Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Обжалование действий заказчика по 44 фз. Обжалование действий заказчика участником закупки

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки 1 . Контрольным органом в сфере закупок является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России и территориальные органы УФАС) 2 .

Жалобу можно подать в любое время после размещения заказчиком плана закупок в единой информационной системе (ЕИС), но не позднее чем через 10 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС (на электронной площадке) итогов закупки (соответствующего протокола). Исключением из этих сроков является случай, когда участник закупки намерен обжаловать положения документации о закупке - сделать это можно только до окончания установленного срока подачи заявок. После 10 дней с даты размещения в ЕИС итогов закупки обжаловать действия (бездействие) заказчика можно только в судебном порядке. Кроме того, обжалование действий (бездействия) заказчика, связанных с рассмотрением вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта.

Жалоба должна подаваться в письменной форме 3 . Она подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего жалобу.

Внимание!

Жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам 44-ФЗ 4 . Если заявитель намерен подать жалобу в электронном виде, то он должен использовать электронную подпись 5 .

Жалоба должна содержать:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика;
  2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии) участника закупки, подающего жалобу;
  3. указание на закупку, в отношении которой подается жалоба;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы.

К жалобе должны прикладываться документы, подтверждающие ее обоснованность, при этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Жалоба возвращается заявителю без рассмотрения в следующих случаях:

  1. жалоба не соответствует установленным требованиям;
  2. жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  3. жалоба подана по истечении установленного срока;
  4. по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика уже принято решение суда или ФАС.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы. ФАС в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия ФАС решения по существу, но при этом этот участник уже будет не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) того же заказчика. В течение 2 рабочих дней с даты отзыва жалобы ФАС направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в ЕИС.

Рассмотрение жалобы и принятие решения

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению ФАС в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы должен разместить в реестре жалоб ЕИС информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направить заявителю и заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы 6 . Если жалоба касается электронного аукциона, то соответствующее уведомление направляется и оператору электронной площадки.

После получения уведомления заказчик направляет в ФАС возражения на жалобу и вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу может быть направлено не позднее чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

Антимонопольный орган обязан на коллегиальной основе (специальной комиссией) рассмотреть жалобу и возражения на жалобу (если они направлены заказчиком) в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы. По результатам рассмотрения жалобы ФАС принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а также при необходимости - о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений в определенный срок и о составлении протокола об административном правонарушении. Копия такого решения и в случае выдачи предписания - об устранении допущенных нарушений, - копия такого предписания в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются заявителю, заказчику, действия (бездействие) которых обжалуются, а также при необходимости другим вовлеченным лицам (например, оператору электронной площадки). Информация о принятом решении (выданном предписании) размещается в реестр жалоб ЕИС в этот же срок.

Отметим, что для размещения информации о поступивших в ФАС жалобах и принятых ФАС решениях в реестре жалоб ЕИС согласие на обработку персональных данных не требуется.

Непосредственное участие заявителя и заказчика при рассмотрении жалобы не является обязательным (решение принимается вне зависимости от явки сторон), но ФАС вправе направлять сторонам (а также иным вовлеченным лицам - например, оператору электронной площадки) запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы. При этом не допускается запрашивать у заявителя информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо органов, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (например, государственных или муниципальных учреждений). В таком случае ФАС должен запрашивать такую информацию и документы самостоятельно. Кроме того, заказчик обязан представить в ФАС на рассмотрение жалобы документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

После принятия жалобы к рассмотрению ФАС вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику соответствующее требование, которое является для него обязательным. Однако сразу же отметим, что в административном регламенте ФАС (см. ниже) это приостановление является обязательным. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы, а также устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия.

В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, рассматривались жалобы на одни и те же действия (бездействие) заказчика, и принятое этими органами решение не соответствует решению ФАС, то должно выполняться решение, принятое ФАС.

Внимание!

Участнику закупки необходимо отдавать себе отчет в том, что по закону ФАС не должен рассматривать жалобу, если участник закупки обжалует то, как заказчик произвел оценку заявок по таким критериям оценки как «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» 7 . В эти нюансы закупки ФАС вмешиваться не будет и в рассмотрении жалобы будет отказано 8 .

Дополнительные особенности обжалования в соответствии с административным регламентом ФАС

Описанная выше процедура подачи и рассмотрения жалобы в ФАС установлена указанными положениями федерального законодательства о контрактной системе. Однако у ФАС существует еще и отдельный ведомственный административный регламент, который также регулирует данную процедуру. В нем во многом повторяются положения законодательства, но также он содержит ряд следующих дополнительных норм, значимых для заявителей 9:

  1. Для должностных лиц ФАС установлена обязанность не разглашать полученную информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
  2. Установлены правила консультирования по вопросам обжалования действий (бездействия) заказчика. Консультации могут быть предоставлены по телефону или на личном приеме и могут касаться следующих вопросов:
  • входящем номере, под которым зарегистрированы в системе делопроизводства жалобы и иные документы, связанные с рассмотрением жалобы;
  • нормативных правовых актах, на основании которых ФАС принимает и рассматривает жалобы;
  • сроках рассмотрения жалобы;
  • месте размещения на официальном сайте ФАС (www.fas.gov.ru), портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) справочных материалов по вопросам приема и рассмотрения жалоб.

Консультирование по иным вопросам осуществляется только на основании письменного обращения.

  • Датой поступления жалобы является дата ее регистрации в ФАС в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Если жалоба передается другому органу ФАС по подведомственности (см. ниже), то датой поступления жалобы все равно считается день поступления жалобы в орган, в который она была подана заявителем первоначально.
  • Заявитель имеет право не только присутствовать на заседании комиссии ФАС, рассматривающей жалобу, но и выступить на этом заседании со своими доводами. При этом подтверждение полномочий физических лиц и индивидуальных предпринимателей не требуется, а вот полномочия руководителей юридических лиц подтверждаются решением (копией решения) о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности. Полномочия представителей заявителя должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим его полномочия документом. В случае если полномочия указанных лиц не подтверждены, такие лица вправе присутствовать на заседании комиссии без права давать пояснения по существу жалобы. Допуск на заседание комиссии осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
  • Определена подведомственность различных жалоб. ФАС России рассматривает жалобы в отношении закупок для федеральных нужд, осуществляемых федеральными заказчиками, например, федеральными министерствами. Территориальный орган ФАС рассматривает жалобы в отношении закупок для федеральных нужд, осуществляемых территориальными органами федеральных ведомств (например, региональными органами Федеральной службы государственной статистики и т.д.); закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, осуществляемых региональными органами государственной власти (например, региональными министерствами); закупок для обеспечения муниципальных нужд, осуществляемых органами местного самоуправления и органами местных администраций (например, городским департаментом образования и т.д.); закупок автономных и бюджетных учреждениями, закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий. Однако если заявитель подаст жалобу не по подведомственности, то получивший ее орган ФАС должен передать ее тому органу, который уполномочен ее рассматривать, не позднее следующего рабочего дня после поступления жалобы, проинформировав об этом заявителя. Причем если жалоба должна рассматриваться территориальным органом, но была подана в ФАС России, то ФАС России имеет право не передавать ее соответствующему территориальному органу, а рассматривать самому.
  • Если жалоба касается закупки, осуществляемой путем проведения совместного конкурса или аукциона, заказчики которых находятся в «зоне действия» нескольких территориальных органов ФАС, то жалоба должна рассматриваться территориальным органом по месту нахождения организатора совместного конкурса или аукциона.
  • В регламенте уточнен порядок проведения заседаний комиссии ФАС, рассматривающей жалобу. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии. К участию в рассмотрении жалобы могут быть привлечены эксперты, представители органов государственной власти, свидетели (лица, которым могут быть известны обстоятельства, относящиеся к рассмотрению жалобы). На заседании комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее трех лет. Любое лицо, присутствующее на заседании Комиссии, вправе осуществлять аудио- и видеозапись заседания Комиссии, предварительно уведомив об этом комиссию. В заседании комиссии может быть объявлен перерыв - при его объявлении лицам, присутствующим на заседании, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии, но письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается. После окончания перерыва заседание продолжается с момента, на котором заседание было прервано, но если после окончания перерыва изменился состав комиссии, то рассмотрение жалобы начинается заново.
  • В случае обнаружения нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе комиссия ФАС вправе не выдавать предписание об устранении допущенного нарушения только в случае, если это нарушение не повлияло или не могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Например, в ходже рассмотрения жалобы может выясниться, что заказчик нарушил требование закона о контрактной системе, касающееся размещения в ЕИС полной и достоверной информации 10 , разместив в ЕИС только текстовую часть проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту, но не разместив графической части этой документации. Однако поскольку в ходе рассмотрения жалобы комиссия ФАС не установила, что данное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты закупки, то предписание по этому поводу может не выдаваться 11 .
  • Регламент предусматривает возможность досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц ФАС (см. раздел V регламента). Для этого необходимо направить отдельное заявление либо на имя руководителя ФАС России (если обжалование касается должностных лиц ФАС России или территориального органа), либо на имя руководителя территориального органа (если обжалование касается должностных лиц этого органа). Поступившее заявление рассматривается в течение 30 дней с даты поступления и может быть при необходимости продлен, но не более чем на 30 дней. Решение по обращению оформляется в форме письма, направляемого заявителю.
  • 1 Ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    2 П. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

    3 Форму жалобы можно найти в справочно-правовой системе «Консультант Плюс» (раздел «Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок», подраздел «Обжалование действий заказчика участником»), а образец жалобы - в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

    4 Письмо Минэкономразвития России от 06.05.2014 № 10073-ЕЕ/Д28и «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    5 Письмо Минэкономразвития России от 18.06.2015 № Д28и-1638

    6 Ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    7 Ч. 6 ст. 106, пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    8 См., например, Решение ФАС России от 24.05.2016 по делу № ВП-259/16.

    9 Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    10 Ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Участник закупки, общественное объединение, осуществляющее общественный контроль, объединение юридических лиц, а до окончания срока подачи заявок - и иные лица, которые полагают, что их права были нарушены при определении победителя торгов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе подать жалобу в контролирующие органы.

    Подать жалобу могут даже те участники, которые не подавали заявку, за исключением случая, когда нарушение было совершено на стадии вскрытия конвертов в конкурсе или рассмотрения заявок в аукционе. В этом случае жалобу вправе подать только участники, заявившие о своем участии в торгах.

    Жалоба может быть подана на действия или бездействие уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

    Какие органы рассматривают жалобы

    • ФАС России;
    • Управления ФАС России по субъектам РФ;
    • орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;
    • орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере.

    Основания для подачи жалобы

    Ими могут послужить обстоятельства, из-за которых участник закупки или иные лица оказались в неравном положении по сравнению с другими ее участниками:

    • нарушение или игнорирование заказчиком, иными лицами установленного порядка опубликования протоколов и документов;
    • игнорирование заказчиком или иными лицами своих обязательств по подписанию госконтракта или уклонение от его подписания;
    • нарушение заказчиком или иными лицами требований о соответствии документации о закупке действующим стандартам;
    • неправомерное отклонение заявки заказчиком без указания причины;
    • нарушения со стороны других участников закупки;
    • искусственное завышение цены из-за наличия сговора участников торгов и заказчика;
    • другие вопросы, касающиеся размещения госзаказов и проведения торгов.

    Спорные ситуации при проведении госзакупок нередки и требуют оперативного решения.

    Содержание, форма, способ подачи жалобы

    Порядок подачи жалобы и требования к ее содержанию указаны в статье 105 Федерального закона № 44-ФЗ. Так, она должна содержать сведения о сторонах жалобы, номере закупки и наименовании электронной торговой площадки (ЭТП), аргументы подателя жалобы со ссылками на нормы закона, которые, по его мнению, были нарушены, а также перечисление документов, прилагаемых к жалобе.

    Успех рассмотрения дела по жалобе зависит от того, насколько аргументированно и квалифицированно она составлена.

    Жалоба подается в письменной форме. Ее необходимо подписать, приложить к ней документы, подтверждающие доводы заявителя, и направить в контролирующий орган в бумажном виде либо в электронном виде с использованием ЭЦП. Если жалобу подписывает представитель заявителя, то к ней должна быть приложена доверенность.

    Сроки подачи жалобы, подготовка к рассмотрению

    Сроки на подачу жалобы установлены в статье 105 Закона № 44-ФЗ и зависят от характера нарушения.

    Процедура рассмотрения жалобы контролирующим органом описана в статье 106 Закона 44-ФЗ. В течение двух дней после поступления жалобы контролирующий орган уведомляет подателя жалобы и лиц, интересы которых затрагиваются, о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения. Информация о поступлении жалобы и ее содержании также публикуется контролирующим органом в единой информационной системе (ЕИС), за исключением случаев определения поставщика закрытым способом. Либо в тот же срок контролирующий орган может принять решение о возврате жалобы в случае ее несоответствия требованиям статьи 105 Закона № 44-ФЗ. Решение о возврате жалобы доводится до сведения заявителя письменно с указанием причин возврата. Если податель жалобы не согласен с решением о ее возврате, он имеет право обжаловать такое решение в суде.

    У лиц, чьи интересы затрагиваются поданной жалобой, есть право направить возражения на нее не позднее чем за два дня до даты рассмотрения жалобы контролирующим органом, при этом требования к оформлению и содержанию возражений аналогичны требованиям к жалобе.

    Стороны дела по жалобе вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через представителей, а также обязаны предоставлять контролирующему органу по его запросу информацию и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

    Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее в любой момент до принятия решения по существу. При этом оно не сможет подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) в отношении тех же лиц.

    Рассмотрение жалобы и решение

    Контролирующий орган рассматривает жалобу по существу коллегиально, в течение пяти дней после ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы уведомляются заявитель, а также лица, подавшие возражения.

    По итогам рассмотрения жалобы контролирующий орган выносит одно из следующих решений:

    • о признании жалобы обоснованной полностью или частично;
    • о признании жалобы необоснованной полностью или частично.

    Принятое решение может сопровождаться решением о выдаче предписания:

    • об устранении допущенных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщиков;
    • о совершении иных действий: составление протокола об административном правонарушении, обращение в суд с иском о признании закупок недействительными.

    В трехдневный срок с момента вынесения контролирующий орган направляет решение заявителю, лицу, подавшему возражения, и лицу, чьи действия (бездействие) обжаловались, а также размещает в ЕИС информацию о результатах рассмотрения жалобы.

    В случае несогласия с принятым решением оно может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев. О судебном обжаловании по 44-ФЗ можно прочитать в других наших статьях.

    Юридические услуги

    Одним из ключевых направлений деятельности Юридической фирмы «BRACE» является оказание юридических услуг в сфере государственных и коммерческих закупок.

    Для защиты интересов участников закупок и иных лиц мы оказываем следующую юридическую помощь в обжаловании по 44-ФЗ:

    1. анализ перспектив обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц, а также рисков и возможных неблагоприятных последствий;
    2. предложение вариантов решения спорной ситуации;
    3. подготовка жалобы и пакета обосновывающих ее документов;
    4. представление интересов в контролирующем органе (УФАС, иные органы).
    Мадрих - Юридическая компания

    В некоторых случаях конкурентные процедуры по 44-ФЗ проходят не очень благоприятно для заказчика. В частности, случается это, когда заказчик (уполномоченный орган) осуществил нарушение требований законодательства о госзакупках. Чаще участник размещения заказа вынужден обратиться в контролирующий орган с жалобой на действия заказчика.

    Подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ

    Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи.

    Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаем необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

    Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в ФАС:

    • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
    • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
    • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта - до заключения госконтракта;
    • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
    • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

    К первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

    К второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

    К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

    К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

    В жалобе прописывается:

    • номер извещения о закупке на официальном сайте;
    • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
    • обжалуемые действия заказчика;
    • список прилагаемых документов.

    Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

    • поручить составление жалобы юристу или попросить его представить нормативное обоснование, а жалобу писать самостоятельно;
    • информация в жалобе должна быть четко, просто, понятно изложена без излишнего цитирования закона;
    • желательно выделить основную информацию жирным шрифтом или курсивом, при этом такого выделения в тексте жалобы должно быть немного;
    • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
    • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

    Первый пункт вовсе не шутка. Составить грамотную и обоснованную жалобу в ФАС могут только юристы, но чаще юристы именно специализирующиеся на госзакупках. Поскольку данная сфера достаточно специфичная, необходимо обладать глубокими познаниями закона, подзаконных актов и практики применения.

    Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

    Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

    Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

    Обжалование решения ФАС по жалобе в рамках 44-ФЗ возможно в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

    Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

    Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

    Дополнительно в заявлении указывают:

    • название территориального УФАС;
    • название, номер, дата решения по жалобе;
    • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
    • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
    • требование о признании решения недействительным.

    К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

    В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

    Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке. В других статьях более подробно разберем данный вопрос.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

    «Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

    Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

    Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

    При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

    Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

    Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

    Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

    • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
    • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
    • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта - до заключения госконтракта;
    • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
    • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

    Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

    Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

    К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

    К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

    В жалобе необходимо прописывать:

    • номер извещения о закупке на официальном сайте;
    • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
    • обжалуемые действия заказчика;
    • список прилагаемых документов.

    Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

    Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

    • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
    • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

    В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

    Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

    Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

    Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

    По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

    • признание жалобы необоснованной;
    • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

    К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 - необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

    Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

    Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

    • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям "бинт марлевый", "маски одноразовые", "вата медицинская" и др.

    Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

    Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию "лучше ГОСТа", документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

    • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

    Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

    Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований...", так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

    • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки - запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

    Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

    Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта - срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

    Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

    Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

    Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

    Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

    Дополнительно в заявлении указывают:

    • название территориального УФАС;
    • название, номер, дата решения по жалобе;
    • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
    • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
    • требование о признании решения недействительным.

    К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

    В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

    Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

    В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to 08@ fas . gov . ru

    Благодарю всех за внимание.

    Претензионная работа по 44-ФЗ напрямую законом не регулируется, хотя госконтракты, как правило, содержат условие о претензионном порядке разрешения споров. В статье расскажем, какими нормативными актами руководствоваться при проведении такой работы и на что следует обратить внимание.

    Нормативное регулирование претензионной работы по контрактам 44-ФЗ

    Ведя претензионную работу с поставщиками, подрядчиками и исполнителями (далее ― поставщики) по государственным и муниципальным контрактам, следует руководствоваться следующими нормативными актами:

    1. ГК РФ (в части исполнения обязательств, мер ответственности за их неисполнение, оснований для одностороннего отказа от отдельных видов договоров).
    2. Федеральным законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее ― закон 44-ФЗ). В ст. 94, 95 закона установлен порядок проверки результата исполнения госконтракта, случаи, в которых может и должен быть осуществлен односторонний отказ.
    3. АПК РФ (абз. 2 ч. 5 ст. 4 устанавливает случаи, когда претензионный порядок обязателен, ч. 1 ст. 126 обязывает истца прилагать к иску копию претензии и подтверждающие ее отправку документы).
    4. Отдельными федеральными законами, устанавливающими порядок предъявления претензий в рамках тех или иных видов гражданских правоотношений (ст. 39 закона «Устав автомобильного транспорта…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ст. 55 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и т. д.).
    5. Инструкциями о порядке приемки товара по количеству и качеству (утв. постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6, от 25.04.1966 № П-7), если они предусмотрены в госконтракте как обязательные.
    6. Ведомственными нормативными актами (регламентами, методическими рекомендациями и др.), которые иногда принимаются на региональном и муниципальном уровне.

    Срок направления и срок ответа/рассмотрения претензий по госконтрактам

    Срок направления претензии по контракту в законе 44-ФЗ не установлен. Но очевидно, что эффективность защиты интересов заказчика будет выше, если претензию направить как можно скорее после выявления факта нарушения обязательств поставщиком. В ведомственных нормативных актах по разным регионам фигурируют рекомендательные сроки от 10 до 30 дней.

    Предъявление претензии после исполнения контракта допускается в пределах сроков исковой давности, за некоторым исключением. Пример: по недостаткам товара это возможно в пределах гарантийного срока или, если он не установлен, в течение 2 лет с момента его передачи (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

    Особого срока ответа на претензию в законе 44-ФЗ также нет. Ранее АПК РФ предусматривал общий срок рассмотрения претензий ― 30 дней, хотя допускалось установление в договоре другого срока. Сегодня это применимо только к спорам, касающимся неосновательного обогащения.

    Срок ответа на претензию, как правило, есть в тексте контракта. Если это не так, срок обязательно должен устанавливаться в претензии.

    ВАЖНО! Если в договоре не уточнено, какие именно дни имеются в виду в определении срока, в расчет берутся календарные. Но необходимо помнить, что если окончание срока пришлось на нерабочий день, то оно переносится на ближайший рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

    За отсутствие ответа на претензию законом 44-ФЗ, соответственно, тоже не установлено. Если срок рассмотрения претензии истек, а ответа от контрагента нет, можно обращаться в суд.

    С образцом ответа на претензию по госконтракту можно ознакомиться на нашем сайте.

    Действия заказчика на допретензионном этапе

    Перед направлением претензии необходимо убедиться, что имеется достаточно доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.

    Как правило, процедуры, позволяющие зафиксировать нарушения, предусмотрены в договоре:

    1. После выявления нарушений заказчик извещает об этом другую сторону контракта и просит ее направить представителя для составления акта о выявленных недостатках.
    2. По прибытии представителя другой стороны составляется двусторонний акт, в котором фиксируются недостатки исполнения.

    ВАЖНО! Вызов представителя поставщика для составления акта необходимо осуществить способом, который указан в контракте, а если он не указан, то любым способом, при котором возможно подтверждение направления вызова.

    В некоторых случаях обязанность извещать другую сторону договора о недостатках, выявленных при приемке, установлена законом (например, ст. 513, 720 ГК РФ). Но даже если закон и контракт по конкретному случаю не устанавливают данную обязанность, все равно рекомендуется произвести вышеуказанные действия (если это применимо по характеру нарушения). В случае неявки другой стороны нужно это зафиксировать в акте.

    Если нарушения выявлены при приемке результата исполнения контракта (или его части), они должны быть подтверждены экспертным заключением.

    Рекомендации по составлению претензионного письма поставщику

    • наименования и адреса сторон контракта;
    • ссылку на контракт (с указанием его номера и даты);
    • обстоятельства, послужившие основанием для ее предъявления;
    • ссылки на доказательства нарушений контракта;
    • обоснование применения меры ответственности;
    • требование: устранить нарушение, выплатить неустойку и т. д.;
    • срок добровольного удовлетворения требований или направления возражений.

    Требования в претензии должны быть максимально конкретизированы и основаны на фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом (что нарушено и чем это подтверждается). При заявлении о применении меры ответственности нужна ссылка на статью закона или договора, предусматривающую такую ответственность.

    Если требование носит денежный характер, нужно в тексте претензии или на отдельном листе сделать полный расчет, в противном случае контрагенту не предоставляется возможности проверить обоснованность требований.

    К претензии прилагаются документы, на которых основаны требования. Если достоверно известно, что какие-то документы у контрагента уже есть (например, контракт), направлять их необязательно.

    Подписывается претензия лицом, обладающим правом подписи такого документа от имени заказчика. Полномочия могут следовать из доверенности, положения об органе власти, уставе муниципального учреждения и т. д.

    Особенности одностороннего отказа поставщика от госконтракта

    Немотивированно отказаться от исполнения госконтракта его стороны не могут (ст. 95 закона 44-ФЗ). Заказчики могут это сделать, только если соблюдены 2 условия:

    • такое право прямо предусмотрено в контракте;
    • наступили обстоятельства, при которых ГК РФ допускает такой отказ.

    Закон 44-ФЗ устанавливает и перечень ситуаций, когда заказчик не вправе, а обязан отказаться от договора.

    Заказчик направляет контрагенту не претензию, а решение об одностороннем отказе в течение 3 дней с момента его принятия. В этот же срок он публикует решение в единой информационной системе (ЕИС).

    Если при приемке результата исполнения контракта проводилась экспертиза, то отказаться от контракта заказчик может только при подтверждении экспертизой нарушений.

    ВАЖНО! При одностороннем отказе заказчик не может требовать от контрагента ничего, кроме фактически понесенного ущерба, вызванного нарушением контрагентом условий договора.

    Датой уведомления будет считаться дата получения заказчиком подтверждения о вручении решения. Если же способ отправки не позволяет его получить, уведомление состоится по истечении 30-дневного срока с момента публикации решения в ЕИС.

    Особенность в том, что уведомление еще не означает прекращение договора. У поставщика есть 10 дней на устранение нарушений. Если он их устранит, заказчик обязан отозвать свое решение. Правило не применяется, если нарушение совершено повторно. Если нарушения не устранены, то по истечении 10 дней с даты уведомления о принятом решении контракт прекращает действие.

    Итоги

    В заключение отметим, что независимо от устранения нарушений все факты о них и о примененных санкциях должны быть отражены в ЕИС вместе с отчетом о приемке результатов контракта. Если из-за нарушения обязательств контракт расторгнут, этот факт также отражается в указанной системе в течение 1 рабочего дня за днем его расторжения.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме