Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ольга святая. Княгиня Ольга – краткая биография

Тоже только и ждали случая пограбить Русскую землю. Но княгиня Ольга , мать Святослава, оказалась женщиной очень умной, притом твердого и решительного нрава, к счастью, были и между боярами опытные военачальники, преданные ей.

Прежде всего княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам за смерть мужа. Вот что говорят предания об этой мести. Древляне, убив Игоря, порешили уладить дело с Ольгой: выбрали из среды своей двадцать лучших мужей и послали к ней с предложением выйти замуж за князя их Мала. Когда они прибыли в Киев и княгиня Ольга узнала, в чем дело, то сказала им:

– Люба мне ваша речь, мужа своего мне не воскресить. Хочу вам завтра оказать почет перед людьми моими. Идите теперь в ладьи ваши; завтра я пришлю за вами людей, а вы скажите им: не хотим ни верхом ехать, ни пешком идти, несите нас в лодках, вас и понесут.

Когда на другой день утром к древлянам пришли от Ольги люди звать их, они отвечали так, как она научила.

– Нам неволя, князь наш убит, а княгиня наша хочет выходить за вашего князя! – сказали киевляне и понесли древлян в лодке.

Послы же сидели спесиво, гордясь высокою честью. Принесли их на двор и бросили с лодкою в яму, которую раньше вырыли по приказу Ольги. Наклонилась княгиня к яме и спросила:

– Хороша ли вам честь?

– Честь эта нам хуже Игоревой смерти! – отвечали несчастные.

Месть княгини Ольги древлянам. Гравюра Ф. Бруни

Княгиня Ольга приказала засыпать их живых землею. Затем отправила послов к древлянам сказать: «Если вправду вы просите меня, то пришлите за мною самых лучших мужей ваших, чтобы с великою честью я пришла к вам, иначе не пустят меня киевляне».

Прибыли новые послы от древлян. Ольга, по тогдашнему обычаю, приказала приготовить для них баню. Когда они вошли туда, их по приказу княгини заперли и сожгли вместе с баней. Тогда послала она опять сказать древлянам: «Я уже иду к вам, приготовьте побольше меду – хочу сотворить на могиле моего мужа тризну (поминки)».

Древляне исполнили ее требование. Княгиня Ольга с небольшой дружиной пришла к могиле Игоря, плакала по муже своем и приказала своим людям насыпать высокий могильный холм. Затем стали править тризну. Древляне сели пить, отроки (младшие дружинники) Ольгины услуживали им.

– Где же наши послы? – спрашивали древляне у княгини.

– Идут с дружиною мужа моего, – отвечала Ольга.

Когда древляне опьянели, княгиня велела своей дружине рубить их мечами. Много их было изрублено. Ольга поспешила в Киев, стала собирать дружину и на следующий год пошла на Древлянскую землю; при ней был и сын. Древляне думали было сразиться в поле. Когда обе рати сошлись, маленький Святослав первый бросил копье, но слаба была еще его детская рука: копье едва пролетело между ушей коня и упало к ногам его.

– Князь уже начал! – крикнули воеводы. – Дружина, вперед, за князем!

Древляне были разбиты, бежали и укрылись в городах. Княгиня Ольга хотела приступом взять главный из них – Коростень, но тут все усилия были напрасны. Отчаянно оборонялись жители: знали они, что ждет их, если сдадутся. Целое лето простояла киевская рать под городом, а взять его не могла. Где сила не берет, там иной раз умом да сноровкою можно взять. Послала княгиня Ольга сказать коростенцам:

– Чего вы не сдаетесь? Все города уже сдались мне, платят дань и спокойно возделывают нивы свои, а вы, видно, хотите досидеться до голодной смерти?!

Коростенцы отвечали, что они опасаются мести, а дань они готовы дать и медом, и мехами. Княгиня Ольга послала сказать им, что она уже достаточно отомстила и требует от них лишь малой дани: по три голубя и по три воробья с каждого двора. Обрадовались осажденные, что так дешево могут отделаться от беды, и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам своим привязать к ногам птиц куски трута (то есть тряпок, пропитанных серою) и, когда смеркнется, зажечь трут и пустить птиц. Воробьи полетели под крыши в свои гнезда, голуби в свои голубятни. Жилища в то время были все деревянные, крыши соломенные. Скоро Коростень запылал со всех концов, все дома охватил пожар! В ужасе кинулся народ вон из города и попадал прямо в руки врагов своих. Старшин княгиня Ольга взяла в плен, а простых людей – одних велела избить, других отдала в рабство дружинникам своим, а на остальных наложила тяжелую дань.

Многих пленных древлян Ольга принесла в жертву богам и велела похоронить вокруг могилы Игоря; затем справила тризну по мужу, причем в честь покойного князя происходили воинственные игры, как требовали обычаи.

Если Ольга и не была так хитра, а древляне так просты и доверчивы, как говорит предание, то все-таки в народе и в дружине верили, что дело было именно так: хвалили княгиню за то, что она хитро и жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Суровы были в старину нравы наших предков: кровавой мести требовал обычай, и чем ужаснее мститель мстил убийцам за смерть своего родича, тем большей похвалы заслуживал.

Усмирив древлян, княгиня Ольга с сыном и дружиной пошла по их селам и городам и установила, какую дань должны они платить ей. На следующий год обошла она с дружиною и другие свои владения, делила земли на участки, определяла, какие подати и оброки должны были жители платить ей. Умная княгиня, как видно, ясно понимала, сколько зла было от того, что князь и дружина брали дани, сколько вздумается, а народ не знал вперед, сколько он обязан уплатить.

Княгиня Ольга в Константинополе

Самым же важным делом Ольги было то, что она первая из княжеской семьи приняла христианство.

Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии "Святая Русь" С. Кириллова, 1993

Датой крещения княгини Ольги в Константинополе большинство источников считают осень 957 года.

По возвращении в Киев сильно хотела Ольга крестить и своего сына Святослава в христианскую веру.

– Вот познала я истинного Бога и радуюсь, – говорила она сыну, – крестись, познаешь и ты Бога, будет радость и в твоей душе.

– Как я приму один иную веру? – возражал Святослав. – Дружина станет смеяться надо мною!..

– Если ты крестишься, – настаивала Ольга, – все за тобою последуют.

Но Святослав оставался непреклонен. Не лежала душа воителя-князя к крещению, к христианству с его кротостью и милосердием.


Историкам образ княгини Ольги доставил немало головной боли. Многие свидетельства порождают больше загадок, чем открывают достоверных фактов. Само ее происхождение окутано дымкой недосказанности.

Николай Бруни
"Святая великая княгиня Ольга", 1901 г.:

У Николая Гумилева есть стихотворение "Ольга" , 1920 года - поэтическая медитация на тему женского имени:

"Эльга, Эльга! - звучало над полями,
Где ломали друг другу крестцы
С голубыми, свирепыми глазами
И жилистыми руками молодцы.

Ольга, Ольга! - вопили древляне
С волосами желтыми, как мед,
Выцарапывая в раскаленной бане
Окровавленными ногтями ход.

И за дальними морями чужими
Не уставала звенеть,
То же звонкое вызванивая имя,
Варяжская сталь в византийскую медь.

Все забыл я, что помнил ране,
Христианские имена,
И твое лишь имя, Ольга, для моей гортани
Слаще самого старого вина.

Вижу череп с брагою хмельною,
Бычьи розовые хребты,
И валькирией надо мною,
Ольга, Ольга, кружишь ты".

Это о княгине Ольге, одной из самых известных и загадочных женщин Древней Руси. Первая женщина у кормила власти, выросшая из "любезной сельской девицы" (Карамзин) в "архонтиссу России" , вершительницу судеб Восточной Европы. Безжалостная "валькирия" , мстящая за убитого мужа; "матерая вдова, крепко держащая в руках бразды правления над семьей и над страной" (архимандрит Константин) . И - христианка-неофитка, смиренно слушащая наставления патриарха...

В "Повести временных лет" Ольга впервые появляется под 903 годом : молодому князю Игорю , постигающему государственную науку под началом Олега-правителя , "приведоша жену от Плескова, именем Ольгу" . Плесков (Пльсков) обычно отождествляется с Псковом.
Более поздние сказания из "Степенной книги" XVI века уточняют: происходила Ольга "от веси именуемыя Выбутцкая" . А была Ольга "от языка варяжска, от рода же не княжеска, ни велможеска, но от простых людей" .

Василий Сазонов
"Первая встреча князя Игоря с Ольгой", 1824 г.:


Повествование о первом знакомстве Игоря с будущей супругой воплощает известный в средневековой литературе сюжет: мудрая дева своими рассудительными речами образумливает юношу, воспытавшего к ней нечистой страстью. Согласно сказанию, Игорь, переправляясь в лодке через реку, обратил внимание на гребца: перед ним была девица, "велми юна сущи, доброзрачна и мужественна" . Разгоревшись желанием, он обращается к ней с бесстыдными речами и непристойным предложением.
Ольга обличает "глумления коварство" : будущий властитель не может творить беззаконие; она же готова броситься в реку, чтобы избавить юного князя от соблазна, а себя от поругания и позора... Игорь устыдился. Спустя же несколько лет, когда пришла пора ему вступать в брак, он вспомнил красоту и отвагу псковитянки, послал за ней и взял ее в жены с подобающей честью. Уже этот первый житийный эпизод оправдывает закрепившееся за Ольгой прозвание "мудрая" (в "Повести временных лет" о ней даже говорится: "мудрейшая из людей" !).

Впрочем, уже Карамзин скептически отзывался об этом сюжете: "Мы не можем ручаться за истину предания" . Маловероятно, чтобы стратегически мыслящий Олег одобрил бы брак своего воспитанника с девушкой низкого рода. Чтобы стать супругой великого князя, она должна была иметь знатное происхождение.
Варяжское или славянское? Имя "Ольга" (в греческой передачи Эльга) точно соответствует скандинавскому "Хельга" . Но было ли это имя изначальным для нее?

Иоакимовская летопись , в передаче Василия Татищева , говорит, что Олег выдал за Игоря "жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее" . Вроде бы получается логично - расчетливый правитель хотел соединить варяжский род Рюриковичей со старой славянской знатью, потомками старейшины, призвавшего Рюрика. Вот только подлинность пересказанных Татищевым сведений большинство историков отвергает...

Откуда же появился пасторальный образ отроковицы-паромщицы?
Историк церкви Антон Карташев считал, что здесь мы имеем дело с "легендарным искажением признака высокого социального положения Ольги-варяжки": она действительно выросла при переправе через реку Великую, только была дочерью не простолюдина-лодочника, а знатного варяга, отвечавшего за важный стратегический пункт на пути "из Варяг в Греки".

Однако была ли родиной Ольги Псковщина?
Некоторые поздние летописи называют ее дочерью самого могущественного регента - Вещего Олега.
Еще более оригинальную версию обосновал церковный историк XIX века архимандрит Леонид . В собрании графа Уварова от обнаружил исторический сборник XV века, в котором расказывалось, что Олег женил Игоря "в Болгарех" и взял за него княжну по имекни Ольга, "иже бе мудра зело" . По гипотезе архимандрита, родина Ольги (Плесков) - это не Псков, а Плиска, столица Болгарии в 681 - 893 годах . Такая версия объясняет многое - например, настойчивый интерес сына Ольги Святослава к болгарским делам и его желание перенести свою столицу на Дунай ("ибо там - середина земли моей" , - говорил князь). Против этого вроде бы свидетельствует тот факт, что супруга Игоря была язычницей. Но все сходится, если предположить, что Ольга была дочерью болгарского князя Владимира Расате (правил в 889 - 893 годах), отступника, вернувшегося к язычеству.

Будучи замужем за Игорем, Ольга не стремилась выходить на первый план политики, хотя, согласно житию, на Руси ее считали "премудрой". Вновь она проявляет себя в истории после убийства племенем древлян ее мужа в 945 году (летописец бесстрастно свидетельствует, что князь увеличил поборы, "желая большего богатства").

Казнь древлянами князя Игоря
(рисунок Федора Бруни, 1839 г.):


Рассказ о мести Ольги - один из самых запоминающихся эпизодов "Повести временных лет". Она карает племя четырежды! Причем каждый раз вводит в заблуждение наивных древлян (они даже хотели предложить ей в мужья своего князя Мала!), заявляя, что не гневается на них.
Первое посольство, искавшее примирения, она погребает заживо в ладье, второе более знатное, сжигает во время мытья в бане. Затем, придя "в землю Деревскую", во время тризны по Игорю приказывает перебить 5000 древлян. И, наконец, Ольга открывает военные действия, осаждает древлянскую столицу Искоростень. В ходе переговоров притворно соглашается простить горожан, взяв с них легкую дань - по три голубя и три воробья с каждого двора. По ее приказу воины привязывают каждой птице тлеющий трут и отпускают. Пернатые возвращаются на родные дворы - и весь город охватывает пламя.

Так мести княгини Ольги древлянам изображены
на миниатюрах Радзивилловской летописи XV века:



То, что летопись столь подробно живописует жестокость ее действий, Сергей Соловьев объясняет так: "Женщина отличается благочестием в религиозном и семейном смысле; обязанность же мести за родного человека была тогда обязанностью религиозной, обязанностью благочестия".

Почему же суровые воины дружины приняли руководство слабой женщины? Ольга приняла правление как регентша при трехлетнем сыне Святославе. Рядом с ней мы видим воеводу Свенельда - авторитетного в войске. Высказывались умозрительные предположения, что мужрую княгиню и отважного викинга связывало нечто большее, чем политическое партнерство...

То немногое, что мы знаем о внутренней политике Ольги из летописей, подтверждает ее статус мудрой правительницы. Игорь заплатил жизнью не только за собственную жадность, но и за хаос в налоговой системе ("полюдье" ). Ольга занялась установлением твердых "правил игры": определила "уроки" (фиксированный размер дани) и установила "погосты" (опорные пункты, где останавливались княжеские дружинники во время сбора дани). Княжеское "полюдье", превратившееся в "повоз" , утратило при ней характер произвола.

Вершина политической биографии Ольги и ее духовной судьбы - путешествие в Константинополь и принятие крещения . И здесь опять возникает разноголосица мнений - сколько раз совершала Ольга свой непростой вояж, ведь на днепровских порогах "пошаливали" печенеги. Летопись сообщает о поездке княгини под 955 годом. А по "Обряднику" императора Константина Багрянородного можно предположить два варианта - 946 и 957 годы.

Крещение Ольги в Константинополе
(миниатюра Радзивилловской летописи):

Но зачем отправилась уже пожилая княгиня (в конце 950-х годов ей было не менее 65 - 67 лет) в далекий Царьград? Ведь придя к христианской вере - а она, судя по всему, имела наставника, попа Георгия - креститься она могла и на родине. Ряд историков предполагает, что русская "архонтисса" искала династических связей с константинопольским императорским домом. Могли вестись переговоры о браке византийской принцессы со Святославом Игоревичем, а ему тогда, конечно, пришлось бы принимать христианство.
Однако гордые ромеи не откликнулись на инициативу. Караван судов Ольги проболтался весь летний сезон на водах Золотого Рога, но кроме торжественных церемоний и казенных даров в актив посольства записать было нечего.

Отголосок ольгиной обиды звучит в летописи. Повествование там ведется в двух регистрах. Благочестивым тоном рассказывается о приобщении Ольги к Христовой вере, о ее встречах с патриархом. Контакты же с императором подаются в ерническом ключе.

"Народным баснословием" считал Карамзин летописную историю о том, что царь Константин, пленившись красотой и умом княгини, предложил ей выйти за него замуж: "В 955 году было ей уже 64 года: одна Нинон Лакло прельщала в такой старости!", - с возмущением писал историограф.

Примечание: Нинон де Ланкло (1615 - 1705) - знаменитая французская куртизанка, писательница и хозяйка литературного салона, прославившаяся тем, что каким-то непостижимым образом умудрялась сохранять свою необыкновенную привлекательность практически до самой смерти, постигшей ее на девятом десятке.

Нинон де Ланкло:

Согласно "Повести временных лет", Ольга, не желавшая такой партии, заявила императору, что не крестится, если он сам не будет ее восприемником. После же совершения таинства она, торжествуя, заявила Багрянородному, что теперь она его нареченная дочь и не может выйти за него замуж - "у христиан нет такого закона".
"Переклюкала (т. е. перехитрила) ты меня, Ольга" , - будто бы сказал раздосадованный император.

Реальная же досада самой Ольги на не слишком теплый прием в Константинополе отражена на другой странице летописи. Вскоре послее ее возвращения на Русь туда прибывают царьградские послы и напоминают, что Ольга обещала послать императору дары и воинов в помощь. Ответ княгини звучал едко: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду (бухта Золотой Рог), то тогда дам тебе".

По данным немецких источников, в 959 году Елена (так стала зваться Ольга после крещения) пошла на антивизантийский демарш, отправив послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. Однако новый византийский император Роман II (959 - 963) поспешил уладить отношения с Русью. Миссия отправленного из Германии епископа Адальберта завершилась ничем, сам он едва унес из Руси ноги, написав в своей хронике, что русы звали к себе представителей латинской церкви "притворно".
Вскоре русский воинский корпус поехал крепить дружбу с Византией. Свой "интернациональный долг" язычники-русы исполнили с честью: в 960-961 годах отбили у мусульман-арабов остров Крит.

За всеми этими перипетиями большой политики может как-то потеряться главный итог жизни Ольги-Елены, с которым она вошла в память потомков. Княгиня была причислена к лику святых как равноапостольная , то есть уподобившаяся в своих трудах апостолам. Помимо нее, православная церковь почитает лишь пять равноапостольных жен (Марию Магдалину, царицу Елену, мучениц Феклу и Апфию, просветительницу Грузии Нину).


И это, видимо, последняя загадка Ольги : ни летопись, ни житие не рассказывают о ее миссионерской деятельности. Она не смогла обратить к Христу даже сына - Святослав остался язычником, хотя и вполне веротерпимым. Внуки Олег и Ярополк под влиянием бабушки склонялись к христианству, но принять крещение не успели, были убиты. Лишь в 1044 году Ярослав Мудрый приказал окрестить их кости...

Антон Карташев считал замечательным то, что Ольга "не превратила своих христианских убеждений в программу политического переворота и захвата власти" , оставаясь любящей матерью и подлинной христианкой. Можно только догадываться, чего это стоило пожилой православной княгине, жившей в языческой стране.

Но, видимо, сам пример личного благочестия княгини действовал вдохновляюще, и народ почитал ее святой задолго до официальной канонизации в 1547 году . Недаром так много по Руси было "Ольгиных крестов" , от которых "знамения и чудеса содевахуся" .

Ольга скончалась 11 июля 969 года .
По словам летописца, она "первой вниде в цесарство небесное от Руси" ...

Впрочем, интересно, что большинство художников изображают княгиню Ольгу вовсе не благостной, хотя и с крестом в руках (все-таки, "равноапостольная", как же без креста!).

В крещении Елена (умерла 11 июля 969) - великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича (древляне привязали его к двум согнутым деревьям и разорвали), как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Согласно самой ранней древнерусской летописи, "Повести Временных Лет", Ольга была родом из Пскова. Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, соратника легендарного Рюртка и регента при его малолетнем сыне Игоре, который и женил воспитанника на своей дочери.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу. Ольга несколько раз жестоко им отомстила з асмерть мужа.

1-я месть княгини Ольги : Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, просить Ольгу выйти за их князя. Ладью киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.

Ольга посмотрела на них из терема и спросила: "Довольны ли честью?" А они закричали: "Ох! Хуже нам Игоревой смерти"

2-я месть : Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть : Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть : В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.

В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

В 947 году Ольга отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Крещение

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно Повести Временных Лет это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): "И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого ". ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако "он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем ". Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её "светящееся яко солнце " тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина , первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Святой Владимир изображен в богатых княжеских одеждах, удивительно красивых по сочетанию красок. Красная благородно-тусклого оттенка порфира, жемчуг короны, цветная эмаль на кресте, снежная белизна бороды и матовые прозрачные краски лица удивительно гармонируют между собой.

Властная уверенность, с какой он держить крест, выдает в нем бывшего воинственного языч-ника и привыкшего повелевать князя. Но в глазах его уже видна святость христианской думы.

Св. князь Владимир, внук Св. Ольги, жестокий и мсти-тельный, молодость свою провел в ссорах и в войне с братьями. Умертвив брата Ярополка, князя киевского, он сделался единодержавным Государем и с 980-го года начал княжить в Киеве. Св. князь Владимир, крестился в Херсоне (Корсуне) в 988 году.

Святая Ольга изображена в великолепном костюме византийской царицы. Лицо ее выражает всеисторическиекачества ее натуры, просла-вившие ее, как женщину мстительную, бесстрашную, неумевшую прощать и щадить. В ее христианстве эти черты отразились неуклонным фанатизмом. Это праматерь тех раскольниц, которые сжигали себя живыми за двуперстное сложение. О принадлежности ее к християнству говорить крест в правой руке и модель Вышгородской церкви - в левой.

«Княгиня Ольга»

Васнецов

На картине «Княгиня Ольга» изображена жена князя Игоря, православная святая, равноапостольная, провозвестница русского православия, княгиня Ольга. Ольга первая женщина на Руси, о которой история сохранила память. И, не только, потому, что она обладала мощным государственным умом и организаторскими способностями, но и стала первой христианкой в великокняжеской семье.

Между тем, земная жизнь русской княгини была бурной и неоднозначной. В стихотворении Николая Степановича Гумилева образ Ольги полностью освобождается от христианского воплощения, возвращаясь к «истокам» - к скандинавскому, языческому началу, жестокому и диковатому.

«Эльга, Эльга!» - звучало над полями,

Где ломали друг другу крестцы

С голубыми, свирепыми глазами

И жилистыми руками молодцы.

«Ольга, Ольга!» - вопили древляне

С волосами желтыми, как мед,

Выцарапывая в раскаленной бане

Окровавленными ногтями ход.

И за дальними морями чужими

Не уставала звенеть,

То же звонкое вызванивая имя,

Варяжская сталь в византийскую медь.

Все забыл я, что помнил ране,

Христианские имена,

И твое лишь имя, Ольга, для моей гортани

Слаще самого старого вина.

Год за годом все неизбежней

Запевают в крови века.

Опьянен я тяжестью прежней

Скандинавского костяка.

Древних ратей воин отсталый,

К этой жизни затая вражду,

Сумасшедших сводов Валгаллы.

Славных битв и пиров я жду.

Вижу череп с брагой хмельною,

Бычьи розовые хребты,

И валькирией надо мною,

Ольга, Ольга, кружишь ты.

Конечно, судьба и политика княгини не может не вызывать интерес. Происхождение ее окутано туманом тайны. Русские летописи говорят лишь о том, что родом она была из древнего русского города Плескова, который позже стал называться Псковом. Кем она была по происхождению – славянкой или варяжкой, из бедной семьи или из знатной, неизвестно. Знаем только, сто в 903 году ее привел в качестве невесты княжечу Игорю его воспитатель и пестун Олег. Интересно, что само имя Ольга представляет собой женскую форму имени Олег.

Полновластной правительницей Ольга стала в 945 году, когда древлянами был убит ее муж, князь Игорь. Широко известа легенда мести княгини Ольги за смерть своего мужа, дошедшая до нас благодаря «Повести временных лет»(например, сожжение Искоростеня с помощью птиц). Политика княгини Ольги во многом имела положительные результаты. Разгромив древлян, и решив предотвратить подобные мятежи впоследствии, Ольга установила точные размеры полюдья и определила конкретные места сбора дани. И, нужно сказать, что за время ее правления мы не встречаем упоминаний о недовольстве или выходе каких-либо племен из под контроля киевской княгини.

Наконец, важнейшим достижением Ольги можно считать установление мирных отношений с Византийской империей. Решив обеспечить русским купцам свободу торговли в Среднеземноморском регионе, не только с помощью военных походов, Ольга в 955 году, совершила свою знаменитую поездку в Константинополь. Поездка Ольги имела два важнейших результата. Во-первых, между Русью и Византией надолго установился мир, а русские войны в качестве союзников или наемников даже учавствовали в военных завоеваниях византийской армии и флота в Сирии, на юге Франции и в Италии. А во-вторых, и это самое главное, Ольга стала христианкой.

На картине Ольга изображена христианской княгиней, с крестом в правой руке. Крестил Ольгу император Константин Багрянародный. «Я – язычница, если же хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь», так повествует летопись о крещении Ольги. «И крестил ее царь с патриархом, - продолжает летопись. – И было наречено ее в крещении имя Елена, как и древняя царица – мать Константина Великого».

Ольга понимала, что пока Русь остается языческой страной, ей трудно будет поддерживать отношения с другими сильными государствами. Поэтому Ольга как могла пыталась распространить христианство на Руси. Однако, все ее усилия оказались тщетны. Ее сын Святослав лишь презрительно усмехнулся на предложение матери креститься. Русь приняла христианство лишь в 988 году во время правления внука княгини Ольги – Владимира Красное Солнышко.

Но, несомненно, имя православной княгини Ольги навсегда вписано в историю Русского государства.

Обитель мертвых в скандинавской мифологии.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме