Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Порядок заключения контракта с единственным поставщиком. Основания и практика

В некоторых ситуациях закупка у единственного поставщика является самым выгодным методом определения поставщика. Но всегда нужно помнить про ряд нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы у ФАС не возникло вопросов. Кроме того, Оксана Шипунова прокомментирует некоторые особенности закупки у единственного поставщика с точки зрения эксперта и практика.

Если только одна заявка признана соответствующей Закону № 44-ФЗ и документации, то в этом случае контракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную участником закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком направляется в федеральный орган исполнительной власти в течение 10 дней с даты подписания протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика закрытым способом несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более 10 рабочих дней с даты поступления обращения. Контракт с единственным поставщиком заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком согласования.

Согласование заключения контракта и содержание обращения

Согласование проводится в следующих органах:

  1. В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
  2. В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
  3. В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

Какие документы нужны для согласования?

  1. Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
  2. Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
  4. Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение.

Процедура обращения:

  1. Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка. Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
  2. Прием обращения(возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней. Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
  3. Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
  4. Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.

Возврат обращения осуществляется:

  • в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
  • в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.

Обратите внимание: если все документы присутствуют, то комиссия не вправе возвращать обращение.

Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика. Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении. Иные основания не предусмотрены!

».

Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры. Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов. Отказ в согласовании возможен, если выявлены нарушения, повлиявшие на исход процедуры. Если обращение направлено по истечении 10 дней со дня публикации протокола, то возвратить заявку не могут, так как нарушений нет и предоставлен полный пакет.

Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.

По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:

  1. Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
  2. Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
  3. Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.

Основание для закупки у единственного поставщика

На данный момент оснований для упрощенных закупок предусматривается 49: они достаточно разнородны — от обычного приобретения товаров/работ/услуг (ТРУ), до заключения контракта на лечение граждан за пределами РФ или закупок для целей контрразведки/безопасности.

Чаще же всего на практике используются следующие пункты:

  • объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и услуг центрального депозитария;
  • закупка для государственных нужд, определенная указом (распоряжением) Президента РФ;
  • сумма закупки не превышает 100 тысяч (закупка малого объема). В этом случае годовой объем закупок не должен быть выше 2 млн. рублей, либо не должен быть выше 5% совокупного годового объема закупок, при этом не более 50 млн. рублей;
  • закупка, при которой исполнителем может быть только орган исполнительной власти или подведомственный ему орган;
  • закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств;
  • закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи;
  • закупка для осуществления управления многоквартирным домом;
  • принятие заказчиком решения о заключении контракта с ЕП, в том случае если определение поставщика закрытым способом было признано несостоявшимся;
  • оказание услуг для направления работника в служебную командировку.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Закупки у монополистов и центрального депозитария

Контракт заключают, используя п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Требуется размещение извещения в единой информационной системе (ЕИС).

Особенности:

  • Не требуется привлечение экспертов или каких-либо экспертных организаций, включение в контракт расчета и обоснования цены.
  • Нет необходимости уведомлять контрольный орган.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « ».

Для того чтобы найти нужный заказчику субъект, необходимо обратиться к Реестру субъектов естественных монополий, выбрать соответствующую заказчику область местонахождения и посмотреть какая организация на данной территории является субъектом естественной монополии. Важно понимать, что отсутствие информации о конкретном хозяйственном объекте в реестре, абсолютно ни о чем не говорит. Важно, чтобы данный субъект действительно работал на рынке, который признается монопольным (чтобы хозяйствующий субъект осуществлял те виды деятельности, которые указаны в Законе № 147-ФЗ). Учитывая, что реестр ведется не очень добросовестно и по заявительному принципу, мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда субъект естественной монополии ведет свою деятельность, но не обратился, для включения в реестр, либо обратился, но информацию не успели обработать. Здесь важнее показатели финансово-хозяйственной деятельности потенциального единственного поставщика и можно ли эту деятельность отнести к естественно монопольной.

Пример закупки электроэнергии у субъекта естественной монополии

Закупки у субъектов естественных монополий, включая электроэнергию, регулируется Законом от 17.08.1998 № 147-ФЗ. К ним относятся:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, газа по трубопроводам;
  • ж/д перевозки;
  • услуги портов, аэропортов, транспортных терминалов, инфраструктуры внутренних водных путей;
  • общедоступные электро- и почтовая связь;
  • передача электроэнергии, тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение по централизованным коммунальным системам;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • ледокольная проводка судов (включая лоцманскую) на Североморском пути.

Отдельным пунктом в ст. 93 Закона № 44-ФЗ выделена покупка электроэнергии у гарантирующего поставщика. Таким образом, услуги по группе ОКПД2 35.14.10 «Услуги по торговле электроэнергией» необходимо покупать у единственного поставщика на основании п. 29 ч. 1 ст. 93, а услуги по группе 35.12.10.110 «Услуги по передаче электроэнергии» — п. 1 ч. 1 ст. 93. В обоих случаях заказчик обязан выкладывать на портал госзакупок отчёты об исполнении, если суммы контрактов будут превышать 100 тыс. рублей. Но по услугам энергоснабжения не надо будет выкладывать отчёт, если данные услуги закупаются для других лиц, пользующихся нежилыми помещениями, если эти помещения переданы заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (ч. 9 ст. 94, п. 23 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у поставщика, которого определил Президент РФ

Контракт заключают на основании п. 2 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Особенности:

  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно (если этого не требует правовой акт).
  • Привлечение экспертов или экспертных организаций: не требуется.
  • Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.

Заказчик вправе не проводить конкурентную закупку, если Президент или Правительство РФ своим правовым актом утвердили конкретного поставщика товара, работы, услуги. Например, Указ Президента РФ от 01.01.2016 № 1.

Закупки на сумму, не превышающие 100 000 рублей или «малые закупки»

Такой контракт заключают, пользуясь п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Особенности:

  • Размещать извещение в ЕИС: не нужно.
  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Сведения о расчете НМЦК: не обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком на сумму, которая не будет превышать 100 000 руб.

Закупка работ, услуг, которые оказывают органы исполнительной власти

Такой контракт заключают, пользуясь п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Особенности:

  • Размещать извещение в ЕИС: нужно.
  • Писать отчет-обоснование: нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Помощь специальных экспертов или подобных организаций: не требуется.
  • Сведения о расчете НМЦК: обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: нужно.

Заказчики могут проводить закупку у единственного поставщика только тех услуг или работ, которые оказывает государственный орган, а также подведомственное ему учреждение или унитарное предприятие.

Например, заказчик имеет право заключить контракт:

  • на обязательную охрану объектов правоохранительными органами в соответствии с перечнем, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р (п. 33 письма Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 № Д28и-1889);
  • госохрану объектов в соответствии со списком, который утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (письма Минэкономразвития РФ от 11.03.2015 № Д28и-646, от 10.03.2015 № Д28и-617, от 06.03.2015 № Д28и-546);
  • проведение работ по экспертизе и оценке ценности документации различного рода. Контракты такого типа заключают с Госархивом России (письмо Минэкономразвития РФ от 01.06.2015 № Д28и-1729);
  • выдача уникальных регистрационных номеров в системе подвижной спутниковой связи «ИНМАРСАТ» (INMARSAT), учет используемых на территории Российской Федерации абонентских станций данной системы и сим-карт к ним. Контракты такого типа заключают с ФГУП «Морсвязьспутник» (письмо Минэкономразвития РФ от 12.10.2015 № Д28и-2934).

Также заказчик имеет право заключить контракт с Федеральным медико-биологическим агентством как с единственным поставщиком. Контракты такого типа заключают заказчики, руководствуясь перечнем организаций, которые обслуживает ФМБА России. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение указанного в вопросе контракта по цене, отличающейся от цены, указанной в извещении и плане-графике, является нарушением.

Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 93 указанного Закона, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение должно содержать информацию, указанную в , Закона N 44-ФЗ. К такой информации относятся в том числе сведения о цене контракта ( Закона N 44-ФЗ).
В силу Закона N 44-ФЗ контракт по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 93 этого Закона, должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. В свою очередь, по смыслу N 44-ФЗ, цена, указанная в извещении об осуществлении закупки, должна соответствовать содержанию плана-графика ( , Закона N 44-ФЗ, смотрите также Минэкономразвития России от 20.02.2017 N Д28и-694, пп "в" п. 13 Правил осуществления контроля, <...>, утвержденных Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1367, п. 2.10 Порядка информационного взаимодействия <...>, приведенного в Федерального казначейства от 21 декабря 2016 г. N 07-04-05/05-995).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации контракт должен быть заключен по цене, предусмотренной планом-графиком и указанной в извещении об осуществлении закупки. Несоответствие цены контракта цене, указанной в извещении и плане-графике, формально является нарушением N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 12 февраля 2018 г. N 11-38/18, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 14 июня 2017 г. N 11-151/17, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 4 октября 2017 г. N 11-234/17, решение УФАС по Тамбовской области от 6 декабря 2017 г. N ВП-102/17, решение УФАС по Московской области от 15 ноября 2016 г. N 04-07-15984/16, решение УФАС по Хабаровскому краю от 16 февраля 2017 г. N 11).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Мы провели аукцион. Цена за единицу товара составляла 84,91 руб. Начальная (максимальная) цена снижена на 28,5%. Контракт заключен. При размещении информации о заключенном контракте в реестре договоров. Цена за единицу товара формируется 2 значения после запятой. Сумма по контракту не идет. Как разместить информацию о цене договора?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В данном случае, чтобы выйти на стоимость контракта, вам необходимо на сайте ЕИС в реестре контрактов при размещении информации о заключенном контракте, сторнировать копейки, указанные после запятой, которые возможно округляет автоматически система.

Как создать и разместить в ЕИС информацию о контракте

После того как заключили контракт, создайте информацию о контракте в ЕИС. Для этого зайдите на страницу реестра контрактов и нажмите кнопку «Создать информацию о контракте». Система откроет карточку, в которой заказчик формирует информацию о контракте. Какие вкладки содержит карточка и как их заполнить - в рекомендации.

Вкладка «Общая информация»

На вкладке система отображает три блока:

  • «Контракт заключается»;
  • «Заказчик»;
  • «Общие данные».

Поля в блоках, которые отмечены символом «*», заполнять обязательно.

Блок «Контракт заключается»

Выберите «Порядок определения поставщиков» - установите необходимый переключатель.

Если измените значение поля «Порядок определения поставщиков», все данные, которые ввели, потеряете. Система отобразит диалоговое окно с предупреждением.

Если не размещали извещение в ЕИС, установите признак «Информация о размещении закупки не размещалась на официальном сайте». В выпадающем списке будут доступны только закрытые способы закупки и способ определения поставщика, который установлен Правительством РФ на основании статьи 111 Закона № 44-ФЗ.

Поле «№ закупки»

Чтобы указать номер извещения в поле «№ закупки», нажмите на пиктограмму «».

Система откроет окно с параметрами поиска.

Задайте параметры поиска:

  • «Наименование объекта, номер закупки» - введите наименование объекта закупки, лота, номера извещения;
  • «Наименование заказчика» - для поиска введите наименование заказчика, ИНН. Наименование организации и пользователя система заполнит автоматически, если сведения формирует пользователь организации с полномочиями «Заказчик». Вручную заполняют поле заказчики, которые установят признак «Сменился заказчик, указанный в извещении», когда формируют сведения. Чтобы выбрать заказчика в реестре, нажмите на гиперссылку «Поиск в реестре»;
  • «Способ определения поставщиков» - выберите значение в выпадающем списке;
  • «Начальная (максимальная) цена контракта» - выберите значение в выпадающем списке;
  • «Дата размещения с … по …» - данный критерий предназначен, чтобы искать извещение по диапазону дат размещения. Введите значения в формате ДД.ММ.ГГГГ или выберите дату с помощью календаря.

Заполните необходимые поля в окне поиска и нажмите на кнопку «Найти». Система выполнит поиск с учетом заданных параметров поиска. Хотите сбросить параметры? Нажмите кнопку «Очистить фильтр».

Если установили признак «Сменился заказчик, указанный в извещении», в результате поиска система отобразит все закупки, где есть протоколы с результатами определения поставщика, без учета условия наличия в закупках организации.

Если в блоке «Контракт заключается» установите признак «Закупка у единственного поставщика», поиск выдаст только закупки с данным способом.

Среди результатов поиска выделите необходимую позицию и нажмите на кнопку «Выбрать». Выбрать несколько позиций нельзя. Выбранное извещение отобразится в поле «№ закупки».

Если нажмете на кнопку «Отмена», система закроет окно с результатами поиска и не заполнит значение в поле «№ закупки».

Поле «№ лота»

Укажите номер лота, если проводите многолотовую закупку. В списке можно выбрать номера лотов, для которых размещены действующие протоколы: для открытого конкурса, открытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса.

Поле «Идентификационный код закупки»

ИКЗ укажите в поле «код закупки». Следуйте правилам формирования кода, которые откроются, когда нажмете на пиктограмму «». Разряды с 3-го по 22-й соответствуют идентификационному коду заказчика, система заполнит их автоматически.

Поле «Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)»

Система заполнит поле автоматически после того, как заполните поле «№ закупки»

Допустим, закупка не состоялась, и вы заключили контракт с единственным поставщиком. Тогда способ «Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» станет доступен после того, как заполните поле «Основание заключения контракта с единственным поставщиком» в блоке «Общие данные».

Блок «Заказчик»

Поля «Полное наименование заказчика» и «Сокращенное наименование заказчика»

Если вы - заказчик, то поля «Полное наименование заказчика» и «Сокращенное наименование заказчика» система заполнит автоматически. Исключение: система не заполнит поле «Сокращенное наименование заказчика», если в реестре организаций отсутствует информация о заказчике.

Если вы - уполномоченный орган, то поле «Полное наименование заказчика» заполните вручную. Заказчика, который заключил контракт, выберите в выпадающем списке или воспользуйтесь контекстным поиском. ИНН, КПП, дата постановки на учет в налоговом органе, код организационно-правовой формы, код ОКПО, идентификационный код заказчика система заполнит автоматически.

Поле «Источник финансирования»

Заполните поле, если контракт или часть контракта профинансированы из бюджетных средств.

Укажите наименование или код ОКТМО. Чтобы выбрать значения из справочника ОКТМО, нажмите на гиперссылку «Выбрать из классификатора». Система откроет окно «Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований».

Отметьте необходимое значение, нажмите на кнопку «Выбрать».

Если контракт профинансирован из средств федерального бюджета или из средств бюджета Пенсионного фонда РФ, в поле автоматически появится значение «Российская Федерация» после того, как выберете наименование бюджета.

Поле «Наименование бюджета»

Выберите в поле необходимый бюджет. Список возможных для выбора значений определен регистрационными данными организации в реестре организаций.

Если тип организации-заказчика «Государственная корпорация, государственная компания», то для выбора доступно значение «Федеральный бюджет».

Поле «Вид бюджета»

Система заполнит поле автоматически, когда выберете в поле «Наименование бюджета» тип бюджета:

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъекта РФ;
  • местный бюджет;
  • бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

В других случаях укажите в поле одно из значений:

Поле «За счет бюджетных средств»

Заказчики с типом организации «бюджетное учреждение» не заполняют поле «За счет бюджетных средств», когда заполнено поле «Наименование бюджета».

Поле «Вид внебюджетных средств»

Заполните поле, если контракт или его часть профинансированы из внебюджетных средств. Чтобы заполнить поле, выберите значение из выпадающего списка. Список доступных значений зависит от уровня бюджета, к которому относится организация-заказчик и который указан в регистрационных данных организации в реестре организаций.

Блок «Общие данные»

Поле «Дата заполнения документа»

Система автоматически поставит в поле текущую дату. Редактировать поле нельзя.

Поле «Дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)»

Система заполнит поле автоматически - укажет дату заседания комиссии из протокола определения участника, с которым можно заключить контракт.

Нередактируемую часть система заполнит автоматически, если соблюдены два условия:

  • контракт заключили на основании размещенного заказа;
  • контракт содержит наименование и номер протокола определения участника, с которым можно заключить контракт.

Редактируемую часть заполните вручную, если не заполнили поля «№ закупки» и «№ лота» - то есть установили признак «Закупка у единственного поставщика» или «Контракт заключен по результатам процедур размещения заказов, начатых до 1 января 2011 года».

Поле «Основание заключения контракта с единственным поставщиком»

Заполните поле, если закупка не состоялась.

Укажите информацию вручную или выберите из справочника. Нажмите гиперссылку «Выбрать из справочника», система откроет окно «Выбор основания заключения контракта с единственным поставщиком».

По многолотовым закупкам есть возможность сформировать информацию о контракте с единственным поставщиком в отношении каждого лота.

Поле «Наименование документа, подтверждающего основание заключения контракта»

Заполните поле вручную или выберите из справочника.

Поле «Реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта»

Поле состоит из двух частей: нередактируемой и редактируемой.

Нередактируемую часть система заполнит автоматически, если в поле «№ закупки» выбрали извещение о закупке, для которой сформированы результаты определения поставщика в структурированном виде.

Редактируемая часть содержит подсказку: «Реквизиты документа, нормативного правового акта, подтверждающего основание заключения контракта. Информация о регистрационном номере и наименовании объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (при необходимости)».

Поле «Реквизиты документально оформленного отчета, содержащего информацию о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)»

Заполните, если в поле «Основание заключения контракта с единственным поставщиком» выбрали значения с одним из кодов: 20030, 20040, 20070-20120, 20150, 20160, 20200, 20210, 20330-20350, 20370, 20380, 20400, 20410.

Поле «Дата заключения контракта»

Укажите дату, когда заключили контракт. Не ставьте дату позже текущей. Если формируете сведения о контракте по результатам аукциона, система заполнит дату автоматически на основе сведений с электронной площадки.

Поле «Номер реестровой записи»

Система сформирует значение поля, когда разместите информацию о контракте.

Поле «№ контракта»

Укажите идентификатор государственного контракта по оборонному заказу и номер контракта.

Система заполнит поле автоматически на основании сведений с электронной площадки, когда формируете сведения о контракте по результатам аукциона. При необходимости отредактируйте поле.

Поле «Способ указания цены контракта»

Чтобы заполнить поле, выберите один из вариантов:

  • «Цена контракта»;
  • «Ориентировочное значение цены контракта»;
  • «Максимальное значение цены контракта».

Если выбрали «Максимальное значение цены контракта», система отобразит поле «Формула цены контракта».

Поле «Цена контракта»

Укажите значение цены контракта в валюте контракта. Система автоматически укажет в поле НМЦК при выборе заказа.

Поле останется незаполненным, если в извещении в блоке «Вариант задания начальной (макс.) цены контракта» выбрали «Процентная ставка от денежных средств».

Цена не должна быть больше той, что указана в связанном извещении/лоте.

Поле «Валюта контракта»

Система заполнит поле автоматически на основании данных заказа. Также заказчик может выбрать значение из списка. Если выберете значение не «Российский рубль», откроются поля:

  • «Курс иностранной валюты по отношению к рублю на дату подписания контракта»;
  • «Цена контракта в российских рублях».

Поле «Объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков»

Заполните, если нужно.

Поле «Количество этапов исполнения контракта»

Укажите количество этапов исполнения контракта - установите переключатель «Один этап» или «Несколько этапов».

Поле «Дата начала исполнения контракта»

Заполните поле на основе сведений из контракта. Если стороны исполняют контракт в несколько этапов, укажите даты окончания исполнения этапов контракта.

Чтобы добавить новый этап, нажмите на гиперссылку «Добавить». Чтобы удалить этап, нажмите на гиперссылку «Удалить». Чтобы сохранить введенные данные и при этом не переходить на другую страницу, нажмите кнопку «Сохранить и проверить на нарушения».

Нужно отменить введенные значения и заполнить поля формы последними значениями, которые сохранили? Нажмите на кнопку «Отменить последние изменения».

Чтобы сохранить введенные значения и перейти на следующую страницу сведений о контракте, нажмите кнопку «Далее». Подсистема выполнит автоматический контроль информации, которую вы ввели. Если вы ошиблись, система выдаст протокол несоответствий.

Вкладка «Дополнительная информация»

Вкладка предназначена, чтобы формировать информацию:

  • об обеспечении исполнения контракта;
  • об экономии при заключении энергосервисного контракта.

Информация об обеспечении исполнения контракта

Чтобы сформировать сведения об обеспечении контракта, установите флажок «Задать требование об обеспечении исполнения контракта».

В блоке «Обеспечение исполнения контракта» в поле «Наименование способа обеспечения исполнения контракта» выберите способ обеспечения:

  • «Банковская гарантия, выданная банком в соответствии со статьей 45 Федерального закона»;
  • «Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет».

Если выбрали способ «Банковская гарантия, выданная банком в соответствии со статьей 45 Федерального закона», система откроет поля, обязательные для заполнения:

  • «Номер реестровой записи реестра банковских гарантий»;
  • «Размер обеспечения контракта в иностранной валюте»;

Если выбрали способ «Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет», откроются поля:

  • «Валюта обеспечения исполнения контракта»;
  • «Размер обеспечения исполнения контракта».

Обязательно заполните поля.

Информация об экономии при заключении энергосервисного контракта

Чтобы создать сведения об экономии, установите флажок «Заключение энергосервисного контракта».

В блоке «Информация об экономии при заключении энергосервисного контракта» заполните поле «Информация об экономии в натуральном и денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов при заключении энергосервисного контракта».

Вкладка «За счет бюджетных средств»

Вкладка доступна, если заполнили поле «Наименование бюджета» на вкладке «Общая информация». На вкладке заказчик формирует календарный график оплаты контракта из бюджетных средств.

В верхней части страницы указаны:

  • цена контракта, которую указали на вкладке «Общая информация»;
  • сумма, которую не распределили по этапам оплаты контракта в соответствии с календарным графиком оплаты на вкладках «За счет бюджетных средств», «За счет внебюджетных средств».

Этапы указаны последовательно сверху вниз в календарном порядке и отвечают тем, что отмечены на вкладке «Общая информация».

Для выбора доступны:

Установите флажок в нужном поле.

Если выбрали «Код бюджетной классификации в структуре до 2016 г.» , заполните поле «Код бюджетной классификации» вручную или выберите необходимое значение из справочника.

Чтобы найти значение в справочнике, нажмите на гиперссылку «Поиск в классификаторе».

Внимание: для заказчиков, которые оплачивают контракты из средств федерального бюджета, код бюджетной классификации должен присутствовать в справочнике кодов бюджетной классификации учетной системы Федерального казначейства.
Последние три символа кода должны соответствовать коду операции сектора государственного управления с детализацией, а также присутствовать в справочнике «Перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления».
Другие заказчики вправе указывать код бюджетной классификации, которого нет в справочнике.

В поле «Код бюджетной классификации» можно вводить цифровые и буквенные значения.


Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика - это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Малые закупки

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные этапы подготовки проекта оферты. Анализ и уточнение предмета сделки и других существенных условий. Способы заключения и исполнения договора. Структура написания делового письма. Структура публичной, свободной, твердой и безотзывной оферты.

    презентация , добавлен 31.03.2015

    Определение стоимости недвижимого имущества. Юридическое оформление гражданско-правовой сделки, заключение договора и проведение государственной регистрации. Методика оценки коммерческой недвижимости. Независимость в деятельности и обязанности оценщика.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2014

    Рассмотрение понятия и видов сделок. Изучение недвижимого имущества как предмета договора. Правовое регулирование особенностей совершения сделок с недвижимостью, подлежащих государственной регистрации и направленных на переход права под условие.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2010

    Классификация и оценка основных средств, их износ и амортизация. Виды аренды основных средств и особенности заключения договора. Анализ динамики и структуры, эффективности использования основных средств. Оценка экономической эффективности лизинга.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Анализ и страхование коммерческих рисков. Особенности их правовой защиты. Характеристика производственных рисков компании ООО "Деликон". Основания, порядок и последствия изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2012

    Экономическая сущность предпринимательской деятельности. Характеристика коммерческих и некоммерческих организаций как основных видов юридических лиц; принципы их создания, лицензирования и реорганизации. Понятие и содержание учредительного договора.

    реферат , добавлен 31.01.2011

    История возникновения и развитие лизинга как вида финансовых услуг, связанных с кредитованием приобретения основных фондов. Источники правового регулирования, участники и субъекты лизинговых операций. Особенности и условия заключения договора лизинга.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2012

    Нормативное регулирование договора подряда в Российской Федерации. Виды подряда: бытовой, строительный, на выполнение проектных и изыскательских работ, на работы для государственных и муниципальных нужд. Ответственность за нарушение договора подряда.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме