Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

О порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков. Градостроительный план земельного участка (гпзу) — для чего нужен и где получать Как утверждается градостроительный план

Градостроительный план – это официальный документ, подтверждающий право собственника на строительство. ГПЗУ выдается в виде информационного листка. В нем содержатся сведения об участке, как его можно передать другим лицам и .

Без данного документа невозможно начать проектирование планируемого к постройке объекта. В нем также содержится информация по:

  • Высоте построек;
  • Месту расположения указанных построек;
  • Месту расположения хозяйственных построек;
  • Свободному пространству от границ участка до построек.

До 1 марта 2015 года для получения права собственности на строительство загородной недвижимости можно было получить на основании документа, подтверждающего права собственности на участок. В соответствии с внесенными поправками для постройки дома нужно обратиться за получением ГПЗУ.

Что дает получение ГПЗУ?

  • Право строить дом на регистрированном в кадастре земельном участке;
  • Начисление штрафов за незаконное возведение объектов;
  • Отсутствие территориальных споров;
  • Возможность обналичить материнский капитал и взять постоянную прописку;
  • Подключить строение к коммунальным сетям.

Отсутствие ГПЗУ чревато получением постоянных штрафов, вплоть до сноса дома.

Отказать в выдаче разрешительного документа могут, если:

  1. Постройка планируется на охраняемых территориях, где разрабатываются недра;
  2. Если участок зарезервирован под государственные нужды;
  3. При отсутствии достаточной информации в сданных документах на получение ГПЗУ.

Пошаговая инструкция

  1. Собрать пакет документов (список требуемых бумаг указан ниже);
  2. Заказать топографическую съемку;
  3. Обратиться в комитет по Градостроительству и Архитектуры;
  4. Заполнить заявление;
  5. При получении отказа, обжаловать решение исполкома.

Владелец земли должен подготовить пакет документов, представляющих собой бумаги, подтверждающие право собственника на землю. Документы на разных этапах изучения дела пересылаются в определенные структуры. Большинство документов остается в архиве исполкома, поэтому для получения ГПЗУ нужно сдавать копии.

В основной пакет документов входит:

  • Бланк заявления с указанной в нем информацией;
  • Удостоверение личности заявителя;
  • Свидетельство, о том, что лицо, подавшее заявление является действительным владельцем участка (это может быть договор аренды на пользование земельным участком);
  • Бумажная копия выписки из кадастра об участке;
  • Электронная копия выписки из кадастра об участке;
  • Технические паспорта построек, если таковые имеются на участке (копия);
  • Свидетельство о государственной регистрации прав на постройки (копия);
  • Актуальную топографическую съемку;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость;
  • Свидетельство о государственной регистрации для ИП и компаний (копия).

Если для получения ГПЗУ обращается компания, то в списке обязательных документов должен присутствовать устав компании. Копии сдаваемых документов должны быть заверены у нотариуса. Оригиналы документов при выдаче ГПУЗ возвращаются заявителю обратно.

К бумагам, которые сдаются для получения ГПЗУ, предъявляются особые требования:

  • Текст должен быть написан разборчивым почерком;
  • Не принимаются приписки, исправления, зачеркнутые слова в документах;
  • Не приветствуются отметки или заметки, сделанные карандашом;
  • В бумагах должны отсутствовать повреждения, которые могут повлиять на неоднозначное толкование их содержания.

Как проводится топографическая съемка участка?

Эта процедура проводится организацией, имеющей разрешение на выполнение подобных работ. Для заказа топосъемки необходимо:

  • Написать заявление;
  • Предоставить удостоверение личности;
  • Предоставить кадастровый номер земельного участка (желательно иметь с собой копию свидетельства на земельный участок с кадастровым паспортом).

ГПЗУ разрабатывается на базе полученных материалов с топосъемки, выполненной не более 2 лет назад. На момент работы над градостроительным планом для ИЖС, съемка должна считаться актуальной. На основе полученных данных, разрабатывается чертеж, показывающий возможные зоны строительства. В плане разграничиваются и минимальные отступы от коммуникаций и других строений, построенных на участке.

На основе съемки в градостроительном плане будут указаны границы пространства земельного участка и публичных земель, ограничивающих право пользования участком, а также информация о регламенте требований к возводимому или реконструируемому объекту на определенном участке.

Совет: Попросите в организации два экземпляра топографической съемки и вариант на электронном носителе для кадастровой программы.

Электронная версия топосъемки используется для разработки градостроительного плана и для будущего проектирования объекта недвижимости. Она не содержит .

Как сделать межевание дачного участка — читайте .

Кто делает и разрабатывает?

ГПЗУ выдают местные органы исполнительной власти. Градостроительный кодекс РФ указывает, что государственные структуры занимаются бесплатной подготовкой и выдачей ГПЗУ. Если строительство планируется в сельской местности, для получения плана, документы сдаются в администрацию местного исполкома. Что такое план межевания — читай .

Где можно получить?

Текущее законодательство в сегменте градостроительства обязывает собственников и арендаторов земельных участков получить градостроительный план при планировании строительства объектов.

Комитет по Градостроительству и Архитектуре является тем органом, который занимается подготовкой ГПЗУ. Заявление владельца участка, является основанием для разработки градплана.

Как грамотно составить заявление?

Для получения ГПЗУ заполняется заявление. Важно его составить правильно, так как оно является основанием для последующего получения градостроительного плана. Если заявление будет заполнено с ошибками, то в рассмотрении и выдаче документа могут отказать. Бланк документа выдается в исполкоме.

В бланке заявления обязательно указывается:

  • Местонахождение участка;
  • Площадь;
  • Сведения о находящихся на участке постройках;
  • Номер земли, присвоенный в кадастре;
  • Технические данные строений на участке (сведения из кадастра);
  • Сведения о расположенных на участке охраняемых объектах;
  • Сведения о подключении объектов недвижимости к коммунальным сетям;
  • Дополнительная информация.

Правильно заполненных бланк заявления должен быть зарегистрирован и подан с пакетом основных документов.

Основания для получения отказа и как обжаловать отказ

Получение отрицательного ответа о выдаче ГПЗУ может быть мотивировано двумя причинами:

  • Заявитель не представил полный пакет документов, либо в сданных документах отсутствует нужная информация;
  • Ответ от органа, выполняющего муниципальную услугу на запрос между ведомствами, который свидетельствует о том, что в документах отсутствует необходимая информация для выдачи ГПЗУ, если документ не был представлен среди документов намеренно.

Что делать при получении отказа?

Обжаловать отказ о получении ГПЗУ можно в досудебном порядке. Заявитель может подать жалобу, если:

  • Был нарушен срок регистрации запроса о выдаче ГПЗУ;
  • Не был соблюден срок выдачи ГПЗУ;
  • Было отказано в приеме заявление на выдачу ГПЗУ;
  • Поступило требование от ведомства представить документы, не предусмотренные регламентом получения ГПЗУ;
  • При получении отрицательного ответа на выдачу ГПЗУ;
  • Требование уплаты за выдачу ГПЗУ;
  • Получение отказа в исправлении ошибок, которые были допущены должностными лицами исполкома.

Жалоба подается в письменной или электронной форме, и отсылается по почте. В электронном виде жалоба отправляется по электронному адресу ведомства. Заявитель может записаться на личный прием и подать жалобу лично.

Исполком рассматривает заявление в течение 15 рабочих дней . Срок рассмотрения заявки исчисляется со дня подачи заявления и его регистрации.

Разработка и получение результатов

Подготовка градостроительного плана земельного участка выполняется по отношению застроенным или пустым территориям. Каждый участок предназначается для строительства новых сооружений или реконструкции, находящихся на них объектах.

Выдача ГПЗУ не предполагает проведение каких-либо правовых действий, которые выполняются при утверждении планировки земельного с вопросами межевания в его составе. Подготовка и выдача ГПЗУ местным исполкомом предполагает выполнение мер, указанных в строгом регламенте действий муниципальных органов.

Подготовка ГПЗУ проводиться в городском или районом отделе по архитектуре и выдается на базе сданного пакета документов. Утверждается градостроительный план специальным распоряжением городской или районной администрации.

Административный регламент выдачи

Регламентный документ разработан для повышения качества муниципальных услуг при выдаче ГПЗУ. Муниципальные услуги предоставляются городскими или районными органами самоуправления. По окончанию рассмотрения документов, заявителю выдается утвержденный план градостроительства.

За недостаточностью информации или неточности сведений, отраженных в документе, можно получить отказ с обоснованием.

Получателями этой муниципальной услуги могут стать собственники или арендаторы — физические лица, компании и частные предприниматели.

Сроки

Получить ГПЗУ можно по окончанию 30 рабочих дней. Срок выдачи исчисляется со дня регистрации заявления и подачи документов. Обратиться за получением ГПЗУ можно:

  • Через представителя, имеющего доверенность на выполнение подобных операций;
  • Посредством web сайта (осуществляется подача электронной заявки);
  • Лично;
  • По почте.

Если вы думаете о том, сколько это стоит, то нужно упомянуть, что выдача ГПЗУ является бесплатной муниципальной услугой.

Заключение

После сдачи документов рекомендуется встретиться с архитектором, который проводит подготовку ГПЗУ. Это позволит уточнить все нюансы, которые могут вызвать у архитектора вопросы. Их решение ускорит разработку градостроительного плана. Заявитель при положительном решении получает следующие документы :

  • Два экземпляра ГПЗУ;
  • Распоряжение Комитета об утверждении градостроительного плана (копия).

После получения ГПЗУ можно обратиться к архитектору для проектирования строения и собрать пакет документов для получения разрешения на проведение строительных работ.

Представляющий необходимость для строительства любого объекта недвижимости, а также – для его реконструкции. В нём содержатся сведения о близости расположения других объектов, как планируемых, так и уже возведённых.

А так же отражаются проведённые коммуникации, линейные объекты и иные сведения, позволяющие свести риски строительства к минимуму и максимально эффективно распорядиться имеющимся земельным ресурсом.

Он должен быть получен до первоначального проектировочного процесса строительных работ , начало инвестирования без его наличия, также является грубым нарушением правовых норм. План разрабатывается на ЗУ исключительно в случае, когда участок:

  • состоит на кадастровом учёте;
  • имеет правила землепользования и строительства;
  • имеет в наличии проект планировки;
  • имеет составленный проект межевания.

Ответственность за согласование и утверждение ГПЗУ – в ведении органов местной власти. Как правило, в региональной администрации существуют отделы по градостроительству и архитектуре, которые занимаются разработкой Плана. ГПЗУ не распространяется на .

Этот документ является центральным при решении вопроса о строительных работах в отношении возведения любого из капитальных объектов недвижимости. В него включены все необходимые действующие нормативы, регламентирующие строительство. Они лаконично включают все требования, предъявляемые к любому из возводимых объектов.

Соответственно без наличия ГПЗУ не представляется возможным осуществить подстройку новых объектов к имеющимся в наличии капитальным объектам. Поэтому План необходим:

  • для разработки документации по проекту;
  • при разработке проекта границ участка;
  • для получения разрешения на начало строительства;
  • для осуществления контроля соответствия проводимых работ;
  • при вводе объекта в эксплуатацию.

Узнайте, что такое план межевания территории, перейдя по .

ГПЗУ определяет нормативную основу структуры и содержания в соответствии со стандартами Законодательных положений. Его форма определена Приказом Министерства регионального развития от 10.05.11. за № 207. В Приказе учтены все нюансы, на основании которых должно быть осуществлено планирование строительной деятельности.

В целом, структура ГПЗУ и его функциональные особенности опираются на Градостроительный Кодекс РФ. Он создаёт конкретизацию и адаптацию идеального, планируемого строительного объекта – к реальности. ГПЗУ можно определить способом реализации положений настоящего Кодекса на практике, в конкретных случаях возведения строительных объектов.

В частности, в ГПЗУ отражаются положения 47, 48, 51, 53 – 55 статей ГК РФ.

Важное место занимает опора на законы:

  • «О газоснабжении РФ»;
  • «Об электроэнергетике»;
  • «О техническом урегулировании».

В них определяются требования, которые должны соблюдаться при проведении строительных работ. Они согласовывают многочисленные СНиПы и ГОСТы, посредством которых определяется соответствие строения требованиям строительного регламента.

Полный текст закона из ГК РФ, главы 5, статьи 44 смотрите ниже:

Градостроительный кодекс РФ, Глава 5, Статья 44. Градостроительные планы земельных участков

1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

2. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

3. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

  • границы земельного участка;
  • границы зон действия публичных сервитутов;
  • минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
  • информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
  • информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
  • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
  • информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — технические условия);
  • границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

4. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Где получить межевой план земельного участка? Читайте .

Состав и структура

Нормативная структура ГПЗУ определяет обязательный, строго регламентированный свод данных, включаемых в его содержание. При этом в отношении оформления включаемых в план сведений определены стандарты их внесения и оформления. В целом ГПЗУ состоит из текстового документа и топографического плана.

После внесения основных данных об участке и заказчике работ, следует чертёж плана, в котором подробно указываются:

  • границы ЗУ;
  • границы зонирования территории;
  • указание наличия зданий и сооружений государственных и муниципальных нужд;
  • определение местоположения инженерных объектов;
  • места обременений публичными сервитутами;
  • красные линии.

Текстовой материал ГПЗУ определяет подробное обоснование и описание следующих сведений:

  1. о градостроительном регламенте ЗУ;
  2. о разрешённом использовании ЗУ;
  3. об объектах капитального строительства и культурного наследия;
  4. об инженерно-техническом обеспечении;
  5. о линейных объектах;
  6. о делимости участка.

Содержание чертежа обязательно включает в себя окружающий контекст , который располагается поблизости от участка, на его базисе и разрабатывается ГПЗУ. На Плане смежные территории гармонизируются, создавая единый контекст, который в готовом виде в реальности должен создать видимость отсутствия границ между ЗУ.

А самое главное – определены зоны особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия, в отношении которых план предполагает особое положение охраняемое законом и не допускающее вмешательства.

В принципе, структура ГПЗУ такова, что из его содержания можно получить исчерпывающую информацию, требующуюся для возведения новостройки. Кроме этого он прилагается к составленному проекту межевания ЗУ, в результате чего возникает полная картина о перспективах строительства.

Посмотреть, как выглядит вы можете .

Пошаговая инструкция оформления ГПЗУ

Заполнение ГПЗУ должно осуществляться в соответствии с Приказом № 40 Министерства регионального развития РФ от 26.04.06. Он опирается на законодательные положения ГрК РФ и представляет собой Инструкцию, в полной мере отражающую правила заполнения Плана.

Вначале указываются номера , которые во всех случаях фиксируются арабскими цифрами:

  • А – регистрационный № ГПЗУ;
  • Б – порядковый № ГПЗУ.

Далее заполните строку с указанием , на основании чего заполняется ГПЗУ. Здесь нужна информация о данных акта, которым утверждён План. В соответствии с другими требуемыми данными, заполните оставшиеся строки с общими сведениями о заявителе и ЗУ, где планируются работы:

  • полный адрес местоположения;
  • кадастровый номер;
  • данные исполнителя ГПЗУ;
  • данные о структуре, согласовывающей и утверждающей ГПЗУ;
  • № акта, которым План был утверждён.

Образец заявления доступен .

После заполнения общих сведений, подготавливается чертёж. Он заполняется с соблюдением особых требований. Его нужно выполнить на бумажном носителе и в электронном виде. Масштаб исполнитель может подобрать по усмотрению, но обязательно представить в ГПЗУ.

При составлении чертежа обязательно пользоваться исключительно разработанными условными знаками, с помощью которых составляется, а впоследствии – дешифруется чертёж. К ним относятся:

  • обозначения границ ЗУ;
  • координаты поворотных точек;
  • выноски угловых точек;
  • границы сервитутов;
  • места для допустимого строительства зданий;
  • линии отступа;
  • номера зданий.

Инструкция даёт указания в отношении использования толщины линий для обозначения различных знаков, ширины штриха, градусов наклона углов, размера цифр.

По завершении составления чертежа указываются данные о составителях чертежа и дата его составления.

Вторая часть ГПЗУ является текстовой, в ней во втором разделе даётся информация о градостроительном регламенте. В ней указываются:

  1. Установление градостроительного регламента с указанием номера акта, наименования органа, утвердившего ГПЗУ.
  2. Основные виды разрешённого использования ЗУ.
  3. Условно-разрешённые виды использования ЗУ.
  4. Вспомогательные виды использования ЗУ.

Когда на обозначенные виды градостроительный регламент не распространялся, этот факт должен отразиться в данной части, то есть быть вписанным в соответствующую графу.

В третьем разделе даётся информирование о разрешённом использовании ЗУ в контексте правил назначения и характеристик возводимых новостроек и имеющихся зданий. Для заполнения требуются сведения:

  1. О видах разрешённого использования.
  2. Положения по расположению новостроек с указанием их порядкового номера, определённого данными указанными на чертеже.
  3. Параметры площади ЗУ, их вам нужно самостоятельно внести в специальную графу табличной формы.
  4. Номера участков городских застроек.
  5. Данные о допустимых размерах площадей ЗУ, а также наличествующая площадь, выраженная в гектарах.
  6. Данные о допустимой этажности на рабочей территории.
  7. Максимально допустимая высота строений на местности, выраженная в метрах.
  8. Максимально допустимый объём строений на данной местности, выраженный в отношении суммарного измерения общей площади застроек к площади участка (в процентах).

При наличии дополнительных сведений заполняется графа «иные показатели». Если таковые отсутствуют, вы можете оставить графу незаполненной.

В четвёртом разделе вам нужно будет заполнить графы об объектах капитального строительства и культурного наследия, которые расположены на прилегающей местности и отражаются в рамках контекстуальной архитектуры. В отношении данных объектов необходимо будет заполнить следующие сведения:

  • номера согласно чертежу (2 раздел);
  • инвентаризационные или кадастровые номера;
  • сведения о технических паспортах объектов;
  • характеристики исторического наследия объектов;
  • фактическое использование исторического наследия;
  • источник определения культурной ценности.

Если объекты исторического и культурного наследия не обнаружены, в каждой графе укажите, что их «не имеется».

В пятом разделе ГПЗУ вам нужно будет указать сведения о техническом обеспечении новостройки.

Поэтому после указания номера возводимого здания, совпадающего с данными второго раздела (чертежа), укажите тип подключения здания к инженерно-техническим сооружениям. Затем необходимо указать – кем выдано разрешение на подключение.

Шестой раздел содержит сведения о возможности разделения ЗУ, на котором возводится новостройка. Соответственно, укажите сведения о том, делим ли в принципе или нет – данный земельный участок.

Срок действия

Ни один из нормативных градостроительных документов не определяет срока действия для ГПЗУ. Однако не существует и указания на то, что этот документ является бессрочным. Этот факт даёт возможность интерпретировать данный вопрос в силу складывающихся, в отношении строительства, ситуаций объективного и субъективного плана.

Так как стоимость этого документа достаточно велика – признавать его срочным или нормированным во времени было бы в некоторой степени не совсем корректно по отношению к застройщику. В принципе он и не имеет необходимости в перерегистрации, дополнительном утверждении, согласовании и прочих процедурах.

Считаясь с вышеперечисленными аргументами, правовое основание ГПЗУ принято считать выданным в отношении отдельного участка, а соответственно – закреплённым в отношении этого участка. Нормативный регламент претензий может быть предъявлен в отношении выполняемых работ на иных основаниях.

Однако в некоторых случаях со временем могут произойти изменения или появиться иные причины, которые делают выданные разрешения и требования в отношении строительных работ, недействительными . Выход из таких ситуаций найден путём внесения дополнений в сведения, изложенные в ГПЗУ.

Внесение изменений

Основанием для внесения изменений в сведения ГПЗУ является установление ошибочности или неправомерности некоторых сведений. Дело в том, что юридическая сила сведений, вносимых в план, распространяется лишь на момент:

  • их внесения;
  • подготовки ГПЗУ;
  • утверждения ГПЗУ.

Далее ситуация имеет право меняться так, как это запланировано в отношении других объектов. Именно теснейшая взаимосвязь объектов в рамках общего градостроительного контекста может определить недостоверность информации. Один объект, на граничащем земельном участке может повлечь за собой изменения в отношении возводимой новостройки.

Процедура внесения изменений определяется правилами, которые вносит хозяйствующий субъект (муниципалитет). Эти правила должны существовать в общем виде для всех застройщиков.

Некоторые регионы специальным актом устанавливают соответствующие требования к пересмотру и актуализации данных, внесённых в ГПЗУ, которые должны происходить ежегодно.

В других случаях муниципалитет уведомляет застройщика о приостановлении строительной деятельности до момента согласования изменившейся ситуации и внесения дополнений в уже имеющийся ГПЗУ.

Необходимо отметить, что муниципалитет имеет право на внесение дополнений. Но если внесение дополнений продиктовано необходимостью со стороны органов самоуправления – застройщик не должен нести убытков при их оформлении. И уж тем более неправомерно обременять застройщика выполнением нового ГПЗУ за свой счёт.

В настоящее время арбитражные суды имеют многочисленную практику взаимных претензий , которые возникают на фоне необходимости внести те или иные дополнения в ГПЗУ.

Обычно вопрос в суде решается в сторону истца в том случае, если инициатива о внесении дополнений принадлежит ответчику и он не причастен к тем изменениям, которые повлияли на актуальность сведений в ГПЗУ.

Тем не менее, решение суда всегда рассматривает объективное положение вещей и меру необходимости, вызвавшую внесение изменений.

Заключение

Столь сложный вид деятельности как подготовка ГПЗУ на возведение новостройки требует максимального анализа территории в пределах границ застройки. Любое нарушение градостроительного регламента может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Поэтому ГПЗУ выполняется в соответствии с инструкциями, которые позволяют обеспечить надлежащий контроль, за проводимыми работами и обезопасить уже имеющиеся капитальные строения и объекты культурного наследия от нецелесообразного влияния на их существование.

Перед тем как приступить к строительству любого объекта, необходимо оформить разрешительную документацию. Что это означает? Перед началом строительных работ человек должен получить , которое выдает Администрация поселения, на территории которого находится земельный участок (ЗУ). А оно выдается на основании градостроительного плана земельного участка (сокращенно ГПЗУ).

Согласно гражданскому кодексу РФ ГПЗУ содержит необходимые сведения для проведения работ по созданию проекта, а также для последующей экспертизы и выдачи разрешения на строительство. Поэтому его необходимо получать всегда.

Назначение документа

ГПЗУ является, по сути, схемой застройки участка, согласно общего планирования территории, на которой располагается ЗУ, с соблюдением норм градостроительного зонирования и проектирования, а также с учетом сведений из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости) и условий подключения объектов к инженерно-техническим сетям.

При этом участок должен :

Документ выполняется в определенной действующим законодательством форме и содержит в обязательном порядке следующую информацию :

  • топографический план с указанием границы имеющихся зон, в которую территориально будет включен будущий объект;
  • текстовую часть, в которой обосновываются условия использования ЗУ. Прописываются разрешенные объекты для строительства на этой территории, а также указываются основные, вспомогательные и условные , ограничения в использовании, технические условия подсоединения объектов к инженерно-техническим сетям.

В результате получается чертёж, выполненный в определенном масштабе территории с нанесением условных обозначений на основании определенного перечня. Обязательным приложением являются согласительная документация с уполномоченными инстанциями.

Актуальность информации

Для оформления ГПЗУ собственник обращается с заявлением в орган самоуправления по месту нахождения ЗУ.

К заявлению прикладываются копии и на расположенные на нем строения, а также на все объекты.

Документ подготавливается специалистами Департамента землеустройства и градостроительства за 20 рабочих дней .

Сведения ГПЗУ считаются актуальными в течение следующих трех лет . За это время должно быть начато возведение дома, и новый объект должен появиться на кадастровом учете. Если за это время собственником не было получено разрешение на строительство, то он должен подать документы на получение нового ГПЗУ с актуальными сведениями.

Внесение изменений

Если после получения ГПЗУ собственник участка решит внести коррективы , касающиеся зоны застройки или реконструкции строящегося дома, например, увеличить площадь застройки, он подает заявление в местный департамент землеустройства и градостроительства, в котором должна быть указана причина и вид этих изменений.

К этому заявлению прикладываются :

В случае положительного решения, на основании старого ГПЗУ специалистами Департамента подготавливается новый пакет документации, на первом листе которого прописывается, что он является дополнением к утвержденному ранее документу . Они берут копию с ранее утвержденного топографического плана и вносят в него изменения, согласно новой схеме зоны строительства, в которую будет включен участок заявителя. На него будут нанесены топографические знаки, исходя из внесенных изменений.

В случае расхождения в кадастровых, технических и юридических характеристиках объектов, возникших за прошедшее время с момента утверждения первого ГПЗУ, собственник должен предоставить соответствующую подтверждающую документацию.

В текстовой части указываются основания для внесенных изменений , а также прописываются все объективные изменения в этой зоне, которые произошли со времени утверждения первого варианта ГПЗУ.

Законодательные нормы

После получения разрешения на строительство желательно закончить работы и ввести объект в эксплуатацию в течение времени действия ГПЗУ, которому соответствует этот объект.

В таком случае, будут соблюдены все законодательные нормы, и предъявить какие-либо претензии к полученным документам с точки зрения закона будет практически невозможно.

А это очень важно, особенно на фоне часто встречающейся практики внесения изменений в планы развития территорий различных поселений.

О том, что такое градостроительный план земельного участка и о порядке его получения, смотрите в следующем видеосюжете:

В настоящее время для осуществления застройки запланированного участка необходимо составление такого документа, как ГПЗУ. «Что это такое?» - спросите вы. Подробный ответ на этот вопрос будет изложен в данном тексте.

ГПЗУ - что это такое?

Расшифровывается этот термин как градостроительный план Он является одним из важнейших документов, необходимых для сооружения какого-либо объекта. Его роль немаловажная. ГПЗУ в строительстве принадлежит к исходно-разрешительным материалам. В нем прописывается назначение сооружения, количество этажей и другие необходимые параметры. Оформление ГПЗУ происходит как отдельным документом, так и в виде составной части проекта территориального межевания.

Для чего нужно составление данного плана?

Форма ГПЗУ была установлена правительством РФ. В ней определяются требования, необходимые для застройки и эксплуатации земельной территории. Это является немаловажным. По сути, в ГПЗУ застройщику объясняется, как разрешено использовать земельный участок, какие максимальные параметры его застройки существуют. Последнее касается высоты сооружения и процентного соотношения используемости территории.

Инвесторам-застройщикам этот документ понадобится в следующих случаях:

1. Для сдачи проектной документации на экспертизу.

2. Для и на введение в эксплуатацию объекта.

Получение ГПЗУ предполагает сбор необходимого пакета документов. Их перечень можно найти на сайте Москомархитектуры, а также в данной статье.

Правовая база

В ее основе следующие документы:

  1. 5 Глава о планировке территории РФ.
  2. Статьи 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  3. Постановление правительства РФ № 840 от 29 декабря 2005 г. «О форме ГПЗУ».
  4. Инструкция № 93 от 11.08.2006 года (утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации) о порядке заполнения формы данного документа.

Назначение ГПЗУ

Об этом можно прочитать в статьях 41 и 44 ГрК РФ. Изучив их, можно понять, что данный документ нужен для четкого определения участка, где будет происходить строительство. Это является немаловажным. ГПЗУ применяется как к уже застроенным территориям, так и к тем участкам, на которых только планируется сооружение объектов. Это полностью соответствует информации, вынесенной в 10-ю часть статьи 38 закона «О государственном кадастре недвижимости».

В российском законодательстве четко определено, какие сведения указываются в данном документе. Это 8 основных пунктов:


Также в данном материале может быть информация о том, возможно ли разделение указанной в нем земельной территории на несколько участков.

Важность документа

Получение ГПЗУ нужно для следующих действий:


Вышеперечисленное подчеркивает важность данного документа. Выдача ГПЗУ осуществляется только после согласования и получения градостроительного заключения от органов правительства города. Это довольно значимое условие. Все это необходимо для оформления ГПЗУ. Москва исключением не является. В данном случае вам понадобятся те же материалы от органов правительства столицы.

ГПЗУ как отдельный документ

Об этом уже было сказано выше. ГПЗУ можно оформить и отдельно от проекта межевания территории. Для этого нужно подать в заявление.

ГПЗУ должны выдать в течение 30 дней. Именно такой строк отводится органу, чтобы подготовить и утвердить градостроительный план. Потом данный документ предоставляют заявителю. Никакой платы за это не взимается.

Важные критерии

Рассмотрев ГрК РФ, а именно те его части, что касаются указанного документа, можно прийти к таким выводам:


Перечень документов, которые необходимы для получения ГПЗУ

К заявлению о выдаче данного материала прилагаются следующие документы:

  1. Паспорт (копия). Для физических лиц.
  2. При необходимости копия доверенности.
  3. определенной территории.
  4. Копия и объект капитального строительства (при наличии такового).
  5. территории с имеющимися коммуникациями Срок исполнения при этом не больше одного года.
  6. Технические паспорта объектов капитального строительства на земельном участке (при их наличии).
  7. Материалы, указывающие на технические условия возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства.
  8. Выписка из госреестра объектов культурного наследия, а также заключение соответствующего органа, который уполномочен на их охрану (при необходимости).

На основании чего прекращается срок действия ГПЗУ?

Это происходит в следующих случаях:

  • Отказ от права собственности на земельную территорию.
  • Прекращение разрешения на пользование недрами.
  • Осуществление принудительного прекращения права на собственность и иных полномочий на определенную территорию. В том числе проведение изъятий земельных участков для муниципальных или государственных нужд.
  • Расторжение договоров аренды и других соглашений, на основании которых у юридических и физических лиц появились права на определенные участки земли.

Трудности, связанные с ГПЗУ

Как требует соответствующее законодательство, сведения, которые необходимы для заполнения разделов данного документа, должны быть установлены правилами застройки и землепользования, проектом межевания либо материалами планировки территории. Если же все они отсутствуют, то данные критерии утверждаются временными регламентами. Так вот, для Москвы до сих пор нет особых правил застройки и землепользования. Касательно документов планирования территории и проектов межевания - только 30 % городской территории обеспечено ими. Однако при этом временные регламенты также отсутствуют. А это значит, что подготовка и заполнение ГПЗУ происходит в соответствии с одним лишь проектом правил застройки и землепользования. Таким образом, параметры использования определенного участка, что касаются высоты и плотности, очень легко изменить, уменьшив их. Это происходит на основании решения рабочих групп Градостроительной земельной комиссии Москвы. Таким образом, изменение ГПЗУ является довольно-таки несложным процессом.

На примере Москвы рассмотрим одну трудность. Она заключается в том, что в 2010 году в действие вступил Генеральный план данного города. В соответствии с ним 70 % столичной территории попадает в зоны развития - реорганизации. Это ведет к тому, что получению ГПЗУ на эти участки должна предшествовать разработка документов по их необходимой планировке. Почти вся оставшаяся территория города попала в зону стабилизации, а это в основном сохраняемые жилые сооружения. В соответствии с ГрК РФ, правила землепользования разрабатываются для того, чтобы соблюсти и обеспечить права и интересы правообладателей участков и объектов под капитальное строительство. Это должно обеспечиваться путем предоставления им выбора по использованию определенной территории самым эффективным способом. Но, как показывает практика, когда ГПЗУ рассматривается на заседаниях рабочих групп градостроительной земельной комиссии, мало кто может полностью реализовать свои намерения и законные права касательно сооружения объектов недвижимости.

Но из чего можно судить, что необходимая территория полностью сформирована и все права на нее зарегистрированы? В соответствии с ГрК РФ, для установления границ участка разрабатываются конкретные проекты межевания и планировки. Это является необходимым действием. Но если границы уже есть, что может быть при формировании и кадастровом учете, то документы по планировке территории подготавливать уже не нужно. Ведь очень важное правило при межевании - его незыблемость. Поэтому для таких земельных территорий проект по планировке участков, скорее, выступает формальностью. Ведь данные границы все равно не изменятся. Минусом является то, что большинство этих участков были сформированы при помощи процедуры согласования их места расположения, изъяны которой всем хорошо известны. Это значит, что при этом перспективы развития и использования территории, а также ее ограничения не учитывались. Вообще, почитав специализированную литературу, можно прийти к такому выводу, что ГПЗУ был по ошибке отнесен к материалам, необходимым для планировки территории. Это объективный факт. Ведь подготовка ГПЗУ и разработка документов по планировке не имеют ничего общего.

Итог

Сейчас с трудом можно найти людей, которые досконально разбираются во всех тонкостях градостроительного законодательства. Однако для обеспечения качественного сопровождения согласования необходимого ГПЗУ на заседаниях рабочих групп соответствующей земельной комиссии с целью получения максимально удобного указанного документа необходимо обратиться за помощью к профессионалам в данной сфере. Это будет оптимальным вариантом. В результате чего с легкостью разрешится вопрос: «ГПЗУ - что это и как его оформить?»

Ст. 44 ГрК РФ - Утратила силу с 1 июля 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ.

1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

2. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

3. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

4. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к Статье 44 ГрК РФ

1. В соответствии с ч. 6 ст. 43 комментируемого Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проектов межевания территорий.

При этом ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

По нашему мнению, указанные положения Кодекса нуждаются в согласовании.

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет, применительно к каким земельным участкам осуществляется подготовка градостроительных планов:

застроенные земельные участки;

земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и объектов капитального строительства.

3. Часть 3 комментируемой статьи раскрывает содержание градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план земельного участка должен содержать:

указание границ самого участка, имеющихся на нем зон публичных сервитутов, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, а также минимальные отступы от границ участка при размещении зданий, строений, сооружений;

информацию о градостроительном регламенте, если его действие распространяется на земельный участок, о видах разрешенного использования участка;

информацию о расположенных на земельном участке объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, а также сведения о технических условиях подключения объектов капитального строительства к инженерным сетям.

4. В качестве необязательной информации ч. 4 комментируемой статьи допускает возможность включения в состав градостроительного плана земельного участка указания на возможность или невозможность его разделения на несколько земельных участков.

5. Часть 5 комментируемой статьи определяет, что форма градостроительного плана земельного участка устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации 29 декабря 2005 г. было принято Постановление N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка".

Во исполнение данного Постановления Правительства РФ Министерство регионального развития РФ 11 августа 2006 г. издало Приказ N 93, которым утвердило Инструкцию о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка. В соответствии с Инструкцией форма градостроительного плана земельного участка заполняется в трех экземплярах. После утверждения первый и второй экземпляры на бумажном носителе передаются заявителю. Третий экземпляр на бумажном и электронном носителях передается в орган, уполномоченный на регистрацию градостроительного плана земельного участка.

Копия утвержденного градостроительного плана земельного участка после его регистрации передается в орган, уполномоченный на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования.

Другой комментарий к Ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Градостроительный план земельного участка является новеллой законодательства. Указанный документ вводится впервые ГрК.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает применительно к каким земельным участкам подготавливается градостроительный план. Так, градостроительные планы земельных участков подготавливаются не для всех земельных участков, а только для тех земельных участков, которые застроены или предназначены для строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Часть 2 комментируемой статьи закрепляет, что градостроительный план земельного участка подготавливается в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В последнем случае, градостроительный план земельного участка, по своей сути, не является документом по планировке территории, поскольку никак не связан непосредственно с территориальным планированием, предопределяющим будущее развитие территории, а определяет параметры строительства на конкретном земельном участке. Порядок подготовки градостроительного плана земельного участка как отдельного документа установлен частями 17, 18 статьи 46 ГрК (см. комментарий к ст. 46 ГрК).

В то же время независимо от того, готовится ли градостроительный план земельного участка в составе проекта межевания или как отдельный документ, состав его определяется частью 3 комментируемой статьи определяет состав градостроительного плана земельного участка. Анализ части 3 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что градостроительный план должен содержать собственно план, на котором фиксируются границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство, границы зон планируемого размещения объектов для государственных или муниципальных нужд, и материалы в текстовой форме

Материалы в текстовой форме должны содержать информацию, предусмотренную в пунктах 4-7 части 3 комментируемой статьи.

Не дифференцируя состав градостроительного плана земельного участка в зависимости от того, осуществляется ли его подготовка в составе проекта межевания или как отдельного документа, законодатель предусматривает различный объем информации, которая должна содержаться в градостроительном плане в зависимости от того, расположен ли земельный участок в границах территории, на которой действует градостроительный регламент, или в границах территории, на которой не распространяется или для которой не устанавливается градостроительный регламент.

В случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, градостроительный план такого участка должен содержать информацию о градостроительном регламенте, включая информацию обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка (данное требование не распространяется на случаи предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд). Указанное требование о необходимости фиксирования в градостроительном плане всей информации о градостроительном регламенте фактически означает законодательный запрет на индивидуализацию вида разрешенного использования земельного участка. Связано это с тем, что нормы ГрК предусматривают установление прозрачных процедур землепользования и застройки. Орган местного самоуправления должен устанавливать общие виды разрешенного использования для территориальных зон, а не индивидуально применительно к каждому земельному участку. Так, частью 4 статьи 37 ГрК предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями таких участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, градостроительный план такого земельного участка должен содержать информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства. В соответствии с частью 4 и частью 6 статьи 36 ГрК к числу таких участков относятся земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; занятые линейными объектами; земельные участки из состава земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Наряду с информацией, определенной частью 3 статьи 44, в состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков. Вопрос о возможности или невозможности разделения земельного участка на несколько земельных участков должен решаться с учетом требований к делимым земельным участкам, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 6 ЗК РФ). Как правило, неделимым земельным участком является земельный участок на котором расположено здание, строение, сооружение, например, многоквартирный дом.

Следует отметить, что градостроительный план земельного участка имеет огромное значение при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, капитального ремонта таких объектов.

Назначение градостроительного плана земельного участка определяется тем, что он является обязательным основанием для:

Фактически градостроительный план призван заменить архитектурно-планировочное задание, предусмотренное Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"*(59) и необходимое для разработки проектной документации в настоящее время.

Согласно части 5 комментируемой статьи форма градостроительного плана земельного участка устанавливается Правительством Российской Федерации. Это еще раз подчеркивает важность и значимость этого документа в градостроительных и земельных отношениях.

До установление Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана при разработке проектной документации и выдаче разрешения на строительство необходимо руководствоваться статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"*(60).

Кроме того, после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка, необходимо унифицировать нормы земельного и градостроительного законодательства, предусматривающие в настоящее время подготовку применительно к земельному участку различных документов - проект границ земельного участка, утверждаемый при выборе земельного участка (п. 5 ст. 31 ЗК РФ) и градостроительный план земельного участка.

  • Вверх


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме