Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Обжалование результатов проверки инспекции по труду. Обжалование предписания трудовой инспекции Постановления гит

Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений. Иначе говоря, если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки.

Если же нарушения будут выявлены, помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Чаще всего работодатель не соглашается с трудовым инспектором только в случае обнаружения последним фактов, свидетельствующих о нарушении трудового законодательства в организации. Поэтому, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется. Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.

Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об их устранении. Оно выдается одновременно с актом о проведенной проверке, т.е. непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).

Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о его продлении. Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, продление срока также относится к его полномочиям.

Если организация (предприниматель) не выполнит предписание, она будет привлечена к административной ответственности на основании п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает:

— для должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

— для организаций — штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.

Пунктом 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд. Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Срок для обжалования — 15 дней с даты получения предписания. Работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. Указанные документы можно представить уже после подачи возражений.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:

— соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности;

— главному государственному инспектору труда Российской Федерации.

А решения главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суд.

Здесь нужно обратить внимание на следующий момент. При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается. Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней. Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора. Законом N 294-ФЗ не установлены сроки, в течение которых руководитель трудового инспектора или главный государственный инспектор должны представить свой ответ на жалобу. По истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, если они не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности независимо от факта подачи им возражений на полученное предписание в вышестоящий орган.

Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.

Предписание трудового инспектора оспаривается в суд по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются. Так, в силу ст. 254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае — руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае — предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы. На основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.

В то же время в соответствии со ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.

Вместе с тем данные правила установлены для предписаний, выданных трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам). Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.

Однако Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу: 10-дневный срок для обжалования предписаний, установленный ст. 357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда. Поэтому трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в данном случае не применяется.

Однако не все суды согласны с таким выводом. Например, Пензенский областной суд в кассационном Определении от 19.08.2008 N 33-1569 указал следующее. В порядке, предусмотренном ст. 357 ТК РФ, может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Предписание, которое выдается по результатам проверки, оспаривается в судебном порядке в соответствии с нормами гл. 25 ГПК РФ и ст. 361 ТК РФ.

Итак, работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Он не согласен с ним и намерен его обжаловать в суд. Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя — организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель, — обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.

В какой срок работодатель должен обратиться в суд: трехмесячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный ТК РФ? По мнению автора, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.

Во-первых, позиция Верховного Суда РФ весьма важна для судов. Поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ею. Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, он исчисляется днями, а не месяцами. Поэтому сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд. Несмотря на неоднозначность решения данного вопроса рекомендуем работодателям в случае несогласия с полученным предписанием подавать заявление в суд в 10-дневный срок со дня получения предписания. Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (его представителем) предписания (его копии).

Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия передается работодателю. Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.

Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?

В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно она и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 N 1805). Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.

Имейте в виду: обращение в суд не влечет за собой автоматического приостановления действия предписания. Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Представить заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии — в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.

Приостановить действие постановления суд может и без заявления работодателя по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Приостановление действия оспариваемого предписания — право суда, а не обязанность. Суд примет заявление работодателя, и если он пропустил срок на обжалование предписания. Однако в этом случае суд будет выяснять причины такого пропуска срока уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании). И если работодатель не сможет представить доказательства уважительной причины пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения. С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления (т.е. после составления инспектором акта проверки). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента его выявления (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не требуется обращения в суд. Трудовой инспектор, проводивший проверку, наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ) и привлекать работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Суд выносит свое постановление только по делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит правонарушение, за которое предусмотрена такая ответственность, он в первую очередь составляет протокол. После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст. 28.8 КоАП РФ).

Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений. Иначе говоря, если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки. Если же нарушения будут выявлены, помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.Чаще всего работодатель не соглашается с трудовым инспектором только в случае обнаружения последним фактов, свидетельствующих о нарушении трудового законодательства в организации. Поэтому, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется. Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об их устранении. Оно выдается одновременно с актом о проведенной проверке, т.е. непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о его продлении. Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, продление срока также относится к его полномочиям.Если организация (предприниматель) не выполнит предписание, она будет привлечена к административной ответственности на основании п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает:- для должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;- для организаций — штраф от 10 000 до 20 000 руб.Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.Пунктом 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд. Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Срок для обжалования — 15 дней с даты получения предписания. Работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. Указанные документы можно представить уже после подачи возражений.В соответствии со ст. 361 ТК РФ в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:- соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности;- главному государственному инспектору труда Российской Федерации.А решения главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суд.Здесь нужно обратить внимание на следующий момент. При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается. Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней. Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора. Законом N 294-ФЗ не установлены сроки, в течение которых руководитель трудового инспектора или главный государственный инспектор должны представить свой ответ на жалобу. По истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, если они не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности независимо от факта подачи им возражений на полученное предписание в вышестоящий орган.Если работодатель не согласен с полученным предписанием, оспаривать его мы рекомендуем в судебном порядке.Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.При обращении в суд важно помнить об установленных процессуальных правилах и прежде всего о сроках. Но здесь-то и существует некоторая неопределенность.Предписание трудового инспектора оспаривается в суд по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются. Так, в силу ст. 254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае — руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае — предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы. На основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.В то же время в соответствии со ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.Вместе с тем данные правила установлены для предписаний, выданных трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам). Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.Однако Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу: 10-дневный срок для обжалования предписаний, установленный ст. 357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда. Поэтому трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в данном случае не применяется.Однако не все суды согласны с таким выводом. Например, Пензенский областной суд в кассационном Определении от 19.08.2008 N 33-1569 указал следующее. В порядке, предусмотренном ст. 357 ТК РФ, может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Предписание, которое выдается по результатам проверки, оспаривается в судебном порядке в соответствии с нормами гл. 25 ГПК РФ и ст. 361 ТК РФ.Итак, работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Он не согласен с ним и намерен его обжаловать в суд. Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя — организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель, — обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.В какой срок работодатель должен обратиться в суд: трехмесячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный ТК РФ? По мнению автора, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.Во-первых, позиция Верховного Суда РФ весьма важна для судов. Поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ею. Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, он исчисляется днями, а не месяцами. Поэтому сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд. Несмотря на неоднозначность решения данного вопроса рекомендуем работодателям в случае несогласия с полученным предписанием подавать заявление в суд в 10-дневный срок со дня получения предписания. Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (его представителем) предписания (его копии).Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия передается работодателю. Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно она и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 N 1805). Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.Имейте в виду: обращение в суд не влечет за собой автоматического приостановления действия предписания. Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Представить заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии — в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.Приостановить действие постановления суд может и без заявления работодателя по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Приостановление действия оспариваемого предписания — право суда, а не обязанность. Суд примет заявление работодателя, и если он пропустил срок на обжалование предписания. Однако в этом случае суд будет выяснять причины такого пропуска срока уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании). И если работодатель не сможет представить доказательства уважительной причины пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).
Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения. С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления (т.е. после составления инспектором акта проверки). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента его выявления (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).Для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не требуется обращения в суд. Трудовой инспектор, проводивший проверку, наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ) и привлекать работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.Суд выносит свое постановление только по делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит правонарушение, за которое предусмотрена такая ответственность, он в первую очередь составляет протокол. После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст. 28.8 КоАП РФ).

Карсетская Е.В. Правовой справочник кадровика. М.: Налоговый вестник, 2012. 288 с.

Ошибки стоят дорого, причем иногда в буквальном смысле. Кому этого не знать, как тем компаниям, которые не прошли проверку государственных органов. Проверка проходит, остается акт о многочисленных нарушениях, которые нужно устранить, что уже требует затрат, а еще выпишут штраф, который для юридических лиц может составлять значительную сумму. Что делать в такой ситуации? Естественно, обжаловать результаты проверки, хотя и здесь не обходится без ошибок, и в данной статье будут рассмотрены некоторые из них.

Проверка - явление обязательное и неизбежное, поэтому и список проверяемых, и сроки проверок не являются тайной и открыто размещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет в срок до 31.12 текущего календарного года, тем не менее многие юридические лица к проверкам оказываются не готовы, вследствие чего судебная практика пополняется все новыми и новыми решениями по спорам между юридическими лицами и государственными органами.
Если коротко остановиться на самих проверках, то они могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Предметом плановых проверок является соблюдение хозяйствующими субъектами требований законодательства, и проводятся они не чаще одного раза в три года (ст. 9 ФЗ N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Несколько другая ситуация с внеплановыми проверками: основания их проведения приведены в ст. 10 Закона и перечень их довольно обширный. К ним, например, относится истечение срока исполнения ранее выданного предписания, заявления и обращения работников, мотивированное представление должностного лица и др.
Вне зависимости от вида проверки по ее результату составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (ст. 16).
Что касается проверяющих органов, то их количество и наименования могут варьироваться в зависимости от сферы деятельности юридического лица, хотя есть государственные органы, которые осуществляют проверку всех юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и сфер деятельности, это, разумеется, налоговая и трудовая инспекции.
В данной статье мы рассмотрим то, что происходит после окончания проверки, т.е. обжалование результатов, и постараемся показать, какие ошибки при этом допускаются.
Рассмотрим на примере ГИТ, т.к. с деятельностью данной организации, особенно с внеплановыми проверками, сталкивался, наверное, каждый работодатель.

К кому обратиться?

Итак. Прошла проверка. Как следствие, остался неудовлетворительный результат в виде предписания об устранении нарушений и акт с указанием этих нарушений. Здесь возникает проблема выбора: ничего не обжаловать и устранить нарушения, обжаловать в суде или обжаловать в административном порядке, т.е. в вышестоящую инстанцию проверяющего органа. Выбор, конечно, остается за самим проверяемым, но есть моменты, которые необходимо учитывать.
Решение Петропавловско-Камчатского городского суда Камчатского края по делу N 2-3057/12 от 20.03.2012.
ОАО "XXX" обратилось в суд с жалобой об оспаривании решения ГИТ, ссылаясь на те обстоятельства, что ГИТ ОАО "XXX" выдано три предписания о выплате сверхурочных работникам. Полагает, что данные предписания выданы незаконно, так как работники не привлекались к сверхурочным работам. Предписания были обжалованы, но решением руководителя ГИТ жалоба не удовлетворена. Просили отменить решение руководителя ГИТ об оставлении предписаний без отмены - предписаний, выданных ГИТ.
Представитель заявителя требования своего доверителя поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители заинтересованного лица заявили о пропуске заявителем срока для обращения в суд с указанной жалобой.
После заявления представителей заинтересованного лица о пропуске заявителем срока давности представитель заявителя заявил о том, что предписания ими обжаловались в десятидневный срок, но рассматриваемую жалобу заявитель подал как на действия руководителя ГИТ.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, оценив в совокупности все доказательства по вопросу исследования пропуска истцом срока для обращения в суд, суд приходит к следующему.
Ст. 361 ТК РФ предусмотрено судебное обжалование решений ГИТ. Подобные жалобы рассматриваются в порядке, установленном для разрешения дел, возникающих из публично-правовых отношений.
Поскольку положения ст. 357 ТК РФ устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний ГИТ, постольку трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, при рассмотрении дел указанной категории применению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что 28.11.2011 ГИТ ОАО "XXX" выдано три предписания о выплате сверхурочных работникам, которые получены заявителем 01.12.2011.
Не согласившись с вышеуказанными предписаниями, ОАО "XXX" обжаловало их в ГИТ.
21.12.2011 руководителем ГИТ принято решение, которым в удовлетворении жалобы ОАО "XXX" об отмене предписаний отказано.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что последним днем обращения в суд с заявлением об отмене предписаний является 11.12.2011.
С жалобой об отмене предписаний и решения об отказе в их отмене заявитель обратился в суд 06.03.2012, т.е. спустя более двух месяцев.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Обращение ОАО "XXX" за разрешением вопроса об отмене предписаний во внесудебном порядке в ГИТ в период течения срока обращения в суд за разрешением данного спора свидетельствует об избрании им в соответствии со ст. 12 ГК РФ иного несудебного способа защиты своих прав.
Данное обстоятельство не указывает на уважительность причин пропуска срока на обращение в суд, поскольку законодатель течение указанного срока связывает с датой получения предписаний.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что установленный законом десятидневный срок заявителем пропущен и оснований для его восстановления не имеется. Доказательств обратного и уважительности причин пропуска заявителем в силу требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Ссылка представителя заявителя на ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не основательна, поскольку ст. 21 Закона установлено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
При этом, как установлено выше, для дел данной категории установлен специальный десятидневный срок обжалования.
В силу ч. 6 ст. 152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что в связи с пропуском заявителем срока обращения в суд для оспаривания работодателем предписаний ГИТ, отсутствием уважительных причин его пропуска в удовлетворении требований заявителя следует отказать без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Действия заявителя, конечно, нельзя назвать ошибкой, он просто воспользовался своим правом, и, возможно, это был правильный выбор. Единственное, что не было учтено в данном случае, - это сроки. И вот здесь мы уже видим самую элементарную ошибку, которая стоила многих проигранных дел, - это пренебрежение нормами материального или процессуального права. Возможно, это звучит несколько грубо, но в контексте судебных решений выглядит именно так. А всего-то и нужно - внимательно читать законодательство.

Не то оспаривали

Как известно, по результату проведенной проверки выдается акт. С одной стороны, все достаточно просто - нужно его оспорить, признать незаконным и отменить, но это не совсем так.
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда по делу N 2-3957/2010 от 03.11.2010.
ООО "XXX" обратилось в суд с заявлением об оспаривании акта проверки соблюдения трудового законодательства, предписания за невыполнение предписания инспектора труда. В обоснование требований заявитель указал, что в адрес заявителя поступил акт проверки соблюдения трудового законодательства, из содержания которого следует, что он был составлен по результатам внеплановой документарной проверки, проводившейся в отношении ООО "XXX". К акту прилагается предписание, обязывающее ООО "XXX" выплатить YYY (которая с <...> в ООО "XXX" не работает) материальную помощь к ежегодному основному отпуску с денежной компенсацией, предусмотренной ст. 236 ТК РФ. Одновременно в предписании содержится требование о необходимости решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за допущенные нарушения, указанные в предписании. Указанные акт проверки, предписание и извещение являются незаконными и необоснованными, в связи с чем должны быть признаны недействительными и отменены, поскольку руководитель ООО "ХХХ", иные должностные лица или уполномоченные представители юридического лица о составлении акта проверки не уведомлялись. Акт проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении не вручался. В связи с тем что руководитель ООО "ХХХ" и иные уполномоченные лица не располагали сведениями о составлении акта проверки, ООО "ХХХ" было необоснованно лишено возможности представить для рассмотрения должностного лица, проводящего проверку, дополнительные документы и пояснения, которые должны были быть рассмотрены должностным лицом.
В своем решении суд указал следующее.
В соответствии с действующим законодательством предусматривается возможность оспаривания в судебном порядке предписания, но не акта проверки и извещения за невыполнение предписания, поскольку акт проверки отражает результат надзорно-контрольного мероприятия, извещение носит информационный характер, то есть указанные документы не являются нормативными правовыми документами и сами по себе не влекут негативных последствий для заявителя. Таким образом, оспариваемые акт, предписание, извещение государственного инспектора труда составлены в соответствии с законом в пределах полномочий вынесшего его должностного лица и не нарушают прав заявителя.
В удовлетворении заявления отказано
Здесь следует пояснить, что в суде обжалуются только решения (которые выносятся в виде предписания) государственных инспекторов труда, что предусмотрено ст. 361 ТК РФ. В приведенном примере можно увидеть достаточно распространенную ошибку, когда в суде обжалуется акт, т.е. документ, в котором только фиксируются нарушения, а не предписание. Об этом нужно помнить, обращаясь в суд, иначе решение будет не в пользу заявителя. Здесь мы возвращаемся к предыдущему примеру - все аналогично.

Не уведомили

Как уже было сказано выше, проверка проводится в соответствии с установленными правилами, несоблюдение которых может стать основанием для оспаривания и отмены результатов проверки, но можно ли убедить в этом суд?
Определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда по делу N 33-11864/2010 от 25.11.2010.
ООО "ХХХ" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным Акта проверки соблюдения трудового законодательства, указав, что на основании распоряжения "..." государственным инспектором труда YYY была проведена плановая проверка соблюдения ООО "XXX" требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. По результатам проверки был составлен Акт, где отражены выявленные нарушения трудового законодательства, за которые в адрес Общества вынесено предписание, а также составлены протоколы об административном правонарушении и о временном запрете деятельности. ООО "XXX" не согласно с вынесенными протоколами, предписанием и актом, поскольку в нарушение п. 3 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контракта" Общество не было включено в план проведения проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на 2010 г., опубликованный на официальном сайте Госинспекции труда. Кроме того, считают, что при проведении проверки нарушены требования п. 12 ст. 9 ФЗ N 294-ФЗ, а именно: о проведении плановой проверки ООО "ХХХ" было уведомлено лишь <...>, т.е. непосредственно в момент проведения проверки, в то время как указанная норма Закона предусматривает уведомление организации о плановой проверке не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Указанные нарушения требований Закона является грубыми, а следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 20 ФЗ N 294-ФЗ результаты проверки подлежат отмене.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его правильным. Судом установлено, что <дата> в ООО "XXX" Госинспекцией труда проведена плановая выездная проверка, что подтверждается Распоряжением на проведение проверки. В ходе проверки выявлено 28 нарушений. По результатам проведенной проверки государственным инспектором труда был составлен Акт и в отношении ООО "XXX" был составлен протокол об административном правонарушении. В обоснование заявленных требований о признании Акта проверки незаконным ООО "XXX" ссылалось на то, что организация не была включена в План проверок Госинспекцией труда на 2010 г., о начале производства проверки они не были уведомлены за три рабочих дня, чем нарушены требования п. 3 ст. 9 и п. 12 ст. 9 ФЗ N 294-ФЗ. В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями. Согласно п. 12 ст. 9 указанного ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Как установлено судом, генеральный директор ООО "XXX" о времени и месте проведения плановой проверки и необходимости представления необходимых документов был уведомлен посредством телефонограммы, что подтверждается записями в Журнале учета телефонограмм, представленном ГИТ, и не оспаривалось представителем заявителя. Принимая во внимание, что п. 12 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусматривает возможность уведомления юридического лица органом государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки не только заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, но и иным доступным способом, суд пришел к правильному выводу о том, что порядок извещения о проведении проверки нарушен не был.
Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения
Безусловно, несоблюдение процедуры уведомления является серьезным нарушением, результатом которого может стать отмена предписания, но в данном случае нельзя не признать, что заявитель еще на момент подачи первого заявления допустил ошибку, которая привела к отклонению его доводов уже в кассационной инстанции. Новая редакция указанной выше статьи содержит более широкий перечень возможных способов уведомления, но смысл остается прежним: важен только факт направления уведомления, поскольку в статье не содержится оснований полагать, что проверяемое лицо считается надлежащим образом уведомленным только в случае получения уведомления. В данной ситуации следует помнить, что ни один проверяющий орган не интересует, получил ли проверяемый уведомление или нет, их дело его отправить. Не нужно пренебрегать уведомлениями независимо от того, получены они в конверте или по электронной почте. Заявление "мы не видели, значит ничего не присылали" не поможет.

Ошибка инспектора

Получая предписание, компания старается предпринять меры для его отмены, и, как показывает судебная практика, основной упор делается на нарушение процедуры уведомления или иные формальные основания, но есть и другой путь, а именно - убедить суд, что нарушения не было.
Решение Мещанского районного суда г. Москвы по делу N 2-1122/11 от 14.06.2011.
ЗАО "XXX" обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания ГИТ г. Москвы.
Судом установлено, что ГИТ была осуществлена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ЗАО "XXX". По окончании проверки ГИТ было выдано предписание, согласно которому ЗАО "XXX" обязано устранить нарушение трудового законодательства, а именно абз. 4.2 трудового договора с YYY и п. 5.16.4 Положения об оплате.
Так, в частности, из указанного предписания следует, что нарушение п. 4.2 трудового договора и п. 5.16.4 Положения выразилось в том, что работнику ЗАО "XXX" не была выплачена премия по итогам работы.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.
Трудовое законодательство предусматривает премирование как поощрение, предусматриваемое системой оплаты труда. Премиальная система оплаты труда предусматривает выплату премий определенному кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий премирования, предусмотренных локальными актами.
Ст. 57 ТК РФ установлена обязательность включения в трудовой договор с работником условий оплаты труда, соответственно, оснований полагать, что п. 4.2 трудового договора содержит нарушения, требующие устранения, нет.
Заявление удовлетворено

Если в ходе проверок ГИТ проверяющими были допущены нарушения, или компания не согласна с результатами проверки, она имеет право обжаловать их в суде.

Иск можно подать в суд общей юрисдикции

Работодатель, не согласный с итогами контрольных мероприятий, вправе оспорить саму проверку в целом, так и предписание и постановление. Важно учитывать, что порядок обжалования этих документов принципиально различается. Но есть и общие моменты. Жалобы подведомственны районным и приравненным к ним судам (общая юрисдикция). Поэтому обращаться в арбитражный суд не стоит.

Исключение для обращения в арбитражный суд

Единственное исключение составляет обжалование постановлений, вынесенных в отношении арбитражных (конкурсных) управляющих, а также компаний-банкротов. По мнению арбитражных судов, рассмотрение таких жалоб находится в их компетенции (постановления , ). Хотя суды общей юрисдикции также принимают их к производству.

Что делать, если нужно обжаловать предписание

Предписание является решением должностного лица органа государственной власти. Обжалование предписания трудовой инспекции происходит по правилам гражданского судопроизводства (). На правомерность данного подхода указал также Пленум Верховного суда РФ в пп 1, 2 и 3 .

Из практик и. ГИТ в г. Москве располагается по адресу: Москва, ул. Домодедовская, д. 24 кор. 3. Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского районного суда г. Москвы. Значит, только этот суд уполномочен рассматривать заявления об оспаривании предписаний инспекторов московской ГИТ. Но не все отделы некоторых инспекций располагаются по одному и тому же адресу. Например, центральный аппарат ГИТ в Московской области находится в г. Москве. Но ее отдел надзора по Юго-Восточному территориальному округу расположен в г. Ступино. Поэтому заявление об оспаривании предписания, выданного инспектором этого отдела, надо подавать в Ступинский городской суд (апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2014 по делу № 33-1490).

Обращаем внимание, что по аналогичным правилам оспаривается и сама проверка трудинспекции, а также любые действия (бездействия) инспекторов ГИТ. То есть, в иске можно заявить как о несогласии с проверкой в целом, так и с предписанием отдельно. Если суд установит, что контрольные мероприятия были проведены с нарушениями, он признает незаконной не только проверку, но и выданное по ее результатам предписание. Если же проверку оспорить не получится, останется шанс обжаловать предписание. Это станет возможным, например, в ситуации, когда инспектор фактически разрешил возникший между работником и работодателем индивидуальный трудовой спор.

Условие об изменении подсудности споров не нужно дублировать в трудовом договоре, если стороны договорились об этом в соглашении о возмещении работником причиненного компании ущерба. Это обусловлено тем, что форма документа, в котором закреплено такое условие, правового значения не имеет (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18.04.2013 по делу № 33-3583/2013 г.).

Что делать, если нужно обжаловать постановление

Постановление — это документ, который инспектор выносит не по результатам проверки, а по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Поэтому обжалуется оно по правилам административного судопроизводства ().

В отличие от предписания правила определения подсудности иные. Жалобу на постановление надо подавать в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Многие работодатели полагают, что если дело рассматривала трудовая инспекция, то и обращаться надо в тот же суд, что и при оспаривании предписания. Однако это не так.

По общему правилу дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. Нарушение трудового законодательства выражается в форме бездействия (неисполнение установленной правовым актом обязанности). Значит, местом совершения компанией такого нарушения является место ее нахождения. Оно определяется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (). Адрес местонахождения такого органа указывается в ЕГРЮЛ ().

Поэтому жалобу на постановление ГИТ, вынесенное в отношении компании, надо подавать в суд, к территориальной подсудности которого относится этот адрес. В этот же суд подается и жалоба на постановление, вынесенное инспектором ГИТ в отношении генерального директора компании.

Из практики . Компания зарегистрирована по адресу: Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 9. Данный адрес относится к территориальной подсудности Пресненского районного суда г. Москвы. В него и нужно подавать жалобы на постановления инспектора ГИТ, вынесенные в отношении компании и ее генерального директора.

На практике случается, что компания использует зафиксированный в ЕГРЮЛ адрес только как почтовый, а фактически располагается в другом месте. В таких ситуациях надо отталкиваться от места совершения правонарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении. Если проводилась документарная проверка, когда запрос на представление документов направляется по адресу компании согласно ЕГРЮЛ, то местом совершения правонарушения будет указан этот адрес. Если же инспектор проводил выездные контрольные мероприятия, то в качестве места совершения правонарушения он укажет фактический адрес компании.

Обращаем внимание, что если инспектор вынес постановление по результатам проверки филиала, то с жалобой надо обращаться по месту государственной регистрации этого филиала. Обусловлено это тем, что местом совершения административного правонарушения будет являться место нахождения такого филиала.

Подача жалобы на штраф ГИТ в некомпетентный суд не мешает восстановлению срока давности

Несмотря на то, что жалобы на постановления трудовых инспекторов подведомственны судам общей юрисдикции, некоторые работодатели по ошибке обращаются в арбитражные суды. Как следствие, суды прекращают производство по делам в связи с неподведомственностью (). В результате работодатели пропускают срок давности на обжалование постановлений, который составляет всего 10 суток со дня вручения или получения их копий ().

При таких обстоятельствах есть вероятность того, что районный суд посчитает причину пропуска компанией срока давности неуважительной. В таком случае компания утратит возможность обжаловать постановление.

К счастью, большинство судов полагают, что обращение по ошибке в арбитражный суд не препятствует восстановлению срока для рассмотрения жалобы в суде общей юрисдикции. Суды обосновывают это тем, что постановления должностных лиц (в данном случае трудовых инспекторов), не обжалованные в суд общей юрисдикции, не могут пересматриваться в порядке надзора. Поэтому отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока давности повлечет для работодателя невозможность реализовать право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 Конституции РФ. Такая позиция озвучена в решениях Оренбургского областного суда от 19.04.2012 по делу № 21-137-2012 , ВС Чувашской Республики от 27.05.2014 по делу № 21-253/2014; постановлении Тамбовского областного суда от 31.12.2013 № 4-а-297 .

Существует также вероятность подать жалобу не в тот районный суд. Впрочем, негативных последствий из-за этого не последует. Судья районного суда, установивший, что рассмотрение жалобы не в его компетенции, обязан в течение 3 суток перенаправить ее по подведомственности (). Возвратить жалобу заявителю в такой ситуации он не вправе.

Административный порядок обжалования

Отметим, что помимо судебного предусмотрен и административный порядок обжалования действий и решений трудовых инспекторов — вышестоящему должностному лицу инспектора или в Роструд. Порядок обжалования проверок и предписаний установлен ТК РФ, ст. 16 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а постановлений — п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Но на практике административный порядок обжалования редко бывает результативным, и дело в итоге все равно доходит до суда. Поэтому, чтобы сэкономить время лучше сразу обратиться в суд.

“Отдел кадров“, 2009, N 1

ОБЖАЛУЕМ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ТРУДА

Ни одна организация, независимо от организационно-правовой формы, не застрахована от проверки органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. В качестве такого органа выступает Федеральная инспекция труда, которая в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и постановлениями Правительства РФ, иными правовыми актами. Основная масса контрольных мероприятий проводится по жалобам “обиженных“ работников на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) руководства организации, связанными с невыполнением ими обязательных требований. Результатом визита госинспектора чаще всего становится предписание об устранении нарушений требований трудового законодательства и протокол об административном правонарушении. Гораздо реже для привлечения виновных к ответственности они направляют материалы о выявленных нарушениях в правоохранительные органы и суд. В данной статье расскажем, как же быть работодателю с предписанием и протоколом: согласиться или обжаловать такое решение?

Обнаружено административное правонарушение

Государственный контроль и надзор трудовой инспекции регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“. Независимо от вида (плановое или внеплановое) контрольные мероприятия должны проводиться на основании распоряжения (приказа) инспекции труда, копия которого вручается руководителю или иному должностному лицу организации. В случае выявления при проверке каких-либо нарушений действующего законодательства в обязательном порядке требуются объяснения от руководителя организации или его представителей. Как правило, сотрудники инспекции требуют представить такие объяснения непосредственно после выявления нарушений, и чем меньше этих объяснений, тем проще в дальнейшем будет выстроить свою позицию при обжаловании решений инспекции, вынесенных по результатам проверки.

В случае обнаружения очевидных нарушений трудового законодательства в срок не более двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении, в котором отражается место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам. Подписание руководителем или представителем учреждения протокола не означает согласия с его содержанием. Хотя инспектор может ограничиться предписанием об устранении выявленного нарушения. В нем проверяющий перечисляет требования об устранении нарушений и указывает срок их устранения. К этому сроку учреждение обязано предоставить письменную информацию об устранении выявленных нарушений или принятии мер по их устранению (нужно приложить копии локальных нормативных актов по данному вопросу).

Когда инспектором проведены все проверочные мероприятия, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю организации или его заместителю под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле ГИТ. В данном случае следует обратить внимание, что нарушение указанного требования со стороны сотрудников инспекции труда может повлечь отмену решений, принятых на основании акта проверки.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета мероприятий по контролю, в котором производится запись о наименовании ГИТ, дате, времени проведения, основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, выданных предписаниях. Если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить.

Судебная практика по делам об оспаривании решений инспекторов ГИТ о привлечении работодателей к административной ответственности за нарушение трудового законодательства позволяет сделать вывод, что основанием для применения мер ответственности являются как единичные нарушения требований ТК РФ, так и их совокупность. При этом размер штрафа не всегда зависит от количества выявленных нарушений (Постановления ФАС МО от 27.11.2006 N КА-А40/11424-06, от 20.12.2006 N КА-А40/12174-06, от 08.11.2006 N КА-А40/10787-06, ФАС ЗСО от 26.07.2007 N Ф04-5021/2007(36614-А81-29)).

Таким образом, при наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, а также при установлении вины работодателя или руководителя организации в совершении правонарушения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства могут быть привлечены названные лица одновременно или одно из них в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Внимание! Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 - 19.7, п. 2 ст. ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд.

Решения инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ обжалуются только в суд.

Работодатель может обратиться в вышестоящие уполномоченные органы с требованием отменить тот или иной акт либо дать оценку действиям соответствующих органов и должностных лиц, которые, по его мнению, нарушают его права либо законные интересы. Так, например, подписание акта проверки еще не означает, что работодатель согласен с его содержанием, а свидетельствует лишь о том, что работодатель ознакомлен с данным документом. При подписании протокола, составленного на основании нарушения трудового договора, работодатель может отразить в нем также все свои замечания.

Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ (ст. 383 ТК РФ).


Исполнение решений инспекции труда

Итак, проверка проведена. Вам вручены акт, протокол и предписание. Согласно ст. 357 ТК РФ предписание обязательно для исполнения. Проверяющий представитель ГИТ перечисляет в предписании требования об устранении нарушений трудового законодательства, отмеченных в акте проверки и протоколе, и указывает сроки их устранения. К указанному сроку работодатель обязан предоставить письменную информацию по каждому пункту предписания об устранении нарушений или о принятых мерах. Она может быть в виде соответствующего письма с приложением копии приказа, копии локальных актов с внесенными изменениями и дополнениями, а также платежных поручений, ведомостей оплаты труда и т.д.

Дело об административном правонарушении рассматривается не позднее чем в 15-дневный срок со дня составления протокола и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ). Рассматривает его, как правило, инспектор, проводивший проверку, хотя закон не запрещает передать его другим должностным лицам ГИТ. По результатам рассмотрения может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Второй вариант возможен, в частности, в случае передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Кроме того, может быть вынесено определение о передаче дела судье, уполномоченному назначить административное наказание в виде дисквалификации.

В случае согласия с решением госинспектора труда лицо, привлеченное к административной ответственности, выполняет данное решение, в том числе уплачивает назначенный административный штраф в срок не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении этого времени при отсутствии документа, который свидетельствует об уплате штрафа, орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю. Кроме того, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы наложенного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

А если работодатель не согласен с решением проверяющего?

Если работодатель не согласен с результатами проверки или с полученным ответом, то он может в соответствии со ст. 361 ТК РФ обжаловать действия государственного инспектора труда в порядке подчиненности, то есть к руководителю ГИТ в субъекте РФ или в суд в течение десяти дней с момента получения предписания.

При несогласии с действиями руководителя ГИТ в субъекте РФ его решения могут быть обжалованы Главному государственному инспектору труда РФ, а также в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ, как уже говорилось, обжалуются только в суд.

Трудовой кодекс не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. Как правило, это либо работодатель, действия которого признаны неправомерными, либо работник (или его представитель), заявление которого в ГИТ признано необоснованным. Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут обжаловать соответствующее постановление либо в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела. А вот постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ. Согласно ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако предписания ГИТ не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем, заключение и исполнение трудового договора между которыми не является предпринимательской или иной экономической деятельностью. Поэтому жалоба не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции. Данную позицию на практике поддерживают и арбитры (Постановления ФАС СКО от 20.07.2006 N Ф08-2996/2006-1305А, от 03.08.2006 N Ф08-3282/2006-1410А, от 08.06.2006 N Ф08-2401/2006-997А, ФАС ВСО от 17.03.2006 N А74-5572/05-Ф02-1033/06-С1, от 09.03.2006 N А74-72/06-Ф02-942/06-С1, ФАС ВВО от 21.09.2006 N А79-4906/2006).

Согласно п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии.

Внимание! Если постановление было выслано по почте, то доказательством даты его получения будет оттиск почтового штемпеля на конверте или дата, указанная в уведомлении о получении.

Если в связи с какими-либо обстоятельствами, которые могут быть признаны уважительными (например, болезнь, неполучение постановления), срок обжалования будет пропущен, то вместе с жалобой необходимо подать ходатайство о восстановлении срока обжалования. При этом должны быть указаны обстоятельства, послужившие причиной пропуска, и по возможности приложены доказательства, подтверждающие уважительность причины. Порядок подачи жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности предусматривает ст. 30.2 КоАП РФ. Помните, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Иные основания оспаривания предписания и протоколов
об административном правонарушении, составленных ГИТ

Обжаловать документы, составленные инспектором, можно не только в том случае, если работодатель не согласен с инкриминируемым правонарушением или действиями проверяющих. Иногда инспекторы, составляя тот или иной документ, пренебрегают правилами их составления и забывают указать некоторые обязательные условия. Например, существенным недостатком составления протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ст. 28.2 КоАП РФ, или иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении.

Названная статья содержит требования к составлению протокола, которые продиктованы обязанностью обеспечить гарантии защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); то, что при составлении протокола названному лицу разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (ч. 3), что указанному лицу предоставлена возможность ознакомления с протоколом и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4). Причем это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в нем делается соответствующая запись (ч. 5). Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (ч. 6).

Например, если инспекторы ГИТ не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то проверяющие не обеспечили возможность проверяемым воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“). В итоге постановление, протокол или предписание могут быть отменены.

Внимание! В административном законодательстве законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Вместе с тем КоАП РФ допускает к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.

Также смело можно обжаловать результаты проверочных мероприятий, если:

Лицо, осуществляющее проверку, не предъявило приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий;

В приказе о проведении проверки отсутствуют номер и дата, наименование государственной инспекции труда, ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю, цели, задачи и предмет проверки;

Проверочные мероприятия осуществляются не тем лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проверке.

!

Как обжаловать решение инспектора по труду

Вадим КОВРИГИН
руководитель отдела аутсорсинга ООО «КЭНВОРК» (Москва)

Ключевые проблемы

  • Каков порядок обжалования решения инспектора по труду?
  • Как обжаловать протокол и постановление об административном нарушении?
  • Как обжаловать предписание госинспектора?
  • Куда обращаться для обжалования?
  • Как составить жалобу?

Порядок обжалования решения инспектора по труду

Представьте ситуацию: в вашей организации завершилась проверка по охране труда. Госинспектор оформил акт о проверке, в котором зафиксировал выявленные недочеты, составил протокол об административном нарушении и выдал вам предписание об их устранении. Правила, вроде бы, соблюдены, но как быть, если вы не согласны с решением инспектора и хотите его обжаловать? Разберемся по порядку.

Подать жалобу можно на:

  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление о назначении административного наказания;
  • предписание госинспектора.

Чаще всего решения трудовой инспекции обжалуют по двум причинам:

  • работодатель наказан за то, чего не делал, или его законные действия оценены как незаконные;
  • нарушена процедура составления документа и привлечения к ответственности.

Такие дела работодатели нередко выигрывают.

Протокол об административном правонарушении

Если госинспектор в ходе проверки в организации выявил нарушения трудового законодательства, он должен составить протокол об административном нарушении . Впоследствии работодателя с помощью этого документа можно привлечь к административной ответственности: например, к уплате штрафа.

Протокол об административном нарушении - это важнейший процессуальный документ, поэтому работодателю желательно внимательно следить за его оформлением. Требования к составлению протокола прописаны в статье 28.2 Кодекса об административных нарушениях. Например, инспектор может неправильно записать место нахождения работодателя, неверно указать дату составления протокола, фамилию, имя и отчество директора организации и т. д. Нарушение любого из них может привести к признанию протокола незаконным. А это значит, что наказать работодателя не получится.

Кроме того, с указанными в протоколе нарушениями можно не согласиться. Тогда, перед тем как расписаться в документе, запишите в него свои замечания. Также свои поправки вы можете оформить в письменном виде, а в протоколе сделать пометку о том, в какой срок обязуетесь предоставить объяснения.

Инспектор обязан выдать работодателю копию протокола.

Постановление о назначении административного наказания

Этот документ оформляют на основании протокола об административном наказании. Вы можете обжаловать постановление в течение 10 дней с момента, когда вам его вручили (ст. 30.3 КоАП РФ ). Для этого нужно обратиться в суд или к руководителю инспектора, который подписал постановление.

Часто решение о привлечении к ответственности признают незаконным, потому что оно составлено, когда уже прошло три месяца после совершенного нарушения.

Через 10 дней постановление, которое не было обжаловано, вступает в силу, и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст. 32.2 КоАП РФ ). Если этого не сделать, сумму взыщут судебные приставы в принудительном порядке. А это дополнительные расходы, так как приставы за свою работу потребуют оплату. Минимум, который потребуется заплатить, - 7 процентов от суммы штрафа, или 10 000 рублей для организации и 1000 рублей для предпринимателя. Если же не исполнить требование пристава добровольно, размер исполнительского сбора для организации возрастет до 15 000 рублей, а для предпринимателя - до 5000 рублей 1 .

Обжалование предписания

Если инспектор обнаружит нарушение в охране труда, он выдаст предписание . В нем указан перечень требований, которые нужно выполнить к определенному сроку. Обжаловать предписание госинспектора можно в судебном порядке в течение 10 дней с момента, когда оно получено работодателем (ст. 357 ТК РФ ).

Государственные инспекторы труда нередко превышают свои полномочия и берутся за разрешение споров, которыми должен заниматься исключительно суд. Также инспектор может сослаться в предписании не на ту статью или потребовать выполнения действий, которые для работодателя не обязательны. В этом случае предписание (или его часть) может быть признано судом незаконным.

Куда обращаться для обжалования

Есть два пути обжалования решений госинспектора по труду: по подчиненности или в судебном порядке . В порядке подчиненности сначала следует обратиться к непосредственному начальнику вашего госинспектора. Если это не поможет, оформите обращение к главному государственному инспектору труда России.

В то же время можно подать заявление в суд, но одновременно оспаривать решение инспектора и в судебном порядке, и в порядке подчиненности нет смысла: вопрос будет рассмотрен только в суде (ч. вторая ст. 30.1 КоАП РФ ). Судья не связан доводами поступающих к нему жалоб и будет рассматривать дело в полном объеме.

Если вы выбрали судебный порядок, нужно определиться: в какой именно суд обращаться - общей юрисдикции или арбитражный. Споры о законности действий (бездействия) и решений трудовой инспекции рассматривает районный суд (ст. 254 ГПК РФ ). Туда и следует подавать жалобу. Если суд откажется ее принимать или рассматривать, можно пожаловаться в вышестоящий суд (областной или краевой).

Впрочем, судьи не всегда приходят к единому мнению, куда следует жаловаться на действия трудового инспектора.

Пример

Суд апелляционной инстанции признал законным постановление инспектора труда о привлечении к административной ответственности управляющего организации за несвоевременную выплату зарплаты работникам. Однако Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа своим постановлением отменил решение суда апелляционной инстанции. Федеральный арбитражный суд указал, что управляющего нельзя привлечь к ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных нарушениях, поскольку несвоевременная выплата зарплаты внешним управляющим непосредственно не обусловлена нарушением законодательства о труде. Он действует в пределах специальных полномочий, определенных законодательством о банкротстве.

Помимо этого, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа не согласился с утверждением суда апелляционной инстанции о неподведомственности дела арбитражному суду. В соответствии с третьей частью статьи 30.1 Кодекса об административных нарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном компанией или предпринимателем, обжалуется в арбитражном суде.

Как составить заявление

Заявление обычно содержит следующую информацию:

  • название органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • название и адрес организации, которая хочет обжаловать решение госинспектора, или имя конкретного должностного лица;
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием причин, по которым заявитель считает данное решение незаконным;
  • просьбу к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе.

Работодатель или его законный представитель ставит дату и подписывает жалобу. Также к ней нужно приложить подтверждающие документы.

Ответы на ваши вопросы

Что обжаловать: акт или предписание?
После проверки в нашей организации инспектор составил акт и предписание. Какой из этих документов можно обжаловать?
Олег ГОНЧАРОВ, начальник отдела кадров (Москва)

Обжаловать можно предписание госинспектора. Акт - это документ, который составляется после проверки в любом случае, даже если нарушений не выявлено. В предписании же будут прописаны конкретные требования к работодателю. Возможно, на некоторые из предъявленных требований у инспектора не было полномочий. Это повод оспорить предписание.

Имеет ли смысл обжаловать решение инспектора, если штраф уже уплачен?
На предприятие пришел трудовой инспектор с проверкой. В итоге на директора наложили штраф, с которым он категорически не согласен. Сумма небольшая, поэтому штраф решили заплатить. Есть ли теперь смысл обжаловать решение инспектора?
Ольга МУХИНА, заместитель руководителя (Красноярск)

Если наказали не по закону, смысл обжаловать решение инспектора есть. При положительном для вас исходе дела уплаченный штраф вернут. Но это не главное. Выиграв суд, организация или ее руководитель признаются не нарушавшими закон. Это особенно важно для руководителя. Ведь за повторное нарушение такого рода его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет (ч. вторая ст. 5.27 КоАП РФ ).

Если подать жалобу на предписание ГИТ, его можно не выполнять?
В суд общей юрисдикции подано заявление об обжаловании предписания инспектора по труду. Нужно ли выполнять предписание, или его действие теперь приостановлено?
Евгения СЕМЕНОВА, директор (Москва)

Обжалование предписания не приостанавливает его исполнение, то есть выполнять требования инспектора нужно. Так как заявление подано в суд общей юрисдикции, то оно рассматривается по правилам Гражданского процессуального кодекса России. Суд вправе приостановить действие предписания до момента, когда он примет окончательное решение (ч. четвертая ст. 254 ГПК РФ ), причем он может сделать это на любом этапе: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме