Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Типы правовых систем правовые семьи. Типы права и основные правовые семьи современности

Даже по внешнему виду чая можно до некоторой степени судить о его качестве. Этот показатель учитывается титестерами наряду со вкусом, ароматом и цветом разваренного листа.

При соответствии органолептических свойств чая определенному уровню качества (сорту) исследование физико-химических показателей не обязательно. Однако в случае возникновения разногласий с поставщиком в оценке качества (сорта), а в конечном - цены такие исследования проводить необходимо.

При проведении органолептического анализа из средней пробы чая отбирают навеску массой 100 г и высыпают тонким слоем на лист белой бумаги.

Внешний вид (уборка) сухого чая определяют путем его осмотра при дневном рассеянном свете или ярком искусственном освещении.

При определении внешнего вида сухого чая обращают внимание на цвет, ровность, однородность и скрученность чаинок. Например, при анализе байхового чая следует обратить внимание на содержание золотистых волосков древесины, нескрученных пластинок листа и других включений.

Наличие золотых и серебристых типсов говорит о то, что чай приготовлен из нежного высококачественного сырья. При правильной обработке невскрытые почки чайного растения в процессе сушки приобретают светло-золотистый цвет.

Наличие в чае черешков (красных стеблей) или волокон древесины свидетельствует о том, что чай выработан из грубого сырья и плохо отсортирован. Чем больше черешков или волокон древесины, тем ниже качество.

В чае не допускается примесь посторонних примесей: продукция, засоренная посторонними примесями считается браком.

Приготовление и оценка настоя чая. Настой, аромат, вкус и цвет разваренного листа определяют после заваривания чая. Для этого взвешивают на технических весах навеску чая 3 г и высыпают в фарфоровый титестерский чайник, наливают 125 мл свежекипящей воды.

Заварник быстро закрывают крышкой, и настой выдерживают в течение 5 мин для черного и 7 мин для зеленого чая.

По истечении срока заварки настой выливают в специальную титестерскую белую фарфоровую чашку.

При выливании настоя в чашку необходимо обратить внимание на то, чтобы настой заварника был вылит полностью. Для этого чайник несколько раз встряхивают, чтобы полностью стекли последние, наиболее густые капли настоя.

В настое чая определяют его характеристику и вкус, а в чае, оставшемся после сливания из заварника, - аромат и цвет разваренного листа.

При характеристике настоя обращают внимание на его прозрачность, интенсивность и цвет. Настой чая должен быть прозрачным, в низших сортах допускается мутноватость. Чем интенсивнее окрашен настой, тем выше оценивается чай.

Например оценку настоя черного байхового чая производят в зависимости от его интенсивности: вышесредний, средний, слабый. Обычно чай высших сортов имеет вышесредний настой. Более крупные листовые чаи высшего и 1-го сортов характеризуются среднем настоем. А более низкие сорта - слабым настоем.

Наилучшим считается прозрачный, яркий цвет настоя. Коричневый, темный, мутный цвет настоя считается недостатком и указывает на нарушение технологического процесса.

Мелкий чай имеет более интенсивный настой по сравнению с листовым чаем.

Особенно интенсивный настой имеют гранулированные чаи, а также мелкие, но они обладают более слабым ароматом и поэтому не бывают высокого качества.

Определение аромата и вкуса чая. К определению аромата и вкуса чая приступают не сразу после выливанию настоя, а спустя 1-1,5 мин. За это время разваренный лист в заварнике слегка остынет, что способствует лучшему улавливанию аромата. В горячем состоянии невозможно уловить действительный аромат чая. Но не следует также и медлить с опробованием чая больше 1,5 мин. Чем дольше остывает чай в заварнике, тем труднее установит его аромат.

Для определения аромата чая быстро открывают крышку чайника, подносят к носу и делают вдох.

Чай может иметь полный букет, тонкий, легкий приятный или слабый, грубый аромат в зависимости от сорта. В титестерской практике принята специальная терминология для определения аромата высококачественного чая: розанистый, миндальный, медовый, цитрусовый, цветочный, смесь запахов земляники, герани, черной смородины и др.

При опробовании чая на аромат легко обнаруживаются недостатка, которые возникают в чае в результате нарушения технологического процесса и хранения: жаристость, запах зелени, затхлость, дымный, плесневелый и другие нехарактерные для чая запахи.

Для определения вкуса чай пьют небольшими глотками и фиксируют первые вкусовые ощущения. Вкус чая может быть терпким, недостаточно терпким или грубым в зависимости от товарного сорта.

Настой чая, имеющий полный с терпкостью вкус, называют крепким настоем. Терпкость и полнота вкуса настоя - признаки высокой экстрактивности чаев, их высокой Р-витаминной активности. Чай, который лишен крепости и полноты вкуса, считают «водянистым», пустым. Это может быть вызвано слабым скручиванием или длительным процессом ферментации.

Терпкость чая зависит от количества растворимых веществ в чайном листе, т.е. от количества и степени раздавливания клеток чайного листа. Чай с недостаточно вяжущим вкусом называют чаем с безжизненным настоем. Причинами подобного явления может быть поглощение чаем излишней влаги, высокая температура и заваривание чая при сушке.

Определение цвета разваренного листа. Разваренный лист выкладывают на крышку чайника и определяют его цвет.

Цвет разваренного листа находится в прямой зависимости от интенсивности настоя, аромата и вкуса чая.

При определении цвета разваренного листа обращают внимание на его однородность: чем ниже сорт чая, тем мене однородный цвет. Он может быть от светло-коричневого до темно-коричневого для черного чая и от зеленовато-желтого до темно-желтого - для зеленого чая.

Например, темный цвет разваренного листа черного байхового чая обычно наблюдается при излишней ферментации или чрезмерном завяливании чайного листа; при недостаточной ферментации сохраняется зеленый цвет. В обоих случаях чай получает низкую оценку. Высококачественный черный байховый чай имеет разваренный лист ярко-медного цвета.

При обработке неоднородного материала цвет разваренного листа пестрый.

Органолептические свойства чая определяют специалисты в области дегустационной оценки - титетстеры, пользуясь 10-бальной шкалой (табл. 1). По этой шкале самые низкосортные сорта чая оценивают в 1,5 балла, а наиболее высококачественные - 5,5 балла и выше. Оценка чая 9-10 баллов пока считается недостижимой.

Самые высококачественные чаи, именуемые Unique (Уникум), а например лучшие сорта индийского чая Дарджилинг ил цейлонского Нюр-Эли, очень редко оцениваются в 8 баллов за свое уникальные вкусоароматические свойства. Оценка же обычных высших сортов фабричного чая гораздо ниже 5,25-6,25 балла.

Физико-химические показатели. Определение массы нетто чая, массовой доли влаги, массовой доли мелочи, массовой доли металломагнитной примеси приводится в соответствии с ГОСТ 1936-85 «Правила приемки и методы анализа».

К примеру, содержание влаги у всех фасованных байховых чаев торговых сортов не должно превышать 8%. Содержание мелочи в фасованных черных и зеленых байховых чаях не должно превышать 1% в сорте «Букет» и 5% - в остальных сортах.

Определение водорастворимых экстрактивных веществ проводится в соответствии с ГОСТ 28551-90 «Чай. Метод определения водорастворимых экстрактивных веществ». Содержание экстрактивных веществ в черном фасованном байховом чае не должно быть меньше 28% в 3-м сорте и 35% - в сорте «Букет», соответственном в зеленом байховом чае - не мене 30% в 3-м сорте и 35% - в сорте «Букет» и высшем.

Определение общей, водонерастворимой и водорастворимой золы проводится в соответствии с ГОСТ 28552-90 «Чай. Метод определения общей, водонерастворимой и водорастворимой золы». Определение сырой клетчатки приводится в соответствии с ГОСТ 28553-90 «Чай. Метод определения сырой клетчатки»

2.1. Национальные правовые системы и правовые семьи. Каждое государство имеет не только собственное право, но и собственную правовую систему. Правовую систему каждого отдельно взятого государства принято именовать национальной правовой системой . В современном мире насчитывается более двухсот национальных правовых систем, т. е. ровно столько, сколько государств. Каждая национальная правовая система по-своему оригинальна, специфична, имеет свои неповторимые черты, так как в ней отражаются социально-экономические, политические, культурные и иные особенности общества, страны, в которой существует и функционирует данная правовая система. Вместе с тем правовые системы различных государств могут иметь определенные общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Такие группы правовых систем принято именовать правовыми семьями или семьями правовых систем . В научной литературе нет единых критериев для выделения тех или иных правовых семей. За основу могут приниматься идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии. Однако чаще всего во внимание принимаются общность источников, структуры и исторического пути формирования права. Вследствие этого под правовой семьей многие понимают совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью источников, структуры и исторического пути формирования права .

Исходя из общности источников, структуры и исторического пути формирования права, а также некоторых других критериев, различные исследователи выделяют разное число правовых семей. Так, известный французский ученый, один из крупнейших исследователей в области компаративистики (сравнительного правоведения) Р. Давид выделял три правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, к которым, по его мнению, примыкает остальной юридический мир под названием «религиозные и традиционные системы». Германские исследователи К. Цвайгерт и Х. Кетц, исходя из такого критерия, как «правовой стиль», который складывается из нескольких факторов (происхождения и эволюции правовой семьи, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, идеологии), различают семь правовых семей (по терминологии авторов – «правовых кругов»): романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, исламскую и индусскую. Нет по данному вопросу единства мнений и среди российских исследователей. Не вдаваясь в подробности, представляется возможным выделить в современном мире четыре основных правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую, религиозно-традици­онную и социалистическую. В свою очередь, в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить такие правовые семьи (подсемьи), как романскую, германскую, скандинавскую, славянскую и латиноамериканскую, а в рамках религиозно-традиционной семьи – религиозную, к которой относятся мусульманская, индусская и иудейская правовые системы, и традиционную. В дальнейшем более подробно мы остановимся только на романо-германской, англосаксонской и мусульманской правовых системах и рассмотрим исторические пути их формирования, структуру и источники.

2.2. Типы права. С понятием «правовая семья» известным образом связано и такое понятие, как «тип права». В советской теории государства и права правовые семьи принято было выделять в рамках типов права, которые именовались историческими типами права. Так, в рамках буржуазного типа права выделялись романо-германская и англосаксонская правовые семьи, а в рамках социалистического типа права – советская правовая семья, правовая семья стран народной демократии и правовая система республики Куба, которая считалась самостоятельной правовой семьей, несмотря на то, что была представлена в единственном числе. В кого типа права – о нская правовые семьи, а в рамках социалистикак исторический, причем высший и последний тип праваторически настоящее время соотношение между типами права и правовыми семьями рассматривается несколько иначе. Обусловлено это тем, что современная российская теория государства и права исходит из множественности критериев в типологии права и возможности использования разных подходов, в то время как типология права, которая давалась советской теорией государства и права, носила односторонний характер, поскольку основывалась лишь на одном критерии – способе производства материальных благ.

В современной типологии права, как и в типологии государства, используется, прежде всего, формационный подход, разработанный, как известно, советской теорией государства и права. Согласно этому подходу выделяются рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический типы права, каждый из которых существует в рамках соответствующей общественно-экономической формации и обусловлен определенным способом производства материальных благ. В современной теории государства и права отдельные авторы наряду с названными типами права выделяют также восточный тип права, рассматривая его в качестве исторически первого типа права.



В то же время по мнению проф. О. Э. Лейста, «типизация права по формациям уязвима тем, что описывает более черты того общества, в котором действует право, чем качества самого права, действующего в том или ином обществе». «Действительная типизация правовых систем, – считал он, – это не их перечень с добавлением наименований общественно-экономических формаций, а исследование качеств этих правовых систем в их обусловленности особенностями обществ». Исходя из этого, т. е. качественных особенностей права той или иной общественно-экономической формации, О. Э. Лейст выделяет три типа (исторических типа) права: сословное право, формальное право и социальное право.

По О. Э. Лейсту сословное право соответствовало азиатскому способу производства, рабовладельческому и феодальному обществам. Оно отражало и закрепляло структуру обществ, состоявших из классов-сословий, и выступало как право-привилегия, по содержанию разное для разных сословий, а нередко – и для социальных групп внутри сословий. Формальное (абстрактно равное) право – это право буржуазного общества. Оно является правом всеобщего равенства, формальных прав и абстрактной свободы и качественно отличается от сословного права. С приходом формального права отменяются сословные привилегии, учреждается равенство всех людей перед законом, закладываются основы гражданского общества. Социальное право – это право, которое возникает в XX в. Оно сохраняет общечеловеческие ценности равного права, но преодолевает формализм буржуазного права при помощи общегосударственной системы гарантий, особенно льгот и правовых преимуществ для социально обездоленных слоев общества. «Социальные и демократические движения новейшего времени, – пишет О. Э. Лейст, – достигли заметных успехов в переходе от существовавшей долгие века системы привилегий господствующих высших сословий за счет низших к системам льгот и привилегий для низших слоев общества за счет имущих классов».

В современной отечественной теории государства и права используется также типология права, в основе которой лежит типология правовых систем . При таком подходе каждая правовая семья, выделяемая в процессе типологии правовых систем, рассматривается и как соответствующий тип права. Поэтому выделенные выше в качестве основных романо-германская, англосаксонская, религиозно-традиционная и социалистическая правовые семьи могут рассматриваться и как соответствующие типы права.

Понятие правовой системы и правовой семьи.

Правовая система – понятие гораздо более емкое, нежели система права. Они соотносятся, как целое и часть.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система - комплексная категория.

Структура правовой системы (элементы правовой системы):

    нормативный элемент включает в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства;

    институциональный элемент , включающий систему органов государственной власти, осуществляющих правотворческие, правоприменительные, правоохранительные функции;

    социологический элемент включает в себя правосознание, правовую культуру, юридическую практику, юридическую технику.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право.

В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;

2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);

3) правовую семью.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем.

Правовые семьи и их классификация

Каждому государству присуща своя национальная правовая система, характеризующая уровень развития страны. Однако мно­гие национальные системы близки друг другу по характерным признакам. Такие черты, присущие многим государствам, объ­единяют правовые системы в типы правовых систем, или правовые семьи .

Типы правовых систем (семьи) распространяются на группы государств.

Выделяют следующие типы правовых систем (правовые семьи)

    англосаксонская;

    романо-германская;

    мусульманская.

    индусская;

    скандинавская;

    славянская;

    система обычного права;

    социалистическая и др.

Следует отметить, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент. С учетом этого рассмотрим основные правовые семьи.

Англосаксонская правовая семья.

Основы данного типа правовых систем были сформированы в Англии, а затем посредством активной колониальной политики был распространены и на другие континенты. В настоящее время данный тип правовых систем существует в Великобритании, США, Канаде (Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии и ряде других стран). Примерно одна треть населения живет в правовых рамках определенных именно англосаксонской правовой системой.

Формирование англосаксонской системы права началось еще в XIII в., когда были образованы и действовали так называемы разъездные королевские суды. В своей деятельности они руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. В результате судьи вырабатывали общие нормы, принципы и подходы в рассмотрении споров из разных сфер общественно жизни. Таким образом, складывалось так называемое общее прав (common law), которое первоначально было неписаным. Следует отметить то обстоятельство, что английское феодальное прав практически не подверглось влиянию римского права.

В дальнейшем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам. Таким образом, судебная практика стала одни из основных источников права.

В XIV в. в Англии наряду с «общим правом» начинает функционировать и так называемое право справедливости. Оно возникло как апелляционный институт. Недовольные решением своих дел в судах общего права обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Король делегировал свои полномочия лорду-канц­леру, который считался «проводником королевской совести». Он при решении дел применял нормы общего права, римского права или канонического права, руководствуясь «соображениями справедливости». В дальнейшем данный суд также стал использован, свои же судебные прецеденты. В конечном итоге «общее право» и «право справедливости» слились друг с другом и в результате образовалось общее прецедентное право.

В 1854 г. специальным парламентским статутом была офици­ально признана обязательность судебных прецедентов. При этом были установлены следующие принципы прецедентною права:

    высшие суды не зависят от решений низших судов;

    суд первой инстанции не связан решением другого суда этого же уровня;

    нижестоящий суд обязан следовать выводам высшего суда;

    последующие решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) не должны противоречить своим же пре­дыдущим решениям.

Следует отметить, что в Англии наряду с судебными прецеден­тами в качестве источников права использовались и используют­ся и законодательные акты. Так, в начале XX в. в Англии стала наблюдаться тенденция расширения роли парламентских стату­тов (парламентских законов, принимаемых по отдельным сферам общественных отношений). В настоящее время статуты наряду с судебными прецедентами являются основными источниками права.

Признаки англосаксонской системы права:

1) основным источником права выступает судебный прецедент;

2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное, поскольку, например, в процессе судопроизводства происходит правообразование (судья, принимая решение по конкретному делу, создает прецедент как источник права для других правоприменителей);

4) отсутствие официального деления права на отдельные отрасли;

5) отсутствие кодифицированных отраслей права;

6) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

Романо-германская правовая семья.

Данный тип правовых систем имеет наибольшее распространение. Он характерен для всей континентальной Европы (Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Россия), Латинской Америки, большинства стран Африки, многих государств Азии.

Романо-германская правовая семья - самая древняя. Ее корни можно отыскать и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте и в Древней Греции. Но основа романо-германской правовой системы была заложена в Древнеримском государстве, где, как известно, впервые стали развиваться нормативные абстрактные положения (в отличие от древних казуальных законов, где степень абстрагирования была минимальной).

Как таковая романо-германская система появляется в XII XIII вв., т. е после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы - романо-германская).

Значительный импульс в развитии романо-германской правовой системы имел место в период после буржуазных революции в Европе, когда начался активный процесс кодификации прав. К этому времени в континентальной Европе лидером в правовой развитии стала Франция. Особое значение в правовой истории сыграли два французских кодекса - Гражданский кодекс 1804 (его еще называют кодексом Наполеона в связи с тем, что император принимал личное участие в его разработке) и Уголовный кодеке 1810 г. Эти нормативные акты стали образцом кодифицированного права, которое стало перениматься другими государствами, включая и Россию.

Признаки романо-германской правовой семьи:

1) основной источник - нормативные правовые акты. Данная правовая система предполагает, что правоприменитель осуществляет квалификацию тех или иных действий на основе имеющихся правовых нормативов. В странах с романо-германской правовой системой роль судебного прецедента как источника права либо крайне незначительна; либо отсутствует вообще;

2) главную роль в формировании права играет законодатель

3) деление системы права на отрасли;

4) деление на частное и публичное право;

5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

6) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

7) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

8) единая иерархически построенная система источников права

Мусульманская правовая семья.

Данная правовая система характерна для стран Ближнего Вос­тока, Аравийского полуострова (Иран, Ирак, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т. е. для стран, где офици­альной религией является ислам.

Особенность этой религии в том, что она не просто является морально-идеологическим течением, но составляет образ жизни людей, которые придерживаются религиозных догм.

Мусульманской правовой семье присущи следующие черты:

1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2) основным источником права здесь являются религиозные догмы : в данном случае мусульманской религии. Основные положения этой религии содержатся в Коране. Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, и правоприменители обращались не к нему, а к комментариям Корана, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами. Эти комментарии носят название Иджма . Они, в свою очередь, в нынешнем столетии стали активно включаться в тексты законов, принима­емых законодательными органами. Источником мусульманского права является также так называемый Кияс - рассуждения в области права по аналогии;

2) система права делится на уголовное, семейное и др. Однако нет такой подробной дифференциации права, как в конти­нентальной Европе;

3) отсутствует деление права на частное и публичное;

4) тесное переплетение юридических положений с религиоз­ными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями.

5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:

  • 1. Романо-германская правовая семья;
  • 2. Англосаксонская правовая семья;
  • 3. Семья социалистического права;
  • 4. Религиозная правовая семья;
  • 5. Традиционная правовая семья (обычное право);
  • 6. Правовая семья стран Дальнего Востока;
  • 7. Смешанные правовые семьи.
  • 1. Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права -- нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:

  • - группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, право латиноамериканских стран);
  • - группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, Японии);
  • - группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).

Некоторые исследователи выделяют самостоятельную группу славянского права, которое по их мнению имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.

2. Англосаксонская правовая семья.

Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы -- принцип stare decisis (лат. стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное -- кодифицированным.

3. Семья социалистического права

Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

4. Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система -- это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства -- закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться.

В современном Израиле, Галаха не является доминирующей правовой нормой. Основой правовой системы Израиля служат законы государства. Хотя некоторые процессы, связанные с семьёй и браком могут вестись как в государственном, так и в религиозном (раввинатском) суде, сфера её применения всё больше и больше сводится к ритуальным аспектам в рамках отдельных общин.

В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей.

5. Традиционная правовая семья (обычное право)

Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них не писаными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами.

Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу «око за око».

6. Правовая семья стран Дальнего Востока

Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.

7. Смешанные правовые семьи

Смешанные правовые системы бывают следующих видов:

  • - дуализм романо-германского и англосаксонского права (правовые системы Кипра, Израиля, ЮАР, Таиланда, Мальты, а также административных единиц таких как Луизианы, Квебека, Шотландии);
  • - дуализм англосаксонского и религиозного права (правовые системы Пакистана, Нигерии, Индии, Малайзии, где действуют в том числе законы шариата);
  • - дуализм романо-германского и религиозного права (правовые системы Египта, Алжира, Марокко, Сирии, Иордании);
  • - дуализм романо-германского и обычного права (правовые системы Мадагаскара, Руанды, Республики Конго, Мали, Эфиопии).

В правовых системах государств Африки (африканское право) тесно между собой переплетаются основные черты обычного права, мусульманского права, а также права бывших колонизаторов -- романо-германское или англосаксонское.

В литературе также встречается утверждение о существовании так называемой «кочующей» правовой семьи, когда в правовую систему определённого государства привносятся некоторые правовые традиции чужестранцев и связано это зачастую с миграционными процессами и глобализацией. Такие социальные группы не ассимилируются в национальную правовую систему страны проживания, а живут по правилам своей коренной правовой семьи и национальной культуры (например, диаспора турок в Германии, арабов во Франции, эмигрантские кварталы в Великобритании).

Тема 9. Типы права и правовые системы (семьи)

По теме «Типы права и правовые системы» целесообразно отметить следующие работы: Барциц, И.Н. Международное право и национальная система России [Текст] / И.Н.Барциц // Журнал российского права. – 2001. – № 2; Барциц, И.Н. Типология современных правовых систем: учеб. пособие [Текст] / И.Н.Барциц. – М., 2000. – 39 с.; Давид, Р. Основные правовые системы современности [Текст] / Р.Давид. - М., 1988. – 496 с.; Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира [Текст] / А.Х.Саидов. – М., 1993. – 148 с.

Правовая система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества.

Определенные общие черты, свойственные ряду правовых систем, позволяют объединять их в родственные группы, в так называемые правовые семьи.

Критерии отнесения национальных правовых систем к национальным семьям:

1. Общность исторического формирования и развития национальной государственности.

2. Сходство форм (источников) права.

3. Сходство структурных элементов права (отраслей, институтов).

4. Особенности реализации права.

5. Роль юридической науки в правотворчестве и правоприменении.

6. Уровень правовой культуры.

7. Роль религии в правовом регулировании общественных отношений.

Правовая семья – это совокупность формально-правовых общностей источников и систем права определенных государств, понятийно-правового аппарата и соответствующих научных трактовок (правовых доктрин).

Одни компаративисты выделяют пять основных правовых семей – англосаксонскую, романо-германскую, религиозно-правовую, социалистическую, систему обычного права.

Другие выделяют четыре семьи – англосаксонскую, романо-германскую, мусульманскую, социалистическую.

Третьи всего три – англосаксонскую, романо-германскую, мусульманскую, а социалистическую рассматривают как разновидность романо-германской правовой системы.

Наиболее признана в мировой юриспруденции классификация известного французского компаративиста Р. Давида, которая основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права. Р. Давид выделял три основные правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую . К ним примыкает фактически четвертая, получившая название «религиозные и традиционные семьи».

Романо-германская правовая семья сформировалась в I в. до н.э. – VI в. н.э. Основным источником является «письменное» право, т.е. нормы, сформулированные в законодательных актах государства.

Законодатель должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей. На правоприменителей и главным образом суды возлагается обязанность точной реализации этих норм в конкретных судебных решениях, что обеспечивает единообразие судебной практики в масштабе всего государства.

Судья не обязан следовать ранее принятому решению суда , за исключением судебной практики Верховного и Конституционного судов, но и в этих случаях высшие судебные инстанции не создают своими решениями новые нормы, а только толкуют уже имеющиеся. В континентальной правовой семье судебная практика не может не иметь некоторого нормативного значения, т.е. выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо, даже единственным источником права.

Семья общего права исторически сложилась в Англии в X – XII вв. н.э. в виде судебных обычаев. Обобщая судебную практику судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали юридические принципы. Совокупность этих решений (прецедентов) была обязательной для всех судов и составила систему общего права . Спецификой общего права является отсутствие кодифицированных отраслей права и наличие в качестве источника права большого количества прецедентов. В структуру общего права входит статутное право (законодательство). Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, так как она является моделью конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования.

Общее право отдает приоритет процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств.

Важнейший признак общего права – автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время наряду с общим правом в странах англосаксонской правовой семьи большое развитие получило статутное право, что свидетельствует о сложных процессах эволюции этой правовой семьи, но исходные принципы остаются неизменными.

Признаки семьи общего права:

– возможность применения прецедента;

– нет деления права на отрасли;

– номы права делятся на право общее и право справедливости;

– основной источник права – статут (закон). В США роль законов выше, чем в Великобритании.

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека и государства. Различают так называемые традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское и индусское право).

Традиционное право: Япония и государства тропической Африки.

В основе религиозной правовой системы лежит определенная система верований.

Источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма и кияс.

Коран состоит из высказываний пророка Магомета в котором с общедуховными положениями есть и установления вполне духовного нормативно-юридического характера.

Сунна – мусульманское священное предание о жизни пророка, которое представляет собой сборник норм и традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка и являющиеся образцом поведения для мусульман.

Иджма – это комментарии Ислама, составленные толкователями, которые восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование дается в Иджме, следовательно, Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют.

Кияс – применение права по аналогии.

Практики ссылаются на сборники норм соответствующей иджме. Мусульманское право сформировалось в средневековье и проделало существенную эволюцию с точки зрения развития источников. Характерные черты – архаичность, казуистичность, отсутствие писанных систематизированных норм во многом сглажены принятием в последнее время законов.

Индусское право – связано с индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался давно, но сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. Особую роль индусское право играет в сферах, где влияние религии особо ощутимо – в семейных, наследственных отношениях и в кастовом статусе человека.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме