Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История прав и свобод человека. Права человека: история становления

В международных документах, в частности, документах ООН, права человека характеризуются как «права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо».

Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой‑либо дискриминации. Права какого‑либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает права других лиц.

Принято считать, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое систематическое изложение в американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Многие элементы прав человека существовали и в более древнем обществе. Однако именно в XVIII в. права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и свободу.

Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась первым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, социальные и культурные права. В настоящее время все большее признание получают общечеловеческие права: права на мир, развитие и на охраняемую от разрушения чистую окружающую среду.

Концепция экономических, социальных и культурных прав развивалась медленнее, чем концепции гражданских и политических прав. Расширение участия в демократических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин путем предоставления им права голоса, явилось реализацией прав, которые мы сейчас называем «гражданские и политические». Сначала внимание социальных реформаторов привлекли последствия промышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимые условия жизни рабочего класса.

На начальном этапе решение этих проблем зависело от отдельных лиц, занимающихся благотворительной деятельностью. Концепция коллективной ответственности за социальное зло получила развитие впоследствии и приобрела форму трансфертных платежейв связи с развитием различных систем страхования. Первые признаки системы коллективной ответственности в Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законодательство были внесены соответствующие изменения.

Концепция организованного социального обеспечения начала развиваться после того, как была признана непригодность индивидуальных мер для решения коллективных проблем. Началось объединение усилий, обман идеями и опытом, совершенствование методов социального обеспечения и принятие коллективных мер с целью решения возникавших проблем. Первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозависимо. Появилось общее желание осудить войну и создать основу для международного сотрудничества.


Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организации труда, а также появление в 1920 г. социально‑попечительских организаций.

Следующий важный этап в области развития прав человека начался после Второй мировой войны, когда страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм международного поведения в качестве прав. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая стала основой для всей последующей деятельности. Международное сообщество пришло к выводу, что оно не может оставаться в стороне, когда в какой‑либо стране правам человека угрожает опасность.

Рассмотрим содержание основных прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека.

Право на жизнь. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни. Право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека. Осознание ценности жизни – это не личное дело одного человека, оно затрагивает общество в целом. Ухудшение состояния окружающей среды, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохранения представляют собой некоторые из тех серьезных факторов, которые создают опасность для жизни.

Свобода. Принцип, в соответствии с которым «все люди рождаются свободными», провозглашаются в первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека. Основные права: право на свободу личности; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства – провозглашаются в следующих 19 статьях. Однако свобода ограничивается принципом уважения права других лиц на свободу, а также иными факторами.

Равенство и недопущение дискриминации. Основной принцип равенства всех людей провозглашен в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого‑либо лица или группы лиц становится невозможной. Дискриминация представляет собой лишение кого‑либо прав в интересах узкой группы или группы лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, постоянно пополняется. Появляются новые поводы для дискриминации, например, тенденции в области сексуальной ориентации, распространение вируса ВИЧ/СПИДа.

Справедливость. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические и другие, которые являются основой общества, построенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности.

Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение всеобщего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Солидарность. Солидарность означает не только сострадание к другим людям, но и участие в борьбе этих людей за их интересы. Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловленных нуждой, несправедливым распределением ресурсов и т. д.

Социальная ответственность. Социальная ответственность – это деятельность, осуществляемая в интересах социально уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Социальная ответственность – это практическая сторона солидарности. Человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.

Эволюция, отказ от насилия и обеспечение мира. Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными; конструктивными или разрушительными. Революционный принцип – быстрая ломка старого, отжившего, – был основой перемен на протяжении многих веков, сопровождаясь при этом страданиями людей, вооруженными конфликтами. Эволюционный подход является более медленным, не сразу дает результаты, но он позволяет найти более надежное и более эффективное решение.

Отношения между человеком и природой. В XXI в. пришло понимание необходимости поиска гармонии с природой, ее защиты. Деградация окружающей среды является слишком очевидной, чтобы ее можно было игнорировать. Радиоактивное, промышленное и другие виды загрязнений, а также тенденции в области потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в котором находится наша планета. Речь теперь идет не только о защите окружающей среды, но и об экологическом воспитании человека.

Термин права человека является достаточно новым термином, который стали использовать после Второй мировой войны, когда была создана Организация Объединенных Наций. Формулировки понятия прав человека очень разные. Например, в учебнике Е.А. Лукашева дается следующее определение правам человека: «Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами».

А известный ученый В.М. Капицын дает следующее понятие правам человека: «Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».

Можно привести еще очень много формулировок прав человека, но в целом, все они сводятся к тому, что права человека - это возможности, которые гарантируются и также правомочия каждого индивида во всех сферах жизнедеятельности.

Права человека играют важную роль не только во взаимоотношениях государства и гражданина, они так же влияют и на отношения граждан друг с другом.

Стоит немного рассказать, как впервые появились права человека в нашем мире.

В 539 году до н.э. войско первого царя древней Персии, Кира Великого, захватила город Вавилон. После захвата Вавилона, Кир Великий сделал следующие действия, которые удивили множество людей.

Во-первых, он освободил всех рабов которые были в Вавилоне после захвата.

Во-вторых, он отменил обязательную религию для людей и дал всем право на свободных выбор религии.

В-третьих, он объявил расовое равенство, он говорил о том, что все расы равны и ни одна раса не может эксплуатировать другую только из-за расовой принадлежности.

Он провозгласил еще множество постановлений, все они, с помощью клинописи, были записаны на цилиндре из глины. Сегодня этот цилиндр известен под названием «цилиндр Кира». Именно этот цилиндр и считает самой первой в нашем мире хартией о правах человека. Постановления, написанные на этот цилиндре были переведены на многие языки, и они отражены в первых статьях Всеобщей декларации прав человека. Это краткая история о том, как появились сами права человека, а теперь ниже расскажу о том, как они продолжили развиваться в контексте взаимодействия личности с государством.

Взаимодействие государства и личности явление, которое существует на протяжении всей истории человечества. Даже древнегреческие мыслители пытаясь создать различные концепции государств, которые были бы идеальными, всегда учитывали соотношение общества, государства и личности. Ведь благодаря обществу и государству человек становится личностью. Ведь все-таки человек является понятием более биологическим, а личность - социальным. Как уже было указано выше, понятие «права человека» является достаточно новым термином, именно вместе с этим термином и появился термин «личность».

Так же, с созданием Организации Объединенных Наций появляется термин «естественные права». Это термин значит, совокупность неотчуждаемых прав человека, которые вытекают из природы человека и абсолютно независимы от государства так как государство не стоит над правом, а право стоит над государством. Ученые видят происхождение этой концепции права еще во времена Древней Греции и Древнего Рима. Философская школа, которая создала и развивала эту концепцию права, была создана Зеноном с Китиона. Он говорил о том, что действия человека нужно соотносить с законами природы, и что права даются всем людям, вне зависимости от их положения в обществе.

Но, к сожалению, концепции естественного права не нашли поддержки среди общества. Это произошло из-за того, что в том время был рабовладельческий строй, а после него феодализм, который не мог существовать без эксплуатации людей, и соответственно не мог признать то, что у каждого человека есть права. Ведь признав это, невозможно было иметь рабов.

Именно из-за вышеуказанной причины, концепция естественного права получила свое развитие в период радикальных изменений в обществе, а если быть точнее, то в период упадка феодализма, то есть в период, когда состоялись буржуазные революции и феодализм заменился капитализмом. Исходя из этого, можно сказать о том, что права человека должны были появится рано или поздно, в определенный период времени.

В результате того, что ученые попытались систематизировать права человека, в 70х годах прошлого века появилась теория «трех поколений прав человека» которая позволяет разделить происхождение прав человека на 3 поколения.

Первое поколение прав человека появилось после радикальных изменений в обществе, а точнее после первых буржуазных революций XVII-XVIII веков. Первое поколение прав являются правами, которые появились из естественных прав. Так же в первое поколение прав входят политические права, которые созданы на основе позитивного права. Эти права были законодательно закреплены в странах, в которых произошли буржуазные революции (Англия, Франция, Америка). А теперь более конкретно, какие права вошли в первое поколение прав.

1) Право на свободе вероисповедания

2) Право на участие в управлении государственными делами

3) Право на равенство перед законом и судом

4) Право на жизнь

5) Право на свободу

6) Право на собственность

7) Право на безопасность лица от незаконного задержания

В своей работе «К проблеме взаимоотношений государства и личности в контексте генезиса поколений прав человека» Н.Н. Олейник говорит о том, что отличительная особенность первого поколения прав является то, что они закрепили «Негативную свободу, то есть они обязали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы». То есть эти права являются правовыми рамками, за которые личность не может преступить. И неправильно понимать то, что эти права являются защитой от государства, ведь не только государство может нарушить эти права, опасность нарушения прав может исходить и от других членов общества, и государство в этом случае является инструментом принуждения, ведь если не будет принуждения, то права человека будут постоянно нарушаться.

Права первого поколения являются основой всего правового института, они не отчуждаемы и закреплены во всех международных документах.

К правам второго поколения относятся социальные и культурные права. Эти права были признаны благодаря борьбе в капиталистических странах, а после второй мировой войны и между социальными системами. Права второго поколения, в отличие от прав первого поколения, являются позитивными. Суть этих прав в основном заключается в том, чтобы государство вмешивалось и помогало тем, что задействовало всех людей в производственную сферу. Приведу несколько примеров прав второго поколения.

1) Право на социальную безопасность

2) Право на работу и защиту от безработицы

3) Право на отдых

4) Право на оплачиваемый отпуск

5) Право на достойный уровень жизни

6) Право на образование

7) Право на защиту научной деятельности

Немалый вклад в признание прав второго поколения вложил Советский Союз, который из идеологических и политических взглядов требовал включения этих прав в международные документы.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что права второго поколения, это права на социальное равенство людей.

Третье поколение прав трактуется неоднородно, и по поводу них ведутся много дискуссий. Некоторые ученые говорят о том, что этими правами может обладать отдельный человек только тогда, когда он принадлежит определенной группе людей. А другие ученые утверждают о том, что эти права могут осуществляться только определенной группой людей сразу, а не отдельным лицом. Так же считают то, что это неотчуждаемые коллективные права народов. Более конкретно к этим права относятся:

1) Право народа на существование

2) Право народа на самоопределение

3) Право народа на развитие

4) Право народа на суверенитет над своими природными ресурсами

5) Право на благоприятную окружающую среду

6) Право на равноправие с другими народами

Основы этих прав закреплены в Уставе ООН и во Всеобщей декларации прав человека. И все-таки, я считаю, что это права определенного коллектива, а не отдельного человека так как даже в тексте говорится о правах именно народа, а не отдельного человека.

Так же, отойдя от концепции 3х поколений прав, многие ученые говорят о правах четвертого поколения. Это права, которые используются в информационной сфере, но эти права еще плохо развиты, поэтому о них говорит пока не приходится.

На данный момент существует несколько международных организаций, таких как ООН и Совет Европы, которые следят за тем, чтобы права человека не нарушались, так же они издают декларации и различные международные документы, в которых закрепляются основные права и свободы человека. Ниже рассмотрим основные исторические документы, регламентирующие права и свободы человека и гражданина на протяжении всей истории мира.

Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII–XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания.

Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность.

В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политикоправовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.

Античная классическая правовая теория и практика строились на этатистских началах, в том числе и в вопросе о положении личности в государстве. Политико-правовая мысль и практика полисной организации общества еще не знали понятия прав личности. Условием обладания правами в античном полисе («город-государство») являлось гражданство. Основной ценностью полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода – свобода человека в качестве гражданина полиса, считавшаяся основой разумного законопорядка. Все граждане в полисе воспринимались как равные.

Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума.

На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав афинских граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании,

так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями.

Древнегреческие философы-софисты выступили с идеей равенства всех людей от рождения, имеющих одинаковые, обусловленные природой естественные права, которые должны гарантироваться законом. Гражданин любого города, по утверждению софистов, такой же, как гражданин другого города, а представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку: все они имеют одни и те же естественные потребности. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» (Платон, Теэтет, 152а). Именно человеческое, а не традиционно божественное начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Ось всего мироздания у Протагора – человек.

Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай. Со ссылкой на Аристотеля (Политика, 1280а) К. Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид»1.

Политико-правовые воззрения софистов характеризуются гуманистическим и эгалитаристическим началами в вопросах общественно-политического устройства и положения индивида в государстве.

Римское право как самостоятельная светская юридическая наука возникло в начале III в. до н. э. Римские юристы весьма тщательно разработали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также многие другие институты публичного и частного права, не потерявшие своего значения по сей день.

В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум – Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека». Духовная жизнь человека, таким образом, была отделена от политической, духовный опыт от деятельности во благо государства. Поскольку в религиозном опыте Божество могло открываться как высшая свобода и

1 Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. I. М., 1992. С. 153.

высшее творчество, присущие человеку, именно в сфере духа человек начал считать себя свободным от государства.

В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попрание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в Новом Завете (Матф. 7: 12). В Новый Завет из Ветхого перешла и часть знаменитых заповедей Моисея (Втор. 5: 7–21), в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д., в заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью2.

Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек – творение Бога, а с другой – социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная – отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской – означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права – права на совершенствование и бессмертие. Если Ветхий Завет призывал к определенным действиям или запрещал их, то Новый Завет говорил «будь»: «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный».

В целом христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями нравственной ответственности. Греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости христианство обогатило призывом к милосердию. Провозглашение равенства всех людей независимо от этнического происхождения и социального положения, уважение к физическому труду тоже справедливо связывают с христианством. При этом, однако, новой религии было свойственно некое пренебрежение проблемами земного мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции личности и происходит сегодняшняя идея о правах человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.

В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и

2 Баскин Ю. Я. Святоотеческая литература о власти и государстве // Правоведение. 1997. № 1. С. 52.

гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей (1215). В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы3. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда.

Позже Статутом о неналожении податей (1295) также был провозглашен принцип установления налогов королем только с согласия налогоплательщиков, где говорилось, что «никакой налог или пособие не будет впредь налагаться или взиматься в королевстве нашем без воли и общего согласия архиепископов, епископов и других прелатов, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей в королевстве нашем»4.

Принятие этих документов – важный шаг вперед в области прав человека. Именно из данных актов в дальнейшем в англоязычных странах выводили права человека, к ним во многом восходит современное понимание личной свободы человека. Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений.

Этот период характеризуется и тем, что в общественно-политической жизни английского общества начал учреждаться институт парламентаризма. Парламент возник в результате перехода власти в руки восставших против короля баронов в 1264 г. В 1265 г. было созвано совещание с целью укрепления союза между различными слоями населения Англии, которое и стало английским парламентом. Постепенно парламент превратился в высший законодательный орган страны. В тот же период в английском обществе стали понимать необходимость создания независимой судебной власти, без чего невозможны гарантии личных свобод. Основной принцип такой судебной власти – никто не может быть лишен свободы и имущества без приговора суда5.

В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и

3 Горбунов А. Гарантии личной свободы в Англии. Ростов-н/Д., 1905. С. 8.

4 Памятники истории Англии XI–XIII вв. М., 1936. С. 228.

5 Юдовская А. Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII–XIX вв.). СПб., 1996. С. 15.

государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании – как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями6.

Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства.

Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка она получает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Локк утверждает, что «они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться»7.

В центре учения Локка – система естественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право на свободу, право на имущество. Человек, пишет Локк, по природе обладает властью охранять «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество»8. Частную собственность Локк рассматривает как неотъемлемое естественное право каждой личности: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, и тем самым делает это своей собственностью»9. Локк видит в собственности основу не только свободы и независимости человека, но и организации общества в соответствии с законом природы.

Политико-правовые воззрения Дж. Локка развил Ш. Монтескье. Основная заслуга Монтескье – в отстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых для обеспечения политической свободы личности, нормального функционирования государственной жизни и общественной безопасности.

С возникновением государства и утратой первоначального равенства, утверждает Монтескье, возникает новая свобода – политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а сами законы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти – восстановление утраченной свободы в рамках закона.

6 Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Мартышин О. В. История политических учений. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 7.

7 Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 268.

8 Локк Дж. Избр. философские произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1960. С. 50.

9 Там же. С. 19.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кант считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и пытался подвести под него философскоэтическую основу. Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики Канта является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX в.»10,

– писал П. И. Новгородцев.

Кант считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство – это прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от нее. Таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях охраны индивидуальных прав личности он обосновывает и развивает также идею правовой государственности.

Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Данные принципы служат критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя.

Либеральные традиции учения И. Канта о правах и свободах человека и гражданина, его идеи о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государств. Особое значение имеют эти ценности для государств, выбравших демократический путь развития.

Русские ученые-юристы опирались на разработанное в классических философско-правовых и юридических учениях понятие естественных прав личности, по-своему преломляя его в отечественной духовной, этической и правовой традициях. Наиболее значительную разработку концепция индивидуальных прав получила в правовых доктринах либерального направления.

В истории русского правового либерализма прослеживаются последовательно сменяющие друг друга концепции: концепция естественного права, возникшая как альтернатива несправедливости привилегий сословного общества в конце XVIII – начале XIX в., теоретическое обоснование принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и «возрождение» философии естественного права в начале XX в.

10 Новгородцев П. И. История новой философии права (немецкие учения XIX в.): Лекции. М., 1898. С. 18.

Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом в Билле о правах 1689 г. И хотя ни здесь, ни в других законодательных памятниках Англии мы не находим упоминания о каких-либо прирожденных и естественных правах личности, в тот период права личности были обеспечены в Англии в большей мере, чем в других странах. Если в некоторых государствах естественные и прирожденные права личности просто декларировались, то в Англии их существование подтверждалось намного раньше и полнее, начиная еще со времен Великой хартии вольностей, которая впервые закрепила принцип политической и гражданской свободы личности.

Одной из важнейших гарантий личной свободы в английском праве является так называемый институт Habeas Corpus. В окончательном виде он сложился во второй половине XVII в. после того, как в 1679 г. был издан статут Habeas Corpus Act.

Принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем (Habeas Corpus Act), который закрепил институт Habeas Corpus и устанавливал строгую ответственность должностных лиц за подобного рода нарушения закона, является несомненной заслугой парламента. Таким образом, была достигнута гарантия неприкосновенности личности от преследования короля и его сподвижников. Позднее этот закон стал одним из важнейших конституционных документов Англии.

Следующий важнейший шаг в обеспечении прав личности в Англии – принятие Петиции о правах. Этот закон принадлежит к числу немногих основных актов, на которых зиждется английское конституционное право. В этот период уже в Англии сложилась определенная традиция понимания прав личности, и принятие Билля о правах 1689 г., в котором обстоятельно перечислялись политические права как парламента, так и отдельных граждан, стало итогом всего предшествующего развития политической и правовой культуры английского общества. Вместе с тем Билль о правах зафиксировал новую веху в развитии европейской правовой системы.

Немаловажное значение имеет и установление законом 1701 г. принципа несменяемости и независимости судей, что также является большим достижением в законодательном закреплении гарантий обеспечения свободы личности.

Правовые документы штатов североамериканского континента, следуя английской правовой традиции, очертили определенный круг естественных неотчуждаемых прав личности. Одним из первых таких документов была Декларация прав Виргинии, принятая конвентом США 12 июня 1776 г. Этот акт, представлявший собой по сути билль о правах, оказал заметное влияние на последующее конституционное развитие института прав и свобод человека. Вслед за тем аналогичный акт – Декларацию независимости (4 июля 1776 г.) – обнародовали 13 североамериканских штатов. Эти декларации послужили образцом для всех других штатов. Аналогичные акты

были приняты во всех североамериканских штатах еще до принятия Конституции США в 1787 г.

Институт неотчуждаемых прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация так или иначе испытывали влияние этих документов.

В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению.

Появилась новая конституционная идея – принцип признания достоинства человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества свободных граждан. В этом смысле основные права составляют фундаментальное содержание западной концепции государства в современную эпоху.

Если особенностью XVIII в. в борьбе за права человека являлось стремление к ограничению власти государства, то с начала XIX столетия в конституционном развитии формируется новый подход к проблеме прав и свобод. После законодательного закрепления личных прав ярко обозначилась тенденция борьбы за политические права граждан, особенно за избирательное право. В плане обеспечения прав и равенства граждан центральное место заняло постепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права.

ХХ столетие характеризуется качественно новым подходом к правам и свободам человека и гражданина. Они не просто декларируются и закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод.

Особенности современных конституций свидетельствуют о том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства.

В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII–XIX вв. Это социально-экономические права (так называемые «права второго

поколения»), которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения и образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения – молодежи, женщин, престарелых, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу научного и художественного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью.

Приобретение институтом социально-экономических прав конституционного значения характеризует дальнейшее развитие демократии не только в политической, но и в социальной сфере. В конституциях большинства стран содержится положение, характеризующее «социальную» природу данного государства. Среди прав и свобод, которым специально посвящены целые главы или даже разделы основных законов многих европейских государств, большое внимание уделяется социальноэкономическим правам.

Если личные права в основном направлены на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которыми оно располагает для этих целей. Именно поэтому, если основные гражданские и политические права человека (такие как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и др.) наполняются близким содержанием, уровень обеспечения социально-экономических прав в разных странах может значительно различаться, так как во многом обусловлен уровнем их промышленного и социально-экономического развития.

Проблема социально-экономических и культурных прав в научной литературе получила название так называемых «прав второго поколения». Эти права приобрели юридическое значение в основном в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения.

В 539 году до н.э. армия Кира Великого, первого царя древней Персии, завоевала город Вавилон. Но огромным достижением для человечества стали его следующие действия. Он освободил рабов, объявил, что все люди имеют право сами выбирать себе религию и провозгласил расовое равенство. Эти и другие его постановления были записаны клинописью на цилиндре из обожжённой глины.Известный сегодня как цилиндр Кира, этот древний документ считается первой в мире хартией о правах человека. Он переведён на все шесть официальных языков Организации Объединённых Наций, и его положения отражены в первых четырёх статьях Всеобщей декларации прав человека.

Распространение идеи прав человека

Из Вавилона идея прав человека быстро проникла в Индию , Грецию и в конечном итоге в Рим . Там родилась идея «естественного права», поскольку было замечено, что люди склонны следовать в жизни определённым неписанным правилам, а римский закон был основан на рациональных идеях, почерпнутых из природы вещей.

Документы, закрепляющие права человека, такие как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и американский Билль о правах (1791 г.), являются предшественниками многих современных документов о правах человека.

Великая хартия вольностей (1215 год)

Великая хартия вольностей считается наиболее ранним документом, оказавшим значительное влияние на процесс исторического развития, который в итоге привёл к появлению современного конституционного права в англоговорящем мире.

В 1215 году, после того как король Англии Джон нарушил ряд древних законов и традиций, согласно которым осуществлялось управление Англией, его подданные вынудили его подписать Хартию вольностей, где перечислялись нормы, которые позднее стали рассматриваться как права человека. Среди них было право церкви на невмешательство в её дела со стороны государства, право всех свободных граждан владеть имуществом и наследовать его, а также право на защиту от чрезмерных налогов. В Хартии было закреплено право вдов, владевших имуществом, не выходить повторно замуж, и установлены принципы справедливого судопроизводства и равенства перед законом. В ней также содержались положения, запрещающие взяточничество и неправомерные действия должностных лиц.Великая хартия вольностей широко признана как один из важнейших юридических документов для развития современной демократии, и её принятие стало ключевым этапом в борьбе за свободу.

Петиция о праве (1628 год)

Следующим документом, имевшим историческую важность для развития прав человека, стала Петиция о праве, составленная в 1628 году парламентом Англии и направленная королю Чарльзу I в качестве заявления о гражданских свободах. Отказ парламента финансировать непопулярную внешнюю политику, проводимую королём, вынудил его правительство силой предоставлять ему займы и расквартировывать войска в домах подданных, чтобы оказать экономическое давление. Произвольные аресты и заключения в тюрьму за сопротивление этим действиям вызвали в парламенте сильную враждебность по отношению к Чарльзу и Джорджу Виллерсу, герцогу Букингемскому. Петиция о праве, инициатором которой выступил сэр Эдвард Коук, была основана на более ранних статутах и хартиях, и в ней закреплялись четыре принципа:

  1. никакие налоги не могут взиматься без одобрения парламента;
  2. ни один подданный не может быть заключён в тюрьму без судебного разбирательства;
  3. никакие военные не могут быть расквартированы у гражданских лиц;
  4. военные законы не могут применяться в мирное время.

Декларация независимости Соединённых Штатов Америки (1776 год)

4 июля 1776 года Конгресс США одобрил Декларацию независимости. Её автор, Томас Джефферсон, написал Декларацию в качестве пояснения того, почему 2 июля Конгресс проголосовал за провозглашение независимости от Великобритании, более чем через год после начала Войны за независимость Америки, и в качестве заявления о том, что 13 американских колоний больше не входят в Британскую империю. Конгресс издал Декларацию независимости в нескольких формах. Изначально она была напечатана на больших листах и широко распространялась среди населения.

С философской точки зрения в Декларации был сделан акцент на двух темах: личных правах и правах революции. Эти идеи получили широкую поддержку среди американцев, а также стали известны по всему миру, оказав особенно сильное влияние на Французскую революцию.

Конституция США (1787 год) и Билль о правах (1791 год)

Конституция Соединённых Штатов, написанная в течение лета 1787 года в Филадельфии, стала фундаментальным законом федеральной системы государственного управления США и значимым документом для всего западного мира. Это старейшая национальная конституция, которая действует по сей день. В ней определены главные государственные органы и их полномочия и основные права граждан.

Первые десять поправок к Конституции (Билль о правах) вступили в силу 15 декабря 1791 года, ограничив власть федерального правительства США и защитив права всех граждан, жителей и гостей на американской территории.

Билль о правах защищает свободу слова, свободу вероисповедания, право на хранение и ношение оружия, свободу собраний и свободу подавать петиции. Он также запрещает необоснованные обыски и аресты, жестокие и необычные наказания и дачу показаний против себя под принуждением. Билль о правах, в частности, запрещает Конгрессу издавать какие-либо законы в отношении создания религии и запрещает федеральному правительству лишать любого человека жизни, свободы или собственности без должного судопроизводства. В случае уголовных дел федерального уровня он требует вынесения обвинительного заключения большим составом присяжных по всем особо тяжким или позорящим преступлениям, гарантирует быстрое публичное разбирательство беспристрастными присяжными в том округе, где преступление было совершено, и запрещает вторичное привлечение к уголовной ответственности за одно и то же преступление.

Этапы становления прав человека К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить конкретно-исторически. Современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, - результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, которые стали нормой современного демократического общества. Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе». Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав. Выделяют «три возраста» и соответственно им три этапа развития прав человека. По мнению французского юриста-международника Д. Коляра «первый возраст» - этап юридического провозглашения тех прав и свобод, которые «вытекают из особого достоинства человека и гражданина в правовом государстве». Эти права и свободы получили название гражданских и политических прав. Именно они включены в принятую в годы Великой Французской буржуазной революции Декларацию 1789 г. «Второй возраст» - социализация прав человека. Здесь речь идет уже не о свободе вопреки государственной власти, а о свободе, реализуемой при помощи государства. «Второй этап прав человека» соответствует, по мнению ученого, «марксистскому видению свобод. Но либеральные буржуазные демократии также упоминают их в своих хартиях». И наконец «третий возраст прав человека» - их «интернационализация», характерная для XX в., главным образом для периода после второй мировой войны. Права человека приобретают международный характер, происходит их стандартизация (универсализация). Первый этап становления прав человека формировался в условиях разложения феодального и формирования буржуазного общества. Одним из первых шагов в этом направлении явилась теория естественного права, разработанная в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса. Они исходили из представления о прирожденных и неотчуждаемых естественных правах человека, из равенства всех людей. Дальнейшее развитие теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека получили в трудах Д. Локка, Монтескье, Вольтера. Теория естественного права открыла путь к гуманизации и демократизации государства, что отчетливо проявилось в период ранних буржуазных революций в Голландии и Англии. В 1628 г. английский парламент принял Петицию о праве, в 1679 г. – Акт о лучшем обеспечении свободы поданного и о предупреждении заточения за морями. В 1689 г. был принят Билль о правах. Эти документы ограничили власть короля, гарантировали презумпцию невиновности, неприкосновенность личности и частной собственности. В 1776 г. были приняты декларации прав Вирджинии и независимости Соединенных Штатов Америки, которые содержали принцип равенства всех людей, наделенных Богом неотъемлемыми правами – на жизнь, на свободу, на счастье. Юридически права граждан были закреплены в конституции США (1787) и 10 поправках к конституции (1789), получивших название Билль о правах. Символом нового времени стала принятая в годы Великой Французской буржуазной революции Декларация прав человека 1789 г., провозгласившая новые принципы права. Она явилась, по мнению составителей двухтомного издания ЮНЕСКО по правам человека, «отправной точкой прав человека в современном смысле этого слова». В ней синтезированы основные положения о правах человека, сформулированные в трудах мыслителей XVII-XVIII вв. и политико-правовых актах английской и американской революций. Центральная идея декларации – обеспечение индивидуальной свободы человека. В качестве естественных и неотъемлемых Декларация провозгласила права на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст.2). Ст. 1 закрепляет, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Принцип равенства заключается в равенстве перед законом (ст.6), равенстве перед налогообложением (ст.13) и равенстве в отношении общественных должностей . Таким образом, Декларация 1789 г. стала выдающейся вехой в истории признания и закрепления прав человека. Получив признание в законах буржуазного государства, права человека превратились в права гражданина. Принятие Декларации явилось юридическим закреплением первого этапа прав человека – гражданских и политических прав. Второй этап – социально-экономические права, стали складываться во многом в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения в капиталистическом обществе. Как пишет Б. Уэстон, оно явилось ответом на недостатки капиталистического развития, в основу которого легла абсолютная концепция индивидуальной свободы, что вело к эксплуатации рабочего класса и колониальных народов. Свое теоретическое обоснование эти права получили во многом в различных социалистических учениях, в том числе и в учении основоположников марксизма. В первые десятилетия XIX в. в Европе выступили мыслители, подвергшие критике существующие порядки и разрабатывающие проекты общества, которое сумеет избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечит каждому индивиду достойное существование. Речь идет прежде всего о системах взглядов А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. Ш. Фурье, осуждал буржуазное государство за то, что оно всегда на стороне богатых и защищает их господствующее положение в обществе. Бедный класс, совершенно оттесненный от власти, лишен политической и социальной свободы. Провозглашенные в декларациях и законах различные права и свободы в условиях господства частнособственнических отношений остаются, по мнению Ш. Фурье, для подавляющего большинства индивидов лишь написанными на бумаге пышными фразами. Он подчеркивал, что общество должно в первую очередь официально признать и реально обеспечить «право на труд, которое воистину неосуществимо при цивилизации, но без которого ничего не стоят все остальные права. Много верных положений о правах человека содержится в марксизме. Л.С. Мамут, полагал, что государственно-правовые взгляды Маркса и Энгельса испытали влияние западноевропейского политического либерализма – направления общественной мысли, связанного с именами Д. Локка и Ш. Монтескье, И. Канта и К.Т. Велькера. Эта близость проявилась в таких положениях марксизма, как: «всякий раз, когда под вопрос ставится та или иная свобода, тем самым ставится под вопрос и свобода вообще», «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», «свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный». Не противоречит идее прав человека и сформулированная в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) конечная цель: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоречиями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». В ранних работах К. Маркса обосновывается положение о том, что закон, как форма выражения права, есть норма свободы. Юридически признанная свобода, по словам Маркса, существует в государстве в форме закона: «…закон – это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безразличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народа». Характеризуя свободу как необходимое, естественное, нормальное состояние человеческой жизни, а несвободу как ненормальное, больное состояние, Маркс отмечает, что в лице закона «бессознательный естественный закон свободы становится сознательным естественным законом». Мысль о первичности и определяющей роли права по отношению к закону отчетливо звучит и в следующем суждении Маркса: «Закон является всеобщим и подлинным выразителем правовой природы вещей. Правовая природа вещей не может поэтому приспособляться к закону – закон, напротив, должен приспособляться к ней». К. Маркс предлагал коренное переустройство общества революционным путем с возможным применением насилия. В условиях демократического государства, по мнению Маркса, возможно постепенное преобразование общества на основе политической демократии. Демократическое государство сможет в отдельных сферах аннулировать капиталистические принципы и заменить их отношениями, отвечающими социалистическими критериям. Революция в этом случае означает коренное преобразование общества, но она совершается на основе демократии. Энгельс позднее добавил к этому, что наиболее подходящей формой для отправления политической власти и осуществления рабочим классом социалистических преобразований является демократическая республика. Но Энгельс учитывал при этом, что экономически господствующий класс не замедлит попытаться ликвидировать политическую демократию, если социалистическая партия завоюет большинство для преобразования общества. При такой ситуации «революция стала бы насильственным ответным актом со стороны рабочего движения ради восстановления и укрепления демократии». Революция в этой концепции означала создание и защиту демократии как основы социалистической политики. На основе демократии могло осуществляться революционное преобразование общества – постепенно, целеустремленно и под контролем большинства. Необходимо признать, что в период революционных преобразований, особенно их насильственного варианта, основоположники марксизма признавали возможность ограничения прав и свобод. В «Манифесте Коммунистической партии» подчеркнуто, что добившийся политической власти пролетариат осуществит вмешательство в право собственности. Энгельс писал: «…Государство есть преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции. Пока еще пролетариат нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников». Из слов Энгельса следует, что государство, которое пролетариат использует в целях насильственного подавления противников рабочего класса, не признает свободу для них. Итак, можно утверждать, что, хотя социалистическая теория содержит некоторые противоречивые положения, в целом она не противоречит правам человека. Социалистические представления о правах человека были сформулированы не только в трудах идеологов социализма, но и в программных документах социалистических партий различных стран, а также в документах международного объединения рабочих – Второго интернационала. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что социалистические представления о правах человека носят международный характер. Под влиянием социал-демократов уже в конце XIX и начале XX вв. во многих странах были приняты законы, закрепляющие некоторые из социальных, экономических и культурных прав. Третий этап прав человека был введен в юридико-политический оборот в 70-е годы. Французский ученый К. Васак, в частности отнес к третьему этапу так называемые коллективистские права, основанные на солидарности, и потому он назвал их правами «солидарности». В отличие от прав первого и второго этапов, принадлежащих каждому индивиду как таковому, права третьего этапа можно назвать правами человека и правами народов. Субъектами прав человека третьего этапа являются народы, расы и человечество в целом. В июле 1979 года в своей лекции в Международном институте прав человека в Страсбурге, а также в более поздних работах К. Васак более детально изложил свою идею о новом классе прав человека и дал более четкое обоснование различия трех этапов прав. По мнению К. Васака, первый этап прав человека, возникший в эпоху буржуазных революций, - это права, требующие от государства лишь невмешательства, права негативные – права на свободу. Второй этап прав человека, сформировавшийся в результате Октябрьской революции 1917 года, экономические, социальные и культурные права, - это уже права позитивные, требующие позитивных действий со стороны публичных властей – права на равенство. И наконец, третий этап прав человека основан на принципе солидарности и образовался как результат деколонизации и требований стран третьего мира; это права не индивидов, а прежде всего коллективов, и могут быть реализованы лишь «посредством согласованных усилий всех лиц, действующих на социальной сцене: индивидов, государств, публичных и частных объединений, и международного сообщества». В качестве таких прав солидарности К. Васак называет право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, право на участие в общем наследии человечества и, в отдельных работах, - право на гуманитарную помощь. Эти права К. Васак предлагал закрепить в третьем пакте, проект которого был им разработан. По мнению некоторых ученых, права третьего этапа, кроме права на самоопределение, которое нашло свое закрепление в международных договорах и рассматривается практически всеми государствами и учеными в качестве общепризнанного принципа международного права, другие права этой категории находятся на стадии становления в качестве юридически обязательных норм. Наиболее разнообразно и юридически оформлено право на самоопределение. В международном праве оно признается как средство укрепления всеобщего мира и «развития дружеских отношений между странами и народами». Статья 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подтверждают принцип, согласно которому право на самоопределение является универсальным, и обе призывают все государства взять на себя два обязательства: 1) поощрять осуществление права на самоопределение на всех своих территориях и 2) уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН. В обоих пактах указывается, что «все народы имеют право на самоопределение», что в силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Предусматривается, что «все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами». В 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла посредством голосования Декларацию о праве на развитие. В 1993 г. всемирная конференция по правам человека подтвердила, что право на развитие является составной частью прав человека и основных свобод. Декларация объявила развитие «всесторонним экономическим, социальным и политическим процессом, направленным на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в развитии и справедливом распределении создаваемых в ходе его благ» . Следовательно, Декларация по-новому определила цель экономического развития, которое должно быть направлено не на обеспечение роста и получение прибыли, а на достижение гуманитарных и социальных целей, повышение социального, экономического, политического и культурного благосостояния отдельных лиц, групп и народов. Она предусматривает, что эти цели должны ставиться самими людьми, а блага, получаемые от их достижения, - распределяться справедливо. Таким образом, на первом этапе прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Второй этап прав человека – это социальные, экономические, культурные притязания людей, которые государство должно всячески решать. На государство возлагается организационная и хозяйственна деятельность, которая позволила бы гарантировать благополучие и социальную обеспеченность граждан. Права третьего этапа – это коллективные права, а не какие либо «новые» права индивида. Отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена, какой-либо общности.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме