Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Применять средства по борьбе за живучесть судна. Основы организации борьбы за живучесть судна

Под борьбой за живучесть судна понимаются энергичные и инициативные действия его экипажа по обеспечению водонепроницаемости корпуса, предупреждения распространения пожаров и взрывов, борьбе с водой, пожарами, дымом и паром и поддержанию в постоянной готовности к действию технических средств. Подготовленность экипажа к борьбе за живучесть судна предполагает такую его выучку и натренированность, которая позволяет в наиболее сложной аварийной обстановке или при пожара на судне выполнять уверенно, быстро и точно все мероприятия по ликвидации возникших аварийных ситуаций, а аварийное и противопожарное имущество, технические средства борьбы за живучесть судна и спасательные средства использовать наиболее эффективно.

Борьба за живучесть судна осуществляется в соответствии с обязанностями членов экипажа, указанными в расписаниях по тревогам. Для борьбы с водой, пожарами, паром, дымом, ликвидации повреждений технических средств и обеспечения герметизации на судне, как правило, создаются из числа членов экипажа аварийная партия судна и аварийная группа машинного отделения.

=Морское дело (стр.58)=

Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана.

Старший механик руководит борьбой за живучести в машинном отделении и обеспечивает готовность к действию технических средств. Для организации борьбы за живучесть из членов экипажа создаются постоянные аварийные партии, которые возглавляются начальниками. Капитан в праве привлечь к борьбе за живучесть всех лиц, находящихся на судне.

Основной организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам (см. вопрос №7).

Организация обеспечения живучести судна должна предусматривать:

· подготовку экипажа к борьбе за живучесть, которая является составной частью повседневной деятельности экипажа;

· постоянное наличие на борту необходимой части экипажа судна, способного обеспечить БЗЖ;

· надёжное наблюдение за обстановкой на судне и в районе плавания;

· постоянное поддержание судовых устройств и корпуса судна для обеспечения безопасности судна и его мореходности;

· постоянную готовность средств борьбы за живучесть как судна, так и его технических средств.

Охрана человеческой жизни на море является основной целью комплекса мероприятий по организации обеспечения живучести судна.

Организация обеспечения живучести судна предусматривает:

(01) постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;

(02) надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;

(03) постоянную готовность средств борьбы за живучесть;

подготовку экипажа к борьбе за живучесть;

(04) постоянное наличие на борту количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.

Аварийно - спасательное и противопожарное имущество и инвентарь расписываются в заведование членам судового экипажа и должно храниться в штатных местах.

Живучестью судна называется его спо-собность противостоять последствиям аварийных повреждений, возникновению и распростране-нию пожаров, воздействию взрывов, сохранять и восстанавливать при этом в достаточной мере мореходные качества и обеспечивать безопас-ность находящихся на борту людей, и судового имущества.

Живучесть судна обеспечивается:

  • непотопляемостью;
  • пожаробезопасностью;
  • живучестью технических средств;
  • подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна;
  • комплексом предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна.
Пожар на судне

Документальное обеспечение готовности судового экипажа к аварийным си-туациям указывается в:

  • Руководстве по действиям в аварийных ситуациях на судне (Emergency Proce-dures Manual );
  • расписании по тревогам;
  • судовой аварийной папке;
  • судовом плане оперативных чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря (Shipboard Oil Pollution Emergency Plan — SOPEP );
  • аварийных контрольных листах рекомендуемых действий (Emergency Check Lists ).

Чрезвычайные ситуации, которые должны быть указаны в планах:

План чрезвычайных ситуаций
Действия при столкновении Действия при посадке на мель
Действия при повреждении корпуса Действия при пожаре
Действия по сигналу «Человек за бортом» Действия оставлении судна
Действия при получении штормового предупреждения Действия при затоплении
Действия при болезни/травме Выход из строя рулевого устройства
Выход из строя гирокомпаса Выход из строя ДАУ
Выход из строя электроэнергетической установки Действия при угрозе нападения пиратов
Действия при работе с вертолетом Выход из строя двигателя
Действия при угрозе нападения террористов Действия при переполнении танкеров во время грузовых и бункеровочных операций
Действия при предполагаемой утечке через корпус

Система планов действий в чрезвычайных ситуациях должна содержать указания для судового персонала в случаях:

  • судно на ходу;
  • ошвартовано к причалу;
  • стоит на якоре;
  • ведение грузовых операций.

Постоянная готовность экипажа к действиям при чрезвычайных и аварийных ситуациях обеспе-чивается за счет:

  • постоянного наличия на борту достаточного количества экипажа, способного обеспечить эффективные действия в случае чрезвычайной ситуации;
  • высокой профессиональной квалификации экипажа, предварительной трена-жерной подготовки, регулярных учебных тревог, учений, тренировок;
  • эффективной системы и организации действий, включая «Расписание по трево-гам «, аварийные партии, судовые оперативные планы действий (Vessel Response Plans ), контрольные листы рекомендованных действий (Check Lists ) для всех выявленных рисков с учетом специфики и конструктивных особенностей судна, особенностей и свойств перевозимых грузов;
  • постоянной готовности средств борьбы за живучесть судна;
  • постоянного контроля и наблюдения (в том числе — с помощью специальных си-стем контроля и предупредительной сигнализации) за основными элементами безопасности, обнаружения очага чрезвычайной ситуации на возможно более ранней стадии, а также быстрых, решительных, эффективных действий челове-ка, первым обнаружившего возникновение чрезвычайной ситуации.

Судно в штормовых условиях

Общее руководство действиями при чрез-вычайных и аварийных ситуациях, борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. Непосредственное руководство возлагается на старшего помощника капитана.

При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный по-мощник капитана.

В соответствии с требованиями Между-народных Конвенций, организация действий экипажа в любой аварийной ситуации должна быть направлена на сохранение че-ловеческой жизни.

В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принятия любых решений и действий. Приоритеты должны располагаться следующим образом:

  • безопасность жизни и здоровья экипажа;
  • безопасность судна;
  • безопасность груза и защита окружающей среды.

Расписание по тревогам

Основой организации борьбы за живучесть судна является расписание по тре-вогам, которое определяет обязанности всех членов экипажа, составляется на каж-дом судне и утверждается капитаном. Обязанности по тревогам должны распреде-ляться с учетом должностей, специальности, подготовки, индивидуальных качеств и физических данных каждого члена экипажа.

В расписании по тревогам должны содержаться подробное описание сигна-ла общесудовой тревоги и системы громкоговорящей связи, а также дей-ствия членов экипажа и пассажиров по сигналу тревоги. В расписании по тревогам должно быть также указано, ка-ким образом будет дана команда об оставлении судна.

На каждом пассажирском судне должны иметься процедуры по розыску и спасанию пассажиров, оставшихся в своих блок-каютах.


Остойчивость судна

Расписание по тревогам должно содержать обязанности, предписанные различ-ным членам экипажа, включая:

  • закрытие водонепроницаемых дверей, противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;
  • пополнение снабжения в спасательных шлюпках, плотах и других спасатель-ных средств;
  • подготовку и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов;
  • общую подготовку других спасательных средств;
  • сбор пассажиров;
  • использование средств связи;
  • комплектование аварийных партий по борьбе с пожаром;
  • специальные обязанности, связанные с использование противопожарного оборудования и систем.

В расписании по тревогам должны быть указаны лица командного состава, от-ветственные за обеспечение того, чтобы спасательные и противопожарные средства содержались в хорошем состоянии и были готовы к немедленному использованию.

В расписании по тревогам должны быть указаны заместители ответственных лиц, которые могут оказаться недееспособными, учитывая при этом, что различные аварийные ситуации могут потребовать действий различного характера.

В расписании по тревогам должны быть расписаны обязанности членов экипа-жа по отношению к пассажирам в случае аварии. Эти обязанности должны вклю-чать:

  • предупреждение пассажиров;
  • наблюдение за тем, чтобы пассажиры были надлежащим образом одеты, что-бы на них были правильно надеты спасательные жилеты;
  • сбор пассажиров на местах сбора;
  • обеспечение порядка в коридорах и на трапах, общее управление движением пассажиров;
  • обеспечение подачи запаса одеял в спасательные шлюпки и плоты.

Расписание по тревогам должно быть составлено до выхода судна в море. Ес-ли после его составления происходят какие-либо изменения в составе экипа-жа, требующие внесения изменений в расписание по тревогам, капитан должен либо откорректировать имеющееся расписание по тревогам, либо составить новое расписание. Форма расписания по тревогам для пассажирских судов долж-на быть одобренного типа.


Авария на судне

Составление расписания по тревогам и своевременная корректура возлагают-ся на старшего помощника капитана. Расписание по тревогам должно вывешивать-ся на видном месте в общедоступных помещениях судна.

Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляции с указани-ем вида тревоги; в случае пожара или пробоины указывается их место. При отсут-ствии трансляции вид тревоги, место пожара или пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается ко-мандой по трансляции.

Устанавливаются следующие виды тревог:

При объявлении учебных тревог по системе судовой громкоговорящей связи вид тревоги должен предваряться словом «учебная».

На судне должны быть определены Командные пункты и посты, расположе-ние и состав которых должны полностью согласовываться с судовым расписанием по тревогам. Расположение и состав командных пунктов и постов утверждаются капитаном судна.

Все члены экипажа при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (гидрокостюмы) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги «Человек за бортом».

Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана при:

  • при взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его первых призна-ков, дыма и запаха гари;
  • при обнаружении поступления забортной воды внутрь судна или распро-странения ее по судну;
  • при других аварийных случаях, создающих угрозу судну и экипажу.

Тревога ”Человек за бортом ” немедленно объявляется вахтенным по-мощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (лю-дей) за бортом.

Шлюпочная тревога (при оставлении судна) объявляется только капита-ном или другим лицом по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда воз-никает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.

Кнопка пожарной тревоги

Любой член экипажа, любое находящееся на судне лицо может поднять тревогу нажатием соответствующей кнопки, включением сигнализации либо с помощью средств связи.

Лицо, поднявшее тревогу, должно сообщить на мостик ме-сто и характер аварийной ситуации.

Устанавливается следующий порядок оповещения при чрезвычайных и аварийных ситуациях:

  • объявляется общесудовая тревога звонком громкого боя;
  • экипаж собирается в месте сбора и действует в соответствии с судовым «Расписанием по тревогам».
  • ответственные лица, услышав сигнал, обязаны:
    • включить переносные УКВ-радиостанции на заданный канал;
    • выйти на связь с мостиком;
    • получить устные команды/распоряжения;
    • передать их закрепленным за ними членам судового экипажа.

При оставлении судна старший помощник капитана обязан проверить судо-вые помещения, а старший механик — машинные помещения и удостовериться, что в них не осталось людей.

Лица, в ведении которых нахо-дятся документы экипажа, судовой, машинный, и радио журналы, путе-вые карты с прокладкой пути судна перед происшествием, судовая касса и документы строгой отчетности, при оставлении судна обязаны принять меры к спасению указанных докумен-тов и ценностей.

При стоянке судна в порту на борту всегда должно оставаться до-статочное количество членов экипажа для действий в аварийных ситуациях. На судне должно быть утвержденное стояночное расписание по тревогам.

По прибытии судна в порт должна быть установлена система взаимодействия с берегом. Для этих целей рекомендуется использовать «Ship/Shore Safety Check List «. Теле-фонные номера, каналы УКВ и позыв-ные аварийных служб порта, другие средства и методы оповещения должны быть известны, записаны и находиться в соответствующих местах (в том числе — у капи-тана, СПКМ, ВПКМ, на мостике, у трапа).

Организация проведения учений судового экипажа

Компания должна установить програм-мы учений экипажа и учебных отработок действий в условиях аварийной ситуации. При этом в руководстве “Safety Management Manual ” должен быть приведен сводный гра-фик обязательных учений, тревог и трениро-вок.

Старший помощник капитана (старший механик) до отхода судна в рейс знакомит каждого прибывшего члена экипажа с осо-бенностями спасения и борьбы за живучесть на данном судне. По их поручению один из опытных членов экипажа проводит вновь прибывшего по судну.

Программа ознакомления вновь прибывшего члена экипажа должна включать следующие пункты (рис. 1):

  • общее расположение судна;
  • сигналы тревог, пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам;
  • расположение и использование коллективных и индивидуальных спаса-тельных средств;
  • расположение и использование средств борьбы за живучесть судна, вклю-чая противопожарные средства и системы;
  • судовое оборудование, устройства и системы, которыми член экипажа дол-жен уметь пользоваться или управлять.

Инструктаж вновь прибывших членов экипажа по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен регистрироваться в специальном журнале.


Рис. 1 Ознакомление экипажа с устройством и оборудованием судна

Техническая учеба экипажей является необходимым условием эффективного повышения квалификации, которая включает:

При приеме судна от завода — строителя капитан организует изучение и при-ем судовыми офицерами корпуса, систем, механизмов, устройств и других техни-ческих средств, а также документации и имущества в соответствии со специфика-циями.

Учения должны проводиться по всем видам тревог, предусмотренным на судне. Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном — по борьбе с пожаром.

Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали уча-стия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожа-ром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.

При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного харак-тера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода.

Общесудовые учения проводятся со всем экипажем судна под непосредственным руковод-ством старшего помощника капитана и общим руко-водством капитана судна. Для проведения учения объявляется учебная тревога.

План учения составляет старший помощник капитана на основании задания, полученного от ка-питана, с привлечением других лиц командного со-става. План предусматривает отрабатываемые на учении эпизоды, характер и размеры условных по-вреждений. Планируется последовательность событий учения, намечается имита-ция повреждений с тем, чтобы создать обстановку, максимально приближенную к действительной, но ни в коем случае не приводить к фактическим повреждениям техники или несчастным случаям с людьми.

Учения, насколько это практически возможно, должны проводиться так, как если бы существовала действительная аварийная ситуация. После каждого учения должен проводиться его всесторонний разбор, руководитель учений дает оценку действиям участников, отмечает положительные результаты и недостатки.

Учения по оставлению судна. Каждое учение по оставлению судна должно включать:

  • вызов пассажиров и членов экипажа к местам сбора с помощью сигнала тре-воги, после которого по системе громкоговорящей связи или по другой си-стеме связи передается сообщение об учении, обеспечение их ознакомления с порядком оставления судна, указанным в расписании по тревогам;
  • прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указан-ных в расписании по тревогам (рис. 2);
  • проверку того, чтобы все пассажиры и члены экипажа были соответствую-щим образом одеты;
  • проверку того, чтобы были правильно надеты спасательные жилеты;
  • приспускание, по меньшей мере, одной спасательной шлюпки;
  • пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;
  • поиск и спасание манекенов, блокированных в каютах;
  • инструкцию по использованию радиооборудования для спасательных средств.

Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА

306. Основными документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна являются судовые расписания по тревогам и личные карточки членов экипажа, где указаны должности или судовые номера и обязанности последних по тревогам, а также Наставление по борьбе за живучесть судов речного флота РСФСР.

307. Организация обеспечения живучести судна должна предусматривать:

(01) постоянное наличие на борту необходимого количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть;

(02) подготовку экипажа к борьбе за живучесть;

(03) постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;

(04) постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна;

(05) надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой.

308. Аварийно-спасательное и противопожарное снабжение и инвентарь должны быть расписаны в заведование лицам судового экипажа, храниться на штатных местах и иметь опись. Использование указанного снабжения и инвентаря не по прямому назначению категорически запрещается.

309. На всех судах должны неукоснительно соблюдаться требования по обеспечению остойчивости и непотопляемости судна, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса.

Заполнение, сушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних емкостей в другие допускаются только по указанию или с разрешения капитана. Выполнение этого требования контролирует вахтенный начальник.

310. Общее руководство борьбой за живучесть осуществляет капитан. Капитан имеет право привлечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.

Механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность и действие находящихся в его ведении технических средств.

При отсутствии на судне капитана борьбу за живучесть возглавляет старшее лицо командного состава судоводительской специальности.

311. Установлены следующие виды судовых тревог: общесудовая, "Человек за бортом", шлюпочная (по оставлению судна).

312. На всех судах должно быть расписание по тревогам, определяющее обязанности и действия всего экипажа по: управлению судном; радиосвязи и зрительной связи; наблюдению за горизонтом, воздухом и водой, герметизации судна и обеспечению водонепроницаемости корпуса; борьбе за живучесть судна (борьба с огнем, водой и т.д.); использованию специальных средств, установленных на судне; оказанию медицинской помощи экипажу и пассажирам; охране порядка и безопасности (на пассажирских судах); охране окружающей среды; спасению человека за бортом; оставлению судна (с проверкой полноты эвакуации людей).

313. Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности и заведований членов экипажа и их взаимозаменяемости.

314. Расписание по тревогам составляется на полный состав экипажа при экипажном методе работы или на членов бригад (бригады), одновременно работающих на судне.

Кроме основного расписания, должно составляться стояночное расписание по тревогам для минимума членов экипажа, находящихся на борту при стоянке судна.

315. Лица, не входящие в штат, но работающие на судне, включаются в расписание по тревогам и имеют личные карточки наравне с членами экипажа.

316. Руководители практики и практиканты включаются в расписание по шлюпочной тревоге наравне с членами экипажа, а по остальным тревогам они дублируют обязанности штатных членов экипажа (перед номером их личной карточки проставляется ноль).

317. Расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных для экипажа помещениях судна.

Над койкой каждого члена экипажа, а также других лиц, не входящих в штат экипажа, но работающих на судне, должна находиться карточка, где указаны его обязанности и действия по тревогам.

Карточки рядового состава, а также лиц, не входящих в штат экипажа, должны иметь судовой цифровой номер, карточки командного состава - название должности.

318. На пассажирских судах на видных местах вывешиваются иллюстрированные инструкции по способам и приемам надевания индивидуальных и использования коллективных спасательных средств, планы с указанием мест их нахождения и путей эвакуации людей.

319. Судовые тревоги, за исключением шлюпочной, объявляются вахтенным начальником в следующих случаях:

(01) общесудовая - при подготовке к борьбе или для борьбы с огнем, водой и другими опасностями, создающими угрозу судну, людям, грузу;

(02) "Человек за бортом" - при падении человека за борт или при обнаружении человека (людей) за бортом.

320. Шлюпочная тревога (по оставлению судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.

321. При оставлении судна в первую очередь должна быть обеспечена посадка на спасательные средства детей, женщин и престарелых. К лицам, нарушающим порядок посадки людей или создающим панику, допускается применение крайних мер принуждения.

322. Устанавливаются следующие сигналы тревог:

(01) общесудовой - непрерывный звонок громкого боя в течение 25 - 30 с, повторяемый три - четыре раза; при пожаре (взрыве) сигнал тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

(02) "Человек за бортом" - три длинных сигнала звонком громкого боя, повторяемые три - четыре раза; продолжительность одного сигнала должна быть не менее 5 - 6 с;

(03) шлюпочной (по оставлению судна) - семь или более коротких сигналов, вслед за ними один продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые три - четыре раза.

323. Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляционной сети с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоин указывается их место. При отсутствии трансляционной сети вид тревоги, место пожара и пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции; при проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала голосом или по трансляции передается слово "Учебная".

Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа, регламентированной Уставом службы, на судах ММФ, НБЖС и судовым расписанием по тревогам. Отработка организации борьбы за живучесть судна является составной частью повседневной службы на судне.

Для герметизации судна, борьбы с водой, пожарами, паром, дымом, утечкой газа, для ликвидации повреждений технических средств, защиты от оружия массового поражения и для „спасания людей на судне создаются аварийные партии и аварийные группы. Количество их определяется составом экипажа. При численности экипажа свыше 100 чел. создаются три аварийные партии (носовая, кормовая и машинного отделения); от 50 до 100 чел. -- две аварийные партии (носовая и кормовая) и аварийная группа машинного отделения; от 15 до 50 чел. -- аварийная партия и аварийная группа машинного отделения. При численности экипажа менее 15 чел. создается одна аварийная группа. Командирами аварийных партий- (групп) назначаются: при двух аварийных партиях командиром носовой партии -- второй помощник капитана, кормовой -- третий механик; при одной аварийной партии -- второй помощник капитана, его заместителем -- третий механик. Командиром аварийной партии (группы) машинного отделения назначается второй механик.

Аварийные партии являются также основными дегазационными отделениями, действующими по специальному расписанию.

Кроме аварийных партий, на судне создаются: пост медицинской помощи (ПМП) (командир -- судовой врач или лицо, на которое возложено, исполнение его обязанностей по общесудовой тревоге); на пассажирских судах -- партия охраны порядка, безопасности и эвакуации (командир -- помощник капитана по пассажирской части или лицо, на_ которое возложено исполнение его обязанностей йо общесудовой й шлюпочной тревогам); группа подготовки спасательных средств коллективного пользования (командир -- Лицо командного состава или старший матрос).

В порту при увольнении экипажа на берег на судне ежедневно создается стояночная аварийная партия или группа, способная обеспечить борьбу за живучесть судна до прибытия береговых пожарных команд.или аварийных спасательных подразделений. Ее численность при стоянке судна у причала -- не менее 1/5- части экипажа, при -стоянке на рейде -- не менее 1/3. Командиром стояночной аварийной партии (группы) является вахтенный помощник капитана, заместителем--вахтенный механик.

В каждой аварийной партии создаются группа разведки пожара и группа разведки нарушения водонепроницаемости корпуса. Члены группы разведки пожара должны быть обучены правилам: работы с кислородно-изолирующими противогазами (КИП).

Обязанности аварийных партий и всех членов экипажа определяются НБЖС и конкретизируются применительно к данному судну в судовом расписании по тревогам.

Расписание по тревогам -- основа организации борьбы экипажа за живучесть судна. Оно определяет обязанности каждого члена экипажа и места сбора по тревогам. Расписание вывешивается на видных местах в общедоступных помещениях судна, а для каждого члена экипажа составляется каютная карточка -- выписка из расписания, в которой указываются значение сигналов тревоги, обязанности и место сбора по тревогам, номер и местонахождение спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной; тревоге. Каютная карточка форматом 210X197 мм прикрепляется над койкой члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты.

В НБЖС установлены следующие виды тревог: общесудовая, «Человек за бортом», шлюпочная, «Радиационная опасность», химическая.

Сигналом общесудовой тревоги является непрерывный звонок громкого боя в течение 25--30 с. При пожаре во время стоянки в порту указанный сигнал дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол. Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана (по указанию капитана) при необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению какой-либо предполагаемой опасности, при поступлении воды внутрь судна, возникновении на судне взрыва, пожара, утечки газа и в других аварийных ситуациях.

Стояночное расписание по общесудовой тревоге составляется ежедневно и вывешивается на видном месте у трапа.

Сигналом тревоги «Человек за бортом» являются три продолжительных звука звонком громкого боя или свистком, повторяемых 3--4 раза. Тревога объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении его в воде.

Сигнал шлюпочной тревоги -- семь коротких и один продолжительный звук звонком громкого боя, повторяемый 3--4 раза. Тревога объявляется по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость его оставления экипажем и пассажирами.

Сигнал тревоги «Радиационная опасность» -- один короткий и два продолжительных звука звонком громкого боя, повторяемых 3 раза с интервалом 2 с.

Сигнал химической тревоги -- четыре коротких и один продолжительный звук звонком громкого боя, повторяемый 3 раза с интервалом 2 с.

С целью практической отработки действий экипажа по тревогам на каждом судне в плановом порядке проводятся учебные тревоги. Они объявляются по указанию капитана судна.

Все члены экипажа при объявлении тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, имея при себе спасательные жилеты, а по шлюпочной тревоге -- надев их. При любой погоде, надев спасательные жилеты, должны выходить к шлюпке гребцы, а в шторм -- все расписанные по тревоге «Человек за бортом».

Успешной борьбе экипажа за живучесть судна способствует наличие на судне заранее разработанных оперативных планов, предусматривающих наиболее эффективные действия экипажа в различных аварийных ситуациях.

Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА

306. Основными документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна являются судовые расписания по тревогам и личные карточки членов экипажа, где указаны должности или судовые номера и обязанности последних по тревогам, а также Наставление по борьбе за живучесть судов речного флота РСФСР.

307. Организация обеспечения живучести судна должна предусматривать:

(01) постоянное наличие на борту необходимого количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть;

(02) подготовку экипажа к борьбе за живучесть;

(03) постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;

(04) постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна;

(05) надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой.

308. Аварийно-спасательное и противопожарное снабжение и инвентарь должны быть расписаны в заведование лицам судового экипажа, храниться на штатных местах и иметь опись. Использование указанного снабжения и инвентаря не по прямому назначению категорически запрещается.

309. На всех судах должны неукоснительно соблюдаться требования по обеспечению остойчивости и непотопляемости судна, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса.

Заполнение, сушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних емкостей в другие допускаются только по указанию или с разрешения капитана. Выполнение этого требования контролирует вахтенный начальник.

310. Общее руководство борьбой за живучесть осуществляет капитан. Капитан имеет право привлечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.

Механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность и действие находящихся в его ведении технических средств.

При отсутствии на судне капитана борьбу за живучесть возглавляет старшее лицо командного состава судоводительской специальности.

311. Установлены следующие виды судовых тревог: общесудовая, "Человек за бортом", шлюпочная (по оставлению судна).

312. На всех судах должно быть расписание по тревогам, определяющее обязанности и действия всего экипажа по: управлению судном; радиосвязи и зрительной связи; наблюдению за горизонтом, воздухом и водой, герметизации судна и обеспечению водонепроницаемости корпуса; борьбе за живучесть судна (борьба с огнем, водой и т.д.); использованию специальных средств, установленных на судне; оказанию медицинской помощи экипажу и пассажирам; охране порядка и безопасности (на пассажирских судах); охране окружающей среды; спасению человека за бортом; оставлению судна (с проверкой полноты эвакуации людей).

313. Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности и заведований членов экипажа и их взаимозаменяемости.

314. Расписание по тревогам составляется на полный состав экипажа при экипажном методе работы или на членов бригад (бригады), одновременно работающих на судне.

Кроме основного расписания, должно составляться стояночное расписание по тревогам для минимума членов экипажа, находящихся на борту при стоянке судна.

315. Лица, не входящие в штат, но работающие на судне, включаются в расписание по тревогам и имеют личные карточки наравне с членами экипажа.

316. Руководители практики и практиканты включаются в расписание по шлюпочной тревоге наравне с членами экипажа, а по остальным тревогам они дублируют обязанности штатных членов экипажа (перед номером их личной карточки проставляется ноль).

317. Расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных для экипажа помещениях судна.

Над койкой каждого члена экипажа, а также других лиц, не входящих в штат экипажа, но работающих на судне, должна находиться карточка, где указаны его обязанности и действия по тревогам.

Карточки рядового состава, а также лиц, не входящих в штат экипажа, должны иметь судовой цифровой номер, карточки командного состава - название должности.

318. На пассажирских судах на видных местах вывешиваются иллюстрированные инструкции по способам и приемам надевания индивидуальных и использования коллективных спасательных средств, планы с указанием мест их нахождения и путей эвакуации людей.

319. Судовые тревоги, за исключением шлюпочной, объявляются вахтенным начальником в следующих случаях:

(01) общесудовая - при подготовке к борьбе или для борьбы с огнем, водой и другими опасностями, создающими угрозу судну, людям, грузу;

(02) "Человек за бортом" - при падении человека за борт или при обнаружении человека (людей) за бортом.

320. Шлюпочная тревога (по оставлению судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.

321. При оставлении судна в первую очередь должна быть обеспечена посадка на спасательные средства детей, женщин и престарелых. К лицам, нарушающим порядок посадки людей или создающим панику, допускается применение крайних мер принуждения.

322. Устанавливаются следующие сигналы тревог:

(01) общесудовой - непрерывный звонок громкого боя в течение 25 - 30 с, повторяемый три - четыре раза; при пожаре (взрыве) сигнал тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

(02) "Человек за бортом" - три длинных сигнала звонком громкого боя, повторяемые три - четыре раза; продолжительность одного сигнала должна быть не менее 5 - 6 с;

(03) шлюпочной (по оставлению судна) - семь или более коротких сигналов, вслед за ними один продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые три - четыре раза.

323. Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляционной сети с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоин указывается их место. При отсутствии трансляционной сети вид тревоги, место пожара и пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции; при проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала голосом или по трансляции передается слово "Учебная".

324. Все члены экипажа, лица, не входящие в штат, руководители практики и практиканты при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги "Человек за бортом".

325. Для практической обработки действий по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог.

Учения по тревогам должны проводиться не реже одного раза в месяц; если более 25% экипажа было заменено в каком-либо порту, то такие учения проводятся не позднее чем через 24 ч после выхода судна из этого порта.

На пассажирских судах учения по тревогам проводятся не реже двух раз в месяц, обычно перед выходом в рейс. Пассажиры в таких случаях должны заблаговременно предупреждаться о проводимых учебных тревогах и правилах поведения во время них.

После каждого тренировочного учения капитан детально проводит его обзор.

Если в течение указанных сроков не проводилось учебной тревоги или проводилась только неполная учебная тревога, в судовом журнале должна быть сделана запись о причинах непроведения или проведения неполной учебной тревоги.

326. Лица, в ведении которых находятся судовой, машинный, электротехнический и радиотелеграфный журналы, судовая касса и документы строгой отчетности, а при плавании в море - также путевые карты с прокладкой пути, при оставлении судна обязаны принять все меры к спасению указанных документов и ценностей.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме