Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Политика Ленина: понятие, политические взгляды, изданные труды, теория и практика применения. Политическое учение В.И

2. Философские взгляды В. И. Ленина

Основатель большевистской партии и советского государства Владимир Ильич Ленин (1870–1924) считается крупнейшим представителем марксизма после Маркса и Энгельса. Вынужденные оставить в стороне его вклад в марксистскую политэкономию и учение о социализме (анализ развития капитализма в России, теорию империализма, план строительства социализма и т. д.), мы сосредоточим внимание на философской позиции Ленина как автора двух философских работ и ряда идей философского характера, проходящих по многим его произведениям.

Прежде всего отметим, что представление о единстве трех частей марксизма, включая философскую часть, сложилось у Ленина не сразу. В первый период его деятельности (1893–1899), когда он вслед за Плехановым занялся критикой народников, а затем и «легальных марксистов» (в частности, Струве), он склонялся к мысли об отмирании философии, считая, что «ее материал распадается между разными отраслями положительной науки» . Соответственно он рассматривал исторический материализм как конкретную науку - социологию, а диалектику определял как научный метод в социологии.

Правда, это не мешало тому, что в его первых крупных работах - «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?» (1894) и «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1895) - присутствовали идеи, которые можно определить как философские. Так, критикуя лидера народников Н. К. Михайловского, Ленин подчеркивал, что в определении путей развития России надо исходить не из желаемого, не из идеала, выдвигаемого отдельными личностями, а из объективных процессов и тенденций, присущих обществу как целостному организму.

Существенное изменение в отношении Ленина к философии произошло, по всей видимости, тогда, когда среди западных социал-демократов развернулись дискуссии вокруг ревизионизма Э. Бернштейна и началось размежевание между революционным и будущим реформистским крылом социал-демократического движения. Уже в этих спорах были затронуты философские вопросы (напомним, что Бернштейн предложил отказаться от диалектики в марксизме). Но особенно остро эти вопросы встали тогда, когда ряд марксистов, считавших, что в марксизме нет своей философии, стали дополнять его в области теории познания, одни - неокантианством, другие - эмпириокритицизмом (который особенно распространился в России).

Ленин, как и Плеханов, был не согласен ни с теми ни с другими, считая, что нельзя соединять материалистическое учение марксизма с идеалистической теорией познания. В марксизме должна быть и, по сути, есть своя собственная философия, в том числе и теория познания. Так, Ленину пришлось не только признать философию как таковую, но и заняться философско-гносеологическими вопросами, результатом чего явился его философский труд «Материализм и эмпириокритицизм» (1909).

«Материализм и эмпириокритицизм»

Критикуя эмпириокритицизм в лице его основоположников Э. Маха и Р. Авенариуса, а также их российских последователей А. А. Богданова, В. А. Базарова, П. С. Юшкевича, Н. Валентинова и других, Ленин характеризует его теорию познания как субъективно-идеалистическую и противопоставляет ей материалистическую, точнее, диалектико-материалистическую теорию познания марксизма. Диалектический материализм, считает он, подобно всякому материализму, рассматривает познание как процесс отражения человеком объективной действительности, тогда как субъективный идеализм сторонников эмпириокритицизма и махизма, точно так же как и субъективный идеализм Беркли, не признает познание отражением объективной действительности и рассматривает его как процесс, целиком протекающий внутри сознания. В результате, подчеркивает Ленин, эмпириокритицизм впадает в солипсизм (существую лишь я один) и вступает в противоречие с естествознанием, говорящим о независимом от человека существовании мира.

На первый взгляд противопоставление совершенно симметрично: с одной стороны, материализм, утверждающий первичность отношений действительности и вторичность сознания и познания как ее отражения; с другой стороны, идеализм, утверждающий первичность сознания и представляющий внешнюю действительность как внутрипсихическую конструкцию, состоящую из элементов сознания (вещь - комплекс ощущений).

Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что симметрия эта далеко не полная. Дело в том, что сторонники эмпириокритицизма и махизма строят достаточно сложную философскую теорию с целью показать, как внутри сознания совершается познавательный процесс - как непосредственные данные опосредуются, поскольку происходит переход от ощущений и представлений к понятиям и теориям и т. д. Но Ленин в одних случаях просто игнорирует соответствующие рассуждения эмпириокритиков, а в других - высмеивает их как «схоластику», «бессмыслицу», «выверты», прикрывающие философскую непоследовательность и т. п.

Нежелание Ленина заниматься многими философско-гносеологическими тонкостями и, более того, презрительное к ним отношение вызвали ответную реакцию со стороны многих философов, обвинивших Ленина в примитивизме. Между тем подход Ленина к теории познания идет в русле того, о чем говорил Энгельс. Если, по Энгельсу, бессмысленно и дальше строить натурфилософию и философию истории как спекулятивные системы, заполняющие «пустые места» выдуманными связями, то, по Ленину, это относится и к теории познания. Вопрос о том, как именно при помощи органов чувств человек воспринимает различные стороны действительности и как путем долгого исторического развития из этих восприятий вырабатываются абстрактные понятия, решается путем конкретного научного исследования, считал Ленин. А «единственно философский вопрос» - это «вопрос о том, соответствует ли этим восприятиям и этим понятиям человечества объективная реальность, независимая от человечества» .

Если исходить из этого вопроса, полагал Ленин, то отсюда следует, что различные философские «школки», спорящие между собой по тем или иным гносеологическим деталям, ничего не могут друг другу доказать и лишь затушевывают этими спорами основное философское разделение на идеализм и материализм.

Серьезнее обстоит дело, когда Мах, Авенариус и их последователи пытаются опровергнуть материализм, ссылаясь на последние революционные достижения физики - открытие радиоактивности, электрона, факта изменчивости его массы и другие. Механистическая картина мира с ее неизменными атомами, неизменной массой и другими абсолютами действительно рушится. Но значит ли это, что исчезает материя и рушится основанный на ней материализм? Никоим образом, считает Ленин. Здесь также надо разграничить философские и нефилософские вопросы. Вопрос о конкретных свойствах материи решается конкретными науками, и прежде всего физикой. А «единственное „свойство“ материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» .

Но это уже, по Ленину, не тот старый «метафизический» материализм, который, наряду с признанием материи как объективной реальности, абсолютизировал некоторые ее механические свойства. Это новый, диалектический материализм, отвергающий любые абсолюты, любые пределы наших знаний и признающий наши знания бесконечно развивающимися и, следовательно, относительными. Именно такой новый, диалектический материализм адекватен новой науке, заявляет Ленин. К этому надо добавить, что если эмпириокритицизм, также настаивающий на относительности наших знаний, отвергал наличие в них какой-либо объективной истины, то, согласно диалектическому материализму, в наших относительных знаниях накапливается нечто объективно истинное (не зависящее от человека и человечества), все более приближаясь к полному познанию действительности, то есть к абсолютной истине, хотя и не достигая ее полностью никогда.

Не ограничиваясь гносеологическим противопоставлением материализма и идеализма, Ленин стремился подвести под него социально-идеологическую базу. Он набрасывает концепцию партийности философии, согласно которой через связь материализма с наукой, а идеализма с религией выражаются в конечном итоге различные социальные, классовые интересы. «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад» , - пишет Ленин. Борющимися партиями являются материализм и идеализм. Подобный «партийный» подход выступает у Ленина главным критерием оценки философских концепций.

«Философские тетради»

К разработке философской проблематики Ленин обратился и в своих рукописных заметках, известных под названием «Философские тетради» (они были написаны в 1914- 1916-х, а опубликованы в 1929–1930 годах).

В них зафиксированы процесс материалистической переработки гегелевской диалектики (как его понимал Ленин) и лишь некоторые его предварительные результаты (фрагменты «16 элементов диалектики», «К вопросу о диалектике»).

Ленин не только «переворачивает» Гегеля (диалектика понятий отражает диалектику действительности), но и расчленяет его систему на отдельные «кусочки» и «элементы», демонстрирующие диалектический способ мышления то с той, то с другой стороны. В результате создается представление о диалектике, которое совсем нелегко свести к какой-то обобщающей формулировке.

Диалектика - это, с одной стороны, движение познания «вширь», при котором обнаруживаются взаимосвязи и взаимопереходы между отдельными и даже противоположными понятиями. С другой стороны, это движение «вглубь» - от явления к сущности и от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. При этом явление и сущность оказываются взаимосвязанными (сущность является, а явление существенно), а отрицание предыдущей стадии последующей совершается с удержанием положительного. Это также возврат на новом уровне к старому (отрицание отрицания), соединение анализа и синтеза, «раздвоение единого и познание противоречивых частей его» и т. д.

Последнему аспекту Ленин придает особое значение, считая, что обнаружение противоречивых тенденций во всех явлениях и процессах - это «ядро диалектики» и «условие познания всех процессов мира в их „самодвижении“, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни» .

Ленин считает (как и Гегель), что диалектику можно обнаружить в любом, самом простом предложении (например, Иван есть человек, Жучка есть собака, то есть отдельное есть общее, и противоположности тождественны). Но это лишь самое начало диалектики. Вообще же она проявляет всю свою силу при изучении сложных, изменчивых, развивающихся объектов. Она снимает те упрощения и ограничения, которые были неизбежны при первом подходе, и позволяет схватить эти объекты во всей их сложности, противоречивости, изменчивости. С этой точки зрения диалектика выступает как теория развития, причем развития как сложного процесса возникновения и разрешения противоречий, идущего через скачки, перерывы постепенности, уничтожение старого и возникновение нового. Источником развития, самодвижения служит единство и борьба противоположностей.

Диалектический подход, развиваемый в «Философских тетрадях», побуждает Ленина по-новому оценить идеализм. Рассуждения идеалистов, в том числе кантианцев, махистов и других, не надо отвергать с порога, пишет Ленин, а исправлять их (как Гегель исправлял Канта), углубляя, обобщая, расширяя их, поскольку идеализм - это не чепуха, а одностороннее, преувеличенное развитие одной из сторон познания, превращаемой в Абсолют.

Фактически диалектика, по Ленину, - это определенная культура мышления, предостерегающая мысль от односторонности, упрощенческой схематизации, догматического окостенения и ориентирующая ее на поиск сложного, противоречивого, изменчивого, скрывающегося за видимой простотой и неподвижностью.

Политическая философия В. И. Ленина

Ленин был прежде всего политиком-революционером, посвятившим свою жизнь борьбе за осуществление социалистической революции в России. При этом он беспрестанно полемизировал, убеждал, пытался доказать правильность своей политической линии. Посмотрим, из каких общих принципов он при этом исходил, в чем заключалась его политическая философия.

Во-первых, это философия, ориентирующаяся на коренное переустройство общества, на ликвидацию всякого угнетения, социального неравенства. Ленин был убежден в необходимости именно радикального переворота и категорически отвергал реформизм как концепцию мелких постепенных улучшений в рамках существующего строя. Реально происходившую борьбу наемных тружеников он стремился стимулировать, выводя ее в русло борьбы за свержение капитализма.

Во-вторых, это философия революции как средства коренного переустройства. «Великие вопросы в жизни народов решаются только силой» , - писал Ленин в 1905 году. В каких бы формах ни происходила революция, в любом случае надо принудить прежний господствующий класс отказаться от власти, - добровольно он этого не сделает. Изучая и обобщая опыт происходивших в истории революций, Ленин разрабатывает целое учение о революции, о революционной ситуации, о диктатуре пролетариата как средстве защиты и развития революционных завоеваний. Так же как и Маркс и Энгельс, Ленин рассматривает революцию как следствие прежде всего объективных процессов, подчеркивая, что она не делается по заказу или по желанию революционеров. Но при этом Ленин вносит в марксистскую теорию немало новых моментов. Социалистическая революция, утверждал Ленин, не обязательно должна произойти в наиболее развитых капиталистических странах, как считали Маркс и Энгельс. В условиях неравномерности капиталистического развития цепь империалистических государств может прорваться в «наиболее слабом звене», слабом из-за переплетения в нем различных противоречий. Таким слабым звеном Ленин видел Россию в 1917 году.

В-третьих, это такая политическая философия, в которой под политикой понимаются прежде всего действия больших масс людей. «…Когда открытого политического выступления масс нет, - писал Ленин, - его никакие путчи не заменят и искусственно не вызовут» . При этом участие масс должно быть тем большим, чем глубже преобразование общества. Поэтому там, где другие политики рассуждали на уровне элит и партий, Ленин говорит о массах, классах, социальных группировках. Ленин внимательно изучал жизнь различных слоев населения, считая важным выявить подвижки, которые происходили в различных классах и группировках, их полевение или поправение, изменение настроений, соотношение классовых сил и т. п. Отсюда делались выводы стратегического и тактического характера - о классовых союзах, о лозунгах дня, о возможных практических действиях.

В-четвертых, это такая философия, в которой большая роль отводилась субъективному фактору. Критикуя в работе «Что делать?» (1902) теорию «стихийности» так называемых «экономистов», Ленин доказывал, что социалистическое сознание не возникает само собой из экономического положения пролетариата, - оно вырабатывается теоретиками на гораздо более широкой основе и должно вноситься в рабочий класс извне. Ленин разрабатывал и проводил в жизнь теорию партии как передовой, ведущей части класса; показывал роль субъективных моментов в революции, которые не возникают сами собой из объективной революционной ситуации. Все эти положения дали повод одним говорить о важном вкладе его в марксистскую теорию, а другим обвинять его в волюнтаризме.

Наконец, в-пятых, это такая политическая философия, которая нацелена на коренное изменение (иногда говорят - ликвидацию) самой политики, испокон века строящейся на разделении людей на управляющих и управляемых. Эти положения (в развитие идеи Маркса и Энгельса об отмирании государства как органа политического классового господства) были высказаны Лениным в работе «Государство и революция» (1917). Отмиранию государства должна предшествовать его радикальная демократизация - введение выборности и сменяемости не только депутатов, но и чиновников, оплачиваемых на уровне рабочих, все более широкое привлечение к государственному управлению представителей народа, так чтобы в конечном итоге все управляли по очереди и функция управления перестала быть привилегией.

Как известно, на практике все вышло сначала не совсем так, а потом совсем не так. Была ли причиной тому утопичность этого проекта или неблагоприятность конкретных условий его реализации, но во всяком случае развитие нашей страны пошло в прямо противоположном направлении.

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

3. Философские взгляды А. Н. Радищева Философские идеи европейского Просвещения XVIII в. получили яркое отражение в творчестве Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Большое влияние на Радищева оказали сочинения Рейналя, Руссо и Гельвеция. Вместе с тем Радищев, получивший

Из книги Карлос Кастанеда. Расколотое знание автора Джелдашов Василий

Образ 3. Похороните ленина «– Если все решили, что ты умер, то почему похоронили тебя в неглубокой могиле? Почему они не вырыли настоящую могилу и не похоронили как следует?– Я сам задавал себе тот же вопрос и понял, что все эти рабочие с фермы были набожными людьми. Я был

Из книги Шаги за горизонт автора Гейзенберг Вернер Карл

Философские взгляды Вольфганга Паули Работы Вольфганга Паули по теоретической физики лишь изредка позволяют разглядеть философскую основу, из которой они выросли, и перед своими коллегами по профессии он предстает прежде всего как блестящий, всегда тяготеющий к

Из книги Сократ автора Кессиди Феохарий Харлампиевич

3. Философские взгляды софистов и Сократ Появление софистов на философском горизонте сопровождалось четкой постановкой вопроса о роли субъекта (человека) в процессе познания. Тем самым софисты впервые выдвинули гносеологическую проблему достоверности человеческих

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

§ 3. Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в. Общественно-политические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в. Дмитрия Сергеевича Аничкова (1733–1788), Семена Ефимовича Десницкого (ум. 1789), Ивана Андреевича Третьякова

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

§ 5. Философские и социологические взгляды декабристов Формирование идеологии дворянских революционеров. Важной вехой в истории освободительного движения, общественно-политической и философской мысли России первой четверти XIX в. была деятельность дворянских

Из книги Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму автора Субетто Александр Иванович

2. Философские взгляды Симплиция а) Философские взгляды Симплиция мало чем отличаются от взглядов Дамаския и даже вообще от неоплатонизма. У него безусловная убежденность в тождестве платоновской и аристотелевской философии. Это видно на множестве мест из его

Из книги Томас Пейн автора Гольдберг Николай Моисеевич

7.4. "Философские тетради" Ленина Ведя борьбу против социал-шовинизма, предательства западных социал-демократов ради империалистических интересов своих стран, Владимир Ильич Ленин продолжал разработку философских основ научного социализма для новой эпохи – эпохи

Из книги Русская религиозная философия автора Мень Александр

Глава третья ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И КРИТИКА РЕЛИГИИ

Из книги Николай Гаврилович Милеску Спафарий автора Урсул Дмитрий Тимофеевич

Из книги Поль Гольбах автора Кочарян Мусаел Тигранович

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

Глава II. Философские взгляды Решение основного вопроса философии. Определение материи опрос об отношении мышления к бытию, духа к природе с древнейших времен занимал умы философов. «Но он мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение, -

Из книги Ленин и философия автора Альтюссер Луи

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

Позиция Ленина по отношению к Гегелю В лекции, прочитанной мной год назад и вышедшей затем отдельной книжкой в издательстве «Масперо» под названием «Ленин и философия», я попытался доказать, что Ленин внес огромный вклад в диалектический материализм, что он, развивая

Из книги Философия права автора Алексеев Сергей Сергеевич

Начало революционной деятельности Ленина С конца 80-х годов начинается революционная биография Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Поступив в августе 1887 года в Казанский университет, Владимир Ульянов стал активным участником нелегального самарско-симбирского

Из книги автора

Персоналистические философские взгляды. Важнейшим звеном в развитии философской мысли, обосновывающим пе­реход правовой культуры от социоцентристских к персоноцентристским началам и в силу этого повлиявшим на саму постановку философских проблем права, стали

Годы правления:1917-1924

Из биографии

  • Владимир Ильич Ульянов (Ленин)- политический и государственный деятель, создатель партии большевиков, один из организаторов Октябрьской революции, председатель советского правительства — Совета Народных Комиссаров (Совнаркома),основатель Советского государства. Ленин был идеологом партии большевиков, марксистом, проложившим учение К.Маркса и Ф.Энгельса.
  • В.И.Ульянов (Ленин) родился в дворянской семье. Он получил хорошее образование, проявив при этом большие успехи. Однако участие в студенческих волнениях не позволили ему закончить Казанский университет, из которого он был исключён. Диплом юриста он получил в Петербургском университете, сдав экстерном все экзамены.
  • Примером революционера стал для него старший брат Александр. Однако юный тогда Володя не поддерживал его метод борьбы – терроризм, поэтому после казни брата за участие в покушении на жизнь царя Александра III в 1887 году он дал себе слово, что пойдёт другим путём. Этот путь – путь революции, захвата власти.Профессиональным революционером стал в 1893 году.
  • Характер Ленина был достаточно сложный. Он не имел друзей — только были соратники по борьбе. Современники отмечали его огромное самомнение, высокомерие, речи его была свойственна язвительность, он практически не считался с мнением других, только свою точку зрения считал правой.
  • Нельзя не сказать ещё об одной черте Ленина — его жестокости. Именно по его приказу начался страшный террор в стране, гибли миллионы в ходе Гражданской войны, была расстреляна царская семья. Именно в первые годы советской власти появились такие выражения, как « шаг вправо, шаг влево — расстрел», « кто не с нами — тот против нас».
  • Это была сильная личность. Именно Ленин стал вождём пролетариата, объединив все силы и встав во главе борьбы за новую, советскую власть.
  • Деятельность Ленина по-разному оценивалась в нашей стране. От возвеличивания (по словам М.Горького, это был « самый человечный человек») , практически культа его личности в СССР до жесточайшей критики. Скорее всего, однозначную оценку всё же дать невозможно. Да, при нём началось складывание тоталитарной системы, формировалась централизация власти, но именно Ленин долгие годы был идеалом для советских людей, с его именем совершались великие стройки, с именем Ленина-Сталина гибли советские люди, защищая страну от фашизма. Несомненно, роль Ленина в создании нового государства – СССР — была велика.

Основные идеи В.И.Ленина

  • Главная цель коммунистической партии — осуществление коммунистической революции, создание коммунизма- бесклассового общества.
  • Существует только классовая мораль. У каждого класса — свои принципы, идеи. В основе морали пролетариата лежит всё т, что отвечает его интересам. С этой точки зрения могут быть оправданы жестокие действия, если они направлены на уничтожения эксплуатации, способствуют победе социалистической революции.
  • Революция может произойти сначала в одной стране, а не сразу во всём мире, как предполагал К.Маркс. Затем эта страна поможет другим провести революции. «Марксизм не догма, а руководство к действию».
  • На рубеже столетий капитализм перешёл в свою высшую стадию — империализм, для которого характерно создание международных монополистических союзов (империй), делящих между собой мир. Каждый такой союз прежде всего стремится к получению выгоды, а значит, войны неизбежны. О признаках империализма Ленин написал в статье« Империализм как высшая стадия капитализма» в 1916 г.
  • Успех революции во многом зависит от захвата коммуникаций — почты, телеграфа, вокзалов.
  • Социализм — это переходный этап к коммунизму. При социализме уже нет эксплуатации, но нет и материального изобилия, которое позволило бы удовлетворить все потребности людей.
  • Экономические взгляды Ленина: государственный социализм, в котором все работают по найму государства, становятся рабочими всенародного государственного « синдиката», создаётся система принудительного труда (« Кто не работает- то не ест»), наличие строгой дисциплины на производстве, командно-административные методы руководства экономикой.
  • Ленин был уверен, что коммунизм будет построен в 1930-50 годах.
  • Знаменитая фраза « учиться, учиться и учиться» была изложена в статье «Понятное направление русской социал-демократии», написанной в 1899 году и опубликованной в 1924 г.

Исторический портрет В.И.Ленина

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Создание партии и основ идеологии большевиков. 1895- стал одним из создателей « Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Революционная деятельность в эмиграции: издание газеты « Правда» в 1900г, при помощи которой была создана огромная сеть партийных организаций пропагандирующих марксизм.

7 апреля 1917 году в газете « Правда» , в 1902 году принятие своего псевдонима -Ленин, написание статьи« Что делать?», в которой изложил своё видение будущей партии — немногочисленной, строго централизованной организации, которая должна стать авангардом рабочего класса.

Во время революции 1905-1907 годов вернулся в Россию, после поражения — снова за границей, занимался подготовкой революции.

После Февраля приезжает в Россию, а в Октябре — руководит восстанием.

В апреле 1917 года опубликованы « Апрельские тезисы» Ленина, призывающие к революции, захвату власти большевиками,установлению власти Советов, в них он призывал к окончанию войны, конфискации помещичьих земель, национализации земель и банков.

Итогом данной работы явилось создание партии большевиков (коммунистов), которая была руководящей силой в стране в течение 70 лет с лишним лет.

Захват власти большевиками и удержание её, преодоление контрреволюционного сопротивления.Создание Красной армии — главной силы большевиков. 25-26 октября 1917г.- Октябрьская революция, в результате которой к власти пришли большевики.

23 февраля 1918 года- создание Красной армии (РККА- Рабоче-крестьянская Красная армия, в 1946 году переименованная в Советскую)

1918-1920- Гражданская война. Преодоление сопротивления белогвардейцев.

Победа Красной армии.

Итоги деятельности : под руководством В.И.Ленина была установлена власть Советов, одержана победа в Гражданской войне с помощью новой армии — РККА.

Борьба за единство партии. Установление однопартийной системы в России (разгон Учредительного собрания 6 января 1918 года), принятие в 1921 году резолюции « О единстве в партии», которая запрещала все фракции, установила власть большевиков- РКП (б).

Письмо Ленина к съеду (написано в 1922 г, оглашено Н.Крупской в 1924 перед 8 съездом партии), предостерегающее партию от политики Сталина, стремления его сосредоточить власть в одних руках.

Конец 1920-начало 1921- кризис в партии в связи с«профсоюзной дискуссией». Ленин считал, что партия не должна упускать главный рычаг управления — профсоюзы, контролировать их деятельность.

Итог деятельности : в РСФСР, а затем в СССР была установлена однопартийная система, произошло слияние партийного аппарата с государственным. Генеральный секретарь партии имел большие полномочия.

Создание новой — советской государственности, укрепление диктатуры пролетариата. Создание законодательной базы нового государства. На 2 съезд РСДРП были созданы высшие органы власти – ВЦИК и Совнарком (во главе которого встал Ленин),

28.10.1917- милиция,

7.12. 1917- ВЧК.

Высший орган законодательной власти — Всероссийский съезд Советов.

30 декабря 1922 – начало образования СССР, появление новых органов власти: Советов народных депутатов СССР, высший орган власти- Всесоюзный съезд Советов, ЦИК.

Принятие Конституций:1918- РСФСР, 1924-СССР

Итоги деятельности: в период деятельности
Ленина была создана советская государственность, с новыми органами высшей власти, руководящей силой стала партия коммунистов.

Поднятие экономики России, складывание командно — административной системы в управлении экономикой.Вывод России из послевоенной разрухи. Ленин стремился укрепить экономику, установить полный контроль за ней со стороны власти.

2 декабря 1917 г. был создан единый орган хозяйственного руководства в общегосударственном масштабе — Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ).

Задачи военного времени требовали мобилизации всех средств и ресурсов. Поэтому была проведена политика« военного коммунизма» в 1918-1920гг. со всеобщей трудовой повинностью, продразвёрсткой, отменой частной торговли и др., что позволило победить в Гражданской войне, но в то же время усилило напряжённость в стране.

Введение НЭПа в 1921году: разрешение частной торговли, введение фиксированного продналога, отмена трудовой повинности.

1918-1919-проведение национализации помещичьих земель, предприятий, банков.12 апреля 1919 года был проведён первый коммунистический субботник на станции Москва-Сортировочная.

1921(январь-февраль) – голод, массовое недовольство экономической политикой страны, массовые крестьянские и рабочие выступления, в феврале-марте – восстание моряков в Кронштадте. Все восстания были подавлены при помощи войск.

Принятие плана ГОЭЛРО- Государственная комиссия по электрификации России, февраль 1920г.

Итоги деятельности : при Ленине началась складываться прочная система нового государственного руководства экономикой- командно-административная, вся экономика находилась под строгим контролем органов власти. Экономика основывалась на собственности государства. Вся частная собственность на средства производства национализировалась.

Создание СССР. 22 декабря 30 декабря было подписано соглашение о создании СССР.

В него входили РСФСР, УССР,БССР ЗСФРП

В течение нескольких последующих лет в СССР вошли:1922- РСФСР,УССР,БССР, Армянска, Азербайджанская, Грузинская- в составе ЗСФСР1924-Туркменская, Узбекская1929-Таджикская1936-Казахская, Киргизская1940-Литовская, Латвийская, Эстонская, Молдавская.

Итог деятельности : Ленин стал инициатором создания СССР по принципу федерализма, с правом наций на самоопределение вплоть до отделения. Были заложены основы нового сильного государства.

Проведение социальной политики Вводилась диктатура пролетариата (Декрет о власти 1917 года), образовывались классы рабочих, крестьян и интеллигенции.

1919-Декрет « О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», началось строительство школ, создавались пункты по ликвидации безграмотности (ликбезы),становление новой — рабочей интеллигенции.

Был введён 8-часовой рабочий день.

Итоги деятельности : ликвидация сословий, формирование трёх классов, составляющих трудовой народ страны.

Были предприняты позитивны меры в социальной политике по созданию достойной жизни советских граждан. Особенно большая роль отводилась образованию, ликвидации безграмотности, формированию новой интеллигенции.

Создание философских и политических трудов, изложение своих взглядов, видения будущего страны. Наиболее известные труды В.И.Ленина:«Что делать?» 1902г.

«Материализм и эпмириокритицизм» 1909г.

« Апрельские тезисы» 1917г.

« Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов»1894

«Развитие капитализма в России» 1899

« Шаг вперёд, два шага назад» 1904

« О праве наций на самоопределение» 1914

«Государство и революция» 1917

« Задачи союзов молодёжи» 1920

Итог деятельности : Ленин продолжил идеи К.Маркса и Ф.Энгельса, создал основы идеологию коммунизма – ленинизм с идеей строительства нового коммунистического общества.

В своих работах Ленин критиковал оппозиционеров, врагов советской власти, излагал своё видение решения проблем времени.

Развитие культуры советской страны. Введение единой официальной коммунистической идеологии, единого метода культуры — социалистического реализма.

Проведение антирелигиозной политики, Декрет 1918 об отделении церкви от государства, а школы от церкви.

1918- Ленин выдвинул план монументальной пропаганды, начали воздвигаться памятники известным людям (первым стал памятник Радищеву в 1918г. скульптора Л.Шервуда).

1919-образованиеГосиздата. Большое внимание уделялось выпуску книг и журналов, пропаганде советского образа жизни.

Итоги деятельности: было положено начало создания официальной идеологии- марксизма-ленинизма, вводился тотальный контроль за деятельностью работников культуры, которые должны были выполнять заказы государства, были запрещены все методы, кроме социалистического реализма, что значительно сдерживало проявление творчества, индивидуальности деятелей культуры.

Молодёжная политика. Созданы идеологизированные детские и молодёжные организации: октябрятская (входили дети 7-9 лет, основана в 1923 году, распущена в 1991),пионерская ( создана 19 мая 1922 г., ликвидирована в 1991г.,входили дети с 9 – 14 лет),комсомольская ВЛКСМ(29 октября 1918г, распущена в 1991г., возраст от 14-28 лет)

Итоги деятельности: именно при Ленине началась идеологизированная политика среди детей и молодёжи, приведение к стандарту процесса воспитания будущих строителей коммунизма.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Установление мира, выход из Первой мировой войны. 3 марта 1918 был подписан Брестский мир с Германией, по которому Россия выходила из войны.

Условия мира были очень тяжёлыми(Россия потеряла большую часть территории: Польшу, Прибалтику, Финляндию, Западную Украину, Западную Белоруссию, Молдавию и часть Армении)

.Итоги деятельности : выход из войны позволил создать Красную армию, подготовиться к отпору белой гвардии в годы Гражданской войны, создать основы нового советского государства.

Участие в создании международной организации революционного движения – Коммунистического Интернационала. 1919- создание Коминтерна — международной организации по объединению коммунистических партий мира. Коминтерн просуществовал до 1943 г.

Итоги деятельности : Коммунистический Интернационал, созданный при активном участии Ленина, позволил Стране Советов значительно влиять на международное революционное движение в мире, навязывать свою политику многим странам, прежде всего- странам Восточной Европы.

Проведение политики признания СССР в мире. 1920-21 г.- мирные договоры с Финляндией, Эстонией, Латвией, Польшей, Литвой.

1921- с Турцией, Ираном, Афганистаном

1921-1922- с Англией, Австрией, Данией, Норвегией и др.

С 1924- полоса дипломатического признания СССР практически со всеми странами Запада, с крупными государствами мира.

Лишь с США дипломатические отношения сложились позже — в 1933 году, уже при Сталине.

Итоги деятельности : сложно, медленно, но постепенно новую страну- СССР — признали в мире как суверенное независимое государство, сложились дипломатические отношения со многими странами мира

Участие в войне с Польшей(28 января 1919- 18 марта 1921) По итогам войны часть территорий Западной Украины и Западной Белоруссии перешли Польше (в 1939 году в результате раздела Польши часть территории вернётся СССР).

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Деятельность Ленина как руководителя революционного движения России в 1917 году привела к победе партии большевиков, установлению Советской власти на всей территории страны.
  • Успешное руководство страной в годы Гражданской войны и интервенции позволило выиграть Гражданскую войну, защитить Советскую власть.
  • Величайшим событием в годы правления Ленина стало образование ССС в 1922 году, в последующем ставшем одним из сильнейших государств мира.
  • Экономическая политика, проводимая под руководством Ленина, способствовала восстановлению хозяйства, разрушенного Первой мировой и Гражданской войнами.
  • Успешной была и социальная политика: велась борьба с безграмотностью, строились школы, больницы, создавались рабочие места, проводилась политика всеобщей занятости населения.
  • Ленин был автором многих философских и политических трудов, в которых излагал своё видение будущее. Все годы Советской власти эти книги были основой политического образования советского народа (« Что делать?» другие.)
  • Однако политика централизации власти, диктатуры пролетариата привела к становлению однопартийности в стране, что станет в будущем основой тоталитаризма Сталина.
  • Борьба за власть дорого обошлась народу страны: миллионы погибших от военных действий, голода, ухудшение положения народа в первые годы становления нового государства- это всё вызывало гнев и недовольство народа, выливавшиеся в массовые выступления.
  • Внешняя политика Ленина имела целью сохранить власть Советов любой ценой. Этой ценой стали огромные промышленные и сельскохозяйственные территории, потерянные в результате Брестского мира. Однако удачная дипломатическая политика страны, усиливающаяся мощь СССР привели к полосе признания государства на мировой арене. В этом немалая заслуга вождя – Ленина.

Таким образом. В.И.Ленин — величайшая личность в истории России. Несмотря на многие перегибы в его политике, нельзя не признать его огромной роли в жизни народа и страны в течение достаточно большого периода времени — более 70-лет существования советской власти в стране.

Хронология жизни и деятельности В.И.Ленина

1870-1924 Годы жизни В.И.Ленина
22 апреля 1870 Родился Ленин в семье инспектора народных училищ, в Симбирске.
1887 Был казнён старший брат Ленина- Ульянов за участие в покушении на Александра III.
1887 Ленин принят в Казанский университет, но в декабре этого же года исключён за участие в студенческих волнениях.
1894 Знакомство с Н.К. Крупской — будущей женой.
1885 Начало профессиональной революционной деятельности. Едет за границу, чтобы ознакомиться с революционным движением на Западе и установить связь с марксистской группой «Освобождение труда», которая борется за права просто народа.
1895 Ленин арестован в Петербурге.
1897, февраль- 1900 Объявлен приговор, Ленин выслан в Сибирь на 3 года в село Шушенское(Енисейская губерния)
1900, июль Первая эмиграция, длившаяся 5 лет. Жил в Лондоне, Брюсселе.
1901-1902 Работал над книгой « Что делать?»
1903, 30 июля – 23 августа Участвовал в работе 2 съезда РСДРП.
1903, 25 апреля – 10 мая 3 съезд РСДРП в Лондоне.
1905, 21 ноября Ленин возвращается в Петербург.
1906, сентябрь- 1907, декабрь Первое финское подполье.
1908-1917 Ленин живёт и работает за границей: в Швейцарии, Лондоне, Праге, на о. Капри.
Апрель 1917 « Апрельские тезисы», опубликованы в газете « Правда» , призыв к революции..
С июля 1917 Ленин снова в подполье, скрывается в Финляндии.
1917, 23 октября Конспиративное собрание большевиков, неизбежность восстания.
25-26 октября 1917 Октябрьская революция, арест Временного правительства. Власть – в руках большевиков во главе с Лениным. Декреты о мире, земле, власти.
  1. январь
Разгон большевиками Учредительного собрания.
1918, 3 марта Подписание сепаратного мира с Германией, выход России из войны.
1918, март Переезд советского правительства в Москву.
1918, август Покушение на Ленина Ф.Каплан.
1919, март 1-ый конгресс Интернационала
1920, июль- август 2-ой конгресс коммунистического интернационала.
1921, февраль-март Подавление Кронштадтского мятежа.
1921, март Ленин подписывает « Наказ СНК о проведении в жизнь начал НЭПа»
1922, май Первый приступ болезни Ленина (склероз сосудов головного мозга)
1922 декабрь Резкое ухудшение состояния здоровья Ленина
1922, декабрь Ленин диктует « Завещание»
1924, 21 января Смерть Ленина. Тело Ленина покоится в Мавзолее в Москве.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25).

Портреты личностей , которые можно использовать при написании сочинения.


Введение

Юность и молодость

В.И. Ленин как политический деятель

2 Первая русская революция. Подготовка ко второй попытке захвата власти

4 Гражданская война, красный террор и попытка построения коммунизма

Заключение

Список литературы


Введение


Фигуры множества политических, военных и религиозных деятелей человечества всегда крайне противоречивы. Не является исключением и фигура Владимира Ильича Ленина. Для большинства людей старшего поколения - это великий вождь, указавший путь, по которому страна продвигалась долгие семьдесят лет к светлому будущему. Для среднего поколения - это крайне не однозначная личность, принёсшая народу больше горя и страдания, чем процветания. Для молодёжи - это лишь один из политических деятелей прошлого.

С малых лет мне запомнились книги, портреты и знамёна с лицом Ленина. Ленин был везде. Хорошо помню слова в букваре - «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!». С началом 90-ых и развалом СССР отношения к Ленину кардинально изменилось. Появилось множество информации о политической и личной жизни Ленина, порой крайне не объективной, порой просто мерзкой. Преобладающим стало негативное мнение о личности этого человека. Сейчас о В.И. Ленине напоминают лишь обветшалые памятники, и мавзолей на главной площади страны, неловко прикрываемый ширмой, при проведении государственных праздничных мероприятий.

Тем не менее, личность Ленина оставила в истории нашей страны глубокий след. След гораздо более глубокий, чем многие правители до него и после него. В данной работе мы постараемся разобраться, какую же всё-таки роль сыграл Ленин, как политик в развитии нашего государства.


1. Юность и молодость


Владимир Ульянов родился в 1870 году в городе Симбирск (нынешний Ульяновск). Здесь прошло его детство и юность. В 1887 году Ульянов заканчивает местную гимназию с золотой медалью. В том же году для семьи Ульяновых стал страшным ударом арест и казнь старшего сына Александра в связи с участием в покушении на царя Александра III. Вопреки широко распространенным в советское время сведениям Владимир не был в особенно близких отношениях со своим старшим братом. До поступления в Петербургский университет у самого Александра, по всей видимости, не было радикальных идей, он считался весьма талантливым биологом. 8 мая 1887, в день казни Александра, Владимир сдавал экзамен по географии, и его знаменитая фраза: «Мы пойдем другим путем», якобы произнесенная в этот день, стала неотъемлемой частью советской мифологии. Этот факт не нашел своего документального подтверждения (1).

В 1887 году, по окончании гимназии, Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета; а в декабре исключен из университета и выслан в имение матери за участие в студенческой сходке. В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки Ленина попал список марксистской литературы, рекомендованной для самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с марксизмом, который воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению мира и универсальный инструмент к его преобразованию (2).

В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки Ленина попал список марксистской литературы, рекомендованной для самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с марксизмом, который воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению мира и универсальный инструмент к его преобразованию (3).


2. В.И. Ленин как политический деятель


1 Формирование и развитие революционных взглядов


С 1894 года Владимир Ленин уже чётко сформулировал свои политические взгляды, и выражал их в письменных работах. Марксизм в них признавался единственным верным путём развития, и рассматривались пути его распространения в российских условиях. Первоочередной задачей социал-демократов Ленин считал организацию социалистической рабочей партии, способной возглавить пролетариат в борьбе против царизма, а затем и капитализма. В этом же 1894 году Ленин знакомится со своей будущей женой Н.К. Крупской.

В 1898 году в Петербурге состоялся первый съезд который учредил Российскую социал-демократическую рабочую партию. Все участники, в количестве 9 человек, были тут же арестованы и отправлены в ссылку.

Возвратясь из ссылки и желая развития своих идей и не находя возможности для этого в России, в 1900 году Ленин выезжает за границу, где создаёт первую общерусскую нелегальную газету «Искра». Лично готовит номера газеты и статьи, где всячески изобличает царизм и капиталистов. В 1901 году Владимир Ульянов впервые использует псевдоним Ленин, который закрепится за ним до конца его жизни и получит широчайшую известность после его кончины. По инициативе Ленина и под его руководством в России и за рубежом возникают группы содействия "Искре" и сеть ее агентов (4).

Ленин страстно желает революции и всячески готовит её. В 1903 году в Лондоне проходит 2 съезд РДСП, где Ленин формирует жёсткую позицию на свержение царизма и установление диктатуры пролетариата. В партии происходит раскол на меньшевиков, не поддерживающих предлагаемые Лениным методы борьбы, и большевиков, разделяющих его идеи.


2.2 Первая русская революция. Подготовка ко второй попытке захвата власти

ленин революционный гражданский коммунизм

Начало революции 1905 года застало Ленина за границей. Он тут же понял, что развитие событий надо попытаться взять под контроль. Стачки и демонстрации он не считал действенным методом, поэтому готовил план вооружённого восстания.

Осенью 1905 года он тайно возвращается в Россию, где проводит кипучую подготовительную деятельность. Апогеем революции становится московское вооружённое восстание в декабре 1905 года, закончившееся полным поражением восставших. Тем не менее волнения, стачки и революционные выступления не заканчивались ещё в течение двух лет.

После поражения вооружённого восстания Ленин выезжает сначала в Финляндию, затем далее за границу, где в течение нескольких лет, в условиях жёсткой конспирации, работает над укреплением и развитием партии. Партия постепенно растёт и крепнет, она становится влиятельность силой в среде пролетариата. Поражением первой русской революции не только не сломило его уверенности, но и заставило вдвойне усерднее готовиться ко второй попытке захвата власти. К 1912 году Ленин решительно рвёт отношения с меньшевиками, как идеологическими соперниками его монополии на власть в партии (5).

Удивительно, но в 1912 году большевикам удаётся создать и начать выпускать легальную газету «Правда». Ленин активно использует этот орган для популяризации своих идей в массах. Ленин решительно не хочет идти не на какие компромиссы, и всячески доказывает безальтернативность пролетарской революции (3).

Первую мировую войну (1914-1917) Ленин рассматривает как империалистическую, чуждую рабочему классу. Активно высказывает идею превращения империалистической войны в гражданскую, что по всем разумным заключениям можно приравнять к государственной измене.

При помощи немецкой агентуры Ленину и группе его соратников удаётся вернуться в Россию в апреле 1917 года. К этому времени в России уже произошла буржуазная революция, утвердившая у власти временное правительство. В своём первом выступлении перед партийцами Ленин чётко формирует основные тезисы по захвату власти. Из-за активной антиправительственной позиции и выступлений большевиков Ленину снова пришлось уйти в подполье и скрыться в Финляндии.


В конце октября 1917 года Ленин тайно возвращается в Петроград, а 6 ноября приступает к руководству вооружённым восстанием, подготовленным его соратником Троцким. Ленин предлагает действовать решительно и немедленно арестовать членов временного правительства. Арест произошёл 7 ноября 1917 года. Арест прошёл без серьёзного сопротивления, не смотря на разрекламированное в дальнейшем кровавое сражение солдат и матросов большевиков с юнкерами временного правительства, которого по факту не было. Тут же был выпущен манифест о низложении временного правительства, а вся полнота власти перешла к совету народных комиссаров во главе с Лениным. Свершилось то, к чему он готовился долгие годы, он получил власть. Теперь оставалось самое сложное - удержать её (6).

В январе 1918 года открылось учредительное собрание большинство в котором досталось партии эсеров, представляющих интересы самого многочисленного класса России того времени - крестьянства. Такое развитие событий ставило под удар большевистскую монополию на власть и на власть Ленина в том числе. Учредительное собрание было распущено.

В марте 1918 года большевистское правительство во главе с Лениным переезжает в Москву, Петроград перестает по факту быть столицей государства (3).

2.4 Гражданская война, красный террор и попытка построения коммунизма


Угроза голода заставила правительство с конца 1917 года направлять в деревню для заготовки хлеба продотряды, а с мая 1918 ввести продовольственную диктатуру. Ленин был сторонником жёстких, принудительных мер против "саботажников", "спекулянтов" и "кулаков", основных, по его мнению, держателей хлеба и виновников голода. Борьба за хлеб ускорила летом 1918 перегруппировку классовых сил в деревне. Суть её состояла в том, что власть в деревне была передана от общекрестьянских советов комитетам бедноты. Это внесло острый раскол в деревню (5).

Жестокая диктатура пролетариата, позорный Брестский мир с Германией и продовольственная диктатура в деревне привела к расколу в правительстве и народных массах. Левые эсеры, бывшие сторонниками Ленина подняли в начале лета 1918 года вооруженное восстание в Москве, затем в других городах. В дальнейшем эсеры переходят к покушениям на лидеров большевиков, в том числе и Ленина 30 августа 1918 года. Начинается гражданская война. Красный террор по устранению наиболее опасных оппонентов, действовавший до этого момента избирательно становиться государственной политикой. Все кто против нас должны быть уничтожены - вот его проста суть. Ленин видит в терроре неизбежную и необходимую роль защиты революции. Наиболее массово террор проявился в период 1919-1920 годов (6).

С осени 1918 года Ленин мобилизует все силы на борьбу с внутренними врагами. В это время он проявляет себя как талантливый организатор способный координировать хозяйственные, социальные и военные ресурсы государства и направить их в единое русло для достижения цели, а именно победы в гражданской войне. Этот период принято называть периодом военного коммунизма. Ленин живёт идеей построения социализма даже в это тяжелейшее время. Военный коммунизм он рассматривает как огромный шаг на пути построения социализма в России. Тем не менее, победа в гражданской войне, завоеванная ценой жесточайших людских и материальных жертв обернулась политическим и экономическим кризисом. Население, измученное политикой «военного коммунизма» и беспощадной продразвёрсткой уже в массе своей не хотело никакого социализма, а желало лишь немедленных перемен к лучшему.


5 Новая экономическая политика


Ленин ясно понимал, что к исходу гражданской войны, страна и народ крайне истощены, и двигаться к построению социализма жёстким путём больше не возможно. В 1921 году принимается решение о новой экономической политике. Новая экономическая политика предусматривала постепенный переход к социализму на основе смешанной экономики (включавшей социалистический, госкапиталистический, частнокапиталистический, мелкотоварный, патриархальный уклады), широкого использования товарно-денежных отношений. Несмотря на тяжелейшие последствия голода 1921, начался процесс быстрого восстановления экономики страны (3).

Ленин настаивал на развитии предприятий государственного типа, на электрификации (план ГОЭЛРО ), на развитии кооперации . Ленин считал, что в ожидании мировой пролетарской революции, удерживая всю крупную промышленность в руках государства, необходимо понемногу осуществлять строительство социализма в одной стране. Всё это могло бы, по его мнению, способствовать тому, чтобы поставить отсталую Советскую страну на один уровень с наиболее развитыми европейскими странами. В 1922 году на карте мира появляется новое государство СССР, тоже заслуга Ленина.

Не смотря на существенные послабления в экономике с принятием НЭПа, в политике Ленин всё также оставался монополистом. Утвердившаяся в стране монополия на власть одной партии не могла и не подвергалась сомнениям. В 1921-1922 Ленин активно боролся и против интеллигенции и против православной церкви. Вообще последние годы жизни, а скончался Ленин в 1924 году характеризуются его беспощадной борьбой со всякими оппонентами и с теми, кто таковым может стать.


6 Внешняя политика В.И. Ленина


Первым шагом во внешней политике Ленина стало проведение переговоров с Германией с целью заключения сепаратного мира. 3 марта 1918 года, не смотря на острейшее сопротивление со стороны многих его сторонников, Ленин добивается заключения Брестского мира с Германией. Условия мирного договора были крайне не выгодны нашей стране, но Советская республика получила передышку.

Понимая шаткость положения Советской республики, окружённой капиталистическими государствами, Ленин проводил крайне миролюбивую внешнюю политику. Сразу после захвата власти Ленин отказался от амбиций по захвату Константинополя и получения контроля над Черноморскими проливами. Эта мечта нескольких поколений Русских царей и полководцев была им навсегда отвергнута. Отказался он и от распространения влияния Советского государства на ближнем Востоке. Сразу после революции была признана независимость Финляндии, до этого являющейся частью Российской империи.

Гражданская война показала враждебные планы стран Антанты, бывших вчерашних союзников, против Советской России. Благодаря их военной и экономической поддержке внутри страны крепло белое движение. В обмен на выплату царских долгов удалось достигнуть соглашения со странами Антанты о прекращении помощи белогвардейцам (5).

К 1920 году у Ленина полностью сформировалась уверенность, что Мировой революции придётся ждать долгие годы, поэтому необходимо защитить достижения социализма в России, а для этого отвлекать империалистические страны от желания расправиться с первым в мире социалистическим государством, всячески стравливая их друг с другом. Поскольку расширение революции на страны запада не произошло, Ленин предложил полагаться на народы востока. Спустя 80 лет мы видим, что на востоке идеи Ленина прижились и имели широчайшее развитие. Так в настоящее время на карте мира в Азии существует несколько коммунистических государств: КНР, КНДР, Вьетнам.

После окончания Гражданской войны Советской России удалось прорвать экономическую блокаду благодаря установлению дипотношений с Германией и подписанию Рапалльского договора (1922) . Были заключены мирные договоры и установлены дипломатические отношения с рядом пограничных государств: Финляндией (1920), Эстонией (1920), Польшей (1921), Турцией (1921), Ираном (1921), Монголией (1921). Наиболее активно шла поддержка Турции, Афганистана и Ирана, сопротивлявшихся европейскому колониализму (3).


Заключение


В.И. Ленин, бесспорно, одна из выдающихся политических фигур мира. Этому человеку не просто удалось добраться до верхушки власти самой большой страны на планете, но и создать первое в мире социалистическое государство. Государство построенное на, как считалось, утопических идеях всеобщего равенства и братства. Идеи Ленина оказались жизнеспособны и в современных условиях глобализации. Китайское экономическое чудо очень сильно похоже на новую экономическую политику, а КНДР до сих пор живёт по принципу натурального обмена между городом и деревней. Благодаря вектору развития, заданному Лениным в самом начале, СССР вступил во вторую мировую войну индустриально развитой, современной страной, и, не смотря, на огромные потери выстоял и принёс всему человечеству победу над фашизмом. Старшие поколения с ностальгией вспоминают времена СССР. Эти времена характеризуются всеобщей занятостью, предсказуемостью жизни, равными возможностями для всех и каждого. Но коммунизм принёс нашему народу также много бед и страданий. Для достижения социальных идеалов коммунисты и лично Ленин, не сомневаясь, жертвовали тысячами жизней. За время существование Ленинской политической модели многие десятки и сотни тысяч наших соотечественников лишились жизни, были расстреляны, как семья последнего русского царя, погибли от голода, замученные продразвёрсткой, умерли от холода и непосильного труда в лагерях.

Ленин не был гуманистом. Все жертвы в его глазах были необходимы для развития революции, те, кто гибли на пути к социализму, были лишь структурным препятствием этому, и их нужно было устранить. Построения равноправного социалистического государства, государства рабочих и крестьян было главной целью Ленина, о жертвах на этом пути он не сильно задумывался.

Список литературы


1. Елизарова-Ульянова А.И. Ленин Владимир Ильич. // Деятели СССР и революционного движения России: энциклопедический словарь Гранат. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 498.

Логинов. В.Л. Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. - М.: Республика, 2005. - С. 36-37.

Ленин, Владимир Ильич «Электронный ресурс Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленин,_Владимир_Ильич

4. Волкогонов В. Ленин. Политический портрет. - М.: Новости, 1995. - С. 78

Карр Э. История Советской России. - М.: Прогресс, 1990. - С.23-28

Большевики приходят к власти «Электронный ресурс Ленин: революционер, мыслитель, человек» http://leninism.su/books/4055-bolsheviki-prixodyat-k-vlasti.html


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ленин В. И. (1870-1924) - основатель и руководитель партии большевиков, советского государства, признанный вождь мирового коммунистического движения. В. И. Ульянов (Ленин) оставил теоретическое наследие - марксизм-ленинизм, значение которого трудно переоценить. Полное собрание сочинений Ленина насчитывает 55 томов. Во многих его работах сформулированы глубоко научные теории, а также выражена четкая позиция о текущих политических событиях.

В советской историографии ленинизм был изучен достаточно глубоко, в нем выделяют два периода: развитие Лениным марксистской политической мысли до и после октября 1917 г.

В первый период основной политико-правовой тематикой работ Ленина были: обоснование тактики и стратегии партии нового типа, теория перерастании буржуазной революции в социалистическую, учение о диктатуре пролетариата и теория государства.

В работах Ленина "Что делать?", "Шаг вперед, два шага назад" показано значение партии как высшей формы классовой организации пролетариата (по сравнению с профсоюзами или иными организациями). В учении о партии Ленин доказывает, что только организованный пролетариат способен достичь поставленных целей. Однако исполнить роль передового бойца может только партия, руководимая передовой теорией, используя как легальные, так и нелегальные методы борьбы.

Теория перерастания буржуазной революции в социалистическую сформулирована в книге "Две тактики социал-демократии в демократической революции".

В условиях русской революции буржуазия будет добиваться частичных уступок от монархии: политических (конституция) и экономических. В этих условиях основной социальной силой буржуазия попытается сделать крестьянство. Поэтому необходимо не дать крестьянству обмануться. Вместо кадетской теории "двух лагерей" - монархического и сторонников конституции - Ленин исходил из наличия в революции трех лагерей: правительственного, либерального и демократического. Во главе демократического лагеря должен стать революционный пролетариат, союзником которого будет крестьянство. Такой союз должен привести к победе революции.

Следующим этапом перманентной революции в учении Ленина была диктатура пролетариата и крестьянства. Ленин дал характеристику диктатуры пролетариата как "опирающуюся на силу, а не на закон власть". В работе "Две тактики социал-демократии в демократической революции" диктатура пролетариата характеризуется как демократическая, поскольку заключается в широких демократических преобразованиях. Вместе с тем Ленин обосновал и революционный, репрессивный характер диктатуры пролетариата по отношению к помещикам и капиталистам, поскольку сопротивление бывших эксплуататоров неизбежно. Победа революционной диктатуры отождествлена с уничтожением основ буржуазного общества.

Национально-государственный вопрос в учении Ленина рассматривается как часть проблемы всемирного освободительного движения и в тесной взаимосвязи с учением о революции. В ленинской концепции нация формируется в период развития капиталистических отношений. Этнос, существующий в добуржуазные эпохи, в период капитализма становится новой исторической категорией. Нация, кроме общности языка, культурных традиций и единства территории, характеризуется также экономическим единством. Таким образом, нация рассматривается как категория - следствие социально-экономического развития. С появлением наций, в условиях этически неоднородных государств, классовая и национально-освободительная борьба неотделимы. Следовательно, в национальном вопросе проявляются две тенденции: стремление к созданию суверенных государств и стремление к установлению между государствами прочных экономических связей.

Учение о диктатуре пролетариата, задачах социал-демократии в революциях получило развитие в работах 1917 г. "Апрельские тезисы", "Марксизм и государство". Основные положения этих работ были обобщены в теоретическом труде "Государство и революция". В этом труде (ПСС. Т. 33) Ленин исходил из марксистской трактовки, что государство есть основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. В классовом обществе, согласно ленинскому учению, государство служит для подавления своих социальных противников, государственная власть находится в руках экономически господствующего класса.

Ленин развил это марксистское определение государства, он выделил основные идеи государства как продукта и проявления непримиримости классовых противоречий, как органа классового господства. Без революции невозможно уничтожение эксплуататорской сущности государства, следовательно, учение о государстве тесно взаимосвязано с революционным учением. В результате победой революции был обоснован период диктатуры пролетариата, призванный уничтожить старый государственный аппарат, подавить сопротивление помещиков и буржуазии, утвердить власть рабочих и крестьян. Переход от диктатуры пролетариата к коммунизму, по ленинскому учению, "не может не дать громадного изобилия и разнообразия политических форм" при сохранении неизбежной сущности -диктатуры пролетариата. Далее Ленин обосновывает задачу пролетариата по созданию собственного государственного аппарата. Однако служащие социалистического госаппарата, по мысли Ленина, не должны превратиться в чиновников, бюрократов. Для этого он считал необходимым утвердить принцип выборности, сменяемости государственных служащих, запрета каких-либо социальных привилегий служащим, укрепления законодательной пролетарской власти.

Логическим завершением государства Ленин назвал коммунизм: "Мы вправе говорить лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его независимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания, ибо материала для решения таких вопросов нет". Как видно, процесс перехода от диктатуры пролетариата к коммунизму Ленин оставил открытым для дальнейшего теоретического обоснования.

В период после октября 1917 г. перед Лениным как перед руководителем Советского государства встали практические задачи претворения в жизнь политической программы большевиков. Поэтому учение о государстве и праве приобретав не только теоретический характер. В это время Ленин уделял внимание развитию учения о национально-государственном строительстве, взаимосвязи диктатуры пролетариата и революционной законности уже в условиях Советского государства,

В лекции "О государстве", в сочинениях "Пролетарская революция и ренегат Каутский", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" и ряде других работ буржуазное (даже демократическое) государство противопоставляется диктатуре пролетариата. В связи с этим Ленин определил пролетарскую диктатуру как своеобразную школу, в которой пролетариат осваивает навыки управления государством и обучает этому всех трудящихся. Следовательно, "высшим принципом" диктатуры пролетариата Ленин назвал союз пролетариата с крестьянством. В период Гражданской войны Ленин обосновал диктатуру как террор по отношению к сопротивлявшимся эксплуататорским классам. Он писал, что диктатура означает не окончание классовой борьбы, а только ее продолжение на новом историческом этапе.

Наилучшей формой диктатуры пролетариата Ленин назвал Республику Советов. Советская власть в учении Ленина этого времени занимает одно из центральных мест. Советы кап "школа коммунизма" в работах Ленина показаны гораздо более демократическими органами власти, чем буржуазное Учредительное собрание. Новая форма демократии - социалистические Советы противопоставляются Лениным старому буржуазному демократизму. Социалистический характер советской власти объясняется системой этой власти кап в центре, так и на местах. Так, вышестоящие Советы сосредотачивают в своих руках высшую законодательную власть, контроль над исполнением законов, а местные Советы являются более действенными органами, обладающими большими возможностями, чем буржуазные органы самоуправления. Кроме того, Советы "путем систематического привлечения все большего числа граждан к непосредственному управлению государством" служат реальным рычагом в борьбе с местничеством, бюрократизмом и буржуазными пережитками.

Создание Советского государства подразумевало осуществление им внутренних и внешних функций. В первых Декретах советской власти, разработанных Лениным, уже сформулированы ориентиры внутренней и внешней политики государства рабочих и крестьян. После победы Октябрьской революции 1917 г. Ленин как председатель СНК непосредственно столкнулся с необходимостью осуществления экономических, политических и других функций, направленных на организацию нового социалистического общества. Главными (взаимосвязанными) задачами в это время Ленин считал организацию подавления буржуазии, а также "учет и контроль" при обобществлении производства. Тесная взаимосвязь экономики и политики проявилась и при обосновании Лениным "военного коммунизма" и нэпа.

Внешнеполитические функции Ленин сформулировал как принцип мирного сосуществования. В отличие от "левых" коммунистов с их теорией перманентной мировой революции, в Декрете о мире и в работах послеоктябрьского периода он воздерживался от теории мировой революции. Напротив, Ленин стал сторонником теории построения социализма в одной России. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Ленин, конечно, не отвергал. Он оставался сторонником революционного преобразования мира и победы коммунизма на всей планете, но считал, что причины революции лежат в плоскости внутриполитического развития, а не в экспорте революции извне.

В "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" Ленин сформулировал концепцию национально-государственного строительства, федеративного устройства России при добровольном вхождении в РСФСР национальных автономий. При этом Ленин подчеркивал, что автономии и федерацию отнюдь не ущемляет принцип демократического централизма, а, напротив, позволит исключить в будущем государстве национальную рознь.

Ленинская концепция государственного устройства получила развитие в процессе образования СССР. В это время предлагались проекты создания федерации с последующей эволюцией в сторону унитарного государства. Ленин не был согласен с такой концепцией, он предложил идею создания союзного государства, заложенную в основе СССР. Новая концепция двойного государственного суверенитета предполагала, что суверенитет принадлежит как союзному государству так и союзным республикам. Конституция СССР 1924 г. (ст. 3) закрепила ленинскую концепцию, отраженную и в последующих Конституциях Советского Союза.

Взаимосвязь диктатуры пролетариата с революционной законностью основана на теории насилия. Ленин откровение говорил, что власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, есть "власть, не связанная никакими законами". Под словом "никакими" здесь надо понимать буржуазные законы, которые полностью отвергались. Наивно полагать, что Ленин, будучи ученым-теоретиком, юристом по образованию, отвергал юридические законы, исповедовал правовой нигилизм. Концепция Ленина заключалась в том, что диктатура пролетариата отвергает старые общественные отношения, сформулированные в буржуазных законах. Однако по мере формирования новых общественных отношений пролетарское государство закрепляет последние в обязательных для всех правовых актах. Одновременно с установлением новых законов Ленин пропагандировал чрезвычайные меры в виде политики "красного террора".

Справедливо отметить, что "тьма беззакония", правовой хаос революционных лет оказались опаснее, чем предполагал лидер большевиков, поэтому он требовал ускорить процесс формирования нового, советского права. Это отчетливо видно в позиции Ленина во время разработки и принятия Конституции 1918 г. и вообще в законотворческой работе руководителя Советского государства. Например, Ленин обосновывал необходимость перехода от политики "военного коммунизма" к "новой экономической политике" как соответствующей сути общественных отношений в конкретных исторических реалиях. Нэп, провозглашенный Лениным "всерьез и надолго", требовал кодификации советского законодательства. Следовательно, Ленин подчеркивал важность принятия первых советских кодексов (гражданского, трудового, уголовного) и законов о судоустройстве. При этом он выделил главные позитивные моменты становления советского права: охран) завоеваний пролетариата и наведение строгого революционного порядка в различных сферах общественной жизни.

Необходимо напомнить, что Ленин всегда исходил из трактовки права как возведенной в закон воли господствующего класса, содержание которой определяется классовыми материальными условиями и интересами, оформленными в виде системы норм, правил, установленных или санкционированных государственной властью. Исходя из марксистско-ленинского определения права в условиях диктатуры пролетариата должно было применять к правоотношениям революционное правосознание, а не старые буржуазные понятия. Сообразно новому теоретическому положению последние ленинские работы дают представление об основах советского отраслевого права.

В гражданском праве Ленин обосновал отрицание частного права и признание только права публичного, отказ от частной собственности, разрешение только общественной собственности, жесткое государственное регулирование капиталистических элементов экономики.

Трудовое право, впервые выделявшееся в самостоятельную отрасль, исходило из того, что Октябрьская революция уничтожила строй эксплуатации и трудящиеся получили возможность работать как на себя, так и на общество. То, что было верно по отношению к пролетариату, по-иному рассматривалось в отношении бывшего эксплуататора. Согласно новому, революционному принципу: "Кто не работает, тот не ест!" по отношению к буржуазии, помещикам и уклоняющимся от общественного труда при "военном коммунизме" санкционировались репрессивные меры.

Семейное право, также выделившееся в самостоятельную отрасль, исходило из коммунистического учения об отмирании правовых отношений по мере утраты социальной необходимости в них, уменьшения значения хозяйственно-потребительских отношений. Вместо них на первый план выдвигались нравственные, эстетические и психологические отношения, которые согласно этому учению совершенствуются с гармоническим развитием личности и по мере приближения к коммунизму. Сообразно этому теоретическому обоснованию семья как важный вид социальной общности, построенная на супружеском союзе и родственных связях, должна была претерпеть существенную эволюцию. Революционные изменения в семье проявились уже в первых мерах советской власти по отделению церкви от государства, в поиске новых типов и форм семьи.

В уголовном праве Лениным обосновывалось усиление репрессивной, тоталитарной сущности пролетарского государства в отношении не только классовых врагов, но и бывших союзников по революционной борьбе - социал-демократов. Последние также были причислены к политическим врагам советской власти, против них Ленин призывал к усилению репрессий, "вплоть до высшей меры наказания".

Концепция исторического развития общества и государства, сформулированная Лениным, была основана на марксистском учении об общественно-экономических формациях.

Владимир Ильич Ленин (1870–1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920).

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" – по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них – воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Вторая половина этого тезиса ("проявление непримиримости классовых противоречий") в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, – комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса), – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Конкретное содержание феномена "диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая "раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами". "Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры -– это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, – быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания. В лучшем случае некоторые из них (скажем, парламентаризм) следует стараться использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса.

Во времена Ленина ими были; в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах. "Буржуазная демократия, – писал он, – будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековьем, всегда остается – и при капитализме не может не оставаться – узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных". Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

Анализируя проблему "государство и революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого понятия". Применительно к социалистической революции прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству – олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна – пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: "...все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве".

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что.означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него – насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют. Лозунг "Советы – без коммунистов!" представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать "невиданное в мире развитие и расширение демократии именно для гигантского большинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся".

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: "Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков". В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). А вот и главное: "Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии". На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: "Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем".

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. Однако чересчур долгой жизни Ленин этой государственности не прочит. Он как правоверный марксист стоит за отмирание государства: "...по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать". Ленин неоднократно повторяет эту мысль: "...пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно". Разумеется, окончательное отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда высоких социально-экономических и общекультурных условий. Но сама идея отмирания государства остается в марксизме-ленинизме незыблемой и сугубо важной.

Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на "технологию" осуществления политического господства и т. д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.

Смотрите также:



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме