Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Теория общественно-экономических формаций. Социальная философия

### концепция считает государство структурой, связанной с информацией

кибернетическая

Последовательность общественных формаций

1. Первобытнообщинная

2. Рабовладельческая

3. Феодальная

4. Буржуазная

5. Коммунистическая

Тип общества, основанный на определённом способе производства, - общественная ### .

формация

Формационная типология государств выделяет типы государств

Буржуазное

Феодальное

Социалистическое

Рабовладельческое

Социальное

Всеобщего благоденствия

Светское

Первобытнообщинной формации НЕ присущи общественные институты

Государство

Аппарат насилия

Религия

Принуждение

Брак и семья

Рабовладельческое государство - исторически ### тип государственной организации

### тип государства органически сочетает экономическое принуждение к труду с внеэкономическим

феодальн#$#

Экономической основой буржуазного государства является вид собственности

Частная

Корпоративная

Общественная

Последовательность этапов перехода к коммунизму

1. Диктатура пролетариата

2. Собственно социалистическое государство

3. Общенародное государство

Тема 8. Форма правления и форма государственного устройства

### подход к типологии государства разрабатывал А. Тойнби

цивилизационн#$#

Форма государства состоит из элементов

Форма правления

Форма государственного устройства

Форма права

Политическая система

Политический режим

Политическая статика

Форма ### показывает, кто осуществляет верховную власть в государстве

правления

Характеристика формы правления включает

Строение высших органов государственной власти

Порядок образования верховных органов

Порядок взаимоотношений между частями государства

Взаимоотношения верховных органов друг с другом и с населением

Отношения между центральными и местными органами государственной власти

Степень участия населения в формировании государственных органов

НЕ относятся к формам правления

Протополитархия

Геронтократия

Монархия

Теократия

Тирания

Республика

### - форма правления, при которой вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу

монархия

Являются признаками монархии

Пожизненность правления

Последовательность эволюции монархии

1. Абсолютная

2. Дуалистическая

3. Парламентарная

### - это вид монархии, при которой отсутствует парламент и конституция, ограничивающая власть монарха

абсолютная

Соответствие видов и признаков монархии

Ограниченная - Законы принимает парламент

Источником власти является народ

Юридическая ответственность главы государства

### монархия характеризуется появлением при монархе органа народного представительства с законосовещательными функциями

дуалистическая

Характерным примером парламентарной монархии является

Исландия

Малазия

Марокко

Финляндия

Великобритания

### - государственный орган, власть которого считается непроизводной от иной власти, органа или избирателей и который сам является источником всей власти в государстве

Соответствие видов систем престолонаследия и их содержания

Салическая - Наследовать власть могут только мужчины

Кастильская - Власть могут наследовать женщины, но мужчины имеют преимущество

Австрийская - Женщины наследуют только если во всех поколениях нет мужчин

Шведская - Мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства

Салическая система престолонаследия принята в

Бельгии

Норвегии

Франции

Кастильская система престолонаследия

Не исключает женщин из очереди престолонаследия, но мужчины имеют преимущество

Австрийская система престолонаследия

Женщины наследуют престол лишь при пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий

Не исключает женщин из очереди престолонаследия, но мужчины имеют преимущество

Полностью исключает женщин из очереди престолонаследия

Кандидатура монарха подлежит одобрению парламентом

### система престолонаследия предоставляет мужчинам и женщинам равные права на занятие трона

шведская

### - правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными населением органами.

республика

НЕ являются признаками республики

Передача власти по наследству

Срочность полномочий высших представительных органов власти

Наличие единоличного правителя

Пожизненность правления

Производность государственной власти от суверенитета народа

Юридическая ответственность глав государства

Соответствие видов и черт республик

Президентская - Правительство ответственно перед президентом

Парламентская - Должность премьер-министра

Смешанная - Двойная ответственность правительства

Демократический централизм

Императивный мандат члена парламента

### республика предусматривает соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства

президентская

Относятся к характеристикам парламентской республики

Верховная власть принадлежит парламенту

Соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства

Правительство формируется только парламентским путём

Президент избирается всем населением или выборщиками

Верховная власть опирается на армию

Правительство ходит в отставку после вотума недоверия

Черты смешанной республики

Право президента распустить парламент

Участие парламента в формировании правительства

Президент избирается всем населением

Отрицание концепции разделения властей

Вся власть принадлежит советам

Пожизненность правления

### - выборный единоличный орган государственной власти в республике, её высшее должностное лицо

президент

Виды президентуры

Смешанная

Единоличная

Парламентская

Назначаемая

Кооптируемая

### государство подразделяется только на административно-территориальные единицы

унитарное

Признаки унитарного государства

Единое гражданство

Наличие парламента

Виды унитарного государства

Конфедерация

Централизованное

Автономное

Органы местного управления

Аппарат управления

Законодательные органы

Автономные образования

Единоличная президентура характерна для стран

Великобритании

### президентура предполагает осуществление полномочий президента коллегией

коллегиальная

### или гибридная президентура предполагает сочетание единоличного президента и постоянно действующего коллегиального органа

смешанная

В зависимости от объёма предоставленных полномочий выделяют виды единоличной президентуры

Сильный президент

Инвеститура

Контрассигнатура

Прерогатива

Полномочием, которым не обладает президент в законодательной области

Право отлагательного вето

Созыв и роспуск парламента

Возбуждение дела в конституционном суде

Абсолютное вето

Президент в сфере исполнительной власти

Формирует правительство

Может председательствовать на заседании правительства

Вводит чрезвычайное, военное или осадное положение

Возглавляет министерство обороны

Назначает и смещает со своих постов министров

Организует исполнение решений судебных органов

Полномочия президента в судебной сфере

Возбуждает уголовные дела против высших должностных лиц

Назначает членов высших судов государства

Назначает генерального прокурора

Осуществляет материально-техническое обеспечение судебных органов

Назначает генерального контролёра

Президент в сфере международных отношений

Заключает международные договоры

Принимает верительные и отзывные грамоты

Объявляет о денонсации международных договоров

Осуществляет федеральную интервенцию

Является главнокомандующим вооружёнными силами

Объявляет войну и заключает мир

Принимает в гражданство иностранцев

Полномочия президента в области регулирования правового статуса граждан

Даёт разрешение на выход из гражданства

Осуществляет помилование

Принимает решение об амнистии

Награждает орденами и медалями

Назначает наказание

Смягчает наказание

Осуществляет исполнение судебных решений

Элемент формы государства, отражающий его политико-территориальную организацию

Государственное устройство

Федеративное устройство

Автономные образования

Республика советов

Форма государственного устройства характеризует аспекты

Территориальную организацию власти

Демографические характеристики государства

Взаимоотношения народа и государственной власти

Порядок формирования высших органов государственной власти

Классовое расслоение общества

Виды форм государственного устройства

Унитарное государство

Федеративное государство

Автономия

Конкордат

Легитимность

Виды унитарного государства

Единое гражданство

Единый центр государственной власти

Двухканальная система налогов

Наличие нескольких правовых систем

Наличие парламента

Конфедерация

Централизованное

Автономное

В простом унитарном государстве отсутствуют

Органы местного управления

Аппарат управления

Административно-территориальное деление

Законодательные органы

Автономные образования

### унитарное государство имеет в своём составе хотя бы одну автономию

### - это такое унитарное государство, в котором отсутствуют органы местного самоуправления

централизованное

Черты децентрализованного унитарного государства

Местные органы власти избираются населением

Во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники

Отсутствует местное самоуправление

Местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью

### - такая форма государственного устройства, при которой в состав государства входят государственно-подобные образования

федерация

К признакам федерации НЕ относятся

Двухканальная система налогов

Двухуровневая система государственной власти

Наличие нескольких правовых систем

Единое гражданство

Единая судебная система

Соответствие видов федерации и их характерных черт

Национальная - Основана на национальном признаке

Территориальная - Учитывает только территориальный фактор

Смешанная - Сочетает национальный и территориальный факторы

Симметричная - Субъекты имеют одинаковое правовое положение

Асимметричная - Субъекты имеют разный правовой статус

Конституционная - Правовым основанием является Основной закон

Договорная - В основе лежит соглашение между субъектами

Национальной федерацией является

Югославия

### федерация образуется только с учётом территориального подхода

территориальная

Россия - ### федерация

смешанная

В симметричной федерации

Субъекты имеют равный правовой статус

Части такого государства обладают одинаковой территорией

Её субъекты имеют равное количество населения

Она включает чётное количество субъектов

### федерация включает в себя субъекты с разным правовым статусом

асимметричная

### федерация - такая разновидность формы территориального устройства, при которой факт образования федерации отражается в основной законе страны

конституционная

### федерация - такая разновидность формы территориального устройства, при которой факт образования федерации отражается в соглашении субъектов

договорная

Учёт национальных, географических, культурных, исторических и иных особенностей при создании государства путём выделения особых территорий или создания специальных органов - ### .

автономия

Соответствие видов автономий и их признаков

Национально-территориальная автономия - Предоставляется компактно проживающей национальной группе населения

Территориальная автономия - Предоставляется только с учётом исторических или географических особенностей

Национально-культурная автономия - Не связана с обособлением территории

### автономия может предоставляться компактно проживающей на территории государства этнически однородной группе населения

национально-территориальная

### автономия не предполагает учёт национального состава населения

территориальная

В политической автономии высшие органы имеют право

Издавать законы

Иметь свою валюту

Издавать не законы, а постановления, не имеющие названия законов

В административной автономии её высшие органы имеют право

Издавать законы

Выходить из состава государства

Их полномочия ограничены сферой языка, культуры, образования

Издавать не законы, а постановления, не имеющие названия законов

Суть национально-культурной автономии

Учёт интересов национальных меньшинств

Создание органов с консультативными полномочиями

Выделение особых территорий

Предоставление права принимать законы

Союз государств, созданный на основе международного договора и имеющий целевое назначение - ### .

конфедерация

Характерные черты конфедерации

Создаётся для достижения определённых целей

Её члены обладают правом нуллификации

Каждый субъект полностью сохраняет свой суверенитет

Имеет единую судебную систему

Обладает двухпалатным парламентом

Финансовые средства объединяются по соглашению субъектов

Единый центр государственной власти

К конфедерациям относятся

Европейское сообщество

Содружество независимых государств

Британское содружество наций

Швейцарская конфедерация

Парламентская Ассамблея Совета Европы

Совокупность способов, приёмов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть

Правовой статус

Политический режим

Правовой режим

Полномочия

Соответствие между видами политических режимов и их признаками

Демократический - Наличие легальной оппозиции

Тоталитарный - Идеологизация всей общественно жизни

### режим предполагает приоритет личности над государственными интересами

Наличие свободных от политического контроля сфер жизни

Существует многопартийность при запрете оппозиции

Монополия на информацию

Слияние государственного и партийного аппарата

Упразднение местного самоуправления


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

a. По длительности существования;

b. По волевому признаку;

c. По правовым последствиям.

12. Тип государства – это:

a. система сущностных признаков государства определенной общественно-экономической формации;

b. общественно-экономический строй государства;

c. совокупность экономического базиса и надстройки;

d. совокупность внутренних, устойчивых и необходимых свойств и связей государства.

14. Последовательность общественных формаций:

a. феодальная;

b. буржуазная;

c. коммунистическая;

d. рабовладельческая;

e. первобытнообщинная.

15. Дополните:
Тип общества, основанный на определенном способе производства, - общественно-экономическая формация.

16. Формационная типология государств выделяет типы государств:

a. буржуазное;

b. феодальное;

c. социалистическое;

d. рабовладельческое;

e. социальное;

f. всеобщего благоденствия;

g. светское.

17. Первобытнообщинной формации не присущи общественные институты:

a. государство;

b. аппарат насилия;

c. налоги;

d. религия;

e. принуждения;

f. брак и семья.

18.Дополните:
Рабовладельческое государство – исторически антагонистический тип государственной организации.

19. Цивилизационный подход к типологии государства разрабатывал А. Тойнби. Основное различие между формационным и цивилизационным подходами к вопросу о происхождении государства и права заключается в том, что:

a. первый основывается на развитии материальных условий жизни общества, а второй - на развитии всей цивилизации;

b. первый считает происхождение права первичным, второй считает первичным происхождение государства;

c. первый основывается на развитии всего общества, второй - на развитии семьи как собственника;



d. первый исходит из образования формы правления государства, второй – территориального устройства.

20.Основоположники марксизма-ленинизма определяют государственную власть, как:

a. власть общества над государством;

b. властвование народа;

c. консенсус между классами;

d. организованное насилие одного класса над другим.

Вариант 9

1.С точки зрения формационного подхода в типологии государств не могло быть:

a. буржуазного государства;

b. феодального государства;

c. рабовладельческого государства;

d. коммунистического государства.

2.Основным недостатком цивилизационного подхода к типологии государства является:

a. преувеличение роли формы государства в развитии государственности; принижение роли экономического фактора в развитии государства;

b. принижение роли духовного фактора в развитии государства;

c. преувеличение роли экономики в развитии государственности.

3. Совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений, с помощью которых официальная публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей, называется:

a. система законодательства;

b. правовой системой;

c. правом;

d. система права.

4. Правовая семья – это совокупность:

a. национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков;

b. взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых явлений, нормативную основу которых составляет право;

c. правовых норм, регулирующих с помощью специфического юридического режима однородные общественные отношения;

d. идей, теорий и концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.

5. В праве романо-германской правовой системы высшей юридической силой наделяется:

a. обычай;

c. конституция;

d. судебное решение.

6. Маргинальным называется:

a. социально активное правомерное поведение;

b. поведение при пассивном соблюдении правовых предписаний;

c. поведение, граничащее с правонарушением;

d. привычное правомерное поведение.

7. Социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, предусмотренное нормой права и влекущее за собой правовые последствия – это:

a. правонарушение;

b. правовое поведение;

c. правомерное поведение.

8. Англо-саксонская правовая семья по-иному еще называется системой:

a. обычного права;

b. парламентского права;

c. законодательного права;

d. общего права.

9. Романо-германская правовая семья еще называется:

a. обычной системой права;

b. общей системой права;

c. континентальной правовой системой;

d. прецедентной системой права.

a. Ж.-Ж. Руссо;

b. Т. Гоббс;

c. Г. Гегель;

d. В. Ленин.

К теориям происхождения государства не относятся

a. Нормативистская;

b. Интергративная;

c. Диффузионная;

d. общественного договора;

e. органическая.

12.Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов:

13. Дополните:
Основа государства в соответствии с патриархальной теорией возникновения государства есть семья.

14. В соответствии с договорной теорией возникновения государства оно есть результат заключения … договора.

a. общественного;

b. гражданско-правового;

c. федеративного;

d. оказания услуг.

16. Теория возникновения государства Виттфогеля связывает процесс образования государства с фактором:

a. необходимость орошения земель;

b. разложение родовой общины;

c. глобальное потепление;

d. развитие экономики.

17. Дополните:
Рассматривает государство как продукт непримиримости классовых противоречий марксистская теория.

18. Представители технократической теории считают, что обществом и государством должны управлять технократы, поскольку только они:

a. овладели передовой техникой;

b. подготовлены и способны изобретать машины и руководить ими;

c. способны определять пути и средства дальнейшего развития общества;

d. способны разработать любую технологию производства и претворить ее в жизнь.

19. Представители доктрины «государства всеобщего благоденствия» утверждают, что государст­во должно:

a. выражать интересы людей, занятых производством, и заботиться прежде всего о них;

b. выражать интересы экономически сильных классов;

c. выражать интересы всех слоев населения и обеспечивать их благополучие;

d. заботиться о благополучии неспособных к труду людей.

20. Укажите представителей «договорной теории» происхождения государства и права:

a. Гроций, Гоббс, Руссо, Радищев;

b. Аквинский, Маритэн;

c. Гумплович, Дюринг, Каутский.

Вариант 10

1. Аристотель, Фильмер, Михайловский являются представителями:

a. классовой теории;

b. теологической теории;

c. патриархальной теории.

2. Источником власти в правовом государстве является:

a. Президент;

c. Государство;

d. Правительство.

3. В гражданском обществе средства массовой информации осуществляют деятельность:

a. под руководством общества;

b. в интересах государства;

c. свободно;

d. под руководством государства.

4. В правовом государстве:

a. никакая идеология не может быть признана государственной;

b. основной идеологией является идеология правящей партии;

c. должна быть государственная идеология;

d. основной идеологией является идеология среднего класса.

5. Право как совокупность естественных прав человека понимали представители ________________ теории.

a. естественно-правовой;

b. исторической;

c. материалистической;

d. социологической.

6. Единство государства и права заключается в общности их:

a. происхождения, типологии;

b. первичных элементов;

c. социального назначения;

d. функций.

7. Властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса и принятии по нему решения:

a. реализация права;

b. правотворчество;

c. применение права.

8. Непосредственное участие в реализации права не принимает:

a. носители субъективных прав и обязанностей;

b. государство в лице различных органов;

c. общество в целом;

d. физические лица.

9. Субъектами применения права не могут быть...

a. должностные лица государства;

b. контрольно-надзорные органы;

c. граждане;

d. органы местного самоуправления.

10. Уяснение смысла и содержания правовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними – это _______________ способ толкования права.

a. систематический;

b. исторический;

c. грамматический;

d. телеологический

11. Выделяются следующие способы толкования:

a. аутентическое, делегированное, нормативное, казуальное;

b. языковое, систематическое, историческое;

c. обыденное, профессиональное, докториальное.

12. Логическое толкование нормы права - это выяснение:

a. места правовой нормы в отрасли права;

b. значения нормы права в данном институте права;

c. обозначаемых в норме понятий и соотношения их между собой;

d. смысла нормы права, исходя из значения слов.

13. Специально-юридический способ толкования правовых норм основывается на:

a. практике применения правовых норм органами следствия и прокурорского надзора;

b. знаниях практического применения правовых норм;

c. профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники;

d. практике судебного применения нормативных правовых актов.

14. Фактическая конструкция, выражающая главные особенности правонарушения, представляет:

a. юридический факт;

b. юридический состав правонарушения;

c. приговор суда;

d. структуру нормы права.

15. В состав правонарушения входят следующие элементы:

a. субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона;

b. гипотеза, диспозиция, санкция;

c. норма права, правоотношение, акт реализации.

16. Правонарушения подразделяются на:

a. вменяемые и невменяемые;

b. вредные и незначительно вредные;

c. преступления и проступки;

d. общественно опасные, не общественно опасные.

17. Эффективная борьба с правонарушениями и их предотвращение - это требование...

a. Криминологии;

b. Законности;

c. право порядка;

d. общественного порядка.

18. Особое правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, определяется как _______________.

a. ответственность;

b. юридическая;

c. политическая;

d. религиозная;

e. моральная.

19. Способами, приемами правового регулирования являются:

a. декларация, программа;

b. норма права, правоотношение;

c. запрет, дозволение, позитивное обязывание;

d. законность, правопорядок.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ПРАВА

§ Предмет и метод теории государства и права.

§ Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

§ Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

§ Причины и формы возникновения государства.

§ Теологическая теория происхождения государства.

§ Патриархальная теория происхождения государства.

§ Договорная теория происхождения государства.

§ Теория насилия по вопросу о происхождении государства.

§ Органическая теория происхождения государства.

§ Материалистическая теория происхождения государства.

§ Психологическая теория происхождения государства.

§ Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

§ Особенности возникновения права.

§ Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

§ Понятие и сущность государства.

§ Типы государства: различные подходы.

§ Понятие и классификация функций Российского государства.

§ Характеристика основных внутренних функций Российского государства..

§ Характеристика основных внешних функций Российского государства.

§ Формы и методы осуществления функций государства.

§ Понятие и элементы формы государства.

§ Формы государственного правления.

§ Соотношение типа и формы государства

§ Формы национально-государственного и административно-территориального устройства.

§ Политический (государственный) режим: понятие и виды.

§ Механизм государства: понятие и структура.

§ Органы государства: понятие, признаки, виды.

§ Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

§ Политическая система общества: понятия и структура.

§ Место и роль государства в политической системе общества.

§ Понятие и сущность права.

§ Понятие права в объективном и субъективном смысле.

§ Право как государственный регулятор общественных отношений.

§ Естественно-правовая теория.

§ Историческая школа права.

§ Нормативистская теория права.

§ Марксистская теория права.

§ Психологическая теория права.

§ Социологическая теория права.

§ Соотношение экономики, политики и права.

§ Принципы права: понятие и виды.

§ Соотношение убеждения и принуждения в праве.

§ Функции права: понятие и классификация.

§ Типы права: различные подход.

§ Правовая система общества: понятие, структура, виды.

§ Романо-германская правовая семья.

§ Англо-саксонская правовая семья.

§ Семья религиозного права.

§ Семья традиционного права.

§ Правовой статус личности: понятия, структура, виды.

§ Соотношение и взаимосвязь государства и права.

§ Правовое государство: понятие и принципы.

§ Разделение властей как принцип правового государства.

§ Государство и личность: взаимная ответственность.

§ Соотношение общества и государства.

§ Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

§ Социальные и технические нормы, их особенности, взаимосвязь.

§ Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия.

§ Понятие, структура и виды правосознания.

§ Правовая культура: понятие и структура.

§ Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

§ Понятие и признаки нормы права.

§ Представительно-обязывающий характер правовых норм.

§ Структура нормы права.

§ Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

§ Классификация норм права.

§ Понятие и виды форм (источников) права.

§ Понятие и виды нормативных актов.

§ Понятие, признаки и виды законов.

§ Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

§ Правотворчество: понятие, принципы, виды.

§ Понятие и стадии законотворчества в РФ.

§ Систематизация нормативных актов: понятие и виды.

§ Юридическая техника.

§ Понятие и структурные элементы системы права.

§ Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

§ Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

§ Институт права: понятие и виды.

§ Частное и публичное право.

§ Юридический процесс: понятие и виды.

§ Соотношение системы права и системы законодательства.

§ Правовые отношения: понятие и признаки.

§ Виды правовых отношений.

§ Предпосылки возникновения правоотношений.

§ Взаимосвязь норм права и правоотношений.

§ Понятие и виды субъектов правоотношений.

§ Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность.

§ Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.

§ Объекты правоотношений: понятие и виды.

§ Понятие и классификация юридических фактов.

§ Реализация права: понятие и виды.

§ Стадии процесса применения норм права.

§ Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.

§ Отличие нормативных актов от актов применения права.

§ Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления.

§ Юридические коллизии и способы их разрешения.

§ Толкование норм права: понятие, и виды по субъектам.

§ Способы и объем толкования правовых норм.

§ Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

§ Юридическая практика.

§ Правомерное поведение: понятие и виды.

§ Понятие, признаки и виды правонарушений.

§ Юридический состав правонарушений.

§ Понятие, признаки и основание юридической ответственности.

§ Цель и функции юридической ответственности.

§ Принципы юридический ответственности.

§ Виды юридической ответственности.

§ Юридическая ответственность и другие виды государственного принуждения.

§ Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

§ Понятие, признаки и виды правовых средств.

§ Механизм правового регулирования: понятия и основные элементы.

§ Правовые режимы: понятие, признаки, виды.

§ Эффективность правового регулирования.

§ Правовые ограничения: понятие, признаки, виды.

§ Правовые стимулы: понятие, признаки, виды.

§ Правовые поощрения: понятие и признаки.

§ Заслуга как основание для правового поощрения.

§ Соотношение поощрений и наказаний в праве.

§ Функции правовых поощрений.

§ Виды правовых поощрений.

§ Правовые льготы: понятие, признаки, функции

§ Понятие и принципы законности.

§ Гарантии законности: понятие и виды.

§ Понятие правопорядка. Соотношение законности правопорядка и демократии.

11.2. Первобытнообщинная формация

Собственно человеческая история начинается с первобытнообщинных обществ. Первобытнообщинные общества (эпоха неолита) существовали в VII-V тыс. до н. э. Таким, например, было общество Чатал-Хююка на западе Малой Азии (примерно 6000 лет до н.э.), базировавшееся на культивировании ячменя и приручении крупного рогатого скота. В древнем Шумере и Египте возникли и развились около 6000 лет назад первые первобытные (родовые и родо-племенные) общины. Первобытнообщинная формация, присущая этим обществам, самая ранняя форма практической формации.

Первобытные общества представляли собой родовые и племенные объединения людей с родовой ментальностью, недавно обузданными инстинктами, с неразвитым сознанием и примитивной деятельностью. Главной функцией рода было воспроизводство людей (продолжение рода): рождение детей, их кормление, защита, воспитание, производство (собирательство, земледелие, скотоводство и т.п.). Среди важнейших условий продолжения рода обеспечение людей материальными благами, защита от других родов, воспитание еще не стали относительно самостоятельными функциями, т.е. не превратились в экономическую, политическую, духовную сферы обществ. Маркс не случайно не включал первобытную формацию в состав экономической.

Первобытнообщинные общества состояли из немноголюдных общин, представляющих собой совокупность домашних хозяйств, объединенных в одно село (или род) . Возникало территориальное единство большесемейных (домовых) общин, находящихся в иерархических (господство и подчинение) отношениях в зависимости от родственной близости к исторически достоверному (или вымышленному) основателю общины. Первобытные общины занимались

земледелием и скотоводством. Основные формы жизнедеятельности (собирательство, скотоводство, земледелие) определяли характер родовых общин.

Родовая община представляла собой синкретическую общественную формацию, в которой основные общественные сферы находились в неразвитом, слитом, функционально меняющемся виде. Можно сказать, что первобытное общество совпадало со своей формацией, а формация была способом первобытнообщинного производства людей. Этот способ общественного производства держался на инстинктах, совместном материальном производстве, родовой власти, первобытной мифологии.

В первобытнообщинной формации, по-видимому, невозможно выделить базисную сферу раз и навсегда: она постоянно менялась в зависимости от конкретной ситуации. Можно предположить, что базисную роль в той или иной мере играли все сферы родового общества вместе. Это показывает, в частности, функциональную незакрепленность базисной сферы за экономической (материальное производство) сферой, что не делает ее единственным фактором формационного самоопределения и интеграции первобытного общества.

Собственность на землю в родовом обществе общинная, каждый дом владеет своей долей. Во главе сельской общины стоит вождь, который вначале избирается, а затем эта должность становится наследственной. В его ведении находятся экономические, военные, политические и религиозные вопросы. В духовную сферу сельской общины входят вождь, шаман и т.п., отправляющие языческие ритуалы. Они выступают носителями религиозно-нравственных норм, культурных предпочтений, принципов социальной справедливости, норм и характера труда.

Исходная сфера первобытнообщинного общества включала в себя людей, обладающих совокупностью первичных биологических потребностей в сытости, тепле, передвижении, продолжении рода, самоутверждении и т.п. Их можно было удовлетворять в благоприятных природных условиях, адекватных им (климат, зерновые культуры, крупный рогатый скот, который можно было приручить и т.п.). Потребление носило в основном коллективный (общинный) или семейный характер, было достаточно скудным и относительно равным, при этом существовало противоречие между действительными и удовлетворяемыми потребностями людей, являвшееся побудительным мотивом жизнедеятельности. Противоречие между абсолютными и действительными потребностями людей в этом обществе еще не возникло.

Структура сельской общины включает вождя, общинную знать (богатеев), свободных общинников, рабов. Социальные роли в сельской общине жестко распределены и не меняются годами. Первобытное общество удовлетворялось двумя основными регуляторами (мотивами) жизни: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих регуляторов хватало, пока сородичи не отличались своими интересами и способностями, а также пока среди сородичей не появились посторонние (пленные, рабы).

Базисом этого общества было общественное производство, в котором демосоциальное, материальное, родовое, мифологическое производства были тесно переплетены в каждом акте, в пространстве и во времени. Не было четкого временного и пространственного разделения на разные сферы общественного производства. Поэтому базисными были кровнородственные отношения, которые определяли все остальные, - трудовые, военные, религиозные.

Естественная (натуральная) производственная деятельность представляла собой процесс первобытного производства и распределения материальных благ общиной. Она включала в себя естественные средства производства (предметы, орудия, условия) и природные способности людей (физическая сила, навыки к определенным действия, волю, элементы сознания и т.п.). Первобытнообщинный способ производства базировался, прежде всего, на "производительной силе самой природы", а не на созданной человеком.

Натуральность (природность) производства определяется как преобладанием природных факторов труда над исторически созданными, так и исключительным предназначением произведенных продуктов для индивидуального потребления. В этой формации непосредственной и исключительной целью производственного базиса является воспроизводство людей. В силу этих обстоятельств Маркс и назвал данный тип хозяйственной деятельности "натуральным".

В первобытнообщинном обществе господствовала личная собственность на средства производства, выражающаяся в умении владеть этими орудиями, но результат труда носил коллективный характер. Личная (и совместная) собственность не является экономической.

Когда предмет не создан трудом, а дан от природы, то собственность на него есть только внеэкономическое присвоение, только волевое отношение собственности .

Таким образом, первобытнообщинный способ производства состоял из естественных производительных сил (природных и человеческих) и коллективных общественных отношений, соответствующих

этим производительным силам. Базис этого общества не являлся экономическим.

Лично-коллективное владение средствами производства приводило к фиксации обычного права на зону или долю ресурсов. Эта собственность носила характер профессиональной, моральной, физической, интеллектуальной власти над средствами производства и людьми. Общественное производство носило здесь не социально-экономический, а властный характер . Субъектом власти над ресурсами являлся коллектив , а также вожди, старейшины и т.п.

Надстроечной (вспомогательной) сферой этой формации была духовная, которая обслуживала и регулировала производство, распределение, потребление материальных благ. Родовые общества были в основном земледельческо-скотоводческими. Существующие нормы и табу, которые контролировались выделившимися из рода вождями, жрецами, военачальниками и т.п., вносили в общественную жизнь порядок. Жрецы создавали и поддерживали религиозные мифы, которые освящали бытовую сферу и придавали общий смысл жизни людей. Главной потребностью этого общества было продолжение рода, поэтому ценности, знания, опыт, связанные с этой сферой (секса, рождения, смерти), занимали ведущее место.

Формационная общность первобытного общества состояла из вождей, старейшин, шаманов, взрослых членов первобытного общества рода - мужчин и женщин. Она была связана общностью мифологических ценностей (идеалов, норм, табу), привычек, традиций, ритуалов. Мотивами тяжелейшего труда - присваивающего, земледельческого, скотоводческого - были фундаментальные потребности людей в пище, одежде, жилище, жертвоприношениях и т.п.

Совершенствование общественного производства на основе совершенствования орудий, организации, общественного разделения труда является важнейшим направлением развития первобытнообщинных

обществ. Технологическую базу первобытнообщинного производства (не ниже поздненеолитической) составляло производство мотыг, копалок, примитивных сох и т.п.

Родовое (деревенское) общество является закрытым для чужих. С одной стороны, это ведет к укоренению своих традиционных (патриархальных) черт, идентификации, противопоставлению себя чужим. С другой стороны, это мешает заимствованию у более развитых родов их достижений и делает уязвимым для других, более развитых в технологическом и организационном отношении родов. Далее, патриархальная деревня является безграмотной и культивирует эту безграмотность. Отсутствие письменности приводило к необходимости заучивания преданий, норм, табу и т.п. И наконец, отсутствие грамотности приводило к самой первой форме общественной иерархии, делению на знающих предания, табу, ритуалы стариков и не знающую все это молодежь. Мудрость старших становилась основой неполитической власти стариков над остальными, консервировала традиционность деревенской жизни.

Семенов Ю.Л. Указ. соч. С. 142).

В начало.

Словари определяют общественно-экономическую формацию как исторически определенный тип общества, основывающийся на определенном способе производства. Способ же производства - это одно из центральных понятий в марксистской социологии, характеризующее определенный уровень развития всего комплекса общественных отношений. Напомним, что свою основную идею естественноисторического развития общества К. Маркс выработал на основе выделения из различных сфер общественной жизни экономической сферы и придания ей особого значения - как главной и детерминирующей все остальные, а из всех видов общественных отношений он обратил первоочередное внимание на производственные отношения - те, в которые люди вступают по поводу производства материальных благ.

Логика здесь довольно проста и убедительна: главное и определяющее в жизни любого общества - это добывание средств к жизни, без которых просто не смогут сложиться никакие другие отношения между людьми - ни духовные, ни этические, ни политические и т.д., - ибо без этих средств не будет и самих людей. А чтобы добывать средства к жизни (производить их), люди должны объединяться, кооперироваться, вступать для совместной деятельности в определенные отношения , которые и называются производственными .

Напомним еще раз строение аналитической схемы Маркса (см. рис.2.3 во второй главе). Производительные силы , образующие ядро экономической сферы - это обобщающее наименование соединения людей с совокупностью материальных средств, находящихся в работе: сырья, инструментов, техники, орудий, зданий и сооружений, используемых в производстве товаров (вещественные элементы или средства производства); эта совокупность вещественных элементов образует средства производства. Главной составной частью производительных сил являются, конечно, сами люди (личностный элемент ) с их знаниями, умениями и навыками, которые позволяют им с помощью вещественных элементов из предметов окружающего природного мира производить предметы, предназначенные непосредственно для удовлетворения человеческих потребностей (собственных или других людей). Производительные силы - наиболее гибкая, подвижная, непрерывно развивающаяся часть этого единства. Это понятно: знания и умения людей постоянно наращиваются, появляются новые открытия и изобретения, совершенствуя, в свою очередь, орудия труда. Производственные отношения более инертны, малоподвижны, медлительны в своем изменении, однако именно они образуют ту оболочку, питательную среду, в которой и развиваются производительные силы. Неразрывное единство производительных сил и производственных отношений и называют способом производства , поскольку оно указывает, каким способом соединяется личностный элемент производительных сил с вещественным, образуя тем самым конкретный, присущий данному уровню развития общества способ добывания материальных благ.



На фундаменте базиса (производственных отношений) вырастает надстройка . Она представляет собою, по сути дела, совокупность всех остальных отношений, "остающихся за вычетом производственных", и содержащую множество различных институтов, таких, как государство, семья, религия или различные виды идеологий, существующих в обществе. Основная специфика марксистской позиции исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Поскольку сменяется природа базиса (глубинный характер производственных отношений), постольку меняется и природа надстройки. Потому, например, политическая структура феодального общества и отличается от политической структуры капиталистического государства, что хозяйственная жизнь этих двух обществ существенно различная и требует разных способов влияния государства на экономику, разных законодательных систем, идеологических убеждений и т.п.

Исторически определенный этап развития данного общества, который характеризуется конкретным способом производства и соответствующей ему надстройкой, именуется общественно-экономической формацией . Смена же способов производства (и переход от одной общественно-экономической формации к другой) вызывается антагонизмом между устаревшими производственными отношениями и производительными силами, которым становится тесно в этих старых рамках, и они разрывают ее подобно тому, как выросший птенец разрывает скорлупу (внутри которой он развивался).

Модель базиса и надстройки вдохнула жизнь во множество учений, простирающихся от романтизма XYIII века до анализа структуры семьи в современном обществе. Преобладающая форма, которую принимали эти учения, носила классово-теоретический характер. То есть производственные отношения в базисе рассматривались как отношения между социальными классами (скажем, между рабочими и капиталистами), и, следовательно, утверждение, что базис детерминирует надстройку, означает, что характер надстройки в значительной степени детерминируется экономическими интересами господствующего социального класса. Такой акцент на классы как бы "снимал" вопрос о безличном действии экономических законов.

Метафора базиса и надстройки и определяемой ими общественно-экономической формации оказалась плодотворным аналитическим инструментом. Но она также вызвала огромное число дискуссий, как в самом марксизме, так и вне его. Один из пунктов проблемы - определение производственных отношений.

Поскольку ядром их выступают отношения собственности на средства производства , они неизбежно должны включать в себя правовые дефиниции, а ведь их данная модель определяет как надстроечные. В силу этого аналитическое разделение базиса и надстройки представляется затруднительным.

Важным предметом спора вокруг модели базиса и надстройки стала точка зрения, что базис детерминирует надстройку. Ряд критиков утверждают, что эта модель влечет за собой экономический детерминизм. Однако следует учитывать, что сами К. Маркс и Ф. Энгельс никогда не придерживались такой доктрины. Во-первых, они понимали, что элементы надстройки могли быть относительно автономны от базиса и обладать собственными законами развития. Во-вторых, они утверждали, что надстройка взаимодействует с базисом и достаточно активно влияет на него.

Итак, исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует данный способ производства, и называется общественно-экономической формацией . Введение этого понятия в социологический анализ периодизации обществ имеет ряд преимуществ. (1) Оно позволяет отличить один период развития общества от другого по достаточно четким критериям. (2) С его помощью можно найти общие сущностные черты в жизнедеятельности различных обществ (стран и народов), находящихся на одинаковой ступени развития даже в различные исторические периоды, и, напротив - найти объяснения различий в развитии двух обществ, сосуществующих в один и тот же период, но обладающих разными уровнями развития вследствие различия в способах производства. (3) Формационный подход позволяет подходить к обществу как к единому социальному организму, т.е. рассматривать все общественные явления (на основе способа производства) в органическом единстве и взаимодействии. (4) Он дает возможность свести стремления и действия отдельных личностей к действиям больших масс людей.

На основе формационного подхода вся человеческая история делится на пять общественно-экономических формаций. Однако, прежде чем перейти к их непосредственному рассмотрению, следует сделать еще несколько замечаний по поводу системообразующих признаков, определяющих параметры каждой из формаций.

Первое из них относится к структуре труда , как определяет ее Маркс в своем "Капитале". Согласно трудовой теории стоимости, целью любой экономической системы является создание потребительных стоимостей, то есть полезных вещей. Однако во многих экономиках (особенно капиталистических) люди производят вещи не прямо для собственного пользования, а для обмена на другие товары. Все товары производятся с помощью труда, и, в конечном счете, именно время труда , затраченное на их производство, детерминирует стоимость обмена.

Рабочее время работника можно разделить на два периода. В течение первого он производит товары, стоимость которых равна стоимости его существования, это необходимый труд. "Второй период труда - тот, в течение которого рабочий работает уже за пределами необходимого труда, - хотя и стоит ему труда, затраты рабочей силы, однако не образует никакой стоимости для рабочего. Он образует прибавочную стоимость". Предположим, рабочий день составляет десять часов. В течение части его - скажем, восьми часов - рабочий будет производить товары, стоимость которых равна стоимости его существования (пропитания). В течение двух остающихся часов рабочий будет создавать прибавочную стоимость, которая присваивается собственником средств производства . Этим собственником может быть и сам работник, однако чем более развито общество, тем менее это вероятно; в большинстве известных нам общественно-экономических формаций средствами производства владеет не тот, кто непосредственно трудится с помощью их, а кто-то другой - рабовладелец, феодал, капиталист. Следует отметить, что именно прибавочная стоимость является основой, во-первых, частной собственности, а во-вторых - рыночных отношений.

Таким образом, мы можем выделить интересующие нас системообразующие признаки общественно-экономических формаций. Первый из них - это соотношение между необходимым и прибавочным трудом , наиболее типичное для данной формации. Такое соотношение решающим образом зависит от уровня развития производительных сил, и прежде всего - от технологических факторов. Чем ниже уровень развития производительных сил, тем больше удельный вес необходимого труда в общем объеме любого производимого продукта; и наоборот - по мере совершенствования производительных сил неуклонно возрастает доля прибавочного продукта. Второй системообразующий признак - это характер собственности на средства производства , доминирующий в данном обществе. Теперь, основываясь на этих критериях, мы попытаемся кратко рассмотреть все пять формаций.

Первобытнообщинный строй (или примитивные общества). Здесь способ производства характеризуется чрезвычайно низким уровнем развития производительных сил. Весь труд является необходимым; прибавочный труд равен нулю. Грубо говоря, это означает, что все, что производится, потребляется без остатка, не образуя никаких избытков, а значит, не давая возможности ни делать накоплений, ни производить обменных операций. Поэтому первобытнообщинная формация характеризуется практически элементарными производственными отношениями, основанными на общественной (точнее общинной ) собственности на средства производства - частная собственность просто не может здесь возникнуть в силу практически полного отсутствия прибавочного продукта: все, что производится (точнее добывается), потребляется без остатка, и всякая попытка отнять, присвоить что-либо добытое руками других просто приведет к гибели того, у кого это отнимают. В силу тех же причин здесь отсутствует товарное производство (нечего выставить на обмен). Понятно, что такому базису соответствует чрезвычайно слаборазвитая надстройка; просто не могут появиться люди, которые могли бы позволить себе профессионально заниматься управлением, наукой, отправлением религиозных обрядов и т.п.

Достаточно важный момент - судьба пленников, которых захватывают во время стычек враждующих племен: их либо просто убивают, либо превращают в пищу, либо принимают в состав племени. Заставлять их принудительно работать не имеет никакого смысла: они без остатка употребят все, что произведут.

Рабство. Лишь развитие производительных сил до такого уровня, который обусловливает появление прибавочного продукта, хотя бы в незначительном объеме, коренным образом меняет судьбу вышеупомянутых пленников. Теперь их выгодно обращать в рабов, поскольку весь излишек произведенных их трудом продуктов поступает в безраздельное распоряжение хозяина. И, чем большим числом рабов обладает хозяин, тем большее количество вещественного богатства сосредоточивается в его руках. Кроме того, появление того же прибавочного продукта создает материальные предпосылки для возникновения государства, а также - для определенной части населения - профессиональных занятий религиозной деятельностью, наукой и искусством. То есть возникает надстройка как таковая.

Поэтому рабство как социальный институт определяется в качестве формы собственности, которая дает одной личности право на владение другой личностью. Таким образом, главным объектом собственности здесь являются люди, выступающие не только в качестве личностного, но и в качестве вещественного элемента производительных сил. Другими словами, подобно любому другому средству производства, раб - это вещь, с которой ее владелец волен делать все что угодно - купить, продать, обменять, подарить, выбросить за ненадобностью и т.п. Рабский труд существовал при различных социальных условиях - от Древнего мира до колоний Вест-Индии и плантаций южных штатов Северной Америки. Прибавочный труд здесь уже не равен нулю: раб производит продукцию в объеме, несколько превышающем стоимость собственного пропитания. В то же время с точки зрения эффективности производства при использовании рабского труда всегда возникает целый ряд проблем. (1) Казарменная рабская система не всегда в состоянии воспроизводить себя сама, и рабов необходимо получать или путем покупки на рынках работорговли, или путем завоевания; поэтому рабские системы нередко имели тенденцию острой нехватки трудовых ресурсов. (2) Рабы требуют значительного "силового" надзора вследствие угрозы их восстаний. (3) Рабов трудно заставить выполнять трудовые задания, требующие квалификации, без дополнительных побудительных мотивов. Наличие этих проблем заставляет предположить, что рабство не может дать соответствующей базы для продолжительного экономического роста. Что касается надстройки, то ее характерной чертой является практически полное исключение рабов из всех форм политической, идеологической и многих других форм духовной жизнедеятельности, поскольку раб рассматривается в качестве одной из разновидностей рабочей скотины или же "говорящего орудия".

Феодализм. Американские исследователи Дж. Прауер и С.Н. Айзенштадт перечисляют пять характеристик, общих для наиболее развитых феодальных обществ: (1) отношения типа лорд - вассал; (2) персонифицированная форма правления, которая эффективна, скорее, на местном, чем на общенациональном уровне, и которая обладает сравнительно низким уровнем разделения функций; (3) землевладение, основанное на даровании феодальных поместий (феодов ) в обмен на службу, прежде всего военную; (4) существование частных армий; (5) определенные права помещиков в отношении крепостных крестьян. Такие черты характеризуют экономическую и политическую систему, которая была чаще всего децентрализованной (или слабо централизованной) и зависела от иерархической системы личных связей внутри дворянства, несмотря на формальный принцип единой линии авторитарности, восходящей к королю. Это обеспечивало коллективную оборону и поддержание порядка. Экономический базис представлял собой поместную организацию производства, когда зависимое крестьянство доставляло прибавочный продукт, в котором помещики нуждались для выполнения своих политических функций.

Поскольку главным объектом собственности в феодальной общественно-экономической формации выступает земля, то классовая борьба между помещиками и крестьянами сосредоточивалась прежде всего на размерах производственных единиц, назначаемых арендаторам, условиях аренды, а также на контроле над основными средствами производства, такими, как пастбища, дренажные системы, мельницы. Поэтому в современных марксистских подходах утверждается, что вследствие того, что крестьянин-арендатор имеет определенную степень контроля над производством (например, обладание обычным правом), для обеспечения контроля землевладельцев над крестьянством требуются "внеэкономические меры". Эти меры представляют собой базовые формы политического и экономического господства. Следует отметить, что в отличие от капитализма, где рабочие лишены всякого контроля над средствами производства, феодализм допускает для крепостных крестьян довольно эффективное владение некоторыми из этих средств, взамен обеспечивая себе присвоение прибавочного труда в форме ренты.

Капитализм. Этот тип экономической организации в его чистой форме может быть очень кратко определен наличием следующих черт: (1) частная собственность и контроль над экономическим инструментом производства, т.е. капиталом; (2) приведение в действие экономической активности для получения прибыли; (3) рыночная структура, регулирующая эту активность; (4) присвоение прибыли собственниками капитала (при условии налогообложения государством); (5) обеспечение трудового процесса рабочими, которые выступают свободными агентами производства. Исторически капитализм развивался и рос до господствующего положения в экономической жизни одновременно с развитием индустриализации . Однако некоторые из его черт можно обнаружить в коммерческом секторе доиндустриальной европейской экономики - может быть, на протяжении всего средневекового периода. Мы не будем здесь подробно останавливаться на характеристиках этой общественно-экономической формации, поскольку в современной социологии в значительной степени распространен взгляд на капиталистическое общество как идентичное индустриальному . Поэтому более подробное рассмотрение его (равно как и вопрос о правомерности подобного отождествления) мы отложим до одного из последующих параграфов.

Важнейшая характеристика капиталистического способа производства: развитие производительных сил достигает такого количественного и качественного уровня, который позволяет увеличить долю прибавочного труда до размеров, превосходящих долю труда необходимого (здесь он выражается в форме заработной платы). По некоторым данным, в современной высокотехнологичной фирме среднестатистический наемный работник работает на себя (т.е. производит продукт стоимостью в свою зарплату) в течение пятнадцати минут из восьмичасового рабочего дня. Это говорит о приближении к ситуации, когда весь продукт становится прибавочным, превращая долю необходимого труда в нуль. Так логика трудовой теории стоимости подводит тенденцию общеисторического развития вплотную к идее коммунизма.

Коммунизм. Будучи, скорее, доктриной, нежели практикой, это понятие относят к таким обществам, в которых отсутствуют (1) частная собственность, (2) социальные классы, (3) принудительное ("порабощающее человека") разделение труда, (4) товарно-денежные отношения. К.Маркс утверждал, что коммунистические общества будут постепенно формироваться после революционного свержения капиталистических обществ. Он отмечал также, что эти три характеристики в определенной (хотя и весьма примитивной) форме свойственны также первобытным родовым обществам - условие, которое он рассматривал как примитивный коммунизм . Что касается коммунизма "подлинного", то его логическая конструкция выводится Марксом и его последователями как прямая экстраполяция из тенденций предшествующего прогрессивного развития общественно-экономических формаций. Не случайно начало созидания этого строя рассматривается как конец предыстории человеческого общества и начало его подлинной истории. Имеются серьезные сомнения относительно того, что эти идеи были реализованы на практике в современных нам обществах. В большинстве бывших "коммунистических" стран сохранялись и определенная доля частной собственности, и широко применяемое принудительное разделение труда, а также классовая система, основанная на бюрократических привилегиях. Реальное развитие обществ, именовавших себя коммунистическими, вызвало к жизни дискуссии среди теоретиков коммунизма, некоторые из которых придерживаются мнения, что какая-то доля частной собственности и определенный уровень разделения труда представляются неизбежными и при коммунизме.

В чем проявляется прогрессивная сущность этого исторического процесса последовательной смены общественно-экономических формаций? Как отмечали классики марксизма, таким критерием прогресса выступает последовательное повышение степени свободы живого труда при переходе от одной формации к другой. В самом деле, если мы обратим внимание на главный объект частной собственности, то мы увидим, что в рабстве это - люди, при феодализме - земля, при капитализме - капитал (выступающий в самой разнообразной форме). Крепостной крестьянин реально свободнее любого раба. Рабочий же вообще юридически свободный человек, причем, без такой свободы вообще невозможно развитие капитализма. Вторым проявлением прогрессивности при переходе от одной формации к другой является, как мы видели, последовательное (и значительное) увеличение доли прибавочного труда в общем объеме труда.

Несмотря на наличие ряда недостатков формационного подхода (многие из которых проистекают, скорее, из фанатичной догматизации, абсолютизации некоторых положений марксизма его наиболее ортодоксальными и идеологизированными сторонниками), он может оказаться достаточно плодотворным при анализе периодизации исторического развития человеческого общества, в чем нам предстоит еще не раз убедиться на протяжении дальнейшего изложения.

Одним из путей изучения общества является формационный путь.

Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

Формация

Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис , то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка .

Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Надстройка включает в себя различные идеологические отношения (правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления, теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом . Он же выделил типы формаций.

Пять типов формаций по К.Марксу

  • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
  • Рабовладельческая формация : средства производства, орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
  • Феодальная формация : средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
  • Капиталистическая формация : средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
  • Коммунистическая формация : характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме