Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правовое регулирование защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика Защита прав и интересов усыновленных детей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов , в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

О применении пункта 2 статьи 121 см. Определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 N 52-О.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети , оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

1. дети , оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

2. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Абзац второй пункта 2 статьи 125 настоящего Кодекса вступает в силу со дня официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ.

В настоящее время действует Положение о порядке передачи на усыновление детей , являющихся гражданами Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. 917

Порядок передачи детей на усыновление , а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (статья 137 настоящего Кодекса) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

1. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

Лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

Супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

Лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

Лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

Бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

Лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации;

Лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

Лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

Лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. 542

О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, см. приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. 332

2. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

3. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и 2 настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.

1. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

2. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной пунктом 1 настоящей статьи, не требуется.

1. Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие органа опеки и попечительства.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

2. Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.

3. Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.

Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:

Неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

Признаны судом недееспособными;

Лишены судом родительских прав (при соблюдении требований пункта 6 статьи 71 настоящего Кодекса);

По причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

1. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей.

Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных учреждений.

2. Суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

1. Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.

2. Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка.

Дети - главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей. Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.

Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.

Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей

Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.

В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.

Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.

Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:

  • Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
  • Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.

Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.

Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:

  • Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
  • Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
  • Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
  • Родители находятся в местах лишения свободы;
  • Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
  • Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
  • Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
  • Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.

Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:

  • Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
  • Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно - в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
  • Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.

Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:

  • Финансовое содержание и материальное обеспечение.
  • Правильное воспитание.
  • Полноценное образование.
  • Всестороннее развитие.
  • Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
  • Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
  • Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
  • Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
  • Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой.

Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.

Органы опеки и попечительства

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки. Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой. Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:

  • В процессе судебного разбирательства;
  • Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.

Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:

  • Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
  • Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
  • Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
  • Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
  • Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
  • Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
  • Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.

Abstract: The article is devoted to the review of main problems in case of children adoption (as one’s son/daughter) by foreign citizens. Main attention is focused on the protection of the interests of children remaining without parental care.

Keywords :

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Ю.В. Колдина

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ртищево Саратовской области"

PROTECTION CHILDREN`S RIGHTS IN CASE OF ADOPTION (AS ONE`S SON/DAUGHTER) BY FOREIGH CITIZENS

U.V. Koldina

Municipal Educational institution "Secondary School № 2".

Rtischevo, Saratov region

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных проблем, которые возникают при усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами. Особое внимание уделяется защите интересов детей о ставшихся без попечения родителей.

Abstract: The article is devoted to the review of main problems in case of children adoption (as one’s son/daughter) by foreign citizens. Main attention is focused on the protection of the interests of children remaining without parental care.

Ключевые слова: усыновление (удочерение), иностранные граждане, дети, права

Keywords : adoption (as one’s son/daughter), foreign citizen, children, rights

Дети являются одной из самых социально незащищенных групп населения, поэтому защита их прав и интересов является одной из наиболее важных проблем современного общества. Согласно статье 56 Семейного Кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право на защиту. Защита в данном случае есть гарантия предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод несовершеннолетнего. Так, согласно статье 54 СК РФ одним из наиболее значимых прав ребенка признается право жить и воспитываться в семье, поэтому, семье необходимо уделять особое внимание, ведь именно в семье закладываются базовые ценности формирования личности ребенка. Сегодня озабоченность со стороны государства и общества вызывают дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейный кодекс РФ предлагает решать проблему таких детей при помощи усыновления (удочерения). Данная мера позволяет обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также создать благоприятные условия для их эффективного физического, психического и духовного развития.

Семейное законодательство РФ предусматривает возможность усыновления (удочерения) детей, как гражданами России, так и иностранными гражданами, что, несомненно, повышает шансы таких детей на обретение полноценной семьи. Интересы ребенка требуют тщательного подхода к выбору усыновителей, ведь от правильного выбора семьи зависит и судьба ребенка. Поэтому к усыновителям, сегодня предъявляют высокие требования . Процесс усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Семейным Кодексом РФ (ст. 124). Законодательство нашей страны предусматривает определенную очередность при передаче детей иностранным гражданам. Так, первыми на это имеют право российское граждане, проживающие на территории РФ, далее следуют российские граждане, проживающие вне территории РФ и только потом право на усыновление переход иностранным гражданам. Еще одним документом, регулирующим процесс усыновления (удочерения) является Конвенция о правах ребенка . Так, именно в этом документе закреплены основные права ребенка, в том числе и его право на защиту. Усыновление - это государственная помощь и поддержка детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами имеет свои особенности. Так, иностранные граждане вправе проводить процедуру самостоятельно («независимое усыновление») или же через представительства иностранных организаций, получивших аккредитацию на осуществление подобной деятельности на территории нашего государства . Чаще всего усыновители пользуются услугами именно услугами агентств по усыновлению. Списки соответствующих аккредитованных организаций есть в каждом регионе. Все желающие иностранцы могут обратиться в региональный банк данных, где оператор проинформирует усыновителя о детях, оставшихся без попечения родителей. Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой. В отличие от иностранных граждан российские граждане практически не имеют доступа к банку таких данных. В результате чего создается реальная возможность для сокрытия здоровых детей от российских усыновителей, которые впоследствии усыновляются иностранцами. Подобного рода ситуации требуют особого внимания и контроля со стороны государства, а также органов прокуратуры.

После знакомства с ребенком, иностранному гражданину необходимо принять решение, результаты которого необходимо огласить органам опеки. Если решение положительное, то далее следует процедура сбора всех необходимых документов. После сбора документов дело об усыновлении (удочерении) направляются в суд. Одной из главных проблем на данном этапе является невозможность проверки судом всех представленных документов на их законность получения. Так, многие медицинские заключения иностранные граждане получают на территории своего государства, а не на территории Российской Федерации . Конечно, мы не можем утверждать, что все собранные иностранцами документы получены в результате коррупции, но и в обратном уверенности нет. Процедура сбора необходимых документов носит длительный характер, и, возможно, именно поэтому каждый усыновитель таким способом пытается сократить время ожидания.

Второй проблемой была и остается проблема насилия в отношении детей , усыновленных иностранными гражданами. Это происходит главным образом из-за отсутствия должного контроля над условиями содержания усыновленного ребенка, за соблюдением его прав и законных интересов. Так, начиная с пятого месяца после отъезда ребенка за границу, вступает в действие регулярная и многоступенчатая система обследования условий жизни детей, данные которой, отправляются в Россию. В соответствии с российским законодательством приемные родители должны представлять отчеты о состоянии ребенка после усыновления. Однако на практике такие отчеты либо имеют ложные сведения, либо не предоставляются совсем. При возникновении ситуации, когда ребенок чувствует себя некомфортно в приемной семье по каким-либо причинам, социальные службы принимаю решение о переустройстве ребенка в другую семью на территории иностранного государства. Только в случае если данная мера по переустройству невозможна, ребенка возвращают на родину. Однако случаи отмены международного усыновления являются достаточно редкими. Данная ситуация не может не отразиться на психике ребенка.

Результатом решения данной проблемы стало принятие Государственной Думой Российской Федерации Федерального закона № 272-ФЗ от 18 декабря 2012 года «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», названный также «Законом Димы Яковлева», в память о ребенке, умершим из-за халатности своих усыновителей - граждан США . Данный закон утвердил полный запрет на усыновление российских детей гражданами США. Уже в 2014 году целые регионы полностью отказались от иностранного усыновления: Белгородская, Брянская, Ивановская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская, Мурманская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Самарская, Сахалинская, Тюменская, Ульяновская области, Краснодарский край, Мордовия, Алтай, Хакасия, Тыва .

В последнее время в России принято огромное количество нормативно-правовых актов, международных норм и стандартов, регулирующих институт усыновления. Тем не менее, законодательное регулирование процесса усыновления, а вместе с тем и защита прав несовершеннолетних не лишена недостатков. Данная проблема сегодня требует укрепления гарантий защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на конституционном уровне. Для решения указанных проблем необходимо разработать и принять нормативно – правовые акты как на уровне государства, та и на международном уровне, которые будут четко регламентировать процесс проверки представленных иностранными гражданами документов. Согласно статье 21 «Конвенции о правах ребенка» усыновление не должно носить коммерциализированный характер . Исходя из этого, необходимо ввести контроль над соблюдением процедуры аккредитации всех органов, занимающихся усыновлением, а также усилить контроль над представлением отчетов по содержанию ребенка в приемной семье. Главная задача государства на сегодняшний день это забота о детях, оставшихся без попечения родителей. Однако ответственность за сложившую ситуацию лежит не только на государстве как на гаранте прав и свобод, но и на обществе, где эти права реализуются. Если мы будем продолжать равнодушно относиться к сложившимся проблемам, то законы будут носить лишь формальный характер.

Список использованной литературы

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ

2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

3. Минаева И. Н., Панфилов М. А. Проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Юридический журнал. – 2014 - № 1



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме