Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Закупка единственный поставщик 44 фз. Государственная закупка у единственного поставщика

У неконкурентных закупок самые короткие по сравнению с остальными способами сроки проведения каждой из стадий. Отсутствует сложная процедура отбора участника для заключения с ним контракта. Нет необходимости в составлении документации о закупке. Между тем в ряде случаев от заказчика потребуют обосновать выбор такого способа закупки, согласовать заключение контракта в контрольном органе, привлечь к приемке товаров экспертную организацию и т. д.

Закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - единственный поставщик) осуществляют в кратчайшие сроки.

Заключению контракта предшествует подготовка, включающая в себя несколько этапов. Если будет проведена проверка и в ходе нее обнаружат нарушения правил Закона № 44-ФЗ (от выбора основания, обоснования закупки и условий контракта до составления и контракта), такую процедуру признают недействительной.

Подготовка к проведению

Основная задача этого этапа - выбрать организацию, которая станет исполнителем контракта. Когда заказчику предоставлена возможность выбора, как правило, он обращается к поставщику, которому доверяет или с которым работал раньше. Если провести самостоятельный отбор нельзя, как, например, в случае, установленном в пункте 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, единственного поставщика определяют согласно вышедшему правовому акту.

На этом этапе заказчик готовит следующие документы для закупки:

  • отчет о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами;
  • расчет цены и обоснование;
  • обращение о согласовании закупки;
  • проект контракта;
  • извещение о проведении закупки у единственного поставщика.

В каждом отдельном случае могут понадобиться только некоторые из указанных документов.

Разработка отчета о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами

Чуть больше чем в половине случаев закупок у единственного поставщика необходимо составить отчет, в котором будут объяснены причины выбора неконкурентной закупки. Заказчик получит полное право на ее проведение, если применение других способов невозможно. Например, можно сослаться на недостаток времени для проведения закупки другими способами. Зачастую такую причину указывают, когда возникает авария. Если заказчик объяснит нецелесообразность конкурентной закупки, контракт также можно будет заключить с единственным поставщиком.

Отчет составляют в следующих случаях:

  • закупки у органов власти (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • безопасность (пп. 3, 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • медицина и ликвидация чрезвычайных ситуаций (пп. 9, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • культура, наука, образование и спорт (пп. 10, 13, 14, 17, 18, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недвижимость (пп. 22, 23, 31, 32, 38, 39, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки для нужд госаппарата (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отчет должен быть документально оформлен и подписан руководителем (уполномоченным лицом заказчика).

Конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, Законом № 44-ФЗ не установлен. Как правило, документ представляет собой таблицу, которая содержит следующие данные:

  • идентификационной код закупки;
  • наименование заказчика;
  • указание на то, что закупку проводят у единственного поставщика, и соответствующий пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, являющийся основанием для такой закупки, а также обоснование такой потребности (например, неисправность электрической проводки привела к выводу из строя всех компьютеров класса информатики; поскольку авария произошла за неделю до проведения экзаменов, необходимо организовать срочную закупку техники по основанию, указанному в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • существенные условия контракта (в отдельных случаях достаточно указать его предмет, наименование товаров (работ, услуг) и их количество; цену контракта, сроки поставки (исполнения, оказания)), каждое из которых тоже необходимо обосновать (в частности, количество новых компьютеров соответствует числу выведенных из строя устройств; поставка и настройка компьютеров - в соответствии с планируемым сроком проведения экзаменов);
  • дату подготовки контракта.

Расчет цены контракта и ее обоснование

Во всех перечисленных выше случаях потребуется еще один документ - расчет и обоснование цены контракта.

Цену контракта определяют по общим правилам, то есть с использованием тех же методов, что и при проведении конкурентных закупок:

  • метода сопоставимых рыночных цен;
  • нормативного метода;
  • тарифного метода;
  • проектно-сметного метода;
  • затратного метода.

Особый порядок расчета будет действовать в двух случаях:

  • закупки для целей гособоронзаказа (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - по правилам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ;
  • приобретение жилья экономического класса (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 407.

Отправка обращения о согласовании закупки

Обращение о согласовании закупки отправляют в контрольный орган при закупках у единственного поставщика после несостоявшихся конкурентных процедур (пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ).
Право на заключение контракта появится только после получения положительного ответа от органа. Такое обращение рассматривают не более 10 рабочих дней.

Размещение информации о закупке

Извещение о закупке - единственный документ, который заказчик должен обязательно опубликовать в единой информационной системе (на официальном сайте) до проведения закупки. Законом установлен принцип прозрачности и открытости (ст. 7 Закона № 44-ФЗ). Именно с ним связано размещение извещения в открытом доступе.

Это нужно сделать только в некоторых случаях закупок у единственного поставщика с условием, что в извещении нет сведений, на распространение которых государство наложило запрет:

  • закупки у ограниченного круга поставщиков (пп. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере безопасности и обороны (пп. 3, 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки коммунальных услуг (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки при участии учреждений уголовно-исполнительной системы (пп. 11, 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере культуры, науки, образования и спорта (пп. 13, 14, 16-18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области недвижимости (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Документ должен оказаться на сайте за пять календарных дней или ранее до заключения контракта. К нему может быть приложен проект контракта, но это не является обязанностью заказчика.

При закупках по результатам несостоявшихся процедур следует учитывать, что достаточно того извещения, которое было размещено при первоначальной закупке, поэтому второй раз его публиковать не нужно.

В извещении отражают следующую информацию (пп. 1, 2, 4, 8 ст. 42 Закона № 44-ФЗ):

  • сведения о заказчике (наименование, месторасположение, почтовый и электронный адреса, телефон), ответственное лицо заказчика, специализированной организации;
  • условия контракта без подробного изложения (наименование, описание, количество (объем) закупаемой продукции или услуг, место доставки (выполнения, оказания), сроки получения заказчиком товаров или выполнения работ либо график оказания услуг, цену контракта, источник финансирования);
  • наличие ограничений (например, закупка у субъекта малого предпринимательства);
  • при необходимости информацию об обеспечении исполнения контракта (размер, порядок предоставления, требования к обеспечению, банковское сопровождение).

Требование обеспечения исполнения контракта устанавливают в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 (если это предусмотрено соответствующим правовым актом), 3, 12, 16, 18, 19, 24, 25, 35, 37-39, 42, 43 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом единственный поставщик должен предоставить обеспечение (например, посредством банковской гарантии) до подписания контракта. В остальных случаях заказчик сам решает, добавлять ли ему это требование. Особые правила действуют при закупке бюджетным учреждением банковской гарантии (п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В таком случае нельзя обязать исполнителя обеспечить контракт. То же при проведении закупки, участником которой является государственное или муниципальное казенное учреждение или если предмет контракта - это услуги по выдаче кредита. Например, единственный участник, который подал заявку на электронный аукцион является казенным учреждением, и с ним заключают контракт как с единственным поставщиком, на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В извещении о закупке было установлено требование об обеспечении контракта. Но в соответствии с частью 8 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения закона об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяют.

Заключение контракта

Контракты допускается заключать в двух формах:

  • в типовой - с включением всех условий, предусмотренных статьей 34;
  • в упрощенной - с пониженными требованиями к составу.

Второй вариант допустим при закупках:

  • у субъектов естественных монополий и центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • при малых закупках (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • услуг коммунального хозяйства (пп. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области культуры и спорта (пп. 15, 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • для нужд госаппарата (пп. 20, 21 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере медицины (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области безопасности (пп. 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Упрощенная форма означает, что можно использовать любой вид контракта (договора), который предусмотрен Гражданским кодексом РФ. При этом заказчик вправе не применять требования частей 4-9, 11-13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Например, такое исключение установлено для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой контракт можно заключить в устной форме (ст. 158 Гражданского кодекса РФ).
Заказчик ставит в известность контрольный орган о факте подписания контракта при закупках, указанных в пунктах 6, 9, 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Это нужно сделать не позднее следующего рабочего дня.
Сведения о контрактах, заключенных по основаниям части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (не включая пункты 4, 5), вносят в реестр контрактов.

Исполнение контракта

Согласно части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ в отдельных ситуациях в обязанности заказчика входит приглашение специалистов для проведения к участию в экспертизе результатов по контракту с единственным поставщиком. Сюда относятся случаи, указанные в пунктах 10-13, 16, 24, 31, 34, 35, 37-39, 43 части 1 статьи 93, а также части 4.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Причем при закупках по основанию пункта 24 требование действует только для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

Заказчик может не проводить экспертизу:

  • при закупках по остальным основаниям;
  • если объект закупки представляет собой услуги экспертов или экспертных организаций;
  • когда итогом работы является проектная документация объекта капитального строительства (результаты инженерных изысканий, прошедших экспертизу).

Отчет об исполнении контракта, публикуемый в единой информационной системе, составляют во всех случаях закупок из единственного источника, кроме малых. В него включают сведения и документы, перечисленные в частях 9, 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

В определенных случаях закон разрешает выбрать поставщика товаров для государственных нужд, не прибегая к долгой процедуре торгов. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ позволяет не только существенно сэкономить время, но и трудоресурсы, так как не нужно привлекать персонал к различным этапам конкурса или аукциона . Кроме того, риск подобных сделок сводится к минимуму, ведь заказчик, как правило, имеет дело с проверенным контрагентом.

Случаи закупки у единственного поставщика

Условия, при которых закон позволяет обойтись без конкурентной борьбы на торгах, хотя бы формальной, определены 93-й статьей закона № 44-ФЗ. Таких оснований в законе насчитывается более 50-ти, поэтому назовем лишь некоторые из них:

  • если заказчика интересует закупка товаров, услуг или работ на общую сумму, не превышающую 100 000 рублей;
  • если закупка потребовалась в связи с аварией, стихийным бедствием или иным форс-мажорным обстоятельством;
  • если товары закупаются у субъекта естественных монополий;
  • если заказчик нуждается в услуге по водоотведению, водоснабжению, газо- или теплоснабжению;
  • если открытый ранее конкурс или электронный аукцион признан несостоявшимся, и т.д.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика также охватывают приобретение вооружения российского производства, не имеющего аналогов (то есть его выпускает единственный отечественный производитель). Следует отметить, что почти во всех случаях, перечисленных в 93-й статье закона № 44-ФЗ, подобная бесконкурентная закупка является правом, а не обязанностью заказчика.

Для тех, кто готов воспользоваться «лазейкой», позволяющей закупать в определенной компании товары на сумму до 100 000 рублей, установлено ограничение: закупка у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика по этому основанию возможна до тех пор, пока не будет превышен определенный лимит (пп. 4 п. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ) Он составляет либо 2 000 000 рублей в течение года (после достижения этой суммы безальтернативные закупки должны быть прекращены), либо 5% от совокупного объема закупок за год (но не больше 50 000 000 рублей).

Обоснование закупки у единственного поставщика

Закон требует от заказчика, осуществившего госзакупку у единственного поставщика, обосновать целесообразность подобной сделки. Документальное обоснование прикладывается к заключенному контракту. Его содержание должно объяснять, почему государственная организация сочла невозможными или невыгодными закупки на конкурентной основе.

Такое обоснование требуется не всегда. Необходимость его зависит от того, по какому основанию осуществлена безальтернативная сделка (п. 3 ст. 93 закона № 44-ФЗ). Например, если по контракту выполняются работы по мобилизационной подготовке, или понадобилось восстановить деревню, сгоревшую из-за лесного пожара, обоснование нужно, а если товары закупались у монополиста, то нет.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Данный закон устанавливает иные, более «мягкие» условия для закупок у единственного поставщика. Однако никаких противоречий с законом № 44-ФЗ у него нет, так как действие 223-го закона распространяется на узкий перечень государственных структур, среди которых:

  • компании с государственным участием более 50%;
  • государственные монополии и их дочерние подразделения;
  • унитарные предприятия особой важности;
  • организации, осуществляющие регулируемую деятельность (в сфере энергетики, газоснабжения, утилизации и т.д.).

Организации, попадающие под действие указанного закона, обязаны ежегодно разрабатывать Положение о закупках и публиковать его в Единой информационной системе госзакупок (ст.ст. 2 и 3.6 закона № 223-ФЗ). Этим документом определяется и осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также перечень случаев, когда они возможны.

Плюсы и минусы безальтернативных закупок

Любое явление имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Таблица проиллюстрирует, к каким издержкам и преимуществам следует быть готовым заказчикам, осуществляющим закупки у единственного поставщика, исполнителя.

Плюсы

Минусы

Возможность сотрудничества с надежным, проверенным партнером.

Могут возникнуть претензии со стороны контролирующих органов.

Экономия времени и трудовых затрат.

Осуществление закупки у единственного поставщика обычно требует более значительных бюджетных средств, так как нет стимула снижать цену.

Быстрота и простота процедуры заключения контракта.

По причине отсутствия конкуренции, поставщик или исполнитель может недостаточно следить за качеством поставляемой продукции или выполняемой услуги.

Риск расторжения контракта минимален.

Широкий простор для возможных экономических злоупотреблений, когда контракты заключаются с «нужными», а не выгодными поставщиками.

Законами о закупках предусмотрено несколько видов процедур.Одна из них - возможность заключить контракт через закупку у . Такие процедуры закупок называют неконкурентными.

Закупка у единственного поставщика, пожалуй, наиболее любима как среди заказчиков, так и среди поставщиков. В этом случае контракт заключается минуя стадии закупок такие как рассмотрение заявок, аукцион, подведение итогов. Т.е. контракт заключается напрямую между продавцом и покупателем.

1. Плюсы закупки у единственного поставщика

У данной процедуры имеются несомненные плюсы для обеих сторон:

  • короткие сроки проведения закупки
  • Заказчик обращается к поставщику, который может гарантированно выполнить контракт
  • Приостановить действие и подписание контракта практически невозможно
  • Процедура проста и удобна
  • Чтобы заключить контракт с единственным поставщиком последнему не нужно задействовать большое количество людских ресурсов.

2. Случаи применения закупки у единственного поставщика по 44 фз

Все случаи описаны в 1 части 93 статьи . Собственно, закон не обязывает использовать такой способ закупок. Он дает заказчикам такое право (исключение составляет случай, когда объявленная процедура закупок не состоялась), а использовать его или нет - решение остается за заказчиком. Заказчики это право используют с удовольствием, но на любую сумму в этом случае контракт не заключить по закону. В основном, сумма закупки будет до ста тысяч рублей. В отдельных случаях допускается большая сумма для закупки, например, закупку у единственного поставщика для обеспечения детей - сирот всем необходимым можно осуществлять на сумму до четырехсот тысяч рублей. Случаи закупки у единственного поставщика охватывают любую форс-мажорную ситуацию, которая требует срочного решения. В законе описано пятьдесят два пункта, когда такая закупка может проводиться. Так же там указано, касательно каких закупок заказчик принимает решение сам, в каких - обязан сообщить в контролируемый орган, а в каких - осуществлять её только по согласованию контрольного органа. При этом тот, кто осуществляет закупку, вынужден закупать товар по заявленным ценам продавца без возможного снижения и на его условиях, это - большой минус для покупателя, поскольку он вынужден соглашаться с предложенной ценой без возможности снижения. В то же время, вся сумма подобных закупок максимально может достигать не больше двух миллионов рублей в год, или больше пяти процентов от общего объема закупок заказчика, но не более пятидесяти миллионов рублей.

3. Проведение закупки у единственного поставщика

Поскольку мы рассматриваем этот тип закупок со стороны поставщиков, то не будем останавливаться на всех действиях, которые обязан сделать заказчик, а остановимся на общем алгоритме.

  • Заказчик выбирает компанию, с которой заключает контракт и согласовывает условия закупки и текст договора (контракта).
  • Извещение размещается покупателем в системе (единая информационная система) и ещё остается пять дней до подписания контракта.
  • Чтобы известить о закупке контрольный орган у покупателя есть в запасе один рабочий день после подписания контракта, и следует не забыть предоставить его копию с обоснованием необходимости закупки и цены.

Все неконкурентные способы закупок находятся под внимательным наблюдением надзорных и контролирующих органов, и это нужно учитывать при составлении документов.Алгоритма, по которому оценивается насколько правомерно заключение контракта с единственным поставщиком нет. Здесь все зависит от сотрудников контрольного органа и от аргументации необходимости закупки. Поскольку внимание к таким способам закупок повышенное, то корректное обоснование цен и необходимости закупки у единственного поставщика сильно упростит жизнь не только заказчику, но и поставщику.

4. Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ

В тоже есть такое понятие. Иногда его называют ещё прямой закупкой. Инициатива может исходить как от заказчика, так и от продавца. Правила такой закупки по 223 фзпрописываются в положении о закупках заказчика.В определенных случаях (это описано вч.15 ст.4 223 фз) такие закупки в систему не вносятся. Понять, как должна проходить такая закупка у конкретного заказчика можно прочитав его Положение о закупках (расположено на сайте государственных закупок)


Так как же попасть на закупку у единственного поставщика? Отметим основное: заказчик обращается к поставщикам, с кем он взаимодействует. Или к компании, у которой нет конкурентов в силу уникальности предлагаемого товара или оказываемой услуги. Поэтому, если вы с заказчиком не общаетесь, контракт с единственным поставщиком будет отдан вашему конкуренту. Если заказчика не устраивает по каким-то причинам то, как вы выполняете обязательства по другим контрактам, закупку отдадут вашему конкуренту. Наличие у вас на складе дефектурной позиции сильно повышает ваши шансы, поскольку этот товар купить можно будет только у вас.

Для заключения контракта с единственным поставщиком заказчику необходимо обосновать целесообразность этой закупки, а так же привести обоснованность цены и способ её расчета. Как правило, с обоснованием цены помогает тот поставщик, к которому обратились. Он выставляет Коммерческое предложение. Возможно, что заказчик с запросом обратится не к одному поставщику, и выберет предложение с более низкой ценой.

6. Программа Партнерства Центра Поддержки Предпринимателей

Если поставщик хочет заключать контракты через закупку у единственного поставщика, ему в первую очередь необходимо заработать репутацию добросовестного и ответственного исполнителя. Иметь ресурсы для быстрого и качественного выполнения работ или быстрой поставки товара. Внимательно относиться к формированию своей цены в коммерческом предложении для заказчика. Ознакомиться со статьями 44фз и 223 фз касательно этого вида закупки. При работе с 223 фз необходимо ещё проштудировать Положение о закупках заказчика.

Конечно, это можно сделать самому. Но сегодня все больше внимания уделяется закупкам у малого и среднего предпринимательства, в том числе и закупкам у единственного поставщика. Для облегчения этой задачи создаются специальные программы партнерства, в которых участвуют как заказчики, так и поставщики. Страничка одной из таких программ присутствует на нашем ресурсе. Участвуя в таких программах крупные заказчики приобретают постоянных добросовестных поставщиков из числа малых предпринимателей, а малый бизнес получает возможность стать поставщиком и полноценным партнером для крупных корпораций. Центр Поддержки и Предпринимательства помогает с оформлением документов, а после вступления в программу оборудует на сайте многофункциональный кабинет с полной информацией по планируемым (и объявленным) закупкам и торгам именно вашего профиля. Так же участникам программы предоставляется персональный менеджер, который помогает разобраться в сложной системе торгов и поиске ваших профильных аукционов. Как известно, субъектам малого предпринимательства очень тяжело содержать тендерный отдел, в котором работают высококвалифицированные специалисты,Программа партнерства призвана помочь решить эту проблему и обеспечить малый бизнес высококвалифицированной поддержкой специалистов в области торгов.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки « дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс « » . Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Вы можете заключить контракт с единственным поставщиком в случаях, предусмотренных . При этом процедура закупки имеет ряд особенностей. В некоторых случаях вам понадобится дополнительно обосновать невозможность провести конкурентную процедуру закупки, согласовать заключение контракта с контрольным органом или уведомить его. Для ряда закупок у единственного поставщика вы можете заключить договор в свободной форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, а также не размещать извещение. Отдельные сложности может вызвать внесение изменений или отмена закупки после размещения извещения .

Как выбрать единственного поставщика

Заключить контракт с единственным поставщиком можно только в определенных случаях. Например, если закупаются товары на сумму не более 100 или 400 тыс. руб.

За заключение контракта с единственным поставщиком в ситуации, которая в законе не указана, предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Кроме того, вашу закупку могут отменить.

Нужно ли вносить в план закупок информацию о закупках у единственного поставщика

Нужно, потому что в соответствии с планом закупок вы (). А провести закупку, которой нет в плане-графике, нельзя ().

Закупки у единственного поставщика нужно вносить в план закупок в общем порядке. Исключением являются особые закупки, по которым информация вносится в упрощенном виде.

Как включить в план-график

План-график вы формируете в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок. Вы вносите информацию непосредственно в ЕИС в форме машиночитаемого документа, а не в виде отдельного файла.

Закупки у единственного поставщика в большинстве случаев включают в план-график в общем порядке. Для этого в личном кабинете заказчика вы заполняете соответствующие вкладки. Эта информация будет отражена в форме плана-графика, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 или Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554.

Не забудьте поставить галочку в строке «Лекарственные препараты».

Если вы планируете закупки на основании , то в плане-графике информацию по ним внесите во вкладку «Особые закупки».

При заполнении плана-графика вам понадобится обосновать закупку и цену контракта во вкладке «Обоснования». Для закупок по нужно будет обосновать общий годовой объем средств на их проведение.

Как обосновать закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ

Важно отличать обоснование закупки у единственного поставщика от обоснования закупки в плане закупок и плане-графике. Последнее необходимо для любой позиции при ее включении в планы.

Вы должны обосновать закупку у единственного поставщика, если заключаете контракт на основании п. п. 3, 6, 9 — 14, 17, 18, 22, 23, 30 — 32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 ().

Для этого нужно составить отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика и разместить его в ЕИС.

Как составить отчет — обоснование закупки у единственного поставщика

Для этого отчета нет утвержденной формы. В качестве причины заключения контракта с единственным поставщиком вы можете указать, например, срочность закупки или отсутствие конкуренции. Также необходимо обосновать цену и иные существенные условия контракта.

Пример отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика

Реквизиты контракта, предмет Основания (обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)) Обоснование цены контракта Обоснование иных существенных условий контракта
Закупка печатных изданий Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Использование конкурентных способов закупки нецелесообразно, так как ООО «Издательство» обладает исключительными правами на использование печатных изданий, указанных в спецификации к контракту

Цена определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании данных, представленных тремя коммерческими организациями Срок поставки — 20.08.2018; количество печатных изданий — 450 экземпляров. Закупка к установленному сроку и в требуемом объеме необходима для организации учебного процесса в новом учебном году

Как разместить отчет в ЕИС

Требования о размещении в ЕИС у единственного поставщика законом не установлено. Однако есть общее правило, по которому в ЕИС должны быть размещены отчеты заказчиков, предусмотренные Законом N 44-ФЗ (). Поэтому рекомендуем разместить в ЕИС отчет-обоснование, чтобы не возникло спорных ситуаций.

Сделайте это перед началом такой закупки либо сразу после размещения плана-графика, чтобы на момент заключения контракта выбор закупки у единственного поставщика был уже обоснован.

Как составить приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика

Вы не обязаны составлять приказ о закупке у единственного поставщика. Однако если вам удобно оформить такой документ, укажите в нем:

  • объект закупки;
  • какие действия нужно совершить и в какие сроки;
  • лиц, ответственных за эти действия и за исполнение приказа.

Подписать этот документ может руководитель заказчика или иное лицо, ответственное за проведение закупок.

Как заключить контракт

В контракт с единственным поставщиком включаются те же существенные условия, что и в иные контракты. Правда, в ряде случаев вы можете их не указывать и заключить договор в любой форме по Гражданскому кодексу РФ.

Если вы хотите иметь возможность в ходе исполнения изменить цену контракта или расторгнуть его в одностороннем порядке, предусмотрите это в контракте.

При заключении контракта с единственным поставщиком нужно учесть и иные особенности. Например, если контракт заключается по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры, в ряде случаев его нужно согласовать с контрольным органом. А срок заключения контракта будет зависеть от того, есть ли соответствующая позиция в плане-графике, вносились ли в него изменения и нужно ли согласовывать заключение контракта с контрольным органом.

Как разместить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ

Вы должны , если заключаете контракт с единственным поставщиком на основании п. п. 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 .

Не нужно составлять извещение, если сведения о закупке составляют гостайну ().

Как составить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

В электронную форму в ЕИС нужно внести следующую информацию ():

  • о заказчике: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо;
  • краткое изложение условий контракта в соответствии с ;
  • об ограничении в отношении участников закупок. Здесь укажите в том числе конкретный пункт , на основании которого заключается контракт с единственным поставщиком;
  • об обеспечении исполнения контракта, если вы установили такое требование. Укажите размер, порядок предоставления и требования к такому обеспечению.

По закону вы не обязаны размещать проект контракта с единственным поставщиком. Актуальная позиция Минэкономразвития России и ФАС России это подтверждает (Письмо Минэкономразвития России от 28.02.2017 N Д28и-1257, Решение ФАС России от 18.08.2017 по делу N К-1062/17). При этом ФАС России решает, есть ли в извещении вся необходимая информация, чтобы сделать вывод о необходимости размещения проекта контракта.

Однако раньше мнение было другим. В Решении от 20.01.2016 по делу N 2-17-12864/77-15 Московское УФАС России посчитало нарушением неразмещение проекта контракта. Позиция была подкреплена Письмом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2739 с аналогичной точкой зрения. отчет об исполнении всех контрактов с единственным поставщиком, кроме контрактов, заключенных по п. п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 (). Отчет нужно сделать по утвержденной форме.

Подготовить отчет можно, заполнив электронную форму в ЕИС в личном кабинете заказчика (Письмо Минэкономразвития России от 16.10.2015 N Д28и-3000).

После заполнения всех полей подпишите отчет электронной подписью и разместите в ЕИС.

Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он составляется, но в ЕИС не размещается (п. 11 Положения N 1093).

Как внести изменения в закупку у единственного поставщика

В плане-графике закупки вы можете внести изменения в закупку у единственного поставщика за один день до заключения контракта или размещения извещения о закупке, если оно необходимо.

В размещенное извещение вносить изменения нежелательно, так как данный вопрос законом не урегулирован. Технически такая возможность предусмотрена только по предписанию контрольного органа или суда.

После заключения контракта вы можете изменить ряд существенных условий. Однако в некоторых случаях такую возможность необходимо предусмотреть на этапе заключения контракта.

Как отменить закупку

Отмена закупки у единственного поставщика не предусмотрена Законом N 44-ФЗ. Также это технически невозможно сделать в ЕИС по инициативе заказчика — только по решению контрольного органа или суда.

Поэтому для отмены закупки после размещения извещения целесообразно обратиться в свой контрольный орган с соответствующим запросом (Письмо Минэкономразвития России от 04.05.2016 N ОГ-Д28-5672). Например, государственные заказчики города Москвы могут обратиться в Главконтроль, федеральные заказчики — в территориальное УФАС России.

Обращаем внимание, что по результатам внеплановой проверки должностное лицо заказчика может быть привлечено . Например, когда отмена закупки требуется для устранения нарушений (Решение Тамбовского УФАС России от 12.03.2018 по делу N ВП-64/18).

Когда вы получите предписание контрольного органа об отмене закупки, не забудьте разместить в ЕИС извещение об отмене закупки и внести соответствующие изменения в план-график.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме