере социального обеспечения кругу таких субъектов, закрепленных в международных актах.

Среди физических лиц, как субъектов права социального обеспечения, прежде всего, следует назвать граждан Российской Федерации. Помимо них, субъектами данных правоотношений могут быть также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений. Закрепление данного круга субъектов в российском праве является доказательством признания Россией такого общепризнанного международного принципа как всеобщность социального обеспечения.

Помимо индивидуальных получателей благ по социальному обеспечению международные акты, как уже говорилось выше, особо выделяют такого коллективного субъекта, как семья. Например, во Всеобщей Декларации прав человека говорится о том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах указывает, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться самая широкая охрана и помощь. Семья как субъект права на социальное обеспечение закрепляется и в ряде других международных универсальных и региональных актах.

Статья 38 Конституции РФ закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статья 1 Семейного кодекса РФ предусматривает, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». Однако определения семьи в Семейном кодексе нет, дается лишь достаточно неопределенное перечисление членов семьи.

В толковом словаре русского языка семья определяется как «группа живущих вместе близких родственников».

Впервые легальное определение семьи было закреплено в Федеральном законе от 24.10.1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»: «Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство».

Л.А. Гречук, доказывая, что семья является особым субъектом права социального обеспечения, приводит, в частности, нормы Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года, в соответствии с которым получателем пособия признается семья, поскольку присутствует единая консолидированная воля нескольких индивидов. При представлении каждым совершеннолетним членом семьи необходимых документов проявляется такое качество коллективного субъекта права как способность вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю. Да, в отношениях с государственными органами выступает обычно один из членов семьи, но представляет он интересы на получение какого-либо вида социального обеспечения всей семьи в целом.

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика правоотношений и субъектов права в сфере социального обеспечения 5

1.1 Основные виды и классификация правоотношений в сфере социального обеспечения 5

1.2 Круг субъектов права на социальное обеспечение в соответствии с международными актами 8

Глава 2. Субъекты права социального обеспечения в Российской Федерации 14

2.1 Правосубъектность участников правоотношений в области социального обеспечения: основания и момент возникновения 14

2.2 Понятие, виды и содержание субъекта права социального обеспечения 43

Заключение 48

Список использованной литературы 51

Введение

Актуальность исследования субъектов права социального обеспечения обусловлена тем, что правоотношение по социальному обеспечению - это возникающие на основе юридических фактов отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите по независящим от них обстоятельствам, в которых граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, пособия, компенсации либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несет юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

Многие аспекты правоотношений советского социального обеспечения исследованы в трудах Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, Е.И. Астраханова, Р.И. Ивановой и др.

В зависимости от видов обеспечения правоотношения по социальному обеспечению классифицируются на: а) пенсионные; б) по поводу пособий и компенсационных выплат; в) по поводу социального обслуживания. Такая классификация позволяет выявить лишь общие видовые различия правоотношений в сфере социального обеспечения, но не дает представления о конкретных их элементах (субъектах, объекте, содержании, основании возникновения, изменения и прекращения). Указанная выше классификация дополняется другой, позволяющей раскрыть признаки реально существующего в жизни правоотношения в зависимости от специфики юридических фактов, влекущих его возникновение. Так, например, пенсионные правоотношения в свою очередь классифицируются на виды, обусловленные видом самой пенсии.

Целью настоящей работы является анализ субъектов права социального обеспечения в РФ.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

Показать основные виды и классификация правоотношений в сфере социального обеспечения;

Рассмотреть круг субъектов права на социальное обеспечение в соответствии с международными актами;

Проанализировать правосубъектность участников правоотношений в области социального обеспечения: основания и момент возникновения;

Охарактеризовать понятие, виды и содержание субъекта права социального обеспечения;

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения в области субъектов права социального обеспечения в РФ.

Предметом являются правовые нормы, регулирующие субъектов права социального обеспечения в РФ.

В данной работе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ законодательных и нормативных документов, литературных источников, метод сопоставления, экспертный и сравнительный методы.

При написании исследования были использован труды таких авторов, как Алексеев С.С., Андреев В.С., Батыгин К.С., Байтин М.И., Бараненков В.В., Белов В.А., Бражников Ю.В., Братусь С.Н., Бугров Л.Ю., и др.

Нормативную базу данного исследования составляют Гражданский кодекс РФ, федеральное законодательство, подзаконные нормативные акты, судебная практика.

Структура работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Рассмотрены основные виды и классификация правоотношений в сфере социального обеспечения. Классификация правоотношений в сфере социального обеспечения необходимо хорошо знать, поскольку не существует какого-либо единого сложного правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого гражданин был наделен субъективным правом на получение всех либо сразу нескольких видов социального обеспечения. В то же время, при наличии соответствующих юридических фактов, гражданин может быть субъектом одновременно нескольких, параллельно существующих правоотношениях (например, в пенсионном правоотношении по поводу трудовой пенсии по старости, в правоотношении по поводу пособия по временной нетрудоспособности, в правоотношении по поводу медико-социальной помощи и лечения и др.). Все эти отношения различаются по субъекту, обязанному предоставить тот или иной вид социального обеспечения; по объекту, по содержанию, по сроку действия, по основаниям возникновения.

2. Проанализирован круг субъектов права на социальное обеспечение в соответствии с международными актами. Таким образом, подобные формы существуют в современной практике международного гуманитарного сотрудничества в качестве субсидиарных по отношению к внутригосударственным системам социального обеспечения. Более того, в условиях глобализации они обладают значительным потенциалом для дальнейшего развития и совершенствования, а это ставит перед юридической наукой задачу осмысления их правовой сущности и оценки перспективы их применения. Решение этой задачи возможно только посредством межотраслевых исследований с использованием научного инструментария международного, конституционного, административного, финансового права и права социального обеспечения. Сегодня постановка этой научной проблемы может показаться неожиданной, но ведь еще несколько десятилетий назад мы вряд ли могли предположить, что в научный оборот будут введены такие термины, как "наднациональное правосудие", "наднациональный конституционализм" и т.п. Возможно, что через некоторое время и существование нетипичных наднациональных форм социального обеспечения не будет вызывать сомнений.

3. Проанализирована правосубъектность участников правоотношений в области социального обеспечения: основания и момент возникновения. Компетенция субъектов административно-процессуальных правоотношений выступает также в качестве важного критерия их процессуального статуса: значительное количество административных процедур по-разному определяет компетенцию их участников. Конечно, когда говорят о компетенции, имеют в виду полномочия субъектов властных полномочий, суда, других участников процессуальных правоотношений. Компетенция определяет пределы допустимости властно-управленческой или процессуальной деятельности органов публичной власти, отдельных должностных и служебных лиц. Научная дискуссия, посвященная вопросу об административной процессуальной правосубъектности, прежде всего связана с теоретическим определением ее категориальных составляющих. При этом, рассматривая этот теоретический концепт, особое внимание необходимо уделить правовым возможностям реализации субъектами административного права своих субъективных прав и интересов в различных сферах административно-процессуальной деятельности.

4. Дана характеристика понятия, видов и содержания субъекта права социального обеспечения. Именно в сфере социального обеспечения очевидны все преимущества такой возможности. Причины этому следующие: сочетание публичных и частных правовых начал в праве социального обеспечения; особенности субъектов - получателей различных видов социального обеспечения; широкий круг лиц, на которых, как правило, распространяется действие оспариваемых норм; особая социальная значимость законодательства и правоотношений по социальному обеспечению. Безусловно, введение в законодательство других субъектов РФ норм, аналогичных по содержанию нормам Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", расширяющим круг субъектов обращения в Конституционный Суд Республики и допускающим возможность абстрактного нормоконтроля по заявлению любого физического или юридического лица, способствовало бы более эффективному осуществлению конституционного судебного контроля законодательства в субъекте РФ и, следовательно, более полной реализации и защите прав граждан на социальное обеспечение.

Список литературы

I. Нормативные правовые акты

2. Конвенция МОТ N 18 "О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях" (1925 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ МБТ: Женева. Т 1. С. 109 - 111. Прим.: устаревшая, нератифицированная. См.: Черняева Д.В. Указ. соч. С. 189.

3. Конвенция МОТ N 55 "Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков" (1936 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ: Женева. Т. 1. С. 423 - 429 (пересмотрена Конвенцией 2006 г. о морском судоходстве, не ратифицирована). См.: Черняева Д.В. Указ. соч. С. 194.

4. Конвенция МОТ N 70 "О социальном обеспечении моряков" (1946 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ: Женева. Т. 1. С. 693 - 700. Прим.: устаревшая, нератифицированная. См.: Черняева Д.В. Указ. соч. С. 197.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)// Официальный текст Конституции РФ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - N 32. - ст. 3301.

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.04.2014) //В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532, "Парламентская газета", N 220-221, 20.11.2002, "Российская газета", N 220, 20.11.2002.

8. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. 07.08.1995. N 32. Ст. 3198.

9. Федеральный закон от 09.02.2009 N 13-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"// "Российская газета", N 22, 11.02.2009, "Парламентская газета", N 8, 13-19.02.2009, "Собрание законодательства РФ", 16.02.2009, N 7, ст. 781

10. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О погребении и похоронном деле" // СЗ РФ. 21.09.1998. N 3. Ст. 146.

11. Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // СЗ РФ. 14.01.2002. N 2. Ст. 128.

12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // СЗ РФ. 17.12.2001. N 51. Ст. 4831;

13. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // СЗ РФ. 22.05.1995. N 21. Ст. 1929;

14. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // СЗ РФ. 01.01.2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.

15. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // СЗ РФ. 01.01.2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.

16. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 11.12.1995. N 50. Ст. 4872;

17. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 02.04.2014) "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 24.11.1997. N 47. Ст. 5340 (ст. 47).

18. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 23.12.1996. N 52. Ст. 5880;

19. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3802;

20. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" // СЗ РФ. 21.09.1998. N 38. Ст. 4736.

21. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4563.

22. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной социальной помощи" // СЗ РФ. 19.07.1999. N 29. Ст. 3699.

23. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 21.12.2013) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.

24. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СЗ РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1915.

II. Акты судебных органов

25. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании "Вестник ВАС РФ", N 8, август, 2006.

26. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2014 N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" в связи с жалобой гражданина В.А. Корсакова"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.02.2014, "Собрание законодательства РФ", 17.02.2014, N 7, ст. 736, "Российская газета", N 38, 19.02.2014, "Солидарность", N 7, 19 - 26.02.2014

27. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 3, март, 2014.

28. Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2013 N АПЛ13-426 Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 29.07.2013 N АКПИ13-673, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующей Инструкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей, утв. Верховным Судом РФ 07.10.2008, ВАС РФ 09.09.2008, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2008// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 3, март, 2014 (извлечение)

III. Учебники, монографии, брошюры

29. Алексеев С.С. Выражение особенностей предмета советского гражданского права в методе гражданско-правового регулирования. Виды гражданских правоотношений и метод гражданско-правового регулирования // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сборник статей. М.: Статут, 2001. С. 16; Яковлев В.Ф. Указ. соч. С. 138.

30. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Велби; Проспект, 2008. С. 384.

31. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 69.

32. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. С. 277.

33. Андреев В.С. Некоторые вопросы теории социального страхования. 1964; Батыгин К.С. Правовые проблемы социального страхования в СССР: Дис. ... докт. юрид. наук. 1975; Социальное страхование в СССР: Дис. ... канд. экон. наук. 1963.

34. Аракчеев В.С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2001. 86 с.

35. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М.: ООО "ИД "Право и государство", 2005. 544 с.

36. Бараненков В.В. Соотношение понятий "правовое положение", "правовой статус" и "правосубъектность" юридического лица // Юридический мир. 2006. N 2. С. 21 - 22.

37. Белов В.А. Гражданское право. Общая часть: Учебник. М.: Юрайт, 2011. Т. II: Лица, блага, факты. С. 55.

38. Бражников Ю.В. Правовые аспекты международной гуманитарной деятельности России // Юрист-международник. 2004. N 4.

39. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 36.

40. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь: Изд-во Перм. ун-та; Информационно-правовое агентство ИНПЭА, 1992. 236 с.

41. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Теоретико-правовой аспект: Монография. М.: ООО "Издательство Проспект", 2002;

42. Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. N 4812-VIII.

43. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948. С. 86.

44. Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. Пг.: "Муравей", 1917.

45. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Вып. 1. Теоретические основы социального страхования. Изд. 4-е. Л.-М.: "Книга", 1925.

46. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Вып. 1. Теоретические основы социального страхования. 4-е изд-е. Л., М.: "Книга", 1925.

47. Вигродчик Н.А. Социальное страхование. Пг.: "Муравей", 1917. С. 11 - 12.

48. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. С. 18.

49. Вишняк М.В. Личность в праве. Петроград, 1917. С. 28.

50. Галаганов В.П. Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию: Проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009;

51. Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. Т. 1: Общая часть. С. 148.

52. Григоренко С.М. Гражданско-правовой статус гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 46;

53. Гурбанов Р.А. Интенсивность взаимодействия национальных и наднациональных органов правосудия на европейском пространстве // Государство и право. 2011. N 8;

54. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 187.

55. Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. М.: Статут, 2005. Т. 2. С. 88.

56. Курченко О.С. Государство как субъект права социального обеспечения: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2012. С. 33.

57. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М.: Юрид. лит., 1978. С. 115.

58. Мацулевич Ю.С. Граждане как субъекты советского права социального обеспечения. Автореф. дис. к.ю.н. М.,1990. С.11.

59. Танчев Е. Возникающий наднациональный конституционализм и современные системы конституционного контроля // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 4, и др.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных нрав и обязанностей.

В качестве физических лиц в указанных правоотношениях могут участвовать граждане Российской Федерации, лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.

Субъектом пенсионного правоотношения но случаю потери кормильца может являться семья.

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью. В зависимости от специфики общественных отношений эти элементы правосубъектности могут возникать как одновременно, так и не совпадать по времени возникновения. В частности, ребенок-инвалид до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по получению социальной пенсии, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают представители (родители, опекун или попечитель). Если физическое лицо признано недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению также участвует представитель.

Огромное значение для дальнейшего развития учения о дееспособности имеет постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2012 г. № 15-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И. Б. Деловой".

Решением Петродворцового районного суда города Санкт-Петербурга от 11 ноября 2010 г. И. Б. Делова была признана недееспособной. Как было указано в заключении судебно-психиатрической экспертизы, наличие у нее психического расстройства в форме легкой умственной отсталости не позволяет ей понимать значение своих действий и руководить ими в сфере гражданско-правовых отношений, охраны своих жилищных прав, семейно-брачных отношений, в сфере решения вопросов, относящихся к получению медицинской помощи.

После вступления судебного решения в законную силу исполнение обязанностей опекуна И. Б. Деловой осуществляет Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Психоневрологический интернат № 3".

Общий подход к осуществлению прав и свобод лицами, страдающими психическими расстройствами, сформулированный в ряде международных актов Совета Европы , предполагает, что такие лица должны иметь возможность осуществлять все гражданские и политические права. Ограничения этих прав, которые допускаются Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., не могут основываться на одном лишь факте наличия у лица психического заболевания.

В рекомендации Комитета Министров СЕ от 23 февраля 1999 г. № R (99) 4 сформулированы общие и процедурные принципы правовой защиты недееспособных взрослых, на которые государства – члены СЕ могут ориентироваться в правовом регулировании:

  • – принцип гибкости правового реагирования, предполагающий использование таких правовых инструментов, которые обеспечивали бы наиболее полный учет степени недееспособности лица в конкретной ситуации для защиты его личных и имущественных интересов;
  • – принцип максимального сохранения дееспособности, означающий признание, насколько это возможно, существования различных степеней недееспособности и возможности изменения степени недееспособности лица с течением времени ;
  • – принцип соразмерности меры защиты степени дееспособности лица, который основан на учете конкретных обстоятельств и нужд данного лица и допускает вмешательство в его права и свободы в минимальной степени, необходимой для достижения цели такого вмешательства. Меры защиты, согласно принципу соразмерности, не должны быть автоматически связаны с полным лишением гражданской дееспособности , а там, где это возможно, совершеннолетнее лицо должно иметь право заключать юридически действительные сделки повседневного характера;
  • – принцип пропорциональности, предполагающий применение меры защиты пропорционально степени дееспособности заинтересованного лица и соответствие меры защиты, ограничивающей гражданскую дееспособность, права и свободы заинтересованного лица в минимальной степени, индивидуальным обстоятельствам и потребностям заинтересованного лица.

В качестве основания для признания гражданина недееспособным п. 1 ст. 29 ГК РФ называет наличие у него психического расстройства, вследствие которого он не может понимать значения своих действий (интеллектуальный признак) или руководить ими (волевой признак). Таким образом, установление недееспособности возможно как при наличии обоих признаков психического расстройства, так и при наличии одного из них. Решение о признании гражданина недееспособным принимается судом но результатам рассмотрения соответствующего дела в порядке особого производства при обязательном исследовании и оценке в совокупности с другими доказательствами заключения судебно-психиатрической экспертизы.

Гражданин, признанный недееспособным, не может самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в том числе пенсией, даже для совершения мелких бытовых сделок и не отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом.

Однако обусловленная психическим нарушением неспособность в полной мере понимать значение своих действий или руководить ими далеко не всегда означает, что гражданин не в состоянии принимать осознанные самостоятельные решения во всех сферах социальной жизни и совершать юридически значимые действия, в частности, мелкие бытовые сделки за счет собственной пенсии, направленные на удовлетворение собственных разумных потребностей и не нарушающие права и законные интересы других лиц.

Признание гражданина недееспособным в связи с психическим заболеванием ставит его в худшее положение даже по сравнению с малолетними в возрасте от шести до четырнадцати лет, которые наделены правом самостоятельно совершать мелкие бытовые и иные сделки, указанные в п. 2 ст. 28 ГК РФ.

Европейский Суд по правам человека обращал внимание России на то, что в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, российское законодательство различает дееспособность и недееспособность без учета "пограничных" ситуаций и в отличие от общеевропейских стандартов в данной области не предусматривает "дифференцированных последствий", что приводит к нарушению ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Постановлением от 27 июня 2012 г. Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения п. 1 и 2 ст. 29, п. 2 ст. 31 и ст. 32 ГК РФ не соответствующими статьям 15 (ч. 4), 19 (ч. 1 и 2), 23 (ч. 1), 35 (ч. 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.

Федеральному законодателю было поручено до 1 января 2013 г. внести изменения в действующий механизм защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, которые позволяли бы суду учитывать степень нарушения способности таких граждан понимать значение своих действий или руководить ими в конкретных сферах жизнедеятельности и в максимальной степени гарантировали бы защиту их прав и законных интересов.

В теории права социального обеспечения была высказана точка зрения о наличии помимо отраслевой специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях. Сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Следовательно, способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном социально-обеспечительном правоотношении возникает у физического лица в разное время и при наступлении различных фактов, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет ее практическое использование.

Заслуживает внимания точка зрения Ю. С. Мацулевича, который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей – постоянную и переменную. Содержание постоянной части правоспособности образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения. Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан независимо от каких-либо других обстоятельств .

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной пасти правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем ее содержания меняется на протяжении жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания (индивидуальный правовой статус в социальном обеспечении). Например, для вступления в пенсионное правоотношение по старости необходимо достичь установленного возраста. При этом наступление постоянной и переменной части отраслевой правоспособности не совпадает во времени: первая возникает с рождения, а вторая – по достижении пенсионного возраста.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

С 14 лет дети могут самостоятельно обращаться в территориальные органы ПФР за выделением своей доли трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Поскольку материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, при решении вопроса о дееспособности физических лиц до 18 лет следует ориентироваться на нормы гражданского права по аналогии. В частности, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ст. 21 ГК РФ) или с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В этих случаях он становится полностью дееспособным для самостоятельного участия в правоотношениях по социальному обеспечению.

Правоспособность физических лиц на участие в правоотношениях по медицинскому обслуживанию и лечению возникает с момента рождения. В соответствии со ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья 1993 г. несовершеннолетние дети старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дееспособность в области получения бесплатной медицинской помощи возникает по достижении 15 лет.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государство в лице государственных органов, учреждений или иных уполномоченных государством лиц. К ним относятся:

  • – территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС РФ;
  • – органы Минтруда России;
  • – органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.);
  • – учреждения (организации) здравоохранения и социального обслуживания;
  • – работодатели и др.
  • Рекомендация ПАСЕ от 8 октября 1977 г. №818 (1977) "О положении психически больных", Рекомендации Комитета Министров от 22 февраля 1983 г. № R (83) 2 "Относительно правовой защиты лиц, страдающих психическим расстройством, которые были госпитализированы в принудительном порядке", от 23 февраля 1999 г. № R (99) 4 "О принципах, касающихся правовой защиты недееспособных взрослых", от 24 февраля 2004 г. № R (2004) 10 "Относительно защиты прав человека и достоинства лиц с психическим расстройством".
  • См.: Мацулевич Ю. С. Граждане как субъекты советского права социального обеспечения: автореф, лис.... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 11.

В качестве субъектов данных правоотношений следует рассматривать, как физических, так и юридических лиц, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др.

Обязанные субъекты здесь:

1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) отдельные организации.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают и граждане, которые обладают таким юридическим статусом, как правосубъектность, который позволяет им быть участниками тех или иных правоотношений. Основным элементом правосубъектности выступает правоспособность, которая в сфере социального обеспечения характеризуется, как юридическое качество, дающее возможность лицу приобрести субъективное право на определенный вид социального обеспечения. Для примера, в качестве одного из элементов правоспособности, можно рассмотреть, право на пенсию.

Так, нормы ФЗ №173-ФЗ, определяют порядок начисления и выплаты назначенных сумм. Изменение установленных норм и правил осуществляется исключительно путем внесения соответствующих дополнений в нормативный акт. Если в международных договорах определены условия, отличные от положений Закона "О трудовых пенсиях", применяются первые. В предусмотренных нормами случаях Правительство устанавливает порядок осуществления прав граждан на выплаты и особенности их начисления отдельным категориям лиц. Отношения, касающиеся денежного обеспечения лиц за счет средств региональных и местных бюджетов, а также капитала предприятий, регламентируются нормативными актами субъектов, муниципалитетов и организаций.

Субъектами правоотношений по данному виду социального обеспечения являются:

1) граждане страны, застрахованные в порядке, предусмотренном нормативным актом №167-ФЗ, при выполнении условий, определенных в рассматриваемом правовом документе;

2) нетрудоспособные родственники работающих граждан. Эти субъекты обладают правом на трудовую пенсию при наличии условий, установленных ст. 9 ФЗ № 173;

3) иностранцы и лица без гражданства. Для получения соответствующего права они должны постоянно проживать на территории России. Исключения могут предусматриваться в иных нормативных актах или международных соглашениях.

Другим примером правоспособности граждан, как субъектов правоотношений по социальному обеспечению, является право на получение различных пособий. Так, ФЗ №81-ФЗ предусматривает различные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:


Первая, хоть и не самая значительная выплата, - денежная компенсация за раннюю постановку на учет. На нее претендовать могут как работающие, так и неработающие граждане. Основное правило получения выплаты - обращение в медицинское учреждение для постановки на учет до 3 месяцев с момента начала беременности. После этого срока постановка не будет считаться ранней;

Государственное пособие гражданам, имеющим детей, которое носит название "по беременности и родам". На него могут претендовать работающие гражданки;

Единовременная выплата за рождение ребенка. Выплачивается все лишь один раз на каждого несовершеннолетнего. Неважно, работала ли мать, или нет. И от количества детей размер выплаты никак не зависит. То есть пособие на первого ребенка, второго и последующих будет выдаваться в одинаковых денежных суммах;

Закон о пособиях ФЗ № 81 от 19 мая 1995 года предусматривает материальную поддержку гражданам, которые осуществляют уход за новорожденным. Правда, до полутора лет. При подобных обстоятельствах можно в течение указанного срока получать определенные денежные средства. Их размер зависит от того, работал ли гражданин (не обязательно мать) в течение последних двух лет, а также от оклада за указанный период времени. Количество детей тоже играет определенную роль.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с  гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество право дееспособности. Правосубъектность юридического лица, в  отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в  виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной).

В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в  нематериальных - административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению: ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению является то, на что субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений - действия и их результаты: назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности.

Так, например объектами данных правоотношений может быть пенсия, которая в свою очередь подразделяется на:

Социальную: по достижению старости, по потере кормильца и инвалидности. Данный вид пенсии могут получать только те лица, которые не получают трудовой;

Трудовую. Она назначается, когда наступает нетрудоспособность человека в силу достижения им преклонного возраста. Чтобы её получить, необходимо заниматься трудовой или иной полезной деятельностью. Она может выплачиваться при наступлении старости. Её назначают и тогда, когда индивид отработал некий положенный срок: в этом случае это будет пенсия за выслугу лет. Это позволяет охватить все сферы деятельности человека с учётом большинства особенностей;

Страховую. Это ежемесячная денежная плата, что компенсирует гражданам заработную плату или иной доход, который ими получался во время трудовой деятельности. Также на эти выплаты могут претендовать люди, которые являются членами семьи застрахованного, в случае если он умер;

Каждая из них имеет свои особенности, которые будут рассмотрены далее в статье. Размеры выплат, что получает человек, определяются высшими государственными институтами. Список лиц, которые могут рассчитывать на такой доход, формируется федеральными законами. Главным органом, который занимается делами пенсионеров, являет Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, стоит сделать вывод о том, что правоотношения по социальному обеспечению имеют свои субъекты и объекты. В качестве субъектов могут выступать:

Физические лица должны обязательно обладать правоспособностью, т.е. обладать юридическим качеством, позволяющим им быть участниками данных отношений;

Юридические лица, должны обладать правосубъектностью, т.е. обладать соответствующей компетенцией в рассматриваемой сфере;

Обязанные субъекты: органы гос. власти, органы местного самоуправления.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению выступают все те блага на которые направлены субъективные права всех субъектов: для материальных правоотношений - это материальные блага (компенсации, выплаты, пособия), для нематериальных: действия и их результаты.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме