Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Иное название должности уполномоченного по правам человека. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ: новые статус и полномочия

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана , хотя официальные названия должности в разных странах различные.

В 2015-2016 годах была проведена реформа, в результате которой существующие в России региональные Уполномоченные по правам человека были фактически подчинены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Таким образом образовалась «вертикаль» государственных правозащитников.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Как работает Уполномоченный по правам человека РФ

Субтитры

История

Уже 10 марта 1995 года Государственная дума отменила решение о назначении Ковалева . После него более трех лет в России не было Уполномоченного по правам человека. В конце декабря 1996 года был принят федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Лишь 20 мая 1998 года новым Уполномоченным был избран О. О. Миронов из фракции КПРФ , получивший 340 голосов депутатов . Его преемники (В. П. Лукин , Э. А. Памфилова и Т. Н. Москалькова) становились Уполномоченными по представлению президента России В. В. Путина .

Цели деятельности

Эффективность института Уполномоченного

В ежегодных докладах Уполномоченного содержится информация о количестве поступивших к нему жалоб и о результатах рассмотрения. Количество поступивших жалоб и иных к омбудсмену составляет несколько десятков тысяч в год. Часть из них отклоняется как неприемлемые (в 2013 г. такими были признаны 7,8 % жалоб). Если при рассмотрении жалобы сочтут, что заявитель не исчерпал всех средств правовой защиты, то в этом случае заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования. В 2013 году по 65,1 % поступивших к Уполномоченному жалоб было направлено заявителям разъяснение порядка обжалование и только 25,2 % всех поступивших жалоб были приняты к рассмотрению .

Уполномоченный и Конституционный суд

С 1999 года по обращениями Уполномоченного Конституционный суд вынес 46 решений: 1 в 1999 году, 1 в 2001 году, 1 в 2002 году, 2 в 2003 году, 5 в 2004 году, 4 в 2005 году, 6 в 2006 году, 2 в 2007 году, 2 в 2008 году, 5 в 2009 году, 3 в 2010 году, 6 в 2011 году, 3 в 2012 году, 1 в 2013 году, 3 в 2014 году . Для сравнения - всего за 1999-2014 годы Конституционный суд вынес 19158 решений . Когда в 2014 году Уполномоченным по правам человека стала Памфилова , такая практика направления жалоб в интересах заявителей в Конституционный суд на определенное время прекратилась. Памфилова не отзывала жалоб, которые ее предшественник Лукин , успел подать в 2014 году до своей отставки. Однако ни одной жалобы в 2014 году она не подала в Конституционный суд . В 2015 году, впервые с 1999 года, Конституционный суд не вынес ни одного решения по жалобам Уполномоченного по правам человека в России . В 2015 году Памфилова направила три обращения в Конституционный суд: два заключения по запросу Конституционного суда и одну жалобу, решение по которой было принято Конституционным судом РФ в 2016 году .

Уполномоченный и Верховный суд России

Уполномоченный по правам человека в интересах заявителей иногда подает в Верховный суд Российской Федерации жалобы и ходатайства на решения нижестоящих судов по административным, гражданским и уголовным делам (в том числе в поддержку уже находящейся на рассмотрении в Верховном суде жалобы). Например, за 2013 год от Уполномоченного по правам человека В. П. Лукина в Верховный суд поступило (по данным официального сайта суда) 71 обращение, в том числе 37 обращений по уголовным делам, 32 по гражданским делам, 2 по административным делам . Его преемница обращалась в Верховный суд намного реже - за 2015 год она направила туда 49 обращений .

Часы приёма

  • По рабочим дням с 10:00 до 17:00.

Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (региональные омбудсмены)

Должность регионального омбудсмена как независимого правозащитного органа появилась благодаря Совету Федерации. 17 апреля 1996 года Государственная дума Российской Федерации приняла федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Этот закон предусматривал право федерального Уполномоченного создавать на местах свои региональные представительства . Совет Федерации отклонил этот документ, предложив заменить это право на право региональных властей создавать у себя должности уполномоченных по правам человека в субъекте Федерации, финансировать их за счет средств региональных бюджетов . После согласования Государственная дума одобрила новый проект закона, который вступил в силу в 1997 году . Статья 5 этого закона разрешила региональным властям вводить у себя должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации . Впрочем, еще до появления этого закона были приняты законы об региональном Уполномоченные в Башкирии и Свердловской области . Первый Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации появился в 1996 году в Башкирии . Таким образом, институт регионального омбудсмена в России как независимая инстанция от федерального Уполномоченного был создан Советом Федерации.

Хронология назначения в 1996-2000 годах первых региональных Уполномоченных по правам человека была следующей (в скобках указан первый Уполномоченный в регионе, назначенный или избранный на данную должность в этом году) :

  • 1996 год - Башкирия (Ч. Б. Газитов);
  • 1997 год - Свердловская область (В. В. Машков);
  • 1998 год - Смоленская область (В. Н. Осин)
  • 1999 год - Саратовская область (А. С. Ландо) и Астраханская область (В. Н. Виноградов);
  • 2000 год - Волгоградская область (М. А. Таранцов) и Татарстан (Р. Г. Вагизов);

Из этих данных видно, что вплоть до 2001 года региональный омбудсмен оставался редкой должностью - подавляющее большинство субъектов Российской Федерации не спешило вводить у себя этот пост. С 2001 года началось массовое введение в российских регионах должностей омбудсменов. Таким образом, до 2016 года Уполномоченные появились во всех регионах России, кроме Тувы и Чукотского автономного округа (в это регионе омбудсмен появился в 2016 году) .

Хотя должность регионального Уполномоченного предполагает периодическое переизбрание, в некоторых российских регионах омбудсмены занимают свои посты по 3 - 4 срока. Старейшим омбудсменом (по сроку пребывания) является Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзлякова , которая находится в этой должности с 2001 года. Другим примером является Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области Н. А. Волков, который находится в этой должности с 27 июня 2001 года .

Примечания

  1. Василенко А. В., Черных В. М. На страже прав человека // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - № 2. - С. 25.
  2. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.
  3. Левин А. А. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. № 4-1 (56). - С. 84.
  4. Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 5. - С. 35.
  5. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.
  6. Левин А. А. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. № 4-1 (56). - С. 84.
  7. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.
  8. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.
  • 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
  • 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
  • 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
  • 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
  • 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
  • 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
  • 14. Презумпция невиновности.
  • 15. Язык судопроизводства в рф.
  • 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
  • 18. Судебная система рф (схема).
  • 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
  • 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
  • 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
  • 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
  • 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
  • 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
  • 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
  • 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
  • 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
  • 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
  • 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
  • 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
  • 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
  • 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
  • 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
  • 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
  • 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
  • 37. Неприкосновенность судей.
  • 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
  • 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
  • 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
  • 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
  • 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
  • 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
  • 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
  • 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
  • 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
  • 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
  • 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
  • 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
  • 50. Правовой статус прокурора.
  • 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
  • 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
  • 53. Органы дознания и их компетенция.
  • 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
  • 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
  • 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
  • 57. Статус адвоката.
  • 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
  • 59. Правовой статус нотариуса.
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
  • 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
  • 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
  • 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
  • 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
  • 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,

    компетенция.

    Конституции РФ, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека»

    Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

    Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

    На должность Уполномоченного может быть назначено лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты.

    Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

    Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет, считая с момента принесения присяги.

    Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

    Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

    На Уполномоченного по правам человека налагается ряд ограничений, он не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности; не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

    Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

    Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий, например, не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

    Уполномоченный может быть досрочно освобожден от должности в случаях, предусмотренных законом.

    К компетенции Уполномоченного по нравам человека относится: рассмотрение жадоб граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) Государственных органов (за исключением палат Федерального Собрания и законодательных органов власти субъектов РФ), органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

    Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

    Получив жалобу, Уполномоченный вправе:

    1) принять жалобу к рассмотрению;

    2)разъяснить заявителю средства, которые тог вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

    3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы но существу;

    4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

    О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя.

    При проведении проверки Уполномоченный, в частности, имеет право:

    Беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения;

    Запрашивать необходимые сведения, документы и материалы;

    Получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (кроме судей);

    Проводить самостоятельно или с компетентными государственными органами или должностными лицами проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

    О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

    Уполномоченный обязан направить соответствующему государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

    По результатам рассмотрении жалобы Уполномоченный вправе:

    1 обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать к процессе в установленных законом формах;

    2 обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которою усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    3 обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

    4 присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

    5 обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

    По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и Генеральному прокурору РФ.

    Уполномоченный по правам человека в целях выполнения возложенных на него задач обязан:

    1) вести личный прием граждан;

    2) разъяснять обратившимся к нему гражданам формы и способы защиты их прав и свобод;

    3) рассматривать жалобы (заявления) граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории Челябинской области, о нарушениях органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;

    4) принимать меры по фактам нарушения органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина в порядке, определенном настоящим Законом;

    5) направлять в органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностным лицам, руководителям организаций, находящихся на территории Челябинской области, в действиях (бездействии) или решениях которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод и предотвращению подобных нарушений;

    6) принимать соответствующие меры в пределах своих полномочий при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

    7) составлять по просьбе Законодательного Собрания, Губернатора области специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Челябинской области;

    8) составлять в соответствии с настоящим Законом ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области (далее - ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека) и направлять его в Законодательное Собрание, Губернатору области, председателю Челябинского областного суда, председателю Арбитражного суда Челябинской области, прокурору Челябинской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Общественную палату Челябинской области;

    9) осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, а также в обращениях граждан, общественных объединений и иных организаций, в сообщениях, получаемых из средств массовой информации.



    Федеральный конституционный закон об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

    "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на

    должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской

    Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

    Глава I. Общие положения

    Статья 1.

    1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее -

    Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях

    обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и

    уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными

    лицами.

    2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности

    Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

    3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе,

    Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию

    законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в

    соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию

    международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по

    вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

    Статья 2.

    1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен

    каким-либо государственным органам и должностным лицам.

    2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской

    Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством

    Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного

    права, международными договорами Российской Федерации.

    Статья 3.

    Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и

    свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов,

    обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

    Статья 4.

    Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории

    Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности

    Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

    Статья 5.

    1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации

    может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской

    Федерации.

    2. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте

    Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта

    Российской Федерации.

    Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от

    должности Уполномоченного

    Статья 6.

    На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином

    Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод

    человека и гражданина, опыт их защиты.

    Статья 7.

    1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в

    Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации

    Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и

    депутатскими объединениями в Государственной Думе.

    2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в

    Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего

    Уполномоченного.

    Статья 8.

    1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности

    2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность

    Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего

    Уполномоченного.

    3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении

    Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального

    конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов

    от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Статья 9.

    1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего

    исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации,

    законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

    2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после

    назначения Уполномоченного на должность.

    3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

    Статья 10.

    1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента

    принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь

    назначенным Уполномоченным.

    2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут

    прекращения полномочий Уполномоченного.

    3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более

    чем на два срока подряд.

    Статья 11.

    1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом

    Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта

    Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой

    оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской,

    научной либо иной творческой деятельности.

    2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом

    политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические

    цели.

    3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не

    позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока

    Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и

    Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

    Статья 12.

    1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его

    полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной

    или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан,

    арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а

    также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено

    федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность

    Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и

    служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на

    принадлежащие ему документы.

    2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо,

    произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая

    должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной

    меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание

    Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

    Статья 13.

    1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

    1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

    2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении

    Уполномоченного.

    2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также

    ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного

    времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

    3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им

    заявления о сложении полномочий.

    4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится

    постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    Статья 14.

    В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый

    Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со

    дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке,

    установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.

    Глава III. Компетенция Уполномоченного

    Статья 15.

    Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и

    находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без

    Статья 16.

    1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие)

    государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц,

    государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия

    (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями,

    принятыми по его жалобе.

    2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального

    Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов

    государственной власти субъектов Российской Федерации.

    3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской

    Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к

    рассмотрению Уполномоченным.

    Статья 17.

    1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня

    нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их

    нарушении.

    2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение

    существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению

    заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его

    жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

    Статья 18.

    Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

    Статья 19.

    Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах

    принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания

    не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

    Статья 20.

    1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

    1) принять жалобу к рассмотрению;

    2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих

    прав и свобод;

    3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или

    должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

    4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

    2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя.

    В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный

    орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия

    (бездействие) которых обжалуются.

    3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в

    принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

    Статья 21.

    При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан

    либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью

    защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства

    защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры

    в пределах своей компетенции.

    Статья 22.

    1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к

    компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в

    проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

    2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного

    самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых

    обжалуются.

    Статья 23.

    1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

    1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного

    самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также

    беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от

    организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные

    объединения;

    самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и

    материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

    3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая

    судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

    4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными

    органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности

    государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

    5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных

    исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе

    рассмотрения жалобы;

    6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных

    правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с

    прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении

    уголовных дел.

    2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом

    безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных

    на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного

    самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-

    правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами

    начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских

    формирований, администрацией мест принудительного содержания.

    Статья 24.

    1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную,

    коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с

    законодательством Российской Федерации.

    2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по

    гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с

    выполнением его обязанностей.

    Статья 25.

    При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному

    органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия

    (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам,

    подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

    Статья 26.

    1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

    2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан

    принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным

    конституционным законом.

    Статья 27.

    Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного

    самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он

    усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации

    относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

    Статья 28.

    1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении

    жалобы, разглашению не подлежат.

    2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе

    рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного

    согласия.

    Статья 29.

    1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

    1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или

    действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или

    должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в

    установленных законом формах;

    2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении

    дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении

    должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются

    нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную

    силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления

    судьи;

    4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также

    присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

    5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение

    конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению

    в конкретном деле.

    2. Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктом

    3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.

    Статья 30.

    2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого

    являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления,

    государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется

    полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта

    Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов

    Уполномоченного.

    Статья 31.

    По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан,

    обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

    должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к

    обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

    2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об

    изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов

    Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и

    законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что

    решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного

    самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются

    на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов

    Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном

    законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если

    законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права

    и международным договорам Российской Федерации.

    Статья 32.

    1. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией

    Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

    1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

    2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской

    комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для

    проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии

    непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат

    Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об

    утверждении итогового доклада указанной комиссии.

    2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о

    проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также

    непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских

    слушаниях.

    Статья 33.

    1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей

    деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную

    Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,

    Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и

    Генеральному прокурору Российской Федерации.

    2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации

    Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

    3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному

    Статья 34.

    1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять

    Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую

    для осуществления его полномочий.

    Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не

    установлен иной срок.

    Статья 35.

    Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо,

    получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в

    месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить

    Уполномоченному.

    Статья 36.

    Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение,

    неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным

    конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной

    форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    Статья 36.1.

    1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными

    комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия

    реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах

    принудительного содержания.

    2. Общественные наблюдательные комиссии, указанные в пункте 1 настоящей статьи,

    ежегодно направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного

    1. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.

    2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

    3. Порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

    4. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность и освобождается от должности законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    5. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность на срок, установленный конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.

    6. Одно и то же лицо не может быть назначено (избрано) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации более чем на два срока подряд.

    7. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

    8. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

    9. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

    10. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

    11. На должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть назначен (избран) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

    12. Право вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предоставлено высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатам (группе депутатов, фракции) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям.

    13. До рассмотрения кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, проводит по ней консультации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и организациями.

    14. Назначенным (избранным) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации считается кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

    15. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

    16. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

    17. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются по основаниям, установленным федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

    18. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть прекращены досрочно. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "ж" пункта 19 настоящей статьи.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    19. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:

    а) его смерти;

    б) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

    в) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

    г) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

    д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

    е) его выезда за пределы субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства;

    ж) утраты им гражданства Российской Федерации;

    з) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

    и) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

    20. Истечение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его роспуск не влечет прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

    21. Законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть возложена координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.

    22. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

    г) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.

    24. Жалобы, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрациями мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.

    25. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.

    26. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия.

    27. Обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.

    На должность Уполномоченного, согласно ст. 6 Закона об уполномоченном по правам человека, назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты. Согласно Конституции назначение на эту должность и освобождение от нее относится к исключительной компетенции Государственной Думы, однако высший статус обусловливает участие в этом процессе и других субъектов. Так, предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы. При этом каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного, которое принимается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов, не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего У пол номоченного.

    При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу, в которой клянется защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией, законодательством РФ, справедливостью и голосом совести. Эта присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения и с этого момента Уполномоченный считается вступившим в должность.

    Уполномоченный назначается сроком на пять лет, его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Истечение срока полномочий, а также роспуск Государственной Думы не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. Одно и то же лицо не может быть назначено на эту должность более чем на два срока подряд.

    В ст. 13 Закона об уполномоченном по правам человека установлены основания для досрочного освобождения от должности. К ним относятся: нарушение ограничений в деятельности Уполномоченного (ст. 11); вступление в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении; неспособность по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности; в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

    В ст. 11 Закона об уполномоченном по правам человека закреплены некоторые ограничения для Уполномоченного. Он не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного органа субъекта РФ; иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; находиться на государственной службе; заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Уполномоченный обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

    Правовыми гарантиями его деятельности являются: обладание неприкосновенностью в течение срока полномочий; без согласия Государственной Думы он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев, когда эго предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортное средство, переписку, средства связи, принадлежащие ему документы. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая в течение 24 часов должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры.

    Компетенция Уполномоченного. В деятельности Уполномоченного ведущая роль принадлежит работе с жалобами граждан на нарушения прав и свобод человека и гражданина. Необходимо подчеркнуть, что такие жалобы могут исходить не только от граждан Российской Федерации, но и от находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Закон об уполномоченном по правам человека устанавливает условия, при которых жалоба может быть принята к рассмотрению Уполномоченным. Так, жалоба на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих могут быть рассмотрены только в том случае, если ранее заявитель обжаловал это в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Подача жалобы в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

    Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать данные о заявителе, изложение сущности нарушений его нрав и сопровождаться копией решений по его жалобе. Жалобы не облагаются государственной пошлиной в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Если жалоба подается лицами, находящимися в местах принудительного содержания, нс подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно осуществлять свою правовую защиту, Уполномоченный вправе принять меры по собственной инициативе в пределах своей компетенции.

    Закон об уполномоченном по правам человека устанавливает формы реагирования Уполномоченного на полученные жалобы: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства для защиты своих прав и свобод; передать жалобу соответствующему органу или должностному лицу к компетенции которых относится решение жалобы по существу; отказать мотивированно в принятии жалобы к рассмотрению.

    При проведении проверки по жалобе Уполномоченный пользуется широким кругом нрав. Он вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также направить запрос уполномо-ченному по правам человека в субъекте РФ. Эта проверка не может быть поручена субъекту, действия или решения которого обжалуются. Он может также:

    • - беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, воинские части, общественные объединения;
    • - запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
    • - получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
    • - проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами и должностными лицами проверку деятельности государственных органов и местного самоуправления и должностных лиц;
    • - поручать компетентным органам проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению;
    • - знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
    • - пользоваться правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами государственных органов, местного самоуправления, предприятий и учреждений, лицами командного состава Вооруженных Сил и других войск, администрацией мест принудительного содержания.

    По результатам рассмотрения Уполномоченный извещает заявителя. Уполномоченный также вправе:

    обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных от-дельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государст-венного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

    • - обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении уголовного, административного или дисциплинарного производства в отношении соответствующего должностного лица;
    • - обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда (судьи);
    • - изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, присутствовать при судебном рассмотрении дел в порядке надзора;
    • - обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

    По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод Уполномоченный направляет соответствующим органам и должностным лицам свои замечания и предложения; обращается к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о совершенствовании законодательства. В случаях грубого нарушения прав и свобод он вправе выступить с докладом на заседании Государственной Думы; обратиться в Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию, а также о проведении парламентских слушаний по фактам нарушений прав и свобод.

    По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ. По отдельным вопросам он может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

    Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, структура которого и положение о нем утверждается Уполномоченным, который непосредственно руководит его работой. При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме