Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблемы оценки рыночной стоимости прав на земельные участки, с учетом обременений (сервитутов) в Российской Федерации. Сервитут на землю сколько стоит Расчет платы за сервитут пример

Арендуя квартиру, мы должны за это платить, и это кажется правильным. Так почему при оформлении сервитута многие возмущаются, что им положено оплачивать его? По сути, сервитут вторгается на чужую территорию и устанавливает там свои правила. Конечно, в большинстве случаев это временно, но владельцу данной территории рассматриваемый факт приносит немало неудобств. Логично, что за это полагается вносить плату, чтобы компенсировать убытки и моральный ущерб, если такой будет.

Этот вопрос регламентирован, но даже несмотря на это, иногда оплаты приходится добиваться. Помните, тот, чьим участком земли вы пользуетесь, является вашим соседом, а они, как известно, иногда ближе родственников. Вам ещё здесь жить, потому не стоит портить отношения с человеком, способным превратить вашу жизнь в ад при достаточном желании и хорошей мотивации. Кроме того, сумма расчёта всегда справедлива, потому что берётся не по желанию сторон, а используя определённые расчёты, которые показывают точные и справедливые суммы. Потому никто не окажется в качестве обиженной стороны.

Как установить плату за сервитут

Устанавливать размер денежного вознаграждения за то, что один сосед может хозяйничать на участке другого, довольно просто. Для этого есть своя процедура, предусмотренная в законе. Но следует учитывать, что каждая ситуация индивидуальна, потому выстроить общий алгоритм практически невозможно, как и указать чёткие рамки, что́ должно учитываться при работе с сервитутом, а что́ можно проигнорировать.

Сумма оговаривается между сторонами сделки, и если она всех устраивает, то её размер должен быть вписан в текст договора. Если договор уже подписан, и сделка уже вступила в силу, но человек, на чьём участке начались определённые работы, видит, что без компенсации здесь не обойтись, он может потребовать заключить дополнительное соглашение.

Если же вопрос платы за сервитут на земельный участок все же рассматривался в основном договоре, то он должен отвечать следующим требованиям:

Кроме того, в тексте могут использоваться существенные для конкретной ситуации нюансы. А вот в случае с дополнительным соглашением, делая расчёт стоимости сервитута на земельный участок, надо учитывать следующие параметры:

  • Срок, на протяжении которого будет работать обременение на землю, и цель, с которой эти обременения вообще были наложены;
  • Какая степень обременения, и насколько сильно оно влияет на возможность пользоваться своей землёй соседу, который вынужден терпеть неудобства в пользу владельца соседнего участка;
  • Общая цена сервитута. Она должна быть определена с помощью специальной экспертизы, которая устанавливает обременения, и просчитывает, какую компенсацию за него должна получить пострадавшая сторона.

Чтобы каждому из участников сделки было более или менее понятно, сколько и когда им платить, можно составить специальный график. Это довольно удобно.

Отличия между ценой публичного и частного сервитута

Как вы, наверное, в курсе, существует два вида сервитута, расчёт стоимости которых надо вести немного по-разному. Это связано с их спецификой, ведь частный сервитут оформляется между обычными людьми, тогда как публичный сервитут устанавливается исключительно при помощи суда или органа власти. Например, если нужно убрать какую-то постройку, мешающую доступу к дороге или т.п. Дом снесут, а что останется его владельцу, которому ещё и двор перелопатят, чтобы провести дорогу? Конечно, ему полагается немалая компенсация, чтобы купить новое жильё.

Проще говоря, частный сервитут может быть составлен просто по согласию сторон, а в случае публичного сервитута земельного участка потребуются более радикальные методы, которые уже были названы.

Понятное дело, что цена такой сделки зависит от громадного количества обстоятельств:

  • Цена рассчитывается в зависимости от рыночной стоимости участка, на который ложится обременение;
  • Учитываются неудобства, которые приносит владельцу земли сервитут.
  • Владелец не может в самопроизвольном порядке завышать указанную рыночную стоимость, если с этим несогласны его оппоненты.

Но даже если сделаны все расчёты, не факт, что получится получить соразмерную компенсацию. Особенно это касается публичного сервитута. Стоимостью этих сервитутов занимаются в суде или это делают органы власти, а они, как известно, не отличаются особой щедростью. А вот от частного лица за пользование земельными участками довольно часто владельцы получают соразмерную компенсацию.

Даже в плане того, куда обращаться, чтобы получить свои деньги, есть отличия. Понятно, что писать надо тому, кто использует земельные участки, а это значит, что в случае с публичным типом обременения надо написать в орган, установивший сервитут. Зачастую – это местная администрация. А вот частный тип обременений предполагает, что вопрос по поводу оплаты будет направлен другому частному лицу. Тем более что его нетрудно найти, ведь он ваш сосед.

Как рассчитать цену на сервитуты

Как мы уже разобрались, владелец недвижимости, на которую возложено обременение со стороны частного лица или государственного органа, может требовать финансовой компенсации за неудобства и ущерб, что он понесёт в процессе. Вопрос компенсации был рассмотрен в двадцать третьей статье ЗК РФ, а также восемнадцатой статье ФЗ № 43 от 5 апреля 2013 года.

В этих же документах указывается, как именно будет происходить расчёт стоимости сервитута, ведь финансовые стороны вопроса интересуют людей даже больше, чем сами работы и неудобства, которые с ними связаны. Дело в том, что компенсация должна быть соразмерна ущербу, вот только на практике так бывает очень редко. Тем не менее давайте уточним, как именно надо рассчитывать нюансы, чтобы получить максимально объективную сумму:

В данном случае надо сохранять фактор объективности. Конечно, когда есть такая возможность, всем хочется получить побольше денег, но соразмерность расчётов и причинённого ущерба являются решающим фактором. Например, отдавая сельскохозяйственный участок под сервитут, учитывается всего два из перечисленных выше факторов:

  • Реальный ущерб;
  • Сумма упущенной выгоды, что должна покрывать стоимость сервитута, из-за которого эта выгода и была потеряна. Например, если речь идёт о части огорода, с которого мог быть собран урожай, но не был, так как его оккупировал сосед, чтобы провести водопровод.

По сути, расчёт проводится в виде уравнения. Цена одного квадратного метра земли умножается на общую площадь территории под сервитутом и определяется, какой процент участка будет использован. Но это только предварительные расчёты.

Порядок внесения платы за сервитут

Когда с расчётами покончено, надо уточнить, как будет проходить оплата. Стороны могут договориться сами либо последовать решению суда, если не смогли прийти к компромиссу самостоятельно. Чаще всего выплаты осуществляются несколькими способами в зависимости от удобства и интересов сторон сделки:

  • Ежемесячно;
  • Каждый квартал;
  • Один раз, но в полном размере.

Существует возможность, что работы будут окончены до того, как выйдет срок действия обременения на землю. Именно потому существует возможность пересмотра суммы, которую указывают в договоре. Если полную сумму разделить по времени, она может не быть выплачена в полном размере, и тогда надо будет доплачивать.

Момент с порядком внесения денег в оплату работы с сервитутом указывают в договоре. Зачастую используют следующие вариации оплаты пользования землёй:

  • Единовременный платёж, который вносят в начале эксплуатации. Но если выберете этот способ, надо быть внимательным, потому что можно как перестараться с деньгами, так и недоплатить. Тем самым нередки случаи, когда приходится доплачивать. Просто со временем оказывается, что ущерб, который терпит сосед, вырос больше той суммы, что уже выплачена. Хотя работы участку могут принести меньше ущерба, и тогда владельцу территории придётся вернуть часть денег.
  • Ежемесячными платежами. В этом плане выплаты более объективны, потому что деньги поступают на счёт на протяжении всего срока, пока используется сервитут. То есть переплатить очень трудно.

Можно ли изменить цену сервитута

Как уже говорилось, сервитут не имеет какой-то чёткой цены. Стоимость проекта рассчитывается индивидуально и может меняться в зависимости от обстоятельств. Кроме того, действие данного обременения имеет какой-то срок, который тоже не всегда удаётся соблюдать. Хотя существуют бессрочные сервитуты, платежи за которые рассчитать уже гораздо проще, так как у нас есть хотя бы одна относительно стабильная величина, от которой можно отталкиваться при расчётах.

Но если это не ваш случай, можно воспользоваться возможностью пересмотреть плату за чужое земельное хозяйство. Рассматривать эти нюансы требуется в суде, который рассудит, на какие именно компенсации может рассчитывать каждая из сторон. Но переоценку стоимости земельного участка можно провести самостоятельно, указав новые условия в дополнительном соглашении.

Кроме того, сервитут может быть бесплатным. То есть человек разрешает своему соседу безвозмездно использовать участок земли. Но в случае нанесения какого-то ущерба, предварительный договор должен быть аннулирован, а виноватая в разрушениях сторона будет выплачивать компенсацию, после проведения расчёта. Если кто-то из сторон не хочет менять условия сделки, то придётся разбираться в рамках судебного процесса, подав иск после оплаты госпошлины.

Как платить налоги

Заключая соглашение по обременению, должна быть уплачена госпошлина за регистрацию данной бумаги. Но это далеко не единственный налог, который надо будет заплатить. Но кто его должен платить? Как правило, деньги выплачивает как сторона, которая заинтересована в сервитуте, так и владелец участка, где лежит данное ограничение.

После регистрации платится два вида налогов :

  • На услугу;
  • На доход.

Кроме того, в российском законодательстве предусматриваются такие типы налогообложения, после того как будет оформлен договор:

  • Стандартный. Облагается прибыль, которая остаётся после всех расходов. Но поскольку в случае с сервитутом прибыли практически нет, и она рассчитывается соразмерной расходам и очень редко превышает их, то оплата налогов после того, как будет проведена регистрация сделки, окажется минимальной, если налог вообще придётся платить;
  • Упрощённый. Это закрытая схема оплаты сервитута, потому пользоваться ею не так просто. Но она популярна и удобна, потому упрощённый налог пользуется спросом.

Тем не менее, налоги надо платить. Иначе будет судебное разбирательство не только между сторонами сделки, но и с налоговой инспекцией. Исходя из чего придётся платить не только госпошлину за суды, но и штраф.

1. В случае, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственники и иные правообладатели земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, вправе требовать от обладателя сервитута соразмерную плату за его установление. В случаях, если необходимо использование части земельного участка, такая плата устанавливается пропорционально площади указанной части земельного участка.

2. В случае, если в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеются основания для установления платы за установление сервитута, обладатель сервитута до начала работ на земельном участке, обремененном сервитутом, обязан заключить с собственником земельного участка или лицом, которому такой земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, либо арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в долгосрочную аренду, соглашение, предусматривающее, в частности, размер платы за установление сервитута и порядок ее внесения. При этом указанные собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка не могут требовать установление платы за установление сервитута в большем размере, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Если в течение одного года со дня принятия решения об установлении сервитута соглашение, указанное в части 2 настоящей статьи, не подписано собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка, указанными в части 2 настоящей статьи, вследствие их отсутствия по адресам их места жительства либо вследствие их отказа от переговоров по данному вопросу с обладателем сервитута, плата за установление сервитута в предусмотренном настоящей статьей размере вносится в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка для обеспечения исполнения обязательств обладателя сервитута по внесению платы за установление сервитута. В этом случае обладатель сервитута имеет право осуществлять деятельность, для которой установлен сервитут, на обремененных сервитутом земельном участке или части такого земельного участка с момента внесения платы за установление сервитута.

4. Собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка могут оспорить размер платы за установление сервитута в судебном порядке.

5. В случае, если границы зоны действия сервитута соответствуют границам территории, необходимой для установления охранной зоны соответствующего объекта, а ограничения прав на землю, предусмотренные решением об установлении сервитута, соответствуют ограничениям, установленным в охранной зоне указанного объекта, такая охранная зона не устанавливается.

6. В отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, плата за установление сервитута устанавливается в размере от 0,1 процента до трех процентов кадастровой стоимости части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут.

7. Порядок определения размера платы за установление сервитута, порядок, условия и сроки внесения платы за его установление в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, органами местного самоуправления. В случае, если указанные земельные участки предоставлены физическим лицам или юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, соглашение о размере платы за установление сервитута заключается с этими лицами. При этом размер такой платы в соглашении, заключаемом с арендатором земельного участка, определяется в соответствии с правилами части 6 настоящей статьи.

8. В отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, размер платы за установление сервитута определяется по соглашению сторон на основании отчета об оценке этого земельного участка, составленного в соответствии с законодательством, регулирующим в Российской Федерации оценочную деятельность, а в случае возникновения спора в судебном порядке. При этом плата за установление сервитута не должна превышать размер уменьшения рыночной стоимости земельного участка в силу обременения его сервитутом.

Трифонова В.А., эксперт оценщик АКГ «RSM Топ-Аудит»
асс. Кафедры Кадастра и основ земельного права
Московского Государственного университета
геодезии и картографии (МИИГАиК)

Общая площадь земельного ресурса Российской Федерации составляет порядка 1,7 млрд. га. В этом случае, необходимо учесть тот факт, что данные площади должны быть зафиксированы в общем реестре земель, и иметь правовой статус.

Далее, достаточно остро встает вопрос о рациональном использовании и управлении этим ресурсом. Необходимо учесть, что большая часть этих земельных площадей принадлежит различным Компаниям, причем виды прав на землю могут быть разнообразными (на правах постоянного (бессрочного) пользования, долгосрочной/краткосрочной аренды и прочее).

В тоже время, земельный ресурс является стратегическим ресурсом, в который выгодно инвестировать средства. Это подтверждается проведенным автором анализом земельного рынка РФ и следующими основными факторами:
1. Земля не имеет физического, функционального износа, а также амортизации в силу своего специфического характера как природный ресурс, поскольку срок эксплуатации земельных участков неограничен.
2. Землю невозможно свободно воспроизвести, как другие объекты недвижимости.
3. Земельный участок может быть использован как многоцелевой или иметь, вполне, определенное функциональное и разрешенное назначением.
4. Земельный участок выступает средством производства сырьевых ресурсов, необходимых практически для всех отраслей экономики, а также продуктов питания.
5. Земля выступает как средство для социально-экономического развития.
6. Земля - это базис для размещения различных объектов недвижимости.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, в том числе и обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Ввиду того, что рынок земельных участков в Российской Федерации находится на стадии формирования, возникает вопрос об оценке рыночной стоимости земельных участков в целях продажи, внесения в уставный капитал вновь создаваемых юридических лиц, залога и прочих целей. Очевидно, что полученная стоимость существенно влияет на стоимость активов Компании, Предприятия в сторону их увеличения или уменьшения, в зависимости от стоимости прав на земельные участки, принадлежащие юридическим или физическим лицам. Необходимо отметить, что большинство земельных участков являются обремененными.

Кроме того, опираясь на проведенную автором оценку рыночной стоимости земельных участков крупных региональных компаний необходимо отметить тот факт, что большинство земельных участков находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования. В то же время, многие земельные участки являются обремененными.

Определяя рыночную стоимость земельных участков, автор столкнулся с рядом проблем, которые затрудняют оценку рыночной стоимости земельного актива. В основном, сложности возникали с получением информации по тому или иному земельному участку:

  • В случае оценки земельных участков филиалов Энергокомпании, - нет единого банка по учету земельных участков, поэтому правоустанавливающие документы на землю находились непосредственно в филиалах энергокомпаний, что в свою очередь, увеличивало время сбора исходной документации и существенно затрудняло оценку зданий и сооружений, находящихся на этих земельных участках,
  • Правоустанавливающие документы на земельные участки находились на стадии переоформления, поэтому правовой статус земель не был определен,
  • Некорректное отражение в правоустанавливающих документах на земельные участки обременений (сервитутов), что затрудняло выделение доли самого обременения,
  • Неразвитость рынка земельных участков в регионах и проч.

Опираясь на проведенные автором работы по оценке рыночной стоимости активов крупных компаний Российской Федерации, был проанализирован рынок недвижимости г. Москва и Московской области, г. Санкт-Петербург и Ленинградской области, г. Нижний-Новгород и Нижегородской области, г. Самара и Самарской области, г. Абакан и респ. Хакасия, г. Благовещенск и Амурской области, г. Тюмень и Тюменской области, г. Ижевск и Удмуртской республики, г. Ростов-на-Дону и Ростовской области, Краснодарского края, Тульской области, г. Саратов и Саратовской области, г. Вологда и Вологодской области и проч.

В результате, было определено, что земельный рынок находится на стадии формирования, и не так развит, как рынок недвижимости. В то же время этот сегмент рынка набирает существенные обороты в регионах РФ. Права на земельные участки, используемые в оценке, как объекты-аналоги, выставляются на продажу, в основном, в виде прав аренды, собственности. Земельные участки с учетом обременений (сервитутами) не представлены на земельном рынке.

В частности, наиболее развит земельный рынок (из вышеречисленных регионов) в г. Москве и Московской обл., Ленинградской, Нижегородской, Ростовской областях и Краснодарском крае. В этих регионах, с течением времени и принятием законов РФ и местных нормативных актов, земельные участки только увеличиваются в своей стоимости.

Земельный сервитут
Возникновение и развитие института сервитутов находится в прямой зависимости с развитием института частной собственности на землю. Как правило, обособленный земельный участок не имеет всех тех свойств и качеств, которые необходимы для нормального его использования: например, на данном участке нет воды или этот участок не имеет прямого выхода к общей дороге и т.п. Для того, чтобы пользование данным земельным участком было возможно и хозяйственно целесообразно, возникает потребность в пользовании (в соответствующем отношении) соседней землей.

Такого рода вопросы были легко разрешимы в то время, когда земля находилась в общественной собственности (племени, рода, общины). Но с возникновением права частной земельной собственности собственник земельного участка не обязан был помогать соседу, не имевшему на своей земле воды, пастбища и т.п. В связи с этим настала актуальная потребность в закреплении за собственником одного земельного участка права пользования в известном отношении чужой землей, обычно землей соседа.

Земельные участки, отрезанные от публичной дороги землями других собственников или лишенные воды и других естественных благ, нельзя было использовать без предоставления собственнику этого земельного участка права пользоваться в соответствующем отношении чужой землей.

Понятие и содержание сервитута

Исходя из вышесказанного, можно определить сервитут как вещное право пользования чужой вещью в том или ином отношении. Такое право вызывается необходимостью сгладить неудобства и затруднения, возникающие при существовании права частной собственности на землю вследствие неравномерности распределения естественных благ между отдельными земельными участками.

Роль сервитутов тем значительнее, чем мельче земельная собственность в данной стране. Наоборот, крупная земельная собственность, обеспеченная на большом пространстве разнообразными естественными благами, делающими такую собственность самодостаточной, к примеру, для ведения сельского хозяйства, дает мало оснований для развития института сервитутов.

Для того, чтобы определить насущные проблемы оценки рыночной стоимости земельных участков с учетом обременений (сервитутов), необходимо рассмотреть, прежде всего, законодательство, регулирующее такое понятие, как обременение (сервитут) и возможность определения его рыночной стоимости.

Гражданский Кодекс (часть вторая), от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, в редакции ФЗ 26.03.03, статьей 553 регулирует права на недвижимость при продаже земельного участка. При заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.). Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.

В ЗК главе 4, статье 23 дается полная характеристика права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитутом). Сервитут может быть Частным (сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством) и Публичным (сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков). Кроме того, установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться в следующих случаях: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним и проч.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то его собственник вправе требовать соразмерную плату за него.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления или общественная организация, которые обосновывают необходимость введения сервитута, осуществляют экономическую оценку полезности этого сервитута, а собственник участка, в свою очередь, экономически аргументирует будущие или настоящие потери от ограничения своих прав на природные полезности земельного участка. Другими словами, возникает необходимость оценки рыночной стоимости так называемой «соразмерной платы» за причиненные неудобства собственнику такого земельного участка.

Существенным различием у частного и публичного сервитута является оформление их прав на тот или иной вид сервитута. Права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором. Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

Одним из нововведений в ЗК №136-ФЗ от 25.10.2001г., является то, что сервитут может быть срочным или постоянным. То есть на сервитут накладываются временные рамки, что в свою очередь является большим шагом в земельных отношениях.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В тоже время, Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Проблемы оценки рыночной стоимости земельных участков, с учетом обременений (сервитутов)

Для определения рыночной стоимости земельных участков в законодательной базе Российской Федерации существуют следующие документы:

  1. ПП Об утверждении стандартов оценки № 519 от 6 июля 2001 г. (с 20.07.2007 г Федеральные стандарты оценки: ФСО №1, ФСО №2, ФСО №2 прим. Оценщик.ру )
  2. Распоряжение Минимущества России от 10.04.2003 № 1102-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков"

Определение рыночной стоимости земельного участка - начальный этап затратного подхода оценки любого объекта недвижимости. Без нее невозможно просчитать ни экономические интересы существующего владельца имущества, ни ожидания предполагаемого инвестора. Именно потенциал земельного участка, обусловленный его местоположением, рыночной конъюнктурой, правовыми возможностями и ресурсными параметрами, выступает решающим аргументом в пользу принятия решения о приобретении того или иного объекта недвижимости.

Согласно земельному законодательству (ст. 66 ЗК РФ) рыночная стоимость земель устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Земельные участки, участки недр, относятся к недвижимому имуществу (недвижимости), права на которое подлежат государственной регистрации .

Рыночная стоимость может быть определена для земельных участков, которые сформированы (или могут быть сформированы) с правовой точки зрения в соответствии с законодательством, то есть имеют правоустанавливающие документы.

Как правило, при оценке рыночной стоимости земельных участков, с учетом обременений (сервитутов), исследуется возможность применения классических подходов к оценке земельных участков . Рассмотрим возможность их применения:

1. Затратный подход в оценке стоимости земельного участка предполагает, что разумный инвестор не заплатит за объект большую цену, чем та, в которую обойдется приобретение соответствующего участка под застройку и возведение на нем аналогичного по назначению и качеству улучшения в некоторый период времени. В случае оценки обремененного земельного участка, сложно определить его стоимость на этапе застройки (по смете затрат), так как в этом случае, не учитывается возможность использования доли земельного участка, с учетом обременения. Поэтому применение затратного подхода представляется нецелесообразным.
2. Применение сравнительного подхода возможно при наличии достаточного количества аналогов на открытом, свободном рынке земельных участков, с обязательным условием: объекты аналоги должны быть выбраны с учетом обременений, при прочих равных условиях. Опираясь на проведенные автором практические исследования рынка земельных участков и оценки рыночной стоимости прав на земельные участки в регионах, было выявлено следующее:

Земельные участки с обременениями, оформленными надлежащим образом, встречались, практически в единичных случаях: в г. Санкт-Петербург, и г. Москва. Объекты-аналоги к ним подобрать не было возможности ввиду того, что на земельном рынке (данные риэлтерских агентств г. Москва и г. Санкт-Петербург) такая информация является закрытой и становится прозрачной только в момент совершающейся сделки. Такая же ситуация сложилась и других обследованных регионах РФ.

Поэтому применение сравнительного подхода, в принципе, возможно только с позиции оценки других прав объектов-аналогов, с последующей поправкой на долю сервитута в объекте оценки. Поправку на наличие сервитута можно вводить только после выделения доли сервитута, приходящегося на оцениваемый земельный участок. Долю сервитута в земельном участке можно определить, опираясь на площадь, занимаемую сервитутом (указана на плане земельного участка) согласно правоустанавливающему документу на оцениваемый земельный участок.

3. Доходный подход, как было отмечено выше, отражает позицию наиболее вероятного покупателя (инвестора), заинтересованного в приобретении права на земельный участок. Очевидно, что потенциальный покупатель планирует получение дохода от земельного участка и ему важно знать, как повлияет обременение (сервитут) на величину этого дохода.

Доходный подход определяет стоимость объекта приведением ожидаемых будущих доходов в оценку их стоимости в настоящее время. Данный подход соединяет в себе оправданные расчеты будущих доходов и расходов с требованиями инвестора к конечной отдаче. Доход от любого объекта недвижимости выражается в коэффициенте капитализации. Причем чем ниже коэффициент капитализации объекта, тем выше его рыночная стоимость. В рамках доходного подхода, как правило, применяются следующие методы: Метод капитализации земельной ренты, Техника остатка дохода от земли, Метод предполагаемого использования.

Для оценки земельного участка с обременением возникает сложность при определении дохода, так как выделить ту часть, которая именно и будет приносить доход, практически невозможно. Поэтому, автор предлагает учесть дополнительные риски, связанные с условиями, собственно, обременения (сервитута), которые увеличат коэффициент капитализации и приведут доход от аналогичного (не обремененного) земельного участка к стоимости этого же земельного участка с учетом обременения (сервитута).

Выводы
Исходя из вышесказанного, можно описать общие проблемы оценки рыночной стоимости прав на земельные участки, с учетом обременений (сервитутов) в Российской Федерации: Неразвитость земельного рынка в Российской Федерации.

  1. Неразвитость института сервитутов в Российской Федерации.
  2. Отсутствие методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков с учетом обременений (сервитутов), утвержденных на государственном уровне.
  3. Сложность в оценке рыночной стоимости земельных участков с учетом обременений (сервитутов) в Российской Федерации при определении доли ограничений в общей стоимости земельных участков.
  4. Сложности при формировании и отражении в правоустанавливающих документов доли сервитута и уровня соразмерной платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут.
  5. Земельные участки с учетом обременений (сервитутами) не представлены на Российском земельном рынке.

Используемая литература

  1. Статья 1-4 ФЗ № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в ред. Федеральных законов от 05.03.2001 № 20-ФЗ, от 12.04.2001 № 36-ФЗ, от 11.04.2002 № 36-ФЗ
  2. Распоряжение Минимущества РФ от 6 марта 2002 г. № 568-р Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков (в ред. распоряжения Минимущества РФ от 31.07.2002 № 2314-р, в ред. от 06.03.2002 № 568-Р)
  3. ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации № 135-ФЗ от 16 июля 1998 г. в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 № 29-ФЗ)
  4. ПП Об утверждении стандартов оценки № 519 от 6 июля 2001 г.
  5. Распоряжение Минимущества России от 10.04.2003 № 1102-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков"

Порядок установления сервитута на различные виды недвижимости, в том числе и земельные участки, Частный собственник, территория (часть территории) которого обременена таким образом, в праве потребовать адекватную плату за пользование его участком.

Параметры и условия платы за сервитут прописываются в соглашении — договоре между владельцем недвижимости и лицом (структурой), нуждающимся в использовании данного участка. При возникновении спорных ситуаций, условия начислений устанавливаются судом, с обязательным занесением в единый государственный реестр.

Стоимость сервитута на земельный участок должна быть соразмерной всем потерям владельца и производится или единовременно, или периодически. Единовременная выплата производится полностью и за один раз. Периодические выплаты осуществляются в течение заранее оговоренного времени действия договора. Кроме того, документ должен содержать пункты о временных промежутках между начислениями.

После получения единовременной выплаты, собственник не может рассчитывать на периодические компенсации. Исключением является внесение изменения в соглашение, в случае возникновения новых обстоятельств.

Если сфера действия обременения настолько широка, что собственник практически лишается возможности пользоваться своим владением, он имеет право потребовать изъять у него участок. В некоторых случаях это является единственным выходом из ситуации. Такое положение дел особенно характерно для публичного сервитута.

Изъятие участка производится в форме выкупа. Орган власти в полном объеме возмещает землевладельцу все убытки, принесенные изъятием. Вместо полной денежной компенсации, может быть предложен другой участок, эквивалентный изъятому. Но и в этом случае неизбежны некоторые убытки, которые также должны быть возмещены.

Возможные убытки собственника

Выплаты за использование территории являются своеобразной компенсацией собственнику за причиненный ущерб или убытки. Это ни коим образом не является арендной платой, а именно возмещением потерь. Определение величины компенсации прямо пропорциональна величине убытков , связанных с использованием его территории.

  • реальный ущерб;
  • разница в стоимости обремененных и не обремененных активов;
  • упущенная выгода от недвижимости;
  • штрафы и выплата неустоек в пользу третьих лиц.

Методы определения убытков

Сервитут может применяться по самым разным причинам и, соответственно, в большей или меньшей степени ущемлять права владельца. В соответствии с этими факторами назначается величина выплаты. Иногда необходимо кратковременное пользование участков (прокладка водопроводов, монтаж линий связи или электричества, изыскательские и многие другие временные работы).

Здесь учитывается вид работ, величина занятой территории и сроки их проведения. Некоторые виды деятельности могут быть признаны как не наносящие никакого ущерба.

Важной составляющей суммы компенсации является размер упущенной выгоды. Данная величина определяется дисконтированием неполученных доходов в период действия сервитута и по его причине. Если на объекте недвижимости располагается какое-либо производство, источник дохода для его владельца, то должна быть определена вся упущенная прибыль. Кроме размеров выгод, дается экспертная оценка рисков данного вида прибыли и вероятность их осуществления.

Обременение может стать причиной досрочного прекращения деловых отношений владельца с третьими лицами и нарушением обязательств.

Как правило, это приводит к выплате:

  • неустоек;
  • штрафов;
  • пени.

Третья сторона может потребовать возмещения задатка и потерь, связанных с прекращением сотрудничества. Все эти факторы должны быть учтены в выплатах по сервитуту. Для этого изучаются договора владельца с его партнерами.

После изучения совокупности всех потерь владельца, устанавливается итоговая величина компенсации. Все проведенные расчеты платы за сервитут должны быть достаточно понятны для стороны, производящей выплату.

Изменения размеров выплат

Изменения размеров компенсации могут вызвать объективные обстоятельства, произошедшие в период действия договора. К таковым относятся уменьшения или увеличения норм и ограничений, касающихся прав владельца участка. Возможна ситуация, когда пользователю сервитутом нет необходимости использовать его в полном объеме. В других случаях возникает необходимость расширить сферу деятельности сервитута.

В каждом из таких случаях необходимо внесение изменений в соглашение между сторонами. Если в роли пользователя сервитута выступает частное лицо, то изменения достигаются в порядке личной договоренности, но с обязательным документальным подтверждением. Публичный сервитут в праве изменить государственный или местный орган управления, путем поправок в соглашение. Принимается нормативный акт, изменяющий действующий нормативный акт в той части, которая касается размера выплат за обременение. В случае нарушения прав собственника, последний имеет право обратиться в суд.

Госпошлина за регистрацию сервитута юридического лица

Частные сервитуты удовлетворяют личные интересы заинтересованных граждан. Публичные предоставляются государственным структурам, муниципалитету и общественным организациям.

С января 2015 года размер госпошлины за регистрацию публичного вида обременения составляет 22000 рублей. С физических лиц государство берет гораздо меньшую пошлину - всего 2000 рублей.

Последствия неуплаты

Неуплата или нарушение сроков выплат пользователем сервитута могут повлечь штрафные санкции в пользу владельца. При систематических нарушениях выплат, владелец участка может потребовать пересмотра договора. Кроме того, при грубых нарушениях суд может лишить нарушителя права пользования землей и расторгнуть договор.

Право сервитутного обременения применяется не только к земельным участкам, но и к всевозможным зданиям и сооружениям, а так же к недостроенным объектам. При этом соглашение может иметь определенный срок действия, но может быть и бессрочным. Во всех случаях пользователь сервитутом обязан причинять как можно меньше неудобств собственнику используемой недвижимости. Каждая из сторон должна понимать особенности ситуации, в которой они оказались.

1. Цель установления сервитута

Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний (прилегающий) земельный участок или иной объект недвижимости, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, строительства, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Условия установления: когда это является единственным способом обеспечения необходимых потребностей собственника недвижимости, не создает существенных неудобств для собственника земли.

2. Стороны, которые вправе требовать установления сервитута

С требованием об установлении вправе обратиться собственник земли либо иного объекта недвижимого имущества, а также требовать установления сервитута могут обладатели земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Лица, использующие недвижимое имущество на основании иных (арендных и т.п.) прав не вправе требовать его установления. Их права на проход/проезд защищаются иным способом (иск об устранении препятствий пользования).

3. Обременение недвижимого имущества сервитутом

Этот процесс осуществляется следующим образом:

  • правообладатель земельного участка (объекта капитального строительства), предложить собственнику обременяемого объекта заключить соответствующее соглашение (возможна и обратная ситуация, когда собственник обременяемого объекта сам предлагает заключить соглашение об установлении такого обременения;
  • условия соглашения: собственник обременяемого недвижимого имущества обязуется за плату предоставить данное имущество для указанных нужд правообладателя соседнего земельного участка или объекта недвижимости. Такое соглашение должно содержать условия о сфере действия сервитута, размере платы за сервитут, правах и обязанностях сторон и др. С момента регистрации указанного соглашения в ЕГРП сервитут считается установленным, а соглашение о его установлении — вступившим в законную силу.

Если правообладатель (или кто либо из сторон, например, собственник объекта капитального строения) отказывается подписывать отдельное соглашение, или у сторон возникли какие-либо непреодолимые разногласия по согласованию и заключению соглашения об установлении такого обременения, дальнейший спор разрешается в судебном порядке.

После вступления в законную силу решения суда об установлении сервитута, право ограниченного пользования земельным участком или иным недвижимым имуществом, подлежит регистрации в ЕГРП на основании вынесенного судебного акта.

4. Плата за сервитут. Оценка размера платы за установление сервитута

В соответствии с п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 6 ст. 23 ЗК РФ собственник земли, с подобным обременением, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых оно установлено, если иное не предусмотрено федеральным законом

5. Прекращение сервитута

Как правило серв-тут устанавливается бессрочно (законом допускается и его установление на определенный срок). Право ограниченного пользования прекращается по истечению установленного соглашением срока.

Основания прекращения:

  • по соглашению собственников имущества;
  • при отпадении обстоятельств, являвшихся причиной установления сервитута по требованию любого из собственников имущества;
  • по требованию собственника земельного участка, если земельный участок (объект недвижимости) в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением.

6. Иск об установлении сервитута: особенности

Спор между правообладателями земельных участков иных объектов недвижимости, который препятствует подписанию отдельного соглашения, разрешается в суде, в результате чего, спорное обременение устанавливается в судебном порядке. В ходе судебного разбирательства лицо, обратившемуся с требованиями об установлении обременения (истец), должен доказать невозможность удовлетворения его потребностей иным образом, кроме как путем наделения его ограниченным правом пользования чужим земельных участком (объектом недвижимости).

При рассмотрении судебного спора, суд не связан доводами сторон об условиях данного обременения, поэтому суд вправе самостоятельно определить оптимальные условия для него, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника земли. По отдельным вопросам определения соразмерной платы, суд может назначить экспертизу.

7. Защита прав собственника, чье недвижимое имущество обременятся сервитутом

Случаются ситуации, когда правообладатели недвижимого имущества злоупотребляют своим правом на установление сервитута стараясь заключить такое соглашение по заниженной цене или осуществляют иные действия на невыгодных, для правообладателя обременяемого объекта, условиях.

В таких случаях установление этого обременения осуществляется в судебном порядке. Суд учитывает интересы правообладателя земельного участка (объекта недвижимости), обременяемого таким образом, и в целях определения соразмерной платы, назначается судебная экспертиза в оценочных учреждениях. Но в любом случае суды должны определить наименее обременительный для ответчика способ установления подобного обременения.

8. Публичный сервитут. Установление сервитута по требованию органов государственной власти или местного самоуправления

Законом предусмотрено установление серв-тута для публичных нужд. В этом случае собственник обременяемого объекта вправе требовать соразмерную плату за такое обременение только в том случае, если его установление для публичных нужд приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (объекта недвижимости).

Если, в данном случае, установление подобного публичного обременения приводит к невозможности использования земельного участка его правообладатель может требовать изъятия (выкупа), у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Для публичных нужд он может быть установлен исключительно для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

Расчет соразмерной платы за установление сервитута

В соответствии с п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 6 ст. 23 ЗК РФ собственник объекта недвижимости, обремененного серв-тутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом в отношении публичного сервитута право требовать соразмерную плату возможно только в том случае, если его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Иными словами лицо, в пользу которого установлено обременение, обязано осуществлять его оплату собственнику обременяемого объекта.

Плательщики за такое обременение (например, частный серв-тут), являются собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых серв-тут установлен.

В соответствии с п. 2.1. Методических рекомендаций плата должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления такого обременения. Таким образом, соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы равна размеру убытков, причиненных собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав.

Расчет платы за сервитут

Величина соразмерной платы за серв-тут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав и рассчитывается путем сложения:

  • размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — реального ущерба);
  • упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — упущенной выгоды);
  • убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Согласно п. 1.6. и п. 1.7. Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сер-тут, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.03.2004, выплата может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который установлено подобное обременение. Вид выплаты может быть установлен соглашением о серв-туте, решением суда или нормативным правовым актом, которым серв-тут установлен.

Размер платы за сервитут. Изменение стоимости

Размер платы может изменяться в течение срока, на который он установлен, в случаях и в порядке, установленных ГК РФ и ЗК РФ:

  • размер соразмерной платы может быть изменен по причинам существенного изменения обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении соответствующего соглашения;
  • увеличения или уменьшения ограничений прав собственника земельного участка с этаким обременением по истечении определенного срока после его установления;
  • увеличения или уменьшения сферы действия данного обременения;
  • размер соразмерной платы за частный сервитут может быть изменен по соглашению сторон, которым вносятся изменения в соглашение в части размера соразмерной платы;
  • размер соразмерной платы за публичный сервитут может быть изменен принятием органом государственной власти или органом местного самоуправления нормативного правового акта, изменяющего нормативный правовой акт, которым это обременение было установлено, в части размера стоимости;
  • размер стоимости за частный и публичный сервитут может быть изменен решением суда, которым вносятся изменения в соглашение или в нормативный правовой акт, по основаниям, установленным ГК РФ и ЗК РФ).

Иными словами стоимость должна быть соразмерна материальной выгоде, которую могло получить это лицо (собственник земельного участка), если бы земельный участок был без подобного обременения (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам).

На размер платы влияют характер и интенсивность использования земельного участка лицом, в интересах которого установлено такое обременение. В плату за право проезда/прохода допустимо включать расходы собственника обремененного участка затраты на обеспечение охранно-пропускного режима, поддержание дорожного покрытия в надлежащем техническом состоянии и т.д.

Судебные споры с недвижимым имуществом одно их основных направлений судебной практики ЮБ «Аргументъ». Бюро профессионально консультирует и много представительствует в судебных спорах, связанных с недвижимым имуществом.

Удобно: записаться на прием или получить справочную информацию ЮБ Аргументъ можно получить любым из указанных средств связи . Направление документов по электронной почте для предварительного анализа значительно ускорит процедуру судебного спора.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме