Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ночная сигнализация судов на ввп. Огни, знаки и сигналы судов

Огни и знаки

Правило 20. ПРИМЕНЕНИЕ

a.Правила этой Части должны соблюдаться при любой погоде.

b.Правила относящиеся к огням, должны соблюдаться от восходадо захода солнца,и в течении этого времени не должны выставляться другие огни, кроме таких огней, которые не могут быть ошибочно приняты за огни, предписанные этими Правилами, или ухудшить их видимость и отличительные характеристики, или служить помехой для должного наблюдения.

c.Огни, предписанные настоящими Правилами, должны, если они имеются на судне, также выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

д.Правила,относящиеся к знакам, должны соблюдаться днем.

е.Огни и знаки,предписанные этими Правилами,должны соответствовать требованиям Приложения 1 к настоящим Правилам.

Правило 21. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Правило 21. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

a.«Топовый огонь» представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.

b.«Бортовые огни» представляют собой зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту;каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом,чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированны в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.

c.«Кормовой огонь» представляет собой белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме,освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.

d.«Буксировочный огонь» представляет собой желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и «кормовой», описанный в пункте с) этого Правила.

е.«Круговой огонь» представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°. «Проблесковый огонь» представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.

Правило 22. ВИДИМОСТЬ ОГНЕЙ

Правило 22. ВИДИМОСТЬ ОГНЕЙ

Огни, предписанные этими Правилами, должны иметь интенсивность, указанную в п.8 Приложения 1 к этим Правилам, с тем чтобы огни были видимы на следующих минимальных расстояниях:

a.На судах длиной 50 м или более: топовый огонь - 6 миль; бортовой огонь - 3 мили; кормовой огонь - 3 мили; буксировочный огонь - 3 мили; белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 3 мили;

b.На судах длиной 12 м и более, но менее 50; топовый огонь - 5 миль, но если длина судна менее 20 м - 3 мили; бортовой огонь - 2 мили; кормовой огонь - 2 мили; буксировочный огонь - 2 мили; белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили;

c.На судах длиной менее 15 м: топовый огонь - 2 мили; бортовой огонь - 1 мили; кормовой огонь - 2 мили; буксировочный огонь - 2 мили; белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили; д. На малозаметных полупогруженных буксируемых судах или буксируемых объектах: белый круговой огонь - 2 мили;

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

а.Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять:

1. топовый огонь впереди;

2. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

3. бортовые огни;

4. кормовой огонь;

Ь.Судно на воздушной подушке , находящееся в неводоизмещающем состоянии, в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, должно выставлять круговой проблесковый желтый огонь.

с.i. Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;

ii. судно с механическим двигателем длиной менее 7 м, имеющее максимальную скорость не более 7 узлов, может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и должно, если это практически возможно, выставлять также бортовые огни;

iii. топовый огонь или белый круговой огонь на судне с механическим двигателем длиной менее 12 м может быть смещен относительно диаметральной плоскости судна, если его установка в диаметральной плоскости практически невозможна; при этом бортовые огни должны быть скомбинированы в одном фонаре, установленном в диаметральной плоскости судна или насколько это практически возможно близко к продольной плоскости, в которой установлен топовый или белый круговой огонь.

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ

a. Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять:

i. вместо огня, предписанного Правилом 23 (а)(i) или (а)(ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы буксирующего судна до кормы буксируемого, превышает 200 м - три таких огня.

ii. бортовые огни;

iii. кормовой огонь;

iv. буксировочный огонь, расположенный по вертикальной линии над кормовым огнем;

v. ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.

b. Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочлененное судно ,они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и выставлять огни, предписанные Правилом 23.

c. Судно с механическим двигателем, толкающее вперед или буксирующее лагом другое судно , должно, если оно не является частью сочлененного судна, выставлять:

i. вместо огня предписанного Правилом 23 (а) (i) или (а) (ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии;

ii. бортовые огни;

iii. кормовой огонь;

d. Судно с механическим двигателем , к которому применяются пункты (а) или (с) этого Правила, должно также соблюдать Правило 23 (а) (ii).

e. Буксируемое судно или буксируемый объект, кроме указанных в пункте (g) этого Правила, должны выставлять:

i. бортовые огни;

ii. кормовой огонь;

iii. ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.

f. Любое количество буксируемых лагом или толкаемых судов в группе должно быть освещено как одно судно:

i. судно,толкаемое вперед,если оно не является частью сочлененного судна, должно выставлять в передней части бортовые огни;

ii. судно, буксируемое лагом, должно выставлять кормовой огонь и в передней части - бортовые огни.

g. Малозаметные полупогруженные буксируемое судно или буксируемый объект, либо комбинация таких буксируемых судов или буксируемых объектов должна выставлять:

i. при их ширине менее 25 м - один белый круговой огонь в передней части или вблизи нее и такой же огонь в кормовой части или вблизи нее, кроме «драконов», которые могут не выставлять огонь в передней части или вблизи нее;

ii. при их ширине 25 м или более - два дополнительных белых круговых огня на боковых оконечностях или вблизи них;

iii. при их длине более 100 м - дополнительные белые круговые огни между огнями, предписанные подпунктами (i) и (ii), таким образом, чтобы расстояние между огнями не превышало 100 м;

iv. ромбовидный знак на кормовой оконечности последнего буксируемого объекта либо вблизи нее и, если длина буксира превышает 200 м,- дополнительный ромбовидный знак, установленный на наиболее видном месте впереди настолько, насколько это практически возможно.

h. Если по какой-либо существенной причине буксируемое судно или буксируемый объект не могут выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (e) или (g) этого Правила, должны быть приняты все возможные меры для того, чтобы осветить буксируемое судно или буксируемый объект или по крайней мере указать на присутствие такого судна или объекта.

i. Если по какой либо существенной причине судно, не занимающиеся обычно буксировочными операциями, не может показать огни, предписанные пунктами a) или (с) этого Правила, то в случаях когда оно занято буксировкой другого судна, терпящего бедствия или нуждающегося в помощи, оно не обязано выставлять эти огни.
Все возможные меры должны быть приняты для того, чтобы показать характер взаимосвязи между буксирующим и буксируемым судами, как это установлено Правилом 36, в частности осветить буксирный трос.

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ

a. Парусное судно на ходу должно выставлять:

i. бортовые огни;

ii. кормовой огонь;

b. На парусном судне длиной менее 12 м огни,предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре,выставляемом на топе или около топа мачты на наиболее видном месте.

c. Парусное судно на ходу может в дополнение к огням , предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красный, а нижний - зеленым, но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенным в соответствии с п.(b) этого Правила.

d.i. Парусное судно длиной менее 7 м , если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (a) или (b) этого Правила, но если это судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

ii. Судно,идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для парусных судов, но если оно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем,который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

e. Судно,идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой , должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.

Правила 26. РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

Правила 26 РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

a. Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре, должно выставлять только огни и знаки, предписанные этим Правилом.

b. Судно, занятое тралением, т.е.протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:

i. два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний - белым, или знак, состоящий из конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;

ii. огонь позади и выше зеленого кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

iii. если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом, - бортовые огни и кормовой огонь.

c. Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:

i. два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний - белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 метров вместо этого знака может выставлять корзину;

ii. если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей - белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;

d. Судно, занятое ловом рыбы вблизи других судов, занятых ловом рыбы , может выставлять дополнительные сигналы, описанные в Приложении 2 к этим Правилам.

e. Судно, не занятое ловом рыбы , не должно выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом; оно должно выставлять только огни и знаки, предписанные для судов соответствующей длины.

Правило 27. СУДА, ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

Правило 27. СУДА, ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

a. (а) Судно,лишенное возможности управляться, должно выставлять:

i. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;

ii. два шара или подобных знака, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;

iii. если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом,- бортовые огни и кормовой огонь.

b. Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно выставлять:

i. три круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний - белым;

ii. три знака, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний ромбом;

iii. если судно имеет ход относительно воды,то в дополнении к огням, предписанным пунктом (i), - топовый огонь или огни, бортовые огни и кормовой огонь;

iv. если судно стоит на якоре, то в дополнении к огням или знакам, предписанным подпунктами (i) и (ii), - огонь, огни или знак, предписанные Правилом 30.

c. Судно с механическим двигателем, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса , должно в дополнение к огням или знакам, предписанным Правилом 24 (а), выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii) пункта (b) настоящего Правила.

d. Судно,занятое дноуглубительными работами или подводными операциями, когда оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i),(ii) и (iii) пункта (b) этого Правила, и, если существует препятствие для прохода другого судна, должно дополнительно выставлять:

i. два красных круговых огня или два шара, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны на которой существует препятствие;

ii. два зеленых круговых огня или два ромба, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны с которой может пройти другое судно;

iii. если оно стоит на якоре, - огни или знаки, предписанные этим пунктом, вместо огней или знаков,предписанных Правилом 30.

e. Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют ему выставлять все огни и знаки, предписанные пунктом (d) этого Правила, оно должно выставлять:

i. три круговых огня, расположенных по вертикали на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний огонь - белым;

ii. флаг А по Международному своду сигналов, изготовленный в виде жесткого щита высотой не менее 1 м. Должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага.

f. Судно,занятое работами по устранению минной опасности , в дополнение к огням, предписанным для судов с механическим двигателем Правилом 23, либо к огням или знаку, предписанным для судна на якоре Правилом 30, соответственно должно выставлять три зеленых круговых огня или три шара.
Один из этих огней или знаков должен выставляться вблизи топа фок-мачты, а два других - на ноках фока-рея. Эти огни или знаки указывают, что другому судну опасно приближаться к судну, занятому работами по устранению минной опасности, на расстояние менее 1000 м.

g. Суда длиной менее 12 м, за исключением судов, занятых водолазными работами, не обязаны выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом.

h. Сигналы, предписанные этим Правилом, не являются сигналами судов, терпящих бедствия и требующих помощи. Такого рода сигналы приведены в Приложении 4 к настоящим Правилам.

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или цилиндр.

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять:

i. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний - красным;

ii. если оно на ходу, то дополнительно - бортовые огни и кормовой огонь;

iii. если оно стоит на якоре, то в дополнении к огням, предписанным подпунктом (i), - огонь или знак, предписанный Правилом 30 для судна на якоре.

b. Лоцманское судно, не занятое исполнением лоцманских обязанностей, должно выставлять огни или знаки, предписанные для подобного судна соответствующей длины.

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

a. Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:

i. в носовой части судна - белый круговой огонь или шар;

ii. на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i),белый круговой огонь.

b. Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных подпунктом (а) этого Правила.

c. Судно на якоре может, а судно длиной более 100 м должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.

d. судно на мели должно выставлять огни, предписанные пунктом (а) или (b) этого Правила, и, кроме того на наиболее видном месте:

i. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии;

ii. три шара, расположенных по вертикальной линии.

e. Судно длиной менее 7 м на якоре или на мели, когда оно не находится в узком проходе, на фарватере, месте якорной стоянки или вблизи от них, а также в районах, где обычно плавают другие суда, не обязано выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (а), (b) или (d) этого Правила.

f. Судно длиной менее 12 м на мели не обязано выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii) пункта (d) этого Правила.

Правило 31. ГИДРОСАМОЛЕТЫ

Правило 31. ГИДРОСАМОЛЕТЫ

Если гидросамолет практически не может выставлять огни или знаки, которые по своим характеристикам или расположению отвечали бы требованиям Правил этой Части, он должен выставлять огни и знаки, которые по своим характеристикам и расположению были бы настолько близки к требованиям Правил, насколько это возможно.

Глава XVI . Предупреждение о столкновении судов в море.

Порядок предупреждения столкновений судов в море распространяется на все суда, плавающие на морях и океанах, как парусные, так и суда с механическим двигателем, и регулируется «Правилами для предупреждения столкновений судов в море» (ППСС).

§ 72. Судовые огни и знаки.

Все суда несут положенные им огни в любую погоду от захода и до восхода солнца. Судовые огни позволяют определить направление движения судна, большое ли оно или малое, род занятий (буксировщик, рыболовное и т. п.), на ходу ли судно, стоит ли оно на якоре, ограничено ли в способности управляться. Каждый огонь характеризуется цветом, дугой освещаемого горизонта, дальностью видимости и расположением его на судне.

Всякое судно считается на ходу, если оно не стоит на мели, на якоре или не ошвартовано у берега. Одиночное судно на ходу в море несет следующие огни:

Правый отличительный - зеленый, сектор освещения 112°,5 (10 румбов), освещает дугу горизонта от направления прямо по носу до двух румбов вправо позади траверза.

Левый отличительный - красный, сектор освещения 112°,5 (10 румбов), освещает дугу горизонта от направления прямо по носу до двух румбов влево позади траверза.

Дальность видимости обоих огней не менее двух миль. Щитки огней окрашиваются в соответствующий цвет и ставятся с таким расчетом, чтобы огонь одного борта не был виден с другого. Огни устанавливаются на высоте мостика, а на мелких судах на высоте планширя.

Топовый огонь - белый, сектор освещения 225° (20 румбов), устанавливается на фок-мачте на высоте не менее 6,1 м над палубой (если ширина судна более 6,1 м, то над корпусом судна, но не выше 12,19 м) с таким расчетом, чтобы быть видимым прямо по носу и по 112°,5 вправо и влево. Дальность видимости его не менее пяти миль. Если длина судна с механическим двигателем более 45,75 м, то оно несет на второй мачте точно такой же огонь, но расположенный на 4,57 м выше первого топового огня.

Кормовой огонь - белый, сектор освещения 135° (12 румбов, по 6 румбов в обе стороны от диаметральной плоскости судна). Дальность видимости не менее двух миль.

Огни и знаки судов, стоящих на якоре. Судно длиной 45,75 м и менее, стоящее на якоре, несет в носовой части белый огонь с круговым освещением и дальностью видимости не менее двух миль. Судно длиной более 45,75 м, стоящее на якоре, кроме указанного штагового огня, расположенного на высоте не ниже 6,1 м над корпусом, несет кормовой огонь с такой же характеристикой, расположенный ниже первого на 4,57 м. Эти огни должны быть видимы насколько возможно, вокруг по всему горизонту на расстоянии не менее 3 миль.

Судно, стоящее на якоре, включает якорные огни с заходом солнца. Если судно стало на якорь после захода солнца, то в момент отдачи якоря выключают ходовые огни и включают якорные огни. Днем (от восхода до захода солнца) судно, стоящее на якоре, несет в передней части черный шар диаметром не менее 0,61 м.

Огни буксирных судов. Судно, буксирующее другое судно, несет огни одиночного судна на ходу и в дополнение к ним еще один топовый огонь, расположенный ниже первого на 1,8 м, если длина буксира менее 183 м. При длине буксира более 183 м буксирующее судно несет третий топовый огонь, расположенный также вертикально и на расстоянии 1,8 м выше или ниже упомянутых огней. Характеристика всех трех огней одинакова. Буксируемые суда несут бортовые отличительные огни, а последнее несет еще гакобортный огонь.

Огни и знаки судов, лишенных возможности управляться. Судно, лишенное возможности управляться, не имеющее хода, несет ночью только два красных вертикально расположенных огня с круговым освещением. Расстояние между огнями не менее двух метров. Дальность видимости не менее двух миль. Днем такое судно несет на мачте два вертикально расположенных черных шара. Судно, лишенное возможности управляться, но имеющее ход, несет упомянутые два красных огня и дополнительно бортовые отличительные огни и гакобортный огонь. Днем такое судно несет два вертикально расположенных черных шара.

Огни и знаки судов, занятых различными работами. Судно, занятое подводными, гидрографическими или другими работами, если оно не может уступить дорогу другому судну, несет бортовые отличительные огни, гакобортный огонь и на мачте три вертикально расположенных огня с круговым освещением: верхний и нижний - красные, средний - белый. Дальность видимости их не менее двух миль. Днем такое судно несет на мачте три предмета, из которых верхний и нижний имеют форму шара красного цвета, а средний - ромб белого цвета.

Огни лоцманских судов. Лоцманские суда, находящиеся при исполнении своих обязанностей, несут бортовые отличительные огни, гакобортный огонь и на передней мачте - постоянный белый огонь с круговым освещением. При приближении других судов такое судно через короткие промежутки времени показывает вспышки белого огня. Лоцманские суда с механическим двигателем дополнительно к белому огню на мачте ниже его несут красный огонь с круговым освещением. Дальность видимости красного огня не менее трех миль. Лоцманские суда, не находящиеся при исполнении обязанностей, несут огни одиночного судна.

Огни и знаки рыболовных судов. Рыболовные суда, производящие лов рыбы, несут огни и знаки, дальность видимости которых не менее двух миль. Суда, занятые ловом рыбы крючковыми (буксируемыми) снастями, несут огни судна с механическим двигателем или парусного судна на ходу.

Суда, производящие лов рыбы сетями или снастями длиной до 153 м, несут два огня, расположенных по вертикальной линии. Верхний из этих огней должен быть красным, а нижний - белым, каждый из них должен быть видим по всему горизонту. Суда, производящие лов рыбы сетями или снастями длиной более 153 м, должны показывать в направлении выметанных снастей дополнительный белый огонь, видимый по всему горизонту. Если такое судно имеет ход, то оно несет еще бортовые отличительные огни и кормовой огонь. Днем рыболовные суда на самом видном месте выставляют два черных конуса вершинами вверх. Если суда менее 19,80 м, вместо конуса может выставляться корзина.

Огни судов, занятых тралением. Судно, занятое тралением, несет два огня, расположенных по вертикальной линии один над другим. Верхний из этих огней должен быть зеленым, а нижний - белым, каждый из них должен быть видим вокруг по всему горизонту. Эти суда, когда они имеют ход относительно воды, должны нести бортовые огни, а также гакобортный огонь. Такие суда могут нести дополнительно белый огонь (§ 72), но этот огонь должен выставляться ниже и позади зеленого и белого огней.

Огни и знаки работающих дноуглубительных снарядов. Дноуглубительный снаряд во время работы поднимает с обоих бортов по два красных вертикально расположенных огня, если проход судам с обеих сторон не разрешен.

Если проход возможен, то со стороны прохода снаряд поднимает два зеленых вертикально расположенных огня. Днем вместо красных огней снаряд несет сочетание шара и конуса.

Парусное судно на ходу должно нести те же огни, какие предписаны для судна с механическим двигателем, за исключением белых огней, которые оно никогда не должно нести. Оно должно нести кормовой огонь, как указано выше, а буксируемые судна, за исключением последнего судна в караване, могут нести вместо упомянутого кормового огня небольшой белый огонь (позади трубы, кормовой мачты, чтобы облегчать управлением буксируемому судну, но этот огонь не должен быть видимым впереди траверза).

В дополнение к огням, упомянутым выше, парусное судно может нести на топе фок-мачты два огня, расположенных по вертикальной линии один над другим на достаточном удалении друг от друга, чтобы быть ясно различимыми. Верхний огонь должен быть красным, а нижний - зеленым. Требования к этим огням предъявляются, как к топовым, с дальностью видимости не менее 2 миль.

Судно, идущее под парусами и в то же время приводимое в движение механическим двигателем, днем несет на видном месте черный конус вершиной вверх, а ночью - топовый белый огонь.

Всякое судно, желающее обратить на себя внимание, дополнительно к положенным ему огням может показывать белую вспышку или употреблять любой сигнал, который не напоминает сигнал бедствия.

Ниже излагаются выдержки относительно огней и знаков для малых судов из «Правил предупреждения столкновения судов в море», точное знание которых необходимо каждому судоводителю, управляющему маломерным судном на водных пространствах, где действуют «ППСС».

«Правило 6».

а) Когда из-за плохой погоды или по какой-либо другой существенной причине невозможно укрепить зеленый или красный бортовые огни, их надлежит иметь под руками зажженными и готовыми к немедленному применению, а при приближении других судов или при подходе к ним они должны быть выставлены на соответствующих сторонах заблаговременно, для предупреждения столкновения, таким образом, чтобы они были наиболее ясно видны, и так, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный - с правого и чтобы по мере возможности они не были видимы более 22,°5 (2 румбов) позади траверза соответствующего борта.

б) Чтобы применение этих переносных огней было безошибочным и удобным, сами фонари, в которых они заключены, дол жны быть окрашены снаружи в цвета, соответствующие цвету огней, и снабжены надлежащими щитами.

«Правило 7».

Суда длиной менее 19,80 м (65 футов) с механическим двигателем, суда длиной менее 12,19 м (40 футов), идущие на веслах или под парусами, а также гребные шлюпки, когда они на ходу, должны быть снабжены следующими огнями:

а) Суда длиной менее 19,80 м с механическим двигателем, за исключением упомянутых в пунктах (в) и (с), должны нести: (i) в носовой части судна на наиболее видном месте и на высоте над планширем не менее 2,74 м яркий белый огонь, устроенный и установленный так, как предписано Правилом 2(а) (i) *, и такой, чтобы он был видим на расстоянии не менее 3 миль;

(ii) зеленый и красный бортовые огни, устроенные и установленные так, как это предписано Правилом 2 (a), (iv) и (v) *, и такие, чтобы они были видимы на расстоянии не менее 1 мили, или комбинированный фонарь, показывающий зеленый и красный огни от направления прямо по носу до 22°,5 (2 румбов) позади траверза соответствующего борта. Такой фонарь следует нести ниже белого огня не менее чем на 0,91 м.

(в) Судно длиной менее 19,80 м с механическим двигателем, когда оно буксирует или толкает другое судно, должно нести:

(i) в дополнение к бортовым огням или комбинированному фонарю, предписанным пунктом (а) (и), два белых огня, расположенных по вертикальной линии один над другим на расстоянии не менее чем на 1,22 м друг от друга. Каждый из этих огней должен быть такого же устройства и такой же дальности видимости, а один из них должен выставляться в том же положении, как и белый огонь, предписанный пунктом (a) (i). Судно с одной мачтой такие огни может нести на этой мачте;

(ii) кормовый огонь, предусмотренный Правилом 10 *, или вместо этого огня небольшой белый огонь позади дымовой трубы или кормовой мачты, чтобы облегчить управление буксируемому судну, но этот огонь не должен быть видим впереди траверза.

(c) Суда длиной менее 12,19 м с механическим двигателем могут нести белый огонь на высоте менее 2,74 м над планширем, но не меньше 0,91 м над бортовыми огнями или комбинированным фонарем, предписанным пунктом (а) (ii).


Рис. 171. Комбинированный носовой двухцветный и топовый огни на катере

(d) Суда длиной менее 12,19 м, идущие на веслах или под парусами, за исключением упомянутых в пункте (f), должны, если они не несут бортовых огней, нести на наиболее видном месте фонарь, показывающий зеленый огонь с одного борта и красный огонь с другого видимостью не менее 1 мили и так установленный, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный огонь - с правого. Если невозможно укрепить этот фонарь, его надлежит иметь готовым к немедленному применению и выставлять заблаговременно для предупреждения столкновения таким образом, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный - с правого.

(e) Суда, упомянутые в настоящем Правиле, когда они буксируются, должны нести соответственно бортовые огни или комбинированный фонарь, предписанные пунктами (а) или (d) настоящего Правила, и кормовой огонь, предусмотренный Правилом 10 *, или, за исключением последнего буксируемого судна, небольшой белый огонь, предписанный пунктом (в) (it). Суда, толкаемые вперед, должны нести на передней оконечности бортовые огни или комбинированный фонарь, предписанные пунктами (а) или (d) настоящего Правила, при условии, что любое количество толкаемых вперед судов в группе должно быть в соответствии с этим Правилом освещено как одно судно; если наибольшая длина группы судов превышает 19,80 м, огни должны выставляться в порядке, установленном правилом 5с ** (как для толкаемых судов).

(f) Небольшие гребные шлюпки, идущие на веслах или под парусами, должны иметь наготове под рукой только переносный электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

В приложении наглядно в цветных иллюстрациях изображены огни и знаки со ссылкой на соответствующие правила из «ППСС».

1.1 ПРИМЕНЕНИЕ ОДИНОЧНОГО БЕЛОГО КРУГОВОГО ОГНЯ

По Международным правилам предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

c.1. Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;

с.2. судно с механическим двигателем длиной менее 7 м, имеющее

максимальную скорость не более 7 узлов, может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и должно, если это практически возможно, выставлять также бортовые огни.

с.3. топовый огонь или белый круговой огонь на судне с механическим двигателем длиной менее 12 м может быть смещен относительно диаметральной плоскости судна, если его установка в диаметральной плоскости практически невозможна; при этом бортовые огни должны быть скомбинированы в одном фонаре, установленном в диаметральной плоскости судна или насколько это практически возможно близко к продольной плоскости, в которой установлен топовый или белый круговой огонь.

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ.

g. Малозаметные полупогруженные буксируемое судно или буксируемый объект, либо комбинация таких буксируемых судов или буксируемых объектов должна выставлять:

1. при их ширине менее 25 м - один белый круговой огонь в передней части или вблизи нее и такой же огонь в кормовой части или вблизи нее, кроме "драконов", которые могут не выставлять огонь в передней части или вблизи нее;

2. при их ширине 25 м или более - два дополнительных белых круговых огня на боковых оконечностях или вблизи них;

3. при их длине более 100 м - дополнительные белые круговые огни между огнями, предписанные подпунктами (1) и (2), таким образом, чтобы расстояние между огнями не превышало 100 м;

Правила 26. РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

2. если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей - белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;

a. Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:

1. в носовой части судна - белый круговой огонь или шар;

2. на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (1),- белый круговой огонь

b. Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных подпунктом (а) этого Правила.

Правило 34. СИГНАЛЫ МАНЕВРОУКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

b. Судно может сопровождать звуковые сигналы, предписанные пунктом (а) этого Правила, световыми сигналами, повторяемыми в течение всего маневра:

1. эти световые сигналы должны иметь следующее значение: один проблеск означает "Я изменяю свой курс вправо"; два проблеска означают "Я изменяю свой курс влево"; три проблеска означают "Мои движители работают на задний ход";

2. продолжительность каждого проблеска должна быть около 1 с, интервал между проблесками - около 1 с, интервал между последовательными сигналами - не менее 10 с;

3. используемый для подачи такого сигнала огонь, если он установлен, должен быть белым круговым огнем, видимым на расстоянии не менее 5 миль, и должен соответствовать требованиям Приложения I к настоящим Правилам.

67. Несамоходные суда буксируемого состава, следующего за одним или несколькими самоходными судами, должны нести:

Одиночное судно длиной до 50 м - один круговой белый огонь;

Одиночное судно длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню на носовой и кормовой частях;

В составе - по одному белому круговому огню на носовой части каждого судна и на кормовой части каждого последнего судна.

70. Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь. Это предписание не применяется к шлюпкам судов.

Суда длиной менее 7 метров - белый круговой огонь, расположенный на мачте; при приближении других судов это судно должно, кроме этого, освещать парус белым огнем;

72. Шлюпки судов должны иметь белый круговой огонь и показывать его при приближении других судов.

Белый круговой огонь, расположенный на высоте не менее 5 м, однако эта высота может быть уменьшена до 3 м, если длина парома не превышает 15 м.

Несамоходное судно несет при работе толканием один белый топовый огонь, при буксировке - один белый круговой огонь, если судно длиной до 50 метров, свыше 50 метров - два круговых огня на носу и корме.

77. Плоты на ходу должны нести:

При длине менее 60 м - один белый круговой огонь на хвостовой части;

При длине от 60 до 120 м - по одному белому круговому огню на головной и хвостовой частях;

При длине от 120 до 240 м - по одному белому круговому огню на углах плота;

При длине от 240 до 480 м - по одному белому круговому огню на углах плота и на бортах в средней части, а на плотах длиной более 480 м добавляются два белых круговых огня по бортам через каждые 240 метров.

78. Одиночное судно на стоянке должно нести:

Самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м - один белый круговой огонь на мачте.

Самоходное шириной более 5 м - белый круговой огонь в носовой части, два кормовых огня, расположенные горизонтально, и белый огонь на краю ходового мостика со стороны судового хода, видимый в секторе 180 град.;

Несамоходное длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню в носовой и кормовой частях.

79. Дебаркадер, плавмастерская, брандвахта должны нести один белый круговой огонь на мачте и один белый круговой огонь на стенке надстройки, видимый со стороны судового хода.

80. В составе или группе соединенных несамоходных судов, стоящих на рейде или у берега, суда, находящиеся со стороны судового хода, и все суда переднего счала должны нести по одному белому круговому огню на носовой части, а все суда последнего (заднего) счала - на кормовой части.

85. Плавучие причалы, насосные станции и другие плавучие установки должны нести при длине менее 50 м один белый круговой огонь, при длине 50 м и более - белый круговой огонь через каждые 50 м.

VII. Особая сигнализация

103. Дноуглубительные и дноочистительные снаряды, водолазные суда и суда, предназначенные для ведения подводных работ, не занятые выполнением своих основных операций, на ходу и стоянке должны нести такие же огни и знаки, как и самоходные и несамоходные суда. При этом на грунтопроводе должны быть выставлены белые круговые огни через каждые 50 м.

1.2 ПРИМЕНЕНИЕ ОДИНОЧНОГО КРАСНОГО КРУГОВОГО ОГНЯ

По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

81. Суда с опасными грузами или их остатками на стоянке должны дополнительно к огням, предписанным в пункте 78 настоящих Правил, нести один красный круговой огонь.

82. Нефтеперекачивающие, нефтебункеровочные и зачистные станции должны нести такие же огни и знаки, как несамоходные суда соответствующих размеров, а также красный круговой огонь.

VII. Особая сигнализация

98. Рефулерный снаряд при работе на судовом ходу должен нести, кроме сигналов, указанных в пункте 97, на плавучем грунтопроводе рефулерного снаряда круговые огни через каждые 50 м (красные при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые - за левую).

X. Движение судов по внутренним водным путям

171. Дноочистительный снаряд должен показать сторону прохода ночью миганием одного кругового огня (белого - при работе у левой кромки судового хода, красного - у правой), днем - светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.

1.3 ПРИМЕНЕНИЕ ОДИНОЧНОГО ЖЕЛТОГО КРУГОВОГО ОГНЯ

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

b. Судно на воздушной подушке, находящееся в неводоизмещающем состоянии, в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, должно выставлять круговой проблесковый желтый огонь.

По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

IV. Ночная ходовая сигнализация

58. Пассажирские водоизмещающие самоходные суда, работающие на переправе или на внутригородских линиях в границах портовых вод, а также самоходный паром на ходу должны нести, кроме вышеуказанных огней, желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топового.

V. Ночная стояночная сигнализация

75. Паромы канатных переправ, не передвигающиеся самостоятельно, должны нести:

Белый круговой огонь, расположенный на высоте не менее 5 м, однако эта высота может быть уменьшена до 3 м, если длина парома не превышает 15 м;

Желтый круговой огонь, расположенный на расстоянии не менее 1 метра над белым огнем.

76. Самоходное судно, занятое толканием, буксировкой на тросе или под бортом несамоходного судна (парома) на переправе, кроме предписанных ему огней, должно нести желтый проблесковый круговой огонь.

1.4 ПРИМЕНЕНИЕ ОДИНОЧНОГО ЗЕЛЕНОГО КРУГОВОГО ОГНЯ

По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

97. Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода - два красных круговых огня (тентовых), расположенные на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне - два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.

99. Дноочистительные снаряды и суда, занятые подводными работами (подъем судов, прокладка труб, кабелей и т.п. без водолазных работ), должны нести один зеленый круговой огонь на мачте, днем - сигнальный флаг "А".

102. Самоходный дноуглубительный снаряд с волочащимся грунтоприемником при заборе грунта на ходу должен нести:

Днем - три знака, расположенные по вертикали: два черных шара и между ними черный ромб;

Ночью, помимо сигнализации, предусмотренной настоящими Правилами, - два зеленых круговых огня, расположенные горизонтально на рее кормовой мачты на расстоянии не менее 2,0 м друг от друга.

104. Судно, занятое тралением судового хода, и при работе у плавучих знаков навигационного оборудования должно нести на мачте днем один сигнальный флаг "А" (щит), а ночью один зеленый круговой огонь.

1.5 ПРИМЕНЕНИЕ ОДИНОЧНОГО СИНЕГО КРУГОВОГО ОГНЯ

Синий проблесковый круговой огонь устанавливается на судах органов надзора.

2.1 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ КРАСНЫХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ.

По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

а. Судно, лишенное возможности управляться, должно выставлять: 1. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;

i. два красных круговых огня или два шара, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны на которой существует препятствие;

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

d. судно на мели должно выставлять огни, предписанные пунктом (а) или (b) этого Правила, и, кроме того на наиболее видном месте: 1. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии;

Приложение 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ДЛЯ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ЛОВОМ РЫБЫ ВБЛИЗИ ДРУГ ОТ ДРУГА

2. СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ТРАЛЕНИЕМ

a. Суда, занятые тралением, независимо от того, используют ли они донные или пелагические снасти, могут выставлять:

3. когда снасть зацепилась за препятствие - два красных огня, расположенных по вертикальной линии.

По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

X. Движение судов по внутренним водным путям

225. Судно считается лишенным возможности управляться, если оно из-за неисправности двигателей, движителей, корпуса, рулевого устройства и других механизмов и (или) тяжелого воздействия гидрометеорологических явлений не может маневрировать так, как требуется настоящими Правилами.

Оно должно нести два красных круговых огня, расположенные по вертикали на наиболее видном месте. Если оно имеет ход относительно воды, то дополнительно - бортовые и кормовой (кормовые) огни. Днем такое судно должно нести два черных шара, расположенных по вертикали на наиболее видном месте.

2.2 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ ЗЕЛЕНЫХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ

По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

Правило 27. СУДА, ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ

ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

d. Судно, занятое дноуглубительными работами или подводными операциями, когда оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (1),(2) и (3) пункта (b) этого Правила, и, если существует препятствие для прохода другого судна, должно дополнительно выставлять:

2. два зеленых круговых огня или два ромба, расположенных по

вертикальной линии, - для указания стороны с которой может пройти другое судно;

По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

101. Судно, занятое водолазными работами, ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенные по вертикали, днем - два сигнальных флага "А".

2.3 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ КРАСНО-БЕЛЫЙ

По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

Правила 26 РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

c. Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:

1. два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний - белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 метров вместо этого знака может выставлять корзину

2.4 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ БЕЛО-КРАСНЫЙ

По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять:

1. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний – красным.

2.5 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ КРАСНО-ЗЕЛЕНЫЙ

По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ

c. Парусное судно на ходу может в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красный, а нижний - зеленым, но эти огни не должны

выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенный в соответствии с п.(b) этого Правила.

:

71. Парусные суда должны нести:

Суда длиной 20 и более метров - бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенных вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний – зеленым.

2.6 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ ЗЕЛЕНО-БЕЛЫЙ

По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

Правила 26 РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

b. Судно, занятое тралением, т.е. протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:

i. два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний - белым, или знак, состоящий из конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину.

По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России :

105. Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:

Ночью - два круговых огня, расположенных по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый, на расстоянии не менее 1 м впереди и ниже топового огня);

3.1 ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕХ КРАСНЫХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ

По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или цилиндр.

По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

88. На судне, стоящем на мели, должны нестись установленные для него стояночные огни и, кроме того, на уровне плавучего знака:

Со стороны или сторон, с которых судовой ход свободен, - белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход;

Со стороны, с которой проход невозможен, - три красных круговых огня, днем - три черных шара, расположенные по вертикали на видном месте.

3.2 ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ КРАСНО-БЕЛО-КРАСНЫЙ

По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

Правило 27. СУДА, ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ

ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

b. Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно выставлять:

1. три круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний – белым;

e. Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют ему выставлять все огни и знаки, предписанные пунктом (d) этого Правила, оно должно выставлять.

Огни, знаки и звуковые сигналы на речных судах

Порядок несения огней на речных судах, их расположение на судне, секторы освещения по горизонту для огней, имеющих одинаковое значение, аналогичны МППСС-72. Все огни должны включаться и гореть на судах от захода до восхода Солнца и во всякую погоду. В течение этого времени нельзя выставлять другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные, ухудшить их видимость или служить помехой для наблюдений.

Установленные правилами знаки, заменяющие огни в светлое время суток, должны подниматься (выставляться) на своих местах от восхода до захода Солнца.

На судах Речного флота применяются следующие огни: топовый (белый), бортовые (зеленый на правом борту, красный на левом), кормовой (белый), буксировочный (желтый.), круговой (белый, желтый, оранжевый, красный или синий - в зависимости от назначения) и проблесковый (дающий регулярные проблески). Все эти огни имеют те же характеристики и расположение, что и у морских судов. Кроме того, на речных судах при расхождении применяется светоимпульсная (световая) отмашка - белый проблесковый огонь с дугой освещения в 112,5° от траверза судна с перекрытием диаметральной

Плоскости на 22,5° на правый и левый борта. Светоимпульсная отмашка применяется и ночью, и днем. Цвет отмашки может быть одинаков по цвету с соответствующим бортовым огнем. При отсутствии светоимпульсной отмашки она может быть заменена белым флагом днем и световой отмашкой ночью.

Согласно ППВВП речные суда на ходу обязаны нести следующие огни (правила 27, 28, 29 и 30):

1. Одиночное судно с механическим двигателем - топовый огонь (судно длиной 50 м и более может нести второй топовый огонь, при условии, что один из них должен быть расположен впереди и ниже другого), бортовые огни и три кормовых огня, расположенных треугольником основанием вниз (на судне шириной 5 м и менее - один кормовой огонь в диаметральной плоскости.

Кроме этих огней все остальные суда в зависимости от их назначения несут следующие огни:

2. Пассажирское самоходное судно, работающее на переправе или в границах порта, самоходный паром на ходу - желтый проблесковый круговой огонь.

3. Суда судоходного надзорамогут нести синий проблесковый круговой огонь.

4. Судно с нефтегрузами (их

Остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами) при расхождении или обгоне может показывать красный круговой огонь.

5. Суда, занятые толканием,несут три топовых огня и желтый буксировочный огонь. Топовые огни располагают треугольником основанием вниз, а верхний из них - в ДП. Толкаемые суда несут по одному топовому огню в носовой части (в составе нескольких буксируемых судов - на носовой части каждого переднего судна).

Рис. 144. Схема расположения огней на речных буксирах по старым правилам

Рис. 145. Схема расположения ходовых огней на речных буксирах по новым правилам плавания

6. Суда, занятые буксировкой на тросе, несут два топовых огня по вертикали и один кормовой огонь в ДП с желтым буксировочным огнем под ним (рис. 145).

При буксировке плотов (или плотов вместе с судами) вместо двух топовых огней включают три топовых огня по вертикали.

С удно, буксирующее судно с нефтегрузами (их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами), может при расхождении или обгоне показывать красный круговой огонь.

При буксировке "под бортом" буксирующее судно должно нести те же огни, что и одиночное судно на ходу.

7. Несамоходные суда, буксируемые на тросе, под бортом, а также на стояке, должны нести следующие огни:

Одиночное длиной менее 50 м - один белый круговой огонь, который при буксировке под бортом может быть заменен топовым;

Одиночное длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню в носу и в корме. Эти огни могут быть заменены на топовый и кормовой соответственно;

В составе нескольких судов - по одному белому круговому огню в носу и на корме каждого судна;

Груженные нефтегрузами или другими опасными грузами или веществами на стоянке кроме указанных огней должны нести один красный круговой огонь. Днем этот огонь заменяют сигнальным флагом (щитом) "Б" ("браво") по МСС;

Дебаркадер - один белый круговой огонь на мачте и один белый на стенке надстройки, видимый со стороны судового хода;

Паром канатной переправы на стоянке и в движении несет белый круговой огонь, а канат переправы освещается у каждого берега белым фонарем, прикрытым сверху защитным козырьком;

Несамоходное судно на мели несет стояночные огни и, если мимо возможен проход, белый круговой огонь на выступающей на судовой ход части судна. Если такого прохода нет, - три красных круговых огня (днем - три черных шара), расположенных вертикально.

Самоходные суда на стоянке должны нести следующие стояночные огни и знаки (правило 31):

1. Одиночное судно и толкачи или буксировщики с составом судов (плотами) - один белый круговой огонь в носовой части, один белый на краю мостика с ходовой стороны в секторе 180° и два кормовых огня, расположенных горизонтально. Судно шириной 5 м и менее - один белый круговой огонь на мачте.

Судно на якоре длиной 5 м и более днем несет черный шар в носовой части.

2. Судно с нефтегрузами или другими опасными грузами (веществами) кроме стояночных огней и знаков, указанных в п. 1, несет дополнительно и отдельно от них красный круговой огонь, а днем - сигнальный флаг (щит) "Б" ("браво").

3. Судно на мели кроме стояночных огней и знаков, установленных для него, несет белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход, белый круговой огонь (проход мимо возможен) или три красных круговых огня по вертикали (три черных шара днем), если проход невозможен.

Огни плотов, судов технического флота и рыболовных:

1. Плоты на ходу несут белые круговые огни, число которых зависит от длины плота (правило 32):

Плот и плот-сигара менее 60 м несут один белый круговой огонь в хвостовой части; длиной более 60 м - два таких огня, первый в головной части, второй на хвостовой;

При длине от 120 до 240 м - четыре белых круговых огня по углам плота;

При длине от 240 до 480 м - шесть белых круговых огней;

При длине 480 м и более добавляется по два огня по бортам плота через каждые 480 м.

2. Плоты на стоянке несут те же огни, что и на ходу.

3. Плавучие причалы-понтоны, насосные станции, купальни и т. п. несут в сторону судового хода белые круговые огни.

4. Дноуглубительный снаряд, работающий на судовом ходу, несет один зеленый огонь круговой на мачте; при работе на правой или левой стороне судового хода - два красных круговых огня или два зеленых таких же огня соответственно.

5. На плавучем грунтопроводе (рефулере) ставятся красные круговые огни при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые такие же огни - за левую.

6. Многочерпаковый земснаряд, работающий на судовом ходу, несет один зеленый круговой огонь на мачте и дополнительные огни по бортам - два красных в сторону левой кромки судового хода и два зеленых в сторону левой кромки.

7. Суда, занятые подводными работами, несут ночью один зеленый круговой огонь на мачте, днем - сигнальный флаг (щит) "А" ("алфа") по МСС;
8. Судно, занятое водолазными работами, несет два зеленых круговых огня по вертикали, днем - два сигнальных флага (щита) "А" ("ал"фа").

9. Все суда технического флота, не занятые работами, на ходу и на стоянке несут такие же огни и знаки, как самоходные и несамоходные суда соответственно. На неработающем грунтопроводе выставляют белые круговые огни (правило 33).

10. Рыболовное судно, работающее у правого берега с сетью или неводом несет ночью на мачте два красных круговых огня; работающее у левого берега - два белых круговых огня; днем - два красных или два белых сигнальных флага соответственно (правило 34).

Вдоль выпущенных сетей выставляют круговые огни цвета огней соответствующих навигационных знаков (бакенов, буев). Судно - хозяин сетей преду-" преждает проходящие суда миганием красного огня при работе у правого берега или миганием белого огня - у левого берега. Днем - красным или белым флагом-отмашкой. Проходящее судно должно подтвердить сторону прохода отмашкой с соответствующего борта.

Судно, ловящее рыбу на озерах (водохранилищах) и на участках с кардинальной системой ограждения, несет:

При тралении - два круговых огня по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый), днем - знак из двух конусов по вертикали вершинами вместе или корзину, если длина судна меньше 20 м;

При других способах лова - два круговых огня по вертикали (верхний - красный, нижний - белый), днем - также знак из двух конусов или корзину.

Рыболовное судно, имеющее
ход, кроме этих огней несет бортовые и кормовой (кормовые) огни.

Звуковые сигналы, которыми предваряется каждый маневр речного судна, даются определенными звукосигнальными устройствами и могут ночью дублироваться светом (прожектором, белым круговым огнем) с расчетом не ослеплять других судоводителей. Нельзя подавать огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные правилами (правила 35-39).

6. Сигналы бедствия аналогичны таким же сигналам по МППСС-72, за исключением выстрелов из пушки, которые за менены частым миганием круговым огнем, прожектором или вертикальным перемещением флага (ночью - огня) вверх-вниз (правило 40).

7. Сигнал "Прошу остановиться" подается горизонтальным движением флага-отмашки (днем) или белого огня (ночью) (правило 39).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме