Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Российская федерация федеральный закон о следственном комитете российской федерации. Законодательная база российской федерации Фз следственном комитете российской федерации

1. Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе:

1) беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела;

2) входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

3) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 настоящей части, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;

4) вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.

2. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.

3. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые для осуществления возложенных на следственные органы и учреждения Следственного комитета полномочий, предоставляются по требованию сотрудника Следственного комитета безвозмездно.

4. Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 7 ФЗ от 28.12.2010 № 403-ФЗ

    Постановление № 4У-590/2019 от 16 августа 2019 г. по делу № 3/10-97/2019

    Постановление от 18 июля 2019 г. по делу № А40-312225/2018

    Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

    Предъявленного исполнительного документа не нарушают права заявителя, а наоборот, направлены на обеспечение его прав (определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 № 804-О). Подпунктом 7 п. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ установлено, что бюджетное учреждение установлено, что должник в течение 30 рабочих дней со дня получения...

    Постановление № 4У-495/2019 от 18 июля 2019 г. по делу № 3/10-88/2019

    Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) - Уголовное

    На неправильном применении положений ст. 2, 17, 18, 45, 48 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 50, 56, 447, 450 УПК Российской Федерации, ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», а также правовых позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 года № 863-О, в связи...

    Приговор № 1-511/2019 от 19 июня 2019 г. по делу № 1-511/2019

    Якутский городской суд (Республика Саха (Якутия)) - Уголовное

    Как получено с нарушениями, суд относится критически поскольку указанные сведения получены на основании запроса следователя, оформленного в соответствии со ст. 21 УПК РФ и ст. 7 ФЗ «О Следственном комитете РФ». Сам факт того, что Х не провел проверку до конца не свидетельствует о том, что в действиях Готовцева В.И. отсутствует состав...

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой

Советом Федерации

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 2. СИСТЕМА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА И ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Глава 3. СЛУЖБА В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОЕННЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Глава 5. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Приложение

к Федеральному закону

"О Следственном комитете

Российской Федерации"

ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ПООЩРЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО

КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наименование должности

Руководитель следственного отдела

Наименование должности

Размер ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов)

Наименование должности

Наименование должности

Размер ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов)

Размер ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов)

1. Центральный аппарат Следственного комитета

1. Центральный аппарат Следственного комитета

1. Центральный аппарат Следственного комитета

Первый заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации

Первый заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации

Первый заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации

Старший помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, старший помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководитель главного управления, управления (в том числе в составе главного управления), отдела, первый заместитель (заместитель) руководителя главного управления, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации

Старший помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, старший помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководитель главного управления, управления (в том числе в составе главного управления), отдела, первый заместитель (заместитель) руководителя главного управления, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации

Старший помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, старший помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководитель главного управления, управления (в том числе в составе главного управления), отдела, первый заместитель (заместитель) руководителя главного управления, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации

Помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации, помощник первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, помощник заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, помощник руководителя главного управления, первый заместитель (заместитель) руководителя управления (отдела), руководитель отдела (в составе главного управления, управления), старший следователь по особо важным делам, старший следователь-криминалист

Помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации, помощник первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, помощник заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, помощник руководителя главного управления, первый заместитель (заместитель) руководителя управления (отдела), руководитель отдела (в составе главного управления, управления), старший следователь по особо важным делам, старший следователь-криминалист

Помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации, помощник первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, помощник заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям, помощник руководителя главного управления, первый заместитель (заместитель) руководителя управления (отдела), руководитель отдела (в составе главного управления, управления), старший следователь по особо важным делам, старший следователь-криминалист

Заместитель руководителя отдела (в составе главного управления, управления), руководитель отделения (в составе управления, отдела), заместитель руководителя отделения (в составе управления, отдела), помощник руководителя управления, следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, старший следователь, старший инспектор, старший эксперт, старший специалист, старший ревизор, следователь, инспектор, эксперт, специалист, ревизор, помощник следователя, помощник следователя-криминалиста

Заместитель руководителя отдела (в составе главного управления, управления), руководитель отделения (в составе управления, отдела), заместитель руководителя отделения (в составе управления, отдела), помощник руководителя управления, следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, старший следователь, старший инспектор, старший эксперт, старший специалист, старший ревизор, следователь, инспектор, эксперт, специалист, ревизор, помощник следователя, помощник следователя-криминалиста

Заместитель руководителя отдела (в составе главного управления, управления), руководитель отделения (в составе управления, отдела), заместитель руководителя отделения (в составе управления, отдела), помощник руководителя управления, следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, старший следователь, старший инспектор, старший эксперт, старший специалист, старший ревизор, следователь, инспектор, эксперт, специалист, ревизор, помощник следователя, помощник следователя-криминалиста

2. Главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета

2. Главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета

2. Главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета

Руководитель главного следственного управления, следственного управления

Руководитель главного следственного управления, следственного управления

Руководитель главного следственного управления, следственного управления

Первый заместитель (заместитель) руководителя главного следственного управления, первый заместитель (заместитель) руководителя следственного управления

Первый заместитель (заместитель) руководителя главного следственного управления, первый заместитель (заместитель) руководителя следственного управления

Первый заместитель (заместитель) руководителя главного следственного управления, первый заместитель (заместитель) руководителя следственного управления

Руководитель следственного управления (в составе главного следственного управления), руководитель управления (в составе главного следственного управления)

Руководитель следственного управления (в составе главного следственного управления), руководитель управления (в составе главного следственного управления)

Руководитель следственного управления (в составе главного следственного управления), руководитель управления (в составе главного следственного управления)

Первый заместитель (заместитель) руководителя следственного управления (в составе главного следственного управления), первый заместитель (заместитель) руководителя управления (в составе главного следственного управления)

Первый заместитель (заместитель) руководителя следственного управления (в составе главного следственного управления), первый заместитель (заместитель) руководителя управления (в составе главного следственного управления)

Первый заместитель (заместитель) руководителя следственного управления (в составе главного следственного управления), первый заместитель (заместитель) руководителя управления (в составе главного следственного управления)

Старший помощник руководителя главного следственного управления, следственного управления, руководитель отдела

Старший помощник руководителя главного следственного управления, следственного управления, руководитель отдела

Старший помощник руководителя главного следственного управления, следственного управления, руководитель отдела

3. Следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, в том числе специализированные, а также следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям по субъектам Российской Федерации

3. Следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, в том числе специализированные, а также следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям по субъектам Российской Федерации

28.12.2016 г. №505-ФЗ , 01.07.2017 г. №132-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2018 г.), 29.07.2017 г. №238-ФЗ (вступ. в силу 10.08.2017 г.), 29.07.2017 г. №246-ФЗ , 20.12.2017 г. №406-ФЗ (вступ. в силу 01.02.2018 г.), 31.12.2017 г. №492-ФЗ , 03.08.2018 г. №307-ФЗ , 30.10.2018 г. №374-ФЗ , 27.12.2018 г. № , 27.12.2018 г. №536-ФЗ , 26.07.2019 г. №224-ФЗ , 01.10.2019 г. №328-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2020 г.), 16.12.2019 г. №432-ФЗ , 27.12.2019 г. №487-ФЗ , 27.12.2019 г. №)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации

1. Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации, перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

4. Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

3.1) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и предоставления статистических отчетов и отчетности о деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, процессуальном контроле.

5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

7. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

8. Следственный комитет выпускает специальные издания.

Статья 2. Правовая основа деятельности Следственного комитета

Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Международное сотрудничество

Следственный комитет в пределах своих полномочий взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) следственные органы Следственного комитета - центральный аппарат Следственного комитета и подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета;

2) учреждения Следственного комитета - судебно-экспертное учреждение, научные и образовательные организации Следственного комитета, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета;

3) руководители следственных органов Следственного комитета - Председатель Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета), заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Следственного комитета), руководители подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первые заместители и заместители, руководители главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и следственных отделений, их первые заместители и заместители, руководители подразделений аппаратов главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители;

4) следователь - следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, старший следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, старший следователь-криминалист;

5) сотрудники Следственного комитета (далее также - сотрудники) руководители следственных органов Следственного комитета, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.

Статья 5. Принципы деятельности Следственного комитета

1. Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.

1.1. Судебно-экспертное учреждение Следственного комитета действует независимо от следственных органов Следственного комитета. Сотрудники и руководители судебно-экспертного учреждения Следственного комитета не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета.

2. Следственные органы и учреждения Следственного комитета:

1) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

3) информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.

3. Следственный комитет, Главное военное следственное управление, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами. Следственный комитет, указанные следственные органы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.

4. Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений.

5. Сотрудники Следственного комитета не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета

1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дела и материалы Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

3. Данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета

1. Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе:

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ
"О Следственном комитете Российской Федерации"

О документе

Опубликование документа

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 247-ФЗ,

от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации

1. Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актамиПрезидента Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положениео Следственном комитете Российской Федерации и устанавливаетштатную численностьСледственного комитета, в том числештатную численностьвоенных следственных органов Следственного комитета.

4. Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничествав сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательстваРоссийской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положениемо Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

7. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

8. Следственный комитет выпускает специальные издания.

Статья 2. Правовая основа деятельности Следственного комитета

Правовой основой деятельности Следственного комитета являются КонституцияРоссийской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы,Положениео Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Международное сотрудничество

Следственный комитет в пределах своих полномочий взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) следственные органы Следственного комитета - центральный аппарат Следственного комитета и подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета;

2) учреждения Следственного комитета - научные и образовательные учреждения Следственного комитета, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета;

3) руководители следственных органов Следственного комитета - Председатель Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета), заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Следственного комитета), руководители подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первые заместители и заместители, руководители главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и следственных отделений, их первые заместители и заместители, руководители подразделений аппаратов главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители;

4) следователь - следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, старший следователь-криминалист;

5) сотрудники Следственного комитета (далее также - сотрудники) - руководители следственных органов Следственного комитета, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.

Статья 5. Принципы деятельности Следственного комитета

1. Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.

2. Следственные органы и учреждения Следственного комитета:

1) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиямзаконодательстваРоссийской Федерации об уголовном судопроизводстве,законодательстваРоссийской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

3) информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.

3. Следственный комитет, Главное военное следственное управление, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами. Следственный комитет, указанные следственные органы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.

4. Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений.

5. Сотрудники Следственного комитета не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета

1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательствомРоссийской Федерации.

2. Сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации. Дела и материалы Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

3. Данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета

1. Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальнымзаконодательствомРоссийской Федерации, вправе:

1) беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела;

2) входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

3) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1настоящей части, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;

4) вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.

2. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.

3. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые для осуществления возложенных на следственные органы и учреждения Следственного комитета полномочий, предоставляются по требованию сотрудника Следственного комитета безвозмездно.

4. Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Участие руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления и в рассмотрении представлений

1. Председатель Следственного комитета, его заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов.

2. Руководители следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, приравненные к ним руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов.

3. Руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета, а также следователи вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и рассмотрении иной информации следственных органов Следственного комитета. В течение одного месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и о результатах должно быть сообщено в письменной форме руководителю следственного органа Следственного комитета.

Статья 9. Участие Следственного комитета в координации деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью

1. Руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

2. Следственный комитет при раскрытии и расследовании преступлений взаимодействует с правоохранительными органами, органами предварительного расследования и органами дознания.

Статья 10. Участие Следственного комитета в правотворческой деятельности

1. Следственный комитет разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

2. Руководитель следственного органа Следственного комитета вправе разрабатывать предложения о совершенствовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

3. Следственный комитет принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным закономот 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4. Нормативные правовые акты Следственного комитета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

(часть 4 введена Федеральным закономот 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Статья 11. Рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб

1. В следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщенияо преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальнымкодексомРоссийской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд.

2. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд.

4. В случае, если в ходе проверки обращения о правонарушении будет установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения, руководитель следственного органа Следственного комитета направляет соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение.

В пределах Российской Федерации действуют различные правоохранительные структуры и правозащитные инстанции, выполняющие каждый свою задачу. С целью повышения качества и результативности программ предварительного расследования 22 декабря 2010 года Президент РФ подписал ФЗ о формировании Следственного комитета. До вступления данного закона в юридическую силу СК действовал при Прокуратуре, но законодательство отделило данную структуру в отдельный государственный орган. Руководить работой СК в Российской Федерации будет лично Президент. Основной сферой деятельности данной госструктуры станет уголовное судопроизводство.

Самостоятельно разобраться с особенностями и последствиями ФЗ довольно сложно. Единственным эффективным решением в данной ситуации станет консультация юриста. Специалист в данной отрасли правоотношений разъяснит, какими полномочиями будут наделены сотрудники Следственного комитета, как стать членом команды СК, поможет обойти «острые углы» действующего ФЗ.

На территории РФ сегодня действует много коммерческих компаний, предоставляющих юридические услуги гражданам на платной основе. Альтернативным вариантом станет консультации юриста в режиме онлайн.

Дистанционный адвокат ответит на любые вопросы и даст аргументированные рекомендации. Связаться с экспертом в пределах Российской Федерации можно с помощью электронной заявки или по телефону.

Юридические консультации онлайн гарантируют экономию сил, времени и средств соискателей. Специалист максимально оперативно подберет комплекс мер, исходя из индивидуальных обстоятельств дела.

Организация и деятельность Следственного комитета

Следственный комитет Российской Федерации будет действовать, опираясь на правовые основы и принципы ФЗ. В полномочиях СК будет расследование или контроль за:

  • преступлениями особой тяжести;
  • злодеяниями, связанными с несовершеннолетними гражданами РФ;
  • исками по преступлениям в уголовной сфере;
  • доносами граждан о совершении правонарушений;
  • законностью и обоснованностью мероприятий, организованных следственными структурами.

ФЗ от 2010 года гарантирует СК полную независимость от следственных структур. Физические лица, участники общественных организаций и другие государственные инстанции не вправе оказывать влияние или давление на постановления и организационные мероприятия Следственного комитета Российской Федерации. Структура будет действовать в РФ, независимо от разрешения федеральных структур и региональных органов власти.

Информация о действиях со стороны представителей данной государственной организации может быть опубликована только при наличии разрешения руководителя отдела СК.

Важно отметить, что представители Следственного комитета РФ обладают широким спектром полномочий, а именно они могут:

  • без согласия федеральных органов входит на территорию или в здание предприятий, организаций, частных владений, и осуществлять проверку документации;
  • входить в жилые дома и квартиры без уведомления владельца, есть у представителя СК есть основания полагать, что в нем скрывается преступник или подозреваемый в преступлении;
  • требовать от граждан, юридических лиц и ИП предоставить документы, сведения и все данные, которые помогут в расследовании специалистов;
  • вызывать лица для проведения допросов и других мероприятий, таких как участие в следственном эксперименте.

Отказавшись от реализации постановлений Следственного комитета, следует понимать, что гражданам грозит ответственность, согласно ФЗ Российской Федерации.

Служба в Следственном комитете РФ и требования к сотрудникам


Важно сказать, что представители СК тесно сотрудничают с различными следственными органами и структурами. При необходимости представитель Следственного комитета РФ может присутствовать на совещаниях, принимать участие в составлении плана операций по задержанию злоумышленников и т.д. Следственный комитет имеет четкую структуру и систему работы. ФЗ устанавливает, что во главе организации стоит центральный аппарат, который управляет региональными следственными управлениями и более мелкими отделениями в городах и других субъектах Российской Федерации.

Чтобы поступить на службу в Следственный комитет РФ, соискатели должны соответствовать ряду требований, а именно:

  • быть подданными Российской Федерации;
  • получить высшее образование по юридическому направлению;
  • иметь высокие моральные взгляды и профессиональные данные;
  • располагать хорошими физическими навыками.

На руководящие посты назначаются только юристы старше 30 лет и имеющие стаж работы в правоохранительных структурах не менее 5 лет. Сотрудники комитета являются госслужащими, поэтому на них распространяются стандартные требования и ограничения, представленные в ФЗ «О противодействии коррупции» и других законопроектах.

Граждане, которые впервые привлекаются на работу в данную структуру, могут быть подвержены проверке. Испытательный срок в организации не может превышать полгода.

Длительность проверки зависит от принимаемой должности и может быть сокращена по соглашению сторон. Устраиваясь на работу в СК, специалисты будут давать присягу, согласно которой они обязуются хранить государственную тайну, уважать Конституцию, беречь правопорядок, защищать интересы граждан и государства.

С целью проверки и определения уровня профессионализма и соответствия замещаемой должности, работники Следственного комитета должны проходить специальную аттестацию. Ее сроки, порядок проведения и программу устанавливает Председатель СК РФ.

Военные структуры при Следственном комитете


Военные органы при Следственном комитете РФ будут реализовывать свои полномочия в военных формированиях и структурах. Офицеры, находящиеся на службе в СК, согласно действующему ФЗ, будут признаны военнослужащими Российской Федерации и получат все государственные привилегии, социальные льготы и материальную защиту, положенные этой категории граждан. Также к ним применяется дисциплинарное взыскание и различные поощрения, соответствующие ФЗ и Уставу Вооруженных сил. Работники военных структур Следственного комитета на территории Российской Федерации могут рассчитывать на правовые и социальные гарантии, пенсионное финансирование, страхование и т.д.

Материальное содержание сотрудников состоит из нескольких частей, а именно:

  • ежемесячного оклада, согласно занимаемой должности;
  • заработной платы по воинскому статусу;
  • надбавок за особенности и условия службы;
  • доплаты за выслугу лет;
  • выплаты за сложность и трудности при выполнении трудовых обязательств.

Стоит отметить, что военнослужащие и члены их семей могут рассчитывать на различные социальные льготы – при оплате коммунальной сферы, проезде в общественном транспорте и т.д. Они в льготном порядке могут получить жилье или оформить ипотечное кредитование на выгодных условиях по сниженным процентным ставкам. После выхода на пенсию к государственной дотации могут быть прибавлены средства за выслугу лет и рабочий стаж.

Материальное финансирование и техническая база военных структур Следственного комитета формируется за счет средств бюджета Министерства обороны.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме