Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Информационно репродуктивный метод. Что такое репродуктивный метод обучения и что он в себя включает

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами. Но этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Лишь другой метод этой группы – репродуктивный позволяет сделать следующий шаг. Он даст возможность сформировать умения и навыки путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, учащиеся приобретают умения и навыки использования знаний.

Реальное преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны многих ученых и практиков. Эта критика во многом справедлива, но, отмечая важность внедрения продуктивных методов обучения в практику современной школы, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.

Во-первых, необходимо учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развития общества или физики, химии, биологии и т.д.

Во-вторых, исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.

Третьим, и не последним обстоятельством, является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия "субъективно нового", часто требует от учащегося незаурядных творческих способностей. У ребенка они объективно не могут быть сформированы на таком высоком уровне, как это может проявляться у выдающегося творца. В этих условиях существенную помощь могут оказать именно репродуктивные методы обучения.

Продуктивные методы

В теории обучения принято рассматривать частично-поисковый, или эвристический, метод, как некий первичный этап, предваряющий использование исследовательского метода. С формальной точки зрения, это справедливо, но не следует думать, что в реальной образовательной практике должна соблюдаться последовательность: с начала используется частично-поисковый, а затем исследовательский метод. В обучении ситуации использования частично-поискового метода могут предполагать значительно более высокие умственные нагрузки, чем многие варианты обучения на базе исследовательского метода.

Так, например, частично-поисковый метод предполагает такие сложные задачи как: выработку умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и строить планы их проверки. В качестве одного из вариантов частично-поискового метода рассматривают также путь дробления большой задачи на комплекс более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует не только активизации имеющихся знаний, но и поиска новых.

Конечно, в более полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе. В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск ребенка, а не усвоение им готовых знаний, преподносимых педагогом или преподавателем.

Примечательно, что еще в начале XX в. известный педагог Б. В. Всесвятский предлагал вчитаться внимательно в слова: "преподавание", "преподаватель", и задуматься о том, предусматривают ли эти термины самостоятельные действия детей, их активность в обучении. Преподать – значит преподнести нечто готовое.

Будучи последовательным сторонником исследовательского подхода к обучению Б. В. Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое, в итоге, при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов, а не слов, для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что этот процесс наиболее полно отвечает потребностям активной детской натуры, он непременно окрашивается положительными эмоциями.

Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов. Эти методы в основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных объектов, рисунков, картин, графических изображений.

Для достижения более высокого уровня знаний учитель организует деятельность детей по воспроизведению не только знаний, но и способов действий.

В данном случае большое внимание следует уделить инструктажу с демонстрацией (на уроках художественного труда) и объяснение последовательности и приемов работы с показом (на уроках изобразительного искусства). При выполнении практических заданий репродуктивная, т.е. воспроизводящая деятельность детей выражается в форме упражнений. Количество воспроизведений и упражнений при использовании репродуктивного метода обуславливается сложность учебного материала. Известно, что в младших классах дети не могут выполнять одни и те же тренировочные упражнения. Следовательно, следует постоянно вносить элементы новизны в упражнениях.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что учитель в ходе нее опирается на уже известные ученикам факты, на ранее полученные знания и не ставит в задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их ученики применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания.

При этом в ходе практической работы ученики не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышления школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это не позволяет их активно применять на уроках технологии, а требует применять наряду с ними еще и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.

5. Проблемные методы обучения .

Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой и умственной деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания; создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя опыты и наблюдения, дает возможность опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации, проведение наблюдений и опытов. Все это создает перед учащимися проблемную ситуацию, вовлекает детей в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Но при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Изложение учебного материала методом проблемного рассказа предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно поисковой беседы ученики разрешают целую серию проблемных ситуаций.

Наглядные пособия при проблемных методах обучения применяются уже не только в целях активизации запоминания, и для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках.

Проблемные методы применяются преимущественно с целью развития навыков учебно-познавательной творческой деятельностью, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания. Элементы проблемной методики можно вводить на уроках художественного труда в 3 классе.

Так, при моделировании корабликов учитель демонстрирует опыты, которые ставят перед учащимися определенные проблемы. В стакан, заполненный водой, помещают кусочек фольги. Дети наблюдают, что фольга погружается на дно.

Почему фольга тонет? Дети выдвигают предположение, что фольга – тяжелый материал, поэтому она тонет. Тогда учитель делает из фольги коробочку и осторожно опускает в стакан вниз дном. Дети наблюдают, что в этом случае та же фольга удерживается на поверхности воды. Так возникает проблемная ситуация. И первое предположение о том, что тяжелые материалы всегда тонут, не подтверждается. Значит, дело не в самом материале (фольге), а в чем-то другом. Учитель предлагает внимательно рассмотреть еще раз кусочек фольги и коробочку из фольги и установить, чем они отличаются. Учащиеся устанавливают, что эти материалы отличаются только по форме: кусочек фольги имеет плоскую форму, а коробочка из фольги – объемную пустотелую форму. Чем заполнены пустотелые предметы? (Воздухом). А воздух имеет небольшой вес.

Он легкий. Какой можно сделать вывод? (Пустотелые предметы даже из тяжелых материалов, как металл, заполненные (легким (воздухом, не тонут.) Почему не тонут большие морские кораблики, сделанные из металла? (Потому что они пустотелые) что будет, если коробочку из фольги проколоть шилом? (Она потонет.) Почему? (Потому что заполнится водой.) Что произойдет с кораблем, если его корпус получит пробоину и заполнится водой? (Корабль потонет.)

Таким образом, учитель, создавая проблемные ситуации, побуждает учащихся строить гипотезы, проводя опыты и наблюдения, дает возможность учащимся опровергать или подтверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации предметов, проведение наблюдений и опытов.

Все это создает перед учащимся проблемные ситуации, вовлекает детей в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Таким образом, проблемное изложение учебного материала приближает учебный процесс в общеобразовательной школе к научному поиску.

Применение проблемных методов на уроках художественного труда и изобразительного искусства наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.

Номенклатура и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для их разработки. Из самой сути методов следует, что они должны отвечать на вопрос «как?» и показывать, как действует педагог и как действует учащийся.

Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифи­цируют также в зависимости от основных дидактических задач: на методы приобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Кроме того, все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:

^ организации и осуществления учебно-познаватель­ной деятельности ;

^ стимулирования и мотивации учебно-познаватель­ной деятельн ости;

^ контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Существует классификация, в которой сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительские и репродуктивные, инструктивно-прак­тические и продуктивно-практические, объяснительно-побуждающие и частично-поисковые, побуждающие и поисковые.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткинъш, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обуча­емых в усвоении ими изучаемого материала. Эта класси­фикация включает в себя пять методов:

> объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);

* репродуктивный метод;

^ проблемного изложения;

^- частично-поисковый (эвристический) метод;

> исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы:

^ репродуктивную (1 и 2 методы), при которой уча­щийся усваивает готовые знания и репродуцирует (вос­производит) уже известные ему способы деятельности; ^ продуктивную (4 и 5 методы), отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное поло­жение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятель­ности. Однако обычно педагоги с известными оговорками причисляют проблемное изложение к продуктивным мето­дам. Учитывая это, рассмотрим обе группы методов.

а) Репродуктивные методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод.

Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые восприни­мают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино и диафильмы, натураль­ные объекты в классе и во время экскурсий), практиче­ского показа способов деятельности (показ способа реше­ния задачи, доказательство теоремы, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют проблемами и знаниями, читают, наблю­дают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.



Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и сис­тематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он заво­евал себе прочное место на всех ступенях обучения. Этот метод вбирает в себя в качестве средств и форм проведе­ния такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадках и т.д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятель­ность обучаемых остается той же - восприятие, осмысле­ние, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного их целенаправленного действия. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум его знаний о целях, порядке и объекте действия.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему знаний организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сооб­щенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающиеся их выполняют -

решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу.

Воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода. Педагог пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют зада­ния, имея готовый образец.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основ­ные мыслительные операции, (анализ, синтез, абстрагиро­вание и т.д.), но не гарантируют развития творческих спо­собностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами. -

б) Продуктивные методы обучения

Важнейшее требование к учебным заведениям и непре­менное условие научно-технического и социального про­гресса - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показы­вает, что при ее систематическом осуществлении у чело­века формируются такие качества как" быстрота ориенти­ровки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и, несомненно, будет возрастать в будущем.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы . Слово «проблема» мы упот­ребляем как минимум в трех смыслах. Житейская про­блема - это бытовое затруднение, преодоление которого актуально для человека, но которое нельзя решить с ходу с помощью тех возможностей, которыми человек располагает в настоящее время. Научная проблема - это актуальная научная задача. И, наконец, учебная проблема - это, | как правило, проблема, уже разрешённая наукой, но для обучаемого она выступает как новая, неизвестная. Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

> создание проблемной ситуации;

^ анализ проблемной ситуации, формулировка про­блемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

^ решение проблемных задач (задачи) путем выдви­жения гипотез и последовательной их проверки; * проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной сто­роны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающие потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий. Для создания проблем­ной ситуации необходимо выполнение целого ряда условий (требований): наличие проблемы; оптимальная трудность проблемы; значимость для учащихся результата разреше­ния проблемы; наличие у учащихся познавательной пот­ребности и познавательной активности.

Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоя­тельной познавательной деятельности учащегося. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимо­связь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных заданий одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить.

Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Далее необ­ходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдви­гается несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решений проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правиль­ность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.

Роль педагога и учащихся на четырех рассмотренных стадиях (этапах) решения учебной проблемы может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четыре стадии выпол­няет обучающийся, то это исследовательский метод. Бели какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то уча­щимися, то имеет место частично-поисковый метод.

Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением .

Обучения по праву является одним из наиболее эффективных, поскольку он подразумевает применение школьником или студентом изученного материала на практике. Следование наглядному примеру, инструкциям и предписаниям помогает лучше усвоить материал и закрепить полученные знания. Потому данный метод так популярен.

Об особенностях

Репродуктивное обучение - это процесс, которому свойственна определённая специфика. В данном случае она заключается в характере мышления учеников, формирующемся во время восприятия и запоминаниями ими информации, сообщаемой преподавателем или же другим источником.

Репродуктивный метод обучения невозможен без использования наглядных, практических и словесных приёмов, поскольку они составляют его материальную основу. Ведь методы репродуктивного характера выстраиваются на принципах передачи информации при помощи демонстрации примеров, ярких и понятных речевых оборотов, картин, рисунков, презентаций и графических изображений.

Процесс обучения

Если преподаватель передаёт информацию в разговорной форме, а не читая лекцию из конспекта, то вероятность усвоения её учениками возрастает в несколько раз. Однако репродуктивное обучение - это такой процесс, при котором даже рассказ должен быть построен по определённым принципам.

Суть заключается в том, что преподаватель в готовом виде формулирует доказательства, факты, определения понятий и делает акценты на главных моментах, которые ученики обязаны усвоить в первую очередь. Огромное внимание уделяется объяснению последовательности и приёмов работы, а также их демонстрации. Особенно ярко это проявляется на уроках хореографии, музыки, художественного труда, изобразительного искусства. В процессе выполнения детьми практических заданий и проявляется их репродуктивная деятельность, иначе называемая воспроизводящей.

Но тут есть небольшой нюанс. Репродуктивный подразумевает выполнение многих упражнений, что обуславливает сложность самого процесса для детей. Ученики (особенно в младших классах) не могут справляться с одними и теми же заданиями постоянно. Такова их природа. Потому преподаватель должен постоянно дополнять упражнения новыми элементами, чтобы интерес его воспитанников не угасал, а лишь подогревался.

Наглядность

Репродуктивная технология обучения строится на простых и понятных принципах. В ходе лекции преподаватель опирается на факты и знания, которые ученикам уже известны. В беседе такого характера нет места предположениям и гипотезам, они лишь осложняют процесс.

Важно отметить, что ранее упомянутая наглядность имеет место быть не только в творческом процессе. Даже во время изучения математики она присутствует. Ученики составляют отображают в них графики, цифры, правила, ключевые слова, ассоциации, примеры - всё это помогает активизировать запоминание материала. Впоследствии дети применяют свои наработки для решения заданий, данных учителем. Действие по образцу помогает укрепить полученные знания, превратив их в навык. Однако это требует неоднократных тренировок.

Недостатки

Без них ничто не обходится, и репродуктивный метод обучения исключением не является. Главным недостатком считается нагрузка на память школьников. Ведь учебный материал необходимо запоминать в немалом объёме. И в результате лучшие показатели демонстрируют дети с хорошо развитой памятью.

Также недостатком метода является низкая самостоятельность учащихся. Когда дети получают готовые знания от учителя, у них отпадает нужда работать с учебниками. Ещё по той же причине рассеивается внимание. Детям нужно лишь слушать материал и вникать, но если процесс будет монотонным, то их внимание быстро притупится.

Ещё материал усваивается школьниками не полностью, потому что учитель никак не может проконтролировать, сколько именно запомнили ученики, и в каких моментах у них появились «пробелы». К слову, если злоупотреблять репродуктивным методом, то дети не смогу научиться думать и самостоятельно развиваться, добывать информацию. В итоге у них будет средний объём знаний и невысокий темп в изучении материала.

Продуктивные методы

О них также необходимо упомянуть. Репродуктивный и продуктивный метод обучения отличаются кардинально. Поскольку способы, относящиеся ко второй категории подразумевают самостоятельное получение учениками субъективно новых сведений при помощи индивидуальной деятельности. В процессе школьники используют эвристический, исследовательский и частично-поисковый методы. Они действуют самостоятельно, а это главным образом отличает продуктивное и репродуктивное обучение.

Здесь тоже имеются свои нюансы. Продуктивные методы хороши, поскольку они учат детей думать логично, творчески и научно. В процессе их применения школьники практикуют самостоятельный поиск нужных им знаний, преодолевают встречающиеся трудности, пытаются превратить полученную информацию в убеждения. Параллельно формируются их познавательные интересы, что отражается на позитивном, эмоциональном отношении детей к обучению.

О проблемах

Эвристические и исследовательские методы имеют свою специфику, равно как и объяснительно-репродуктивное обучение.

Во-первых, они не универсальны. И перед тем, как переходить к продуктивному обучению, учитель должен провести несколько занятий в объяснительно-иллюстративном характере. Теоретическая подготовка очень важна. И хороший педагог умеет комбинировать объяснительные методы с продуктивными.

Ещё нужно помнить, что существуют учебные проблемы, являющиеся непосильными для школьников. И понизить их уровень можно при помощи репродуктивных методов. Другие же проблемы наоборот чересчур легки. И спроектировать на их основе показательную учебную ситуацию, в которой ученики могли бы проявить индивидуальный подход, просто невозможно.

И, наконец, создать проблемную ситуацию просто так, на пустом месте, невозможно. Преподаватель должен вызвать у своих воспитанников интерес. А для этого им необходимо кое-что узнать о предмете изучения, получить базовый запас знаний. Что, опять-таки, возможно путём использования объяснительно-репродуктивных методов.

Взаимодействие

Что ж, после того как преподаватель дал своим воспитанником необходимый теоретический базис, можно приступать к закреплению знаний на практике. Создаётся проблема по определённой теме, реальная ситуация, участниками которой становятся ученики. Они должны проанализировать её (не без участия педагога, конечно же). Взаимодействие важно, к тому же преподаватель обязан регулировать и направлять процесс. В ходе анализа рассматриваемая ситуация преобразуется в одну или даже несколько проблемных задач, которые ученики должны решить, выдвигая гипотезы и проверяя их правдивость. Так обычно и находится решение.

Что ж, исходя из всего вышеупомянутого, можно сделать вывод. Все существующие методы обучения по-своему хороши и необходимы, важно лишь грамотно их сочетать, чтобы извлечь максимальную пользу для учеников. Но это для высококвалифицированного педагога труда не составит.

Характер познавательной деятельности традиционно рассматривают как уровень мыслительной активности учащихся. Классификацию методов обучения на основании именно этого критерия предложили видные советские педагоги И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.

Данная классификация выделяет следующие методы обучения :

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый (эвристический);
  • исследовательский.

Когда познавательная работа под руководством учителя приводит только к запоминанию готовых знаний и последующему их точному воспроизведению, которое может быть как осознанным, так и неосознанным, то наблюдается достаточно низкий уровень мыслительной активности школьников и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряжения мышления учащихся, когда знания добываются посредством самостоятельной деятельности, имеет место эвристический или даже исследовательский метод обучения.

Такая классификация получила широкую поддержку в педагогических кругах и повсеместное распространение на практике.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

Объяснительно-иллюстративный метод имеет несколько характеризующих и отличающих его признаков:

  1. знания учащимся предлагаются в готовом виде;
  2. педагог использует разнообразные приемы по восприятию детьми учебной информации;
  3. учащиеся воспринимают знания, осмысливают их, фиксируют в собственной памяти и впоследствии применяют их, реализуя на практике.

При этом задействуются все источники информации (слово, наглядность, технические средства), а логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным методом. Задача учителя же ограничивается только лишь организацией восприятия знаний детьми.

Репродуктивный метод обучения во многом схож с предыдущим, поскольку знания учащимся предлагаются также уже в готовом виде, а учитель раскрывает их и дает необходимые пояснения. Однако отличительной особенностью считается то, что аспектом усвоения знаний здесь считается их верное воссоздание или репродукция. Кроме того, для упрочнения полученных знаний применяется регулярное их повторение.

Главным преимуществом данных методов является экономность, так как обеспечивается возможность передачи большого объема знаний и умений за короткий промежуток времени и с небольшими расходами усилий.

Усвоение же знаний, особенно за счет периодического повторения, становится весьма прочным.

Репродуктивная работа, как известно, предшествует творческой, поэтому пренебрегать ею в обучении невозможно, но также и не стоит заниматься ею с излишеством. В целом данные методы успешно могут сочетаться на уроке и с другими методами обучения.

Проблемное изложение

Метод проблемного изложения считается переходной стадией от исполнительской работы к творческой. Поначалу учащиеся еще не способны без помощи других решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает пример решения проблемы, излагая его путь от начала до конца. И хотя учащиеся при этом не являются полноправными соучастниками процесса, а только лишь наблюдателями хода рассуждений, они получают превосходный урок разрешения познавательных трудностей.

Проблемное изложение может осуществляться в двух аспектах: когда учитель сам или при помощи технических средств демонстрирует логику поиска решения трудности или же раскрывает систему доказательств истины сообщаемых знаний, предоставляя конечное решение рассматриваемого вопроса. В обоих случаях проблемного изложения учителем дети наблюдают за логикой изложения и по необходимости задают вопросы.

Общая структура проблемного изложения выражается в следующих пунктах: постановка проблемы, план решения, сам процесс решения, доказательность его правильности, раскрытие ценности решения для последующего развития познавательной деятельности.

Метод проблемного изложения имеет цель продемонстрировать учащимся сложный путь познания, движения к истине. При этом педагог сам ставит проблему, конкретно ее формулируя перед учащимися, и непосредственно сам ее решает. Дети смотрят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая пример научного размышления.

Частично-поисковый и исследовательский методы

Специфику частично-поискового (эвристического) метода обучения составляют такие черты:

  1. знания учащимся не предлагаются в готовой форме, их необходимо добывать самостоятельно;
  2. учитель организует не изложение новых знаний, а их поиск при помощи различных средств;
  3. учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, анализируют проблемные ситуации, сопоставляют, обобщают, делают выводы, вследствие чего у них формируются осознанные крепкие знания.

Метод называется частично-поисковым потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить трудоемкую учебную задачу от начала и до конца. В связи с этим в работе их направляет учитель. Иногда часть знаний предоставляет учитель, а часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или же решая проблемные задания. Одной из вариаций данного метода считается эвристическая (открывающая) беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему:

  1. преподаватель совместно с учащимися определяет проблему, которую необходимо решить за определенный отрезок учебного времени;
  2. знания учащимся не сообщаются, они должны сами добывать их в ходе разрешения (исследования) проблемы;
  3. работа учителя сводится к оперативному управлению ходом решения проблемных задач;
  4. учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение совмещается с познавательным интересом, приобретенные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения рассчитан на творческое усвоение знаний. Его недочетами могут считаться большие затраты времени и энергии учителей и учащихся. Кроме того, его применение в учебном процессе требует от педагога высокого уровня профессиональной подготовки.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме