Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля. Слово святейшего патриарха кирилла в праздник благовещения пресвятой богородицы

Сердечно приветствую всех вас, дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

«Днесь спасения нашего главизна» - сегодня начало нашего спасения. Этот день положил начало великой тайне Божественного воплощения, тайне, которая не может быть объята человеческим умом. В этой тайне так много непонятного для людей, и, в первую очередь, само благовещение, зачатие и непорочное рождение Сына Божиего и Сына Человеческого. Люди пытаются примерить все эти тайны к своему опыту, но ничего не получается, потому что в человеческой жизни нет аналогов воплощения Бога в лице Сына Человеческого. Мы лишь можем благоговеть перед этой тайной и прикасаться к ней - не разумом своим, несущим в себе и грех, и несовершенство нашего мира и нашей собственной личности, - но только чистой верой, и обретать от этого прикосновения великую силу.

О празднике Благовещения в святоотеческих творениях написано очень много; сохранились замечательные проповеди выдающихся иерархов, отцов Церкви, в которых раскрывается богословие этого великого события. Но, с другой стороны, эти древние слова не всегда понятны современному человеку; а поскольку факт Боговоплощения лежит вне опыта современного человека, то даже самое мудрое и самое прекрасное человеческое слово как бы повисает в воздухе. Для того чтобы иметь живую веру, нам нужно все то, что Бог явил во Христе роду человеческому, включить в свою жизнь, в свое понимание. Сделать это очень непросто, но, опять-таки, святые отцы помогают нам это сделать.

Мы говорим о Божией Матери, что Она выше Ангелов и Архангелов, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Мы понимаем - кто-то очень отчетливо, а кто-то хотя бы в общем, - что речь идет о каком-то величайшем совершенстве. А как это совершенство было выражено в жизни? Сохранились ли свидетельства о том, как выглядела Божия Матерь, как Она одевалась, как Она себя вела? Наверное, если бы мы увидели обычную земную жизнь Богородицы, то от нас бы отступили всякие сомнения, потому что величайшая святость являлась во всем, в том числе и во внешнем облике, и в общении с людьми, и в том, что и как Она говорила.

И вот вопрос: а сохранились ли эти свидетельства, есть ли где-нибудь эти описания - не сказочные, не фантастические, а записанные со слов очевидцев? Такие описания есть, и я хотел бы вам сегодня их зачитать.

Около 110 года после Рождества Христова мученически скончался епископ Антиохии Игнатий, именуемый Богоносцем. По преданию, он был тот самый младенец, которого Господь взял на руки и сказал: «Если будете как дети, войдете в Царство Небесное» (см. Мф. 18, 3). Игнатий Богоносец не был, конечно, ровесником Спасителя, но он был ровесником тех, кто видел и Самого Спасителя, и Божию Матерь.

Что же пишет нам святитель Игнатий Богоносец о Божией Матери? Цитирую: «У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им - как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ангельское с человеческим». Свидетели - те, кто видел, слышал - сказали Игнатию Богоносцу, человеку, жившему не во втором, не в третьем поколении, а в то же самое время.

Известный церковный писатель Никифор Каллист, также отталкиваясь от рассказов свидетелей и очевидцев, пишет: «Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные».

Святитель Амвросий Медиоланский жил несколькими столетиями позже Пресвятой Богородицы. Но он также пишет не от ветра головы своея, но отталкиваясь от того живого Предания, которое положили самовидцы Пресвятой Девы Марии: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

Замечательно также свидетельствует о Ней тот же Никифор Каллист: «В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее» (который во времена Никифора Каллиста хранился в церкви). Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать.

Вот какой дивный физический образ Божией Матери сохранен в Предании. Эти слова должна бы знать каждая современная женщина - и богатая, и бедная. Это идеал женщины, это идеал человека. И потому, когда мы говорим о Ней, что Она выше всех Ангелов и Архангелов, мы ведь имеем в виду не небожительницу - мы имеем в виду реального человека, Пречистую Преблагословенную Деву Марию, Которая запечатлела в истории, в словах тех, кто свидетельствовал о Ней, великую красоту Своего образа - и физического, и духовного.

Конечно, как Мать Сына Божиего Она несет миру совершенно особую миссию. Она предстоит пред престолом Божиим и молится за Церковь и за всех, кто обращает к Ней свою молитву. Но Она также является идеалом и великим примером для подражания.

Пусть же Господь всем нам поможет воспринять святой образ Приснодевы Марии, в том числе и физический, как пример для подражания и как одну из основ почитания Пречистой и Преблагословенной Девы Марии в Православной Церкви. Аминь.

«Благовещение» по-гречески именуется Εὐαγγελισμός. Это слово имеет тот же корень, что и «Евангелие», потому что благовещение - это Благая весть, которую Бог через Архангела Гавриила передал Деве Марии. И Евангелие, которое стало результатом воплощения Сына Девы Марии, Сына человеческого и сына Божиего, - это Благая весть, но уже не к одному человеку, а ко всему роду человеческому. Евангелие - это благая весть, а если перевести на современный язык, это счастливая весть. Иногда мы со страхом спрашиваем у человека, который говорит, что у него есть что-то новое для нас, - это что-то плохое или хорошее? И радуемся, когда он говорит: хорошее. Даже хорошая человеческая весть способна нас успокоить, поднять настроение, вдохнуть силы, - а что же говорить о Божественной доброй, благой, счастливой вести, которая содержится в Евангелии? Это та самая весть, которая действительно способна не просто поднять наше настроение, но и коренным образом изменить нашу жизнь, подчинить ее Божиему закону, а значит, и тому благу, которое несет людям этот закон.

Бог никогда не навязывает Своей воли человеку, Он остается как бы в тени. Иногда это приводит современного человека, привыкшего опираться на силу ума, силу власти, силу денег, силу науки, силу образования, к мысли, что Бога вообще нет: «Где Он? Я Его не вижу. Я знаю, что такое власть; я знаю, что такое деньги; я знаю, что такое мое здоровье и мои способности; а вот что такое Бог, я не знаю, потому что я все делаю сам для себя. Так и где же Он, на каком месте в жизни?» Но от этих вопросов никак не зависит само существование Бога. Он в тени, Его не видно, но в любой момент в ответ на нашу просьбу к Нему Он выходит из этой тени и совершает с нами дела непостижимые, когда мы с удивлением говорим: «Это чудо!»

В последнее время это слово стали употреблять многие наши соотечественники, отмечая те или иные события в нашей государственной жизни. Они говорят о чуде, о вмешательстве Бога в нашу историю. И мы должны с доверием относиться ко всему, что приходит к нам свыше. Мы не должны свое человеческое упрямство и гордыню ставить преградой для действия благодати Божией.

И примером для нас явилась Дева Мария. Она могла бы поставить упрямство, непонимание, а, может быть, даже и девичью гордость преградой той вести, которую к Ней обратил ангел. Ведь не с крыльями же пришел к Ней Гавриил - в человеческом образе; и Она, может быть, не сразу и поняла, что этот ангел. Пришел некто и говорит Ей: «Ты родишь, без мужа, Сына, и Этим Сыном будет Сын Божий, Которому уготован престол Давида-царя, и Царству Его не будет конца». Можно себе представить смущение совсем юной девушки, почти девочки, Которая слышит эти слова, и как много было у Нее причин поставить заслон этой вести: «Не могу, боюсь, не понимаю, уйди». А вместо этого только простые слова: «Я раба Господня; пусть будет по слову твоему», - ни восторга, ни радости, ни рукоплескания, ни страха, а предание Себя в руки Божии.

Пример Девы Марии должен научить всех нас отношениям с Богом. Мы должны чаще предавать себя в руки Божии. Мы должны чаще просить у Господа явить Себя в нашей жизни, сделать Себя зримым в нашей жизни. И Бог на эту молитву отвечает - опять-таки не в громе и не в молнии, не в каких-то радикальных решениях. Он прикасается к нам легким благодатным прикосновением, но в какой-то момент мы понимаем, что происходящее с нами - не от нас, не от нашей силы и не от какой другой человеческой силы, а от силы Божией.

Пусть пример Девы Марии, принявшей весть о рождении Спасителя со смирением и покорностью воле Божией, будет для нас великим примером построения наших отношений с Богом. Вместо горделивого вопроса: «Где же Ты?» или «Почему Ты поступаешь так, где же справедливость?», - мы должны сказать: «Мы рабы Твои, Господи, пусть будет по слову Твоему».

7 апреля 2016 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Сегодня мы слышали отрывок из Послания апостола Павла к Евреям, в котором говорится, что сделал Христос через Свое воплощение ради людей: Господь воспринял плоть и кровь, чтобы избавить тех, кто через всю жизнь пребывал в рабстве (Евр. 2:11-18).

Господь пришел освободить человека. Но мы знаем, что рабовладельческий строй не пал; ни в одной из Своих проповедей, в словах, обращенных к людям, Господь не призывал свергать этот строй. О какой же тогда свободе говорит апостол Павел? О той самой подлинной свободе, которая делает человека сильным, независимым, способным сопротивляться любым, даже самым трудным обстоятельствам жизни. Потому что человек теряет свободу, когда он перестает быть господином самого себя, когда он перестает контролировать свои мысли, свои поступки, когда он становится рабом своих страстей, своего греха, когда он становится слабым, неспособным выдерживать давление внешних обстоятельств. И проистекает это чаще всего не потому, что обстоятельства столь тяжелые, а потому что сами мы внутренне несвободны.

Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными.

Почему же апостол говорит, что Господь ради освобождения людей принял плоть и кровь? Да потому что Он явил в Самом Себе образ абсолютной человеческой свободы. Ни грех, никакие-либо обстоятельства не могли непреодолимой силой воздействовать на Него, потому что по Своей человеческой природе Он был неподвластен внешней силе и влиянию греха и обладал подлинной свободой. Как говорят святые отцы, Господь пришел, чтобы обновить человеческое естество, потому что точно таким и был создан человек и, если бы не пошел на поводу у греха, то оставался бы свободным.

Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают.

Существует замечательный обычай выпускать на Благовещение птиц, которые жили в клетке. Это и есть символ того, о чем апостол Павел сегодня нам говорит. Птица, которая выходит из клетки и взмывает ввысь, к небу, является символом подлинной свободы. Мы становимся свободными, когда мы устремляемся к небу, когда мы побеждаем самих себя. Тогда никакие внешние обстоятельства неспособны поработить нас, потому что свободу, о которой говорит апостол Павел, принес нам Сам Господь.

Мы прославляем сегодня имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Девы Марии, через Которую и обрели этот дар свободы в Господе Иисусе Христе, и почитаем Ее выше святых ангелов и архангелов, ибо то, что Она сделала для всего мира, не сделал никто, - через Нее в мир пришел Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос.

Я всех вас сердечно поздравляю с этим праздником. И пусть предстательство Царицы Небесной помогает каждому из нас преодолевать внутренние проблемы своей жизни, преодолевать притяжение греха и стараться быть свободными, чтобы в тот момент, когда Господь нас призовет к Себе, мы могли подняться ввысь, как птицы, и войти в Его Божественное Царство. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла
в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля
О подлинной свободе

7 апреля 2016 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью .

Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Сегодня мы слышали отрывок из Послания апостола Павла к Евреям, в котором говорится, что сделал Христос через Свое воплощение ради людей: Господь воспринял плоть и кровь, чтобы избавить тех, кто через всю жизнь пребывал в рабстве (Евр. 2:11-18).

Господь пришел освободить человека. Но мы знаем, что рабовладельческий строй не пал; ни в одной из Своих проповедей, в словах, обращенных к людям, Господь не призывал свергать этот строй. О какой же тогда свободе говорит апостол Павел? О той самой подлинной свободе, которая делает человека сильным, независимым, способным сопротивляться любым, даже самым трудным обстоятельствам жизни. Потому что человек теряет свободу, когда он перестает быть господином самого себя, когда он перестает контролировать свои мысли, свои поступки, когда он становится рабом своих страстей, своего греха, когда он становится слабым, неспособным выдерживать давление внешних обстоятельств. И проистекает это чаще всего не потому, что обстоятельства столь тяжелые, а потому что сами мы внутренне несвободны.

Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными.

Почему же апостол говорит, что Господь ради освобождения людей принял плоть и кровь? Да потому что Он явил в Самом Себе образ абсолютной человеческой свободы. Ни грех, никакие-либо обстоятельства не могли непреодолимой силой воздействовать на Него, потому что по Своей человеческой природе Он был неподвластен внешней силе и влиянию греха и обладал подлинной свободой. Как говорят святые отцы, Господь пришел, чтобы обновить человеческое естество, потому что точно таким и был создан человек и, если бы не пошел на поводу у греха, то оставался бы свободным.

Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают.

Существует замечательный обычай выпускать на Благовещение птиц, которые жили в клетке. Это и есть символ того, о чем апостол Павел сегодня нам говорит. Птица, которая выходит из клетки и взмывает ввысь, к небу, является символом подлинной свободы. Мы становимся свободными, когда мы устремляемся к небу, когда мы побеждаем самих себя. Тогда никакие внешние обстоятельства неспособны поработить нас, потому что свободу, о которой говорит апостол Павел, принес нам Сам Господь.

Мы прославляем сегодня имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Девы Марии, через Которую и обрели этот дар свободы в Господе Иисусе Христе, и почитаем Ее выше святых ангелов и архангелов, ибо то, что Она сделала для всего мира, не сделал никто, — через Нее в мир пришел Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос.

Я всех вас сердечно поздравляю с этим праздником. И пусть предстательство Царицы Небесной помогает каждому из нас преодолевать внутренние проблемы своей жизни, преодолевать притяжение греха и стараться быть свободными, чтобы в тот момент, когда Господь нас призовет к Себе, мы могли подняться ввысь, как птицы, и войти в Его Божественное Царство. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Код для блогов / сайтов

7 апреля 2015 года, во вторник Страстной седмицы, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Великим вторником, и радостное торжественное богослужение, прославляющее Божию Матерь, вплетается в ткань великопостных страстных молитв и чтений. В этом сочетании есть что-то, помогающее нам многое понять, в том числе связанное со служением Пресвятой Богородицы.

В сегодняшнем Евангельском чтении, которое посвящено Великому вторнику (Мф. 24:36-26:2), говорится о человеческих сокровищах, без которых невозможно обрести оправдание на Страшном Суде. Господь в притчах говорит нам об этих сокровищах: девы, которые наполнили светильники свои маслом и удостоились войти в Божие Царство; рабы, которые преумножили Богом данные таланты; и говорит о том, кто не преумножил таланта.

За этими образами скрывается одна и та же мысль: в Царствие Божие входит только человек богатый, но не тем богатством, к достижению которого направляются силы большинства людей. Не тем богатством, которое скрывают в сейфах или на банковских счетах, не тем, которое тратят, услаждая человеческую плоть. Но тем богатством, которое, реализуясь, открывает врата вечности, врата Божиего Царства.

Завершается Евангельское повествование перечислением тех добродетелей, без которых человек не войдет в Царствие Божие: накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, одел ли нагого, посетил ли того, кто болен или того, кто в заключении? Простые и очень конкретные дела, но совершить эти дела невозможно, если душа пуста, если нет внутреннего богатства.

Притча о талантах помогает нам понять еще что-то очень важное — каково соотношение Божиего Промысла о человеке и его свободы. Это сложный философский вопрос, над которым размышляли и философы, и богословы. И он так просто разъясняется этой притчей. Бог дает людям разные таланты. Это означает, что в каком-то смысле Он закладывает разные жизненные программы в человека. Он дает либо пять талантов, либо два таланта, либо один. И это означает, что присутствие Бога в человеческой жизни в первую очередь обуславливает возможности и способности человека, в том числе способность собирать духовное богатство.

Но ведь каждый раб по-разному распорядился этим Богом данным капиталом. Один его преумножил. Другой преумножил настолько, насколько получил этот дар. А третий отказался преумножать. И Бог не присутствовал на том этапе жизни, когда это богатство либо прирастало, либо закапывалось в землю.

Не так ли происходит и со всеми нами? Господь каждому дает разные способности, разные возможности, поставляет человека в разную общественную, социальную среду. Он дает разные стартовые возможности людям, а затем дает нам свободу распорядиться всем тем, что Он в нас вложил. И мы либо преумножаем богатства, либо закапываем их в землю. Мы сами решаем, как поступать. Это наше право, данное нам Богом, и это результат нашего свободного выбора.

Евангелие говорит об этом. О том, как в ответ на милость Божию, на Божий дар человек должен строить свою жизнь, чтобы преумножать в первую очередь эти внутренние духовные богатства, которые, реализуясь, приносят долгожданный плод оправдания на Божием суде. Поэтому Евангелие есть свидетельство о Божием всемогуществе и о человеческой свободе.

Благовещение по-гречески Ευαγγελισμός, потому что Евангелие — это Благая весть. И Царица Небесная, получая великий дар от Бога в момент Благовещения, действует как свободный человек. Ее мысли, Ее слова, Ее дела никем не предопределены. Никакая сила Божия не внушает Ей ответов. И сам великий архангел Гавриил не внушает Ей никаких ответов. Он разговаривает с Ней как с равной, Она участвует в этом диалоге с Небесами, являя Свою Богом данную свободу. И в ответ на это свободное произволение Богоматери, дар, данный Ей Богом, расцветает в великое спасительное действие, преобразующее весь человеческий род.

На праздник Благовещения принято выпускать птиц, которые содержатся в клетке. Эта традиция связана с тем, о чем мы сейчас говорим: Евангелие говорит о Боге и о человеческой свободе. И самым ярким повествованием, сочетающим Божий замысел и человеческую свободу, является повествование о Благовещении. В память о том самом свободном ответе Богоматери мы даем свободу птицам, которые, взлетая в небеса, свидетельствуют нам своим свободным полетом о том, какую же благодать и силу принес Господь людям, даруя им и таланты, и свободу эти таланты развивать.

Да поможет всем нам Господь сочетать нашу жизнь, наши труды с сильной верой, с глубоким убеждением в том, что над всем Господь. Он влагает в нас то, что мы призваны развивать. Но без этого творческого акта не может состояться человеческая личность. И когда люди настаивают на свободе и отрицают Бога, то впадают в страшное заблуждение, и, в конце концов, теряют и свободу, и нередко — свою жизнь.

Помоги всем нам Господь молитвами Пречистой Царицы Небесной укрепляться в вере, в понимании того, что есть человеческая свобода, и раскрывать те дары, которые каждый из нас получил во славу Божию и во спасение наших душ. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

7 апреля 2014 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. По традиции, Патриарх совершает эту службу в Благовещенском соборе Московского кремля - в одном из древнейших храмов нашей Первопрестольной столицы, в храме, в котором молились великие государи и Патриархи, стены которого овеяны нашей историей, той самой историей, в течение которой небольшое княжество Московское превратилось в ядро великого государства от океана до океана. И произошло это не только потому, что были мудрые правители, честные и преданные своей Родине, не только потому, что было войско, готовое положить душу свою за государя, за землю, за веру православную, но и еще и потому, что не были надорваны силы народа и Русь распрямлялась подобно мощной пружине. Не так быстро, не по какому-то волшебному действию, а спокойно, с достоинством страна набирала мощь, распространяясь от края и до края земли.

Что означало это великое делание наших предков? Было ли это неудержимым стремлением к богатству, к умножению своей мощи? Или это была патологическая зависть к соседям? Не было ни того, ни другого, ни третьего. У соседей завидовать было нечему, и не было стремления умножить богатство, потому что никто не знал, имеются ли вообще какие-то богатства в этих бескрайних сибирских и дальневосточных землях, не было и стремления кому-то досаждать.

Освоение Великой Руси было подобно некоему духовному деланию. В первую очередь народ наш сознавал свою ответственность пред Богом в том, чтобы нести свет Христовой истины на Восток, и совершалось это не только силой духовенства, но и силой всего нашего народа. Я говорю сегодня об этом именно потому, что мы совершаем службу в том самом Кремле, который был и остается духовным центром нашего Отечества. И если вспомнить историю, то все самые успешные деяния нашего народа осуществлялись именно потому, что был некий духовный смысл и духовная сила. Без такого усилия и без такой духовной поддержки невозможно обрести успех.

Вот и сегодня, в судьбоносное для нашего Отечества время, мы молились здесь, в Кремле, о державе Российской, о всей исторической Руси, чтобы Господь содержал всех нас под Покровом Пречистой Царицы Небесной, чтобы Он никогда не допустил междоусобной брани, чтобы брат не восставал на брата, но чтобы собиралась постепенно духовная сила Руси, та самая сила, которая привела к созданию великого государства, которая выявила себя во многих примерах святости, в дивных примерах героизма и мужества.

Мы молились об этом в день Благовещения Пресвятой Богородицы. «Благовещение» по-гречески именуется Εὐαγγελισμός. Это слово имеет тот же корень, что и «Евангелие», потому что благовещение - это Благая весть, которую Бог через Архангела Гавриила передал Деве Марии. И Евангелие, которое стало результатом воплощения Сына Девы Марии, Сына человеческого и сына Божиего, - это Благая весть, но уже не к одному человеку, а ко всему роду человеческому. Евангелие - это благая весть, а если перевести на современный язык, это счастливая весть. Иногда мы со страхом спрашиваем у человека, который говорит, что у него есть что-то новое для нас, - это что-то плохое или хорошее? И радуемся, когда он говорит: хорошее. Даже хорошая человеческая весть способна нас успокоить, поднять настроение, вдохнуть силы, - а что же говорить о Божественной доброй, благой, счастливой вести, которая содержится в Евангелии? Это та самая весть, которая действительно способна не просто поднять наше настроение, но и коренным образом изменить нашу жизнь, подчинить ее Божиему закону, а значит, и тому благу, которое несет людям этот закон.

Бог никогда не навязывает Своей воли человеку, Он остается как бы в тени. Иногда это приводит современного человека, привыкшего опираться на силу ума, силу власти, силу денег, силу науки, силу образования, к мысли, что Бога вообще нет: «Где Он? Я Его не вижу. Я знаю, что такое власть; я знаю, что такое деньги; я знаю, что такое мое здоровье и мои способности; а вот что такое Бог, я не знаю, потому что я все делаю сам для себя. Так и где же Он, на каком месте в жизни?» Но от этих вопросов никак не зависит само существование Бога. Он в тени, Его не видно, но в любой момент в ответ на нашу просьбу к Нему Он выходит из этой тени и совершает с нами дела непостижимые, когда мы с удивлением говорим: «Это чудо!»

В последнее время это слово стали употреблять многие наши соотечественники, отмечая те или иные события в нашей государственной жизни. Они говорят о чуде, о вмешательстве Бога в нашу историю. И мы должны с доверием относиться ко всему, что приходит к нам свыше. Мы не должны свое человеческое упрямство и гордыню ставить преградой для действия благодати Божией.

И примером для нас явилась Дева Мария. Она могла бы поставить упрямство, непонимание, а, может быть, даже и девичью гордость преградой той вести, которую к Ней обратил ангел. Ведь не с крыльями же пришел к Ней Гавриил - в человеческом образе; и Она, может быть, не сразу и поняла, что этот ангел. Пришел некто и говорит Ей: «Ты родишь, без мужа, Сына, и Этим Сыном будет Сын Божий, Которому уготован престол Давида-царя, и Царству Его не будет конца». Можно себе представить смущение совсем юной девушки, почти девочки, Которая слышит эти слова, и как много было у Нее причин поставить заслон этой вести: «Не могу, боюсь, не понимаю, уйди». А вместо этого только простые слова: «Я раба Господня; пусть будет по слову твоему», - ни восторга, ни радости, ни рукоплескания, ни страха, а предание Себя в руки Божии.

Пример Девы Марии должен научить всех нас отношениям с Богом. Мы должны чаще предавать себя в руки Божии. Мы должны чаще просить у Господа явить Себя в нашей жизни, сделать Себя зримым в нашей жизни. И Бог на эту молитву отвечает - опять-таки не в громе и не в молнии, не в каких-то радикальных решениях. Он прикасается к нам легким благодатным прикосновением, но в какой-то момент мы понимаем, что происходящее с нами - не от нас, не от нашей силы и не от какой другой человеческой силы, а от силы Божией.

Пусть пример Девы Марии, принявшей весть о рождении Спасителя со смирением и покорностью воле Божией, будет для нас великим примером построения наших отношений с Богом. Вместо горделивого вопроса: «Где же Ты?» или «Почему Ты поступаешь так, где же справедливость?», - мы должны сказать: «Мы рабы Твои, Господи, пусть будет по слову Твоему».

С праздником поздравлю вас! Пусть Покров Царицы Небесной пребывает над Отечеством нашим, над народом, над Церковью нашей, над всей исторической Русью, всех нас соединяя верой и помогая возрастать от силы к силе. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    • Слово Святейшего Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы

      13 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

    • Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы

      Вечером 12 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с проповедью.

    • Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре

      12 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

    • Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

      Вечером 11 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с проповедью.

    • Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Зачатьевском монастыре

      11 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом проповеди.

    • Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

      Вечером 10 марта, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

    • Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю сыропустную после Литургии в храме Сорока Севастийских мучеников в Спасской Слободе г. Москвы

      10 марта, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Сорока Севастийских мучеников в Спасской Слободе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме