Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Взаимодействие совета федерации и государственной думы. Взаимоотношения правительства рф и федерального собрания российской федерации

Исторические этапы развития бухгалтерского учета

для формирования кругозора бухгалтера – как специалиста.

История науки (от греч. ictoria – повествование, рассказ об узнанном, иссле-дованном) отражение многовекового развития познавательной деятельности чело-вечества. Она позволяет показать процесс становления проблем и их решений, научить объективно, оценивать новое. Изучая историю, бухгалтер не может ее из-менить, но он способен переосмыслить. Методология бухгалтерского учета прошла 6 главных этапа , умножаясь, усложняясь и совершенствуясь. При этом достижения предыдущих этапов органически включались в состав предыдущих этапов, растворялись в них.

1. этап развития – это Натуралистический (его временные отрезки от 4000 до н.э. – 500 до н.э.).

Чем точнее учет фиксирует происходящее в хозяйстве, тем лучше. Так возникает центральное понятие бухгалтерского учета – факт хозяйственной жизни. На этом этапе мысль бухгалтера достаточно примитивна, он хочет отразить в учете то, что видит, с чем работает. Сначала просто отразить, затем точность отражения превращается в идеал. В основе учета всегда лежали, лежат и будут лежать факты хозяйственной жизни. В самом общем виде факт хозяйственной жизни – это то, что должен согласно программе наблюдения зарегистрировать бухгалтер. Любая единица имущества, находящаяся в организации, должна быть зафиксирована в учете. Так рождается инвентаризация и вместе с ней материальные (инвентарные) счета. Каждый факт хозяйственной жизни, порождающий обязательства сторон, тоже должен быть отражен в учете, и это приводит к такому методу учета, как коллация (сверка взаимных расчетов), а в самом учете для ее фиксации возникают счета расчетов .

Все факты состояния предопределили и первые учетные приемы – инвентаризацию – констатацию того, что есть, и коллацию – установление, кто, кому и что должен. Факты действия (обычная работа) и факты события (форс-мажорные) отражались там же в порядке констатации.

И для регистрации фактов хозяйственной жизни появились первые счета: инвентарные (материальные) и счета расчетов (контокоррентные). На этом этапе очень важно понять, что первоначально факты предопределяют учет, но со временем сам учет будет создавать факты хозяйственной жизни.

Теперь поговорим, а что именно произошло на этом этапе в истории:

В Древнем Египте на данном этапе научились делать папирус, на свитках которого регистрировались факты хозяйственной жизни, проводилась инвентаризация имущества и текущий учет получение и выдачи серебра, хлеба и т.д. На папирусе три лица отмечали число ценностей к отпуску, фактический отпуск, выявление отклонений. На документах на отпуск стояла разрешительная резолюция. По окончании дня составлялся отчет. Значительным моментов было ежедневное выведение остатков. Так что можно сделать заключение, что уже в древности бухгалтера выполняли разные операции, несмотря на то, что еще не было найдено никаких книг по «счетоводству» или «бухгалтерии». Также в учете Древнего Египта встречается смета, относящаяся к 2500–2400 гг. до н.э., что подтверждается документами и не может быть опровергнуто. Также на этом этапе приходится расцвет учета в Персии в 522 гг. до н.э. Оплата работы осуществлялась натурой или деньгами по «требованию – наряду». Уже в это время были командировочные удостоверения, по которым чиновники при предъявлении получали продовольствие по нормам.

Таким образом, во 2 этап развития мы переходим с появившимися первыми счетами (инвентарными и счетами расчетов). Делая папирус, проводилась регистрация фактов хозяйственной жизни, проводили инвентаризацию имущества, текущий учет. Это время в документах на отпуск стояла разрешительная резолюция. Оплачивали труд натурой или деньгами. Имелись командировочные удостоверения.

2. этап развития – Стоимостной (Временные отрезки 500 лет до н.э. – 1300г. н.э.).

Произошло первое появление денег (первые монеты возникли в 5 веке до н.э.), что привело к возникновению нового приема – оценки , которая проводилась во всех случаях, когда деньги выступали в функции меры стоимости. С этого момента объект учета – факт хозяйственной жизни – раздвоился, ибо сначала он отражался в натуральном измерении, а потом (или одновременно) в денежном. Денежная оценка вносит в учет определенную условность.

Но появление денег имело еще одно следствие: деление учета на патримональный и камеральный . В первом упор делается на учет состояния и движения ценностей – имущества (доходы и расходы являются следствием этого движения). Во втором – на учет доходов и расходов, а состояние и движение имущества рассматривается как следствие выполнения бюджета (сметы). В системе патримонального счетоводства упор делается на оценку имущества, принадлежащего предприятию, в камеральном – на выполнение сметы. Недостаток первого состоит в том, что он не позволяет проконтролировать ожидаемые факты хозяйственной жизни, недостаток второго – в том, что весь имущественный комплекс, кроме денег выпадает из системы учета.

На этом этапе развития учет велся и в натуральном, и в стоимостном измерении.

Переходя к практической части на этом этапе хотелось бы сказать, что:

Древний Египет являлся родиной счетоводства на свитках папируса («свободных листах»), в то время, как в Вавилонии впервые вели учет на карточках, сделанных из мягкой и влажной глины в виде пластинок – «таблеток». Тростниковой палочкой на этих пластинках делались надписи и их хранили в глиняных кувшинах или тростниковых корзинах. Среди сохранившихся первичных «документов» встречаются «наряды» на выполнение работ, ведомости расходов на «заработную плату». Уже тогда при учете материальных ценностей реально группировались приходные и расходные документы, и что самое главное уже выводили «сальдо». Это то, что касается Вавилонии, но существуют и другие страны, которые тоже применяли свои достижения В бухгалтерском учете, так например:

В Древней Греции учет велся на дощечках, выбеленных гипсом, или на папирусе, как в Древнем Египте. Также Древняя Греция стала родиной первого счетного прибора – абака . Который представлял собой доски с желобками, по которым передвигались камешки. Каждый из этих желобков был предназначен для отдельного числового ряда. Для Древней Греции было характерно, что на учет материальных ценностей назначались только богатые люди, т.к. государству были выгодны недостачи. К примеру: если кто-то украл 5 драхм, то он должен был отдать государству уже 50, т.е. таким образом, он покрывал свою недостачу в 10 кратном размере. Для доказательства правдивости отчетов проводилась инвентаризация. Уже тогда документы о платежах (налогах) распределялись и хранились по срокам. Получение денег (налогов), вычеркивание плательщиков, возвращение списков, сведения о просроченных платежах и неплательщиках способствовали возникновению линейной и нелинейной (позиционной) записи.

На втором этапе развития во многих происходили свои открытия, так же эти достижения коснулись и Рима:

В Риме записи в учете выполнялись на холсте, папирусе, пергаменте, на деревянных, покрытых воском дощечках. Основные достижения проявились в создании системы учетных регистров. Уже тогда появляются первые книги-кодексы. А при регистрации долгов впервые в развитии появляются термины «дебет» и «кредит» , но двусторонняя форма расположения чисел носит случайный характер, а не принцип двойной записи. В Риме развивается бюджетный учет; сметные ассигнования и их исполнение отражаются в книге, которую можно рассматривать как первый баланс государственного хозяйства. Уже тогда в строительстве при оценке сооружений учитывалась амортизация. Также был создан аппарат ревизоров и контролеров.

Делая вывод по Западной Европе можно сказать,

Во 2 этапе подводя итог можно сказать о том, что раздвоившийся объект учета отражался сначала в натуральном, а потом и в денежном измерениях. Появился первый счетный прибор – АБАК . Документы о платежах распределяли и хранили по срокам. Появились системы учетных регистров. Также появляются первые книги-кодексы. Впервые в развитии употребляются термины «дебет» и «кредит». Сложилась определенная система учета кассовых операций.

3. этап развития - Диграфический (приходится на время 1300 – 1850гг.).

На этом этапе происходит дальнейшее развитие патримонального учета. На этом этапе он делится на униграфический – основанный на необходимости информационного воспроизведения хозяйственных процессов. Он обеспечивает как бы определенную ясность для понимания пользователями информации о хозяйственных процессах (простая запись) в основе счетоводства лежит имущественный баланс; и диграфический – основан на необходимости информационного воспроизведения хозяйственных процессов на идее учетного реализма. Реализм предполагает отсутствие полной адекватности между реальными и информационными фактами хозяйственной жизни. В его основе вместо имущественного баланса вводится система рубрик, отдельный счетов, составляющих Главную книгу (двойная запись). Обе ветви бухгалтерского учета существуют и в наши дни, но в целом диграфический учет получил гораздо большее развитие. Тем не менее, распространение малых предприятий и появление компьютерной техники явно оживили возможности и униграфического учета, основанного на простой записи.

В плане счетов произошла революция, т.к. появились условные счета (счета порядка и метода); счета собственных средств – счет капитала и дополнительный к нему счет прибылей и убытков.

В этом этапе так же было характерно:

☞ появление различных способов регистрации фактов хозяйственной деятельности в учетных регистрах (журналах, ведомостях и др.) в виде систематических и хронологических записей;

☞ мануфактурное производство;

☞ сосуществование натурального обмена и товарно-денежных отношений.

В период правления Альфонса Мудрого в Кастилии (Испания) в 1263 г. был издан специальный закон «Об обязательном ежегодном составлении отчетности управляющими государственных предприятий».

Во второй половине ХV в. в трудах Бенедетто Котрульи (1458 г.) впервые говорится о бухгалтерском учете как о науке. Бенедикт Котрульи в своей работе под названием «О торговле и совершенном купце», в главе «О купеческой бухгалтерии» излагает суть ведения учета в трех книгах – Главном, журнале и мемориале с применением двойной записи на счетах.

В Венеции в 1494 г. была издана книга по математике франциского монаха Луки Пачоли «Совокупность всей арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Данная книга состояла из 2-х частей: первая часть содержала арифметику и алгебру, а вторая – геометрию. Каждая часть подразделялась на отделы, которые, в свою очередь, делились на тракты. В первой части, в отделе 9, содержится 11 трактат «О счетах и записях» состоящий из 36 глав. В этой работе изложен венецианский способ ведения операций средневековых купцов. Луке Пачоли принадлежит авторство следующий пяти главных положений бухгалтерского учета, не утративших своего значения и в настоящее время:

☞ он дал теоретическое истолкование двойной записи (без употребления терминов «Дт» и «Кт»), создал персональную модель учета и заложил основы для его юридического истолкования, что было подтверждено в работах Э. Дегранжа и Дж. Чербони.

☞ персоналистическая модель учета привела к возможности самостоятельного рассмотрения таких бухгалтерских категорий, как «дебет» и «кредит». Тем самым создавались условия для выделения бухгалтерского учета в самостоятельную науку.

☞ бухгалтерский учет рассматривался им как самостоятельный метод, основанный на применении двойной записи и применяющийся для отражения хозяйственных процессов.

☞ он ввел двойную запись на счетах, которые рассматриваются как система (план) учета. По его мнению, организация системы (плана) не могла быть постоянной, а должна зависеть от цели, преследуемой администрацией.

☞ впервые в бухгалтерский учет введено моделирование, основанное на комбинаторике, что позволяет построить общую модель, в рамках которой любая учетная задача истолковывается как частный случай.

Идеи Луки Пачоли были развиты его последователями. В результате сформировалась такая наука, как бухгалтерский учет . Венцом данного периода стало широкое использование метода двойной записи . Однако бухгалтерское дело еще не рассматривается как отдельная наука, а курс «счетоводство» включен отдельным разделом в математику.

В Германии, где 13 февраля 1498 г. император Священной Римской империи Максимилиан I подписал следующий указ: «Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежащего писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христоф Штехер». Так впервые появилось слово «бухгалтер».

Последователи Луки Пачоли распространили применение учета в различных отраслях: Альвизе Казанова (1558г.) – судостроение; А. ди Пиетро (1586г.) – монастырское хозяйство и банки; Д.А. Маскетти (1610г.) – промышленность; Людовико Флори (1636г.) – госпитали, государственные организации; Бастиано Вентури (1655г.) – сельское хозяйство. Было создано первое в истории общество бухгалтеров в Венеции в 1581 г.

Так же для 16 века характерен операционный учет – выявление результатов по каждой операции. Но также в это время не было и отчетности. С 17 века появилась система учета, при которой затраты и выпуск соизмерялись на едином счете торговой стадии развития бухгалтерии появилась система учета, основанная на использовании счета «Производство» (счет 20), а также счетов «Покупки» и «Продажи» (счет 90). При этом общие затраты предприятия, связанные со снабжением, производством и реализацией, относили без распределения на счет «Прибыли и убытки» (счет 99). Данные об уже закупленных товарах записывали в дебет счета, а о проданных – в кредит счета «Производство».

В 1773г. в справочнике Эдинбурга насчитывалось 7 бухгалтеров, а к началу 19 в. в справочниках крупных городов Англии и Шотландии их было более 50. Принятый в 1844г. закон «О компаниях» предусматривал обязательную аудиторскую проверку обанкротившихся фирм. Этот закон был принят для того, чтобы фирмы изучали причины обанкротившихся фирм и не повторяли их ошибок.

Теперь переходя к нашей стране можно сказать, что же произошло на этом этапе у нас.

В России с 1645 г. имеются сведения о существовании как общих, так и городских смет, но определенных об исполнении не существовало.

В 1653 годы введен первый в истории России Торговый устав.

В 1783 году в Петербурге было издано первое печатное руководство по бухгалтерскому учету «Ключ коммерции» без указания автора. А уже в Москве, которую стали называть купеческой из-за особенно быстрого развития торговли, в 1790 г. вышла книга «Почетный купец, или Бухгалтерия», состоящая из 3-х частей.

В России бухгалтерский учет как наука получил свое развитие только в первой половине 19 в. Его основоположниками стали К.И. Арнольд, И.Н. Ахметов, Э.А. Мудров. Арнольд приехал из Германии и был первым в Москве преподавателем бухгалтерского учета; Ахметов – служащий петербургской торговой фирмы; Мудров – учитель математики и физики в Олонецкой гимназии. (г. Петрозаводск).

Первые учебники по бухгалтерскому учету появились в России в 19 в. в 1831г. К. Кларком и В. Немчиновым было издано учебное пособие «Счетная наука».

Данный этап занял в историческом развитии почти 6 веков и характеризуется появлением двойной записи, хронологической и систематических записей в учете баланса, Главной книги, методов контроля и привел к созданию национальных торговых систем. Также впервые говорится о бухгалтерском учете как о науке. Издана книга по математике франциского монаха Луки Пачоли «Совокупность всей арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Появление первого «бухгалтера».

4. этап развития - Теоретико-практический (Занявший в своем развитии всего пол века, но имеющий не мало важный вклад в историю приходится на 1850 – 1900 гг.).

Желание познать содержание учитываемых процессов и сделать бухгалтерскую процедуру более эффективной привело к возникновению условных категорий (баланс, прибыль, себестоимость, издержки производства и обращения), и практика учета еще тем, чтобы лучше понять ее и эффективнее воздействовать на нее. Это нашло отражение в новой дифференциации счетов. Теперь наряду со счетами «собственными» (материальные, расчетов, собственных средств) появились совершенно условные «метафизические» счета (результатные и контрарные), и бухгалтерский учет стал приобретать вид уже не фотографии, а нечто, подобное рентгенограмме.

Этот этап развития бухгалтерского дела приходится на время:

☞ революционных преобразований в области производства – переход на машинный технологический базис;

☞ развития разнообразных форм хозяйственных сделок и увеличения объемов как торговых, так и финансовых операций.

Для этого периода характерны единообразные подходы к основам систематизации бухгалтерских записей.

Этот этап характеризуется появлением промышленной бухгалтерии, определяющей себестоимость продукции, методов распределения накладных расходов. Но Вершиной этого этапа явилось создание планов счетов предприятий.

Потребность совершенствовать управление предприятиями привела в начале организационного этапа развития бухгалтерского учета к выделению аналитической бухгалтерии. Основным вкладом в развитие учета на этом этапе явилось разделение бухгалтерии на две: финансовую и аналитическую и появление принципов управленческой бухгалтерии, решающей тактические проблемы управления на основе определения и анализа результатов по центрам ответственности, широкого использования в финансовой и управленческой бухгалтерии плановых показателей: стандартов, норм, смет, данных по предвидению и др. С началом промышленной революции стали появляться профессиональные бухгалтера. То есть бухгалтера, которые специально были обу-чены и занимались, только бухгалтерской деятельностью.

Так же отмечен развитием в промышленности и торговле неизвестных ранее форм предпринимательства. Появление финансовых рынков ценных бумаг, многочисленные скандалы, связанные с финансовыми аферами, вынудили отдельные страны поставить под государственные контроль и регулирование системы бухгалтерского учета, учредить институт аудита. В этот период возникают различные теории счетоводства: юридическая – во Франции, экономическая – в Италии, камеральная – в Германии.

Каждый член Общества бухгалтеров, образованного в 1854 году в Эдинбурге, в соответствии с королевской хартией получил право на титул «присяжного бухгалтера». То есть, он приносил присягу на верность королеве Виктории.

На этом этапе в бухгалтерии органически используется система плановых показателей, характеризующая как общие результаты работы предприятия, так и деятельность центров ответственности. Бухгалтерия, аккумулирующая плановые показатели, получила наименование бюджетной и представляла информацию, характеризующую баланс, прибыли и убытки, самофинансирование, снабжение, производство, реализацию, деятельность центров ответственности. Бухгалтерия на этом этапе интегрировала функции учета и планирования, и в ее недрах родилась новая специальность «управленческий контроль».

Переходя к точным датам можно сказать, что в 1880 г. с одобрения королевы Виктории создан Институт присяжных бухгалтеров Англии и Шотландии. Считается, что с этого момента профессия профессионального бухгалтера получила признание на государственном уровне.

В конце 19 века из практики выделилась теория, появились новые методологии, вычислительные приборы и аппараты. В конце 19 начале 20 в. учет становится наукой.

Данный этап в развитии занял всего полвека, но, не смотря на это в нем произошло много преобразований, таких, как возникновение условных категорий (баланса, прибыли, себестоимости, издержки производства и обращения), также появились совершенно условные «метафизические» счета. Но его вершиной явилось создание планов счетов предприятий. Также произошло развитие бухгалтерии на две: финансовую и аналитическую.

5. этап развития - Научный (Так же занял в своем развитии всего пол века с 1900 по 1950гг.).

Много веков бухгалтерский учет существовал как практическая деятельность (счетоводство). Она включала набор процедур, выбор между которыми делался методом проб и ошибок. В середине XIX в. преобладала юридическая интерпретация учета, с начала ХХ в. получило признание экономическое его понимание. Оба научных направления сосуществовали, время от времени влияние одного усиливалось, другого ослабевало, но ни одна из них не имела господствующего значения и ни одна из них не исчезала. При этом появление условных категорий сначала было стихийным. Но в определенный момент возникла необходимость в их осмыслении. Оно началось через истолкование центральной категории баланса . Одни понимали его как следствие двойной записи, другие – как упрощенную инвентарную опись. Последняя требовала подтверждения, что привело к возникновению современного аудита .

Существенное значение на этом этапе получают учет затрат и калькуляция себестоимости продукции, работ и услуг. По учету затрат патримональное счетоводство связано с камеральным. Последнее фиксировало затраты в соответствии со сметой, первое – по мере возникновения. Теория калькуляции себестоимости возникла в начале ХХ в. Она предполагала расчет полной себестоимости, т.е. включение в нее как прямых, так и косвенных затрат. К середине 30-х годов были сформулированы принципы директ-костинга – метода, при котором в состав себестоимости включаются только прямые затраты, что позволяло расширять объемы производства, снижая отпускные цены до исчисленной частичной себестоимости. В начале 50-х годов был предложен метод учета затрат по центрам ответственности , т.е. учет затрат по местам их фиксации. С середины XIX в. распространение акционерных обществ и изменения в налогообложении привели к резкому усилению налогового законодательства. В ряде европейских стран (Германия, Франция, Швеция, Бельгия, Дания, Люксембург и т.д.) вводится жесткая и весьма детальная регламентация бухгалтерского учета.

По существу этот этап стал периодом становления бухгалтерского дела как области научных знаний. Большинство авторов, среди них Франческо Вилла, Д. Масса, Е. Пизани, А.П. Рудановский стремились сформулировать теоретические основы бухгалтерского учета.

В 1917г. Ассоциация общественных бухгалтеров преобразовалась в Американский институт бухгалтеров со строгими квалификационными требованиями, но без обладания сертификатом. Позднее появляется Американское общество дипломированных общественных бухгалтеров с наличием сертификата. А вот уже в 1936г. эти оба общества слились, и в 1957 г. получили название Американский институт присяжных бухгалтеров.

В 1941 г. Американский институт присяжных бухгалтеров дал следующее определение бухгалтерского учета: «Учет есть искусство записи, классификации и обобщения счетов путем регистрации в денежных единицах сделок и событий, которые, по крайней мере, в какой-то части, имеют финансовый характер, а также интерпретации полученных результатов».

В 1944 г. французский ученый Жан-Батист Дюмарше предложил международный герб бухгалтеров , состоящий из трех фигур: солнца – бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятельность; весов – баланса; и кривой Бернулли , символизирующая, что учет, однажды возникнув, будет существовать вечно, и девиза «наука, доверие, независимость». В 1946 г. Международный конгресс бухгалтеров утвердил герб как интернациональную эмблему счетных работников .

На этом этапе в России (1906 г.) в Санкт - Петербурге выходит книга И. Максимова «Счетоводство. Краткий исторический очерк развития счетоводства и его значение в торгово-промышленных и сельскохозяйственных предприятиях».

Подводя итог по всему 5-му этапу развития можно сказать что, только на этом этапе появилась эмблема всех бухгалтерских работников, сформулирован принцип директ-костинга, истолкована центральная категория – баланс. Данный этап еще характеризуется и тем, что бухгалтерия наряду с решением тактических задач стала решать стратегические задачи управления на основе использования в учете ЭВМ и четкого подразделения затрат на переменные, пропорциональные объему производства.

6. этап развития - Современный (который начался с 1950 и длится по наше время).

Этот этап привел к развитию динамической и статистической трактовок баланса и к попыткам их некоторого синтеза. Динамическая трактовка и эволюция методов калькуляции привели к рождению управленческого учета, а статистическая трактовка предопределила возникновение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и национального счетоводства . Обе трактовки оказывают влияние на формирование налогового учета.

В целом меняется природа счетов, происходит переход от учета предприятий к учету всего народного хозяйства; счета перестают отражать довольно точные юридические явления и начинают концентрировать движение информации, каждый счет становится «черным ящиком», имеющим вход (дебет) и выход (кредит). На этом этапе было осознанно, что учет ведется в интересах различных групп, участвующих в хозяйственных процессах, и единый бухгалтерский учет ведется в интересах государства, финансовый – для актуальных и потенциальных собственников, управленческий – вследствие нужд администрации. Однако бухгалтерский учет – один во всех лицах. Его прошлое прячется от нас, оставляя только разорванные фрагменты, связь между которыми мы должны проследить.

В 1970 г. институтом бухгалтеров было заявлено, что функция учета – «обеспечить количественную информацию, главным образом финансового характера, о хозяйствующих субъектах в целях использования этой информации для принятия управленческих решений».

Характеризуется разработкой базовых принципов объективной оценки имущественно-правового положения самостоятельного хозяйствующего субъекта, целевой направленностью в построении системы бухгалтерского учета, расширением государственной регламентации национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Характеризуется разработкой принципов оценки имущественно-правового положения хозяйствующих субъектов в условиях внешней рыночной среды и в связи с принятием эффективных хозяйственных решений по извлечению будущих экономических выгод; разработкой и внедрением Международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.

Несмотря на существование общих тенденций в развитии мировой экономики, нельзя не отметить особую роль отдельных государств в становлении бухгалтерского дела.

На этом последнем этапе нельзя не отметить, что в целом меняется природа счетов, каждый счет становится «черным ящиком», имеющий вход (дебет) и выход (кредит). Происходит разработка и внедрение Международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту. Развитие новых общенаучных направлений оказало глубокое влияние на бухгалтерский учет. Анализ, теория информации, кибернетика, теория управления, использование современных средств вычислительной техники во многом способствовали совершенствованию учета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении своего выступлении я упоминал много фамилий ученых, которые внесли необъятный вклад в историю бухгалтерского учета. Это такие как: Лука Пачоли, Жан-Батист Дюмарше, Бенедетто Котрульи, также хотелось сказать и о наших российских ученых, о таких, как Александр Павлович Рудановский, Федор Венедиктович Езерский - создатель 3 формы счетоводства, Карл Иванович Арнольд.

Бухгалтер – профессия перспективная, достойная внимания. Наука «Бухгалтерский учет» заслуживает изучения, и я желаю нашим студентам успехов в овладевании ею.

Только профессионалы могут поднять страну.

Овладеть профессией – долг каждого специалиста. Бухгалтер не исключение!

Большое спасибо за внимание!

В Совете Федерации прошло ежегодное совещание Председателя Совета Федерации Сергея Миронова со статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти по вопросу об основных направлениях законодательной деятельности на среднесрочную перспективу и участия в ней органов государственной власти Российской Федерации.

Не терять набранные темпы законотворческой работы и «начать новую сессию с ясным представлением о стоящих перед нами задачах как минимум на среднесрочную перспективу» призвал Председатель Совета Федерации, открывая совещание со статс-секретарями. Сергей Миронов считает, что между Советом Федерации и Правительством РФ установился режим конструктивного взаимодействия на всех стадиях законодательного регулирования общественных отношений – от концептуального обсуждения будущих законов до анализа правоприменительной практики. При этом глава СФ отметил, что институт статс-секретарей федеральных органов исполнительной власти вносит полезный вклад в это сотрудничество.

По его словам, федеральные органы исполнительной власти активно участвуют в системе мониторинга правового пространства страны, созданной по инициативе Совета Федерации. Материалы органов законодательной и исполнительной власти, считает Сергей Миронов , позволяют объективно оценить качество действующих законов и эффективность их практического применения, своевременно выявлять объективные потребности в совершенствовании и развитии законодательства.

Анализируя работу Совета Федерации за последний год, Сергей Миронов сообщил, что создано 9 согласительных комиссий по законам, отклоненным палатой. По мнению спикера СФ, «поиск консенсуса в рамках согласительных комиссий служит на пользу нашему общему делу».

Обеспокоенность Совета Федерации, сообщил Сергей Миронов , вызывают законы, регулирующие квоты на отлов крабов, оборот этилового спирта, порядок наделения полномочиями следователей Следственного комитета при Прокуратуре России. «Они, хотя и были одобрены палатой, но несомненно нуждаются в постоянном мониторинге не только с нашей стороны, но и со стороны Правительства», - заметил он.

Глава Совета Федерации с сожалением заметил, что пока не удалось наладить проведение общественной экспертизы законопроектов через структуры Общественной палаты и привлечь ее членов к мониторинге общественно значимых законов.

Объединение усилий законодателей и исполнительной власти, по мнению Сергея Миронова , дало возможность создать хороший правовой задел для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности России, реализации конституционных прав граждан, защиты национальных интересов и противодействия угрозам безопасности страны.

Говоря о задачах предстоящего периода, Сергей Миронов подчеркнул, что необходимо минимизировать законодательные риски, препятствующие достижению целей правового регулирования. Добиться этого, считает глава СФ, можно за счет стратегического планирования законотворческой деятельности на основе глубокого осмысления и концептуальной проработки всего многообразия информации. «Совместными усилиями мы можем поставить эту важную государственную задачу на регулярную и систематическую основу», - заметил он.

Сергей Миронов отметил, что Совет Федерации предпринимает активные действия по выполнению этой задачи при определении приоритетов законодательного обеспечения наиболее значимых направлений государственной политики. В частности, уверен спикер СФ, стране необходима принципиально новая региональная политика, направленная на гармоничное развитие всех территориальных сообществ. «Наступило время для стратегического пространственного планирования развития страны. И начинать эту работу нужно с базового Федерального закона «О государственной региональной политике в Российской Федерации», - пояснил он.

Председатель СФ также напомнил, что недавно в Совете Федерации обсуждался проект Доктрины социальной политики в нашей стране. «Этот документ наглядно показывает, насколько мы еще далеки от реализации конституционных принципов социального государства и какие задачи стоят перед нами для преодоления этого разрыва», - заявил Сергей Миронов .

Для выполнения поставленных задач, считает Председатель СФ, нельзя ослаблять усилий по совершенствованию организации законодательного процесса. И, прежде всего, нужно перевести мониторинг законодательства и правоприменительной практики на регулярную основу. Сергей Миронов выразил уверенность в том, что в наступающем году взаимодействие Совета Федерации с Государственной Думой и Правительством РФ выйдет на новый, более эффективный уровень.

С докладом о плане законотворческой деятельности Правительства РФ выступил заместитель Председателя Правительства Александр Жуков .

В рамках совещания прошла видеоконференция с участием председателя Брянской областной Думы Владимира Гайдукова и председателя Ивановской областной Думы Андрея Назарова .

С заключительным словом перед собравшимися выступила заместитель Председателя СФ Светлана Орлова , которая отметила, что в последнее время найден хороший механизм взаимодействия исполнительной и законодательной властей. Однако необходимо более четко определить и выделить стратегические задачи этого сотрудничества.

В совещании приняли участие представители Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Счетной палаты РФ, руководители министерств и ведомств.

По окончании совещания Председатель Совета Федерации Сергей Миронов и заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Жуков ответили на вопросы журналистов.

С.М. ГАБИЕВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, М.З. БАСРИЕВА, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета Рассматриваются проблемы взаимодействия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с другими органами государственной власти в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №7 2011 Страницы в журнале: 26-28

С.М. ГАБИЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета,

М.З. БАСРИЕВА,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета

Рассматриваются проблемы взаимодействия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с другими органами государственной власти в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации. Отмечается, что одной из причин недостаточной эффективности функционирования власти в настоящее время является несбалансированность властных полномочий внутри государственной системы.

Ключевые слова: государственная власть, правовое пространство, российская государственность, взаимодействие, Совет Федерации, законотворчество.

Interaction of the Federation Council of Federal Meeting of the Russian Federation with other public authorities in maintenance of uniform legal space

Gabieva S., Basrieva M.

Problems of interaction of the Federation Council of Federal meeting of the Russian Federation with other public authorities in maintenance of uniform legal space in the Russian Federation are considered. It is noticed that one of the reasons of insufficient efficiency of functioning of the power now is imbalance of imperious powers in the state system.

Keywords: the government, legal space, the Russian statehood, interaction, the Federation Council, lawmaking.

Исследование взаимодействия органов государственной власти очень важно в федеративном государстве, когда проблемы обеспечения единого правового пространства актуализируются по причине наличия двух уровней государственной власти с соответствующими правотворческими полномочиями.

В системе взаимоотношений органов государственной власти особое место занимает Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации - как орган, который, с одной стороны, являясь верхней палатой российского парламента, реализует законотворческие полномочия, а с другой - осуществляет, по сути, представительство интересов субъектов Российской Федерации на федеральном уровне.

В первую очередь надо отметить, что необходимым условием существования правового демократического государства является признание и реализация принципа разделения властей.

Сама идея разделения властей возникла в Древней Греции. Так, еще Аристотель писал, что в любом государстве имеется «три элемента: первый - законосовещательный орган о делах государства, второй - магистратуры (именно: какие магистратуры должны быть вообще, какие из них главные, каков должен быть способ их замещения), третий - судебные органы». В дальнейшем в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, Г.Ф. Гегеля и Т. Джефферсона эта идея получила свое развитие. Ученые сформулировали идею о необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, положив начало классической теории разделения властей.

Принцип разделения властей означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа.

Целью данного принципа является недопущение возможных злоупотреблений и возникновения тоталитарного управления, не связанного с правом. Законодательная власть принимает законы, облекая в них основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть призвана реализовывать нормы права, принятые законодателем. К полномочиям судебной власти относится охрана права от любых нарушений через осуществление правосудия.

В современной теории конституции в отношении структуры органов государства, их взаимодействия обнаруживаются новые тенденции. Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин среди прочих направлений развития принципа разделения властей выделяют более тесное сотрудничество главы государства, парламента и правительства и субсидиарность при реализации государственных полномочий.

Как отмечалось выше, в системе взаимоотношений органов государственной власти особое место занимает Совет Федерации, анализ взаимодействия которого с другими органами государственной власти играет важную роль в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации.

Д.Ш. Пирбудагова и В.Т. Азизова так определяют единое правовое пространство: «Правовое пространство - это сфера регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в пределах территории данного государства и конкретного исторического времени». Далее авторы раскрывают содержание категории «правовое пространство» через его признаки:

Суверенитет государства над всей его территорией;

Непрерывность, однородность, целостность правового пространства;

Территориальная ограниченность;

Системно-структурный характер;

Внутреннее единство;

Внешнее единство;

Преемственность.

Совет Федерации как орган государственной власти, наделенный законодательными полномочиями, в своей деятельности должен опираться на эти принципы, в том числе сотрудничая с другими органами государственной власти. Взаимодействие это основано на реализации соответствующих полномочий.

Совет Федерации и Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации. Поскольку законодательную власть на федеральном уровне в России осуществляет Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат, то, безусловно, именно они наиболее тесно взаимодействуют между собой. Выполняя представительскую функцию, Совет Федерации выражает на федеральном уровне интересы субъектов Российской Федерации, играя роль своего рода «палаты российских регионов». Кроме того, как отмечает А.А. Вихарев, ему присуща специфическая для всех верхних палат функция сдерживания нижней палаты парламента. В этой роли Совет Федерации выступает элементом внутрипарламентской системы сдержек и противовесов.

Совет Федерации и Президент РФ. Сотрудничество Совета Федерации и Президента РФ затрагивает разнообразные направления, однако оно касается прежде всего вопросов законотворческой деятельности, в том числе в части повторного рассмотрения законов, отклоненных Президентом РФ.

Совет Федерации и Правительство РФ.

Основы взаимоотношений палат Федерального собрания с Правительством РФ заложены в Конституции РФ и развиваются в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в регламентах Совета Федерации и Государственной думы, в других правовых актах.

В отношении взаимодействия указанных органов следует отметить несколько моментов. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы посредством внесения законопроектов в Государственную думу. Оно вправе также предлагать поправки в находящиеся на рассмотрении в Государственной думе законопроекты.

Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Оно также может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства РФ подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной думы.

Вместе с тем следует отметить более активное взаимодействие Правительства РФ с нижней палатой Федерального собрания - Государственной думой. Это проявляется прежде всего в более широком объеме контрольных полномочий Государственной думы. К примеру, обе палаты парламента обладают правом на проведение собственных расследований по наиболее общественно значимым вопросам, но лишь перед Государственной думой в соответствии с п. «в» ст. 103 Конституции РФ Правительство РФ обязано ежегодно отчитываться.

Совет Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Наиболее остро проблемы обеспечения единого правового пространства проявляются на уровне законодательства субъектов Российской Федерации, которое должно ограничиваться рамками полномочий субъектов, при условии непротиворечия Конституции РФ и федеральному законодательству. Именно поэтому особенно важна деятельность Совета Федерации по взаимодействию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку Совет Федерации представляет собой одну из палат федерального законодательного органа, взаимодействие в основном касается законодательных органов субъектов Российской Федерации. Специально для активизации этого направления был создан Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, так называемый Совет законодателей (Положение от 21 мая 2002 г.).

Основной задачей данного органа является обеспечение единого правового пространства Российской Федерации, координация законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обмен опытом.

В рамках деятельности Совета законодателей проводятся дни Совета Федерации в субъектах Российской Федерации, дни субъектов Российской Федерации в Совете Федерации, различного рода выездные мероприятия комитетов, комиссий Совета Федерации.

Для более эффективного взаимодействия Н.И. Шаклеин предлагает ряд мер по закреплению в Конституции РФ принципа единства законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые, на взгляд автора, позволят обеспечить их сотрудничество в сфере законотворчества и осуществление контроля над реализацией принятых законов. Среди возможных форм закрепления данного принципа предлагаются:

Введение института совместной законодательной инициативы регионов;

Предварительная экспертиза проектов федеральных законов, вносимых субъектами Российской Федерации;

Активизация советов законодателей по федеральным округам и их взаимодействие с парламентом Российской Федерации.

В целом относительно взаимодействия Совета Федерации с другими органами государственной власти в аспекте обеспечения единого правового пространства следует отметить, что осуществляется оно прежде всего в законодательном процессе и зависит от степени вовлеченности в него различных органов.

Однако, думается, следует согласиться с С.С. Козловым в том, что современное состояние российской государственности характеризуется недостаточной эффективностью функционирования власти. Одной из причин такого положения является несогласованность властных полномочий внутри нынешней государственной системы. Формой проявления несбалансированности полномочий выступает недостаточное взаимодействие органов государственной власти, и, как следствие этого, - существующие проблемы обеспечения единого правового пространства.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1) исследование взаимодействия Совета Федерации с другими органами государственной власти имеет большое значение, поскольку оно играет важную роль в обеспечении единого правового пространства России;

2) необходимо выработать эффективные механизмы взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для полноценного единства в сфере законотворчества и осуществлять строгий контроль реализации принятых законов.

Библиография

1 Исследование выполнено при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (мероприятие 1.2.2, проект «Обеспечение единого правового пространства Российской Федерации: мониторинг регионального законодательства»), конкурс НК-160П.

2 Аристотель. Политика. IV, 11, 1, 12, 97 и 30.

3 См.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. С. 273.

4 Пирбудагова Д.Ш., Азизова В.Т. Теоретические и методологические аспекты обеспечения единого правового пространства Российской Федерации: Учеб. пособие. - Махачкала, 2010. С. 118.

5 См.: Вихарев А.А. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: вопросы конституционной теории и практики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2002.

6 См.: Шаклеин Н.И. Конституционно-правовой статус федерального и региональных парламентов Российской Федерации и проблемы его совершенствования: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - М., 2010.

7 См.: Козлов С.С. Конституционно-правовой механизм взаимодействия парламента с другими органами государственной власти и местного самоуправления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - СПб., 2003. С. 10.

Поделитесь статьей с коллегами:

Взаимоотношения Совета Федерации и Государственной Думы. В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного кредитного таможенного регулирования денежной эмиссии;...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


76. Взаимоотношения Совета Федерации и Государственной Думы.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет права внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом.

В случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.

Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, комитетом, комиссией палаты, членами которых они являются. Член Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной Думы, а депутат Государственной Думы – на всех заседаниях Совета Федерации.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы – индивидуально или группой – вправе направлять обращения и запросы в Правительство РФ, Генеральному

прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов и должностных лиц. Запрос вносится на заседании палаты в письменной форме. Орган, должностное лицо, которому направлено обращение, должны дать ответ на него в устной или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, согласованный с членом Совета Федерации, группой членов Совета Федерации срок.

По вопросам своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют преимущественное право выступать по вопросам их деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом материалы, представляемые ими по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий палат, а также депутатских объединений в Государственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных материалов без согласия авторов не допускается.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21569. Совет Федерации Федерального Собрания: конституционный статус, эволюция механизма формирования, организационное устройство на современном этапе. Акты Совета Федерации 29.62 KB
Принцип верхней и нижней палат, характеризующий парламентское устройство в Российской Федерации, обусловливает значительную самостоятельность Государственной Думы и Совета Федерации (различны их полномочия, осуществляемое ими представительство, заседания проводятся раздельно и т.д.). В особо значимых случаях, установленных Конституцией РФ, палаты работают как единое целое и могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
6858. Порядок определения результатов выборов депутатов Государственной Думы 6.67 KB
Сразу же после окончания голосования в тот же день после 20 ч по местному времени участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей по числу бюллетеней опущенных в урну и заносят результаты такого подсчета в протокол. Все протоколы по результатам голосования подписываются всеми членами с правом решающего голоса соответствующей избирательной комиссии. Протоколы с результатами голосования по избирательным участкам направляются в территориальные избирательные комиссии которые в свою очередь суммируют полученные...
6854. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы и на должность Президента РФ 8.42 KB
Порядок выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы и на должность Президента РФ. Выдвижение кандидатов на выборах может быть в порядке: 1 самовыдвижения; 2 выдвижения кандидатов политической партией избирательным блоком по одномандатным избирательным округам; 3 выдвижения федерального списка кандидатов политической партией избирательным блоком. Выдвижение кандидатов политической партией избирательным блоком по одномандатным избирательным округам Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам...
6870. Внутренняя структура, Регламент и организация работы Совета Федерации 8.55 KB
Внутренняя структура Регламент и организация работы Совета Федерации. Совет Федерации в нем работают назначенные представители от всех субъектов Федерации по человека от каждого региона. Структура Совета Федерации: Председатель Совета Федерации и его заместители они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ; 2 комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации их численность не может быть менее 10 человек причем все члены палаты обязательно должны входить в один из...
13814. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации 29.43 KB
Общие положения о государственной гражданской службе в РФ. Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции. Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации. Ограничения связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации.
19535. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации 16.35 KB
Понятие и сущность управления государственной службы. Основные методы управления государственной службой. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации. Введение Важнейшим условием нормального функционирования и развития государственной службы является управление ею.
5484. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда 21.72 KB
С целью сохранения жизни и здоровья работников создана служба охраны труда и чтобы она успешно выполняла свои функции за этой службой необходим постоянный государственный надзор, полномочия которого не безграничны, а зачастую недостаточны для эффективного контроля выполнения всех требований обеспечения безопасности на рабочих местах
19196. Изменения законодательства о выборах в законодательные органы государственной власти в Российской Федерации и Тюменской области 49.73 KB
Изменения законодательства о выборах в законодательные органы государственной власти в Российской Федерации и Тюменской области. Российское законодательство о выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации...
1338. Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления 65.83 KB
Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации с органами местного самоуправления....
18189. Взаимоотношения в семье 102.23 KB
Семья как социальная среда развития ребенка 6-7 лет. Особенности качеств ребенка младшего школьного возраста. Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка. Пути воспитания личностных качеств ребенка в семье.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 104) различает две группы субъектов права законодательной инициативы. В первую входят субъекты, право которых не связано какими-либо компетенционными рамками. Вторую группу образуют те субъекты, кто пользуется правом законодательной инициативы лишь по вопросам своего ведения (КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ). Ранее этим правом обладали Президиум и Председатель Верховного Совета, постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета, Генеральный прокурор России, некоторые общественные организации (ст. 110 Конституции РСФСР 1978 года).

Законопроекты вносятся в Государственную думу Российской Федерации (Государственная дума, Госдума) конкретными субъектами, обладающими правом законодательной инициативы.

Согласно основной норме законопроекты, исходящие от государственных органов и их должностных лиц, не обладающих правом законодательной инициативы, общественных объединений, граждан, не могут быть самостоятельно внесены в нижнюю палату Федерального собрания.

Ежегодно в Госдуму поступает большое количество проектов законов. Так, в 2006 году субъектами права законодательной инициативы внесено 1249 законопроектов, в 2007 - 1376, в 2008 - 1204, в 2009 -- 1130, в 2010 году -- 1054 законопроекта. За весеннюю сессию (январь -- июль 2011 года) внесено 664 законопроекта, однако, по данным одного из депутатов, остались нерассмотренными около 200 законодательных инициатив.

С 1994 по 2010 год в Государственную думу внесено более 4,5 тыс. законопроектов, разработанных законодательными органами регионов, из которых стали федеральными законами только 5,5%. За период 2004--2010 гг. 265 законопроектов (8,4%), внесенных региональными законодателями, были приняты Федеральным собранием (в 2004 -- 16 федеральных законов, в 2005 -- 24, в 2006 -- 32, в 2007 -- 70, в 2008 -- 37, в 2009 -- 45, в 2010 году 41 закон). Из них в указанный период Белгородская областная дума добилась принятия 5 федеральных законов.

Примечательно, что в 2004--2010 гг. отозваны, возвращены, сняты с рассмотрения или отклонены около 2 тыс. законопроектов регионов. Как видно, доля принятых законопроектов по отношению к внесенным по-прежнему остается невысокой. Одна из причин этого -- отсутствие общей консолидированной позиции представительных органов российских субъектов в отношении внесенных ими законопроектов. К сожалению, ни одного законопроекта не было внесено от законодательных органов Алтая, Калмыкии, Мордовии.

Данные показатели свидетельствуют о высокой активности субъектов права законодательной инициативы, однако количество так называемых поправочных законов (о внесении тех или иных изменений и дополнений в уже принятые акты) достаточно велико и не снижается.

По утверждению председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанова, представительный орган государственной власти северной столицы внес за последние 10 лет 132 законопроекта, из них только 6 стали федеральными законами. Это авторитетное суждение еще раз подтвердило существование проблем качества законопроектов, эффективности выражения и отстаивания региональных интересов в Совете Федерации.

Регламент Государственной думы (утв. постановлением от 22.01.1998 № 2134-II ГД; далее -- Регламент Госдумы) устанавливает, что до принятия или одобрения законопроекта в первом чтении субъект (субъекты) права законодательной инициативы, внесший (внесшие) законопроект, имеет (имеют) право отозвать внесенный им (ими) законопроект путем подачи письменного заявления на имя председателя палаты или на основании соответствующего решения субъекта права законодательной инициативы -- коллегиального органа (п. 6 ст. 112). На практике возможны случаи отзыва законопроекта не только после принятия его в первом чтении, но и в дальнейшем вплоть до момента одобрения Советом Федерации. Однако подобные ситуации регламентными нормами не урегулированы.

Обращаясь к опыту Франции, отметим, что статьи 25 и 26 Регламента Сената 1958 года (Регламент Сената) устанавливают, что законопроекты, внесенные правительством или другим субъектом, могут быть ими отозваны на всех стадиях процедуры (даже если уже началось обсуждение) до их окончательного одобрения. Регламент Сената определяет, что предложения, внесенные сенаторами и отклоненные палатой, не могут вновь представляться до истечения 3-месячного срока (ст. 28). Таким образом, установлен барьер в отношении злоупотребления правом законодательной инициативы. В Российской Федерации данное ограничение отсутствует, что, на наш взгляд, не является правильным.

Анализ парламентской практики показывает необходимость совершенствования подобной деятельности не только официальными субъектами права законодательной инициативы, но и институтами общества.

В целях совершенствования различных аспектов правотворчества и обеспечения учета общественного мнения при подготовке проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов Президентом РФ принят Указ от 09.02.2011 № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» (далее -- Указ № 167). Согласно его положениям законопроекты, затрагивающие основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, могут быть вынесены на общественное обсуждение. По поручению главы государства тексты таких законопроектов размещаются в Интернете, тем самым обеспечивается возможность ознакомиться с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по законопроекту гражданам, принимающим участие в обсуждении.

Не умаляя достоинств Указа № 167, следует заметить, что современная практика позволяет более активно и эффективно использовать ресурсы и инструменты отечественного парламентаризма в законотворчестве. Это относится к членам Совета Федерации, которые должны участвовать (а в ряде случаев и организовывать) обсуждение федеральных законопроектов в представляемых ими регионах. Подобная общественная апробация весьма важна с точки зрения повышения качества и престижа проектов государственных решений и должна распространяться на многие важные общественно-политические и государственные вопросы, волнующие граждан и их объединения, а не только на законопроекты, как это отмечено в Указе № 167, в сфере социально-экономического развития России. Еще раз подчеркнем, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), и он имеет полное право выражать свою волю и отстаивать свои интересы.

Нижняя палата парламента самостоятельно и без всяких ограничений может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении (п. 6 ст. 119 Регламента Госдумы). Однако в полном объеме такая инициатива ни разу не реализовывалась.

В целях усиления демократических начал правотворчества названные в Указе № 167 законопроекты в императивном порядке необходимо выносить на широкое общероссийское или межрегиональное обсуждение. Это требует более четкой правовой регламентации «дозаконодательных стадий» парламентского законотворческого процесса. Следует также учитывать опыт ряда стран (Австрии, Италии, Испании), в которых признан и действует институт народной правотворческой инициативы. Его суть состоит в том, что проект закона может быть подготовлен и официально выдвинут в представительный орган государственной власти, если инициативная группа соберет в течение установленного периода времени определенное число подписей граждан-избирателей.

Представляется, что усмотрение в данном вопросе ответственного комитета не позволяет в полной мере говорить об участии в законотворческом процессе широкого круга участников и об эффективности этого процесса. Повышению качества законодательства могла бы способствовать организация экспертизы законопроектов, проводимая научными организациями, ведущими вузами, Общественной палатой РФ по всем законопроектам. Эта задача -- сложная, требующая соответствующего финансового и организационного обеспечения, но решаемая.

Несомненно, важная роль в законодательном процессе отводится верхней палате Федерального собрания. Совет Федерации обладает правом вето на решения Государственной думы, что позволяет ему позиционировать себя в качестве самостоятельного властного института в рамках установленной конституционной модели 1993 года.

Все принятые федеральные законы подлежат в течение 5 дней передаче из нижней палаты в Совет Федерации. «Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации» (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ). Отметим, что если в Государственной думе законопроекты могут находиться годами (для нее сроки рассмотрения законопроекта не установлены), то для рассмотрения законопроектов в верхней палате основной нормой установлен короткий срок. Как конституционное требование и политический императив это вполне оправданно. Однако на практике Совет Федерации порой превращается в регистратора поступивших законопроектов, так как он из-за нехватки времени или субъективных факторов не всегда способен выступать в виде барьера (своеобразного «фильтра») для непродуманных или конъюнктурных решений, поступивших из другой палаты.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме