Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Показательный урок по теме не с глаголами. Правописание не с глаголами



5 класс

Провела: Забелина Н.И.

Цели урока:

Образовательные:

    расширить знания о глаголе

    углубить знания учащихся о глаголе как части речи

    познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

    обеспечить усвоение нового материала с помощью заданий.

Воспитательные:

    воспитание культуры учебного труда

    создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

    воспитание бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду

Развивающие:

    развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

    развивать навыки точного употребления глаголов в речи

    дать самостоятельную мыслительную работу учащихся

    развивать внимание и память учащихся.

Задачи:

1) написания не с глаголами;

2) развивать речь учащихся .

Форма урока : урок – игра, урок усвоения новых знаний на основе изученного в начальной школе.

Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией Ладыженской Т.А., карточки, тесты, плакат «Не с глаголом», презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель : Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.

Подравнялись, стали ровно и ведём себя достойно.

Все подумали о деле и за парту тихо сели.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство. Королю этого королевства пришла телеграмма от одного героя сказки

Колобок : Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл. Спасите меня!

Король этого королевства издал указ:

Король: Повелеваю: ребятам выполнить все задания зверей и спасти колобка!

Учитель : Но чтобы спасти колобка, мы с вами должны усвоить и закрепить знания по теме: «НЕ с глаголами» .

3 Актуализация опорных знаний .

Герои сказки «Колобок»

Пришли сегодня на урок.

Каждый задание принёс,

А вместо ответа поставил вопрос.

Обучающиеся: Мы выполним все задания и спасём Колобка.

Колобок: Я - Колобок, сбежал с окошка, деда с бабой огорчил.

Покатился по дорожке, в лапы к Зайцу угодил.

Заяц съесть меня хотел.

Заяц: Если ты решишь заданье, я тебя без наказанья

В путь- дорожку снаряжу и на волю отпущу.

Учитель : Надо быстро Колобка спасать.

Помочь от Зайчишки ему убежать!

Задание Зайца.



Рассказать о глаголе, используя опорные слова.

1.Глагол- это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .

2.Под словами «действие предмета» мы понимаем действия, которые обозначают … .

3.Глаголы изменяются по …

По лицам и числам глаголы изменяются в … времени, а в прошедшем- по … .

4.В предложении глагол бывает … и образует с подлежащим … .

Не забудь привести примеры.

2.Задание классу . Вот перед нами дворец, но все слова в нем заснули. Наша задача оживить все слова в этом дворце.

Упражнение « Оживи картину » (На доске написан текст.)

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

Учитель: Прочитайте текст. Как вы думаете, как его можно оживить?

Ученик: Вставить в каждое предложение глаголы. (На доске записаны слова для справок: наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошел, белеет)

Учитель: Какие слова «оживили» картину?

Ученик : Глаголы: НАСТУПИЛА, УСНУЛА, ПОГАСЛИ, ШУМИТ, КАЧАЮТСЯ, ПОШЕЛ, БЕЛЕЕТ.

Учитель: Почему именно эти слова «оживили» картину?

Ученик: Эти слова обозначают действия.

Учитель : Какой текст вам понравился?

Учитель: Запишите текст в тетрадь .

Учитель : Мы, ребята, помогли колобку уйти от зайчика, но на своём пути опять новое препятствие.

Вот навстречу серый Волк,

В Колобках он знает толк.

Чтобы Волк его не съел,

Колобочек наш запел.

Волк.

С песней, Колобочек, не спеши,

Лучше ты объяснение не с глаголами

Послушать поспеши.

2.Объяснение нового материала . Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании не с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов?

Задача нашего урока - отработать умения правильного написания не с глаголами;

Работа с учебником. Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107).

1) Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

2) Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).

Кто уже запомнил и может повторить?

Учитель : Предлагаю перенестись на театральные подмостки!

(Дети инсценируют сказку Феликса Кривина «Сила любви»

Грамматическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф.Кривину)

Учитель : Ребята, скажите, когда мы употребляем частицу НЕ?

Ученик: Частицу НЕ с глаголами мы употребляем тогда, когда хотим сказать, что мы чего-то не сделали, не делаем, не будем делать или не умеем.

Учитель: Как пишется частица НЕ с глаголом? Что об этом сказано в сказке?

Ученик: Отдельно.

Вывод:

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

НЕ с глаголом пиши раздельно.

Например: не ходил, не знал.

Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим лингвистическую задачу. Сопоставьте (устно) примеры.

Неприятель взял город в осаду.

Не приятели это были, а враги.

Чем является не в первом предложении и чем - во втором? ((Приставкой, частицей).

Чем же будет не в словах негодую, ненавижу?

(Не является частью корня. Без неё эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.

Вывод : Пишутся слитно с не глаголы, которые без НЕ не употребляются : Слова исключения:
Одно всем твердо нужно знать,
Ошибок чтоб не допускать:
Неволить, недоумевать,
Несдобровать, негодовать,
Неистовствовать, ненавидеть,
Неможется и невзлюбить.
Неймется и глагол невзвидеть
Без «не» никак не могут жить.

3.Закрепление нового материала . (У доски)

Словарно-орфографическая работа

Что же это за слова и каково их значение? В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Недомогать-болеть.

Ненавидеть- испытывать ненависть.

Неволить- принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство .

Неистовствовать - безудержно буйствовать.

Задание Волка.

.

Восстановите пословицы, добавив в них глаголы с частицей НЕ!

Повинную голову меч

За двумя зайцами погонишься – ни одного

Слово – не воробей, вылетит –

Кто не работает, тот

Волков бояться – в лес

Семеро одного

Русский солдат преград.

Одна ласточка весны

Под лежачий камень вода

Хвастать – не косить, спина

В чём особенность слов, которые вы видите перед собой?

ненавидеть

негодовать

недоумевать

недомогать

неистовствовать

Образуйте от данных глаголов имена существительные. Сформулируйте правило правописания не с этими словами, общее для всех частей речи.

существительное

ненавидеть

негодовать

недоумевать

недомогать

неистовствовать

Физкультминутка

Не лениться! Не лениться!
На зарядку становиться!
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.

Учитель: Какой глагол с отрицанием не? Запишите: Не лениться! Ребята, пусть эти слова станут не только девизом нашего урока, но и всей вашей жизни!

Учитель: Вдруг навстречу Косолапый.

Колобочек испугался, на пенёк скорей забрался.

Только начал песню петь, как медведь давай реветь.

Медведь:

Ты не пой мне, Колобок, лучше ты реши, дружок,

Трудное задание.

Ученики : Мы поможем тебе, Колобок. Всё выполним!

Задание Медведя.

Внимательно прочитайте и отгадайте загадки. 2.Запишите глаголы, раскрывая скобки. Устно объясните пропущенные орфограммы.

Б…жит, б…жит, (не)выб…жит. Т…чет, т…чет, (не) выт…чет (река). Всегда во рту, а (не)проглотишь (язык).Сроду он (не)ест, (не)пьет песни звонкие поет. И с урока на урок под…ет свой г…лосок (звонок). Овсом (не)кормят, кнутом (не)гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор)

Вывод:

Учитель:

Вот и лисонька идёт

И такую речь ведёт.

Лиса: Съем тебя я, Колобок, но прежде дам тебе я срок:

Чтоб сумел за пять минут все выполнить, что есть вот тут.

Задание Лисы.

Тест по теме «ГЛАГОЛ. НЕ с глаголами»

1) нельзя его (не)волить

2) (не)растаял

3) (не)увидел

4) (не)доел кашу

1) (не)удивлялся

2) (не)обидит

3) (не)здороваемся

4) (не)здоровится

3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)был в школе

2) (не)узнаешь

3) (не)навидел

4) (не)видишь

1) (не)домогать

2) (не)усвоит

3) (не)доделал

4) (не)заклеить

1) (не)успокоишься

2) шторм (не)истовствует

3) (не)сдержишь слово

4) (не)побежал

1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)бояться

2) (не)собрать коллекции

3) (не)торопись в музей

4) (не)взлюбить невозможно

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) о поездке (не)мечтай

2) (не)годовал

3) (не)хочется

4) (не)оставалось времени

4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)найти

2) (не)доумевать

3) (не)ищешь

4) (не)испортилась

5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)убирать

2) (не)выполнить

3) (не)хватает

4) (не)сдобровать

Начало формы

Итог урока .

Учитель : Что нам нужно было сделать, чтобы помочь Колобку? Конец формы

Ученики : Ч тобы спасти колобка, мы должны усвоить и закрепить знания

1. На доске написаны пословицы :Слайд №1

- (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

- В чужом доме (не) указывают.

- (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

-Лодырю всегда (не)здоровится .

Прочитай пословицы вслух. Найди признаки, по которым их можно объединить между собой. )

А сейчас сформулируем тему нашего урока, запишем ее в тетради и на доске.

Перед вами слайд. Попробуйте сформулировать цели урока, используя опорные слова.

Слайду №2.

Вернемся к пословицам, прочитайте глаголы с НЕ.

Что вы помните о написании НЕ с глаголами?

Пробуем распределить все глаголы на 2 группы.

Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется.

Как пишем глаголы, которые без НЕ не употребляются?

Такие глаголы составляют исключения.

1. Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ».

2.На доске написаны слова .

Развернуть доску. Письменно!!!

К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика и сделать запись в тетради.

Образец: Принуждать,заставлять–неволить

Сомневаться, удивляться -

Возмущаться –

Испытывать чувство вражды –

Болеть, плохо чувствовать

Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ каждого глагола

.Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ».

Обратить внимание на морфему и на частицу!!!

3. Работаем с сигнальными картами. Я читаю словосочетания и предложения, а вы поднимаете карточки. Слитно – синяя, белая – раздельно. Работаем по алгоритму, но прежде, чем мы приступим к выполнению задания, продолжите предложение

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, не знать правило, невзлюбить за злость, не сочувствовать другу, друзей не забывай.

3. Продолжим работу по правописанию не с глаголами

и разговор о правилах поведения. Для этого обратимся вновь к фольклору. Читаем пословицу и записываем не с глаголом в тетрадь.

4. Перед вами белые листочки с предложениями

Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Посчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.

- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).

Запишите готовый текст дома, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Упражнение 3

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

Количество глаголов с НЕ

Д\З!!! Это будет вашим домашним заданием, сделать его нужно в тетради.

5.Работа в парах

Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

коли (не) здоровится.

» под ред. Ладыженской Т. А., опорные карточки, плакат «Не с глаголом».

Задачи урока:

1) знать правило написания Не с глаголами;

Уметь раздельно писать Не с глаголами, слитно – те глаголы, которые без Не не употребляются;

2) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания Не с глаголами;

Уметь давать развёрнутый ответ на грамматическую тему и рецензию на него;

Употреблять глаголы с Не в речи;

3) на примере художественных текстов воспитывать у учащихся чувство дружбы.

Ход урока

Целеполагание

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о глаголе, о его значении, морфологических и синтаксических признаках. Поговорим также и о правописании глагола, его орфограммах.

Лингвистическая разминка

Но вначале вспомним правило о глаголе. Знание правила нам нужно для того, чтобы уметь отличать от других частей речи. Проверку правила проведём путём Работы в парах.

В это время 4 человека получают индивидуальное задание:

1)составить связный рассказ о глаголе по опорным словам (см. приложение № 1 к уроку);

2)воспроизвести схему «Морфологические признаки глагола» (3 человека пишут на листочках).

Слушаем связный рассказ о глаголе.

Дайте рецензию ответа товарища.

Сдайте листочки со схемами.

Вывод: выучили правило о глаголе, знаем его отличительные признаки.

Актуализация знаний орфографических правил

А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его в тетрадь.

1)Удивляться, сомневаться, Поднимается.

2)Ночь, Прилечь , дочь.

3)Рисуешь , тушь, рожь.

4)Недоумение, ненависть, Негодовать.

5)Не хочу, не могу, Недомогаю.

Самопроверка зелёной ручкой.

Проверяем задание, объясняем .

Вывод: повторили правописание некоторых глаголов, учились отличать глаголы от других частей речи.

Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании не с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов?

Задача нашего урока - закрепить ваши знания о раздельном написании Не С глаголами на практике.

1)Закончите пословицы (слова в скобках закрыты).

С добрым делом ((не) опоздаешь).

Крепкую дружбу и топором ((не) разрубишь).

Объясните написание слов в скобках.

2)А теперь запишите под диктовку предложение.(1 человек пишет на закрытой части доски).

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождя и вьюг.

Читаем предложение.

Кто помнит продолжение этой песни?

Найдите изучаемую орфограмму.

Сделайте пунктуационный разбор предложения.

Вывод: Не с глаголами пишется раздельно и входит в состав глагола-сказуемого.

Изучение нового материала

Работа с учебником

Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107).

1) Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

2) Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).

По этому поводу я прочитаю вам Грамматическую сказку , которая называется «Сила любви». (См. приложение № 2 к уроку).

Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим Лингвистическую задачу. Сопоставьте (устно) примеры.

Неприятель взял город в осаду.

Не приятели это были, а враги.

Чем является не В первом предложении и чем - во втором? (Приставкой, частицей).

Чем же будет Не в словах Ненавидеть, негодовать, недоумевать?

(Не Является частью корня. Без неё эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.)

Словарно-орфографическая работа

Что же это за слова и каково их значение? В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Недомогать-болеть.

Ненавидеть - испытывать ненависть.

Неволить - принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, Крайнее недовольство .

Неистовствовать - безудержно буйствовать.

Кстати, слова, к которым присоединилось Не, Исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотреть.

Работа с учебником

Чтобы лучше запомнить правописание глаголов, которые с не пишутся слитно, выполним упражнение в учебнике (с.232, упр.614).

Физкультминутка

Продолжаем работу.

Алгоритм «Не с глаголами»

Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.

1)Посмотри, употребляется ли глагол без Не?

Да Нет

Пиши раздельно пиши Слитно

(не буду, не могу, (ненавидеть, негодовать)

Не хочу)

Сейчас проведём Словарный диктант с сигнальными карточками (слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Используйте алгоритм.

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.

Вывод: как справились, кому надо подучить правило.

Работа с текстом

В заключение нашего урока вам предстоит творческая работа, которая поможет вам научиться использовать глаголы с Не в речи. Для этого мы с вами познакомимся с двумя текстами, которые есть у вас в учебниках. Один текст - на стр.231 («Твой друг» С. М.Михалков ), другой - на стр.233, упр.619).

Осознание и восприятие текста

1)Читаем оба текста выразительно.

2)Определите тему и идею обоих текстов. Но прежде давайте

Вспомним, что такое тема и идея текста?

(Тема - в текстах говорится о друзьях. Идея - тексты учат нас быть настоящими друзьями).

Лингвистический анализ текста

1)Прочитайте глаголы с изучаемой орфограммой в первом тексте.

1)Обоснуйте выбор Не с глаголами.

3)Найдите контрольную орфограмму во втором тексте, где слова даны с пропусками букв и со скобками.

4)С помощью алгоритма докажите выбор написания Не с глаголами.

5)А что вы знаете о написании предлогов со словами? Найдите орфограмму «Раздельное написание предлогов со словами».

6)Как вы определили, какую букву следует писать в безударном личном окончании глагола?

7)Вставьте пропущенные буквы в безударные личные окончания глаголов?

8)Какую букву следует писать в слове «шептать» и почему?

Творческое задание по группам

1 группа: составьте связный текст из 4-5 предложений на тему «Каким Должен быть настоящий друг», используя опорные слова (глаголы с не , данные в упр.620).

2 группа: можно составить не текст, а отдельные предложения или словосочетания.

Кому задание покажется очень сложным, выполните упр.619, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. На выполнение 3-4 минуты.

Проверяем 2-3 готовые работы.

Вывод : чему учились на уроке?

Не с глаголом отдельно пиши:

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил - не делай,

Не знаешь - не спеши.

С глаголами отдельно частицу не пиши.

Но не забывай о глаголах-исключениях, которые без Не не употребляются и поэтому пишутся слитно.

Урок закончен. Спасибо за работу. Удачи в учёбе!

Разработала учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 5

Г. Морозовска

(Ростовская область)

Матвеева Ольга

Ивановна

Приложение № 1

Расскажи о глаголе, используя опорные слова

Тема:

Форма проведения: основа карты «Устный урок - 1». Технология БиС.

Цель: усвоение учебного материала по требованиям норматива – 63% учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.

Задача: выполнение регламента технологической карты

Образовательные:

    расширить знания детей о служебных частях речи

    углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

    вспомнить и закрепить роль частицы не и её раздельное написание с глаголами

    обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений

Развивающие:

    развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

    развивать навыки точного употребления глаголов в речи

    побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

    развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы

    развивать внимание и память учащихся

    развивать умение слушать товарищей

Воспитательные:

    воспитание культуры учебного труда

    создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

Ход урока

    Организационный момент (2 мин)

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Работать будем старательно.

Слушать будем внимательно.

В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%, табл.№1.

    Чистописание (5 мин)

Запись в тетради числа. Классная работа.

(Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)

На доске:

и, от, об, под, за, на, над, перед, не

Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.

Учитель: Внимательно посмотрите на первую строчку чистописания.

Что вы можете сказать о словах, которые написаны?

Дети: Это служебные части речи.

Верно. Эти слова не называют ни предметы, ни признаки, ни действий. К ним нельзя поставить вопрос. Это служебные части речи. Они служат для связи слов в предложении.

Теперь прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

Ответы детей.

НЕ стоит в скобках. Как надо писать частицу НЕ с глаголами?

    Постановка цели урока

Сегодня мы с вами должны вспомнить и закрепить правописание частицы НЕ с глаголами.

Спишите в тетрадь эти две строчки, раскрыв скобки и соблюдая каллиграфию. (Учитель вносит изменения в запись)

Учащиеся выполняют задание учителя.

Проверьте, все ли правильно написали

Итак, тема сегодняшнего урока (Учитель записывает на доске):

Правописание частицы НЕ с глаголами .

Дети записывают в тетради.

    Актуализация субъектного опыта учащихся. (7 мин)

Для начала вспомним, что мы знаем о глаголе, получим свою первую отметку в МПМ

Перекрестный опрос по теме «Глагол» – первая отметка

    Часть речи, которая отвечает на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Что обозначает глагол?

    Назовите постоянные признаки глагола (спряжение, вид)

    Назовите непостоянные признаки глагола (время, число, род, лицо)

    Сколько временных форм у глагола? Назови.

    Какие глаголы относятся к 1 спряжению? (все глаголы, что -еть и на –ать, кроме гнать, дышать, держать, обидеть, с лышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть)

    Ко второму спряжению? (все глаголы, что на - ить, кроме брить, стелить, 7 глаголов, что на - еть и 4, что на –ать)

    На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? Назови их формообразующие суффиксы. (что делать? Что сделать? ть, чь, ти)

    Глаголы изменяются по ….(числам, родам, лицам, временам)

    Каким членом предложения выступает глагол? (главный – сказуемое)

    Как подчеркиваем сказуемое? (двумя чертами)

    Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают, то он в форме какого времени? (настоящее)

    Назови вопросы будущего времени. (Что сделает? Что будет делать?)

    Как мы различаем виды глагола? (по вопросу и значению: совершенный вид – что сделать ?, значение законченности действия; несовершенный вид – что делать?, значение назаконченности, незавершенности действия).

    Не с глаголами пишется … (раздельно).

    Определи спряжение глагола РИСУЮ (Н.Ф. – РИСОВАТЬ – 1 СПР.

    Определи спряжение глагола ХОЖУ (Н.Ф.-ХОДИТЬ – 2 СПР)

    Какое правило нужно запомнить при написании тся-ться в глаголах? (есть вопросе Ь - ться, нет Ь в вопросе пишем тся)

    Организация восприятия и осмысления новой информации. (5мин)

(Наблюдение за лексическим значением глаголов с частицей НЕ и без нее.)

На доске записаны пословицы без НЕ:

Кто … работает, тот … ест.

Семеро одного … ждут.

Прочитайте эти пословицы. Найдите глаголы.

Дети: Работает, ест, ждут.

Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный?

Почему вы так считаете?

Дети: Эти глаголы имеют положительный смысл.

Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.

Сейчас я перед каждым глаголом напишу НЕ. (Учитель вносит дополнения в запись на доске) Какой смысл стали иметь глаголы?

Дети: Глаголы стали иметь отрицательный смысл.

Почему вы так считаете?

Дети: Т.к. действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются.

Какой же смысл придает глаголам частица НЕ?

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.

А все ли глаголы пишутся с частицей НЕ раздельно? (нет)

Почему некоторые глаголы пишутся слитно с частицей НЕ? (без частицы НЕ эти слова не употребляются)

Верно.

Опорные слова – вторая отметка

Ненавидеть – испытывать неприязнь, отвращение

Негодовать – сильно возмущаться, бушевать

Недоумевать – удивляться

Неволить – принуждать, заставлять делать

Недомогать и нездоровиться – чувствовать себя нездоровым

Невзлюбить - почувствовать сильное нерасположение, неприязнь к кому-либо, чему-либо.

Неистовствовать – проявлять недовольство, возмущение

Мы остановимся на пяти словах, так как они сложные.

Ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить, недомогать.

30 секунд на запоминание, 30 секунд на воспроизведение.

    Первичная проверка понимания (3мин)

Обобщите наши рассуждения.

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно.

Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

Учитель читает стихотворение В.Агафонова:

Глаголу нравится ЧИТАТЬ,
ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ!
Глаголу очень нравится всё делать очень живо…
Частица “НЕ” – красавица, но как она ленива!
Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ,
НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ,
Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ,
Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО!

Последние слова дети говорят хором.

Спишите в тетрадь эти пословицы, подчеркните частицу НЕ.

Кто не работает, тот не ест.

Семеро одного не ждут.

    Физкультминутка. (2 мин)

Из-за парт все встали дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Ноги вместе, руки вниз.
Упражненья начались.

Музыкальная физминутка.

Молодцы. Всё, тихо сели, на меня все посмотрели.

    Организация усвоения путем воспроизведения информации и упражнений в её применении (7 минут + 5минут)

Следующее задание самостоятельное, на карточке – третья отметка за правильное выполнение своего уровня и еще одну отметку четвертую за правильное выполнение всех уровней.

Уровень 1 Запишите глаголы, раскрывая скобки.

(Не)мог, (не)сверкает, (не)годовать, (не)волить, (не)болеют, (не)хотел,(не)взлюбила, (не)доумевать, (не)искали.

Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей не.

Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах).

Как ты относишься к малышам?(обижаю)

Уровень 3 . Допиши к выражениям глаголы с частицей не

Водой (…) – крепкая дружба.

Зуб на зуб (…) – сильно замёрзнуть.

Время на выполнение – 7 минут.

Итак, какое правило мы сегодня вспомнили? Приведи примеры.

Интерактивный метод вовлечения учащихся в подготовку и ведение урока.

Создание позитивного настроя учеников (5 мин)

Сегодня мы составим рекомендации, как надо правильно вести себя на уроках.

Посмотрите на экран и придумайте предложения, используя частицу НЕ.

На экране появляются фото детей во время урока:




Ответы детей.

А можно и так составить предложения:

Кадр на экране с предложениями – правилами на уроке:

Не пользуйся телефоном на уроке.

Неспи во время урока.

Не грызи ручку.

Неразговаривай с соседом.

Прочитайте наши правила. Все в них верно?

Нет. Частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

    Анализ. (5 мин) - резерв

Тематический словарный запас.

За 5 минут записать как можно больше глаголов с частицей НЕ. Не забываем и о глаголах исключениях. Норма 44 слова.

    Итог урока (1 мин)

Какова была тема урока?

Какое правило вспомнили и закрепили?

    Оценки. (1 мин)

Норматив выставления оценок в журнал:

    4-5 отметок – 5 баллов

    3 отметки – 4 балла

    2 отметки – 3 балла

    1 отметка – 2 балла

    Домашнее задание. (2 мин)

Молодцы! Я рада, что вы все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти 5-7 пословиц, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.

А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника – стр. 151, упр. 397.

Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Спасибо за урок.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме