Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Подготовка специалистов среднего звена и массовых профессий для железнодорожного транспорта

В последнее время на самых разных уровнях, начиная с президента страны и заканчивая рядовыми сотрудниками образовательных учреждений, активно обсуждаются проблемы повышения качества и результативности профессионального образования. В контексте этого рассматривается вопрос, будут ли НПО и СПО в дальнейшем функционировать как отдельные системы. Широкий круг людей, принимающих участие в обсуждении, свидетельствует, что проблемы действительно назрели и требуют незамедлительного решения.

Таким образом, ремесло дополняет образовательное предложение в нашей стране, давая возможность учиться и подтверждать профессиональную квалификацию, среди прочего. В таких профессиях, как: витраж, вулканизатор, паркет. Требуется, чтобы работодатель, желающий нанять молодых людей для профессиональной подготовки, имел профессиональную и педагогическую квалификацию, позволяющую им практиковать профессиональное обучение. Если у работодателя нет таких полномочий, он может нанять сотрудника с вышеуказанной квалификацией.

Для компании также очень важно иметь соответствующие технические и профессиональные условия для проведения профессиональной подготовки. В соответствии с трудовым договором молодой работник имеет все права в соответствии с Трудовым кодексом, то есть право на вознаграждение, социальное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание, работу и защитную одежду и отпуск.

Приоритет ближайшего этапа развития страны президент и правительство обозначили четко - создание инновационной экономики, экономики знаний. Для решения этой важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой квалификации, причем не просто профессионалы, а люди способные мыслить по-другому, мотивированные на достижение результата, амбициозные и ответственные. Подготовить таких в учебных заведениях профессионального образования в настоящее время довольно сложно в силу ряда как объективных, так и субъективных причин. Особенно, если иметь в виду самый востребованный сейчас технический профиль.

В большинстве случаев организация профессиональной подготовки запланирована на 40-часовую рабочую неделю и разделить время на теоретические дни обучения в основной школе профессионального обучения и дни практического обучения на рабочем месте работодателя. Такие пропорции практического обучения в связи с теоретической подготовкой позволяют приобретать соответствующие навыки и знания, позже проверенные на экзамене подмастерья. Экзамен ученичества состоит из двух этапов: практического и теоретического.

Продолжительность практического этапа может составлять не менее 120 минут и не может превышать 24 часа в течение трех дней. Практический этап - с работодателями. Теоретический этап состоит из письменной части и устной части. Теоретический этап начинается с письменной части, которая заключается в решении теста выбора. Кандидат отвечает на вопросы по следующим темам.

В 90-е годы система СПО начала меняться. В тот период одни министерства и ведомства прекратили свое существование, другие реорганизовывались. В результате были утрачены годами складывавшиеся устойчивые связи ссузов с промышленными предприятиями. Многие учебные заведения потеряли заказы на подготовку специалистов, места для практики студентов, ресурсную поддержку со стороны предприятий. Больше других пострадали учебные заведения технического профиля. Чтобы не закрыться, техникумы открывали непрофильные для них специальности. Иногда это было в ущерб существующим направлениям подготовки. В такой ситуации задачи развития и совершенствования качества обучения отходили на второй план, о них помнили только там, где сохранились ранее установленные связи с предприятиями. Происходила стагнация системы среднего профессионального образования. У работников, которые много лет успешно и добросовестно служили своему делу, формировался менталитет «выживания» взамен менталитета успешности. Но система СПО выстояла, во многом благодаря тому, что немалое количество учебных заведений подчинялось центру, и при всех сложностях, которые испытывала страна, финансировалось из федерального бюджета. Сегодня накопленный в прежние годы потенциал позволяет ссузам работать, но, к сожалению, достойно ответить на вызов времени, состоящий в том, чтобы готовить кадры для инновационной экономики, может не каждое учебное заведение. Это наша беда, а не вина. Нужно изменить ситуацию, обеспечить развитие учебных заведений, и тогда они будут способны готовить специалистов, отвечающих требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Профессиональный учет, деловая документация, профессиональная графика, охрана труда и охрана труда, основные принципы охраны окружающей среды, базовое трудовое право, базовое управление бизнесом и управление бизнесом. Каждый экзаменатор получает набор экзаменационных вопросов. Каждая из вышеупомянутых тем отвечает на 7 вопросов. Каждый вопрос содержит три ответа, один из которых правильный. После того, как будут выпущены оценки, начинается устная часть, которая заключается в ответе на вопросы респондента в следующих областях.

Технологии, машинного обучения, материаловедения. . Окончательные оценки состоят из оценок с каждой стадии. Палата ремесел в Тарнуве, обеспечивающая профессиональную подготовку, предоставляет квалифицированный персонал не только для нужд ремесленных учреждений, но и для региона и страны. Практическая подготовка профессии, проводимая работодателями - ремесленниками, осуществляется в основном за счет работодателей, что значительно сокращает государственный бюджет. И возмещение и софинансирование расходов на образование, которые получают работодатели, поступают из Фонда труда, который оплачивается самим работодателем, и в первую очередь для этой цели.

На совещании в Лыткарино Президент страны Д.А. Медведев и другие выступающие отметили, что в обсуждаемой сфере негативные вопросы носят системный характер.

В 2007-2009 годах государство основательно поддержало профессиональное образование, проведя в рамках приоритетного национального проекта «Образование» конкурсы по отбору учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы. Победители получили помощь, в том числе и финансовую, от государства и бизнес-структур, с которыми тесно сотрудничают. Эти образовательные учреждения сегодня вполне обоснованно считаются лидерами в своих регионах, отраслях и направлениях подготовки.

Многолетний профессиональный опыт профессионального обучения в процессе работы - двойная система, подтверждает нашу уверенность в том, что мы являемся важным партнером в процессе профессионального обучения. Высшая средняя школа не является обязательной, но любой, кто имеет обязательную гимназию, имеет право посещать среднюю школу. Около 90% учеников начали среднюю школу в последние несколько лет после окончания обязательной школы. Все школы на этом уровне, как и другие школы в Исландии, координируются.

Обучение в средней школе бесплатное, но студенты должны оплачивать бай-ин и сами покупать руководство. Студенты могут поступить в среднюю школу по окончании обязательной школы, когда им исполняется 16 лет. Закон о средней школе позволяет отдельным школам внедрять учебные программы. Хотя все ученики в конце обязательной школы могут поступить в среднюю школу, однако для тех студентов, которые не прошли минимальную программу для заключительного экзамена, назначается специальная общая программа.

Победы в конкурсе позволили колледжам и техникумам создать такие условия ведения образовательного процесса, которые обеспечивают формирование у студентов и выпускников необходимых современному производству компетенций. Благодаря этому молодые специалисты уверенно чувствуют себя на производстве и быстро адаптируются. Кроме того, например, Иркутский авиационный техникум сотрудничает не только с отечественным авиационным заводом, но и с мировыми лидерами в области информационных технологий

Учебный год, который длится 9 месяцев с осени до весны. Студенты имеют в среднем 32-40 уроков в неделю, и каждый урок длится 40 минут. В Исландии Есть около 40 средних школ разной степени. Общая средняя школа - предлагает комплексное четырехлетнее образование, которое завершается экзаменом по математике. Профессиональная школа - предлагает теоретические и практические занятия, связанные с профессиональной квалификацией. Профессиональная средняя школа Специалисты в определенной профессии Специализированное профессиональное училище - готовит квалифицированного рабочего. Существует 4 типа учебных программ: профессиональная учебная программа, художественная программа, учебная программа обучения и общая учебная программа.

Компаниями «Microsoft» и «D-Link», что также позволяет организовать учебный процесс на самом современном уровне. Аналогичные достижения есть и у других образовательных учреждений-победителей ПНП «Образование», а также и других ссузов, находящих свои пути и ресурсы для развития.

Мы как практикующие работники ежедневно сталкиваемся с проблемами, которые обсуждались в Лыткарино и на других высоких собраниях, и разделяем мнение, что для повышения качества и результативности работы системы СПО лучшим колледжам и техникумам необходимо развивать свои успехи, а другим - следовать их примеру. Но есть одна проблема, которой, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание, - это кадровое обеспечение учреждений среднего профессионального образования. В настоящее время роль преподавателя и мастера производственного обучения ссуза значительно сложнее, чем педагога общеобразовательной школы. Все признают, что в нашей стране очень низкий престиж рабочих профессий и инженерно-технических должностей. Общественные предпочтения в сфере образования смещены в сторону образовательных учреждений высшего звена, в основном гуманитарного, юридического, экономического профилей, что происходит в силу объективных и субъективных причин.

Реализация такой программы должна позволить учащемуся продолжить свое образование. В средней школе есть традиционные классы или индивидуальные курсы, которые учат учебную программу. В системе кредитования каждый субъект делится на несколько курсов, отсчитываемых в семестре. Благодаря этому студенты могут регулировать количество кредитов на каждый период обучения. План размещения может быть адаптирован к индивидуальным способностям учащихся. Система кредитования курса позволяет вам регулировать скорость обучения и компенсировать недостаток образования.

Сегодня мы, как и большинство стран, живем в обществе потребления. Ничего плохого в этом нет, но прежде чем потреблять, необходимо производить, созидать. Большинство молодых людей этого не понимает. В техникумы и колледжи нередко поступают социально незрелые выпускники школ, многие с неопределенными нравственными ориентирами и не лучшие по полученным знаниям. Помимо формирования компетенций, преподаватели должны развить у них способность и потребность к труду, созиданию и в целом проводить большую воспитательную работу, иначе никакого практикоориентированного специалиста производство и общество не получат. Следует отметить, что многие образовательные учреждения СПО с этой задачей справляются, но дается это тяжелейшим трудом преподавателей и мастеров производственного обучения. Такой труд должен соответствующим образом оцениваться, тогда как сегодня ни заработная плата, ни уровень социального обеспечения преподавателей и других работников учебных заведений среднего звена не адекватен усилиям, которые они прилагают к обучению и воспитанию молодого поколения.

Система обмена является наиболее распространенной формой среднего образования. Учащиеся средней школы получают помощь в выборе правильной программы обучения, создании расписания и других проблем, связанных со школами. Научные консультанты часто помогают студентам с личными проблемами. Вечером в Исландии есть средние школы. Учебная программа в них сопоставима. Они предназначены для взрослых, которые не могут ходить в школу в течение дня из-за работы.

Цели обучения в области среднего образования в первую очередь. Подготовка студентов к жизни в демократическом обществе, подготовка студентов к работе и дальнейшее обучение, развитие ученичества в ответственности, обеспечение их открытости, повышение уверенности в себе и терпимость к другим ученикам, обучение автономии, Стремление к знаниям. Министр образования устанавливает национальные учебные планы, в которых указаны предметы, подлежащие изучению учащимися, продолжительность каждого предмета и инструкции для отдельной программы.

Введенные в 2008 году новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы - первый шаг в решении этого важного вопроса. Но этого недостаточно, нужно поднимать зарплату дальше.

Очень острый и важный вопрос - обеспечение жильем. Если раньше техникумам выделялись субсидии, и они на долевых началах совместно с различными структурами на местах строили жилье своих работников, то уже более двадцати лет на эти нужды ничего не выделяется. Указанные причины существенно ограничивают возможность привлечь к преподавательской работе высококвалифицированных, творческих, заинтересованных в результатах труда специалистов.

Национальная учебная программа определяет минимальный уровень, необходимый для прохождения семестра и сдача заключительного экзамена. В дополнение к национальной учебной программе каждая школа имеет свою собственную внутреннюю программу работы, которая позволяет ей определять области, в которых школа уделяет особое внимание и определяет методы обучения.

Преподаваемые предметы делятся на три группы: общие, специализированные и факультативные. Две трети класса проводятся по степени бакалавра. Школа дает вам возможность специализироваться в любой из этих областей. Также есть возможность для студентов пройти укороченную учебную программу для тех студентов, которые не уверены, что они хотят делать после школы, или тех, кто нуждается в дальнейшей подготовке в старших классах или профессиональных учебных заведениях. Студенты изучают профессию в профессионально-техническом училище, профессиональном училище и специализированном профессиональном училище.

На некоторых совещаниях, посвященных проблемам профтехобразования, предлагается решить вопрос обеспечения ссузов современными кадрами путем привлечения к преподаванию специалистов с предприятий. На наш взгляд, это хорошее, но трудно выполнимое предложение, поскольку заработная плата в реальном секторе экономики в разы больше, чем в учреждениях профессионального образования. Для решения вопроса нужны особые механизмы взаимодействия (частно-государственное партнерство образовательных учреждений и предприятий), предоставление различных преференций предприятиям со стороны государства.

Продолжительность обучения различна, но самыми популярными являются 4-летние школы. Часто, на основе стажировок, студенты получают профессиональные сертификаты. Это позволяет более поздний рост квалификации, например, помощь медсестер или курс капитана.

Студенты могут выбирать между профессиональным образованием и обучением в таких областях, как сельское хозяйство, туризм, рыболовство, пищевая промышленность, медицина и торговля. Практика изготовления длится 3-4 года. Он состоит из профессионального образования в школе и ученичества у мастера или на производственном объекте.

При равнозначности других проблем, связанных с повышением качества и результативности профессионально-технического образования, проблема кадров гораздо важнее, и вот почему. Можно повысить престиж рабочих профессий и инженерно-технического труда, разработать профессиональные и образовательные стандарты, предложить новые формы и методы обучения, создать самую современную учебно-лабораторную базу, но все это будет малоэффективным, если в техникумах и колледжах не сохранятся опытные работники и не придут молодые кадры, способные творчески и ответственно работать, получая удовольствие и радость от результатов своего труда. Мы сохраним лучшие кадры и привлечем новых людей в техникумы и колледжи только при адекватной оценке их труда со стороны государства, бизнессообществ и общества в целом.

У студентов есть выбор между одной из следующих возможностей. Профессиональное и профессиональное среднее образование одинаково, и программа преследует аналогичные цели обучения. Обучение заканчивается экзаменом подмастерья, который позволяет вам заняться определенной профессией. Студенты во время ученичества получают деньги. Студенты, прошедшие экзамен на стажировку, могут стать мастерами после дополнительного изучения специализированных предметов в профессиональном училище и определенного периода работы в данной профессии.

Учащиеся средней школы должны иметь возможность изучить дополнительную подготовку к учебе. Согласно исландскому законодательству каждый имеет право на среднее образование. Студенты с ограниченными возможностями лечатся учителями особым образом. Насколько это возможно, с той же кривой обучения, что и здоровые ученики, у них одни и те же предметы и уроки, как и у других. Специальная помощь также предоставляется иностранцам. Учителя, как дети, глухие для иностранцев, обращаются к тому, чтобы правильно понять путь.

На совещании в Лыткарино говорилось о том, чтобы сделать профессиональное образование зоной, свободной от налогов. Нельзя не поддержать такое предложение. Соответствующий закон, безусловно, поможет развитию колледжей и техникумов, особенно технического профиля. Инфраструктура ссузов требует больших расходов, поэтому налоговые льготы очень важны как для учебных заведений,

В Исландии, независимо от типа средней школы, ученики оцениваются после каждого семестра независимо от типа школы. Оценки, полученные за семестр, влияют на итоговый уровень. Некоторые классы не заканчиваются семестровым экзаменом, но учащиеся оцениваются на основе письменного задания. С другой стороны, экзамен на стажировку проверяет профессиональные навыки.

Преподаватели среднего образования должны пройти не менее четырех лет обучения. По крайней мере два года должны изучать общее образование и один год педагогических наук. Если преподаватели работают за границей, они также должны соответствовать вышеуказанным требованиям. Преподаватели предметов профессионального образования должны быть квалифицированы в области обучения, должны быть мастерами мастерства с 2-летним опытом работы в данной профессии и должны пройти один год обучения и методологии. Занятые преподаватели оплачиваются государством, хотя они учат предметы, характерные для конкретной школы.

так и для предприятий и корпораций, вкладывающих средства в образование. Также для развития и повышения эффективности работы СПО целесообразно распространить на ссузы действие федерального закона № 217 от 2 августа 2009 года и разрешить им создавать малые предприятия. Результаты деятельности многих техникумов и колледжей могут иметь практическое применение и будут востребованы экономикой.

Рост заработной платы в последние годы сделал вознаграждение поляков ближе к среднему показателю в Европейском союзе. Это означает, что он вырос более чем в два раза быстрее, чем в среднем по ЕС. В то же время поляки зарабатывали в среднем почти в два раза больше, чем румыны, и более чем удвоили количество болгар.

Польша систематически преследует крупнейшие и богатые страны Европы, хотя показатели ЕС все еще далеко. По его словам, в прошлом году 8, 1% Увеличение минимальной заработной платы в Польше чаще всего наблюдалось у неквалифицированных рабочих. Особенно те, кто работает в малых предприятиях, где заработная плата обычно ниже, чем в крупных компаниях. И все же они и квалифицированные рабочие могут зарабатывать гораздо больше в богатых странах Западной Европы, чем в стране. Согласно данным службы работы, например, в строительном секторе Польши, средний рабочий может составлять 2500 человек. ежемесячно, а во Франции - эквивалент более 7 тысяч.

В заключение хочется остановиться на очень важном вопросе, связанном с дальнейшей судьбой и статусом учебных заведений среднего звена. В ряде регионов уже формируются интегрированные университетские комплексы, включающие учебные заведения всех уровней профессионального образования. Они создаются, чтобы сконцентрировать ресурсы образовательных учреждений, вовлечь вузовских преподавателей в учебный процесс техникумов и колледжей и, в итоге, повысить качество и эффективность среднего и начального профессионального образования. Такой путь представляется спорным. Многие вузы рассматривают техникумы и колледжи, вошедшие в их состав, как дополнительную возможность решить собственную проблему: укомплектовать свой контингент выпускниками ссуза. Для молодых людей, решивших получить высшее образование, это хорошо, а для производства, не получившего пополнения, - плохо. Также есть опасность, что университетские комплексы будут выпускать специалистов, не способных решать ни инженерные задачи, ни работать на оснащенных высокопроизводительным современным оборудованием и технологиями местах.

Образовательные учреждения каждого уровня решают свои задачи. Бесспорно, нужно соблюдать преемственность уровней образования. Однако нет сомнения в том, что экономике страны нужны не только специалисты с высшим образованием, но и высококвалифицированные рабочие, а также специалисты среднего звена, способные грамотно решать производственные задачи. Для инновационной экономики имеет значение каждый уровень профессионального образования. Создание университетских комплексов должно быть не очередной компанией, а взвешенным, обдуманным процессом под девизом «Не навреди!».

В одном из своих выступлений Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что в страну можно поставить оборудование, технологии, инженеров для наладки оборудования и обучения технологиям, но рабочих и техников привезти невозможно, это не экспортный товар. Мысль бесспорная, и ее подтверждает мировая практика. Кадры для инновационной экономики надо готовить самим. В нашем обществе высококвалифицированный рабочий, техник, инженер должны отождествляться с успешностью в жизни, достатком и уважением. Добиться этого можно только совместными усилиями органов власти всех уровней, бизнес-сообщества и профессиональных образовательных учреждений.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА И МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Наряду с высшей школой в России действовал целый ряд учебных заведений, готовивших специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта.

До появления железных дорог осуществлялась подготовка технического персонала для строительства шоссейных дорог и гидротехнических сооружений на водных путях сообщения. В 1820 г. была создана Военно-строительная школа путей сообщения с 3-летним сроком обучения, в 1829 г. присоединенная к Петербургскому институту. Выпускники школы направлялись в строительный отряд военно-рабочей бригады с чином прапорщика. Лучшие из них переводились в институт путей сообщения.

Существовали также так называемые кондукторские школы . Кондукторами именовались в то время чертежники и техники в унтер-офицерских чинах по военному, инженерному и иным ведомствам.

Первая кондукторская школа на 300 человек была открыта в 1826 г. в С.-Петербурге. Учебный план школы содержал общеобразовательные и специальные предметы: техническое черчение, практические занятия по съемкам планов, работы по металлу, камню, дереву. Однако специальные предметы преподавались на невысоком уровне, практическая подготовка выпускников являлась недостаточной, поэтому выпускники плохо справлялись с обязанностями мастера и техника, особенно на первых порах.

В 1840 г. появились окружные школы кондукторов в Шлиссельбурге, Вышнем Волочке, Вытегре, Лепете, Телеханах.

К 1856 г. в России их насчитывалось семь кондукторских школ, в которых обучались 600 учащихся. К началу 1880 г. их осталось только пять, а в 1881 г. все эти школы были закрыты, т.к. давали слабую профессиональную подготовку.

Железнодорожные технические училища

Во второй половине XIX века бурное железнодорожное строительство обусловило необходимость развития учебных заведений железнодорожного транспорта. Это вызвало к жизни новый тип учебных заведений – железнодорожные технические училища , которые готовили специалистов для организации строительства железных дорог и эксплуатации транспорта: паровозных машинистов и их помощников, дорожных мастеров, телеграфистов и т.п. Содержались они за счет фонда поверстного отчисления от доходов казенных и частных дорог и других поступлений.

Первое железнодорожное училище – Александровское ремесленное – было открыто в 1869 г. в Ельце при мастерских Орловско-Грязской железной дороги. В училище принимались представители всех сословий в возрасте 14 – 17 лет, окончившие уездные школы. В первые годы обучение было бесплатным, но с ростом популярности училища ввели плату в размере 140 рублей в год.

В мае 1870 г. общее собрание акционеров Главного общества российских железных дорог решило открыть технические железнодорожные училища при станции Нижний Новгород и Ковровских мастерских Московско-Нижегородской дороги. В том же году создается училище в Харькове, в 1871 – 1872 гг. – в Одессе, Белгороде, Москве.

К 1877 г. действовало 14 железнодорожных училищ, их число с каждым годом увеличивалось. С 1877 по 1890 г. было открыто еще 19, а к 1914 г. в стране их насчитывалось уже 45. Этому в немалой степени способствовало то, что еще в 1870 г. владельцами железных дорог было принято решение о ежегодном отчислении от доходов по 15 руб. с версты на устройство и содержание технических училищ.

В целом, в отличие от кондукторских школ, железнодорожные училища давали лучшую как общеобразовательную, так и ремесленную подготовку.

В 1879 г. МПС утвердило структуру и программы железнодорожных училищ. В состав училища входили подготовительный и три технических класса, последний из них (выпускной) делился по специальностям. В училищах изучались следующие предметы: закон Божий, русский язык и русская словесность, география, математика, физика, чистописание, черчение и рисование, железнодорожное дело, механика, технология металлов и дерева, телеграфия, пение и гимнастика.

До 80-х годов XIX века училища открывались по инициативе и на средства городов, частных лиц, общественных организаций. Это приводило к различным подходам в организации обучения. В 1886 г. было утверждено «Положение о технических железнодорожных училищах» и с 1887 г. введены единые программы по специальным предметам. МПС усилило контроль за качеством подготовки учащихся.

Согласно «Положению» в училища принимались юноши в возрасте 14-18 лет, преимущественно дети железнодорожников – в основном служащих и инженерно-технического персонала. Несмотря на то, что преподавание в училищах, особенно после 1886 г., носило больше прикладной характер, авторитет их учащихся был достаточно высок. Поступающие в них были хорошо подготовлены, ибо значительная часть абитуриентов была выпускниками городских, уездных, сельских двухклассных школ.

В целях профессионального становления выпускников после окончания обучения они должны были отработать в качестве практикантов на предприятиях транспорта в течение двух лет по избранной специальности. Представив в училище характеристики с места работы и отчеты, они получали аттестат об окончании учебного заведения, который давал право на занятие должностей техников железнодорожной службы.

После 1917 г. многие технические училища послужили базой для формирования на их основе современных техникумов.

Следует отметить роль Русского технического общества в подготовке кадров для железнодорожного транспорта, открывшего в 1902 г. в Петербурге железнодорожные курсы . К 1914 г. в стране было около 50 таких специальных курсов. Они готовили специалистов для работы в службах технического и коммерческого движения, на телеграфе, станционных работников.

Таким образом, подготовка кадров для транспорта в России XIX и начала XX века была многоступенчатой. Имелась довольно широкая и разветвленная по тем временам сеть учебных заведений, в которых накоплен определенный опыт, представляющий интерес и сегодня.

Подготовка специалистов со среднетехническим образованием

В первые годы Советской власти остро ощущалась нехватка специалистов со среднетехническим образованием. В 1917 – 1922 гг. на базе бывших технических железнодорожных училищ были открыты профессиональные школы. В 1920 г. многие училища и профессиональные школы были переименованы в техникумы. К 1921 г. число учебных заведений, готовивших техников, выросло до 71. Их выпускники главным образом трудились на восстанавливаемых объектах железных дорог.

К середине 1920-х гг. в программы подготовки специалистов среднего звена были включены общеобразовательные дисциплины и предметы, относившиеся непосредственно к специальности. Изучались также «История путей сообщения» и «Начала железнодорожного права».

В первой пятилетке сеть техникумов значительно расширилась. В 1932 г. их стало уже 135. В 1940 г. было подготовлено более 3 тыс. специалистов со среднетехническим образованием.

В конце 1980-х гг. ежегодный выпуск техникумов железнодорожного транспорта составлял около 15 тыс. специалистов. Учебные планы техникумов железнодорожного транспорта включали предметы по общеобразовательной и профессиональной подготовке. Наряду со специальной подготовкой учащиеся техникумов за время обучения получали квалификацию рабочих по одной–двум профессиям, близким их специальности. В техникумах железнодорожного транспорта осуществлялось дневное, заочное и вечернее обучение по 19 специальностям.

В 1991 г. в системе МПС действовал 91 техникум, где работало около 4500 педагогических работников.

Сегодня специалистов со средним профессиональным образованием для ОАО «РЖД» готовят более чем по 20 специальностям в техникумах и колледжах железнодорожного транспорта.

Всего в средних специальных учебных заведениях отрасли обучается более 74 тыс. студентов. Их ежегодный выпуск составляет более 17,5 тыс. человек.

Таким образом, система подготовки кадров способна обеспечивать российский железнодорожный транспорт квалифицированными специалистами.

Железнодорожные профессиональные и общеобразовательные школы

Целенаправленная подготовка квалифицированных рабочих для транспорта началась в 1921 г., когда были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). На железнодорожный транспорт приходила трудиться молодежь, часто не имевшая знаний даже в объеме начальной школы. Для такой категории рабочих устраивались школы ликвидации неграмотности, их выпускники могли поступать в школы ФЗУ и на различные профессиональные курсы.

В 1928 г. уже функционировало 173 железнодорожные школы. Продолжительность обучения в школах ФЗУ составляла вначале 3 года, затем, для ускорения выпуска – 2 года. Всего в конце первой пятилетки к 1932 г. было подготовлено для железных дорог около 55 тыс. квалифицированных рабочих.

Во второй пятилетке на транспорте происходили качественные изменения технических средств, появились новые профессии – машинистов электровозов, тепловозов, путевых машин и др. Для подготовки кадров массовых профессий, повышения технической квалификации железнодорожников были созданы технические школы с 3-годичным сроком обучения профессиям машинистов, диспетчеров, дорожных мастеров и др.

В 1933 г. ввели обязательный технический минимум для работников железнодорожного транспорта. Обучение проводилось также непосредственно на рабочих местах.

В 1940 г. была создана новая государственная система трудовых резервов – ремесленные и железнодорожные училища. За этот год было выпущено более 22 тыс. работников основных профессий для железнодорожного транспорта.

В 1936 г. в ведение НКПС были переданы начальные и средние общеобразовательные школы, обслуживающие детей железнодорожников. В 2 тыс. таких школ училось около миллиона детей. Перед школами была поставлена задача – привить учащимся интерес к железнодорожному делу и стремление продолжать образование в техникумах и вузах путей сообщения. Это обеспечивало надежное пополнение трудовых коллективов железных дорог.

Система профессионального обучения в ОАО «РЖД»

В настоящее время для подготовки рабочих кадров в компании «РЖД» сформирована система профессионального обучения, которая включает в себя 15 учебных центров профессиональных квалификаций железных дорог. Ежегодно на их базе обучение проходят около 80 тыс. человек, что составляет около 80% общего объема подготовки рабочих для ОАО «РЖД».

Так, в составе Московского учебного центра профессиональных квалификаций действует центр технического обучения для локомотивных бригад на ст. Пресня, учебный центр подготовки работников инфраструктурного блока (путейцев, вагонников, энергетиков, персонала хозяйства автоматики и телемеханики).

В Перовском подразделении центра проходят обучение работники Московской дирекции управления движением – дежурные по станции, по сортировочной горке, диспетчеры, составители поездов, начальники станций.

Подготовка рабочих массовых профессий осуществляется также на базе техникумов и колледжей железнодорожного транспорта, что составляет 17% общего объема подготовки рабочих (около 20 тыс. человек), и на базе профессионально-технических училищ и лицеев (3% общего объема подготовки – около 3 тыс. человек).

Обучение представителей всех основных железнодорожных профессий позволяет качественно обеспечивать производственный процесс, стабильную и эффективную работу железных дорог



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме