Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Процедура, особенности и цена выкупа земли из аренды в собственность. Порядок выкупа земли из аренды в собственность

Выкуп земельного участка выгоден Вам, если:

  • - Вам необходимо легализовать самострой (причем легализация самостроя через выкуп земли является единственным законным способом решения проблемы)
  • - арендуемый Вами земельный участок большой, его можно разделить на 2 участка и продать часть земельного участка
  • - Вы планируете построить дополнительное здание, сделать надстройку или пристройку, и сомневаетесь в получении согласия правительства Москвы на такую постройку.

Закон № 48 г. Москвы « О землепользовании в городе Москве» позволяет выкупить в собственность расположенные в г. Москве земельные участки по льготной цене - 20 % от кадастровой стоимости участков. Такая льготная цена установлена до лета 2012 года.

Выкупить в собственность земельные участки по такой льготной цене имеют право собственники строений:

  • - ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности,
  • - ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности, и впоследствии проданных на вторичном рынке недвижимости (т.е. если существующий собственник здания не являлся его первичным покупателем)
  • - вступившие до октября 2001 года в права собственности на здания.

В иных случаях выкуп земли тоже возможен, однако обойдется дороже.

Следует учесть, что договором купли- продажи будет установлен разрешенный вид использования участка идентично указанному в действующем договоре аренды (например, имеющаяся в договоре аренды фраза «земельный участок предоставляется для эксплуатации здания под административные цели» будет также в договоре купли-продажи).

Также, договором будет установлен запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке. Однако такого запрета бояться не стоит, даже если Вы выкупаете землю в целью легализации самостроя, строительства или реконструкции здания, так как:

  • -запрет на строительство, реконструкцию не распространяется на объекты, реконструкция которых не приводит к изменению вида разрешенного использования земельного участка, установленного договором купли-продажи. (т.е. если самострой, реконструкция, строительство не влекут изменение разрешенного вида использования участка, то установленный договором запрет вообще не является препятствием- т.к. он снимается подачей в уведомительном порядке заявления правительству Москвы; запрет снимут автоматически и без взымания платы);
  • - запрет важен только, если самострой (реконструкция, строительство) влекут изменение вида разрешенного использования здания, что сразу влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка (например, промышленное здание реконструкцией превращается в бизнес-центр или торговый центр). Однако и такой запрет можно снять на платной основе (с доплатой в бюджет 80 % от кадастровой цены).

О кадастровой стоимости участков в Москве, и цене их выкупа.
Кадастровая стоимость земель, расположенных за пределами третьего транспортного кольца, составляет ориентировочно 12 700 руб за кв.м. Выкупаются такие земли ориентировочно из расчета 2 540 руб за 1 кв м земли (20 % от кадастровой цены).

Для выкупа земельного участка в составе комплекта документов необходимо предоставить кадастровый паспорт участка, в котором указаны координаты здания. Но здания Москвы часто не зафиксированы в кадастровых паспортах участков, поэтому часто приходится повторно проводить межевание, и ставить результаты межевания на кадастровый учет. Однако только постановка на кадастровый учет требует времени - не менее 45 дней. Поэтому желающим выкупить землю по льготной цене мы рекомендуем торопиться с принятием решения.

Оказываем помощь в:

  • выкупе земельных участков в собственность (на кадастровый учет здания и участки ставим сами)
  • легализации сомостроя
  • расчете возможности постройки дополнительного здания на выкупаемой части участка, подлежащей дальнейшей продаже.

Ориентировочная стоимость услуг по выкупу земельного участка: 180 000 рублей
(цена включает: проведение межевания участка с постановкой на учет координат здания, сбор необходимых выписок и справок, организация подписания Распоряжения ДЗР о продаже земельного участка и договора купли-продажи участка, оформление Свидетельства о гос.регистрации права собственности на земельный участок).

Выкупить у государства муниципальный земельный участок гораздо дешевле, нежели частный. Правда, процесс оформления документов получается довольно сложным, поэтому у многих попросту отбивается тяга к экономии денег в данном случае.

Однако, если вы решили, не смотря ни на что купить муниципальный участок, то вам потребуются усидчивость и много терпения. К тому же, нужно будет тщательно изучить действующее законодательство.

Правом выкупа муниципального земельного участка обладают как физические, так и юридические лица. Каких-либо ограничений в этом отношении нет. Но они появляются, когда идёт речь о возможностях и правах использования конкретного участка земли .

Что касается земель, выкуп которых не возможен, это:

  • изъятые из оборота. К ним могут относиться различные военные объекты;
  • ограниченные в обороте;
  • не подлежащие выкупу в связи с тем, что закон установил на эти объекты запрет на приватизацию;
  • зарезервированные для муниципальных и государственных нужд.
Другие же участки юридическое или физическое лицо имеет право выкупить

Как выкупить муниципальный земельный участок

Алгоритм действий выкупа муниципального земельного участка следующий:

  • Изначально физическое или юридическое лицо должно обратиться в органы местного самоуправления. На этом этапе должно быть приложено заявление на получение прав на конкретный участок земли. И первым документом, который потребуется предъявить, будет кадастровый паспорт.
  • Местные власти должны рассматривать поданное заявление не больше одного месяца.
  • После покупки потребуется заплатить государственную пошлину.

Помимо кадастрового паспорта, будут нужны такие официальные бумаги, как:

  • выписка из единого госреестра прав(не путать с );
  • копия любого документа, удостоверяющего личность;
  • индивидуальному предпринимателю необходимы копии документов, подтверждающие его ИП;
  • , которое требуется предъявить юридическим лицам;
  • документ, подтверждающий право на покупку земельного участка.

Что делать, если владельцев недвижимости несколько

Постоянно происходят ситуации, когда на одном участке земли располагаются объекты недвижимости, которые принадлежат нескольким лицам или организациям. Каждое из лиц или предприятий обладает всеми правами на приватизацию такой земли. В этом случае, государственная регистрация будет значительно отличаться.

Что интересно, в земельном законодательстве отсутствует единое толкование в применении каких-либо норм этой проблемы

Поэтому существует несколько типовых вариантом её решения:

  • Собственники изначально могут договориться между собой о разделе участка поровну. В этом случае единственное различие в документах – это два вписанных в них владельца земли.
  • Весь спорный участок разделяется на два. Однако в итоге каждый из собственников должен получить по одному участку. Иными словами, на данную землю прекращается общая собственность. Для такой операции должно составляться специальное соглашение.

Выкуп муниципального земельного участка с разрушенной недвижимостью

Иногда происходит так, что по каким-либо обстоятельствам недвижимость на муниципальном участке разрушается. Соответственно, возникает вопрос – а можно ли такую землю выкупить? Законодательство РФ говорит о том, что выкуп для дальнейшей эксплуатации недвижимости возможен. Однако, раз то или иное здание пришло в негодность, то его собственнику предоставляется в бессрочное пользование титул на землю. После того, как физическое или юридическое лицо восстановит данный объект, будет возможна приватизация земельного участка.

Ограничения по законодательству

У собственника после приобретения муниципального участка земли могут быть ограничены некоторые права.

К примеру, Земельный Кодекс РФ запрещает передавать землю в частную собственность

Также случается, что собственник имеет право на недвижимость, но у него полностью отсутствуют права на участок земли, который располагается под этим строением. В данном случае по законодательству собственник имеет право арендовать или купить участок.

Если в городе проживает более трёх миллионов человек, то может возникнуть закон, который запрещает строить и проводить реконструкцию объектов недвижимости. Поэтому у собственника участка земли есть право обратиться с заявлением в исполнительные государственные органы о снятии запрета на строительство.

К выкупу муниципального земельного участка нужно тщательно подготовиться и быть во всеоружии. Ведь данный процесс довольно трудный. Внимательно изучите весь алгоритм действий, которые вам необходимо совершить.

Нет похожих статей.

Исходя из существующей на сегодняшний день практики, приходится констатировать тот факт, что в большинстве случаев цена выкупа того или иного участка при приватизации земли назначается в судебных инстанциях, где, определяя цену выкупа, рассматриваются несколько вопросов, а именно:

1) Что делать физическому или юридическому лицу, если оно не согласно с ценой выкупа земельного участка, предложенной уполномоченным органом при платной приватизации земли?

Во-первых, следует помнить, что определение цены выкупа участка земли регулируется «Земельным Кодексом Российской Федерации». Ст. 422 «Гражданского Кодекса РФ» указывает на необходимость полного соответствия договора действующему законодательству. Отсюда следует, что проект договора купли-продажи земельного участкаможет быть признан ничтожным именно в части определения цены выкупа, если уполномоченный орган предложил цену, не соответствующую расценкам, установленным законодательством при платной приватизации земли. В этом случае, предложенный вышеупомянутым органом вариант договора может быть подписан заявителем. Кроме того, может быть оплачена и указанная стоимость участка земли, а также зарегистрирован на него переход права собственности. После чего стоит обратиться в судебные инстанции с исковым заявлением о том, чтобы признать подписанный договор купли-продажи в части определения цены выкупа надела земли недействительным и обязать уполномоченный орган вернуть переплаченную сумму.

Ст. 36 «Земельного Кодекса РФ» обязывает уполномоченный орган заключать договора купли-продажи наделов земли с собственниками располагающихся на них объектов недвижимости. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» регламентирует порядок заключения договоров, обязательных для одной из сторон, статьей 445. Так, п. 2 этой статьи разъясняет право лица, подавшего заявление о выкупе участка земли, адресовать лицу, направившему договор, так называемый протокол разногласий в части определения цены выкупаемого земельного участка к проекту договора, созданного уполномоченным органом, обязанным заключить подобный договор. У уполномоченного органа есть тридцать дней на рассмотрение поступившего от лица, выкупающего участок земли, протокола разногласий. В случае получения от уполномоченного органа отказа подписать протокол разногласий, или в случае нежелания рассмотрения этого протокола, спор о цене выкупа будет рассматриваться судебными инстанциями. Иначе говоря, подписанный договор купли-продажиземельного участка признается действительным. Суд только выносит решение об определении конкретной цены выкупа земельного надела.

2) Могут ли применяться льготные ставки, установленные государством для выкупа земельных наделов, на которых имеются приватизированные объекты недвижимости, в тех случаях, когда вышеуказанные объекты были переданы третьим лицам?

В этом случае закон находится на стороне собственников объектов недвижимости, то есть, в данном случае, на стороне третьих лиц, которым были переданы эти объекты недвижимости. Льготная ставка приватизации земли, составляющая двадцать процентов от кадастровой стоимости для столицы и для Санкт-Петербурга, а также составляющая два с половиной процента для прочих российских регионов, должна быть применена и тогда, когда заявление о выкупе (приватизации) земельного участка поступает от лица, не являющегося первичным собственником имеющейся на данном участке недвижимости, а ставшего правообладателем на нее в результате иных, предусмотренных законом сделок. Тем не менее, должно быть соблюдено условие приобретения прав первичным собственником на эти объекты недвижимости, в результате их приватизации.

3) Какую кадастровую стоимость участка земли (если она изменялась) следует учитывать, определяя цену выкупа: либо действовавшую на момент обращения лица в уполномоченные органы с заявлением о выкупе, либо действовавшую на тот момент, когда договор был заключен (также и через суд)?

На основании ст. 422 «Гражданского Кодекса РФ» во время осуществления расчетов цены выкупа земельного участка, кадастровая стоимость его, которая действовала в тот момент, когда заявителю уполномоченным органом был направлен проект договора купли-продажи, берется в том случае, если уполномоченный орган не затягивал с процедурой выкупа, и, соответственно, договор был заключен в определенные действующим законодательством сроки.

Если же заявителю было необоснованно отказано в подписании договора купли-продажи, или же уполномоченный орган уклонился от подписания такого договора, то в этом случае применяется кадастровая стоимость, действовавшая в то время, когда уполномоченным органом должно было быть принято решение о выкупе нужного участка земли. П. 6 ст. 36 «Земельного Кодекса РФ» устанавливает тридцатидневный срок на принятие такого решения, с момента регистрации заявления собственника недвижимости в уполномоченном органе. В этом случае при расчете цены будет применена кадастровая стоимость участка, которая действовала на тот момент, когда указанный срок истекал.

Примеры того, как юристы Московской областной земельной компании участвуют в подобных судебных спорах.

В Департаменте земельных ресурсов г. Москвы было зарегистрировано заявление «Организации» о приобретении в собственность участка земли. Спустя четыре месяца со дня регистрации заявления, «Организацией» в уполномоченный орган был направлен проект договора купли-продажи. Спустя тридцать дней в суд поступило исковое заявление от «Организации» о понуждении Департамента земельных ресурсов к заключению договора купли-продажи земельного участка.

В судебном процессе представитель департамента возражал против удовлетворения иска, исходя из неверных, на его взгляд, расчетов стоимости участка земли, мотивируя это изменением кадастровой стоимости надела за то время, когда заявление от «Организации» поступило в Департамент и до регистрации искового заявления в суде, более чем на тридцать процентов в сторону ее увеличения. Представителем Департамента было предложено применить цену, которая действовала на момент принятия судебного решения.

Требования «Организации» были удовлетворены Арбитражным судом г. Москвы в полном объеме. В судебном процессе было доказано и подтверждено материалами дела имевшее место неправомерное бездействие со стороны Департамента. Именно поэтому цена выкупа земельного участка была определена на основании кадастровой стоимости, действовавшей на момент истечения срока принятия Департаментом решения о выкупе земельного участка.

Чтобы провести правильную оценку специалисты оценочных компаний должны установить и рыночную стоимость земли и построек на ней, и определить сумму убытков арендаторов и владельцев ЗУ и зданий. Все это делается для правильного формирования выкупной стоимости согласно ст. 281 ГК РФ .

ГК России определяет сумму выкупной стоимости ЗУ, которые должны изымаются для нужд государства или муниципального образования, с учетом рыночной и кадастровой цены ЗУ, а так же цены построек на данном ЗУ. Так же учитываются возможные убытки, которые может понести владелец из-за изъятия, и его упущенная выгода.

ГК России регламентирует спорные вопросы прав собственников при выкупе ЗУ у частных владельцев.

Согласно статье 15:

  1. Граждане, которые считают, что их права в процессе выкупа или изъятия были нарушены, могут претендовать на выплату им суммы, возмещающую убытки, если закон или договор определяет меньший размер суммы возмещения;
  2. Убытками принято считать расходы граждан при восстановлении своих прав, имущественный ущерб и не полученные доходы (иначе — упущенная выгода). В тех случаях, когда лица, нарушившие права граждан, получили какой-то доход из-за своих действий, то сумма упущенной выгоды начисляется не меньше суммы этих доходов.

Согласно статье 280:

Владелец ЗУ, который подлежит выкупу или изъятию, в промежутке времени между регистрацией вынесенного решения об изъятии или выкупе и до судебного решения может продолжать распоряжаться и пользоваться ею.

Так же он может тратить необходимые средства для того чтобы земля использовалась по назначению.

Однако средства, потраченные собственником на строительство каких-нибудь сооружений в это время, в процессе определения выкупной стоимости скорее всего будут отнесены на его счет.

Согласно статье 281:

  1. Срок выкупа и цена прописываются в соглашении с владельцем или пользователем ЗУ. Соглашение должно содержать обязательство РФ, его субъекта или муниципалитета выплатить владельцу выкупную цену.
  2. Выкупная стоимость определяется на основании определения рыночной стоимости ЗУ и построек на нем и упущенной выгодой;
  3. Возможно составление соглашения на тех условиях, когда собственнику предоставляется другой ЗУ.

Высший Арбитражный Суд РФ в 2005 года определил некоторые вопросы, касающиеся применения ЗК РФ:

  1. Отчуждение ЗУ может быть проведено судебным решением и строго при условии его предварительной и равнозначной оценки;
  2. Если владелец или пользователь ЗУ не согласен с вынесенной стоимостью или она не указана в решении об изъятии земли, стоимость ее определяется судом на основании рыночной стоимости на дату рассмотрения дела.
  3. Рыночная цена регулируется федеральным законодательством.

Кадастровая и рыночная стоимость земли

Для определения выкупной стоимости ЗУ и построек на них используются несколько показателей, в том числе кадастровая и рыночная стоимость.

Кадастровая стоимость исчисляется при проведении кадастровой оценки . Ее правила утверждены правительством РФ в 2002 году. Она рассчитывается из того, какой доход она будет приносить при ее наиболее эффективном использовании и является одной из составных частей при налогообложении. Ставка земельного налога определяется местными органами власти, согласно российскому законодательству.

Рыночная стоимость является ценой за объект в условиях нормальной конкуренции и на открытом рынке. При этом обе стороны сделки действуют осознанно, имеют в распоряжении всю необходимую информацию и на условия сделки не влияют следующие обстоятельства:

  • Обе стороны действуют исходя из своих интересов, и полностью владеют информацией о предмете сделки;
  • Объект публично выставлен на рынке;
  • Цена за объект является объективной;
  • Сделка заключается без принуждения одной из сторон.

Рыночную стоимость используют:

  • В качестве стартовой цены на торгах при продаже ЗУ;
  • Для установления арендной платы и на торгах правами аренды ЗУ;
  • Установления выкупной стоимости.

Более подробную информацию о том, и как производится узнаете, нажав на выделенные фразы.

Как определяют выкупную стоимость

Завершенная процедура изъятия земли у собственника или пользователя предусматривает полное погашение ему материального ущерба. Поскольку изъятие производится посредством выкупа, то возмещение потерь производится посредством выплаты выкупной стоимости ЗУ, в которую входят:

  • Рыночная цена ЗУ;
  • Рыночная цена построек, находящихся на участке и принадлежащих владельцу земли;
  • Убытки, понесенные владельцем.

При этом определением рыночной стоимости ЗУ и построек занимаются оценочные компании, деятельность которых регламентируется российским законодательством.

Даже в тех случаях, когда в соглашении с владельцем устанавливается выкупная цена, оценка должна проводиться обязательно. Такое положение предусмотрено с целью предотвращения необоснованных расходов при выкупе земель в муниципальные и гос. нужды.

При возникновении разногласий в определении выкупной стоимости назначается суд, который выносит решение о размере выкупной стоимости, основываясь на рыночной стоимости ЗУ.

Если на земле расположены строения, принадлежащие не собственнику земли, то они и получают выкупную стоимость за них, выкупную стоимость за землю получает собственник земли.

Законодательством РФ определяются случаи, когда собственник ЗУ и сооружений на нем не вправе получить компенсацию. Это касается затрат, понесенных при строительстве или реконструкции построек, а так же других затрат, которые не обязательны для целевого использования ЗУ и построек, но при этом значительно повышающих их выкупную стоимость и проведенных после вынесения постановления об изъятии земли.

Участки земли, на которых есть сооружения, имеют свои ставки . Для таких земель выкупная стоимость определяется согласно тому, на каких землях они расположены – находящихся в федеральной, муниципальной или гос. собственности. Стоимость определяют органы гос.власти, федеральные или местные.

Выкупная стоимость земли до того как ее цену определят органы власти, рассчитывается из его кадастровой стоимости. После того как органы местной власти определят цену участка, она не должна превышать сумму кадастровой стоимости.

Льготная цена выкупа ЗУ предусмотрена при условиях:

  1. Граждане владеют участком на основании аренды, договор на которую был составлен в период с 29.10.2001 года по 01.07.2012 года.
  2. Во время заключения арендного договора, собственник должен был пользоваться им на праве постоянного пользования.

Формула расчета

Если граждане приобрели или оформили в собственность постройки, находящиеся на участках принадлежащих государству или муниципалитету до 01.01.2010 года, то цена приобретения участков будет складываться исходя из десятикратного размера ставки налога на землю за одну единицу площади данного участка. Выглядит она следующим образом:

S x (K x 1,5 %) x 10
S – общая площадь участка;
K — кадастровая цена за 1 квадратный метр данного участка;

Цена за 1 квадратный метр рассчитывается путем деления кадастровой стоимости участка на его площадь. Процент от кадастровой стоимости виден на формуле.

В России все земельные отношения регламентируются государством. Каждый гражданин вправе выкупить участки земли, которые находятся в собственности у государства на определенных условиях и по установленной законом цене.

Так же как и каждый собственник вправе потребовать возмещения полного материального ущерба в случаях изъятия у него земли для нужд государства или муниципалитета.

Для того чтобы не обмануться самому и не вводить в заблуждение органы гос.власти относительно стоимости участка, следует правильно оценивать рыночную ситуацию и внимательно читать законы. При этом вы всегда можете запросить в соответствующих инстанциях.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме