Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Подготовка кадров для инновационных проектов. Подготовка рабочих кадров для инновационной экономики: проблемы и пути решения

Инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.

Инфраструктура подразделяется на следующие функциональные сферы:

    транспорт и связь;

    информация и телекоммуникация;

    кредитно – финансовая сфера;

    фондовый рынок;

    институт посредников;

    компании и фирмы, оказывающие услуги специального и консалтингового характера.

Важнейшим направлением создания инновационной инфраструктуры является формирование инновационных центров, научных и технологических парков и инкубаторов, благодаря которым осуществляется стратегия стимулирования роста, сводящая воедино элементы промышленной, региональной и инновационной политики

2. Основные компоненты инновационной инфраструктуры

Технологическая инфраструктура

Технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки и инновационно-технологические центры которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям.

Консалтинговая инфраструктура

Важность этих структур заключается в том, что инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретаются только с практическим опытом. Задача КИ - обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.

Инфраструктура подготовки кадров

Информационная инфраструктура

В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая

Сбытовая инфраструктура

Финансовая инфраструктура

Это структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам.

    Диффузия инноваций.

Диффузия инноваций– это процесс распространения новшеств в обществе, закономерности распространения новых продуктов, технологий, идей среди потенциальных потребителей (пользователей) с момента их появления.

Если в былые времена процесс распространения какого-либо нововведения занимал несколько столетий, то в конце XX века развитие средств коммуникаций, снятие информационных барьеров способствовали резкому ускорению процессов диффузии.

Процессы диффузии разнообразны. Д.Шон предложил классифицировать их следующим образом:

    Модель "центр - периферия". Распространение нововведения осуществляется и контролируется из одного центра. В этом случае эффективность процесса зависит от энергии и ресурсов центра, от его умения создавать и контролировать обратные связи. Данная модель имеет два варианта:

    модель магнита (например, в передовые страны Запада приезжают представители развивающихся стран, осваивают там какие-либо нововведения и, возвращаясь на родину, внедряют их);

    модель "средневекового барда", который путешествуя демонстрирует и внедряет нововведения.

    Модель размножения центров. В этой модели по-прежнему главную роль играет центр, но процесс управления децентрализуется. На местах создаются локальные центры, которые самостоятельно распространяют нововведения, учитывая местную специфику.

Сегментация по Э.Роджерсу:

Новаторы

Принимают товар первыми. Склонны к риску, часто "эксперты", высшее образование

Первые пользователи

Раннее большинство

Всесторонне обдумывают решение, но принимают новинку раньше, чем основная часть целевого рынка

Позднее большинство

Осторожны в оценках, принимают новинку позднее среднего срока, часто под давление равных по статусу

Отстающие

Принимают товар последними. Подозрительны к новому, трудно расстаются с прошлым

Процесс вовлечения отдельного потребителя в принятие (использование) инновации (нового продукта) состоит из следующих этапов.

1. Узнавание

2. Интерес

5. Признание

Объектами диффузии инноваций являются:

    новый или усовершенствованный продукт;

    новый или усовершенствованный технологический процесс.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные понятия и направления формирования кадров для инновационной экономики;
  • основные нормативные и программные документы в области подготовки кадров и развития системы образования;

уметь

  • анализировать и применять отраслевой и региональный опыт подготовки кадров для инновационной экономики;
  • выявлять специфику подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики;

владеть

  • современными методами управления кадрами в инновационной экономике;
  • методами разработки программ подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.

Ключевые слова: инновационная экономика, научные кадры, инновационные кадры, инновационный человек, компетенции, система образования, корпоративный университет, научно-образовательный центр.

Понятие "кадры для инновационной экономики"

Когда речь идет об инновационной экономике, то подразумевается, что это экономика, которая основана на знаниях, инновациях, на позитивном восприятии результатов творческой интеллектуальной деятельности, новых идей, стремлении их воплотить в жизнь, что обеспечивает качественный рост эффективности процессов или продукции, которая необходима рынку. При этом современные компании стремятся привлечь на рабочие места сотрудников, которые обладали бы интеллектуальными способностями и сами стремились к поиску новых прогрессивных решений в своей деятельности. Для того чтобы уметь эффективно управлять инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, необходимы кадры, готовые к подобной деятельности. В этом случает речь идет о кадрах для инновационной экономики.

Классик экономической теории Й. Шумпетер в своей известной книге "Теория экономического развития" исследовал те факторы, которые "взрывают" равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и обусловливают динамические изменения в экономике. Й. Шумпетер выделил несколько видов принципиально новых комбинаций факторов производства:

  • создание нового продукта;
  • использование повой технологии производства;
  • использование новой организации производства;
  • открытие новых рынков сбыта и источников сырья.

Новые комбинации факторов производства получили

названия "нововведения" (инновации). Именно Й. Шумпетером был впервые введен данный термин в экономику. Следует иметь в виду, что инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Й. Шумпетер отводил ведущую роль в экономическом развитии предпринимателю, считая, что предпринимательство – это особый дар, свойство человеческого характера, никоим образом не зависящее от классовой, социальной принадлежности. Этот тип характера отличают следующие особенности :

  • опора на собственные силы;
  • предпочтение риска;
  • ценность собственной независимости;
  • ориентация на собственное мнение;
  • потребность в достижении успеха, при том, что самоценность денег для него невелика;
  • ключевое качество предпринимателя – стремление к нововведению.

Предприниматель выступает главным субъектом процесса экономического развития. Именно его активность способствует осуществлению технического прогресса, создается избыток ценности, "взламывается" стационарная ситуация, и экономика получает импульс развития.

Можно привести классические примеры, которые подтверждают выводы Й. Шумпетера. Именно стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из General Electric, привело их компании к мировому лидерству.

В широком смысле слова под инновационными кадрами (в том числе рабочими) в современной экономике подразумеваются работники с высоким инновационным потенциалом. Основными характеристиками таких работников могут быть:

  • высокий профессиональный уровень, желание постоянно повышать уровень своего образования и квалификации;
  • творческие способности, получающие свое проявление в чувстве нового, в возможности видеть недостатки, находить пути их устранения;
  • способность овладевать новейшими технологическими приемами, методами и формами организации труда, высокая технико-технологическая культура;
  • наличие определенных психологических и морально- нравственных качеств – адаптивность, гибкость мышления, воображение, целеустремленность, добросовестность, трудолюбие.

Классификация инновационных кадров, базирующаяся на выделенных критериях, представлена в табл. 6.1 .

Таблица 6.1

Классификация инновационных кадров

Основными современными проблемами в области подготовки кадров специалисты называют следующие :

  • разрыв между образованием и производством;
  • подготовка инженерных специалистов ориентирована на массовое индустриальное производство 30–50-летней давности;
  • у большинства студентов-выпускников мало производственного опыта;
  • отсутствуют эффективные связи между работодателями, предприятиями и университетами, высшими учебными заведениями;
  • используется мало инструментов государственно-частного партнерства в профессионально-техническом образовании;
  • слабая корреляция количества выпускников с потребностями экономики;
  • не разработаны многие профессиональные стандарты, на основе которых должно происходить обучение;
  • студенческая практика на производстве, в конструкторских бюро до сих пор не является обязательной;
  • существует проблема закрепления на производстве молодых специалистов;
  • слабая пропаганда научных и технических знаний среди молодежи;
  • велико количество платных высших образовательных учреждений, готовящих неквалифицированных специалистов;
  • отставание в развитии профессионально-технического образования;
  • непрестижность и слабая пропаганда инженерных профессий;
  • износ материально-технической и информационной базы в вузах.

Наиболее значимым в инновационной экономике является развитие кадров (персонала, человеческих ресурсов), поскольку именно им предстоит разрабатывать, внедрять, а затем управлять инновационными процессами, способствовать тому, чтобы они были эффективными. В связи с этим на основе обобщения имеющихся взглядов можно выделить ряд новых подходов к развитию кадров в инновационной экономике:

  • – усиление подготовки специалистов для отраслей инновационной экономики;
  • – акцент на инвестиции в человеческий капитал, что можно расценить как долговременные инвестиции в инновационную экономику;
  • – развитие творческой составляющей трудового потенциала личности.

Предприятия, заинтересованные в инновационном развитии, повышении собственной конкурентоспособности, должны ориентироваться на кадры, обладающие аналитическими способностями, которые сами стремятся к нововведениям, что будет способствовать увеличению прогрессивных управленческих решений и активизации трудового потенциала работников. Именно такие кадры способны активно адаптироваться к быстро меняющимся условиям постиндустриального общества.

Одним из важнейших условий перехода экономики на инновацион­ный путь развития является наличие в научно-технической, промышленной и предпринимательской сферах доста­точного количества квалифицированных специалистов, способных, с одной стороны, обес­печить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции, а с другой, использовать эти результаты в производственных и предпринимательских инновациях.

Опыт индустриально развитых стран показывает, что превращение научно-технических разработок в инновационный продукт, привлека­тельный для инвестора, производителя и покупателя, способны обеспе­чить профессионально подготовленные специалисты. Они должны вла­деть вопросами коммерциализации разработок и трансфера технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, прогнозирования и оценки коммерческой значи­мости новых продуктов и технологий на ранней стадии реализации про­екта, продвижения их на рынок.

По оценкам экспертов, оптимальное количество специалистов в об­ласти менеджмента инноваций составляет до 25% от общего количества работников научно-технических отраслей экономики. Текущая мини­мальная потребность в подготовке кадров и обучении такого рода спе­циалистов составляет порядка 24 тыс. человек в год. Однако объем и особенно качество подготовки специалистов для инновационной деятельности и эффективной коммерциализации технологий в настоящее время не соответствуют современным потребностям. Поэто­му так важно в кратчайшие сроки насытить рынок труда специалистами, способными организовать процессы коммерциали­зации интеллектуальной собственности и реализовать результаты научно-технических разработок на рынке наукоемкой продукции, эффективно использовать эти результаты в инновационном процессе.

В настоящее время свои услуги в области подготовки специалистов, занимающихся вопросами менеджмента для разных отраслей народного хозяйства, предоставляют многие образовательные организации и учреж­дения:

Государственные и негосударственные высшие учебные заведения, ориентированные в основном на обучение студентов, но оказывающие также платные образовательные услуги лицам, имеющим опыт практической работы, которые желают получить второе выс­шее образование (экономическое или юридическое);

Специализированные институты повышения квалификации работ­ников отдельных отраслей;

Негосударственные учебные заведения, ориентированные на пере­подготовку кадров для крупных промышленных и финансовых структур;

Негосударственные учебные заведения, созданные при ассоциаци­ях, фондах и других структурах, ориентированных на оказание поддерж­ки малому и среднему бизнесу.

Получили распространение также различные бизнес-курсы. Краткосрочную подготовку на специализированных семинарах проводят многие учебные центры и школы бизнеса в рамках отдельных учебных программ и курсов. Расширяется сеть организаций, оказывающих консультацион­ные услуги. Развивается практика организации учебного процесса с уча­стием ведущих университетов и учебных центров индустриально разви­тых стран.

Вместе с тем, у большинства специалистов, занятых в инновацион­ной сфере, нет системных знаний в области интеллектуальной собственности, стратегии ее правовой охраны и коммерческого исполь­зования результатов исследований и разработок, ограничены представ­ления о жизненном цикле высокотехнологичного продукта, интеграции разнородных технологий в общей деятельности компании, стратегии развития наукоемкого бизнеса, технологическом аудите, экспертизе и управлении инновационными проектами. Образование в этих областях имеет в настоящее время только малая часть тех, кому оно необходимо.

Вследствие этого качественный уровень работников российских ор­ганизаций и предприятий в области менеджмента инноваций существен­но уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда.

Несмотря на большое количество государственных и негосударствен­ных образовательных учреждений, ведущих подготовку менеджеров по всему спектру делового образования, существуют большие проблемы в обеспечении высокоэффективной подготовки специалистов для инновацион­ной деятельности на всей территории России.

Решение указанных проблем связано с разработкой и реализацией совокупности научно обоснованных мероприятий организационно-экономического и методического характера. Это подразумевает создание единой системы подготовки и переподготовки специалистов для иннова­ционной деятельности.

Важным шагом в этом направлении явилась “Концепция формирования системы подготовки специалистов для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах”, разработанная на основе одобренной постановлением Правительства Российской Федерации № 83224 от 24 июля 1998 г. “Концепции инновационной политики Российской Федерации”, а также “Координационного плана совместных действий по созданию многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере”, утвержденного 30 апреля 1999 г. Министерством общего и профессионального образования РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Министерством науки и технологий РФ и Министерством экономики РФ, решений коллегии Министерства науки и технологий РФ по вопросам кадрового обеспечения научно-технической сферы.

В соответствии с этой Концепцией, особую важность для активизации инновационной деятельности в стране представляет решение вопросов кадрового обеспечения предпри­нимательского сектора. Главное место здесь занимает подготовка спе­циалистов для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров, центров продви­жения технологий). Кроме материально-финансовых и информационных ресурсов, им нужен эффективный менеджмент и, соответственно, подго­товленные кадры по всей цепочке инновационного процесса. Речь идет о подготовке руководителей малых фирм, менеджеров инновационных проектов, специалистов по правовой охране и коммерческому использо­ванию результатов исследований и разработок, выведению на рынок высокотехнологичного продукта, стратегии развития наукоемких компа­ний, технологическому аудиту в инновационных фирмах и научных уч­реждениях, экспертизе инновационной деятельности фирм.

Актуальной является подготовка квалифицированных кадров препо­давателей и консультантов для образовательных структур, специализи­рующихся на подготовке и консалтинговом сопровождении специалистов для инновационной деятельности. Целью подготовки преподавателей и консультантов должно стать формирование в региональных образова­тельных учреждениях профессиональных команд, способных обеспечи­вать необходимое качество обучения и оказывать действенную консуль­тационную поддержку по вопросам менеджмента инноваций.

Одна из важных проблем - обучение работников федеральных и региональных органов исполнительной власти, отвечающих за организа­цию и обеспечение условий развития инновационной деятельности, основам управления инновациями и коммерциализации технологий. Главной целью подготовки государст­венных служащих является приобретение ими знаний, необходимых для обеспечения эффективного содействия развитию инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Исходя из Концепции, функционирование системы должно базироваться на следующих методологиче­ских принципах:

    многоуровневом подходе к обучению специа­листов различных категорий;

    модульной схеме построения системы и образовательных про­грамм;

    согласованной методологии обучения на всех уровнях системы;

    непрерывном обновлении учебного процесса, отображающем изме­нение ситуации на рынке с появлением новых технологий;

    формировании устойчивых навыков практической реализации инновационных проектов;

    адекватности международным образовательным стандартам.

Многоуровневый подход к подготовке соответствующих специалистов подразумевает:

Необходимость параллельного развития кратко-, средне- и долго­срочных программ (по отдельным модулям повышения квалификации, по формату переподготовки и получения второго высшего образования);

Распространение соответствующих образовательных курсов в вузах Министерства общего и профессионального образования РФ для параллельной подготовки молодых специа­листов (получение базовых знаний или одновременно двух специально­стей) в области менеджмента инноваций.

Формирование содержательной части профессиональных программ, выбор форм и методов обучения, информационно-техническое обеспе­чение системы повышения квалификации и переподготовки кадров должны отвечать конкретным потребностям в образовательных услугах с учетом качества и сроков обучения.

Финансирование системы подготовки кадров должно опираться на имеющиеся внутренние ресурсы развития (государственные средства, под­держка региональных администраций, заинтересованных в подготовке кадров корпораций, инновационных центров, выполнение заказных научно-исследовательских работ, плата за обучение), а также возможности, предоставляемые международ­ными организациями, фондами и программами технической помощи.

Как показывает анализ зарубежного и отечественного опыта, подго­товка кадров является сферой, финансовые вложения в которую при относительно небольших затратах приносят быстрый и положительный социально-экономический эффект.

Государство призвано сыграть решающую роль в запуске механизмов финансовой поддержки системы подготовки кадров. В настоящее время важнейшими критериями участия государства в финансировании систе­мы подготовки кадров в целом и ее элементов в частности должны вы­ступать качественные характеристики, определяющие эффективность процессов обучения. Эти характеристики включают в себя качество подготовки кадров, экспертизы и отбора инновационных проектов, показателей работы инновационных компаний, учебных программ и методических материалов.

Ориентация государства на качественные характеристики при отборе проектов для бюджетного финансирования является важной гарантией для привлечения дополнительных средств и инвестиций. Нали­чие у организаций и высокотехнологичных предприятий высококвали­фицированных специалистов в области менеджмента инноваций является одним из условий выделения бюджетных средств на реализацию научно-технических и инновационных проектов.

В рамках “Концепции инновационной политики РФ” (1997 г.) была разработана и принята так называемая многоуровневая система подготовки менеджеров для инновационной предпринимательской деятельности в научно-техническом и производственном секторах экономики (распоряжение Правительства РФ от 08.04.1999 г. № 542-р).

Целью формирования многоуровневой системы является обеспечение масштабной подготовки квалифицированных специалистов разных категорий и уровней по вопросам инновационной теории и практики. Система должна быть гибкой и оперативно реагирующей на запросы рынка образовательных услуг в сфере дополнительного образования.

Многоуровневая и содержательная нацеленность системы определяются необходимостью решения следующих задач.

    Обучение научных сотрудников, прежде всего, авторов разработок, специалистов научных подразделений и руководителей научных организаций и учреждений основным положениям и принципам коммерциализации технологий, использования научных результатов в качестве инновационного ресурса.

    Подготовка персонала предпринимательской сферы, прежде всего, для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Им нужен эффективный менеджмент по всей цепочке инновационного процесса.

    Подготовка квалифицированных кадров преподавателей и консультантов для образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке персонала и консалтинговом сопровождении предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

    Обучение и повышение квалификации работников федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов, отвечающих за обеспечение условий для инновационной деятельности, коммерциализации технологий, формирование и регулирование соответствующих рынков.

Как и для любого образования, базой указанной подготовки является обучение, которое должно быть не только многоуровневым, но также непрерывным и многократным, и, по-своему, инновационным. Последнее обеспечивается соответствующим подбором преподавателей и тренеров, учебно-методическими разработками, методами и технологиями обучения.

Организационную основу многоуровневой системы составляет сеть специализированных центров, методические рекомендации по формированию которой утверждены Министерством науки и технологий РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ 29 сентября 1999 г. Ядро сети образуют следующие опорные образовательные учреждения по подготовке специалистов для инновационной деятельности в научно-технической сфере.

1. Центр коммерциализации технологий Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (г. Москва).

2. Институт предпринимательства и инвестиций Академии менеджмента и рынка (г. Москва).

3. Международный институт менеджмента "ЛИНК" (г. Жуковский Московской области).

4. Институт государственного управления и социальных исследований МГУ им. Ломоносова (г. Москва).

5. Франко-Российский институт делового администрирования (г. Обнинск Московской области).

6. Центр инновационного менеджмента (тренинг-центр) (г. Санкт-Петербург).

7. Нижегородский научно-информационный центр (г. Нижний Новгород).

8. Поволжский региональный учебно-научный центр инновационного предпринимательства СГТУ (г. Саратов).

9. Фонд "Уральский учебно-научный центр инновационного бизнеса" при УГТУ (г. Екатеринбург).

10. Западно-Сибирский международный образовательный центр инновационного предпринимательства Томского государственного университета (г. Томск).

11. Южно-Российский образовательный центр “Инновация” Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону).

Чтобы поддержать и активизировать инновационную деятельность, включая и соответствующую подготовку кадров, с декабря 1998 года реализуется Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России. В рамках этой программы (и в соответствии с вышеупомянутым распоряжением Правительства РФ) Министерство науки и технологий РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство экономики РФ в апреле 1999 г. приняли “Координационный план совместных действий по реализации многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности”.

Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (далее именуются - Основные направления) определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации.

I. Общие положения

N 2473п-П7

2. В Основных направлениях применяемые термины используются в следующих значениях:

инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;

инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;

политика Российской Федерации в области развития инновационной системы - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках;



наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.

4. Инновационная система включает:

воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

развитие инфраструктуры инновационной системы;

5. Инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики путем:

обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов страны;

формирования научно-технической базы, организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий.

6. Инновационную систему характеризуют следующие основные показатели:

доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;

доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации;

доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках;

С.М. Никитенко
к.э.н., доцент
КемИРГТЭУ
г. Кемерово

О кадровом обеспечении инновационной деятельностью в регионе

Решение проблемы активизации инновационной деятельности во многом зависит от насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. В настоящее время в России обострились запросы на рынке труда к подготовке специалистов нового поколения, способных ориентироваться и активно действовать в условиях динамично развивающихся на мировом рынке отношений. Такие выводы содержатся, в том числе, в исследовании "Рынок труда и система профессионального образования", которое было проведено Левада-Центром совместно с фондом "Общественное мнение" по заказу Министерства образования и науки РФ.
Коллектив специалистов под руководством автора статьи в 2006 году провел экспертный опрос среди руководителей и главных специалистов предприятий разных отраслей экономики Кузбасса. Опрос проводился в рамках проекта развития национального информационно-аналитического центра (НИАЦ) по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности и обеспечению их мобильности. Была применена методика, предоставленная факультетом инновационно - технологического бизнеса Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ. Всего в опросе участвовало около 200 предприятий Кузбасса различных форм собственности, разных отраслей промышленности, с численностью от 10 до 14 000 человек. Цель опроса - получение информации о востребованности в трудовых коллективах специалиста по управлению инновационной деятельностью и определение потребности в них на ближайшие годы.
Результаты опроса показали, что потребность в таких специалистах в настоящий момент формируется как крупными, так и малыми предприятиями, работающими в сфере научно-технологического бизнеса. Респонденты высказали пожелание принять к себе на работу от одного до двух специалистов по управлению инновациями. Представители администрации (областной и муниципальных) отметили, что, по их мнению, на малых и средних предприятиях производственной сферы такими знаниями должен обладать как минимум один человек - первый руководитель.
В целом исследование показало, что предприятия региона готовы ежегодно принимать на работу 650 - 670 специалистов по управлению инновационной деятельностью. Предположительно рост данного показателя будет увеличиваться на 7-10% ежегодно.
Результаты опроса показали, что требования реального сектора экономики к специалистам по управлению инновационной деятельностью имеют свою специфику. Анализ и систематизация требований работодателей позволили составить предполагаемый портрет инновационного менеджера:
обязательное высшее образование;
наличие определенного багажа базовых способностей менеджера;
опыт практической деятельности;
готовность работать в стрессовой ситуации;
преданность корпоративной культуре;
высокая мотивация к достижению цели;
инициативность и творчество;
постоянная жажда нового;
способность генерировать идеи.
Проведенное в регионе исследование позволило выявить целый ряд вопросов, решение которых имеет определяющее значение: наличие дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе; отставание предложений образовательных услуг от потребности рынка труда; плохое сопряжение сферы труда и сферы образования в области взаимодействия классификации профессий и специальностей.
Некоторые предприятия осуществляют весь инновационный цикл, и управление инновационными проектами проводится через определенные функции персонала. Квалификационный справочник (с поправками 2005г.) возлагает ответственность за осуществление инновационной деятельности на руководителей структурных подразделении: начальника научно-исследовательской лаборатории, главного инженера, патентоведа, менеджера по управлению персоналом и т.д. На практике, как показал опрос, управлением инновационной деятельностью занимается, в основном, «директорат» предприятия и специальные подразделения, которые занимаются инновационной деятельностью частично в рамках основных задач. На большинстве предприятий, из числа охваченных обследованием, нет пока специальных подразделений или отдельных специалистов, выполняющих функции инновационного менеджера. Можно заметить, что «выпадают» как раз те функции, которые обеспечивают динамику инновационной деятельности: производственное проектирование выпуска новой продукции; оценка и экспертиза коммерческой перспективности новшеств; бизнес-планирование процесса создания и продвижения нового продукта; приобретение патентов и лицензий; сертификация, аттестация и стандартизация новшеств, управление интеллектуальной собственностью. Можно также сделать вполне логичный вывод о необходимости корректировки образовательных программ с целью обеспечения необходимыми знаниями обучающихся в настоящее время студентов вузов.
Однако, в ходе реализации учебных программ возникают трудности связанные с отсутствием в вузах комплексного подхода к обучению будущих менеджеров для инновационной сферы. С точки зрения конечного результата процесс обучения должен быть ориентирован на подготовку специалистов не только обладающих определенным объемом теоретических знаний, но и говорящих на одном языке с инновационным предпринимателем.
В наибольшей степени решению этой задачи соответствуют коучинг - технологии. В понятие «коучинг» вкладывается в данном случае технология интеграции действующих специалистов-практиков в процесс подготовки инновационных менеджеров, превращение того, что умеют делать опытные в инновационной сфере специалисты - в учебные ситуации. Помогать другим учиться - это не то же самое, что обучать других. Помочь обучающемуся научиться практически извлекать урок из происходящих или произошедших на регионально-международном уровне событий, удачных или не удачных - это и есть ключевой механизм, позволяющий обрести управленческие навыки как отдельному человеку, так и целой команде.

Понятно, что желающих заниматься воспитанием менеджера «под себя», сегодня, мягко говоря, мало. Для решения этой задачи на базе межвузовского инновационного научно-производственного центра «ИННОТЕХ» был организован экспериментальный бизнес-адаптер молодых специалистов. Главная цель, которую преследовали создатели новой обучающей структуры, заключалась в том, чтобы профессионально и психологически адаптировать вчерашних выпускников к их будущей деятельности. Для работы в адаптере были отобраны первые 12 дипломированных специалистов, которые встали на учет в Кемеровский городской Центр занятости населения сразу же после окончания вуза. Разрабатывая критерии отбора людей, с которыми предстояло работать, организаторы исходили, прежде всего, из такого понятия, как инновационный цикл. Известно, что идея от момента появления до момента внедрения должна пройти несколько стадий развития. Причем на каждом этапе требуется участие совершенно разных специалистов. Финансисты, экономисты, технологи, эксперты, менеджеры по презентациям, переводчики, журналисты - усилиями всех этих специалистов идея и превращается в конкурентоспособный товар. Выпускники, которым в результате защиты дипломов были присвоены подобные квалификационные категории и были приглашены для работы в адаптере. В течение полугода вчерашние студенты тренировались под контролем наставников, руководителей, работая над реальными проектами, представляющими собой заказы действующих предприятий региона. В результате молодые специалисты получили первый производственный опыт, который помог им уже после выпуска из стен адаптера успешно пройти конкурсные отборы работодателей. Сегодня все те, кто прошел через адаптер, успешно работают в организациях и на предприятиях области. Столь позитивные результаты говорят сами за себя. Бизнес-адаптер молодых специалистов имеет полное право на существование. Однако для организации подобной структуры требуются определенные средства. Вопрос в том, кто их предоставит. Многие местные предприятия могут инвестировать средства в развитие бизнес-адаптера, но только при одном условии: готовить специалистов для работы в условиях данного производства. Однако, в этом случае структура автоматически становится в зависимость от состояния и политики конкретного предприятия. Видится целесообразным, что проблему финансирования такой структуры, как бизнес-адаптер, должна решить местная власть. И чем скорее она это сделает, тем быстрее можно будет удовлетворить все возрастающую потребность региональных предприятий в квалифицированных и опытных менеджерах-новаторах.
Опыт практической подготовки кадров показал, что обучение азам инновационного менеджмента необходимо начинать еще до того, как дипломированный специалист покинет стены родного вуза. Это позволит существенно снизить социально-психологическую напряженность выпускников, связанную с проблемой будущего трудоустройства, а также полностью сохранить образовательный, научный и профессиональный потенциал молодых специалистов.
С целью создания условий для улучшения качества образования и практической деятельности менеджеров в области инженерного дела, научно-технической и промышленных сферах с учетом гендерных особенностей группа ученых и специалистов разрабатывают модель многоступенчатой подготовки специалистов на основе категориально-диалектической методологии с использованием новых информационных технологий.
Какие конечные результаты предполагается в итоге получить?
ь Модель профессиональной подготовки менеджеров, ориентированную на развитие личностной и профессиональной компетентности на основе развития высших мыслительных форм.
ь Программу многоступенчатой подготовки инженеров и менеджеров для инновационной сферы.
ь Специалистов, которые способны продуктивно включиться в профессиональную деятельность на предприятиях региона, минуя период адаптации.
Программа подготовки инновационных менеджеров должна начинаться с довузовской подготовки старшеклассников и планомерно реализовываться не только при помощи вузов, но и при активной поддержке органов власти на местном уровне. Только при этом условии может быть запущен механизм качественной подготовки специалистов, которые, в свою очередь, смогут квалифицированно работать с инновационным проектом на всех этапах его «жизненного цикла», способствуя, тем самым, изживанию энергосырьевой направленности российской экономики и ее интеграции в мировой рынок.

Выводы
С целью активизации процесса подготовки кадров для инновационной сферы в регионе необходимо:
1. Сделать вузы региона опорными центрами формирующейся многоуровневой системы непрерывного образования в инновационной сфере, на базе которых должна быть организована система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, осуществляющих или планирующих осуществление подготовки кадров.
2. Создать в регионе филиал Национального информационно-аналитического центра как региональный образовательный координационный центр, который должен работать через сеть учебно-консультационных центров муниципального уровня.
3. Создать Ассоциацию содействия инновационно-технологическому бизнесу, на основе которой создать механизм общественно-государственной аттестации образовательных программ дополнительного образования.
4. Внедрить функциональную модель управления подготовкой инновационных менеджеров в регионе, в которой понятие «система подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью» рассматривается как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом факторов, определяющих подготовку профессионалов.




Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме